Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Теплоизоляция и экономия энергии 

О ликвидации пробелов в правовом поле энергоаудита

Огородников Д. Д., ООО «Техэксерго», Москва

 

Энергетическое обследование или энергоаудит является ключевым этапом решения практически любой задачи снижения затрат предприятий на энергоресурсы. Он же является наиболее критическим и наиболее чувствительным к ошибкам этапом повышения энергоэффективности производства товаров и услуг.

 

изучим энергоаудит, как предмет правового регулирования. Всякая начальная стадия анализа применимости права характеризуется тем, что на ней выясняется: обладает ли рассматриваемая практика (случаи, события) юридической значимостью, т.е. попадает ли она под действия норм права или нет. Энергетические обследования – это цикл и соответствующие ему общественные отношения, имеющие правовое закрепление (Федеральный закон «Об энергосбережении» №28-ФЗ от 03.04.9 , а значит и охрану со стороны государства. В системе мер по энергосбережению проведение энергетических обследований является обязательным и обязательно первоочередным этапом повышения энергоэффективности. Вместе с тем этот цикл определён законодателем декларативно, обозначена его необходимость, но слабо урегулированы процедуры. Специфика любого аудита ориентирована на природу изучаемого объекта и диктует использование определенной методики. Существо аудита сводится к диагностике причин проблем, возникающих на предприятии, оценке их важности и возможности разрешения, формулированию конкретных рекомендаций для руководства предприятия. (Следует отметить, что последнее справедливо в отношении аудита любых форм, например, хозяйственного или финансового аудита.) Практика энергоаудита входит в противоречие со многими факторами, сопутствующими хозяйственной деятельности предприятий, в том числе в противоречие с иными формами и видами контрольно-ревизионной деятельности. Поскольку производство энергии, переработка энергоресурсов и энергопотребление является не только совокупностью технологических циклов, но и частью торгово-закупочной деятельности предприятия, то при проведении энергоаудита ревизия обязана проводиться и в экономико-правовых областях деятельности инспектируемого объекта. Постоянство цикла потребления энергоресурсов и жёсткая периодичность требований по оплате энергоресурсов, сопоставимая с периодичностью выплат заработной платы в наибольшей мере сковывают финансовые активы предприятий. Энергетическое обследование по существу является обследованием состояния и динамики от трети до половины суммы актива баланса предприятий. Долговые тромбы в энергообеспечении, периодически отвлекающие большие объёмы финансовых ресурсов, сковывают взаимоотношения субъекта с внешними организациями, генетически связанными с базовой деятельностью компаний. Неэффективность использования энергоресурсов, энергорасточительность (что чаще всего наблюдается на практике) только обостряет ситуацию с платежами и резко понижает качество активов хозяйствующих субъектов. Приведенные жизненные обстоятельства позволяют считать энергоаудит специфическим инструментом анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий юридическим фактом. Но последнее обстоятельство предполагает иные основы регулирования, неизбежность использования норм и основ правового регулирования, установленных федеральным законом от 07.08 0 №119 ФЗ (Об аудиторской деятельности). Юридическая литература отмечает, что нередко практика, которая ранее регулировалась одной отраслью права, с течением времени подпадает под действие другой. В нашем случае речь идёт скорее об инициации перевода правового регулирования от одной отрасли к другой. А точнее – о гармонизации практики аудита. Именно по этому требуется создание норм, устраняющих противоречия м. независимыми в теории и взаимодействующими на практике экономико-правовыми инструментами анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятий и энергоаудита.

 

В теории государства и права имеется хорошо разработанная юридическая техника для ликвидации разрывов в правовом поле. Для решения обозначенных проблем представляется целесообразным и возможным применить методические приёмы аналогии права и аналогии закона. Такими методами связанные с законотворчеством правоведы, управленцы и политики, восполняют пробелы, существующие и обнаруживаемые в государственно-правовых институтах и явлениях. Аналогия права это использование для разрешения проблемы общих начал и принципов права. Аналогия закона это использование для разрешения проблемы нормы права, регулирующей сходные по содержанию общественные отношения. Выше приведены признаки сходства в правоотношениях, возникающих в ходе энергоаудита и в ходе анализа финансово-хозяйственной деятельности. Применение приёмов аналогии для разрешения противоречий само по себе должно базироваться на почве закона. изучим, опираясь на последнее правило наличие в практике энергоаудита юр. фактов, являющихся предпосылками необходимых изменений в системе правоотношений. Правовые основы регулирования каждого из сопоставляемых видов деятельности построены на самостоятельных федеральных законодательных нормах: №28 ФЗ (Об энергосбережении) и №119 ФЗ (Об аудиторской деятельности).

