Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Теплоизоляция и экономия энергии 

ИНИЦИАТИВЫ ЕЭК В ОБЛАСТИ ЭНЕРГЕТИКИ

(Документ подготовлен секретариатом)

 

ЕВРОПЕЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ
КОМИТЕТ ПО УСТОЙЧИВОЙ ЭНЕРГЕТИКЕ
Двенадцатая сессия, 20-21 ноября 2002

 

I. ВВЕДЕНИЕ
II. ОБЩИЕ ЦЕЛИ
III. НОРМЫ, ПОЛИТИКА И ДРУГИЕ ВОПРОСЫ В ЭТОЙ ОБЛАСТИ

 

А) Международная рамочная классификация Организации Объединенных Наций запасов/ресурсов месторождений: твердые горючие ископаемые и минеральное сырье
В) Классификация запасов/ресурсов энергетического сырья - нефти, природного
газа, угля и урана
С) Реформирование системы установления цен на энергию в целях устойчивого
развития энергетики
D) Экологизация цепочки преобразования уголь-энергия
Е) Открытие и либерализация энергетических рынков
F) Энергобезопасность
G) Голубой коридор
Н) Региональные исследования в области природного газа

 

IV. НАРАЩИВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА В ИНТЕРЕСАХ СТРАН С ЭКОНОМИКОЙ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА

 

А) Проект Энергетическая эффективность - ХХI
В) Разработка проекта по осуществлению инвестиций в энергоэффективность для
смягчения изменения климата (ЮНФ/ЮНФИП)
С) Региональная сеть для эффективного использования энергетических и водных
ресурсов (РЕНЕУР)
D) Газовый центр
Е) Региональное консультативное обслуживание
F) Рациональное и эффективное использование энергетических и водных ресурсов
в Центральной Азии (СПСЦА)
G) Расширение объединения электроэнергетических систем стран Юго-Восточной
Европы (в рамках ИСЮВЕ)
V. ПРОБЕЛЫ В ПРОГРАММЕ РАБОТЫ

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

I. ВВЕДЕНИЕ

 

Настоящий документ содержит анализ основных инициатив и мероприятий ЕЭК в области энергетики. Для удобства эти инициативы классифицируются по двум широким категориям:
а) общая для всего региона ЕЭК деятельность в отношении норм, политики, практики в области энергетики и другие соответствующие вопросы; и b) меры в области наращивания потенциала и профессиональной подготовки в интересах стран с переходной экономикой.
Настоящий документ не является всеобъемлющим. В нем не делается попытка представить и обсудить каждый отдельный элемент программы работы. Кроме того, в нем также не ставится цель предопределить изменения в программе работы, которые могут вытекать либо из нынешней инициативы Генерального секретаря по укреплению Организации Объединенных Наций, либо итогов Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию, которая состоится в Йоханнесбурге 26 августа - 4 сентября 2002 года. Эти элементы могут потенциально оказать воздействие на вид и характер деятельности, осуществляемой в рамках нынешней программы работы в области
энергетики.
В начале документа излагаются главные цели, на которые опирается нынешняя программа работы. Затем дается краткое описание инициатив: сначала - инициатив в области норм, политики и практики; затем - инициатив по наращиванию потенциала и профессиональной подготовки в интересах стран с переходной экономикой. далее анализируются некоторые значительные пробелы в программе работы. В приложении содержится краткий анализ мандатов межправительственных органов, учрежденных с целью осуществления программы работы ЕЭК в области энергетики.

 

II. ОБЩИЕ ЦЕЛИ

 

В основе программы работы лежат две основные цели: а) содействие переходу к более устойчивым моделям производства и использования энергии; и b) поощрение более полной интеграции стран в регионе ЕЭК. Эти две политические задачи и описанные ниже инициативы соответствуют направлению работы, утвержденному Комитетом по устойчивой энергетике в рамках Плана действий, одобренного Комиссией в 1998 году, и Вклада/Заявления для девятой ежегодной сессии Комиссии по устойчивому развитию (КУР- , разработанного и одобренного Комитетом и другими партнерами гражданского общества в ноябре 2000 года. Кроме того, эти инициативы созвучны целям, провозглашенным в Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций.

 

В апреле 1997 года ЕЭК приняла Декларацию об укреплении экономического сотрудничества в Европе, и пакет реформ, касающихся стратегических направлений деятельности и приоритетов Комиссии. В соответствии с этими реформами программа работы ЕЭК в области энергетики была переориентирована, с тем чтобы выдвинуть на первый план вопросы устойчивости производства, передачи и использования энергии; разработки норм, систем классификаций и руководящих принципов; согласования политики и практики в области энергетики; и предоставления технической помощи странам с экономикой переходного периода.

 

В ноябре 2000 года в качестве вклада в работу КУР-9 Комитет принял заявление по устойчивому развитию энергетики в региональной перспективе так же один шаг на пути к устойчивому энергетическому будущему. В этом документе были вновь изложены политические цели стран - членов ЕЭК в области устойчивого развития энергетики, выявлены основные проблемы в области энергетики, стоящие перед регионом, определены меры политики в области энергетики, необходимые для решения поставленных задач, и предложен ряд инициатив для осуществления Комитетом и его вспомогательными органами. Некоторые из этих инициатив, такие, как реформирование цен на энергию в целях устойчивого развития энергетики и описанный ниже проект Голубой коридор были выдвинуты, по крайней мере в определенной степени, в ответ на принятие вышеуказанного заявления.

