Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Теплоизоляция и экономия энергии 

О пилотном проекте по развитию п

Сразу обозначу основную проблему, с которой мы столкнулись.

 

Основная причина, не позволяющая кардинально изменить ситуацию в ЖКХ – это ведомственная разобщенность и несогласованность усилий участников цикла реформирования. Наши практические шаги направлены прежде всего на недопустимость всем знакомой ситуации «лебедь, рак и щука» при проведении реформы энергетики, ЖКХ и местного самоуправления. Инструментами реализации концепции, которые позволят избежать такой несогласованности действий являются:
Общественный Совет при префекте Северо-Западного административного округа по вопросам становления и развития конкурентного рынка энергообеспечения. Ассоциация предприятий ЖКХ Северо-Западного административного округа города Москвы. Окружная управляющая компания - «Корпорация энергетического развития территории». Сеть территориальных энергопотребительских компаний «Жилэнергокомплекс». Окружной муниципальный фонд энергосбережения.

 

Коротко остановлюсь на некоторых из вышеперечисленных более подробно.
Общественный совет

 

Руководство города придает большое значение проблемам организации местного самоуправления, но, здесь много неопределенностей, которые руководство города попыталось снять подготовкой проекта Федерального Закона по организации местного самоуправления в городах федерального значения.

 

на данный момент мы имеем структуру управления, которая подтвердила свою жизнеспособность результатами реальных изменений в течение прошедших сложных лет, особенно с конца 1993 года, когда была сформирована уже в достаточно завершенном ключе вся система органов власти и управления в городе Москве. Это является нормальной базой, которая если и должна быть подвержена каким-то изменениям, то эти изменения должныбыть весьма осторожными, спокойными, и мы не должны здесь говорить о каком-то радикализме, который является вредным и особенно вредным, когда мы доходим до каждого жителя, до каждого москвича.

 

Одновременно, мы должны двигаться, мы должны нашу структуру совершенствовать. Но это совершенствование должно быть осмысленным, спокойным. Через осуществление необходимых экспериментов, пробных шагов, оценку этих пробных шагов, убеждение в том, что они являются эффективными, - и дальше распространять на всю систему.

 

Если говорить о том, что нам всем мешает, авторский коллектив, может быть, выскажется неосторожно, но с достаточной ответственностью можно сказать, что развитию местного самоуправления, мешает статус, который обозначен для органов местного самоуправления в Конституции Российской Федерации. В соответствии с ней органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. мы с вами получили вертикаль государственной власти, вывешенную в безвоздушном пространстве, не опирающуюся на землю, не опирающуюся на органы местного самоуправления, которые выведены из органов государственной власти в стране. Все это привело к тому, что все остальные решения по функциям, правам, обязанностям, ответственности органов местного самоуправления не были связаны с ответственностью за выполнение функций по обслуживанию населения на местах. Это страшная ошибка. Мы имеем казусы, которые вызывают полное недоумение.

 

Все, наверное, помнят ситуацию в Артеме. Там было весьма плохо с обеспечением теплом. Были громадные, катастрофического плана для населения ситуации по прекращению подачи тепла в дома, прорывы трубопроводов. Все это было показано по телевидению.

 

И вот правоохранительные органы попробовали предъявить претензии к органам местного самоуправления, к мэрии города. И эти претензии они не смогли предъявить, потому что оказалось, что орган местного самоуправления по нормативным базисным документам не должен за это отвечать. И в этом плане главным препятствием к развитию самоуправления на данный момент является неопределенность функций в нормативных документах государства по правам, обязанностям и ответственности органов местного самоуправления.

 

Итак, мы с вами наблюдаем следующее.

 

Первое. Незавершенность вертикали государственной власти. И второе, что является главным препятствием к развитию органов местного самоуправления, к нашему взаимодействию с органами местного самоуправления – неопределенность в законах Российской Федерации ответственности органов местного самоуправления за выполнение функций, которые реализуются, которые власти на данный момент обязаны реализовать для горожан, для населения. Это функции экологии, уборки мусора, дворов, тепло-, водо-, электро-, газообеспечения и водоотведения и т.д. около 30 функций.

 

Есть так же один фактор, который является равным образом значимым, когда мы говорим о местном самоуправлении. Осуществляем ли мы анализ – а как там у них, за рубежом? Мы видим, что там местное самоуправление функционирует. И мы начинаем выяснять: а в чем же все-таки различие? Да различие в экономическом базисе, который на данный момент есть у нас в стране и за рубежом. Главное в организации эффективного и полноразмерного местного самоуправления – это то, что люди, формируя соответствующие органы местного самоуправления, самостоятельно и в полном объеме оплачивают все те услуги, которые должны им оказываться в жилых сферах, которые обслуживаются соответствующими органами местного самоуправления.

