Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Теплоизоляция и экономия энергии 

Россия

Л. А. Студеникина
Заместитель директора
Института геополитических и экономических проблем
энергетической безопасности России

 

Геополитическая ситуация в современном мире характеризуется усилением конкурентной борьбы за сферы влияния в самых разных проявлениях, в том числе и на глобальном энергетическом пространстве.

 

В сфере энергетики наиболее ярко проявляются стратегические геополитические интересы государств.

 

Характерной особенностью развития рынка энергоносителей в настоящее время являются отдаленность центров потребления энергоресурсов от центров добычи, возрастающая протяженность магистральных трубопроводов, увеличение числа транзитных стран, значительный объем инвестиций, необходимых для разработки и эксплуатации новых нефтегазовых месторождений в условиях сурового климата или на морском шельфе.

 

Роль энергетики в экономике России была и останется в перспективе ключевой. На долю России, являющейся ведущей энергетической державой мира, приходится 5% мировых запасов нефти и более 10% ее добычи, более 30% мировых запасов газа и около 22% его добычи. Запасы топлива в обозримой перспективе достаточны для полного обеспечения собственных потребностей, и для развития экспортного потенциала. Экспорт нефти и газа является главным источником валютных поступлений государства (порядка 40%), что обусловливает его роль в обеспечении не только энергетической, но и в целом национальной безопасности страны.

 

Топливно-энергетический комплекс России, являясь неотъемлемой частью мирового энергетического рынка, в весьма существенной степени зависит от мировой геополитической и экономической ситуации. В частности, прогнозируемый рост энергопотребления в мире является действенным стимулом для развития отечественного ТЭК и увеличения экспорта энергоресурсов.

 

В первой половине 21 века энергетический рынок Европы будет иметь наибольший интерес для России.

 

Ограниченность собственной ресурсной базы Европы обусловливает существенную зависимость стран Евросоюза от внешних энергетических пост * . Данный регион, составляя 14-15% от мирового объема потребления энергии (при доле населения 6% от мирового), в частности – 19% нефти, 16% газа, в весьма большой степени зависит от рыночной конъюнктуры, геополитических факторов, политической стабильности в транзитных странах.

 

Прогноз энергопотребления в Европе отражает существующую тенденцию к сокращению производства ядерной энергии по соображениям экологии и безопасности и увеличения доли природного газа как перспективного энергоресурса.

 

Запасы нефти, как в странах ЕС, так и в странах – кандидатах на вступление в Евросоюз, незначительны - отношение запасов к добыче при современном уровне потребления составляет 8 лет. Всего ЕС добывает 4,4% от мировой добычи нефти (в основном, за счет добычи в Северном море – Великобритания).

 

С газом ситуация чуть лучше, чем с нефтью – запасов при современном уровне потребления хватит на 20 лет. В основном, они сконцентрированы в Нидерландах и Великобритании. Добыча составляет 12% от мирового уровня.

 

Выработка нефтегазовых ресурсов ЕС зависит не только от величины разведанных запасов, но также от цен на нефть и газ на мировом рынке и от технологического прогресса. на данный момент ясно одно: при сохранении современных уровней добычи нефтегазовые ресурсы Северного моря истощатся через 25 лет. Практически ничего не даст в плане приращения собственных ресурсов нефти и газа и расширение ЕС за счет стран ЦВЕ.

 

За последние 30 лет, после первого нефтяного кризиса 1973 гг. Евросоюзу удалось уменьшить свою внешнюю энергетическую зависимость на 10%, с 60% до 50%, благодаря реализации политики управления потреблением (энергосбережение), развития внутренних источников (нефть Северного моря) и диверсификации (возобновление программ атомной энергетики, исследования в области возобновляемых источников энергии и др.)

 

Хотя в настоящее время зависимость ЕС от импорта нефти остается наиболее острой – 76% спроса удовлетворяется из внешних источников, в меньшей степени регион зависит от импорта природного газа (40% от всего потребления). В долгосрочной перспективе ожидается рост внешней зависимости Евросоюза от всех источников энергии. В отношении нефти этот показатель может возрасти до 90%, газа – 70%. Расширение ЕС только усилит эту тенденцию: импорт природного газа странами – кандидатами может вырасти с 60% до 90%, нефти – с 90% до 94%.