 

Наряду с этим описанные ниже инициативы полностью созвучны положениям Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций (А/RES/55/ , в частности раздела I Ценности и принципы (пункт в отношении политики и мер, отвечающих потребностям развивающихся стран и стран с переходной экономикой; (пункт в отношении нынешних неустойчивых моделей производства и потребления природных ресурсов; раздела III (пункт 1 в отношении создания условий, благоприятствующих развитию; раздела IV (пункт 2 об осуществлении принципов устойчивого развития, изложенных в Повестке дня на ХХI век; (пункт 2 в отношении оказания помощи в осуществлении положений Киотского протокола и сокращения выбросов парниковых
газов; и раздела VIII (пункт 3 в отношении координации деятельности с другими международными организациями, частным сектором и правительственными организациями для обеспечения оптимального использования ресурсов в цикле реализации целей и программ Организации.

 

За счет улучшения международных отношений и углубления экономического сотрудничества в области энергетики эта деятельность может также косвенно оказать помощь в поощрении демократии и укреплении верховенства права (раздел V, пункт 2 и снизить угрозу международному миру и безопасности (раздел I, Ценности и принципы, пункт .

 

III. НОРМЫ, ПОЛИТИКА И ДРУГИЕ ВОПРОСЫ В ЭТОЙ ОБЛАСТИ

 

А) Международная рамочная классификация Организации Объединенных Наций запасов/ресурсов месторождений: твердые горючие ископаемые и минеральное сырье

 

За прошедшие шесть лет под эгидой ЕЭК была разработана Международная рамочная классификация твердых горючих ископаемых и минерального сырья, которая была одобрена Экономическим и Социальным Советом ООН (ЭКОСОС) для применения во всем мире. В разработке этой классификации приняли участие свыше 60 стран и организаций, являющихся и не являющихся членами ЕЭК. В период 1997-2000 годов эта классификация применялась на экспериментальной основе. В настоящее время основное внимание сосредоточено на мониторинге применения рамочной классификации и предоставления помощи странам и группам стран, рассматривающим вопрос о
применении классификации в качестве национального стандарта.

 

1 Рамочная классификация была первоначально разработана в целях поощрения стран с переходной экономикой к проведению новой оценки запасов месторождений угля и минерального сырья на основе рыночных критериев и сближения их систем классификации с западной терминологией и практикой в целях облегчения их интеграции в европейскую и мировую экономику. Со временем большинство основных угледобывающих стран, не являющихся членами ЕЭК (таких, как Австралия, Бразилия, Индия, Индонезия, Китай, Южная Африка и другие), также приняли решение об
использовании этой системы классификации, что сделало ее действительно глобальным инструментом.

 

1 Рамочная классификация была опубликована на семи языках: английском, французском, русском, китайском, испанском, немецком и португальском. Кроме того, ряд таких стран, как Венгрия и Болгария, перевели рамочную классификацию на языки своих стран. Были также подготовлены и широко распространены руководящие принципы, призванные помочь в практическом применении Классификации.

 

1 Разработанная по зонтичному принципу, Рамочная классификация ООН запасов/ресурсов месторождений (РКООН) позволяет установить эффективную связь м. развитыми странами, странами с экономикой переходного периода и развивающимися странами в плане представления отчетности и данных о запасах и ресурсах в международно приемлемом и универсально сопоставимом формате. была разработана система кодификации, которая обеспечивает краткое и однозначное определение классов запасов/ресурсов и облегчает компьютерную обработку данных о запасах/ресурсах. Это должно помочь и способствовать привлечению инвестиций частного сектора и облегчить финансирование проектов за счет заемных
средств в странах с переходной экономикой и развивающихся странах.

 

В) Классификация запасов/ресурсов энергетического сырья - нефти, природного
газа, угля и урана

 

1 Данная инициатива направлена на согласование терминологии для оценки всех крупных традиционных энергетических запасов и ресурсов на общемировой основе. Эта инициатива была реализована после проведения широких консультаций с многочисленными международными организациями и профессиональными ассоциациями. Ее цель состоит в упрощении цикла сбора данных о запасах/ресурсах всех видов энергетического сырья на основе согласованного, единого и сопоставимого формата, удовлетворяя при том интересы как государственного, так и частного сектора.

 

1 Эта инициатива осуществляется под руководством Специальной группы экспертов рядом целевых групп, в состав которых входят эксперты по нефти, природному газу и урану, представляющие различные секторы энергетики. Первое совещание Специальной группы состоялось в июне 2002 года в Женеве, а второе . запланировано на конец 2002 года.

 

1 Цель данной инициативы состоит в использовании опыта, приобретенного в ходе реализации предыдущей инициативы, итогом которой стала разработка и практическое применение Рамочной классификации твердых горючих ископаемых и минерального сырья (см. выше). В настоящее время ведется работа по использованию системы кодификации, разработанной для твердых горючих ископаемых и минерального сырья, применительно к нефти, природному газу и урану. Эта работа также включает в себя согласование терминов и определений для классификации запасов/ресурсов
энергоносителей, в том числе разработку методологий применения кодификационных инструментов, разработанных для РКООН, по отношению к вышеуказанным энергоносителям.

 

С) Реформирование системы установления цен на энергию в целях устойчивого
развития энергетики

 

1 Комитет по устойчивой энергетике и Комитет по экологической политике признают важность реформирования цен на энергию для содействия обеспечению более устойчивого энергетического будущего. В этой связи оба комитета приняли решение об учреждении Межправительственной целевой группы по окружающей среде и энергетике в целях разработки руководящих принципов для лиц, принимающих решения в области ценообразования на энергию, субсидирования и интернализации затрат на охрану окружающей среды. В состав этой целевой группы входят эксперты по политике в области энергетики и охраны окружающей среды, и представители промышленных кругов. Кроме того, данная инициатива получила одобрение Комиссии на ее пятьдесят шестой сессии в мае 2001 года.

