Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Теплоизоляция и экономия энергии 

Развитие энергосбережения в бюджетной сфере Украины на основе рыночных механизмов

Основным барьером в развитии энергосбережения в бюджетной сфере на данный момент является отсутствие экономической заинтересованности всех участников энергосберегающих проектов. За прошедшие годы успешно реализованы многие инженерные проекты, получен достаточный опыт.

 

на данный момент в Украине окончательно сложились капиталистические условия хозяйствования, но хозяйственные отношения, нормативная и методическая база в бюджетной сфере наследованы из социалистического периода хозяйствования нашей страны и остались без изменений.

 

Энергосбережение в общественном секторе Украины на данный момент практически остановлено в своем развитии продолжающимся действием старых правовых и хозяйственных норм, тарифной политики и договорного права.

 

В бюджетной сфере, городских коммунальных хозяйствах, в жилищном и социальном секторах после реализации пилотных проектов и проектов, выполненных силами энтузиастов, энергосбережение развивается неудовлетворительно.

 

Основными причинами стагнации энергосбережения является отсутствие стимулов для субъектов этого рынка:

 

полученная экономия никому не принадлежит, ее уже фиксируют счетчики, но не фиксирует бухгалтерия. Полученная экономия не отражается в бухгалтерских счетах и проводках на систематической основе с дифференциацией по источникам экономии, периодам времени и видам энергоресурсов через два или три месяца после внедрения энергосберегающих мероприятий на величину полученной экономичности снижаются лимиты (для бюджетной сферы) или уменьшаются тарифы (для коммунальных хозяйств). Экономия перестает существовать, как финансовая категория, не успев даже окупить понесенные затраты. правил раздела и присвоения полученной экономичности нет. Наоборот, точно известно, что присвоение части экономичности средств от внедрения энергосберегающих проектов повлечет за собой наказание. Это положение вещей лишает инициативы хозяйственных руководителей, а рынок услуг энергосервиса становится пренебрежимо малым. Переход на формульный принцип раздела фактически полученной экономии и создание общепринятых моделей долеучастия банка, страховой компании, ЭСКО и самого клиента позволил бы легализовать интересы основных субъектов рынка энергоэффективности, отсутствуют гарантии возврата вложенных средств, что делает энергосберегающие проекты непривлекательными для потенциальных инвесторов. Основным барьером в этой части является принцип годовой экономичности – базовый при социализме. Этот принцип материализован во всех существующих на данный момент нормативных и методических материалах. Другой временной базы для оценки экономичности в Украине на данный момент нет и поэтому проекты, крайне рентабельные на Западе, не кредитуются в Украине. Переход на новую временную базу образования экономии, например, на 10 лет, принятый в бюджетной сфере США, позволил бы реанимировать украинское энергосбережение и создать новый рынок кредитных ресурсов для финансирования проектов энергоэффективности в базовых сферах хозяйствования. отсутствуют типовые финансово-инвестиционные схемы для многочисленных малых и средних проектов энергоэффективности, которые являются типовыми и тиражируемыми. Банки интересуют проекты, где инвестиции измеряются миллионами долларов, при этом гигантский потенциальный рынок бюджетной сферы, коммунальных хозяйств, жилищная и социальная сфера остается за бортом интересов потенциальных инвесторов. Собственных средств для реализации проектов в этой хозяйственной нише нет, но и банки лишаются долговременных доходов без мобилизации этого сегмента рынка кредитных ресурсов. финансирование пула проектов, кредитные линии для типовых проектов энергоэффективности уличного освещения, термореновации зданий, когенерации, установки тепловых насосов для группы городов, коммунальных хозяйств или регионов Украины должны получить прописку в новом рыночном измерении для нашей страны. Корпоративная кредитная линия для энергоэффективной модернизации 100 школ или 30 больниц может стать основой финансирования малобюджетных проектов, соблазнительной для банков. при таком подходе намного легче создать гарантии возврата вложенных средств и мотивы заинтересованности местных властей в реализации подобных проектов. Суммарная экономия подобных групповых проектов уже будет представлять значимый интерес и для потенциальных инвесторов. Мораль проста – нужен новый план действий по переводу украинского энергосбережения из социализма в новые капиталистические условия хозяйствования.