 

У нас другая ситуация, но мы стратегически приближаемся к тем временам, когда уровень доходов населения позволит оплачивать коммунальные и иные услуги в полном объеме. Уже вводятся механизмы денежного замещения всех льгот по оплате услуг в ЖКХ. До тех пор, пока мы не получим общество, способное самостоятельно оплачивать и соответствующим образом поддерживать, заказывать и развивать свою среду обитания, мы не будем иметь эффективных органов местного самоуправления. Они будут все время просить. А самоуправление – означает самообеспечение.

 

Итак, нормативная база у нас слабая. Она ошибочна. Ибо, по нашему мнению, если мы не сделаем орган, позволяющий скоординировать органы функции местного самоуправления с функциями государственных отраслевых и территориальных органов власти, то мы не получим на данный момент эффективного управления. Это не является базисом на все времена. Это является переходным базисом, который должен работать какое-то время, на коком-то этапе нашей жизни, а потом видоизмениться.

 

Если мы не будем решать вопросы, которые на данный момент стоят перед нами по четкому определению этих функций и ответственности, мы не сможем делегировать эти функции органам местного самоуправления. И когда начинаешь в этом прокрустовом ложе пытаться развивать систему местного самоуправления, то сразу же натыкаешься на эти элементы, которые не позволяют осуществлять эффективно это развитие. Развитие через договора или договоренности – неэффективный путь, потому, что любые договоренности, а не государственные обязанности, которые оговорены в соответствующих нормативно-правовых актах, у нас работают слабо. Они, и везде работают слабо.

 

Тем не менее, мы делаем шаги по повышению уровня самостоятельности органов местного самоуправления. И те, кто наблюдает за решениями Правительства Москвы, за решениями Московской Городской Думы, за нашими нормативными документами, видят, что мы стараемся усилить роль органов местного самоуправления, но получаем в ответ примеры диких решений, позиционирования, которые заставляют нас с особым вниманием относиться к следующим шагам. Для нас поучительный пример – Краснопресненский район.

 

Нужно осмысливать наши цели, нам нужно все больше и больше приближать управление к населению, чтобы это управление было в режиме шаговой доступности, но одновременно нам нужно учитывать уроки тех ошибок и неудач – на данный момент трансформация системы управления городом не может быть застывшей, - которые сама трансформация нам эти ошибки дает. Мы будем совершенствовать систему местного самоуправления, но мы будем это делать не каким-то мероприятием обвального плана, как это любят на данный момент наши радикалы-реформаторы осуществлять, а будем делать постепенными шагами, оценивая каждый раз результаты нашего решения; и в этом вопросе приход к оптимальной структуре должен осуществляться методом симплекса, где каждый следующий шаг дает принцип. возможность и право сделать очередной только после того, как мы провели анализ и убедились в том, что это все правильно.

 

Современное государство эффективной демократии должно в той или иной форме присутствовать на всех уровнях своего административно-территориального деления, а не заканчиваться на уровне субъекта Федерации. Уверен, что местное самоуправление будет наиболее эффективно работать там, где оно по-прежнему воспринимается как некая составляющая властной вертикали и где налажен нормальный деловой контакт со структурами государственной власти.

 

Вместе с тем, мы понимаем, что необходимо следовать федеральному законодательству, и Правительство Москвы разработало свои предложения как это лучше сделать для города, не нанеся вред единстве и целостности городского хозяйства. Если мы внимательно проанализируем Федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления, а особенно ст. 6, определяющую предметы ведения органов местного самоуправления, то можно с уверенностью сказать, что из 30 так называемых вопросов местного значения – 26 могут решаться только как общегородские и ни при каких обстоятельствах не могут быть переданы на иной уровень.

 

На практике довольно сложно выделить сугубо местные функции, поскольку многие функции, выполняемые органами местного самоуправления, являются основными и для органов государственной власти субъектов Российской Федерации, тем более, такого как Москва, где исторически сложились единые инженерная, топливная и транспортная инфраструктуры, единые системы образования, здравоохранения, социальной защиты.

 

Реализуемые муниципальными органами полномочия имеют местное значение лишь в том плане, что они осуществляются на конкретной территории. На деле же большинство решаемых местными властями вопросов есть лишь продолжение на определенной территории государственной политики в конкретных сферах. С учетом изложенного представляется правильным, что для повышения качества разграничения предметов ведения, перечисленным в аналитической статье 6 вышеназванного Закона, м. городом федеративного значения и внутригородскими муниципальными образованиями, каждый из предметов ведения необходимо предварительно разделить на ряд более конкретных вопросов.