 

1 В настоящее время ведется работа по подготовке руководящих принципов, ориентированных на разработчиков политики, для повышения цен на энергоносители в странах с экономикой переходного периода до уровней, приближающихся к их экономической ценности, или до уровней международного рынка, в сочетании с мерами по смягчению полного воздействия от повышения цен на энергию на тех, кто в наибольшей степени пострадает от повышения цен. Параллельно осуществляется деятельность по разработке руководящих принципов для стран ЕЭК в области поэтапной ликвидации на основе принципа социальной приемлемости систем субсидирования (потребления) энергии из энергоисточников, наносящих ущерб окружающей среде. В надлежащее время будет проведена оценка методологий интернализации затрат на охрану окружающей среды с помощью использования бюджетно-финансовых инструментов, включая налогообложение, и мер по содействию их использованию.

 

1 В настоящее время главная цель заключается в разработке руководящих принципов повышения цен на энергию и ликвидации систем субсидирования экологически вредного энергопотребления в надлежащие сроки для их рассмотрения Бюро обоих комитетов с целью представления этих руководящих принципов на конференции министров, которая состоится в Киеве в мае 2003 года в рамках цикла Окружающая среда для Европы.
Ценообразование на энергию выступает мощным инструментом изменения поведенческих установок и поэтому может стать эффективным инструментом содействия перехода к более устойчивому энергетическому будущему.

 

D) Экологизация цепочки преобразования уголь-энергия

 

1 Энергопредприятия весьма необходимы на данный момент и будут необходимы в будущем для удовлетворения потребностей человека и нужд экономического развития. В условиях нынешнего и будущего рынков основная часть энергоснабжения будет по-прежнему обеспечиваться за счет сжигания твердых горючих ископаемых. В частности, уголь будет и впредь играть важную роль в производстве электроэнергии. Поэтому важнейшее значение имеет снижение вредного воздействия на экологию цепочки преобразования уголь-энергия и улучшение репутации энергетического угля в глазах общественности.

 

2 Экологически чистые технологии сжигания угля открывают возможности для смягчения неблагоприятного воздействия использования угля на всех этапах цикла его преобразования. В целях содействия техническому сотрудничеству и обмену информацией в этой области в регионе ЕЭК периодически организуются рабочие совещания и семинары. В мае 2001 года в Щирке, Польша, было организовано международное рабочее совещание по теме Экологически чистое использование угля .надежный вариант для устойчивой энергетики. В сентябре 2002 года в Брашове, Румыния, будет проведено рабочее совещание на тему Использование экологически чистых технологий сжигания угля в мало- и среднегабаритных котлоагрегатах в странах Центральной и Восточной Европы. Непосредственно перед началом работы ежегодной сессии Комитета в Женеве 19 ноября 2002 года состоится рабочее совещание по проблемам связывания углерода.

 

2 В целях выявления новых важных тенденций, оказывающих влияние на спрос и предложение угля в энергетике в регионе, среди всех стран - членов ЕЭК ежегодно распространяется обследование/вопросник с целью сбора текущих и прогнозных данных.
На основе полученных материалов секретариат затем готовит документ о перспективах использования угля.

 

2 цикл экономической трансформации в странах с экономикой переходного периода имеет особенно важное значение для угольной промышленности. За период 1990-2000 годов свыше одного миллиона шахтеров потеряли работу. Чтобы глубже понять и более эффективно решить эту сложную социально-экономическую проблему, на регулярной основе, как правило раз в два года, осуществляется сбор данных по соответствующим странам о добыче угля, количестве угледобывающих предприятий, численности работников, уровне субсидирования, о тенденциях производительности и объеме инвестиций в данный сектор. После анализа собранных данных издается сводный документ, который впоследствии обсуждается и распространяется среди официальных представителей правительства и угольного сектора в целях обмена мнениями о путях
наилучшего решения этой социально-экономической проблемы.

 

2 В настоящее время совместно с Департаментом ООН по экономическим и социальным вопросам разрабатывается развернутый вопросник по экономическим и социальным последствиям реструктуризации угольной промышленности стран с переходной экономикой. В этом вопроснике затрагивается широкий круг проблем, в частности проблем, касающихся таких вопросов, как высвобождение персонала при ликвидации угольных предприятий, уровень квалификации и профессиональные навыки, профессиональное обучение/переобучение, выплата пособий, системы компенсации и пенсионного обеспечения, оказание помощи в трудоустройстве, содействие переселению семей шахтеров в другие регионы, политика в области обеспечения жильем,
дифференцированное воздействие реструктуризации на работающих мужчин и женщин,циклы планирования реструктуризации, переориентация местной экономики, восстановление территорий угледобывающих предприятий, и поддержка на местном и национальном уровне.

 

Е) Открытие и либерализация энергетических рынков

 

2 В течение последнего времени в энергетике стран ЕЭК происходят кардинальные изменения. Одно из этих изменений связано с открытием для конкуренции и либерализацией энергетических рынков. Эта тенденция наиболее рельефно прослеживается в Северной Америке, странах Северной Европы и Соединенном Королевстве. Кроме того, на данный момент такая либерализация осуществляется Европейским союзом, и вопрос о ней серьезно анализируется в странах Центральной и Восточной
Европы, в особенности странах-кандидатах на вступление в Европейский союз.

 

2 Для оценки кардинальных изменений, связанных с либерализацией энергетических рынков, в частности в газовой промышленности и электроэнергетике, и в целях обмена опытом был намечен ряд конкретных мероприятий.

 

2 Под эгидой Газового центра над различными аспектами этой проблемы работают две целевые группы. Первая из них занимается изучением последствий Директивы ЕС по газу для 15 стран ЕС, их рынков газа и газовой промышленности, и последствий для стран Центральной и Восточной Европы. Эта целевая группа в настоящее время изучает вопрос о наиболее эффективных путях подготовки стран Центральной и Восточной Европы и их газовой промышленности к этим изменениям, и о том, как этим странам наилучшим образом использовать опыт, накопленный в Западной Европе и Северной Америке.

