Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Теплоизоляция и экономия энергии 

Жилищная реформа

Татьяна Птицына В конце минувшего года в Москве прошла первая научно-практическая конференция, подготовленная Госсроем России совместно с рядом зарубежных фирм, по выработке механизмов привлечения иностранных инвестиций с целью реализации необходимых мер ресурсоэнергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ) России.

 

Жилищно-коммунальная реформа должна, как известно, прежде всего обеспечить нормальные условия проживания российского населения, в том числе и путем получения качественных услуг по доступным для большинства людей ценам, оставляя дотирование их только тем жителям, чей доход не позволяет самостоятельно оплачивать весь комплекс услуг.

 

Одним из важнейших элементов жилищно-коммунальной реформы является так называемое энергоресурсосбережение, значит уменьшение расходов на тепло, электричество, воду, газ, но не за счет снижения поставляемых населению услуг, а за счет модернизации устаревших технологий, что в конечном счете должно уменьшить дотации бюджетов разных уровней и даже в некоторой степени улучшить социально-бытовые условия. В настоящее же время ресурсо- и энергосбережение жилищно-коммунального хозяйства является сферой с весьма большими энергетическими, материальными и экономическими потерями. Практически отсутствует контроль за объемами пост * и расходования энергоресурсов. Маленький факт для пущей наглядности: потребление горячей и холодной воды населением Российской Федерации фактически в 2,5 раза превышает среднеевропейское. И происходит это вовсе не оттого, что россиянин больше любит плескаться под душем или мыть посуду. Это прежде всего связано с низким качеством санитарно-технической арматуры, приводящей к большим утечкам воды, которая до населения попросту не доходит. Так что замена постоянно текущих труб на новые позволит сократить не только расходы воды, которая уходит в буквальном смысле слова в песок, но и закроет одну из затратных статей бюджета, обозначенную просто и емко: ремонт.

 

На конференции выступили ведущие руководители Госстроя России, и европейские компании и финансовые институты, так или иначе заинтересованные в работе на российском рынке в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В частности, была рассмотрена принцип. возможность использования опыта бывшей ГДР, которая после падения Берлинской стены оказалась в новых для себя рыночных условиях, определенным образом схожих с условиями, которые переживает на данный момент и наше общество, в том числе и в жилищной сфере. Были затронуты вопросы по перспективам дальнейшей возможной деятельности ряда зарубежных компаний в России, в частности российско-германских фирм РУСБАУТЕК, РусКомБауКонсальт, немецкой холдинговой группы Депфа-БауБоден-Групп, французской компании Женераль Дез*О и других. Кроме того, на конференции было предложено всем российским участникам форума, которые представляли здесь интересы множественных регионов страны - от Дальнего Востока до Калининграда - вынести к рассмотрению на конкурс собственные инвестиционные проекты с целью их дальнейшей реализации на местах.

 

Пока так же несколько рановато говорить о каких-то реальных результатах прошедшей конференции. Основная идея была в том, чтобы люди, готовые осуществлять жилищно-коммунальную реформу у себя в регионе и имеющие на этот счет многозначительные программы, встретились с теми, у кого есть деньги и кто желает вложить свои капиталы в переустройство российской жилищной сферы.

 

Главная проблема заключается в том, что прямые инвестиционные ресурсы для реализации программ на межгосударственном уровне на данный момент, после дефолта 17 августа, России вряд ли кто-нибудь даст. Даже у Москвы, самого надежного с этой позиции региона, в этом году произошло резкое падение уровня инвестиций, вкладываемых в экономику города. Тот, кто готов выложить свои деньги, хочет получить стопроцентные гарантии, что его не кинут, как кинули год назад. А кто и как может предоставить подобные гарантии?

 

Словом, привычные инструменты инвестирования, вроде ГКО, валютных операций, долговых обязательств органов государственной власти, на данный момент практически полностью дискредитированы в глазах зарубежных партнеров. В результате возникла проблема острого дефицита объектов кредитования, для решения которой и стали необходимы новые инструменты и механизмы инвестирования.

 

В этом смысле, по мнению участников конференции, наибольшую инвестиционную соблазнительность имеют объекты коммунальной сферы, которые,, серьезно нуждаются в финансировании для последующей модернизации. И прежде всего потому, что, к сожалению, основные фонды жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации находятся на данный момент в весьма сложном положении - городская застройка. жилые дома которой построены по типовым проектам с низкими тепловыми характеристиками, требует значительного ремонта. В том числе до 40 процентов тепловых сетей необходимо на данный момент ремонтировать или заменять вовсе, а это, м. прочим, сотня с лишним тысяч километров выложенных когда-то труб. То же касается водо- и газоснабжения, электроэнергии.

