Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Теплоизоляция и экономия энергии 

Как вырваться из замкнутого круга

Людмила Ермолина

 

В восьмидесятых годах, когда моя небольшая семья переехала в двухкомнатную квартиру, за коммунальные услуги по единой квитанции (без учета электроэнергии) мы ежемесячно платили по 9 рублей 13 копеек. Эта сумма десятилетиями оставалась неизменной и поэтому так хорошо запомнилась.

 

Учитывая, что мой корреспондентский оклад в то время составлял 155 рублей, то выходило, что за жилье я отдавала 5,8 прцентажа своего месячного заработка. А на оставшиеся деньги могла приобрести три мешка сахара и два мешка муки. на данный момент едва хватило бы на мешок сахара и мешок муки, и то, если найти, где они подешевле.

 

За коммунальные услуги (двухкомнатная квартира с телефоном в панельной девятиэтажке, трое проживающих, минимальный месячный расход электроэнергии - 150 киловатт) теперь приходится выкладывать в среднем 415 рублей, значит более 37 процентов от моей ставки. И это при существующих пока дотациях на коммунальные услуги из городского бюджета, которые (судя по цифрам, указанным в июльской квитанции) составляют 376 рублей. А если бы мы на данный момент перешли на стопроцентную оплату коммунальных услуг, из семейного кошелька на это пришлось бы ежемесячно изымать около 800 рублей.

 

Тарифы растут, а система жилищно-коммунального хозяйства претерпела лишь косметические изменения, сохранив низкое качество обслуживания жилья.

 

Но если раньше было не принято считать, во что обходится государству жилого фонда, так как коммунальные предприятия и энергетики получали все необходимое, а граждане платили мизерную квартплату, поэтому и экономить, снижать издержки производства было незачем. Но вот от эпохи развитого социализма мы перешли неизвестно к какому капитализму, а складывается впечатление, что для наших коммунальщиков ничего не изменилось. Они по-прежнему не заинтересованы в том, чтобы экономить, улучшать качество услуг.

 

Главная причина - монополизм. Кто, например, кроме Тепловых сетей, подаст тепло в наши многоэтажки? А воду, кроме горводоканала? Есть ли у них стимул снижать неоправданные издержки производства и тарифы, повышать квалификацию работников? Потребитель, значит жилец, все равно вынужден обращаться только к ним и покупать услуги того качества и по тем ценам, которые ими установлены.

 

Правда, Госстрой России так же в 1999 году рекомендовал местным властям проводить экспертизу предприятий коммунальной отрасли, чтобы контролировать обоснованность цен на услуги, но для этого нужно приглашать независимые комиссии. В печати прошло сообщение о ряде подобных проверок в Томской области. Оказалось, повсеместно тарифы завышались. Кроме того, на плечи граждан перекладываются потери воды, тепла и прочего, расходы организаций ЖКХ, а не только средства, необходимые для содержания данного жилого дома. Материальное благосостояние сотрудников ЖЭУ, которое собирает плату, никак не зависит от того, застеклены подъезды, есть ли на площадках лампочки, убирается ли мусор. За все заплатят жильцы и городской бюджет.

 

То, что жилищно-коммунальные услуги - это товар, мы начали осознавать и обсуждать совсем недавно. И все чаще думать, как их сэкономить и за что все же мы платим?
Наших денег коммунальщикам не жалко

 

Разобраться в этом непросто. Найти специалиста, который толково все объяснит и расшифрует каждую графу в квитанциях коммунальных платежей, долго не удавалось. В родном ЖЭУ какие-либо сведения дать отказались, сами ничего не знаем. То же самое я услышала от нескольких бухгалтеров ПЖЭТ-1 Октябрьского района: Мы смотрим только стоимость по тарифу, доплату за предоставленные услуги и перерасчет за их недопоставку, в основном за отсутствие горячей воды и иногда -недогрев тепла. Остальные графы нас не интересуют. В результате я проходила по кабинетам треста полдня, не получив ни одного нужного мне документа.