 

Такой подход позволит соответствующим образом перераспределить и налоговые источники и объекты собственности. Такой подход позволит на городском уровне осуществлять государственную власть, а местному самоуправлению – на уровне внутригородских территорий.

 

В целях создания необходимых условий для реализации концепции, в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, Законом г. Москвы Об организации местного самоуправления в городе Москве и Положением о префектуре административного округа города Москвы, организован Общественный Совет при префекте округа по вопросам становления и развития конкурентного рынка энергообеспечения и реформе ЖКХ.

 

Совет образован как коллективный координационный, консультативный и совещательный орган взаимодействия государственных органов власти с органами местного самоуправления по реализации комплексных проектов и будет работать на постоянной основе.

 

Стратегической целью деятельности Совета является обеспечение согласованности действий всех органов власти на территории округа по снижению стоимости энергии и услуг энергосервиса для населения путем формирования в отрасли коммунальной энергетики рыночной системы хозяйствования. Основными целями Совета являются:

 

Оказание органами государственной власти города Москвы содействия населению в осуществлении права на местное самоуправление и органам местного самоуправления в осуществлении их функций и полномочий по созданию финансово-экономической основы местного самоуправления на территории округа.

 

Поэтапный, экономически оправданный перевод отношений, возникающих по поводу обращения энергоресурсов из состояния, характеризующегося отсутствием конкуренции, в состояние конкурентного рынка энергообеспечения населения и частичное или полное прекращение государственного регулирования тарифов на энергообеспечение.

 

Обеспечение приоритетного значения местного самоуправления в организации энергообеспечения населения и развитии отношений в сфере ЖКХ округа.

 

Создание необходимых условий для реализации городских и окружных программ повышения эфф. использования энергии в ЖКХ, и демонстрационного проекта создания «Зоны высокой энергетической эффективности» на территории Северо-Западного административного округа города Москвы в рамках единой территориальной концепции.

 

Стратегической задачей деятельности Совета является сдерживание роста тарифов на электрическую и тепловую энергию для потребителей - как следствие конкурентного рынка, обеспечение защищенности малоимущих слоев населения в период глобальных преобразований, происходящих в отраслях топливно-энергетического комплекса страны. Основными задачами Совета являются:

 

Обеспечение комплексного рассмотрения вопросов повышения эфф. и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению, снижения их стоимости.

 

Определение критериев и приоритетов, необходимых при принятии решений по отдельным проектам, связанным с жилищно-коммунальной реформой на территории округа.

 

Выработка стратегии увязки интересов различных организаций и ведомств при реализации программных мероприятий на территории округа.

 

Создание нормативно-правовых и административно-управленческих условий для становления и развития местного самоуправления и оказание содействия органам местного самоуправления в осуществлении их функций и полномочий на территории округа.

 

Создание условий для формирования конкурентного рынка энергообеспечения, совершенствования экономических и организационно-управленческих механизмов реформы ЖКХ на территории Северо-Западного административного округа, привлечения инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства округа.

 

Несмотря на жесточайшее сопротивление и отчаянные попытки предприятий-монополистов сохранить монополию, территориальные органы власти будут стремиться к тому, чтобы создать условия для конкуренции и самостоятельно производить или покупать энергию у производителей по ценам намного ниже тех, которые сейчас диктуют монополии.

 

ЖКХ в соответствии с действующим законодательством относится к компетенции органов местного самоуправления, но находится в зависимости от решений государственных органов власти, как и само местное самоуправление. В результате, ответственность за состояние дел нередко отделена от реального управления и не обеспечена финансовыми ресурсами.

 

Также необходимо устранить административные и иные барьеры на пути широкого внедрения энергоэффективных технологий в ЖКХ. Безусловно, неотъемлемой частью мероприятий по реформированию и модернизации коммунальной энергетики является внедрение энергосберегающих технологий в жилищном секторе с целью создания комфортной среды проживания для населения. Кроме того, опыт проведения реформы ЖКХ демонстрирует, что без широкого вовлечения в этот цикл населения, нам с вами будет трудно добиться положительного результата в столь важном и сложном деле.
Следующая вновь создаваемая организация - окружная управляющая компания - «Корпорация энергетического развития территории»

 

Основная идея развития территории базируется на технологиях привлечения средств от различных субъектов экономической деятельности и объединения их ресурсов на локальной территории через создаваемую управляющую компанию – «Корпорацию энергетического развития территории».

 

Центральным звеном экономического механизма строительства и реконструкции объектов недвижимости на территории муниципальных образований является мобилизация и использование инвестиционных ресурсов.

