Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Теплоизоляция и экономия энергии 

МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ

Энергетической стратегии России

 

на период до 2020 года

 

Одобрены

 

Правительством Российской Федерации

 

(Протокол № 39 от23 ноября 2000 г.)

 

Москва

 

2001

 

УДК(б22.б23+622.324+622.33+б21.31 2000/2020(47 Основные положения Энергетической стратегии России на период до 2020 года // Прил. к обществ.-дел. журн. “Энергетическая политика”. — М.: ГУ ИЭС, 200 — 120c.(9 табл., 3 )

 

Новая редакция Энергетической стратегии России представляет собой краткий анализ итогов реализации Стратегии, принятой в 1995 г., современное состояние ТЭК, нынешнюю и перспективную роль энергетического сектора в обществе, задачи, приоритеты и механизмы энергетической политики, обеспечивающей на период до 2020 г. условия энергетической безопасности страны и эффективного использования природных топливно-энергетических ресурсов России для повышения уровня и качества жизни ее граждан.

 

На основании прогнозируемых макроэкономических параметров социально-экономического развития страны в Энергетической стратегии России вариантно определены основные требования национального хозяйства, предъявляемые к энергетическому сектору, в том числе объемы и структура энергопотребления, экономически целесообразные уровни экспорта, и необходимые для этого масштабы и темпы развития топливно-энергетического комплекса и его отраслей. В Стратегии сформулированы цели, приоритеты и этапность реализации основных задач по развитию ТЭК страны.

 

В соответствии с принятыми вариантами социально-экономического развития были выполнены расчеты по оптимизации топливно-энергетического баланса страны и ее регионов на период до 2020 г. по опорным годам пятилеток.

 

Учитывая значимость ТЭК для экономики и достижения прогнозируемых параметров социально-экономического развития, в Стратегии особое внимание уделено инструментам и механизмам реализации энергетической политики, включающим методы государственного регулирования, ценовую и налоговую политику, совершенствование нормативно-правовой базы и т.д. Отдельными блоками проанализированы региональная энергетическая политика, научно-техническая и экологическая политика, международная деятельность и внешняя политика в области развития энергетики России.

 

Предлагаемые цели и средства Энергетической стратегии России направлены на укрепление роли государства в энергетическом секторе, обеспечивающем жизненно важные функции для страны путем регулирования деятельности естественных монополий в ТЭК и формирования “правил поведения” хозяйствующих субъектов на энергетическом рынке.

 

Работа предназначена для широкого обсуждения проблем взаимоотношений ТЭК и государства в целях выработки: наиболее обоснованных решений на уровне федеральных и региональных органов исполнительной власти; стратегии развития энергетических компаний на длительную перспективу; общественного имиджа ТЭК, и общественного мониторинга хода реализации Стратегии.

 

ГУ “Институт энергетической стратегии”, 2001
От редакции

 

Проект Основных положений Энергетической стратегии России на период до 2020 года (ЭС-202 разработаны во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации № 389-р от 16.03.2000s.

 

Данная работа базируется на материалах, подготовленных научно-исследовательскими организациями и специалистами Минэнерго, Минатома, Минэкономразвития, Миннауки России и Российской академии наук, акционерных обществ и компаний топливно-энергетического комплекса, региональных органов исполнительной власти. высших учебных заведений, общественных структур и других организаций.

 

В рассмотрении проекта Энергетической стратегии приняли участие представители более 100 организаций, в том числе 20 министерств, ведомств и других федеральных органов исполнительной власти, 50 субъектов Российской Федерации, 24 компаний, 15 НИИ и вузов.