 

Бухгалтеров одолевали вопросами посетители, и они нервно поглядывали на каждого входящего, загодя ожидая нападок и разборок. Сами они тоже не излучали любезность, на клиентов смотрели сурово. А позже пожаловались мне: Нет горячей воды -виноват бухгалтер, не сделала перерасчет машиносчетная станция, опять все недовольство срывают на нас, хотя мы к выписке квитанций не имеем никакого отношения.

 

- Посмотрите, в каких условиях нам приходится работать. В одной небольшой комнате сидят бухгалтеры пяти ЖЭУ, а шестого - за стеной, причем у каждой тысячи учетных карточек жильцов, -жаловались бухгалтеры. - Теснота - это так же не самое главное. на данный момент весьма тяжело работать из-за того, что квитанции барнаульцам стали присылать за месяц вперед. Человек обязан оплатить услуги, которые так же не получил. В результате - путаница: кто-то в этом месяце уже выехал, кто-то умер, родился. Квартиросъемщики идут к нам, требуют перерасчета. Приходится переписывать квитанции.

 

Перерасчет за отсутствие горячей воды теперь опаздывает на два месяца, вызывая шквал недовольства у жильцов. Алтайэнерго не делает перерасчет и не возвращает деньги своим потребителям, пока к ним не поступила от тех очередная квитанция. А ругают за все это только бухгалтеров ЖЭУ. Недавно отменили льготы репрессированным - опять мы виноваты.

 

В плановом отделе ПЖЭТ-1 никаких нормативных документов тоже не обнаружилось, но на память мне назвали одну цифру: норма потребления воды в Барнауле - 260 литров на человека, из них 155 - холодной, 105 - горячей.

 

Начальник отдела Галина Скорых рассказала:

 

- За дежурное освещение в подъездах и лифтах мы платим по установленной норме. С целью экономичности теперь стремимся устанавливать там и в тресте лампочки. Вызвали контролеров, чтобы они пересчитали нам нормы.

 

Кроме того, решили не привлекать подрядные организации для текущего ремонта жилого фонда, а обходиться собственными силами либо заключать договора со строительными фирмами, которые берут за свои услуги подешевле. Помимо жилых домов, берем на обслуживание магазины, детские сады, другие организации. А доходы от этого направляем на эксплуатацию жилья.

 

Из рассказа Галины Скорых понятно, что на собственных расходах здесь экономить стараются, тем более что для всех своих бюджетных организаций городская администрация установила лимиты на потребление электроэнергии и тепла. А вот сколько за что платят жильцы, по-прежнему специалистов ПЖЭТов не интересует.
Истина в тумане

 

В производственном и плановом отделах городского комитета жилищного хозяйства также не удалось разжиться документами по нормам потребления услуг и тарифам на них. Правда, одну папку мне полистать дали, где я наткнулась на две таблицы, интересующие каждого барнаульца. По ним рассчитывается снижение тарифов при предоставлении некачественных услуг. значит за недогрев наших квартир и низкую температуру горячей воды мы можем платить гораздо меньше обычного. Взять с собой эти таблицы мне не позволили, сославшись на то, что нет второго экземпляра. Поэтому пришлось пускаться на шпионские хитрости.

 

В итоге сведения, которые, по нашему мнению, должныбыть на виду в коммунальных предприятиях, занимающихся эксплуатацией жилья, пришлось собирать буквально по крохам в течение двух недель.

 

Однако официального подтверждения юридической силы таблиц снижения тарифов при предоставлении некачественных услуг получить не удалось. Как нам пояснили, таблицы составлены на основании постановления администрации Барнаула N 368 от 23 февраля 2001 года Об утверждении типового договора на предоставление коммунальных услуг... (на уровне правительства РФ подобное постановление было принято так же 26 сентября 1994 года) и используются для конкретных перерасчетов за коммунальные услуги. но жильцам их показывать опасаются.