 

Смысл создания «Корпорации энергетического развития территории» состоит в том, чтобы освободить государственных и муниципальных служащих от не свойственных им функций в сфере развития недвижимости. Необходимо построить такую систему взаимоотношений, которая максимально способствовала бы привлечению инвестиций, производственных мощностей и основных фондов муниципальных организаций, предприятий с иными формами собственности, зарубежных инвесторов и граждан Российской Федерации.

 

По своему содержанию работа по подготовке и осуществлению инвестиционных проектов реконструкции и нового строительства, а так же по заключению связанных с этими проектами сделок, является работой коммерческого характера. Поэтому органы местного самоуправления не будут выполнять ее самостоятельно, а будут передавать активы в доверительное управление профессионалам на условиях, гарантирующих баланс интересов населения и предпринимателей. Корпорация энергетического развития территории будет осуществлять на подведомственной ей территории различные проекты развития с учетом интересов всех участников проектов.

 

Цель проводимой нами структурной реорганизации состоит не в создании новой надстройки, а в выстраивании четкой вертикали управления, разведении государственной и хозяйственной функций, налаживании контроля за внедрением энергоэффективных технологий и мероприятий на всех уровнях управленческой власти, минимизации издержек, повышении прозрачности и инвестиционной соблазнительности жилищно-коммунального хозяйства округа.

 

Основными видами деятельности «Корпорации энергетического развития территории» будут являться:

 

· разработка и внедрение новых эффективных форм и методов управления комплексом городского хозяйства, реализация комплексного подхода к реконструкции и застройке территории;

 

· разработка окружных программ повышения эфф. использования энергии в жилом секторе, на предприятиях и организациях социальной сферы и промышленных предприятиях;

 

· реализация совместно с отраслевыми органами исполнительной власти Правительства Москвы комплекса финансовых, технических и организационных мероприятий, направленных на развитие источников «распределенной генерации».

 

В частности, в рамках демонстрационного проекта создания «Зоны высокой энергетической эффективности» на территории Северо-Западного административного округа г. Москвы будут изучены и продемонстрированы технические, экономические, институциональные и географические условия функционирования энергопотребительского рынка услуг, эффективность работы «новой» составляющей городского коммунального рынка энергообеспечения – мини ТЭЦ. Также будут изучены и продемонстрированы навыки проведения экономического и финансового анализа по проектам, требуемого общественными и частными финансовыми институтами для осуществления инвестиций в проекты по повышению энергоэффективности. Будет разработана модель системы измерения и учёта энергии, которая создаст новые стимулы для инвестиций в энергосбережение.
Реализацией же проектов, по нашему глубокому убеждению, должны заниматься специализированные территориальные энергопотребительские компании.

 

Изначально ясно, что на территории районов нужны специализированные муниципальные или частные энергопотребительские компании по управлению реализацией вышеназванных программ и проектов - все - таки в муниципалитетах, водоканалах и теплосетях нет структурных подразделений и нет квалифицированных специалистов по проектному менеджменту в сфере энергоэффективности. Также нет опыта структурной перестройки коммунальных хозяйств с внедрением системы энергоменеджмента.

 

Территориальные энергопотребительские компании должны иметь принцип. возможность предложить промышленным предприятиям и ТСЖ всеохватывающий, интегрированный и динамический цикл планирования энергетики. Он должен учитывать все аспекты энергетических нужд потребителей со стороны поставки и со стороны потребления, разрешая все финансовые, экологические спорные вопросы, вопросы эксплуатации и обслуживания.

 

Такие программы энергоменеджмента будут разрабатываться для минимизации энергетических затрат, достижения надежного энергетического снабжения, снижения потребления энергоресурсов, оценки наибольшей эфф. и применения энергетического опыта в повседневной работе - все это в пределах ЕДИНОЙ территориальной стратегии.

 

Я думаю, что не надо объяснять, почему начинать необходимо с нового строительства?

 

По прибыльности жилищное строительство опережает торговлю и банковский бизнес. К тому же, следует заметить, что новая застройка в Москве ведется массово. Возврат краткосрочных инвестиций осуществляется за счет средств жильцов, покупающих новое жилье, возводимое в рамках городских строительных жилищных программ в соответствии с регламентами подготовки и реализации строительства. Следует отметить, что эти регламенты не учитывают условия становления и развития конкурентного рынка услуг муниципальной энергетики, поэтому имеют жесткие ограничения на решение комплексных задач.

 

Выход найден во внутренних и внешних инвестициях в новое энергоэффективное строительство и модернизацию жилой застройки в совокупности с инженерной инфраструктурой. Для этого данный сектор должен быть инвестиционно привлекательным, эффективно управляемым.

