Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Теплоизоляция и экономия энергии 

Обществу нужна новая активная региональная политика развития энергоснабжения

В.А. Степаненко,
председатель правления энергосервисной компании Экологические Системы,
со-председатель Ассоциации энергосервисных компаний Украины

 

Эта статья подготовлена с целью развития практического энергосбережения в регионе Запорожской области.

 

Материалы статьи могут быть полезны для формирования Концепции развития энергосбережения Запорожской области на период 2002-2005 г.г. и соответствующей Программы энергосбережения Запорожской области.

 

Политика и программа энергосбережения Запорожской области были, в основном, сформированы в период 1995-1997 гг., не совершенствовались по причине частой смены руководства облгосадминистрации (1998-2001 гг.) и реализовывались, в основном, на инициативной основе.

 

К настоящему времени назрели предпосылки для перехода к новой, более сложной фазе развития энергосбережения, в том числе: фактически исчерпан потенциал малозатратных и быстроокупаемых мероприятий по энергосбережению; наблюдается тенденция постоянного подорожания энергоресурсов, произошел отход от бартерных схем и практики неплатежей за энергоносители; начался рост ВВП в базовых сферах хозяйствования; развитие приватизации и появление реальных собственников стимулирует интерес к энергосбережению, как к новому, так же не востребованному механизму повышения эфф. хозяйствования и конкурентной борьбы; поэтапный отказ со стороны государства от дотаций на жилищно-коммунального хозяйства и переход на основу самоокупаемости.

 

Энергосбережение региона в период 2002-2005 гг. будет характеризоваться следующими особенностями (по сравнению с периодом 1995-2001 гг.): сроки окупаемости проектов возрастут до 2-5 лет; примерно вдвое снизится удельная величина экономичности на 1 гривню инвестиций; объемы капитальных вложений в энергосбережение вырастут в 20-30 раз (по сравнению с предыдущим периодом); отсутствием технических проблем при реализации любых проектов энергосбережения. концентрацией основных проблем в области гарантий возврата вложенных средств, мониторинга получаемой экономичности и дееспособных механизмов аккумулирования средств для повторных инвестиций в энергосбережение; создании и развитии в регионе структур по эффективному управлению потоками денежных средств м. потребителями, энергоснабжающими организациями, бюджетами всех уровней, банками и инвесторами.

 

Целью настоящих материалов является подготовка предложений по совершенствованию административной, бюджетной, тарифной и налоговой политики развития энергосбережения в регионе Запорожской области в период 2002-2005 гг., в том числе:
а) по промышленности:
дополнений к Закону Украины О налогообложении прибыли предприятий с целью создания налоговых стимуляторов инвестиций в энергосбережение; рекомендаций по вводу в действие тарифов на электроэнергию, газ и топливные ресурсы, структура которых содержит целевую составляющую затрат на энергосбережение; создание механизмов аккумуляции денежных средств в фондах энергосбережения; стимулирования создания фондов энергосбережения на предприятиях и создание механизмов контроля целевого использования средств этих фондов; рекомендаций по вводу в действие механизмов статистического контроля энергоемкости выпускаемой продукции и мониторинга энергоэффективности хозяйствования каждого предприятия, отраслей промышленности и региона в целом;
б) по бюджетной сфере:
об обязательном энергетическом обследовании (энергоаудите) каждого субъекта бюджетной сферы; рекомендаций по правовому обеспечению механизма инвестиций и гарантий возврата вложенных средств в энергосбережение бюджетной сферы Запорожской области и городских хозяйств; рекомендаций по созданию службы энергоменеджмента в секторах культуры, здравоохранения, образования, коммунальных хозяйствах региона и городов на основе ежедневного мониторинга расхода энергоресурсов; рекомендаций о системе экономического стимулирования за экономию энергоресурсов организаций бюджетной сферы и коммунальных хозяйств; рекомендаций по изменению структуры тарифов на тепловую энергию, горячую воду, холодную воду (стоки) с включением целевой составляющей на финансирование энергосберегающих мероприятий; рекомендаций по созданию целевых фондов энергосбережения в секторах бюджетной сферы региона и городских хозяйств для аккумулирования средств, получаемых от экономичности энергоресурсов, и для возврата кредитных ресурсов, использованных для реализации энергосберегающих проектов.

