Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Теплоизоляция и экономия энергии 

ЖКХ островок социализма

Леонид Чернышов, заместитель председателя Госстроя РФ

 

О реформе жилищно-коммунального хозяйства пишут на данный момент все. Для одних непонятная и пугающая аббревиатура связана с повышением оплаты за жилье и коммунальные услуги, для других - это разменная политическая или карьерная карта, для третьих - дело всей жизни, для четвертых - антинародная политика государства, связанная с отменой существующих льгот и т. д.

 

Но с каждым днем, с каждой новой аварией становится очевиднее, что не реформировать данный сегмент многоукладной рыночной российской экономики уже никак нельзя. Этот островок социализма стоит на пути дальнейших экономических преобразований, а потенциал отрасли исчерпан полностью. Наступает час Ч: инфраструктурный кризис или, по существу, коммунальная катастрофа.

 

Между тем, как единый объект управления ЖКХ уже не есть ни на федеральном, ни на региональном уровнях власти, а относится к компетенции органов местного самоуправления. В регионах на данный момент около 50 тыс. малых, многоотраслевых унитарных и акционерных предприятий осуществляют коммунальное обслуживание городов и поселений. На них работают более 4,2 млн. человек или 5,9% от общей численности занятых.

 

Удельный вес жилищно-коммунального хозяйства в ВВП составляет 7,6%. Объем производимых работ (услуг) в ЖКХ из года в год растет, причем не только в связи с передачей объектов ЖКХ от ведомств (заводов, воинских частей и т. д.) в муниципальную собственность. Влияние на рост объемов производства оказывает повышение и цен, и тарифов на услуги ЖКХ по причине как роста стоимости энергоресурсов, инфляции (см. , так и потерь в сетях, отапливающих улицу при эксплуатации изношенного и малоэффективного оборудования.

 

По существу, жилищно-коммунальная сфера превратилась в черную дыру, которая затягивает все больше и больше материальных и финансовых ресурсов: в 2002 г. населению предоставлено услуг на сумму 512 млрд. руб., что в 1,5 раза превышает уровень 2001 г. ( .

 

По данным органов технической инвентаризации, в ЖКХ насчитывается более 4,2 млн. объектов, износ которых выше критического уровня. Их стоимость превышает 30% от общего числа воспроизводимого недвижимого имущества России.

 

С началом приватизации в России формирование рынка жилья стало одним из самых важных социально-экономических изменений, произошедших после 1991 г. Изменился и характер собственности в жилищной сфере. Массовая бесплатная приватизация квартир населением способствовала созданию базы для рыночного предложения и спроса, либерализации цен на рынке сделок с недвижимостью, созданию начальной нормативной базы, регулирующей обращение этого специфического товара, формированию рыночной инфраструктуры в сфере недвижимости. В настоящее время жилищный рынок подошел к порогу, за которым должен произойти качественный скачок в его развитии.

 

В условиях рынка в жилищной сфере формируются договорные отношения, создаются альтернативные структуры по управлению жильем, вводится независимая экспертиза тарифов в ЖКХ на стадии их утверждения, устанавливаются приборы учета энергоресурсов, модернизируются источники теплоснабжения. К сожалению, внедрение даже отдельных элементов рыночных отношений в жилищной сфере происходит медленно и в объемах недостаточных для создания комфортных условий проживания в существующем жилом фонде.

 

ЖКХ, наряду с положительными тенденциями, демонстрирует явный кризис коммунальной инфраструктуры городов и населенных пунктов. Особенно ярко он проявляется в период зимней эксплуатации объектов ЖКХ. Где же результаты той самой реформы ЖКХ, которая обеспечит нормальные условия обитания человека?

 

Понимание стоящей перед обществом задачи по реформе ЖКХ невозможно без учета влияния исторического аспекта, связанного с особенностями формирования советских городов - городов-заводов, городов-фабрик. В свое время цикл перехода от дореволюционного уклада жилищного хозяйства к социалистическому сопровождался уничтожением домовладельцев и частных компаний в водо-, газо-, электроснабжении. Развитие индустриальных городов-заводов сознательно осуществлялось под цели индустриального развития территорий: равномерное распределение производственных сил, управление жизнью граждан через формируемые производственно-бытовые комплексы, основанные на государственно-ведомственной форме собственности на жилище и объекты жилищно-коммунальной сферы. Создавался единый социально-производственный комплекс, общей инфраструктурой которого было единое жилищно-коммунальное хозяйство во главе с Министерством и распределительной системой финансирования.

