Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Теплоизоляция и экономия энергии 

О стратегии развития энергосбережения в Автономной Республике Крым

Вопросы энергосбережения и рационального использования природных топливно-энергетических ресурсов с одной стороны имеют общий глобальный характер, так как они влияют на улучшение состояния окружающей среды и изменение климата всей планеты, с другой стороны затрагивают экономические интересы и проблемы каждого её региона, в том числе и такого уникального места как крымский полуостров.
Крым является одним из энергодефицитных регионов Украины. В настоящее время потребность экономики Крыма за счет добычи и производства собственных (расположенных на территории крымского региона и прилегающих к нему акваторий Чёрного и Азовского морей) традиционных природных энергоресурсов покрывается только частично: в природном газе на 45-48%, в нефтепродуктах - на 4%, в электроэнергии - на 7%. Остальная часть покрывается за счет энергоресурсов, импортируемых из России и стран Средней Азии.
Анализ энергопотребления в АРК за период с 1990 по 1999 г. показал, что значительно возросла энергоёмкость отечественной продукции, а удельные затраты органического топлива на единицу производимой продукции в Крыму превышают аналогичные показатели, достигнутые в экономически развитых странах Европейского Союза.. Основными причинами этого роста являются:
— отсутствие мотивации энергосбережения как на отраслевом уровне, так и непосредственно на предприятиях;
— приоритетное развитие энергоемкого производства;
— использование низкоэффективных и энергозатратных технологий;
— недостаточная подготовленность руководителей и специалистов предприятий и хозяйств в вопросах энергосбережения.
Общая причина увеличения перерасхода энергии состоит в неэффективном и неполном использовании существующих производственных мощностей. При работе промышленных предприятий с нагрузкой 25–30% от номинальной, значительно снижается k полезного действия установленного оборудования и механизмов, эксплуатируемых не в оптимальном режиме, возрастает доля непроизводственных затрат.
Поэтому вопросы энергосбережения и повышения энергоэффективности производства в настоящее время особенно важны и актуальны для крымского региона.
В настоящий момент на Украине уже имеется определённая нормативно-правовая основа для реализации политики энергосбережения. Важнейшие направления этой политики определены Законом Украины «Об энергосбережении», и отражены в Комплексной государственной Программе энергосбережения Украины.
На основании этих документов в Крыму была разработана и в 1998 году одобрена Советом министров АРК собственная Комплексная программа по энергосбережению (далее Программа), а при содействии отечественных и зарубежных экспертов - план развития энергетики Крыма на период до 2010 года. На основании этих документов, была сформирована основная стратегическая цель государственной политики энергосбережения в Крыму - стабилизация функционирования экономики Автономной Республики Крым в условиях энергетического кризиса.
Основными задачами Программы были определены: повышение конкурентноспособности продукции крымских предприятий и организаций за счёт снижения энергоёмкости их продукции, снижение уровня ввоза в Крым энергоресурсов и переход экономики республики на самообеспечение природным газом.
Программой определено, что первоочередное осуществление энергосберегающих мероприятий наиболее целесообразно сосредоточить в промышленности, где доля потребления котельно-печного топлива составляет 62–65%, тепловой энергии — 70–72%; в сельском хозяйстве, где доля потребления котельно-печного топлива составляет 21%, тепловой энергии - 10–12%, а повышение энергоэффективности общественного производства Крыма должно проводиться по следующим основным направлениям:
• разработка и внедрение энергосберегающих технологий и энергоэффективного оборудования;
• максимально-возможное использование нетрадиционных источников энергии для целей теплоснабжения зданий и сооружений;
• внедрение организационно-технических и малозатратных мероприятий по учету и контролю потребляемых энергоресурсов.
К наиболее эффективным общеотраслевым энергосберегающим мероприятиям в Автономной Республике Крым первую очередь отнесены:
• внедрение приборов учета и регулирования потребления энергоресурсов на предприятиях, в организациях и учреждениях;
• внедрение автоматизированных систем учета, контроля и управления потреблением электроэнергии на энергоемких промышленных предприятиях;
• внедрение энергетически эффективных систем и приборов освещения;
• утилизация сбросного тепла и использование вторичных энергоресурсов для снижения потребления природных энергоресурсов.
Выполнение Программы предусмотрено в три этапа. На первом этапе, до 2001 года, акцент был сделан на организационные, малозатратные и быстрореализуемые мероприятия и технические решения. Экономия ТЭР за счёт внедрения первоочередных энергосберегающих мероприятий в этот период составила только 50 тыс. т.у.т. , в том числе за счёт использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии - 10,2 тыс.т.у.т. Задания по экономичности котельно-печного топлива были выполнены только на 16%, по экономичности электроэнергии на 89,2%.
На втором этапе с 2001 по 2005 годы Программой предусматривается внедрение среднезатратных инновационных проектов и мероприятий по экономичности природных энергоресурсов, в том числе за счёт широкого использования различных видов экологически чистых НВИЭ.
На третьем этапе с 2005 по 2010 г.г. предполагается, что должны накопиться достаточные государственные и частные средства, которые можно использовать для внедрения новых энергосберегающих технологий и энергоэффективного оборудования.
Учитывая это, в ближайшей перспективе Совет министров Автономной Республики Крым, в своей энергетической политике, в первую очередь, будет уделять большое внимание совершенствованию и удешевлению технологий по использованию различных видов экологически чистых нетрадиционных и возобновляемых источников энергии (солнечной радиации, энергии ветра, теплоты геотермальных вод и подземного грунта, отходов сельскохозяйственного производства и др.).
