Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Теплоизоляция и экономия энергии 

О ходе и перспективах реализации реформы ЖКХ

Л. Н. Чернышов, заместитель председателя

 

Госстроя России

 

на данный момент преобразования в жилищно-коммунальной сфере осуществляются в соответствии с Планом действий правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики на 2000—2001 гг., разработанным в целях реализации бюджетного послания президента РФ Федеральному собранию РФ «О бюджетной политике на 2001 г. и на среднесрочную перспективу». Эти преобразования направлены на стабилизацию положения дел в отрасли, усиление адресной социальной протекции населения, формирование реального собственника жилья, завершение передачи ведомственного жилья в муниципальную собственность.

 

В последнее время проблема реформирования правоотношений в жилищно-коммунальной сфере резко обострилась и разделилась на две составляющие. Первая проблема — это социальная защита населения при реализации реформы ЖКХ, что предусмотрено законом РФ «Об основах федеральной жилищной политики», в котором определены меры по обеспечению граждан жильем и намечен переход на полную оплату жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) населением в течение 15 лет с момента введения закона в силу (с 1993 г.). Вторая проблема — состояние и перспективы устойчивого функционирования ЖКХ, и последствия неудовлетворительной работы энергетических и коммунальных служб. Наиболее поучителен здесь опыт Приморья.

 

Стабилизация положения дел в отрасли невозможна без формирования современных механизмов управления (в том числе финансирования) и снижения издержек при предоставлении ЖКУ.

 

В 2000 г. годовая потребность финансирования услуг ЖКХ, оказываемых населению, составила 297 млрд. руб., из них было покрыто: платежами населения — 118,5 млрд. руб. (39 %), средствами консолидированного бюджета — 117,3 млрд. руб. (39 %). Недофинансирование отрасли составило 61,2 млрд. руб. (22 %), сократившись по сравнению с 1999 г. на 4 % (15,8 млрд. руб.) в основном за счет увеличения платежей высокодоходных категорий населения. В таких условиях вопрос о модернизации предприятий коммунального хозяйства вообще не стоит: средств едва хватает на текущее инженерной инфраструктуры городов.

 

В последние годы объем средств, направляемых в ЖКХ из бюджетов всех уровней, практически не менялся и составлял примерно треть от годовой потребности. Это свидетельствует об истинных возможностях бюджетов, так что увеличение бюджетных ассигнований на эти цели представляется нереальным.

 

Из-за хронического недофинансирования большинство предприятий отрасли являются банкротами. Дебиторская задолженность на 01.01.2001 г. составила 168,1 млрд. руб. (в 1999 г. - 164,9 млрд. руб.), а кредиторская - 245,1 млрд. руб. (в 1999 г.— 225 млрд. руб.), из них 67,6 млрд. руб. — это долги коммунальных предприятий РАО «ЕЭС России» и РАО «Газпром». Как демонстрирует опыт ряда муниципальных образований и субъектов Федерации, на данный момент финансовое оздоровление отрасли напрямую связано с реформой ЖКХ и ее составляющей — поэтапным увеличением тарифов на ЖКУ, так, чтобы расходы семей на эти цели не превышали 22 % их дохода.

 

Анализ бюджетов субъектов Федерации и муниципальных образований демонстрирует, что там тоже нет необходимых средств на эти цели. Например, в Приморье потери по платежам населения предприятиям ЖКХ из-за несоблюдения краевыми и муниципальными администрациями федерального стандарта стоимости (19,6 р. при установленном 29,2 р. на 1 м2) и федерального стандарта уровня оплаты (44,6 % при установленном 70 %) составили 3 млрд. руб., или 28 % всей потребности в финансировании ЖКХ края. Если же переложить платежи населения на промышленные предприятия, увеличив перекрестное субсидирование, то мы окончательно «задушим» экономику. Таким образом, остается один ист. — полная оплата потребляемых ЖКУ высокодоходными категориями населения.

 

Для исполнения субъектами Федерации и муниципальными образованиями были введены федеральные стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, утверждаемые ежегодно по экономическим регионам России. Практика их соблюдения, и опыт привлечения кредитов МБРР по реконструкции систем водо- и теплоснабжения показали, что резервы у высокодоходных категорий населения для оплаты потребляемых ими ЖКУ имеются.

 

Федеральный стандарт стоимости ЖКУ на 1 м2 площади устанавливает оптимальный размер экономически необходимых затрат на производство этих услуг с учетом предусмотренных концепцией реформы ЖКХ организационно-технических мероприятий по снижению издержек (ценовое регулирование на основе финансовой и технологической экспертиз тарифов, энергосбережение и учет потребляемых и отпускаемых ресурсов, создание эффективных собственников жилья, формирование договорных отношений на основе конкурсного отбора подрядчиков и др.). В 2000 г. он составил 13,34 р. при установленном 12,8 р. По субъектам Федерации имеет место как завышение стоимости ЖКУ до 40-50 % (около 60 % территорий), что позволяет без увеличения стандарта уровня оплаты собирать с населения необходимые для устойчивого финансирования ЖКХ регионов средства, так и занижение стоимости ЖКУ до 30—40 %, что уменьшает количество средств, поступающих в ЖКХ от населения. Причем в доходах предприятий эти средства составляют до 35—40 % и являются наиболее реальным источниками финансирования отрасли.