 

Сравнивая законодательные нормы и сопровождающие их системы подзаконных актов, сопоставим уровень и глубину правового регулирования в энергоаудите в сравнении с финансовым аудитом предприятия. Для начала исследуем общность в сопоставляемых нормах, а затем выявим различия, устранение части которых и может стать способом решения совокупности проблем, обозначенных выше. Исходной общей позицией является то, что оба вида инспекторской деятельности оценивают качество финансовых активов предприятий. Только закон 119 ФЗ распространяется на оценку всех активов полностью (внутри оценки всех финансовых ресурсов), а действие закона 28 ФЗ распространяется только на часть активов, связанную с использованием ТЭР, хотя и значительную в относительных объёмах (от трети до половины активов предприятий).

 

Закон 119 ФЗ регулирует отношения в экономической сфере. Закон 28 ФЗ относится к правоотношениям технико-экономического характера. Но в законе об энергосбережении основные понятия и основные процедуры регулирования, касающиеся технического направления, прописаны значительно более тщательно, чем экономическая сторона правоотношений. Данный дисбаланс проявляется на практике, о чём имеются множественные свидетельства в публикациях и высказываниях практиков об остром дефиците экономико-правовых инструментов в обеспечении энергоэффективности.

 

Начало в обоих законах функционально подобно – это понятийно-терминологические справочники. но юридические конструкции статей принципиально различны. В законе об энергосбережении просто определены основные понятия, преимущественно из области энергетики, в последствии встречающиеся в тексте закона (т.е. терминология в области специальных знаний). В законе об аудиторской деятельности дано определение самого цикла, определены границы соответствия деятельности введённому закону, зафиксирована цель закона и государства в рамках данного закона, определён базовой вид деятельности, определены и классифицированы сопутствующие основному виды деятельности, установлены пределы выбора видов деятельности для субъектов – участников цикла.

 

Вторые статьи также функционально подобны. Но в законе об энергосбережении данная статья трактуется как образ законодательной вертикали (федеральный и правительственный уровень, уровень субъектов федерации). В законе об аудиторской деятельности эта статья определяет отношение норм данного закона к внешнему по отношению к нему правовому полю. Специально оговорена приоритетность юридической силы норм данного закона, по отношению к любым иным по форме и нормативно-правовым актам, относящимся к определённым ранее видам деятельности.

 

Закон об энергосбережении распространяет действие нормы на всю территорию РФ и содержит реестр направлений хозяйственной и управленческой деятельности, правоотношения в которых в форме ограниченного списка регулируются данным законом. В законе об аудиторской деятельности область его применения территориально не оговорена, а в форме направлений деятельности внесена в понятийный аппарат, т.е. размещена в весьма подробной первой аналитической статье. При этом (как упоминалось выше) реестр регулируемых законом аудиторских услуг не только щепетильно идентифицирует виды работ, но и представлен в иерархическом соподчинении (основное, сопутствующие), а далее эта иерархия прослеживается внутри всего содержания закона.

 

Группа статей закона об энергосбережении, составляющая главу под общим наименованием «Стандартизация, сертификация и метрология в области энергосбережения», имеет свои функциональные аналоги в законе об аудиторской деятельности, распределенные по нескольким статьям. К числу этих статей относятся: Правила (стандарты) аудиторской деятельности (статья ; Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов (статья 1 ; группа статей, связанных с аттестацией аудиторов (ст. 15 и 1 и лицензированием (статьи с 17 по 2 . Особо следует отметить статьи 18 и 19 (Уполномоченный федеральный орган регулирования аудиторской деятельности и Совет при упомянутом органе). Именно сопоставляя эти функции в рассматриваемых нормах и сопровождающих их подзаконных актах, можно обнаружить полезное взаимопроникновение отраслей права.

 

Юридическая сила статей закона об энергосбережении преимущественно проявляется в нормативных требованиях к качеству и свойствам материальных объектов (продукция и технологии изменения продукции). Правила (стандарты) аудиторской деятельности (статья 9 закона 119 ФЗ) преимущественно регулируют непосредственно цикл инспектирования хозяйственных предприятий, и качества и свойства субъектов, осуществляющих этот цикл (аудиторов). Следует сразу отметить, что предварительно законодатель определил основные требования к субъектам, участвующим в аудите (статьи с 3 по . А в статьях по стандартизации и сертификации (статьи с 10 по 17 закона 119 ФЗ), содержится набор правил для исполнителей аудита и органов, обеспечивающих нормативное соответствие деятельности требованиям самого закона.