 

2 Вторая целевая группа занимается проблемами транспорта газа в условиях либерализованного рынка с целью попытаться в максимально возможной степени гармонизировать правила транспортировки газа в Европе и тем самым оптимизировать использование газотранспортных мощностей и свести к минимуму барьеры в трансграничной торговле. К числу рассматриваемых вопросов относятся доступ к трубопроводам, тарифы и плата за транспортировку газа и технические аспекты.

 

2 Указанные целевые группы проводят совещания с 1999 года с периодичностью примерно два раза в год на основе материалов, подготовленных секретариатом и компаниями . членами Газового центра. Кроме того, на Совещании Газового центра высокого уровня в нынешнем году, которое состоялось в Будапеште 29-30 апреля и было организовано национальной компанией Венгрии МОЛ, особо обсуждались вопросы, связанные с совместимостью европейских газотранспортных систем в условиях растущей степени либерализации рынков.

 

2 Наряду с Газовым центром данный вопрос периодически обсуждается на ежегодных сессиях Комитета по устойчивой энергетике и его вспомогательных органов. На своей последней сессии Комитет провел обмен мнениями по последствиям либерализации рынка для безопасности энергоснабжения на основе документа, подготовленного секретариатом, и ряда материалов, представленных странами и международными организациями. Кроме того, на своей последней ежегодной сессии Специальная группа экспертов по углю и тепловой энергии рассмотрела вопрос о перспективах угля и угольной электроэнергетики в условиях либерализованых энергетических рынков на основе подготовленного секретариатом доклада и сообщений из стран.

 

3 Конечная цель этой деятельности состоит в достижении общего понимания странами необходимых предварительных условий и законодательных, нормативных и политических изменений, которые потребуется реализовать для успешной либерализации энергетических рынков. Разумеется, речь не идет о полном единообразии в том смысле, что всем странам нужно ввести единую, общую законодательную, нормативно-правовую и политическую базу. но это все же означает определенное сближение норм, стандартов и практики, и некоторую степень транспарентности и предсказуемости, с тем чтобы создать условия для развития сотрудничества, торговли и инвестиций м. странами ЕЭК в условиях либерализованных энергетических рынков.

 

F) Энергобезопасность

 

3 Во множественных отношениях энергобезопасность выступает как основа формирования энергетической политики. Поэтому данный вопрос периодически анализируется Комитетом по устойчивой энергетике и его вспомогательными органами с использованием документов, подготовленных секретариатом, и материалов, представленных странами и другими национальными организациями.

 

3 В 2001 году был опубликовано исследование по вопросам эфф. использования энергии и безопасности энергоснабжения в СНГ. Данное исследование было подготовлено совместно ЕЭК и Исполнительным комитетом Содружества Независимых Государств. Его цель заключалась в оценке потенциала энергосбережения в странах СНГ и демонстрации возможностей укрепления безопасности энергоснабжения за счет повышения эфф. использования энергии.

 

3 Обеспокоенность в отношении безопасности энергоснабжения, несколько утратившая остроту в 80-х и 90-х годах, вновь вышла на первый план по ряду причин, к числу которых относятся рост зависимости от импорта, увеличение протяженности линий энергоснабжения, неопределенности в отношении всего комплекса последствий либерализации рынков, возможное возникновение социальной нестабильности и этнических конфликтов в ряде стран добычи и транзита энергоносителей, и террористические акты, совершенные 11 сентября в Нью-Йорке и Вашингтоне. Эта растущая обеспокоенность в отношении энергобезопасности неизбежно отразится на полемике по этому вопросу, будет оказывать влияние на решения по ряду важных и
непростых вопросов энергетической политики, связанных с атомной энергетикой, углем и экологическими нормами.

 

3 В этой связи необходимо проведение более глубокой оценки рисков с позиции энергобезопасности и возможных мер реагирования на уровне политики. С учетом вышесказанного Комитет по устойчивой энергетике в ходе своей предстоящей двенадцатой ежегодной сессии в ноябре 2002 года уделит особое внимание этому вопросу.
Кроме того, компании, входящие в Газовый центр, учредили Целевую группу для оценки положения в области природного газа и подготовки, при необходимости, различных вариантов снижения рисков.

 

G) Голубой коридор

 

3 Стремительный рост автомобильного парка, в особенности в сфере грузовых перевозок, обусловливает высокие уровни атмосферного загрязнения. Одним из возможных путей решения этой проблемы может стать создание транспортной инфраструктуры и транспортных коридоров трансграничной перевозки грузов транспортными средствами, работающими на газообразном топливе, в отличие от топлива, полученного из нефти.

 

3 Комитет по устойчивой энергетике, включая Рабочую группу по газу, и Комитет по внутреннему транспорту приняли решение об учреждении целевой группы, представляющей газовый и транспортный секторы, в целях оценки экономической и технической осуществимости данного проекта и разработки стратегии его осуществления.
Кроме того, Комиссия на своей пятьдесят шестой сессии в мае 2001 года просила Комитет по устойчивой энергетике и Комитет по внутреннему транспорту рассмотреть этот проект и сообщить о результатах его рассмотрения Комиссии. Первое совещание Целевой группы состоялось в Варшаве 27-28 июня 2002 года, а второе запланировано на осень 2002 года.