 

Что необходимо сделать в первую очередь?

 

Во-первых, следует определиться с правами собственника жилья и инженерной инфраструктуры.

 

В настоящее время население является заложником монопольной системы коммунально-бытового обслуживания и ресурсообеспечения. Собственность, полностью оплаченная населением при покупке жилья, вследствие действующих регламентов, безвозмездно перераспределяется в пользу предприятий-монополистов (их владельцев). на данный момент собственник отчужден от управления имущественным комплексом инженерной инфраструктуры жилищного фонда. Он не имеет никаких прав в защите и управлении своей собственностью в системе муниципальной власти. Такое положение дел сохранилось со времен, когда энергетика и жилищный фонд принадлежали государству.

 

Отчужден собственник не только от эксплуатации, но и от цикла проектирования и строительства своего жилья. В лучшем случае он может выступать только в качестве покупателя готовой отдельной квартиры у инвестиционно-строительной компании, которой,, неинтересно как и с какими затратами и дополнительным вложением средств будет в дальнейшем эксплуатироваться продаваемый дом. Отсюда – стремление строительных компаний–застройщиков снизить затраты на строительство, переложив их на последующую эксплуатацию.

 

Предложения проектировщиков внедрять энергосберегающие технологии, позволяющие в разы уменьшить объемы потребления тепла от внешних теплосетей, но требующие более высоких первоначальных затрат, будут наталкиваться на сопротивление застройщиков.

 

Во-вторых, необходимо институционально оформлять товарищества собственников жилья в качестве первичных и приоритетных территориальных структур местного самоуправления, полноправных корпоративных единиц городского сообщества с соответствующими правами и полномочиями. Законодательно закрепить их приоритетное право участвовать в строительстве, модернизации и эксплуатации жилья и инженерной инфраструктуры.

 

Экономический стимул снижения затрат на энергообеспечение квадратного метра при новом строительстве и его дальнейшая эксплуатационная стоимость должны активизировать цикл создания ТСЖ. все - таки если мы возьмем платежный документ, то сразу увидим, что затраты на отопление и горячее водоснабжение самые большие.

 

Органы власти с самых ранних стадий прединвестиционной подготовки строительства должны обязать застройщиков внедрять энергоэффективные решения. Учитывая сложившуюся систему взаимоотношений и существующие регламенты в строительстве, именно органы местного самоуправления могут противопоставить застройщикам свою позицию по защите интересов потребителей посредством нормативно-правового регулирования вопросов жизнеобеспечения. Повторюсь, что это их исключительная компетенция.

 

В-третьих, разрушить монополию поставщиков энергетических и прочих ресурсов, стимулировать появление альтернативных муниципальных, частных компаний и потребительских кооперативов собственников жилья.

 

И наконец, всем уровням власти нужно определить в законодательных и нормативных актах налоговые и другие льготы, стимулирующие инвестиционную и строительную деятельность в сфере энергоэффективности жилищно-коммунального хозяйства, упростить процедуру аренды и покупки земельного участка под энергетические нужды для независимых от существующей энергосистемы производителей тепловой и электрической энергии.

 

Основная цель, на достижение которой должна быть направлена деятельность территориальных энергопотребительских компаний в части коммерческого учета энергоресурсов, может быть сформулирована следующим образом: «Получ. и предоставление (продажа) объективной и достоверной информации о потребляемых энергоресурсах на всех уровнях их учета». Без такой информации, основанной на результатах измерений, энергосбережение теряет под собой всякую основу и превращается лишь в лозунг. Сберечь можно только то, что учитывается.

 

Территориальные энергопотребительские компании должны будут, руководствуясь экономической целесообразностью, решать следующие основные задачи:

 

· интенсивный поиск и привлечение инвестиций для создания, технического оснащения и монтажа систем учета;

 

· обслуживание действующих систем учета и их постоянное совершенствование;

 

· ведение документооборота м. энергоснабжающими предприятиями, потребителями энергоресурсов и финансовыми управлениями, - документооборота, отражающего динамику потребления энергоресурсов, представляющего собой массив данных, на основе которого могут решаться задачи оптимизации энергопотребления.

 

В основу принимаемых решений необходимо заложить принцип вертикальной иерархии прохождения информации от периферийных устройств технологических циклов до единой дежурной диспетчерской службы района, округа, города, способной осуществлять непрерывный контроль за жизнедеятельностью всей городской инфраструктуры и внешнюю связь в режиме реального времени.

 

В первую очередь именно на территориальные энергопотребительские компании должна быть возложена ответственность за соблюдение действующего российского законодательства в области учета потребления энергоресурсов. В частности, соблюдения требований федеральных Законов Об обеспечении единства измерений и О защите прав потребителей.

