Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Теплоизоляция и экономия энергии 

Профессиональное конкурсное упра

Стратегический уровень

 

Описание стандарта

 

Стандарт направлен на совершенствование системы управления объектами недвижимости в бюджетной сфере, оптимизацию использования бюджетных средств в результате внедрения профессионального конкурсного управления объектами недвижимости в бюджетной сфере на договорной основе с привлечением специализированных энергосервисных компаний (ЭСКО).

 

В настоящее время в российской практике отсутствует профессиональное управление объектами недвижимости бюджетных учреждений. По существу, руководители этих учреждений выполняют несвойственные им функции по управлению данными объектами недвижимости. Это,, приводит к неэффективному использованию финансовых средств на этих объектов. Прежде всего, неэффективность управления находит проявление в нерациональном расходовании средств на , ремонт зданий и расточительном потреблении энергоресурсов (тепла, воды). Внедрение профессионального конкурсного управления объектами недвижимости в бюджетной сфере на договорной основе с привлечением энергосервисных компаний даст принцип. возможность установить экономические взаимоотношения м. собственником объекта недвижимости, поставщиком энергоресурсов, управляющей организацией и энергосервисной компанией предусматривающие стимулы для эффективного управления объектами недвижимости бюджетных учреждений.

 

Основные условия внедрения эффективного управления объектами недвижимости в бюджетной сфере будут обеспечены, если:

 

· управление этими объектами недвижимости будет осуществлять профессиональная управляющая организация, которая сама будет заключать договоры на коммунальное обслуживание бюджетных учреждений;

 

· в договорах на управление объектами недвижимости бюджетной сферы будут предусмотрены стимулы к ресурсосбережению: в частности, часть сэкономленных в результате ресурсосбережения средств будет направляться на материальное стимулирование управляющей организации, а остальные средства – на внедрение энергосберегающих технологий.

 

Следует отметить, что в сфере управления коммерческой недвижимостью эти виды бизнеса в последнее время достаточно успешно развиваются. Профессиональная управляющая организация, привлеченная по конкурсу на договорной основе, может непосредственно заниматься организацией и оптимизацией поставки коммунальных и иных услуг, а может нанимать энергосервисную компанию для оказания услуг по энергосбережению. Привлечение к управлению объектами недвижимости в бюджетной сфере энергосервисных компаний предполагает разработку типового договора об энергосберегающих услугах м. управляющей организацией и энергосервисной компанией. В договоре на управление объектами недвижимости, и в договоре об услугах по энергосбережению должныбыть предусмотрены положения о стимулировании энергосбережения и эффективного использования бюджетных средств на зданий для всех участников энергосберегающих мероприятий.

 

Важная отличительная черта этой практики состоит в том, что управляющая организация несет полную ответственность перед собственником, как за физическое состояние здания, так и за поставку необходимых ресурсов, и располагает для этого зафиксированными в договоре ресурсами. Профессиональное управление объектами недвижимости бюджетной сферы предполагает разделение ответственности: - за непосредственную деятельность бюджетного учреждения по оказанию услуг; и - за эффективную организацию эксплуатации здания этого учреждения - м. руководителем учреждения (директором школы, главврачом) и управляющей организацией.

 

В этом случае управляющая организация занимается не только оптимизацией режимов потребления ресурсов, но и улучшением состояния здания с целью сокращения нерациональных энергетических потерь. Экономический интерес управляющей организации будет состоять в том, чтобы за счет относительно недорогих, окупаемых в рамках срока действия договора на управление, мероприятий по ресурсосбережению (например, утепления здания) сократить потребность в покупаемых ресурсах. Для проведения работ по модернизации и утеплению зданий управляющая организация может привлекать внебюджетные источники финансирования, расплачиваясь за них из эффекта от сокращения закупок ресурсов. В итоге:

 

· в краткосрочный период за счет эффективной деятельности профессиональной управляющей организации происходит переориентация бюджетных расходов из текущих (оплата потребляемых ресурсов, в т.ч., потерь воды, тепла) в капитальные (модернизация зданий);

 

· в среднесрочный период, при заключении нового договора на управление происходит дополнительное сокращение бюджетных расходов за счет снижения стоимости услуг, предоставляемых управляющими организациями, в связи с уменьшением объема закупаемых ресурсов.

 

В зарубежной практике профессиональные компании, осуществляющие по договору с собственником управление объектами недвижимости, привлекают ЭСКО. ЭСКО заключают соглашения с управляющей организацией на проведение ряда мероприятий для достижения заданного уровня экономичности ресурсов, часть которой идет в оплату услуг ЭСКО. Определяющей характеристикой деятельности ЭСКО является то, что оплата ее услуг осуществляется за счет экономичности от внедренных энергетических проектов и зависит от их эффективности.