 

Федеральный стандарт уровня оплаты ЖКУ населением применяется исключительно как инструмент межбюджетных отношений и стимулирует территории к поэтапному переходу отрасли в бездотационный режим функционирования. За 2000 г. средний по России уровень оплаты ЖКУ составил 62,3 % их стоимости при установленном уровне 70 %.

 

Федеральный стандарт доли платежей граждан в совокупном доходе семьи устанавливает предельный размер затрат, которые могут быть направлены домохозяйствами на оплату ЖКУ и являются инструментом предоставления малоимущим гражданам субсидий (компенсаций) по оплате ЖКУ. В 2000 г. эта величина составила 6,7 % при установленной 20 %.

 

Оценивая положение в отрасли как критическое, правительство изыскивает финансовые ресурсы для обновления основных фондов ЖКХ.

 

Завершается передача ведомственного жилищного фонда в муниципальную собственность. В результате доля государственного (ведомственного) жилья сократилась с 898 млн. м2 в 1992 г. до 142 млн. м2 в 2000 г., что составляет 5,1 % всего жилищного фонда России. Для компенсации возрастающих затрат на переданного в муниципальную собственность жилья из федерального бюджета за эти годы было выделено около 69,7 млрд. руб. К сожалению, до предприятий ЖКХ дошло не более 10 % этой суммы. Все остальные средства были использованы администрациями субъектов РФ и муниципальных образований для погашения бюджетных ссуд на выплату заработной платы бюджетникам и долгов перед РАО «ЕЭС России» и РАО «Газпром» за потребленные регионами топливно-энергетические ресурсы. На начало года так же остались долги федерального бюджета в размере 3 млрд. руб.

 

В соответствии с федеральными программами социально-экономического развития регионов в инженерную инфраструктуру ежегодно инвестируется около 0,17 млрд. руб.

 

Порядка 0,15 млрд. руб. в коммунальное хозяйство инвестируется по федеральной программе «Обеспечение населения питьевой водой».

 

В городах России, которые выполняют федеральные стандарты и проводят меры по оздоровлению финансовой системы, опять начинается реализация новых проектов МБРР: в Нальчике, Находке, Печоре, Петрозаводске, Орле, Пскове, Гагарине, Воткинске, Чебоксарах, Сочи, Канске, Волхове, Вологде, Тобольске, Астрахани — по реконструкции систем водоснабжения и водоотведения на сумму примерно 3,5 млрд. руб.;

 

в Мытищах, Дубне, Сызрани, Нерюнгри, Костроме, Казани, Красноярске, Волгограде, Тамбове — по реконструкции систем теплоснабжения (« 2,4 млрд. руб.);

 

в Новгороде, Н. Новгороде, Твери, Барнауле, Санкт-Петербурге, Красноярске и Казани — по подготовке инженерной инфраструктуры для нового строительства (» 4,2 млрд. руб.). Ведутся переговоры с МБРР о предоставлении кредитов Приморскому краю (около 1 млрд. руб.) для стабилизации систем коммунального теплоснабжения. В Малоярославце, Твери, Волгограде, Уфе, Краснодаре, Новороссийске начата реализация проектов по передаче в доверительное управление систем водоснабжения сроком до 25 лет с инвестиционной составляющей, по требованию городов, около 12 млрд. руб.

 

Исполнение этих проектов предусматривает в первую очередь использование энергоэффективного оборудования и технологий, которые позволят значительно снизить стоимость коммунальных услуг. Такие решения уже осуществлены в ряде регионов России.

 

Говоря о социальном аспекте реформы ЖКХ, необходимо отметить усиление организационно-правовых и финансовых механизмов адресной социальной протекции населения при оплате ЖКУ. За время реформы ЖКХ на местах создана система органов (более 3,5 тыс. организаций) по расчету и предоставлению низкодоходным категориям граждан субсидий по оплате ЖКУ. Программа предоставления жилищных субсидий успешно реализуется во всех регионах страны. На конец 2000 г. число получателей субсидий в России уменьшилось по сравнению с 1999 г. с 7,5 % до 7 % (это более 3,5 млн. семей). Общая сумма начисленных субсидий составила в 2000 г. около 3 млрд. руб., из них погашено (выплачено предприятиям ЖКХ)56 %.

 

Уровень охвата населения программой чрезвычайно различается по регионам: от 1—2 % (Орловская, Белгородская области. Республика Марий Эл) до 14—17 % (Омская, Камчатская, Магаданская и другие области), что зависит от ст * оплаты ЖКУ, доходов населения на территории, а также эфф. работы служб жилищных субсидий. Следует отметить, что в Приморском крае субсидиями охвачено лишь 3,5 % семей.