 

В настоящее время структуры ТСЖ организационно «слабы» в противостоянии с энергоснабжающими предприятиями-монополистами за качественное обслуживание населения. Было бы наивно предполагать, что в ближайшее время они смогут самоорганизоваться и противопоставить на формирующемся городском коммунальном рынке энергообеспечения и услуг муниципальной энергетики ясную политику и профессиональную позицию по защите интересов потребителей.

 

Следует понимать, что круг вопросов, которые предстоит рассматривать по данной тематике, достаточно велик и требует концентрации ресурсов, как на окружном, так и районном уровне. Наиболее целесообразным как в организационном плане, так и экономически обоснованным, возложить функции протекции интересов потребителей энергии на подконтрольные местным муниципальным властям и наделенные необходимыми легитимными полномочиями территориальные энергопотребительские компании.

 

Основываясь на реальных данных по энергопотреблению, территориальные компании будут осуществлять деятельность по купле-продаже энергии и услуг для населения, обеспечивать диспетчерское управление работой систем жизнеобеспечения на территории района. В соответствии с заложенным принципом иерархии прохождения информации, данные измерений будут учитываться при разработке программ модернизации и единой схемы энергообеспечения округа.

 

Как вы видите, нами создается принципиально иная система взаимоотношений в отрасли. Каким же будет положение энергопотребительских компаний на рынке энергопотребительских услуг?

 

Новые отрасли энергетики в ходе децентрализации закончат разделение рынка на основе, как услуг, так и цен. Энергоэффективные ресурсы (со стороны потребителя) в силу того, что они намного менее затратны, чем новые ресурсы со стороны производителя, предоставят участникам рынка большую и стабильную прибыль за счет производительности, но потребуют изменяющихся и новых условий для своего рыночного развития.

 

Финансовые и технические услуги территориальных энергопотребительских компаний могут обеспечить разделение товаров по цене для конкретных потребителей. Энергетическое законодательство и управление нагрузкой начинают играть все более возрастающую роль.

 

Управляющая компания «Корпорация энергетического развития территории» совместно с ОАО «Московская объединенная энергетическая компания» и территориальными энергопотребительскими компаниями призваны обеспечить средства для определения нужд потребителя, внедрения проектов, и энергетических решений предприятий и корпоративных структур собственников в форме ТСЖ. Они предоставят услуги и финансирование для продуктов энергосервиса. Они послужат интеграторами на относительно сложном рынке и в структуре развития услуг. Их роль приближается к роли рыночных филиалов с более тесной связью с потребителями и органами власти.

 

нами будут сформированы механизмы «гражданского общества» и протекции интересов потребителей при взаимоотношении с естественными и локальными монополиями в условиях конкурентной борьбы за право продавать энергию, ресурсы и услуги потребителям.

 

Учитывая специфику электронного журнала ЭСКО, хотелось бы сказать следующее. Многие из здесь присутствующих уже имеют опыт работы в меняющихся условиях функционирования отрасли. Такие «первопроходцы» уже твердо знают, что муниципальная энергетика и весь связанный с ней комплекс услуг – это стабильный и прибыльный бизнес. Сразу оговорюсь, что о сверхприбыли речь не идет, но это сверхнадежный бизнес.

 

Либерализация рынков заставляет нас не откладывая на потом, уже сейчас, предпринимать конкретные и целенаправленные шаги в направлении конкурентного рынка. Конечно же, Москва имеет качественное отличие от ряда регионов России по целому ряду показателей. Тем не менее, такая модель может успешно применяться и в кризисных регионах.

 

Приглашаю к сотрудничеству все заинтересованные в подготовке и реализации совместных программ на территории округа организации. Условия для Вашей успешной работы созданы. Важную роль в создании условий играет позиция Мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова и Правительства Москвы по формированию рыночных взаимоотношений в отрасли коммунальной энергетики.

 

Коротко остановлюсь на месте корпоративных структур собственников жилищного фонда в общей городской корпоративной модели и расскажу о структурных преобразованиях, проводимых Правительством Москвы по созданию конкурентного рынка энергообеспечения населения столицы.

 

Особое место в вопросе создания и эффективного развития конкурентного рынка энергообеспечения занимают задачи совершенствования системы управления в условиях углубления и расширения рыночных механизмов в городском муниципальном хозяйстве.