 

Муниципальное образование

 

Обобщенный опыт зарубежных муниципальных образований

 

Исходная ситуация

 

Успех внедрения данной практики обусловлен развитием и применением механизмов стимулирования энерго- и ресурсосбережения в сфере управления объектами недвижимости бюджетных учреждений и основан на использовании средств, сэкономленных в результате энергосберегающих мероприятий, для оплаты услуг ЭСКО и дальнейшего финансирования ресурсосбережения в этой сфере.

 

В России

 

В настоящее время профессиональное конкурсное управление объектами недвижимости в бюджетной сфере отсутствует. Широко распространенная практика «самоуправления» бюджетных учреждений (в которой бюджетные учреждения - собственники недвижимости выступают как неэффективные управляющие) и заключения ими договоров с поставщиками коммунальных услуг, зачастую, приводит к тому, что бюджет фактически оплачивает неконтролируемый объем потребления коммунальных услуг, установленный в договорах непосредственно ресурсоснабжающими организациями, который он, порой, и вовсе не получает.

 

Как демонстрирует российская практика, эффективность расходов бюджетов всех уровней на коммунальные услуги (в том числе, потребляемые учреждениями бюджетной сферы) довольно низка. Установление натуральных лимитов потребления ресурсов для организаций бюджетной сферы происходит, исходя из сложившегося фактического потребления. При этом, контроль за соответствием фактического потребления реальной потребности практически не ведется. Разработка энергосберегающего оборудования и выпуск продукции, имеющей улучшенные показатели энергопотребления, не поощряются. Потребители энергоресурсов не проявляют энтузиазма в их экономии, ввиду отсутствия экономических стимулов к ресурсосбережению. Кроме того, расточительное потребление ресурсов обусловлено тем, что оборудование в значительной степени устарело и изношено. В настоящее время также крайне низка оснащенность потребителей средствами учета, контроля, регулирования и автоматизации потребления энергоресурсов. Если же приборы учета установлены, нередко, отсутствует процедура ведения расчетов за потребленные ресурсы по показаниям этих приборов.

 

Программы энергосбережения в России непопулярны, поскольку в существующей экономической ситуации они неэффективны. В настоящее время такие негативные факторы, как принудительное установление низких цен на энергоносители, не отвечающих реальным затратам; перекрестное субсидирование цен на энергоносители; устаревшие технологии и оборудование; отсутствие мониторинга и оценки потребления энергоресурсов являются основными причинами отсутствия объективных условий для реализации программ энергосбережения. Вследствие этого, крайне недостаточна и финансовая поддержка проектов энергосбережения, как из бюджетных, так и из внебюджетных источников.

 

Опыт российских регионов по внедрению механизмов энергосбережения в бюджетной сфере сравнительно невелик. Даже в тех случаях, когда удавалось принять нормативно-правовые акты по энергосбережению, отсутствовал реально действующий механизм их реализации. По оценкам специалистов, определенные успехи в этом направлении были достигнуты в Челябинской области: для реализации проектов энергосбережения в бюджетной сфере был разработан механизм использования полученной экономичности для стимулирования ресурсосбережения, что нашло отражение в типовой форме «энергетического контракта». Челябинский «энергетический контракт» - соглашение м. заказчиком и исполнителем, в соответствии с которым заказчик поручает исполнителю выполнение энергосберегающих работ и оплачивает их выполнение из стоимости экономичности полученных энергоресурсов, в полную силу так и не заработал. Основными причинами тому стали:

 

· отсутствие значительного числа ЭСКО, способных начать предоставление «энергосервисных услуг»;

 

· отсутствие первоначальных капиталовложений в программу (как бюджетных, так и заемных) для получения первоначального объема экономии;

 

· сложная система мониторинга - требование подтверждения эффекта с помощью дорогостоящего энергетического обследования;

 

· отсутствие четкого согласования процедур планирования и исполнения бюджета с условиями реализации «энергетических контрактов».

 

В некоторых регионах России проводились работы по мониторингу энергопотребления. Например, в Чувашской Республике постановлением Кабинета министров «О стимулировании внедрения приборов учета энергоресурсов» приняты положения, предусматривающие:

 

· сохранение в течение двух лет в распоряжении бюджетных организаций экономичности бюджетных средств, полученной в результате введения практики расчетов по приборам учета;

 

· использование до 5% сэкономленных средств на поощрение исполнителей мероприятий по энергосбережению;

 

· направление части сэкономленных бюджетных средств на погашение кредитов при привлечении внебюджетных средств для реализации энергосберегающих проектов в бюджетной сфере.