 

Было получено 80 официальных отзывов на Стратегию, в том числе:

 

• от всех основных энергетических компаний: ОАО “Газпром”, РАО “ЕЭС России”, ОАО “НК “ЛУКойл”, ОАО “Роснефть”, ОАО АК “Транснефть”, ОАО “Росгазификация” и др.;

 

• от 20 административных субъектов РФ: Амурской, Иркутской, Калининградской, Кемеровской, Курской, Мурманской, Новосибирской, Самарской, Саратовской, Сахалинской, Томской и Тюменской областей, Краснодарского и Ставрапопьского краев, Москвы и Санкт-Петербурга, правительств республик Коми, Саха (Якутия), Ханты-Мансийского автономного округа и др.;

 

• 37 отзывов от представителей научных организаций, вузовских коллективов и отдельных граждан.

 

Было организовано широкое общественное обсуждение проекта Энергетической стратегии России, Основные положения которой в виде 1-й и 2-й редакций были опубликованы в марте и октябре 2000 г. специальных приложениях к журналу “Энергетическая политика” и других изданиях. Основные положения ЭС-2020 обсуждались на Всероссийском совещании по вопросам развития ТЭК в Сургуте 03.03.2000 г., на 11-м Конгрессе нефтепромышленников России в Уфе 25-28 апреля 2000 г., на Круглом стопе ежегодного экономического форума в Санкт-Петербурге 14.06.2000 г., на Всероссийской конференции “Энергетика России в ХХ1 веке” в Иркутске 14- 17 сентября 2000 г., на Х-м Международном конгрессе “Новые высокие технологии для газовой, нефтяной промышленности, энергетики и связи” в Москве 19-22 сентября 2000 г. и др. форумах..

 

17 октября 2000 г. были проведены специальные парламентские слушания “Энергетическая стратегия России на период до 2020г. и структурная реформа в электроэнергетике”, а 14.07.2000 г. проект ЭС-2020 рассмотрен на заседании экспертной комиссии, специально созданной председателем Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации Г. С. Хижой и, возглавляемой Вице-президентом РАН, академиком Н.П. Лаверовым.

 

Учет поступивших замечаний и рекомендаций, в том числе по: сценариям социально-экономического развития страны и прогнозу темпов роста ВВП, топливо -энергетическим балансам регионов, объемам инвестиций, научно-технической политике в ТЭК и требованиям к смежным отраслям, экологической обоснованности предлагаемого развития энергетических отраслей, социальной политике, в том числе по кадрам для ТЭК и др. вопросам позволил подготовить и представить в ноябре 2000 г. в Правительство России комплексный системный документ — ЭС-2020, отражающий перспективу развития ТЭК и его роль в социально-экономическом развитии страны.

 

Основные положения Энергетической стратегии России были проанализированы и одобрены Правительством России 23.11.2000 г. (протокол nb 3 с поручением внести дополнительные уточнения в соответствии с результатами обсуждения на заседании Правительства.

 

Дополнительно при доработке учтены в качестве базовых данные по итогам 2000 г.

 

Окончательная редакция Основных положений Энергетической стратегии России на период до 2020 г. осуществлена редакционной группой Исполнительной дирекции и Экспертного совета по разработке стратегии в составе А.Б. Яновского, А.М. Мастепанова, В.В. Бушуева, А.А. Макарова, А.А. Троицкого при активном участии А.Б. Ковапьчука, А.А. Конопляника, Ю.Н. Кучерова, В.И. Рачкова, В.И. Резуненко, А. Н. Усачева и др.

 

Подготовка текста Основных положений ЭС-2020 осуществлена А.М. Мастепановым.

 

В Приложении к тексту Основных положений ЭС-2020 приведена Программа разработки первоочередных нормативно-правовых и организационных документов, формирующих механизмы реализации ЭС-2020 с поручением Правительства РФ №ХВ-П9-05766 от СЗ.04'2001 г. в адрес министерств и ведомств России принять меры по формированию необходимой нормативно-правовой базы.

 

Предисловие

 

Государственная экономическая политика и Энергетическая стратегия России на период до 2020 года.

 

Цели и приоритеты Энергетической стратегии России. Средства и этапы ее реализации.

 

Энергетическая безопасность России.

 

Структурная политика.

 

Энергоэффективность и энергоемкость. Формирование перспективного спроса на энергоресурсы.

