Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Теплоизоляция и экономия энергии 

Что показали энергетические обследования территорий

Галанов В.Ф., ОГУП Энергосбережение

 

Понятие энергоаудита пришло к нам из-за рубежа в начале 90-х гг. Почему России, стране с развитой энергетикой, пришлось импортировать из-за рубежа этот термин?

 

Очевидно, ответ нужно искать в том, что в нашей стране энергетики долгое время ориентировались на обеспечение бесперебойного и надежного энергоснабжения, по существу находясь в стороне от экономической оценки этого вопроса. А м. тем энергоаудит подразумевает рассмотрение вопросов энергетики, экономики и технологии производства (для промышленных предприятий) в комплексе, их взаимном влиянии друг на друга.

 

Одной из целей проведения энергоаудита является определение необходимого объема дотаций на теплоснабжение муниципального жилищного фонда и бюджетных организаций. Поэтому в Челябинской области распоряжением губернатора от 28.03.2001 г. № 368-р был утвержден План проведения энергетических обследований на 2001 г., определены подлежащие энергоаудиту территории, где удельный показатель теплопотребления превышает среднее по области значение 0,4 Гкал/м2, что требует дополнительных дотаций.

 

Главным управлением инженерного обеспечения (инфраструктуры) совместно с Главным управлением материальных ресурсов при участии Главного финансового управления и Комитета по ценам был проведен конкурс на исполнителя данных работ.

 

Решением комиссии проведение энергоаудитов в районах области поручено ОГУП Энергосбережение. Остальным участникам конкурса - унитарному предприятию Челябоблжилкомхоз и Центру энергосбережения ЮУрГУ - было предложено на договорной основе с ОГУП Энергосбережение принять участие в данных работах. В результате переговоров к этой работе подключился ОГУП Челябоблжилкомхоз, специалисты которого провели энергоаудиты в Карабаше, Кусинском, Нагайбакском и Еткульском районах.

 

К выполнению плана проведения энергетических обследований приступили практически с марта 2001 г. Были разработаны методика и формы отчетности, формы опросных листов.

 

Разработано методическое и программное обеспечение автоматизированной обработки исходящих данных для составления энергетических паспортов организаций бюджетной сферы.

 

В результате энергетического обследования определялись фактическое потребление энергоресурсов объектами, резервы по снижению их потребления, целесообразность проведения тех или иных энергосберегающих мероприятий, т.е. оценка эфф. использования энергоресурсов муниципальными образованиями и организациями бюджетной сферы области.

 

Будет уместно сообщить читателю, что, учитывая предыдущий опыт работы в этой области, применяемые методики проведения энергоаудитов, деятельность ОГУП Энергосбережение была отмечена на Всероссийской выставке Энергосбережение в регионах России- 2001 дипломом с присуждением третьего места среди Российских энергоаудиторских фирм.

 

Работы начались практически по всем территориям одновременно, и по мере сбора информации составлялись отчеты по каждой территории.

 

Энергоаудиторы выезжали в территории, на месте знакомились с ситуацией, собирали и проверяли необходимые данные, проводили семинары по составлению энергетических паспортов.

 

Учитывая трудности с теплоснабжением г. Юрюзани в отопительный сезон 2000-2001 гг., по поручению заместителя губернатора был проведен энергоаудит, даны рекомендации по реконструкции системы теплоснабжения. В результате Юрюзань получила ссуду из областного бюджета для проведения первоочередных мероприятий по восстановлению тепловой системы.

 

На основе собранных данных и их анализа составлены отчеты и разработаны паспорта по следующим территориям: Троицк, Пласт, Верхний Уфалей, Кыштым, Карабаш, Катав-Ивановский, Сосновский, Еткульский, Кусинский, Верхнеуральский и Нагайбакский районы.

 

По результатам обследований и анализа собранных данных можно сделать общие предварительные выводы.

 

Теплоснабжение муниципальных образований осуществляется либо от ведомственных, либо от собственных муниципальных котельных.

 

К общим недостаткам муниципальных котельных, можно отнести:
- отсутствие резервного топлива;
- отсутствие химводоподготовки, что сокращает срок службы котлов;
- большая доля котлов в угольных котельных с низким КПД типа НР или нестандартных собственного изготовления;
- отсутствие режимных карт, наладка режимов работы котлов не производится, КПД котлов неизвестно;
- отсутствие автоматики, поддерживающей оптимальные режимы горения;
- отсутствие приборов учета расхода топлива и выработанного тепла в муниципальных котельных.

 

Объем вырабатываемого тепла определяется по сожженному топливу. Такой метод расчета допускает большую погрешность, что сказывается на определении объемов выработанного тепла, его себестоимости и других экономических показателей работы предприятия.

 

Магистральные тепловые сети имеют большой процент износа, вследствие чего велики потери тепла через некачественную изоляцию и с утечками сетевой воды (от 20 до 70%). Сети разрегулированы. Ограничительные шайбы на вводах в домах и на ответвлениях отсутствуют, что не позволяет организовать равномерное распределение тепла м. потребителями. Вследствие этого здания, находящиеся на концевых участках теплотрассы, испытывают недостаток тепла, и жильцы для улучшения циркуляции вынуждены сливать сетевую воду в канализацию, что,, вызывает увеличение подпитки тепловых сетей. Подпитка тепловых сетей сырой водой ускоряет коррозию тепловых сетей и систем отопления зданий.