 

Эти положения о стимулировании энергосбережения, однако, так и не были реализованы на практике.

 

В Сахалинской области в законе «Об энергетической политике и энергосбережении на территории Сахалинской области» содержится положение о сохранении первоначального объема бюджетного финансирования в течение одного года после получения экономичности от введения расчетов по показаниям приборов учета и от мер по энергосбережению. К сожалению, это положение также практически не реализуется.

 

В настоящее время в Ростовской области и в Республике Карелия осуществлены проекты по оснащению учреждений бюджетной сферы приборами учета ресурсопотребления. По проекту в Карелии предполагается, что полученная экономия будет распределяться следующим образом: 75% останутся на счетах администрации, а 25% поступят в фонд для финансирования дальнейших работ для возврата средств, затраченных на проект (револьверный).

 

Резюмируя опыт российских регионов, можно отметить, что, применительно к российской ситуации, для успешной реализации данной практики требуется решить следующие задачи. Во-первых, необходимо совершенствовать порядок определения лимитов бюджетного финансирования расходов на коммунальные услуги и зданий, и предоставить большую свободу получателям бюджетных средств в перераспределении полученной экономичности от сокращения затрат на коммунальные услуги по другим статьям расходов.

 

Во-вторых, следует обеспечить стимулирование развития рынка услуг по управлению объектами недвижимости и энергосбережению в бюджетной сфере, что предполагает развитие двух специализированных видов бизнеса: бизнеса по управлению недвижимостью и бизнеса по энергосбережению путем создания ЭСКО.

 

За рубежом

 

Зарубежные страны обеспечивают реализацию государственной политики энергосбережения, прежде всего, путем развития рыночных механизмов и стимулирования экономичности ресурсов, создания и совершенствования соответствующих законодательных нормативных актов. Причем, основные энергосберегающие мероприятия осуществляются на объектах недвижимости (зданиях), так как именно здесь сосредоточен базовой потенциал экономичности ресурсов. В ФРГ, например, треть всего первичного потребления составляет отопление и горячее водоснабжение объектов недвижимости.

 

Наиболее надежным средством обеспечения энергосбережения являются финансово-экономические стимулы, такие, как:

 

· (прежде всего) цены на энергетические ресурсы и тарифы по их поставке. С одной стороны, они должны покрывать затраты энергоснабжающих организаций по производству и поставке энергетических ресурсов потребителям в соответствии с условиями договора, стандартом качества и при заданном уровне надежности, безопасности и экономичности. С другой стороны, цены и тарифы призваны реально стимулировать энергосбережение, снижение потерь. Очевидно, экономические стимулы окажутся тем сильнее, чем большую долю в себестоимости будут составлять расходы на оплату потребляемых ресурсов;

 

· система скидок-надб * , играющая, наряду с тарифами, существенную стимулирующую роль;

 

· льготное налогообложение – один из эффективных инструментов, применяемых органами государственной власти для стимулирования энергосбережения. Потребитель энергоресурсов в этом случае получает налоговую льготу или налоговое освобождение на сумму средств, инвестируемых в энергосберегающие проекты на период их реализации. Так, в Германии владельцы индивидуальных зданий имеют право в течение 10 лет инвестировать 10% суммы подоходного налога (до 40 тысяч марок на здание) в мероприятия по повышению их энергоэффективности;

 

· дифференцированное налогообложение как более комплексная мера стимулирования, по сравнению с системой льгот, широко распространена во всем мире;

 

· различные формы государственной финансовой поддержки – инвестиционные гранты или прямые субсидии в виде фиксированной суммы, доли от инвестиций, или в виде выплат, пропорциональных объему сберегаемой энергии, - стали наиболее распространенной мотивацией для осуществления мер по повышению энергоэффективности.

 

В целом, высокий уровень налогов на использование энергоресурсов является мощным стимулом для проведения энергоресурсосбережения и сокращения чрезмерного потребления ресурсов. Даже при ограниченных финансовых возможностях потребителя - заказчика есть механизм компенсации средств, затраченных как на энергообследование, так и на реализацию всего энергоэффективного проекта путем снижения в дальнейшем расходов на оплату потребления энергоресурсов (схема с привлечением ЭСКО).

 

Во множественных странах Западной Европы в последние годы в сфере управления общественными зданиями активно используется перфоменс-контрактинг[1] (подробно см. далее). В Германии, Австрии и Швейцарии реализация проектов с применением таких контрактов позволяет снизить потребление тепловой энергии на 30-35%.

 

В Берлине реализуется несколько масштабных программ: «Энергетический менеджмент в общественных организациях», «Энергосбережение в школах», «Энергосбережение в больницах», «Энергетические услуги в районах Берлина», «Берлинское партнерство по энергоэффективности»[2].