 

Территориально-производственная политика. Стратегия развития отраслей топливно-энергетического комплеса.

 

Государственная энергетическая политика, условия и механизмы ее реализации.

 

Региональная энергетическая политика.

 

Научно-техническая и экологическая политика.

 

Международная деятельность и внешняя политика в области развития энергетики.

 

Система мониторинга Энергетической стратегии России.

 

Приложение.

 

Программа разработки первоочередных

 

нормативно-правовых и организационных документов,

 

формирующих механизмы реализации Энергетической

 

стратегии России на период до 2020 года.

 

Предисловие

 

Природные топливно-энергетические ресурсы и созданный производственный, научно-технический и кадровый потенциал энергетического сектора экономики – национальное достояние России. Эффективное его использование является необходимой основой выхода страны из кризиса и перехода на траекторию устойчивого развития, обеспечивающего рост благосостояния народа.

 

Чтобы в полной мере использовать это достояние, обеспечить энергетическую безопасность России в условиях перехода страны к рыночной экономике, заложить основы долгосрочного стабильного энергообеспечения общества и сохранить энергетическую независимость государства, нужна научно обоснованная и общественно воспринятая долгосрочная энергетическая политика.

 

Формирование основ такой политики целенаправленно ведется с 1992 г. В сентябре 1992 г. Правительство Российской Федерации одобрило основные положения Концепции энергетической политики в новых экономических условиях. В мае 1995 г. Указом Президента России (№ 472 от 07.05.95 г.) утверждены Основные направления энергетической политики Российской Федерации на период до 2010 года, а несколько позже постановлением Правительства (№ 1006 от 13.10.95г.) одобрены основные положения Энергетической стратегии России. В 1997 г. утверждены Указом Президента России (№426 от 28.04.97 г.) “Основные положения структурной реформы в сфере естественных монополий”, а постановлением Правительства (№987 от 07.08.97 г.) “Программа мер по структурной перестройке, приватизации и усилению контроля в сферах естественных монополий”. Этими документами были определены основные направления энергетической политики, цели, приоритеты и механизмы их реализации. В качестве главной задачи энергетической политики страны на этапе до 2010 года провозглашалась структурная перестройка отраслей топливно-энергетического комплекса (ТЭК) – основы энергетического сектора и всей экономики России.

 

Долгосрочная энергетическая политика Российской Федерации, определяя условия для конструктивного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, организаций и предпринимателей в энергетическом секторе экономики нацелена на: устойчивое обеспечение населения и экономики страны энергоносителями; повышение эфф. использования топливно-энергетических ресурсов и создание необходимых условий для перевода экономики страны на энергосберегающий путь развития; создание надежной сырьевой базы и обеспечение устойчивого развития топливно-энергетического комплекса в условиях формирования рыночных отношений; уменьшение негативного воздействия ТЭК на окружающую среду; поддержание экспортного потенциала ТЭК и расширение экспорта его продукции; сохранение энергетической независимости России, обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации.

 

Энергетическая стратегия России, как государственный документ, отражающий основную суть, квинтэссенцию энергетической политики, предусматривала формирование среды и условий, обеспечивающих достижение указанных целей.

 