 

3 Замена бензина и дизельного топлива газообразным моторным топливом с высоким октановым числом и большой теплотворной способностью могла бы значительно снизить объем вредных выбросов, таких, как монооксид углерода, диоксид углерода, оксиды азота и другие. На на данный моментшний день в мире эксплуатируется около 1,5 млн. транспортных средств, работающих на природном газе, и действует свыше 3 500 станций заправки природным газом. Большинство европейских стран имеют определенный опыт в области транспортных средств, работающих на природном газе (ТСПГ); формируются новые рынки ТСПГ. Европейской комиссией недавно была принята транспортная политика, в соответствии с которой к 2020 году 10% дизельных/бензиновых транспортных средств в секторе перевозок будут заменены автомобилями, работающими на природном газе.

 

Н) Региональные исследования в области природного газа

 

3 В 1999 году Рабочая группа по газу завершила подготовку 300-страничного исследования Подземное хранение газа в Европе и Центральной Азии, содержащего анализ текущих и будущих потребностей (на период до 2020 года) в области подземного хранения газа в странах Европы и Центральной Азии. Для подготовки этого исследования была создана Специальная группа экспертов (в подготовке исследования приняли участие около 50 экспертов различных компаний и организаций). Группа в течение трех лет периодически проводила совещания в различных местах.

 

3 В этом исследовании анализируется широкий круг проблем, связанных с подземным хранением газа, таких, как текущее положение в области газохранилищ, новые и перспективные технологии, новые и существующие подземные газохранилища, нормативно-правовая база, расходы на хранение в США и в Европе, и будущие тенденции на рынке газа. В исследовании также сделана попытка определить газохранилища, способные обеспечить международные трансграничные услуги на контрактной основе на на данный моментшний день и в будущем.

 

4 Хранение становится стратегическим компонентом газовой цепочки; оно позволяет обеспечить стратегический запас, более высокую степень гибкости и надежности пост * , и выступает средством компенсации неравномерности потребления, т.е. сглаживания дневных и сезонных пиков потребления. Рост мощностей подземных газохранилищ стимулируется продолжающейся реструктуризацией и либерализацией газовой промышленности и газовых рынков, развитием рынков спот и появлением на рынках новых игроков. В этой связи Рабочая группа по газу ставит перед собой цель мониторинга на непрерывной основе изменений в этой области и, при необходимости,
обновления этого исследования.

 

4 Наряду с исследованием в области подземного хранения газа, Рабочая группа по газу в настоящее время ведет работу по обновлению Международной карты месторождений природного газа в Европе, изменения в которую последний раз вносились в 1984 году и которая отражает основные газовые месторождения и геологические бассейны в Европе.
Поскольку новые современные технологии обеспечивают более эффективные средства визуализации и анализа данных, новое издание этой карты будет выпущено на оптическом диске, позволяющем распечатывать различные фрагменты карты и пояснения по выбранным участкам. В целях предоставления информации не только геологического, но и экономического характера, карта газовых месторождений будет совмещена с существующими картами международных линий газопередачи и подземных газохранилищ.

 

IV. НАРАЩИВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА В ИНТЕРЕСАХ СТРАН С ЭКОНОМИКОЙ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА

 

А) Проект Энергетическая эффективность - ХХI

 

4 Проект Энергетическая эффективность - ХХI является общерегиональным проектом, направленным на активизацию торговли и сотрудничества в области эффективного использования энергии, экологически безопасных технологий и методов управления в целях оказания помощи в деле сокращения разрыва в эфф. использования энергии м. ныне используемыми методами и наилучшими технологиями, и м. странами ЕЭК, в частности странами с рыночной экономикой и экономикой переходного периода. Этот проект является преемником
проекта Энергетическая эффективность - 2000, реализация которого была начата в 1991 году.

 

4 В нынешней трехлетней программе (2000-2003 годы) поставлены следующие цели: активизация распространения и обмена информацией, аналитическими данными и опытом в области энергоэффективных и экологически безвредных технологий; повышение эфф. в создании сетей институтов, организаций и отдельных лиц, работающих в области энергетической эффективности; предоставление услуг по наращиванию институционального потенциала и обучению в области составления бизнес-планов, финансового обеспечения инжиниринга и разработки проектов; содействие осуществлению законодательства в области эффективного использования энергии; выявление инвестиционных проектов в области энергоэффективности и потенциальных
источников финансирования.

 

4 Внебюджетные ресурсы для этого проекта формируются из различных источников, в частности средства поступают от правительств, агентств по развитию и организаций ООН, таких, как Глобальный экологический фонд (ГЭФ). За прошедшие десять лет сумма поступлений в Целевой фонд составляет в среднем около 200 000 долл. США в год.
Кроме того, для поддержки деятельности по осуществлению данного проекта непосредственно выделяются значительные наличные средства и вклады натурой.
К примеру, Комиссия Европейского союза выделила около 400 000 евро в целях поддержки совместного проекта в области систем маркировки и стандартов энергоэффективности в ряде стран с переходной экономикой под эгидой проекта ЭЭ - 2000 и программы ЕС SAVE. Это исследование было издано в качестве электронной публикации Организации Объединенных Наций на оптическом диске, содержащем 500 страниц текста и графических иллюстраций.

 

4 Работа по проекту ЭЭ - ХХI направляется и контролируется Руководящим комитетом, в состав которого входят делегаты из национальных участвующих министерств и учреждений, международных организаций и донорских агентств.
Руководящий комитет определяет виды деятельности, результаты, методы работы, участников, процедуры, бюджет, расписание мероприятий и сроки реализации проекта, и обеспечивает сотрудничество с другими заинтересованными сторонами. Кроме того, Руководящий комитет обеспечивает общее руководство и надзор в отношении других видов оперативной деятельности Отдела по устойчивой энергетике в области энергоэффективности, таких, как проект ЮНФ/ЮНФИП, описание которого дается ниже.