 

Изменения в структуре управления государством, повлекшие за собой переход от унитарного к федеративному государственному устройству, в 1990 г. обернулись для жилищно-коммунальной отрасли ликвидаций вертикальной системы управления, а в 1994 г. и ликвидацией целевых источников бюджетного финансирования. на данный момент же мы возвращаемся к многоукладной собственности.

 

Все эти годы предпринимались попытки расформировать жилищно-коммунальную сферу на самостоятельные сектора: жилищный, инфраструктурный, коммунально-бытовой, которые должны развиваться и функционировать, исходя из отраслевой специфики. Но осуществить задуманное оказалось трудно. Все, что было устроено раньше, сломать оказалось крайне сложно. Эволюционный путь реформы, который избрала Россия, характеризует отсутствие достаточного финансового обеспечения проводимых преобразований и толкает общество к коммунальной катастрофе.

 

Существует ли выход, и что нужно сделать, чтобы переломить ситуацию?

 

Основные фонды. Коммунальные объекты на данный момент основные фонды ЖКХ характеризуются следующим. Износ объектов коммунального хозяйства достигает 70% (эксплуатация зачастую сводится к латанию худых сетей). Форма собственности - муниципальная. Применяемые технологии малоэффективны и энергозатратны (потери от неэффективного использования ресурсов составляют до 40-60%). В результате имеем низкий уровень среды обитания, низкое качество воды, сверхнормативное загрязнение окружающей среды и, как следствие, - нарушенная экологичность и сокращение продолжительности жизни населения. Для изменения сложившейся ситуации необходимо провести:

 

- модернизацию объектов и систем водоснабжения и водоотведения с применением современных технологий очистки и обеззараживания воды (объем финансирования около 350 млрд. руб.);

 

- реконструкцию объектов теплоснабжения (67 тыс. тепловых источников) и систем теплоснабжения (350 тыс. км) путем ликвидации неэффективных котельных, строительства модульных и крышных котельных, применения современных материалов при прокладке трубопроводов, и переход на поквартирное отопление с использованием теплогенераторов (объем финансирования около 500 млрд. руб.).

 

- техническое перевооружение городских систем электроснабжения трансформаторных подстанций, линий электропередач (около 150 млрд. руб.).

 

Жилищный фонд Основные характеристики: форма собственности - смешанная, в основном муниципальная и частная (приватизированное жилье), износ - более 53%. Из 2,8 млрд. кв. м. жилья около 300 млн. кв. м. - ветхое и аварийное, в том числе многоквартирное - 90 млн. кв. м. Ежегодный прирост аварийного ветхого жилья составляет 10-15%.

 

Для изменения сложившейся ситуации необходимо, в первую очередь, реконструировать более 250 млн. кв. м. жилищного фонда крупнопанельного домостроения и ликвидировать ветхий и аварийный жилищный фонд в объеме около 90 млн. кв. м. (около 2,5 трлн. руб.). Кроме того, переход на нормативный режим капитального ремонта жилищного фонда в объеме 6-8% в год (с учетом недоремонта) предусматривает установку в домах приборов учета и регулирования потребляемых энергоресурсов и потребует около 1 трлн. руб. ежегодно. только для модернизации основных фондов ЖКХ необходимы значительные финансовые средства - порядка 4,5-5,0 трлн. руб.

 

Система управления Как демонстрирует опыт, в жилищно-коммунальном хозяйстве отсутствуют цивилизованные гражданско-правовые отношения из-за остаточного принципа финансирования и сохранения административных методов управления. В отрасли функционируют муниципальные унитарные предприятия (МУП), которые, по оценке специалистов, являются самой неэффективной формой хозяйствования.

 

По существующему законодательству ЖКХ, будучи многоотраслевым комплексом, относится к компетенции органов местного самоуправления. На этой основе и строится вся система управления ЖКХ. В администрациях множественных регионов на областном, краевом и республиканском уровнях отсутствуют структурные подразделения, занимающиеся проблемами ЖКХ региона, в компетенцию которых входило бы решение вполне конкретных задач по выводу ЖКХ из кризисного состояния.