 

Еще в 1999 г. в Берлине не было базы данных о масштабах энергопотребления на объектах бюджетной сферы. В рамках программы был создан Центр по энергоменеджменту - организация, способная консультировать по юридическим, техническим и экономическим проблемам энергоснабжения. Были решены три задачи: создана база данных, проверены все договоры (экономия от этого составила 4 млн. евро, что полностью окупило все затраты на работу Центра) и оптимизирована структура энергоснабжения (в Германии на рынке электроэнергии можно выбирать поставщика).

 

В рамках программы «Энергетические услуги в районах Берлина» сформирована система ранжирования общественных зданий, в т.ч. школ, по уровню энергоэффективности с семью градациями. Градации эфф. учитывают комплекс факторов и позволяют отойти от примитивного ранжирования по энергопотреблению на 1 м Энергетический сертификат здания содержит всю необходимую информацию в табличной и графической форме и демонстрирует место школы по уровню энергоэффективности.

 

В рамках проекта «50/50», который реализуется с 1996 г., школам разрешается распоряжаться половиной полученной экономичности на энергетических затратах по своему усмотрению. Программа нацелена, в основном, на получ. «поведенческого» энергосбережения, для чего были реализованы образовательные программы для учителей и для учащихся. Однако, четкие правила использования этого механизма не были созданы, программа нуждается в дальнейшей стандартизации.

 

В рамках программы «Берлинское партнерство по энергоэффективности» энергоуправление на 300 общественных зданиях (разбитых на группы) передано частным компаниям, которые привлекают и вкладывают средства в проекты по повышению энергоэффективности (инвестиции в размере 16 млн. евро). Средний срок окупаемости таких проектов составляет 4 года. Это довольно типичный срок окупаемости для подобных контрактов в Западной Европе. Срок действия контрактов – 10-14 лет. Гарантируемый энергосберегающий эффект – 16-24%. При условии содействия заказчика мероприятиям по энергосбережению, гарантированные сбережения составляют так же дополнительно 2-9%. Иными словами, на долю «поведенческого» энергосбережения приходится от 2 до 10% всего эффекта. Схемы распределения полученной в результате энергоресурсосбережения экономичности различаются: доля заказчика, по мере реализации проекта, постепенно увеличивается с 22 до 50%, но во всех схемах заказчик получает определенную экономию уже с первого года осуществления проекта. Данная программа реализуется в Австрии, Словении и Болгарии.

 

Перфоменс-контрактинг реализуется в Чешской республике с 1993 г. Этот метод активно используется при реализации проектов по повышению энергоэффективности в Праге, Пльзене и множественных других населенных пунктах.

 

В США в законе «Об энергетической политике и энергосбережении», принятом в 1992 г., есть раздел «Программы энергосбережения для школ и больниц». Этим законом определено:

 

· требование разработки методических указаний для проведения предварительных и полных энергетических обследований и их проведения на средства федерального правительства по запросу губернатора;

 

· требование разработки методических указаний по разработке планов по энергосбережению и их реализации при финансовом участии федерального правительства (до 50% стоимости проекта);

 

· использование новых финансовых инструментов финансирования проектов (перфоменс-контрактинг, программы заимствования и др.);

 

· выделение из федерального бюджета на эти цели ежегодно соответствующих средств.

 

Реализация стандарта

 

Данный стандарт внедрен в практике стран, где распространено централизованное теплоснабжение и предполагает схему, когда квалифицированная эксплуатация здания и поставка необходимых коммунальных услуг осуществляется управляющей организацией на основании долгосрочного договора с собственником объекта недвижимости, а услуги по энергосбережению оказывает ЭСКО по договору с управляющей организацией. Задачи, стоящие перед ЭСКО - обеспечить экономически эффективное энергосбережение посредством ряда проектов, связанных с внедрением энергосберегающего оборудования и выполнением услуг в области коммунальной энергетики. Круг этих проектов варьируется от относительно простых, реализуемых в течение одного года за счет минимума установленного оборудования и выполненных услуг, до проектов, эффективность которых проявится по истечении ряда лет.