 

В) Разработка проекта по осуществлению инвестиций в энергоэффективность для
смягчения изменения климата (ЮНФ/ЮНФИП)

 

4 В 1999 году Фонд Организации Объединенных Наций (ЮНФ) одобрил проект стоимостью в 2 млн. долл. США в области энергоэффективности для смягчения изменения климата в рамках проекта ЭЭ - 200 Эти средства были предназначены для обеспечения поддержки мероприятий по формированию рынка в странах с переходной экономикой, направленных на улучшение инвестиционного климата, способствующего обеспечению бо.льшего объема инвестиций в энергоэффективность, с тем чтобы такие инвестиции могли осуществляться на рыночных условиях, т.е. на основе рыночных критериев. Они также предназначались для поощрения местных и региональных органов власти к участию в реализации целей Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата и соглашений ЕЭК ООН в области охраны окружающей
среды.

 

4 Проект охватывает пять восточноевропейских стран и стран СНГ - Беларусь, Болгарию, Казахстан, Российскую Федерацию и Украину. Проект, в частности, охватывает три области: муниципальное освещение, больницы и системы центрального отопления. Мероприятия включают наращивание потенциала и обуч. представителей частных и государственных структур на местном уровне в области выявления, разработки и осуществления инвестиционных проектов в сфере энергоэффективности; оказание помощи муниципальным органам власти и национальным администрациям в области внедрения экономических, институциональных и нормативных реформ, необходимых для поддержки инвестиционных проектов; и разработку предложений в области инвестиций в энергоэффективность с помощью консультантов и преподавателей для привлечения
потенциальных инвестиций коммерческих банков, частных компаний и компаний, оказывающих финансовые услуги.

 

4 Фонд Организации Объединенных Наций предоставил на цели реализации данного проекта 1,250 млн. долл. США по линии Фонда международного партнерства Организации Объединенных Наций (ЮНФИП), а финансовые партнеры, такие, как Агентство по развитию и компании и учреждения частного сектора, предоставили остальную часть в размере 750 000 долл. США. Вопросами управления и распределения финансовых средств занимается ЕЭК как агентство-исполнитель.

 

4 Руководство осуществлением мероприятий и вопросы оперативной деятельности возложены на Специальную группу экспертов. Общий надзор за работой осуществляется Руководящим комитетом проекта ЭЭ - ХХI. С учетом договоренностей в отношении совместного финансирования были введены новые условия и механизмы для ускорения осуществления мероприятий и выделения средств. На на данный моментшний день уже реализовано свыше половины мероприятий, запланированных в рамках проекта, завершить который планируется к концу 2003 года.

 

С) Региональная сеть для эффективного использования энергетических и водных
ресурсов (РЕНЕУР)

 

5 Первоначально данный проект был адресован странам Юго-Восточной Европы с переходной экономикой - Албании, Болгарии, Боснии и Герцеговине, Республике Молдова, Румынии, бывшей югославской Республике Македония и Югославии. Стратегическая цель проекта состоит в поощрении условий для устойчивого развития в регионе за счет преодоления региональных барьеров и создания благоприятных условий для внедрения передовых технологий эффективного использования местных энергоресурсов.

 

5 В частности, проект преследует следующие цели: а) предоставление технической помощи в целях наращивания потенциала на муниципальном и местном уровнях в области выявления, разработки и реализации приемлемых для банков проектов эффективного использования энергоресурсов; b) создание новых зон инвестиций в области энергоэффективности и разработка пилотных инвестиционных проектов в каждой из участвующих стран; с) организация и налаживание непрерывного цикла разработки и реализации приемлемых для банков проектов; и d) разработка
информационного пула в целях удовлетворения потребностей владельцев проектов, разработчиков проектов, финансовых учреждений, компаний и экспертов.

 

5 Секретариатская поддержка этого проекта осуществляется Центром по проблемам энергоэффективности (ЭнЭффект) в Софии и Региональным черноморским центром по проблемам энергии в Бухаресте. Региональным координатором проекта является Исполнительный директор проекта ЭнЭффект, который также является заместителем Председателя Руководящего комитета проекта ЭЭ - ХХI. Общую координацию деятельности по проекту осуществляет ЕЭК с помощью Руководящего комитета проекта ЭЭ - ХХI и Отдела по устойчивой энергетике. Проект реализуется под эгидой Инициативы по сотрудничеству в Юго-Восточной Европе (ИСЮВЕ) и Пакта стабильности. Финансирование предоставляется рядом донорских агентств, главным образом Агентством международного развития США.

 

D) Газовый центр

 

5 Реализация проекта ЕЭК ООН Газовый центр была начата в 1994 году как программа технического сотрудничества Содействие созданию и развитию рыночных основ газовой промышленности в странах с переходной экономикой - программа Газовый центр. Газовый центр был создан с целью оказания помощи правительствам и газовым компаниям в Центральной и Восточной Европе в их деятельности по созданию более децентрализованной газовой промышленности, основанной на принципах рыночной экономики.

 

5 В свете глубоких кардинальных изменений, происходящих на рынках природного газа Европы, с течением времени меняются приоритеты, закрепленные в мандате Газового центра. В прошлом году с целью укрепления Центра компании, входящие в Центр, с помощью его персонала провели перспективную оценку целей, методов работы, схемы взносов и программы работы.

 

5 На на данный моментшний день в дополнение к деятельности по наращиванию институционального потенциала и организации профессиональной подготовки в интересах стран с переходной экономикой (например, в области реструктуризации промышленности и приватизации) Центр стал ключевым форумом по: а) обмену ноу-хау, информацией и опытом м. газовыми компаниями, институтами и частными лицами из государств - членов ЕЭК (например, в области открытия и либерализации газовых рынков); b) содействию диалогу м. газовой промышленностью и правительством по вопросам политики (например, в области политических, правовых и нормативных
вопросов и энергетической безопасности); с) содействию сотрудничеству и интеграции секторов природного газа в Европе за счет поощрения новых инвестиций и торговли путем сближения и гармонизации норм и практики (например, в области тарифов на транспортировку газа, установление тарифов, критериев финансирования и инвестиций).