 

Муниципальные предприятия, обеспечивающие функционирование объектов, которые осуществляют поддержание систем жизнеобеспечения наших городов, играют огромную роль в экономике страны. Водоканалы, тепло- и энергосети являются по сути своей крупнейшими производителями услуг, монополиями с устойчивым рынком сбыта и потоками коммунальных платежей.

 

Однако не для кого не секрет, что бюджетами всех уровней, и и потребителями финансируются лишь текущие расходы жилищно-коммунального хозяйства, но не как не его воспроизводство. В результате износ инженерной инфраструктуры в данной сфере уже выходит. по оценкам специалистов, за допустимые пределы и приближается к критическому уровню 60 процентов, значит тому самому уровню, при котором резко растет аварийность инженерных сетей и оборудования, становясь по сути постоянной головной болью. Так, в последние 10 лет износ основных фондов коммунальных предприятий вырос в 1,7 раза, что увеличило аварийность на 11 процентов. Ряд регионов России, что называется, уже вошел в инфраструктурный кризис, близкий к экономической катастрофе. Так что промедление здесь в прямом смысле смерти подобно. но скудные бюджеты субъектов Федерации, муниципальных образований в большинстве своем просто не в состоянии решить эту задачу в обозримом будущем.

 

Кроме того, чиновник из ЖЭУ или ДЕЗа в принципе не очень-то и заинтересован в том, чтобы управление и обслуживание жилищной сферы было безупречно, доведено до автоматизма, так как роль его самого резко упадет. Но главным образом резко упадет количество выделяемых на ликвидацию постоянных аварий и авралов средств, поскольку самих авралов практически больше не будет. Энергосбережение и действенный контроль за объемом потребления ресурсов также может привести к уменьшению зарплаты чиновников из ДЕЗов, ибо на данный момент их зарплата впрямую зависит от количества потребляемых населением объемов воды, тепла, электричества. Да и принцип. возможность для махинаций и приписок, которая есть на данный момент благодаря многократным ремонтам, в том числе и на бумаге, одного и того же объекта, более не будет. А все - таки в данном случае так называемый человеческий фактор играет не менее важную роль в деле переустройства инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства, чем объективные трудности. Хотя, разумеется, основная причина, которая сдерживает реформу, проста и сложна одновременно, и заключается в двух словах: нет денег.

 

- Надежды на то, что предприятия жилищно-коммунального хозяйства сами скоро преодолеют свои трудности, по меньшей мере несерьезны, - считает заместитель председателя Госстроя России Леонид Чернышов. - В том числе и потому, что уровень управления городской инфраструктурой в большинстве своем недостаточно высок. Связано это, на мой взгляд, прежде всего с отсутствием эффективного влияния собственника, его незаинтересованностью в проведении энергоресурсосберегающих мероприятий, поскольку полученные в результате экономичности средства будут непременно изъяты из-за разницы в тарифах за предоставленные и потребленные коммунальные услуги или, в лучшем случае, будут обозначены как прибыль и, значит, практически полностью уйдут на уплату налогов. Недостаточная юридическая проработка договоров в области управления муниципальным имуществом не позволяет четко разграничить права, обязанности и ответственность каждой из сторон, участвующих в управлении объектами городской инфраструктуры. Собственник же не может осуществлять действенный контроль за состоянием принадлежащих ему коммунальных объектов.

 

назревшая необходимость проведения программ реконструкции и технической модернизации оборудования, инженерных сетей на предприятиях городской инфраструктуры с одной стороны, и недостаточные инвестиции в данную область с другой, приводят к ощутимому росту текущих эксплуатационных издержек, которые тяжким бременем ложатся на местные бюджеты. А м. тем, замена устаревших инженерных сетей на более эффективные неминуемо приведет к снижению, причем значительному, себестоимости производства услуг.

 

Словом, уменьшение бюджетных расходов на жилищно-коммунальное хозяйство на данный момент является фактически приоритетной задачей для глав администраций субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. но в настоящее время реализация подобной политики в сфере ЖКХ сталкивается с рядом принципиальных трудностей, среди которых не только пресловутое отсутствие необходимых средств, но и несовершенство нормативно-правовой базы на федеральном и, в особенности, на региональном уровнях, неразвитость отечественного рынка энергосберегающей техники и технологий, и недостаточная экономическая заинтересованность руководителей энергопроизводящих и энергопотребляющих предприятий. Все это в конечном итоге просто-напросто вынуждает местные власти искать новые формы привлечения средств в жилищно-коммунальное хозяйство, в том числе на основе коммунальных предприятий и объектов инженерной инфраструктуры в доверительное управление (концессию) с привлечением заемных средств частных инвесторов.