За прошедшие годы в той или иной степени были реализованы многие из целевых установок, задач и рекомендаций Энергетической стратегии. В частности: функционирование ТЭК в основном обеспечило потребности страны в топливе и энергии; сохранена энергетическая независимость страны; реализуется позитивное влияние деятельности ТЭК на экономику страны, обеспечивая ее жизнеспособность при проведении радикальных экономических реформ как за счет высокой доли ТЭК в налоговых доходах государства (в ТЭК формируется свыше трети доходной части консолидированного бюджета), так и в валютных поступлениях (свыше 40%); снижена техногенная нагрузка ТЭК на окружающую среду (за 5 лет примерно на 10%); доля природного газа, как экономически и экологически наиболее эффективного органического энергоносителя, в общем потреблении энергоресурсов России возросла и удерживалась с 1995 г. по 2000 г. на уровне 48-49%, что обеспечило определенную стабилизацию экономики страны; преодолен спад и начался рост добычи нефти и угля, производства электроэнергии, объема и глубины нефтепереработки; осуществлено реформирование производственных структур ТЭК с адаптацией их к рыночным методам хозяйствования, проведены акционирование и частичная приватизация предприятий; созданы рычаги государственного регулирования деятельности ТЭК, адекватные рыночной экономике. В собственности государства находятся контрольные пакеты акций в электроэнергетике, в системе транспорта нефти и нефтепродуктов, в ряде угольных и некоторых нефтяных компаниях, блокирующий пакет акций в ОАО “Газпром”; созданы Федеральная и региональные энергетические комиссии и другие органы для регулирования деятельности естественных монополий в ТЭК; реализуется структурная реформа естественных монополий ТЭК; завершается реструктуризация угольной промышленности с повышением ее экономической эфф. и планомерной ликвидацией убыточных предприятий, не имеющих экономических перспектив; идет формирование внутренних рынков энергоносителей и рыночной инфраструктуры; разработан и принят ряд важных законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих взаимоотношения в энергетическом секторе экономики и условия недропользования, определяющих налоговую, инвестиционную политику и ценообразование в ТЭК. Формируется нормативно-правовая база для реализации энергосберегающей политики.

 

В то же время многие положения Энергетической стратегии России выполнить не удалось. В частности: хуже прогнозных оценок Стратегии сформировались экономические, финансовые и объемные показатели функционирования всех отраслей ТЭК, что органически взаимосвязано с кризисным состоянием экономики и финансов государства в целом; не обеспечены необходимые приросты запасов нефти и газа, которые с 1994 г. не компенсируют их добычу; не создан благоприятный инвестиционный климат. Объем годовых инвестиций в ТЭК за годы реформ снизился более чем в 3 раза; не осуществлено снижение энергоемкости экономики страны, которая практически стабилизировалась на уровне, превышающем на 20% и без того высокий дореформенный уровень; диспропорции в ценовой и налоговой политике государства привели к нарушению условий самофинансирования хозяйственной и инвестиционной деятельности большинства структур ТЭК и деформациям структуры спроса энергоносителей; не решена проблема неплатежей и задолженностей за поставленные энергоносители и, соответственно, платежей предприятий ТЭК в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды; не удалось воспользоваться теми возможностями, которые давала “газовая пауза”, для технического перевооружения электроэнергетики, включая атомную, и угольной промышленности; не реализовано положение Энергетической стратегии о формировании целостной системы законодательно-правовых актов в энергетическом секторе. Действующие акты в данной сфере имеют фрагментарный характер и недостаточны для эффективного государственного регулирования соответствующих взаимоотношений в рыночных условиях хозяйствования.

 

Основная причина указанных негативных проявлений - в реальных условиях 1996-1999 гг. Стратегия не стала тем основным эталоном, с которым сверялись бы все практические действия государственных органов и хозяйствующих субъектов в энергетическом секторе, хотя и определила общие ориентиры при формировании задач и решений по управлению и реформированию ТЭК.

 

В условиях реформ ТЭК явился своеобразным “донором” бюджета и множественных отраслей, но в результате и сам оказался “заложником” экономических проблем, вызывающих в совокупности основную угрозу энергетической безопасности страны.

 

Достижение поставленных Энергетической стратегией целей по-прежнему остается актуальной задачей, однако, сложившиеся новые социально-экономические условия требуют новых решений.

 

Новая редакция Энергетической стратегии России отражает оптимальную в изменившихся условиях энергетическую политику как органическую составляющую экономической политики России в целом, и те изменения, которые произошли и происходят в ней. При этом временной горизонт Энергетической стратегии России, учитывая высокую инерционность и капиталоемкость ТЭК, увеличивается до 2020 г.