 

Рынок услуг ЭСКО развивался медленно, его создание началось в конце 70-х годов, когда энергетический кризис вызвал необходимость жесткой экономичности энергоресурсов. В условиях реального бизнеса и рыночной экономики решение было найдено быстро и оптимально: в европейских и американских городах возникли независимые компании, предлагавшие услуги по энергосбережению. Эти компании предлагали услуги по внедрению энергосберегающих технологий на всех звеньях цепочки «коммунальная энергетика» и, соответственно, услуги по обеспечению финансирования мероприятий по модернизации, реконструкции и обслуживанию системы централизованного теплоснабжения. В 1980-е гг. появился целый ряд причин, по которым бизнес ЭСКО получил дальнейшее развитие. Первое - цены на нефть претерпели существенное повышение, так что проекты ЭСКО стали так же более привлекательны. Второе - производители, работающие на рынок энергосервиса, разработали целый ряд новых и более эффективных устройств и технологий. Наконец, новые программы управления, ориентированные на потребительский спрос, широко распространились среди энергокомпаний, причем, установка этими компаниями энергоэффективных устройств сопровождалась выдачей субсидий потребителям, устанавливающим эти устройства. на данный момент обороты в индустрии ЭСКО растут примерно на 2 млрд. долларов в год. В нее начинают входить все больше и больше электроэнергетических компаний и других энергетических гигантов. В настоящее время такие компании работают в Бельгии, Франции, Голландии, Германии, Португалии. Западные инвесторы в энергосбережение пришли в Венгрию, Чехию, Украину. Предприняты попытки создания ЭСКО и в России.

 

Общая схема организации ЭСКО

 

Подавляющее большинство ЭСКО – акционерные общества. Это дает принцип. возможность привлекать заинтересованных и компетентных участников для организации ее работы. Практика демонстрирует, что оптимальная схема включает трех принципиальных участников – муниципалитет как собственника основных фондов, управляющую компанию как разработчика проекта и/или инвестора и эксплуатирующую организацию. сущ- щее правовое поле позволяет организовать ЭСКО в виде акционерного общества открытого типа с разнообразным распределением пакета акций среди участников, в зависимости от каждого конкретного случая. В доверительное управление ЭСКО может быть передана вся городская система теплоснабжения, либо отдельные районы, подключенные к автономному источнику тепла, на котором проводится модернизация в том случае, если ЭСКО имеет долгосрочные отношения с потребителем коммунальных услуг по теплоснабжению.

 

основная задача ЭСКО – сформировать совместно с заказчиком/партнером долгосрочную энергосервисную программу, включающую все аспекты разработки, реализации проекта и дальнейшей эксплуатации объекта. Энергосервисные программы начинаются с идентификации технологического объекта/объектов, определения технологических мероприятий, позволяющих максимально снизить энергопотребление и оптимизировать режим подачи тепла. При идентификации объекта большое значение имеет оценка кредитоспособности заказчика. В том случае, если клиентом является муниципалитет, целесообразно оценивать потенциальную кредитоспособность – т.е. оценивать следующие основные параметры: исполнение бюджета, качество управления бюджетом, организация системы сбора коммунальных платежей, уровень собираемости платежей и самое важное - тариф на теплоснабжение. Крайне важно оценить, какая доля тарифа дотируется всем потребителям, как он рассчитывается, то есть, фактически следует провести аудит тарифа. Это необходимо как для определения возможности инвестирования, так и для дальнейшей оптимизации системы, что является одной из задач ЭСКО. При подготовке долгосрочной энергосервисной программы, важнейшим вопросом является установленный порядок финансирования оплаты потребления коммунальных услуг.

 

Традиционно основой бизнеса ЭСКО является обеспечение всесторонних («под ключ») услуг по энергоэффективности, включая оценку и разработку проектов, монтаж оборудования, финансирование, обслуживание и мониторинг фактической экономичности в проектах энергоэффективности. Наиболее распространен такой вид услуг ЭСКО, как оценка проектов и их анализ с позиции уменьшения энергетических затрат. На первом этапе, аудитор обычно производит (при минимуме затрат для заказчика) предварительный анализ для оценки возможного сокращения затрат по оплате потребления коммунальных услуг организацией. По результатам исследования, ЭСКО предлагает заказчику начать второй этап энергоаудита. ЭСКО обычно гарантирует, что планируемый проект технически осуществим, и что в результате проекта будет получена экономия. Способность обеспечить финансирование проекта - это основная услуга, которая крайне важна для успеха ЭСКО.