 

Суть доверительного управления достаточно проста. Прежде всего, передавая свои имущество, собственник вовсе не отдает управляющему правомочия по владению и распоряжению этим имуществом, а лишь наделяет управляющего правом осуществлять эти полномочия от своего имени. Управляющий при этом обязан обеспечить возврат имущества учредителю управления и прекратить исполнение всех своих полномочий по истечению срока договора, что исключает принцип. возможность прикрытия договором концессии фактической передачи муниципального имущества в собственность путем заключения заведомо фиктивной сделки. И, наконец, доверительный управляющий получает вознаграждение и возмещает необходимые затраты только за счет доходов от использования имущества. нет необходимости в создании специального источника средств для обеспечения функционирования доверительного управляющего. договор аренды, который является наиболее распространенным способом использования муниципального имущества, по своей экономической природе несколько обременителен для хозяйствующего субъекта - с арендатора, в частности, взимаются в обязательном порядке арендные платежи, безо всякого учета рентабельности его деятельности. Концессия же позволяет учесть интересы хозяйствующего субъекта, обеспечивая одновременно защиту интересов собственника.

 

Механизм использования концессионной схемы для привлечения капитала в городскую инженерную инфраструктуру уже потихоньку начинает осваиваться в ряде регионов России. В частности, в Самарской области в результате привлечения средств отечественных инвесторов, которым было передано в доверительное управление инженерная инфраструктура некоторых местных объектов, в том числе детских садов и больниц, заработала программа установки индивидуальных мини-котельных. В прошлом году в области было закрыто 29 муниципальных неэффективных котельных, ликвидировано более 50 километров ветхих тепловых сетей и переведено на автономные источники теплоснабжения около 600 объектов, что резко снизило расходную часть местного бюджета. Фактически без привлечения средств области удалось заменить старое оборудование на новое, модернизированное, готовое прослужить так же несколько десятков лет.

 

Примером привлечения иностранных инвесторов к взаимовыгодному сотрудничеству в коммунальной сфере, превращение его в зону надежного и прибыльного бизнеса может служить и опыт города Оренбурга по передаче МП Водоканал в делегированное управление, то бишь в концессию, французской компании Женераль Дез*О. От идеи модернизации за счет кредитных ресурсов предприятия, который давно уже требовал ремонта и изменения технологий эксплуатации, администрация города отказалась практически сразу. Без изменения системы управления даже полное перевооружение производства не дало бы желаемого результата. Посему предпочтение и было отдано крепкому в финансовом отношении партнеру, имеющему опыт и авторитет и желающему сотрудничать в этой сфере с городом. Выбор остановился на уже упомянутой французской компании, предложившей наиболее выгодные с позиции интересов города условия. Компания вкладывает в переустройство инфраструктуры в течение 5 лет 170 миллионов французских франков, прибыль же от реализации проекта при фиксированных тарифах должна будет распределяться м. сторонами пропорционально вкладу: городу - 25 процентов, компании - 75 процентов. Через несколько лет у города, затратившего копейки на модернизацию системы подачи воды, будет новая сеть, способная уменьшить себестоимость чистой питьевой воды, качество которой, как не трудно догадаться, улучшиться. Разумеется, львиная доля прибыли уйдет иностранной компании, но с другой стороны, город за бесценок получает модернизированную инфраструктуру, реформа не ударит при этом по карману населения, а даже, возможно, уменьшит его расходы, все - таки обновленное современное предприятие водоснабжения способно сэкономить сотни литров воды, причем, не за счет потребителя, а за счет изменения технологии подачи горячей и холодной воды.

 

приведение в действие механизма привлечения отечественного и зарубежного капитала на основе доверительного управления муниципальной собственностью, по мнению большинства специалистов, присутствовавших на конференции, способно привести к повышению качества и надежности коммунального обслуживания потребителя. Однако, по крайней мере пока, законодательно система доверительного управления в нашей стране никак не урегулирована, есть только законопроект О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами, но когда он будет принят и будет ли принят вообще, неизвестно. Все это в немалой степени задерживает развитие системы концессии в нашей стране.