 

Самовольное снижение тарифов и внесение исправлений в полученные квитанции не допускается. Для этого необходим соответствующий акт, подтверждающий некачественные коммунальные услуги. Вот на этом каждый жилец вправе настаивать, вызывая к себе мастера ЖЭУ, который и должен письменно зафиксировать холод в квартире или недогрев горячей воды. Списание денег идет строго по акту. Судя по засекреченной таблице, разница в тарифах существенная. Например, если в вашей квартире 18 градусов тепла, вы платите по 1,68 рубля за квадратный метр общей площади, если плюс 15 - 95 копеек, а плюс 12 - только 23 копейки. То же самое при расчетах за горячую воду. Норма - 50 градусов оплачивается по 25,66 рубля. Если температура воды в кране снижается на пять градусов, оплата уменьшается сразу на несколько рублей, при 40 градусах -от тарифа платится меньше половины, а ниже 35 - вообще ничего платить не надо.

 

Каждую зиму, замерзая в своих конечных панельных домах, где в комнатах порой от 7 до 12 градусов тепла, мы с коллегой повесили эти две таблицы расчета размера снижения тарифов за тепло и горячую воду у себя в кабинете и даже в квартирах. А вам советуем не жалеть время на вызов и ожидание мастера для составления письменного акта о недопоставленных услугах. Овчинка выделки стоит.
Норма или счетчик?

 

Все эти нормы потребления слишком усреднены и туманны. А для нас, жильцов, остается непонятным, исходя из чего они определяются? Мы вправе подозревать их завышение, как и завышение тарифов на оплату отдельных коммунальных услуг. Ситуацию могут прояснить только приборы учета. Но тут свои сложности. И главная из них - за чей счет их устанавливать? Лично я твердо убеждена, будь у меня в квартире счетчики, мои ежемесячные выплаты заметно уменьшились бы. Простой пример, когда у меня раскурочили счетчик на площадке, некоторое время мне пришлось оплачивать электроэнергию по среднему тарифу. Нагорело в три раза больше киловатт, чем обычно.

 

Об установке счетчиков на воду и тепло у нас в стране раньше не думали и поэтому делали раздельную разводку водопроводных труб для кухни и ванны. Значит, придется устанавливать сразу два прибора. Кое-где пытаются использовать один счетчик на весь дом и потом разбрасывать общую сумму платежей на всех его жильцов. Но это не всем нравится.

 

- ниразу я не соглашусь платить за воду по общему на весь дом счетчику, - сказала мне одна бухгалтер ПЖЭТа. - Мы с дочерью живем вдвоем, весь день на работе, а в это время бабушки в доме льют воды, сколько хотят. Если ставить прибор учета, то только отдельный для каждой отдельной квартиры, каждый будет стремиться экономить.

 

Для муниципальной жилищной организации приборы учета - хлопотное дело, все - таки после установки их надо эксплуатировать. А что от этого она будет иметь? Деньги за воду как придут, так и уйдут в горводоканал.

 

Счетчики тепла - вообще дорогое удовольствие. Как сказали мне в плановом отделе, один прибор, устанавливаемый на весь дом, стоит 60 тысяч рублей. Реально ли столько собрать с жильцов? А у муниципалитета на это нет средств. Хотя недавно в Томске мне рассказывали, что после установки счетчика тепла в 160-квартирном доме за 8 месяцев отопительного сезона с каждой отдельной квартиры удалось сэкономить от 500 до 1000 рублей только по этой одной графе коммунальных платежей. В общем, хочешь установить счетчик - ради Бога, но сам, за свой счет и с соблюдением всех необходимых довольно хлопотных требований.

 

Хотя выход есть. Недавно узнала, как это делается во всем мире. Энергосервисные компании ставят приборы учета за свой счет, заключая с жильцами договор, что в течение года они продолжат платить за тепло по расчетному тарифу, а компания будет рассчитываться с энергетиками по реальному расходу. И этой разницы, оказывается, хватает, чтобы покрыть расходы на установку счетчика, его обслуживание и даже получить прибыль. А через год начинают экономить жильцы, оплачивая лишь реально полученные услуги. Выходит, и в богатых странах нормы потребления и расчетные тарифы на коммуналку существенно завышаются.

 

Источник: www.ap.altairegion.ru

 



Здоровое жилище. О нормах проектирования отопления. Типовый Энергетический Перфоманс. Конструктивные решения энергосберегающих зданий.

На главную  Теплоизоляция и экономия энергии 





0.0089
 
Яндекс.Метрика