 

5 Стратегические направления деятельности, программа работы и бюджет Газового центра определяются и контролируются Исполнительным советом, в состав которого входят представители учреждений, входящих в Центр. Свою деятельность Центр осуществляет с помощью различных средств, таких, как целевые группы, рабочие совещания, семинары, конференции, публикации, разработка источников информации/баз данных, профессиональное обуч. и технические и консультативные миссии.

 

5 Программа работы Центра осуществляется исключительно за счет внебюджетных ресурсов. Финансирующими учреждениями выступают 25 крупных частных и государственных газовых компаний, которые обеспечивают взносы в Целевой фонд Газового центра. Сумма взносов наличными в Целевой фонд составляет в среднем около 400 000 долл. США в год. Для проведения отдельных видов деятельности и мероприятий компании выделяют дополнительные ресурсы.

 

Е) Региональное консультативное обслуживание

 

5 Цель Программы регионального консультативного обслуживания в области энергетики состоит в предоставлении консультаций и технической помощи в плане оперативной деятельности странам с экономикой переходного периода, и в частности тем из них, которые находятся в наименее благоприятном положении. Эта Программа также дополняет и способствует повышению эфф. регулярных и внебюджетных программ в области энергетики.

 

5 Формы и методы оперативной деятельности варьируются в зависимости от потребностей стран-реципиентов и субрегионов, но неизменно включают в себя сочетания следующих элементов: подготовка и осуществление конкретных программ, как ориентированных на решение конкретных проблем, так и субрегионального характера;подготовка предложений по проектам для финансирования международными организациями и странами донорами; разработка и подготовка существенных исследований совместно с участвующими странами, касающихся вопросов политики и энергетической стратегии; участие в разработке и осуществлении программ по наращиванию потенциала и укреплению институциональных возможностей, и в организации обучения; организация рабочих совещаний, семинаров и других встреч; консультативные миссии; и ознакомительные поездки.

 

6 Программу в области энергетики специально обслуживает один Региональный советник. В течение двух лет Региональный советник принял участие в подготовке аналитических материалов по положению в области энергетики, потенциалу и перспективам энергоэффективности для стран СНГ, оказал помощь в разработке и подготовке планов и программ, направленных на содействие осуществлению политики и стратегии в области энергетики; оказал содействие в планировании и осуществлении программ наращивания потенциала и институциональных возможностей и в организации учебных курсов по составлению бизнес-планов, организации финансового обеспечения, разработке проектов и поиску источников финансирования; оказал консультативную
помощь и принял участие в рабочих совещаниях и семинарах по вопросам реструктуризации, технического перевооружения и модернизации сектора энергетики в странах СНГ, и участвовал в подготовке предложений по проектам для их финансирования ПРООН и ГЭФ.

 

6 В дополнение к финансированию из бюджета программы Регионального консультативного обслуживания (раздел 2 , средства на осуществление деятельности также поступают из внебюджетных ресурсов, в частности по линии проекта Энергетическая эффективность - ХХI, от ПРООН, ГЭФ, стран-доноров и стран с переходной экономикой. С учетом ограниченных кадровых ресурсов эту деятельность по-прежнему приходится ограничивать несколькими странами, принимая во внимание приоритетные области развития, государственную поддержку, и наличие
внебюджетного финансирования.

 

F) Рациональное и эффективное использование энергетических и водных ресурсов
в Центральной Азии (СПСЦА)

 

6 Проект Рациональное и эффективное использование энергетических и водных ресурсов в Центральной Азии осуществляется под эгидой Специальной программы для стран Центральной Азии. Цель данного проекта состоит в укреплении сотрудничества в области энергетических и водных ресурсов стран Центральной Азии: Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Более рациональное и эффективное использование энергетических и водных ресурсов могло бы значительно снизить остроту проблем энерго- и водоснабжения и экологических проблем в регионе.

 

6 Главными задачами данного проекта являются следующие: а) разработка решений в региональном масштабе для общих первоочередных проблем в области энергетических и водных ресурсов; b) содействие экономическому и техническому сотрудничеству в масштабах всего региона среди участвующих стран и их интеграции в мировую экономику; с) укрепление институционального потенциала государств и государственных органов в области рационального использования энергетических и водных ресурсов; и d) обеспечение электронной связи организаций региона, занимающихся проблемами энергетических и водных ресурсов, в целях активизации
передачи информации по вопросам политических реформ, финансирования и рационального использования энергетических и водных ресурсов. Данный проект также имеет целью помочь государствам-участникам в выполнении их международных обязательств в области охраны окружающей среды и энергетики в рамках ЕЭК ООН, РКИКООН и Энергетической хартии.

 

6 Координацию деятельности по проекту осуществляет рабочая группа официальных лиц из республик Центральной Азии, ведающих вопросами энергетических и водных ресурсов. Программа работы осуществляется группами экспертов из данного региона с помощью консультантов. За вопросы осуществления и контроля за ходом работы отвечают региональные советники в области энергетики и окружающей среды в рамках ЕЭК.

 

6 Деятельность по данному проекту финансируется из Фонда развития ООН, из которого на цели осуществления данного проекта была выделена сумма в размере 1,75 млн. долл. США, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН. ЕЭК выступает в роли агентства-исполнителя данного проекта и занимается вопросами управления и распределения выделенных средств. ЭСКАТО принимает участие в качестве ассоциированного агентства. Проект находится на втором этапе осуществления и, как ожидается, будет завершен к концу 2003 года.