 

В то же время ЖКХ несет на себе бремя обязательств далеко не муниципальных и не подкрепленных достаточным финансированием из бюджета (социальная защита населения, обеспечение услугами ЖКХ бюджетозависимых потребителей и др.). на данный момент предприятия ЖКХ вынуждены эксплуатировать заведомо неэффективное оборудование и жилье, построенное несколько десятков лет назад по неэффективным технологиям, когда идеология энергосбережения и энергоэффективности так же не были приоритетом государства.

 

Из-за отсутствия четко сформулированного правового коридора реформы ее вектор на местах меняется, как флюгер, с приходом нового губернатора, а тем более мэра. Нет консолидированного мнения депутатов, сенаторов, Правительства РФ, губернаторов, мэров, законодательных собраний регионов и городов.

 

Для изменения сложившейся ситуации на переходный период необходима соответствующая система управления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях с вполне конкретными задачами и полномочиями по выводу из кризиса этой отрасли национальной экономики.

 

Социальные гарантии государства по оплате жилья и коммунальных услуг

 

В настоящее время есть две формы социальной поддержки населения по оплате жилищно-коммунальных услуг - льготы и субсидии.

 

Льготы - социальная поддержка населения по оплате жилищно-коммунальных услуг - установлены по категориальному и профессиональному признакам. До начала 90-х годов число льготополучателей достигало 26,8 млн. человек, а к 2001 г. - до 48,0 млн. человек.

 

Различие в численности льготников по данным Минтруда и Госстроя РФ обусловлено тем, что ряд граждан имеет несколько оснований на получ. льгот (Герой и ветеран, член семьи и инвалид, и т. д.), в среднем на каждого льготника приходится по 2,1 льготы. Право получения льготы согласно закону реализуется по одному основанию. В 2002 г. льготы по оплате ЖКУ предоставлены на сумму около 40,0 млрд. руб.

 

Субсидии - адресная система социальной поддержки населения по оплате жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемая по имущественному признаку. Начала вводиться в 1994 г. и работает во всех регионах. В 2002 г. субсидии были предоставлены 10% российских семей на сумму 13,8 млрд. руб.

 

На местах две формы социальной протекции населения накладываются друг на друга. Приоритетной формой социальной протекции населения является льгота. На 1-4 представлено распределение льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг по доходным группам населения в зависимости от величины оплаты жилищно-коммунальных услуг, и число (фактическое и расчетное) граждан, обращающихся за субсидиями. Льготополучатели неравномерно распределяются по доходным группам ( . Основная часть их приходится на население с доходами от 500 до 2000 руб. Это пенсионеры и ветераны.

 

Уменьшение платежа за ЖКУ с учетом предоставленных льгот по каждой группе населения приведено на Максимально допустимая расчетная величина оплаты жилищно-коммунальных услуг как производной от установленной на местах предельной доли расходов граждан в совокупном семейном доходе на оплату ЖКУ (в среднем по России 19,5%) и по уровням дохода различных групп населения представлена на 3.

 

При наличии существующей системы льгот по оплате жилья и коммунальных услуг 15-20% населения ниразу не обращается за субсидиями ( . Расчетная часть населения, которая могла бы обратиться за субсидиями, не будь льгот, может достигать 42,6%.

 

наличие двух форм социальной протекции населения по оплате жилищно-коммунальных услуг приводит к уменьшению оплаты ЖКУ населением на сумму около 55 млрд. руб. в год. Эти средства должны компенсироваться предприятиям ЖКХ из бюджета. В 2002 г. компенсация составила около 60% от потребности.

 

Система финансирования работ (услуг) в ЖКХ Предприятия ЖКХ предоставляют услуги (ремонтно-эксплуатационные, водо-, тепло-, электро-, газоснабжение и вывоз твердых бытовых отходов) следующим группам потребителей:

 

- населению (50%);

 

- бюджетно-зависимым потребителям (30%);

 

- промышленным и другим потребителям (20%).

 

Для каждой категории установлена своя цена: для населения - ниже себестоимости; для бюджетно-зависимых потребителей - по себестоимости; для промышленных потребителей - в несколько раз выше себестоимости.