 

Доминирующим энергоресурсом на европейском рынке в течение всего периода останется нефть, и ее доля в суммарном энергопотреблении сохранится на уровне 40-41% до 2010 г., после чего будет медленно снижаться.

 

Россия является традиционным поставщиком нефти на европейский рынок и сохранит свое присутствие на нем падающими объемами пост * при относительно низкой динамике мировых цен на нефть и достаточно стабильными объемами при высокой.

 

Из общего объема экспорта российской нефти в дальнее зарубежье, составившего в 2000 г. 128 млн.т., на страны Европы приходился 81%.

 

Среди европейских импортеров российской нефти стабильную долю сохраняет Германия (15% в 2000 г.), крупными импортерами к 2000 г. стали Польша - 14%, Италия - 13%, Виргинские острова - 12%.

 

В условиях усиливающейся конкуренции со стороны как региональных, так и внерегиональных экспортеров нефти России весьма важно сохранить конкурентоспособность своих ресурсов на европейском рынке, обеспечить выгодные и надежные условия транзита энергоресурсов в Западную Европу, провести интеграцию нефтепроводов «Дружба» и «Адрия», достроить Балтийскую трубопроводную систему. Реализация этих проектов особенно важна для страны, поскольку дает принцип. возможность избежать дорогостоящего транзита российских ресурсов через территории и порты третьих стран.

 

Наиболее быстрорастущим сегментом европейского энергетического рынка будет рынок природного газа. Россия традиционно является крупнейшим его поставщиком и будет стремиться сохранить эту роль в перспективе. Для этого придется выдержать жесткую конкурентную борьбу как с местными производителями газа (прежде всего, норвежский «Статойл»), так и с другими его экспортёрами.

 

В 2001 г. экспорт природного газа из России составил 126,3 млрд.м3, из них 33,2 млрд. куб. м (27%) – в Германию, 11,2 млрд. куб. м (9,3%) – во Францию, 19,5 млрд. куб. м (16%) – в Италию.

 

Главными компонентами европейской газовой стратегии России будут:

 

-сохранение нынешней доли российского газа в структуре европейского газопотребления;

 

-расширение розничной торговли газом с прямым доступом к потребителям;

 

-территориальное расширение рынков сбыта, прежде всего, за счет Скандинавских стран на севере, Турции и Греции на юге Европы;

 

-диверсификация способов доставки газа европейским потребителям, включая торговлю сжиженным газом;

 

-расширение присутствия российских компаний на рынках Европы, включая газотранспортную инфраструктуру и подземные хранилища газа;

 

-перехват своими магистральными газопроводами стратегических направлений транспортировки газа в Европу от потенциальных конкурентов.

 

При успешном осуществлении этих мер экспорт российского газа в Европу может вырасти на 20-40% к 2010 г., после чего он должен стабилизироваться и к 2020 г. несколько уменьшиться.

 

С позиции присутствия российского природного газа на внешних рынках стратегически важным является осуществление проектов строительства:

 

-трансчерноморского газопровода Россия-Турция «Голубой поток» производительностью до 16 млрд. куб. м для поставки российского газа в Турцию, минуя транзитные государства, на период до 2020 года;

 

- газопровода Ямал – Запад протяженностью 5 тыс. км, производительностью 65 млрд. куб. м, предназначенного для повышения надежности пост * российского газа от п-ова Ямал через Белоруссию в Европу, минуя Украину. Газопровод Ямал-Европа сооружается в основном на кредитные средства, обеспеченные действующими контрактами Газпрома с зарубежными потребителями. Так, например, гарантией возврата кредита, выданного Газпрому консорциумом западных банков во главе с Credit Lyonnais и Dresdner Kleinwort Benson на строительство первой нитки газопровода (стоимостью около 10 млрд. долл.), являлись контракты на поставку российского газа во Францию и в Финляндию;

 

-Северо-Европейского трансбалтийского газопровода от Штокмановского месторождения, предназначенного для подачи российского газа из района Санкт-Петербурга через Балтийское море, минуя транзитные страны в Германию.