 

Возможные схемы контрактов ЭСКО

 

В международной практике основным заказчиком ЭСКО является муниципалитет, либо муниципальная тепловая компания, которая предоставляет услуги конечным потребителям. Возможны также прямые договорные отношения ЭСКО с конечными потребителями. Отношения ЭСКО и заказчика регулируется энергоконтрактом (Energy Perfomance Contract – «Энергоконтракт по повышению эффективности»). Основные условия контракта: ЭСКО обеспечивает оговоренный уровень энергосбережения по истечении согласованного периода реализации проекта/проектов; привлеченные инвестиции покрываются за счет сокращения затрат. В типовом энергоконтракте рассматриваются три вида затрат: на энергоресурсы, на эксплуатацию и капитальные затраты. По истечении установленного контрактом срока капитальные затраты покрываются за счет средств экономичности ресурсопотребления и снижения затрат на эксплуатацию. Различаются следующие основные типы энергоконтрактов:

 

Контракт с гарантированным размером энергосбережения (Guaranteed savings)

 

Подобный контракт предполагает, что ЭСКО берет на себя обязательства только по обеспечению определенного уровня энергосбережения, гарантирующего, что при условии осуществления инвестиционного проекта, заказчик (управляющая компания или собственник) сможет рассчитаться с кредитором. В этом случае ЭСКО не вступает в отношения с кредитором, заемщиком является заказчик услуг ЭСКО, который осуществляет финансирование проекта за счет средств, полученных у третьей стороны (банк, инвестиционный фонд, лизинговая схема поставки оборудования). Заказчик берет на себя кредитные или лизинговые обязательства при заключении контракта такого типа.

 

Контракт с выплатой за счет сэкономленных средств (Paid-from-savings)

 

Особенностью этого контракта является наличие согласованного графика расчетов, в зависимости от уровня (объема) энергосбережения.

 

Контракт с получением доли прибыли от энергосбережения (Shared savings)

 

В этом случае ЭСКО берет на себя обязательства по финансированию проекта. Заказчик не имеет никаких обязательств, кроме тех, которые предусматривают выплату ЭСКО доли прибыли от энергосбережений. ЭСКО берет на себя технические и финансовые риски.

 

Контракт по теплоснабжению

 

Это наиболее широко распространенный в Европе тип контракта, при котором доход, получаемый от реализации услуги по теплоснабжению, используется для осуществления выплат ЭСКО. Договор заключается по принципу продажи единицы потребленной энергии (доллар/Гкал) или (доллар/час). Продолжительность таких контрактов 20-30 лет, причем ЭСКО обеспечивает техобслуживание и реализацию в течение всего срока контракта.

 

Существующая практика работы ЭСКО

 

Энергосервисные компании широко распространены в Европейских странах и США. Европейский банк реконструкции и развития активно финансирует проекты по созданию ЭСКО, и даже в некоторых случаях входит в состав акционеров как инвестор. Гибкость схемы ЭСКО позволяет принимать в доверительное управление объекты теплоснабжения, обслуживающие отдельное здание, квартал, поселок, микрорайон, район, город. В Словакии в г. Попрад муниципалитет заключил энергоконтракт на реконструкцию и модернизацию 34 муниципальных котельных с АО CGC Termotech, созданной при участии «Generale de Chauffe» Франция и ЕБРР. Цель проводимых работ - энергосбережение. Городское муниципальное предприятие тепловых сетей было приватизировано после реализации проекта. Во вновь созданном АО ЭСКО муниципалитет получил 25% акций, а CGC Termotech – 75%. Новая компания получила в 1997 году кредитный пакет от банков Кредит Лионе Словакия – 66% и ЕБРР – 34%. Обслуживание и возврат кредита осуществлялось за счет энергосбережений. Срок окупаемости инвестиций – 6 лет.

 

В Венгрии в г.Пап также при участии «Generale de Chauffe» была создана ЭСКО Prometheus Rt, в которой муниципалитет владеет 8% акций, «Generale de Chauffe» - 88%, и служащие компании – 4%. Проект реконструкции теплоснабжения муниципального госпиталя был основан на сокращении энергозатрат за счет перехода с мазута на природный газ и замены устаревшего оборудования. До начала проекта в структуре затрат основную часть составляли затраты на топливо - 94%, а 4% на эксплуатацию и ТО (все вместе $ 250000 ежегодно). В ходе реализации проекта общие затраты на теплоснабжение были сокращены на 70%, 40% из которых составило реальное сокращение энергопотребления, а 30% – экономия за счет перехода с мазута на газ.

 

В Польше политика создания ЭСКО проводится Агентством Польши по энергосбережению (КАПЕ). Это программа «Энергосбережение при участии ЭСКО и банковской системы для проведения реконструкции с целью повышения теплоэнергетической эфф. муниципальных и государственных объектов». КАПЕ разрабатывает и внедряет различные схемы финансирования, включая государственное (гарантии, кредиты, субсидии под бюджетное обеспечение) и негосударственное (ЭСКО при поддержке МБРР, ЕБРР, зарубежные финансовые организации). На рынке энергосервисных услуг Польши активно работают датские фирмы. Так была создана «ESCO International, Poland». Европейский Банк, Агентство США по международному развитию, ГО ООН помогли создать и профинансировали развитие систем энергосервисных компаний на Украине (УкрЭСКО).