 

Повышенные теплопотери и пониженный температурный график теплоносителя приводят к тому, что потребители недополучают тепло, уменьшают и задерживают оплату. В результате теплоснабжающая организация несет финансовые убытки и не имеет средств на ремонт и модернизацию котельных и тепловых сетей.

 

Нарушение технологии прокладки, ремонта и эксплуатации сетей ведет к частой аварийности и быстрому износу от коррозии.

 

В системах теплопотребления зданий бюджетных организаций и жилых домах большое количество хаотических переделок. Грамотная эксплуатация практически повсеместно отсутствует. Установки приточной вентиляции и кондиционирования практически не работают, что нарушает режим воздухообмена в школах и больницах, приводит к нарушению санитарных норм.

 

Для уменьшения платежей за тепло на объектах бюджетной сферы в последние годы начали массово устанавливать теплосчетчики. Системы регулирования теплопотребления пока не получили распространения. На местах нет возможности оперативного уменьшения количества потребленного тепла, снижения затрат.

 

Фактически на данный момент регулирование сводится к четырем операциям:
- увеличению площади отопительных приборов;
- сливу воды из системы;
- открытию форточки при перетопах;
- включению дополнительных, электрических индивидуальных источников тепла.

 

К общим тенденциям состояния систем теплоснабжения и теплопотребления относятся: большой процент износа, вследствие чего растет аварийность, пуск отопления осенью растягивается на несколько месяцев, недогревы в морозы стали нормой, а не исключением; темпы замены оборудования снижаются и, соответственно, увеличивается количество оборудования, находящегося в аварийном состоянии. Это предопределило многократный рост аварийности.

 

В то же время сложность экономического анализа систем теплоснабжения состоит не только в необходимости учета различных издержек на выработку, транспортировку, переработку и потребление тепла, но и в том, что эти издержки невозможно анализировать без рассмотрения технических и социальных аспектов, свойственных только такому специфическому товару, как тепло:
- неравномерность теплопотребления в течение года обуславливает необходимость огромного запаса теплогенерирующих мощностей, простаивающих большую часть года;
- тенденции к децентрализации теплоснабжения при технической возможности производства дешевого тепла на ТЭЦ;
- экологические аспекты имеют приоритет над чисто экономическими;
- отсутствие резервирования потребителей по теплу и непринцип. возможность их длительного отключения в зимний период определяют приоритет надежности теплоснабжения над экономически допускаемым уровнем аварийности.

 

Существующая структура определения тарифов плохо учитывает все эти факторы. Например, на любой, самый обоснованный тариф потребитель, если он ему кажется неподъемным, на данный момент стремится отреагировать отключением и строительством собственного энергоисточника. Зачастую имеет место самообман дешевизны собственного тепла. В таких случаях только тариф на тепло от ТЭЦ, установленный ниже себестоимости производства тепла в локальных котельных, может вернуть потребителя.

 

Это будет выгодно всем:
- потребитель получит дешевое тепло и сэкономит деньги на строительстве собственной котельной;
- государство уменьшит затраты на теплоснабжение;
- АО-энерго смогут вернуть потребителей (если котельная так же не построена) и продать тепло, которое бесполезно улетучивается в воздух через градирни.

 

циклы передачи генерирующих мощностей, сетей и т.д. с баланса на баланс в территориях не закончены, что не способствует повышению надежности энергоснабжения потребителя. В результате структурных изменений теряются достоверные данные, как это произошло в Кусинском районе. Сохраняется синдром временщика...

 

По результатам проведенных обследований видно, что элементарные организационные меры могут снизить потребление энергоресурсов на 5-10 % и более. Посчитанный энергоаудиторами k удельного теплопотребления (Гкал/м2) на основании представленных территориями данных, с учетом нормативных потерь для некоторых территорий отличается от принятого на 50 %! Абсолютно достоверно можно утверждать, что потери в теплосетях повсеместно превышают нормативные. Что касается остальных причин завышения потребностей, то, кроме ошибок в математике, это обычное стремление получить больше дотаций для решения проблем на местах. Отсюда, часто негативное отношение к предоставлению данных, стремление не пущать в свою бухгалтерию, к затягиванию этого цикла, как, например, это происходило в Карталах.

 

А все - таки результат энергоаудита - не ответ на вопрос, как потратить деньги, а решение, как их найти для бюджета, для тех же самых территорий.

 

Если принять за основу пересчитанные по результатам энергоаудита коэффициенты удельного теплопотребления, то уже на данный момент областной бюджет может сэкономить более 50 млн. руб. Это можно было бы сделать, если бы не несколько но - физическое состояние энергосистем, существующие структуры управления так же, как и мозги, требуют капитального ремонта. Без решения последней задачи, вряд ли возможно решение остальных...

 

И тем не менее лимиты, определенные на основании данных энергетических обследований, могут стать точкой отсчета в 2003 г., а предоставленные отчеты - основой для разработки территориальных программ энергосбережения - программ, которые так же вчера надо было начинать с организационных мероприятий.

 

Источник: www.energosber.74.ru

 



Наружная теплоизоляция жилых зданий и актуальность решения технических вопросов. АСКУЭ. Энергетическая стратегия США. КОНЦЕПЦИЯ ПРИБОРНОГО УЧЕТА ЭЛЕКТ.

На главную  Теплоизоляция и экономия энергии 





0.0093
 
Яндекс.Метрика