 

На протяжении столетий местное самоуправление в России, хотя и имело некую самостоятельность, но находилось в жесткой зависимости от центрального и местного государственного управления. В новейшее время оно зачастую отождествляется с диктатом государственных органов и ущемлением прав муниципальных образований в отношении распоряжения собственными ресурсами. Так, в ряде регионов государственные органы фактически ограничивают права муниципальных образований распоряжаться землей - главным городским ресурсом. Та же тенденция наблюдается в части налоговых отчислений, тарифной политики, имущественных споров. но зарубежный опыт подсказывает, что следует усовершенствовать законодательство в пользу расширения прав муниципальных образований на распоряжение собственными ресурсами.

 

С другой стороны, нужно подкорректировать и внутренние отношения самих субъектов городского сообщества в структуре местного самоуправления. Модель внешних отношений накладывается на внутренние. Формирование корпоративных структур собственников в российских городах происходит в условиях борьбы с интересами городской администрации, принимая, кланово-корпоративную модель городского развития. Стихийная борьба этих интересов с интересами других слоев населения чревата социальными конфликтами и уродливым, дисгармоничным развитием.

 

на данный момент опыт развитых стран говорит о том, что вектор муниципальных прав должен смещаться в сторону интересов собственников, объединяемых корпоративными структурами. С этой позиции города рассматриваются как сверхкорпорации, призванные интегрировать узкокорпоративные интересы собственников с интересами других слоев населения. Модель города-корпорации, широко распространяемая в развитых странах, требует расширения в муниципальном самоуправлении прав, как корпораций, так и представителей различных слоев населения на основе дифференциации и интеграции их экономических и социальных интересов. Только в случае высокого уровня протекции интересов собственников, их корпоративные структуры, включая территориальные, могут рассчитывать на большие инвестиции.

 

Конкурентный рынок призван обеспечить доступ потребителей к производителям более дешевой тепловой и электрической энергии, сгладить различия в стоимости путем «вымывания» более дорогой энергии с рынка. Рынок потребительских услуг, позволяющий снизить эксплуатационные расходы населения по оплате коммунальных услуг вследствие внедрения прогрессивных энергоэффективных и управленческих технологий, должен стать ясным и понятным для населения стимулом к объединению своих усилий с муниципалитетами всех уровней по самоуправлению жилищным фондом и инженерной инфраструктурой на территории проживания.

 

Одной из основных причин, тормозящих формирование кондоминиумов и организацию товариществ собственников жилья, является отсутствие экономических стимулов к образованию товариществ собственников жилья. Экономический стимул снижения затрат на энергообеспечение жилого фонда и эксплуатационную стоимость инженерной инфраструктуры должны активизировать цикл создания ТСЖ.

 

Еще раз повторюсь, что попытки государственной власти свести решение проблем к реформе жилищного хозяйства отдельно от реформы коммунальной энергетики и местного самоуправления, без учета их взаимозависимости, едва ли смогут привести к желаемому результату.

 

Рассматривая слабые и сильные стороны каждого сектора муниципальной сферы, можно сделать вывод, что чем сильнее пронизывают его рыночные отношения, тем эффективнее используются внутренние и внешние ресурсы. Поэтому Правительство Москвы намерено получить контроль над электро- и теплосетями «Мосэнерго», которые в ходе энергореформы будут выделены в отдельные компании.

 

В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 11 ноября 2004 года № 2261-РП года столичное правительство создало ОАО «Московская объединенная энергетическая компания» (МОЭК) с уставным капиталом 52 млрд. рублей, куда войдет сетевое имущество, находящееся в собственности города. Часть акцийМОЭК Правительство Москвы намерено обменять на контрольные пакеты акций сетевых компаний, выделенных из «Мосэнерго». При этом 60% акцийМОЭК, по расчету столичных властей, тоже останутся в собственности города. В этом случае два крупнейших акционера «Мосэнерго» - РАО «ЕЭС» и «Газпром», который закончил консолидацию блокпакета акций столичной энергокомпании - станут миноритариями в трех компаниях.

 

Этим летом на годовом собрании акционеры «Мосэнерго» проголосовали за реформирование энергокомпании. Предполагается, что она будет разделена по видам бизнеса на 14 новых акционерных обществ. В том числе в отдельные компании должныбыть выделены московская и областная тепло- и электросетевые компании. Планируется, что на первом этапе акции всех 14 новых АО будут пропорционально распределены среди нынешних акционеров «Мосэнерго».

 

Еще в прошлом году глава РАО «ЕЭС» Анатолий Чубайс, и главы Москвы и области Юрий Лужков и Борис Громов заключили соглашение, по которому регионы должны получить контроль над сетевыми компаниями, выделенными из «Мосэнерго» при реструктуризации. Собственных акций, принадлежащих правительству Москвы (официально - около 3%), на это не хватит. У области значительного пакета акций «Мосэнерго» вообще нет. Поэтому регионы собираются обменять принадлежащее им имущество (электро- и теплосетевое) на акции выделенных из «Мосэнерго» сетевых компаний с тем, чтобы Москва получила контрольные пакеты акций в столичных тепло- и электросетевой компаниях, а Московская область - в областной электросетевой.