 

Для выработки рекомендаций и координации работ на постоянной основе предлагается создать региональный Совет по энергосбережению из числа руководителей облгосадминистрации, муниципалитетов, авторитетных специалистов и экспертов на постоянной основе.

 

Необходимо создание в регионе Запорожской области качественно новой индустрии - индустрии энергосбережения. Достижение уровня снижения объемов потребления энергоресурсов по Запорожской области на 30-35% от существующих объемов за период 2002-2005 г.г. потребует инвестиций порядка 10-20 млн. $ ежегодно. Освоение указанного объема работ предполагает наличие разветвленной сети предприятий, специализирующихся в области разработки, производства и внедрения энергосберегающей техники и технологий.

 

Ликвидация низкого потенциала энергетической эфф. в базовых сферах хозяйствования региона Запорожской области невозможна без профессиональных компаний, специализирующихся по реализации энергосберегающих программ и проектов, в т.ч. по: проведению энергетических обследований (энергоаудитов) для выявления энергетического и финансового потенциала энергосбережения; разработке и выбору наиболее эффективных методов и оборудования для реализации энергосберегающих проектов; систематическому мониторингу получаемой экономичности энергоресурсов и денежных средств; сервисному обслуживанию энергосберегающего оборудования;

 

Необходимо создать отсутствующую ранее кооперацию энергосервисных компаний, банков и страховых компаний, отечественных и международных финансовых организаций для обеспечения финансирования энергосбережения в регионе Запорожской области.

 

Отдельной подотраслью этой новой индустрии должно стать научное обеспечение энергосбережения, воспроизводство и переобуч. кадров.

 

На смену стихийному и непоследовательному циклу развития этой новой индустрии должна придти последовательная политика создания прозрачной инфраструктуры региона под протекторатом и контролем властных структур Запорожской области и органов местного самоуправления.

 

Практика последних лет показала, что в период экономического кризиса и снижения прямого денежного обращения потеряли работоспособность традиционные механизмы целевого финансирования, в том числе из централизованных государственных и отраслевых фондов.

 

Фактически, провалены все попытки создания внебюджетных фондов энергосбережения, основанных на фискальных методах их наполнения, и за счет добровольных взносов юр. и физ. лиц, которые осуществлялись на центральном уровне (Государственный фонд энергосбережения) и региональном (внебюджетные фонды энергосбережения в областях и городах Украины).

 

Действующий ныне Закон Украины “Об энергосбережении” является законом непрямого действия и не создает правовых норм, реализующих действенные механизмы финансирования энергосберегающих программ и мероприятий.

 

но в Верховной Раде Украины находятся (2-е чтение) дополнения к Законам Украины Об энергосбережении, О налогообложении прибыли предприятий, принятие которых создает предпосылки для создания действенных экономических стимулов развития энергосбережения.

 

общемировая практика и опыт хозяйствования показывают на необходимость аккумуляции средств в целевых фондах, возобновляемого (револьверного) действия, получаемых из фактической экономичности энергоресурсов (фондах региона, городов, предприятий и паевых фондах).

 

Предлагаются механизмы наполнения и развития фондов при протекционистских мерах со стороны государства и властных структур региона и городов.

 

Низкий потенциал энергетической эфф. региона и отсутствие в бюджетах всех уровней требуемых капиталов, позволяющих обеспечить быстрый старт энергосбережения диктует новую стратегию - стратегию инвестиций на основе принципа самоинвестирования.

 

Смысл этой стратегии заключается в постоянном использовании большей доли средств, полученных от экономичности энергоресурсов при реализации энергосберегающих проектов на реализацию следующих (более капиталоемких и менее окупаемых) энергосберегающих проектов.

 

Затраты денежных средств на энергообеспечение производственной деятельности и жизнеобеспечение граждан носят систематический и непрерывный характер. Учитывая, что энергосбережение высвобождает часть этого денежного потока, весьма важно обеспечить целевую направленность в использовании этих высвобождаемых средств - на дальнейшее развитие энергосбережения и объемов увеличения экономии.