 

Реальное число получателей жилищных субсидий в течение последних трех лет устойчиво держится на одном уровне, т. е. в 3—4 раз ниже расчетного прогноза (25 %) на основе статистических данных о доходах. опасение, что в на данный моментшних условиях службы жилищных субсидий захлестнет поток заявителей, не подтверждается практикой.

 

платежеспособные возможности населения России по оплате ЖКУ показывают, что при увеличении стандарта уровня платежей граждан с 60 % (1999 г.) до 70 % (2000 г.) с одновременным увеличением федерального стандарта максимально допустимой доли собственных расходов граждан до 20 % количество субсидированных семей не выросло. Кроме того, в 2000 г. плата за ЖКУ для потребителей изменялась дифференцированно: у наиболее бедных категорий граждан рост платы составил 2—4 р., а у наиболее обеспеченных — 37—45 руб.

 

Одновременно с осуществлением взвешенной политики повышения уровня оплаты ЖКУ населением должно происходить упорядочение механизма предоставления льгот на их оплату, установленных ранее более чем 60 % населения России. на данный момент динамика сбора платежей населения за ЖКУ демонстрирует, что они уменьшились на 40—45 % из-за предоставленных предприятиями ЖКХ льгот. Так, при установленном уровне оплаты ЖКУ населением в 1998 г. 50 % сбор «живыми деньгами» составил 30 %; в 1999 г. при уровне 60 % - 35,5 %; в 2000 г. при уровне 70 % - 39,1 %. Следовательно, действия правительства по установлению уровня оплаты ЖКУ в 2001 г. в размере 80 % в условиях продолжающей функционировать системы льгот по оплате ЖКУ вполне правомерны.

 

но мы понимаем, что по факту население оплатит не более 50 %, поэтому параллельно с реформой оплаты жилья ведется работа по упорядочению механизма реализации прав граждан на получ. льгот по оплате ЖКУ, в основе которого лежит субсидиарный принцип их предоставления. В Федеральном бюджете на 2001 г. им уже придан статус «Федерального мандата». Строка в бюджете предусматривает 8 млрд. руб. на эти цели.

 

с 2002 г. изменятся методика и порядок расчета федеральных стандартов перехода на новую систему оплаты ЖКУ. Они будут устанавливаться по каждому субъекту Федерации, и стандарт уровня оплаты ЖКУ будет сбалансирован с новыми условиями предоставления льгот населению., эти льготы должныбыть переведены в разряд компенсаций (субсидий), предоставляемых в пределах социальной нормы площади жилья и в зависимости от дохода семьи с учетом федеральных стандартов. Только будет возможно дальнейшее осуществление адресной поддержки низкодоходных семей из федерального бюджета, как это было предусмотрено в 2001 г.

 

Обеспечение населения жильем на данный момент базируется на новых экономических принципах. Продолжаеформироваться реальный слой собственников жилья как социальная основа жилищной реформы. В результате приватизации доля частного жилья в 2000 г. составила более 63 % по сравнению с 33 % в 1990 г. (включая ЖСК и ЖК). Доля государственного и муниципального жилищного фонда за этот период сократилась с 67% до 34 %.

 

Сформированный рынок жилья и созданная на федеральном уровне правовая база позволили внедрить на местах следующие механизмы улучшения жилищных условий граждан: расселение коммунальных квартир;
ликвидацию общежитии;
выплату гражданам субсидий на приобретение и строительство жилья;
предоставление определенным категориям граждан ГЖС;
предоставление жилищных кредитов (включая ипотечные);
выпуск жилищных ценных бумаг (облигации, векселя, сертификаты, займы);
привлечение средств банков и других коммерческих структур к финансированию жилищного строительства Новые подходы в жилищной политике, связанные со снятием ограничений инициативы населения в строительстве и приобретении жилья, позволили увеличить за 1992—2000 гг. средний показатель обеспеченности жильем по России на 2,6 м на данный момент он составляет 19,1 м2 площади жилья на человека, и это в условиях, когда основная масса загородного (второго жилья) так же не учтена.

 

правительство предпринимает необходимые меры как по созданию организационно-экономических предпосылок улучшения жилищных условий и социальной протекции низкодоходных категорий населения при повышении оплаты ЖКУ, так и по прямому инвестированию и созданию финансовых механизмов привлечения средств в ЖКХ России. Но осуществить это во всех городах без углубления реформы ЖКХ невозможно. Экономика России, а тем более экономика ЖКХ, не выдержит переноса сроков перехода к полной оплате населением ЖКУ до 2008 г., а возможно, и до 2003 г.

 

Поэтому политикам и специалистам необходимо четко разграничить для себя две проблемы: состояние ЖКХ и меры по его развитию; социальная защита населения. Решать каждую из них необходимо самостоятельно, по своим правовым, экономическим и техническим правилам, а не за счет друг друга, иначе мы окончательно разрушим систему жизнеобеспечения городов России.

 

Источник: www.gvozdik.ru

 



Значение энергосбережения в Соединенных Штатах. Уважаемый Василий Анатольевич. Cписок основных публикаций. Опыт энергосбережения Санкт-Петербурга.

На главную  Теплоизоляция и экономия энергии 





0.0059
 
Яндекс.Метрика