 

Российским интересам отвечают стратегические альянсы с крупнейшими западными компаниями - Шелл, Винтерсхалл, ЭНИ, Газюни, что позволяет развивать новые формы сотрудничества на европейском энергетическом рынке и расширять присутствие российских компаний в энергетических секторах западных стран (в том числе, в секторе распределения конечной продукции).

 

В отношении со странами Центральной и Восточной Европы, которые с геополитической позиции являются для России стратегически важным и перспективным рынком сбыта и транзитным коридором, необходимо учитывать фактор расширения ЕС на Восток и интеграцию этих стран в единое европейское пространство. Стратегической задачей в отношении региона ЦВЕ является обеспечение российского участия в предприятиях топливно-энергетического комплекса стран региона (прежде всего, в нефте- и газотранспортных и распределительных системах) путем участия в приватизации уже существующих и строительства новых объектов, и создания совместных предприятий по переработке российского сырья и реализации производимой продукции.

 

Российский капитал уже присутствует в регионе, начало этому положено строительством газопровода на территории Польши, покупкой «ЛУКойлом» румынского нефтеперерабатывающего завода «Петротел» и акций болгарского нефтехимического комплекса. Намечаемое широкомасштабное строительство Газпромом газопроводов на территории стран региона создаст также возможности для увеличения пост * оборудования, материалов и объема предоставляемых услуг.

 

Перспектива развития экспорта российской электроэнергии в западном направлении связана с необходимостью осуществления новой технической политики, учитывающей сложившиеся реалии. Россия должна полноправно участвовать в общеевропейском рынке электроэнергии на условиях конкуренции. Основу для этого в кратко- и среднесрочной перспективе открывает либерализация рынков электроэнергии в странах Евросоюза. Главными факторами, определяющими успех вхождения на рынок Европы, будут эффективность работы российских предприятий, качество, цена, надежность и гарантии со стороны поставщика, и государственная поддержка по восстановлению утраченных рынков и вхождению в новые.

 

Необходимо реализовать комплекс технических и организационных мероприятий, позволяющих восстановить надежную и качественную параллельную работу ЕЭС России с партнерами в западном направлении. Такой подход позволит использовать преимущества параллельной работы, восстановить экспортные поставки, повысить качество функционирования ЕЭС России в целом, что обеспечит конкурентоспособность электроэнергетического комплекса России в новых условиях.

 

Что касается сотрудничества в сфере энергетики в целом, то следует отметить, что, несмотря на взятый курс на диверсификацию энергопост * , Евросоюз продолжает рассматривать Россию как своего главного стратегического партнера в обеспечении энергетической безопасности. Россия занимает сейчас первое место среди стран поставщиков газа и второе место среди поставщиков нефти и нефтепродуктов в Евросоюз.

 

Основные подходы Евросоюза к стратегии по обеспечению надежности энергоснабжения были сформулированы в подготовленной Комиссией Европейских Сообществ так называемой Зеленой книге в ноябре 2000 г. и легли в основу разворачиваемого энергетического диалога Россия-ЕС.

 

Решение о начале на регулярной основе диалога м. Россией и Евросоюзом в энергетической области было принято на 6-м саммите Россия - ЕС в октябре 2000 г. в целях придания нового импульса стратегическому партнерству Россия - ЕС и усиления общей энергобезопасности.

 

Предпосылкой для развития энергодиалога явилось, с одной стороны, наличие в России потенциальных возможностей расширения экспорта энергоресурсов в страны Евросоюза, требующего значительных долгосрочных инвестиций в освоение новых нефтегазовых месторождений, модернизацию существующих и ввод в эксплуатацию новых генерирующих мощностей, создание энерготранспортной инфраструктуры, и, с другой стороны, растущие потребности европейского энергетического рынка в обеспечении надежных пост * энергоресурсов.