 

Административное и организационное обеспечение внедрения и функционирования стандарта

 

Реализация данной практики в России представляется весьма соблазнительной перспективой. В то же время, ее внедрение может быть осуществимо лишь при создании соответствующего механизма стимулирования ресурсосбережения на основе повышения экономической мотивации всех участников ресурсосберегающих мероприятий: собственника объекта недвижимости (муниципалитета), управляющей организации, ресурсоснабжающей организации, энергосервисной компании. Это предполагает формирование системы действенных договорных отношений и заключение договоров между:

 

· собственником и управляющей организацией на обеспечение нормальной эксплуатации здания;

 

· управляющей организацией и энергосервисной компанией на обслуживание приборов учета и проведение энергосберегающих мероприятий;

 

· управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией на поставку ресурса.

 

Действенные договорные отношения предполагают также пообъектный учет поставки и потребления ресурсов, включение в договоры на управление объектами недвижимости положений о стимулировании ресурсосбережения, формирование рынка услуг и бизнеса по управлению объектами недвижимости и установке (обслуживанию) приборов учета ресурсопотребления, применение методов мониторинга и оценки качества предоставляемых услуг.

 

Для реализации данной практики необходимо создать нормативно-правовое и организационно-техническое обеспечение.

 

Нормативно-правовое обеспечение включает:

 

· формирование нормативно- правовой базы, регулирующей оплату потребления ресурсов в соответствии с показаниями приборов учета;

 

· правовое закрепление механизмов обязательности расчетов за потребляемые ресурсы с использованием приборов учета;

 

· правовое регулирование вопросов энергоаудита и привлечения энергосервисных компаний;

 

· правовое регулирование вопроса установления тарифов на определенный срок.

 

Организационно-техническое обеспечение включает:

 

· формирование инфраструктуры обслуживания приборов учета (ремонт, поверка, др.);

 

· наладку производства и установки оборудования, необходимого для регулирования и учета ресурсопотребления;

 

· организацию и поддержку исследований в области совершенствования ресурсосберегающих технологий.

 

Факторы успешного внедрения стандарта

 

Обычно ЭСКО не только обеспечивают инвестиционный капитал, но и инвестируют во многие проекты, которые заказчик самостоятельно не может реализовать. У заказчиков часто имеются затруднения с финансированием проектов, сокращающих энергетические затраты. Эти проекты обычно неконкурентоспособны на рынке инвестиционных проектов, ввиду ограниченного количества доступных финансовых ресурсов. К тому же, проекты энергосбережения имеют низкий приоритет при распределении бюджетных капитальных средств и часто не получают финансирования. Кроме того, бюрократические процедуры обеспечения инвестиций могут быть чрезмерной нагрузкой для некоторых заказчиков. В этом смысле, ЭСКО обладают неоспоримыми преимуществами, по сравнению с другими видами компаний.

 

Во-первых, они инвестируют средства по значительно заниженным процентным ставкам. первопричины этого таковы:

 

· инвестиции в энергетические проекты – это базовой бизнес ЭСКО;

 

· ЭСКО ознакомлены лучше, чем заказчики, с рисками таких проектов и с мероприятиями по минимизации рисков, которые они осуществляют, благодаря своему опыту по внедрению аналогичных проектов на различных объектах недвижимости и для различных собственников.

 

В результате, ЭСКО, инвестирующие в проекты энергосбережения, получают экономию – сбережения, которые недоступны для заказчика. Этот эффект служит основой для успешного функционирования бизнеса.

 

Во-вторых, традиционные услуги ЭСКО (оценка проектов, разработка, внедрение, финансирование и мониторинг) обычно обеспечиваются как единая, интегрированная услуга. Эта интеграция уменьшает административные затраты потребителя, ускоряет внедрение проектов, помогает объединить проекты с большим сроком окупаемости и проекты с малым сроком окупаемости в один проект.

 

В-третьих, ЭСКО получают плату за эффективность своих проектов. Уровень оплаты ЭСКО зависит от уровня рентабельности проектов. Долгосрочность перформенс-гарантий, предлагаемых ЭСКО – характерная особенность, отличающая ЭСКО от других фирм, специализирующихся на улучшениях энергоэффективности, которые обычно получают плату за свои услуги независимо от того, достигли или нет их проекты ожидаемых результатов.