 

Обязательность проведения энергетических обследований в законе об энергосбережении представлена в аналитической статье 1 но регулирование по нормам данной статьи обозначено предельно кратко. Определены цели обследования, виды субъектов, подлежащих обязательным обследованиям, и установлены полномочия Правительства РФ относительно порядка и сроков обследований. Функциональный аналог статьи 10 закона 28 ФЗ содержится в аналитической статье 7 закона 119 ФЗ – Обязательный аудит. В данной аналитической статье достаточно подробно фиксированы: область ее распространения (государственный и частный сектора экономики); признаки свойств объектов, при наличии которых аудит обязателен; перечень специальных требований к аудиторским организациям. Отдельно законом оговорены вопросы аудиторской тайны (в аналитической статье 8 закона 119 ФЗ), чем в определённом смысле законодатель гарантировал свободу конкуренции в предпринимательстве.

 

Не находя достаточной базы для качественного сравнения уровней нормируемости аудита и энергетического аудита в текстах самих законов, следует обратиться к подзаконным актам. Проведение энергоаудита регламентируется единственным ведомственным документом: Правилами проведения энергетических обследований организаций, которые утверждены Минтопэнерго РФ 25.03.9 В экономической сфере значительным событием стало введение в действие в декабре 1996 года пакета Правил (стандартов) аудиторской деятельности (одобренного действовавшим на тот период федеральным органом – Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ). Два упомянутых выше норматива являются несопоставимыми по размеру и тщательности проработки различных действий инспектирующей организации (аудитора). Стандарты аудиторской деятельности в сфере экономических и хозяйственных отношений носят характер кодекса. Это на данный момент 35 сандартов, охватывающих большинство регламентов и процедур, которые необходимы аудиторам при инспектировании объектов и которые учитывают всё многообразие хозяйственной жизни, все организационно-правовые формы в отечественной экономике. Для получения представления о разнице подходов в регламентах энергоаудита и аудита хозяйственн-финансовой деятельности, достаточно сопоставить перечни терминов и определений, используемых в Правилах энергоаудита и системе Стандартов аудита. В первых - нормативно определены только 9 понятий, во второй группе – 130 на период введения в действие (с 25.12.96.). Вместе с тем практика энергоаудита демонстрирует, что используется и трактуется в энергоаудите более половины терминов и определений, стандартизованных Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ.

 

Задача гармонизации законодательных норм по энергосбережению и по аудиторской деятельности технически сложна, но крайне необходима. Если не разрешать ее на данный момент, то через некоторое время начнут остро проявляться на практике неизбежные противоречия м. законодательными нормами. Снять такие противоречия помогут некоторые ожидаемые свойства пакета регламентов по экономической части энергоаудита. Первое – это доступность группы правил для инспекторов, с указаниями на типовые ситуации и позиции их применения. Второе – ограничения по толкованию, давать разъяснения должно быть право только у уполномоченного органа. Система правил должна быть защищена от попыток вести дискуссии о целесообразности и применимости отдельных позиций в инспектируемых организациях. Третье – целостность регламентов, т.е. набор требований по полноте, точности, своевременности процедур сбора и обработки аудиторской информации, и санкционированности действий органами управления энергосбережением (энергонадзорами и РЭКами). Четвёртое – методическая сопровождаемость, система правил должна модернизироваться по необходимости так, чтобы сохранялись три предыдущих группы свойств.

 

Совокупность перечисленных акцентов и теоретических возможностей будет основой надёжного взаимодействия аудиторов с инспектируемыми организациями, органами, проверяющими самих аудиторов, и органами государственного управления энергосбережением. Первым профилактическим шагом в данном направлении должно стать скорейшее развитие цикла полновесной разработки робко начавшегося появляться пакета стандартов по энергосбережению (ориентированного пока на разрешение инженерных проблем), создание стандартов энергоаудита, с ориентацией на гармоничное взаимодействие в рамках инструмента управления, именуемого аудит.

 

Источник: www.oilspace.ru

 



Некоторые замечания по ГОСТ Р516. Автоматизированная система комме. Энергоаппетиты человечества все растут. Словарь терминов.

На главную  Теплоизоляция и экономия энергии 





0.0034
 
Яндекс.Метрика