В 1999 г. ресурсы альтернативных возобновляемых источников энергии в Крыму, их энергетический потенциал и объемы использования были уточнены отечественными и зарубежными экспертами, в ходе реализации проекта по оценке развития энергетики Крыма, осуществленного странами Европейского Союза в рамках оказания технической помощи по программе «ТACIS». Приоритетными направлениями экономичности ТЭР за счет использования НВИЭ в Крыму намечено: развитие ветроэнергетики и малой гидроэнергетики, строительство солнечных и геотермальных установок, широкое применение теплонасосных установок для теплоснабжения зданий и сооружений.
В условиях недостатка собственных энергоресурсов, представляется целесообразным:
— активизировать работу по нормированию удельных расходов топливно-энергетических ресурсов в общественном производстве Автономной Республики Крым и разработать нормы их потребления для промышленных предприятиях, организаций и бюджетных учреждений;
— разработать комплекс мер по экономическому стимулированию экономного потребления топливно-энергетических ресурсов населением;
— разработать и внедрить механизм формирования блочных тарифов на ТЭР, дифференцированных по уровнями потребления и периодам пиковых нагрузок, включая сезонные;
- ввести на предприятиях материальное стимулирование коллективов и отдельных работников предприятий, учреждений и организаций за экономию ТЭР;
— принять нормативные акты, стимулирующие инновационную и инвестиционную деятельность в сфере энергосбережения;
— разработать комплекс мер по созданию условий для льготного кредитования банками инновационных проектов в области энергосбережения;
— сформировать региональные источники централизованного финансирования проектов и мероприятий энергосбережения.
— содействовать созданию сети инновационных структур по разработке и внедрению мероприятий энергосбережения и нетрадиционной энергетики.
При этом, в бюджете Автономной Республики Крым необходимо предусматривать ежегодное финансирование на разработку приоритетных региональных научно-технических проектов и программ, инновационных и инвестиционных проектов в области энергосбережения, в том числе в бюджетной сфере.
Представляется целесообразным также принять ряд ограничительных мер и решений, стимулирующих энергосбережение в регионе, в частности:
— запретить по экологическим мотивам использование котельных в курортных зонах Крыма в летний курортно-оздоровительный период. Эта мера должна быть подкреплена созданием инженерно-технических и финансово-экономических условий для оперативного внедрения устройств по использованию энергии солнца, ветра, морской воды и иных нетрадиционных источников;
— запретить сдачу в эксплуатацию жилых зданий и производственных сооружений не оснащенных энергосберегающими (регулирующими) устройствами и не отвечающих существующим теплотехническим требованиям.
Одновременно необходимо:
— проводить плановое обуч. по специальности энергосбережение и энергетический менеджмент на предприятиях и в хозяйствах руководителей и специалистов, ответственных за энергообеспечение;
— развернуть в регионе, с привлечением средств массовой информации, рекламно-пропагандистскую деятельность по пропаганде мероприятий в области энергосбережения, в том числе по использованию нетрадиционных источников энергии для чего предлагается создать в Крыму демонстрационный энергоэкологический офис (ЭЭО), как научно-методический и информационный региональный центр.
В первоочередном порядке предполагается создать в Крыму бизнес-инкубатор по энергосбережению, который позволит:
— организовать отбор научно-технических решений и конструкций высокоэффективных гелионагревательных, ветросиловых, биогазовых и иных установок по использованию нетрадиционных возобновляемых источников энергии и организовать их серийное производство в Крыму;
— организовать производство приборов учета и регулирования потребления энергоресурсов потребителями всех уровней.
В качестве источников финансирования энергосберегающих проектов и мероприятий, предусмотренных Программой, предполагаются средства государственного, республиканского и местных бюджетов, и собственные средства предприятий заказчиков, средства регионального фонда поддержки энергосбережения, банковские кредиты и средства инвесторов.
Финансирование инвестиционных и инновационных проектов в сфере энергосбережения из государственного бюджета и внебюджетных фондов должно осуществляться только после оценки их энергоэффективности и экономической целесообразности, для чего необходимо создание в Крыму специализированного регионального научно-технического предприятия по энергоэффективным технологиям. Именно создание инвестиционных и инновационных структур в Крыму является одним из механизмов реализации Программы. По каждому направлению работ в области энергосбережения необходимо создать инновационные центры и предприятия. Статус инновационного предприятия может быть придан также некоторым действующим малым и средним предприятиям и научно-техническим организациям, занимающимся разработкой и внедрением энергосберегающих мероприятий.
Координацию деятельности малых и средних инновационных предприятий в области энергосбережения может осуществлять такая структура как технопарк. В настоящее время планируется создание такого технопарка «Таврида» на базе Крымского регионального инновационного центра технического развития.
именно энергосберегающая политика, инвестиционная и инновационная деятельность в этой сфере должны стать основой для стабилизации социально-экономического состояния и улучшения экологической обстановки в крымском регионе.

 

Источник: http://minenergy.crimea-portal.gov.ua

 



Многоэтажные жилые здания. Интернет-технологии в информацио. АСКУЭ ДВАДЦАТЬ ПЕРВОГО ВЕКА. КоммуниКАБЕЛЬНЫЙ ПОЛ.

На главную  Теплоизоляция и экономия энергии 





0.0104
 
Яндекс.Метрика