 

В условиях отсутствия контроля со стороны государства полученная экономия от энергосбережения фактически в большой степени вероятности будет направляться субъектами хозяйствования на латание очередных дыр в бюджетах и хозяйствах (в лучшем случае), или изыматься из оборота для удовлетворения других потребностей.

 

Практика последних лет и успешных реализаций энергосберегающих проектов показала, что полученная экономия не реинвестируется в следующие, предсказанные и значимые по эфф. проекты.

 

Эта экономия (в силу сложившихся хозяйственных отношений и правил бухгалтерского учета) бесконтрольна и легко растворяется в общих балансовых показателях, делая невозможным получ. дальнейшей экономии.

 

Успехи в развитии энергосбережения региона были в значительной мере случайны и обусловлены реализацией потенциала малозатратных мероприятий. Этот потенциал на данный момент практически исчерпан. на данный момент нужна целенаправленная политика инвестиций денежных средств, полученных от экономичности энергоресурсов.

 

Основные составляющие политики управляемых инвестиций следующие: протекционизм со стороны государства. Он выражается в вводе тарифных, налоговых и других стимуляторов для субъектов хозяйствования, желающих улучшить свою энергетическую эффективность; планирование развития энергосбережения. Программы энергосбережения субъектов хозяйствования, получившие поддержку со стороны государства, включаются в региональную (муниципальную) программу энергосбережения. Ключевым является мониторинг фактической экономичности энергоресурсов и денежных средств. контроль целевого использования экономии, получаемой субъектами хозяйствования, со стороны государства (налоговая администрация, государственная инспекция по энергосбережению); мониторинг экономичности энергоресурсов и денежных средств, получаемых в результате реализации энергосберегающих программ и проектов.

 

Переход базовых сфер хозяйствования региона и городов Запорожской области на режим энергосбережения потребует значительных инвестиций. Создание соблазнительного климата для развития энергосбережения региона и городов Запорожской области должны включать: включение в структуру тарифов на энергоносители постоянной целевой составляющей (5-7%) для финансирования энергосберегающих проектов или расчетов с инвесторами этих проектов; развитие схем финансирования энергосберегающих проектов на основе перфоманс-контрактов (расчета с инвесторами на основе платежей за использование кредитных ресурсов из ежемесячных выплат доли фактически полученной экономичности в течении договорного периода); стабилизацию тарифов на энергоносители на период действия энергосберегающих проектов (погашение издержек инвесторов на реализацию этих проектов из разницы м. платежами за энергоносители до и после реализации этих проектов);

 

Главной проблемой на данный момент являются гарантии возврата средств инвесторов, вложенных в реализацию энергосберегающих проектов. Немаловажным фактором также является наличие реальных стимулов энергосбережения для самих потребителей энергии.

 

Решение указанных проблем возможно на основе: ввода в действие налоговых стимуляторов (налоговых каникул на платежи в бюджет по налогу на прибыль, полученную от реализации энергосберегающих проектов или на часть прибыли инвестора, вложенную в реализацию этих проектов в регионе); создания разветвленной структуры фондов энергосбережения (регионального, муниципальных, фондов предприятий и паевых фондов для небольших предприятий и граждан (например, получения возвратной ссуды для установки счетчиков в квартире или утепления стен и крыши дома); контроля целевого использования средств (полученных на основе протекционистской политики со стороны государства), налоговой администрацией и государственной инспекцией по энергосбережению;

 

Основой инвестиционной политики развития энергосбережения в регионе должен стать принцип самоинвестирования, элементы которого излагались раньше. (Пояснительная записка к механизмам “самоинвестирования” прибыли, полученной от энергосбережения и энергоэффективности субъектами хозяйствования в Украине, аналитический анализ предложений по реформе Закона Украины “О налогообложении прибыли предприятий” применительно к энергосбережению (Записка)).

 



ПРОТОКОЛ О порядке проведения и финансирования работ по комплексному энергетическому обследованию организаций РАО. Объекты жилищно-коммунального ст. Международное энергетическое агентство. Теплотехнические ограждающие конструкции.

На главную  Теплоизоляция и экономия энергии 





0.0077
 
Яндекс.Метрика