 

Этот план действий должен быть обеспечен ресурсами и должен использовать опыт Запада и стран СНГ. прежде всего России.

 

Нужно понимать, что внутри страны опыта таких преобразований нет и наши чиновники искренне не понимают, чего от них хотят – их этому не учили.

 

Опыт последних лет демонстрирует, что реформы не происходят сами по себе, за 10 лет в Украине не создано стимулов для развития энергосбережения, особенно, в общественных секторах нашего хозяйства.

 

Целью настоящих предложений является проведение крупномасштабного эксперимента в трех регионах на основе единого плана действий центральных и региональных властных структур совместно энергосервисными компаниями.

 

Предлагается три основных положения :

 

отмена системы лимитирования расхода энергоресурсов, переход к нормативному энергоснабжению и фиксированным нормативам на денежное обеспечение энергозатрат (с учетом попр * на тарифы и инфляцию), основанным на результатах энергоаудитов; ввод в действие новой формулы энергосбережения, создающей привлекательный климат для инвестиций на возвратной основе - 100% фактической экономичности за 3 года (после внедрения проекта) гарантируется государством как база для расчетов с участниками реализации энергосберегающих проектов. В том числе с инвестором (банком или другим субъектом хозяйствования), компаниями типа ЭСКО (реализующими проекты) и бюджетными учреждениями и организациями, у которых реализуются проекты; обязательность энергоаудитов бюджетных организаций;

 

Эти положения должныбыть введены в действие Постановлением КМУ и распоряжениями председателей облгосадминистраций.

 

Пять дополнительных положений:

 

ежемесячный мониторинг фактически получаемой экономии с отражением результатов в бухгалтерской и статистической отчетности; стимулирование руководителей и персонала бюджетных учреждений и организаций эффективному использованию энергоресурсов; создание гарантий возврата инвестиций в т.ч., на основе залога имущественных прав; ввод в действие основных положений энергосервиса на основе энергетических контрактов, где оплата за оборудование и услуги осуществляется из фактически получаемой экономии; создание аккумулирующих фондов на возобновляемой (револьверной) основе для финансирования проектов энергоэффективности;

 

Эти положения также должныбыть введены в действие распоряжениями председателей облгосадминистраций и детализированы в приложениях к нему на уровне руководящих материалов.

 

Основной задачей 2004 года является:

 

проведение энергоаудитов крупных и средних учреждений бюджетной сферы, инвентаризация типовых проектов энергосбережения, из потенциала экономии, требуемых затрат, создание гарантий возврата вложенных средств; разработка и внедрение нормативной и методической базы энергосбережения на основе рыночных механизмов, обуч. руководителей бюджетной сферы; реализация пилотных проектов по одному на каждый типовый проект, выбор проектных решений, компаний, материалов и оборудования; создание служб энергоменеджмента на региональном и муниципальном уровнях для эффективного управления реализацией проектов, создание холдинга компаний типа ЭСКО в каждом регионе для реализации проектов под ключ; отработка пилотных схем финансирования проектов с участием банков для их последующего тиражирования, отработка финансирования пула одноименных проектов в разных городах; Проведение подобного эксперимента требует стартового финансирования, особенно на проведение энергоаудитов, разработку и внедрение новой нормативной и методической базы энергосбережения на основе рыночных механизмов, аппарата управления проектами (служб энергоменеджмента при облгосадминистрациях). Предлагается предусмотреть покрытие стартовых издержек на основе софинансирования - за счет центрального бюджета (Госкомэнергосбережение, 50%) и местных бюджетов (50%).

 

Для управления экспериментом необходимо создать постоянно действующую центральную рабочую группу из числа представителей Госкомэнергосбережения, облгосадминистраций, банков, ЭСКО, и рабочие группы по регионам.

 



ПОСТАНОВЛЕНИЕ. Программа энергосбережения в жилом фонде Москвы. Безинвестиционное решение проблемы энергосбережения в градостроительстве на основе применения энергоэффективных конструкций окон.

На главную  Теплоизоляция и экономия энергии 





0.0047
 
Яндекс.Метрика