 

Тем не менее, даже в условиях отсутствия соответствующей законодательной базы на федеральном уровне, которая предоставляла бы инвестору достаточные гарантии возврата вложенных средств, единой модели концессионного или другого договора, доверительное управление объектами городской инженерной инфраструктуры можно осуществлять, или принимая собственные законодательные акты на региональном уровне, или используя так же одну форму обеспечений вложений инвесторов - залог прав требования коммунальных платежей.

 

В этом случае коммунальное предприятие осуществляет заимствование на проведение реконструкции или модернизации оборудования и закладывает свое право требования к организации, управляющей жилищным фондом, в частности оплаты услуг. Сумма платежей, право требования по которым передано в залог, должно покрывать всю сумму долга и процентов по нему, учитывая при этом процент ожидаемых неплатежей, взятых от общего объема заложенных прав требования. принцип. возможность залога имущественных прав предусмотрена аналитической статьей 336 Гражданского Кодекса РФ, полное же правовое регулирование этого вида экономической деятельности определяется федеральным законом О залоге.

 

Учет инвесторов и возможностей потребителей услуг, бюджета и инвесторов на стадии формирования тарифов вполне может обеспечить взаимовыгодное сотрудничество и инвестиционную соблазнительность объектов коммунальной сферы.

 

В настоящее время коммунальные услуги населению реализуются по тарифу, установленному ниже себестоимости. Для создания благоприятного инвестиционного климата в отрасли возникает необходимость в уменьшении разницы м. тарифами для различных категорий потребителей. Система регулирования должна позволить провести изменение тарифов с учетом инвесторов и финансовых возможностей как потребителей услуг, так и непосредственно городского бюджета. Для предотвращения снижения качества предоставляемых услуг необходимо ввести минимальные стандарты качества и оговорить все условия пересмотра тарифов. Неправильное или несвоевременное решение регулирующего органа по вопросу образования тарифов на коммунальные услуги может привести к финансовым потерям как инвесторов, так и самого предприятия, бюджета и потребителей услуг. Поэтому необходимо местным властям предусмотреть ответственность регулирующего органа за принимаемые решения. Срок договора должен находиться в прямой зависимости от срока окупаемости инвестиций, причем здесь необходим и учет того, что в первые годы капиталовложений проект, так же недостаточно рентабелен. Критерием, на основании которого оценивается работа концессионера, является качество предоставляемых услуг и поддержание определенного уровня технического состояния объекта, бесперебойность его работы и т.д.

 

в доверительное управление могут быть переданы либо объекты, которые весьма заманчивы с коммерческой позиции и от передачи которых в доверительное управление город сможет получать доходы большие, чем от сдачи их в аренду, либо наоборот, находящиеся в таком состоянии, когда их восстановление требует вложения значительных средств. В последнем случае город, может пойти и на такие меры, как полный отказ от своей части прибыли с тем, чтобы восстановление происходило исключительно за счет ресурсов инвестора. Ну и конечно, сам цикл передачи муниципальной собственности в доверительное управление возможен на конкурсной основе и лишь тем лицам, которые не только смогут обеспечить поступление в бюджет серьезных доходов, но и опыту которых можно доверять.

 

Наконец, так же одним способом привлечения зарубежных инвестиций может стать лизинг оборудования энергосбережения, автономных модульных теплоснабжающих станций, например, или мусоросжигающих минизаводов, водоочистительных предприятий. Как известно, лизинг - это вид инвестиционной деятельности по передаче и приобретению имущества на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества тем, кто получил оборудование по этому договору. Так что благодаря действующему с октября 1998 года федеральному закону О лизинге руководители местных администраций могут предложить потенциальным инвесторам идею передачи городу в лизинг необходимого оборудования и техники для модернизации и переустройства инженерной инфраструктуры.

 

несмотря на дефолты и связанные с ними опасения инвесторов, которые так же не стали инвесторами, но в принципе не прочь начать деловое сотрудничество с местными властями в жилищной сфере, несмотря на недостаточную проработанность российского законодательства в этом вопросе, формирование благоприятного инвестиционного климата для привлечения внебюджетных средств на развитие ЖКХ вполне реально. Было бы только взаимное желание и стремление найти выход из любой, даже самой критической ситуации.

 

Источник: www.babylon-realty.ru

 



Типовое соглашение энергоменеджмента. Поджечь свой дом. Предисловие редактора. Энергетические ресурсы.

На главную  Теплоизоляция и экономия энергии 





0.0053
 
Яндекс.Метрика