 

Проблемы внедрения стандарта и пути их решения

 

Независимо от используемого механизма стимулирования ресурсосбережения, для эффективной его работы требуется выполнение ряда условий. Главная трудность в реализации данной практики заключается в том, что специфика деятельности ЭСКО требует долгосрочных контрактных отношений м. ЭСКО и заказчиками - обычно срок такого договора составляет от 5 до 10 лет, в то время, как многие компании-заказчики неохотно вступают в долгосрочные контракты, поскольку это связано с проблемой обеспечения долгосрочных обязательств. Проблема ресурсосбережения имеет долгосрочный характер; срок окупаемости мероприятий в области ресурсосбережения существенно превышает один год как в случае реализации проекта управляющей организацией, так и в случае привлечения ресурсосберегающей компании. В связи с этим, внедрение механизмов ресурсосбережения в сфере управления объектами недвижимости бюджетных организаций требует финансового планирования их деятельности на период, не меньший, чем срок окупаемости мероприятий по ресурсосбережению. ресурсосбережение в организациях бюджетной сферы требует наличия перспективного финансового плана для соответствующего бюджета.

 

Полученные результаты

 

Внедрение данной практики будет эффективным для всех участников экономических отношений в сфере управления бюджетными объектами недвижимости. Для муниципалитета как собственника объектов недвижимости эффект отразится в улучшении технического состояния объектов недвижимости за счет переориентации нерациональных текущих расходов на капитальные; обеспечении комфортных условий в зданиях; оптимизации расходов и привлечении инвестиций на объектов; улучшении экологии за счет рационального ресурсопотребления. Внедрение данной практики позволит создать автоматически возобновляемый ист. финансирования мероприятий по энергосбережению.

 

Для управляющих организаций и энергосервисных компаний эффект выражается в росте доходов за счет финансовых средств, сэкономленных в результате ресурсосбережения, при соблюдении качества предоставляемых коммунальных услуг и в возможности расширения бизнеса.

 

Для ресурсоснабжающих организаций эффект выразится в сокращении непроизводительных издержек, модернизации основных фондов и росте рентабельности.

 

В практике США успешные проекты профессионального конкурсного управления объектами недвижимости с привлечением ЭСКО гарантируют ежегодный возврат от 20% до 30% затраченных средств.

 

Принятые нормативно-правовые документы

 

В российской практике:

 

· Постановление губернатора Челябинской области от 07.10.98 №503 «Об утверждении положения об организации услуг энергосервиса населению и организациям бюджетной сферы, финансируемым из областного и местного бюджетов»;

 

· Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики (КМ ЧР) от 29.04.96 №136 «Об основных направлениях энерго- и ресурсосбережения в Чувашской Республике на 1996 – 2005 годы»;

 

· Программа энергосбережения в Чувашской Республике на 2000-2005 годы. Утв. Постановлением КМ ЧР от 30.12.99 № 286;

 

· Постановление КМ ЧР от 19.06.2000 № 118 «Об утверждении порядка взаимодействия потребителей, финансируемых из средств бюджетов Чувашской Республики, по оплате за использованные электрическую, тепловую энергию и газ»;

 

· Приказ Министерства промышленности, энергетики и транспорта Чувашской Республики от 27.08.2001 № 02-03/25 «О Методике проведения энергетических экспресс-обследований бюджетных организаций на территории Чувашской Республики»;

 

· Постановление КМ ЧР от 31.01.2003 № 30 «О стимулировании энергосбережения в бюджетных организациях Чувашской Республики».

 

1 Контактная информация

 

Доклад «Устойчивые институциональные механизмы эффективного использования энергоресурсов в учреждениях здравоохранения и образования Ростовской области» - Центр по эффективному использованию энергии (ЦЭНЭФ, г. Москва) и Фонд «Институт экономики города» (г. Москва).

 

Башмаков Игорь Алексеевич, исполнительный директор ЦЭНЭФ, тел.(09 128-84-91, 128-94-89, http://www.glasnet.ru/~cenef

 

При подготовке описания стандарта лучшей практики также использованы материалы Регионального Центра управления энергосбережением (г. Томск).

 

Яворский Михаил Иосифович, директор РЦУЭ, г. Томск, тел. (382 210-209, http:// www.es.tomsk.ru

 

[1] Energy Performance Contracting for Small and Medium-Sized Municipalities: Guidelines for Success. Energie Verwertungsagentur. April 2000.

 

[2] По запросу ЦЭНЭФ немецкие коллеги из Департамента Сената по Городскому Развитию прислали описание этих программ в брошюрах «Energy innovations from Berlin” и Performance contracting. Energy Saving Partnership. A Berlin Success Model.

 



ДЕРЖАВНИЙ КОМІТЕТ УКРАЇНИ З ЕНЕР. Результаты энергетического обследования. Калифорния и Приморье. Типовое соглашение энергоменеджмента.

На главную  Теплоизоляция и экономия энергии 





0.0115
 
Яндекс.Метрика