 

Для населения разница м. установленным тарифом и себестоимостью должна дотироваться из бюджета. Кроме того, граждане, пользуются льготами и субсидиями по оплате жилищно-коммунальных услуг, которые тоже должны покрываться производителю услуг из бюджета. На практике бюджетная составляющая покрывает 60-70% потребности в бюджетном финансировании, по данным статистической отчетности за 2002 г.

 

По бюджетно-зависимым потребителям оплата из бюджета за предоставленные услуги финансируется на 60-70% от потребности.

 

Промышленные предприятия также имеют задолженность за потребляемые услуги.

 

Затраты по экономически обоснованному тарифу оплачиваются по коммунальным предприятиям (за коммунальные услуги) на 81%, а по ремонтно-эксплуатационным предприятиям (в жилищной сфере) - на 90%. Причем речь идет только об оплате операционных (текущих) расходов предприятий ЖКХ.

 

Поэтому сложившееся на на данный момент положение дел в ЖКХ обусловлено:

 

- неэффективностью принятых в свое время архитектурно-планировочных, проектных, строительных и технических решений в жилищной сфере;

 

- огромными социальными обязательствами государства перед населением по оплате жилищно-коммунальных услуг (48 млн. человек, пользующихся льготами);

 

- недофинансированием эксплуатационных расходов и средств на модернизацию объектов ЖКХ как в период централизованной системы управления отраслью, так и в настоящее время из-за низкой платежеспособности населения и недостаточной бюджетной обеспеченности муниципальных образований;

 

- сложившейся неэффективной системой управления (тенденциями, имуществом и финансами) в этом секторе экономики, которая не позволяет вывести ЖКХ из кризисного состояния.

 

на данный момент мы имеем, а точнее, не имеем системы управления и необходимых источников финансирования предприятий ЖКХ - основы для устойчивого функционирования объектов жизнеобеспечения городов и поселений.

 

В то же время остро стоит вопрос о необходимости модернизации (реконструкции) большей части объектов жилья и коммунальной инфраструктуры городов - примерно на сумму 4,5-5,0 трлн. руб. Таких средств в ближайшей перспективе нет и не будет ни в бюджете, ни у населения. Изменить исторически сложившуюся ситуацию в этом секторе экономики без участия государства (законодательного, нормативно-технического и финансового) просто невозможно!

 

Основными препятствиями для реализации намеченных мер по реформированию ЖКХ на данный момент является то, что:

 

- проблема реформирования ЖКХ больше политическая, чем экономическая;

 

- документы по реформе ЖКХ для органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления носят не обязательный, а рекомендательный характер;

 

- на отрасли, традиционно финансируемой по остаточному принципу, отрицательно сказывается неурегулированность межбюджетных отношений;

 

- на муниципальном и субфедеральном уровне отсутствует (за редким исключением) понимание необходимости жесткого регулирования деятельности локальных монополий и создания эффективного управления городским хозяйством в целом. Как следствие, процветает произвол предприятий ЖКХ в части неэффективного использования средств, ценообразования, качества предоставления услуг и др.;

 

- сохраняется психология иждивенчества граждан как в организации самоуправления в жилищной сфере, так и в нежелании платить вовремя, обращаться за субсидиями и др.

 

На федеральном уровне законодательно трижды переносились сроки завершения намеченных преобразований: сначала был 1998 г., потом 2003 г., затем 2008 г. В результате законодатели на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления блокируют решения исполнительной ветви власти по реформированию отрасли, уповая на то, что, авось, с рук сойдет. Результат же ожидается губительный для большинства территорий России и ее граждан, если не будут приняты консолидированные политические решения и проблема не перейдет в разряд экономических.

 

Для решения проблем обеспечения устойчивого функционирования ЖКХ и повышения качества жилищно-коммунального обслуживания необходимо сформировать систему управления жилищно-коммунальным хозяйством, предусматривая разграничение полномочий и ответственности м. федеральным, региональным и муниципальным уровнями власти со сроками реализации антикризисных мер, подкрепленных финансовыми ресурсами.

 

Источник: www.ruseconomy.ru

 



Объекты жилищно-коммунального ст. Международное энергетическое агентство. Теплотехнические ограждающие конструкции.

На главную  Теплоизоляция и экономия энергии 





0.0174
 
Яндекс.Метрика