 

Для энергообеспечения ЕС особую значимость приобретает надежность и безопасность пост * российских энергоресурсов. но это потребует со стороны ЕС обеспечения адекватного притока инвестиций, технологий и управленческого опыта в Россию, и беспрепятственный транзит энергоресурсов через территорию Европы.

 

Особое внимание должно уделяется вопросу энергоэффективности как возможности ограничения роста энергопотребления и протекции окружающей среды.

 

Важным вопросом при развитии энергодиалога является неизменность условий действующих долгосрочных контрактов, и принцип. возможность заключения будущих долгосрочных контрактов на условиях, выгодных для России, на которые не должны влиять циклы либерализации энергетических рынков, проходящие в Европе.

 

Долгосрочные экспортные контракты могут также рассматриваться как гарантии возврата вложенных средств при инвестировании капиталоемких газовых проектов, как в плане разработки месторождений, так и в развитие транспортной инфраструктуры. Одним из условий успешной реализации диалога является финансовая поддержка энергетических проектов в России со стороны европейских и международных финансовых организаций.

 

Кроме того, долгосрочные экспортные контракты гарантируют для российских поставщиков стабильный платежеспособный рынок сбыта в условиях растущей конкуренции на европейском газовом рынке. Для западных потребителей заключение долгосрочных газовых контрактов является гарантией надежности пост * , особенно с учетом перспектив роста газопотребления в регионе в условиях возрастающей зависимости от импорта этого энергоносителя.

 

На правительственном уровне развитие энергодиалога Россия - ЕС осуществляется в четырех экспертных группах.

 

В рамках работы экспертной группы по энергетической стратегии и балансам определяется потенциальная потребность ЕС в энергетических ресурсах и возможности России по их удовлетворению, и соответствующие потенциальные проекты в сфере производства, транспортировки и переработки энергоресурсов, производится оценка необходимых для этого инвестиций и правовых условий их реализации.

 

Экспертная группа по инвестициям рассматривает проблемы регулирования и реформирования естественных энергетических монополий в России, права доступа к энерготранспортной инфраструктуре и создания соблазнительного инвестиционного климата, включая совершенствование законодательства о разделе продукции.

 

Экспертная группа по инфраструктуре и технологиям занимается оценкой существующей и новой инфраструктуры в нефтегазовой отрасли с учетом вопросов безопасности, эффективности, природоохранных и эксплуатационных аспектов; внедрением новейших технологий разработки нефтяных месторождений и очистки территорий; вопросами объединения энергосистем России, ЕС и стран-кандидатов на вступление в ЕС; передачей на взаимовыгодных условиях технологий и ноу-хау в области добычи и транспортировки нефти и газа, нефтегазового машиностроения, управления в отраслях ТЭК.

 

Экспертная группа по энергоэффективности и охране окружающей среды проводит совместные работы по сотрудничеству м. компаниями ЕС и России в области энергоэффективных технологий, техники и практики как в сфере производства, так и потребления энергоресурсов.

 

В октябре 2001г. в Брюсселе состоялся саммит Россия – ЕС, который подвел итог первого этапа энергодиалога и наметил дальнейшие шаги по реализации согласованных направлений сотрудничества.

 

Согласно Совместному заявлению Брюссельского саммита должен быть образован Комитет высокого уровня по сотрудничеству в области топлива и энергетики, что придаст новый импульс энергетическому сотрудничеству м. Россией и Европейским Союзом.

 

взаимозависимость и взаимодополняемость России и ЕС носит естественный и долгосрочный характер и свидетельствует о возможности расширения широкомасштабного взаимовыгодного сотрудничества, которое можно охарактеризовать как взаимовыгодное стратегическое партнерство, построенное на принципах равноправия и паритета интересов.

 

Источник: www.edc.spb.ru

 



Доклад директора по международным отношениям. Оптимизация энергобаланса меткомбината на основе Программно. Управление энергией Введение Энергия. Ярослав Швыряев.

На главную  Теплоизоляция и экономия энергии 





0.004
 
Яндекс.Метрика