 

Необходимость разработки новой редакции Энергетической стратегии обусловлена также: чрезвычайно важной ролью, которую играет ТЭК в экономике России. Он обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей национального хозяйства, консолидацию субъектов Российской Федерации, вносит решающий вклад в формирование финансово-экономических показателей страны. От энергетической составляющей в значительной степени зависят издержки и доходы общества, уровень его материального благосостояния, взаимоотношения человека с окружающей природой. Энерговооруженность экономики и ее энергоэффективность стали в современном мире важным показателем уровня экономического развития государств; низкой энергоэффективностью экономики страны и как следствие – высокими издержками общества на свое энергообеспечение и наличием значительного потенциала повышения эфф. использования энергоресурсов; масштабным негативным воздействием энергетического сектора на состояние окружающей природной среды. Потребление энергии (промышленностью, транспортом, другими секторами экономики) сопровождается загрязнением атмосферы, земельных и водных ресурсов, пагубно влияющим на здоровье людей; возрастающей ролью ТЭК в обеспечении единства экономического пространства Российской Федерации; глобализацией энергетических рынков, которая в условиях значительного экспорта энергоресурсов начинает сказываться на всех сторонах социально-экономической жизни страны (в последние годы на экспорт направляется до 35% всех произведенных в России энергоносителей, в том числе свыше 57% нефти, включая нефтепродукты, и 34% природного газа); наметившимся ростом экономики страны в условиях прогрессирующего старения и износа основных фондов в энергетическом секторе; требованием сохранения энергетической безопасности и независимости России. Россия – одна из немножественных стран, которые практически полностью удовлетворяют свои потребности в топливе и энергии за счет собственных энергоресурсов.

 

На формирование энергетической политики России все большее влияние оказывают внешние факторы, обусловленные вхождением страны в систему мировой экономики. Соответственно, одним из важнейших направлений этой политики становится дальнейшее расширение взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными странами по разработке топливно-энергетических ресурсов, повышению эфф. их использования и освоению новых энергетических рынков. Именно на этом пути Россия внесет свой вклад в решение основных глобальных проблем энергетики, которые стоят перед человечеством на пороге третьего тысячелетия. Естественно, что это также должно быть отражено в новой редакции Энергетической стратегии России.

 

Разработка Энергетической стратегии России на период до 2020 года осуществлена Минэнерго России (Минтопэнерго России), Минэкономразвития России (Минэкономики России), Минатомом России и Минпромнауки России (Миннауки России) с участием Российской академии наук, акционерных обществ и компаний топливно-энергетического комплекса страны, научно-исследовательских и других организаций во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации №389-р от 1.03.2000 .

 

Проект Энергетической стратегии и ее Основных положений в марте-апреле 2000 г. был направлен на обсуждение в Правительство Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов Федерации, на предприятия и организации ТЭК, в научно-исследовательские и проектные институты, высшие учебные заведения, общественные энергетические организации. В частности, для рассмотрения проекта Стратегии и ее Основных положений распоряжением Председателя Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации была создана специальная экспертная комиссия.

 

Доработанный по результатам широкого обсуждения, проект Энергетической стратегии России на период до 2020 года и ее Основных положений был рассмотрен и одобрен на парламентских слушаниях в Государственной Думе (Рекомендации № 3.25-23/1689 от 27.10.2000 г.), а позднее – и Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации (Заключение № 23 от 02.11.2000 г.).

 

так же раз доработанный с учетом рекомендаций и замечаний, высказанных на парламентских слушаниях и Экспертном совете, проект Основных положений Энергетической стратегии России на период до 2020 года был рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации (протокол № 39 от 23.11.2000 г., пункт III).

 

Представляемые Основные положения уточнены в соответствии с протоколом заседания Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2000 года № 39.

 

Документ (pdf-версия, 466 Kb)

 

Источник:

 



Прозрачный бизнес. Новый шаг правительства по стимулированию энергосбережения. Экономические и организационно-технические аспекты реализации проекта. Энергосберегающие и защитные пленки для окон.

На главную  Теплоизоляция и экономия энергии 





0.0267
 
Яндекс.Метрика