 

Тепло- и электросетевые активы, которыми владеет Москва, оцениваются в 52 млрд. рублей. Они находятся в ведении трех ГУП, крупнейший из которых – «Мосгортепло» - обеспечивает теплом и горячей водой 70% территории столицы и управляет 4900 км теплотрасс. 100% акций ОАО «Московская объединенная энергетическая компания» на первом этапе будут находиться в столичной собственности. С начала будущего годаМОЭК начнет хозяйственную деятельность, взяв в аренду все три ГУП. Параллельно начнется оценка и подготовка к передаче сетевых активов вМОЭК, после чего компания проведет допэмиссию своих акций, которую московское правительство оплатит этими активами.

 

На следующем этапе московское правительство планирует обратиться к акционерам «Мосэнерго» с предложением обменять часть акцийМОЭК на контрольные пакеты столичных тепло- и электросетевых компаний, выделенных из «Мосэнерго». В итоге город рассчитывает сохранить за собой порядка 60% акцийМОЭК и получить контроль над сетевыми компаниями «Мосэнерго». В дальнейшем возможно объединение всех трех компаний в единую структуру.

 

По мере реализации этого проекта нынешнему мажоритарному акционеру «Мосэнерго» - РАО «ЕЭС» - придется довольствоваться ролью миноритария во вновь создаваемых компаниях. Миноритарным акционеромМОЭК будет и «Газпром», который закончил консолидацию блокирующего пакета акций «Мосэнерго». «Газпрому» сейчас принадлежит 25,04% акций компании.

 

в результате реализации этой схемы город сможет сохранить контроль над всеми городскими сетями, включая те, что сейчас принадлежат «Мосэнерго». В настоящее время проводится независимая оценка как имущества «Мосэнерго», так и сетевого имущества, находящегося в собственности Москвы, с тем, чтобы можно было оценивать коэффициенты обмена акций.

 

Результатом поэтапного и совокупного действия всех правовых и организационных мер, направленных на создание городского конкурентного рынка энергообеспечения и потребительского рынка услуг будет являться то, что:

 

Существующие на территории города крупные естественные энергомонополии перестанут управлять всеми уровнями энергетического цикла. Такие энергокомпании (или их группы) будут реорганизованы для того, чтобы:

 

· на уровне производства тепловой и электрической энергии образовывать отдельные горизонтально конкурирующие генерирующие предприятия, поставляющие энергию на городской рынок;

 

· на уровне транспорта тепловой и электрической энергии сформировалась другая отдельная группа предприятий, осуществляющая эксплуатацию системы транспорта энергии и энергосети общего пользования.

 

Будет создана сеть высокоэффективных мини-ТЭЦ. Такие локальные (дворовые, квартальные) энергоцентры могут являть собой широкое разнообразие форм собственности и использовать широкое разнообразие передовых и высокоэффективных технологий генерации энергии. Такие локальные монополии:

 

· будут конкурировать м. собой за право доступа к потребителям на муниципальном энергопотребительском рынке, напрямую продавать энергию корпоративным потребительским структурам, а излишки дешевой тепловой и электрической энергии продавать в энергосети общего пользования;

 

· будут осуществлять сотрудничество с муниципальными территориальными структурами с самых ранних стадий подготовки инвестиционных проектов застройки территории в целях обеспечения технических и управленческих решений, направленных на снижение эксплуатационных расходов населения при эксплуатации зданий;

 

· будут иметь договорные отношения не с каждым отдельным потребителем энергии или посредником в продаже, а с корпоративным клиентом, способным противопоставить локальным предприятиям-монополистам корпоративную политику закупки товаров и услуг, на практике обеспечить защиту прав потребителей энергии.

 

Будут созданы инструменты и механизмы функционирования политики энергоэффективности на долгосрочной основе и реализован механизм реинвестирования сэкономленных финансовых средств в новые проекты - дальнейшую модернизацию инженерной и энерго- инфраструктуры «ветхого» жилого фонда на территории округа.

 

Будет обеспечено повышение эфф. и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению, сдерживание роста тарифов, а по мере реализации намеченных к реализации программ - снижение их стоимости путем дальнейшего формирования в отрасли коммунальной энергетики столицы рыночной системы хозяйствования.

 



Энергосбережение в зданиях. С http. Тепловые насосы - энергосберегающее отопительное оборудование. Игра в.

На главную  Теплоизоляция и экономия энергии 





0.0173
 
Яндекс.Метрика