 

G) Расширение объединения электроэнергетических систем стран Юго-Восточной
Европы (в рамках ИСЮВЕ)

 

6 Осуществление данного проекта была начато в декабре 1997 года под эгидой ИСЮВЕ. В проекте участвуют следующие страны региона: Албания, Болгария, Босния и Герцеговина, Греция, Румыния, Словения, Турция, Хорватия, бывшая югославская Республика Македония и Югославия. Бывшая югославская Республика Македония как страна-руководитель выступала организатором и была председателем на большинстве совещаний.

 

6 Основными целями данного регионального и внутрирегионального проекта являются: а) подсоединение южного крыла европейской энергосистемы за счет восстановления существующих линий электропередачи и подстанций в Боснии и Герцеговине и Хорватии; b) расширение и наращивание объединенной энергосистемы м. странами ИСЮВЕ за счет строительства новых соединительных линий м. странами региона, и линий связи с западноевропейской энергосистемой; и с) содействие открытию электроэнергетических рынков в регионе в целях активизации обмена и торговли электроэнергией.

 

6 Группа по проекту ИСЮВЕ, в состав которой входят представители стран-участниц 0и стран-доноров, и международные организации и учреждения, обеспечивает общую координацию и контроль. По каждому отдельному проекту общее руководство и управление обеспечивается руководящим комитетом при поддержке группы технической координации. Детальная экспертная работа осуществляется силами рабочих групп при содействии консультантов. Секретариат ЕЭК обеспечивает техническую и секретариатскую поддержку.

 

6 Один из пяти приоритетных подпроектов, намеченных участвующими странами, в настоящее время уже завершен; речь идет о внедрении телеинформационных систем для обеспечения согласованной работы центров оперативно-диспетчерского управления энергосистемами региона. Начата работа по осуществлению второго подпроекта по объединению высоковольтных систем электропередачи в регионе. Окончательная цель данного конкретного подпроекта состоит в содействии формированию регионального конкурентного рынка электроэнергии в Юго-Восточной Европе и за счет этого активизации торговли и обменов электроэнергией. Оба эти подпроекта финансируются при финансовой поддержке со стороны Агентства международного развития (ЮСАИД).

 

V. ПРОБЕЛЫ В ПРОГРАММЕ РАБОТЫ

 

7 Программа работы в области энергетики в настоящее время имеет три значительных пробела: отсутствует программа в области нефти/нефтепродуктов, также отсутствует программа в области новых и возобновляемых источников энергии, включая связывание углерода, и технологий использования твердых горючих ископаемых с нулевым уровнем выбросов, а программа работы в области электроэнергии носит весьма ограниченный характер.

 

7 Особенно важным пробелом является отсутствие программы работы в области нефти. фактически 40% общемировых энергопотребностей и фактически 100% энергопотребностей для автомобильного, водного и воздушного транспорта удовлетворяются за счет нефтепродуктов. Кроме того, нефть - это энергоноситель, характеризующийся самым высоким риском в отношении безопасности пост * ; цены на нефть прямо или косвенно оказывают влияние на цены большинства энергоносителей; кроме того, автомобильный, водный и воздушный секторы транспорта, использующие в качестве топлива нефтепродукты, являются крупнейшими источниками загрязнения окружающей среды, в
частности атмосферы.

 

7 За прошедший период работа в области нефтепродуктов велась в ограниченном масштабе, поскольку этот вопрос считался чрезмерно политически чувствительным. В настоящее время ситуация изменилась. Поэтому необходимо рассмотреть вопрос о разработке программы работы в области нефти/нефтепродуктов с уделением особого внимания энергетическому, транспортному и экологическому аспекту. Необходимость в наличии такой программы диктуется той важной ролью, которую играет и будет игратьнефть на энергетических рынках; неизбежными рисками обеспечения безопасности пост * нефти, торговых путей и рынков; и значительной взаимозависимостью
м. потреблением нефти, транспортом и качеством окружающей среды.

 

7 Хотя новые и возобновляемые энергоисточники, не считая гидроэнергетику, характеризуются незначительной долей в общем объеме энергопотребления, они, тем не менее, играют важную роль в ряде регионов и на ряде местных рынков. Они также наносят меньший вред окружающей среде по сравнению с такими невозобновляемыми энергоресурсами, как ископаемые виды топлива, и могут вносить значительный вклад в достижение целей устойчивого развития. В долгосрочной перспективе для решения задачи обеспечения устойчивого энергетического будущего потребуется увеличение
объема использования новых и возобновляемых энергоисточников.

 

7 Ширится политическая поддержка в отношении использования возобновляемых энергоресурсов, и все больше надежд возлагается на то, что возобновляемые энергоресурсы в сочетании с активизацией мер по энергосбережению и повышению энергоэффективности помогут решить многие из мировых экологических проблем. Стратегия освоения возобновляемых источников энергии Европейского союза, определенная в программе ALTENER, предусматривает увеличение рыночной доли возобновляемых источников энергии в общем объеме энергопотребления с 4% в 1991 году до 8% в 2005 году. В последней Белой книге Европейской комиссии по энергетической стратегии и соответствующем Плане действий был определен новый целевой уровень - 12% к 2010 году. На Всемирной встрече по устойчивому развитию также, по всей видимости, прозвучит призыв к активизации усилий в области освоения и использования новых и возобновляемых видов энергии.

 

7 В прошедший период программа работы в области энергетики включала ряд программных элементов по новым и возобновляемым источникам энергии. но в ходе реформ 1997 года Комиссия приняла решение об исключении этих элементов из программы работы в области энергетики. но с учетом растущей важности возобновляемых источников энергии (таких, как малые гидроэлектростанции, энергия биомассы, ветровая и солнечная энергия), и разработки новых технологий, обеспечивающих принцип. возможность использования ископаемых видов топлива для
производства энергии с весьма низким или нулевым уровнем выбросов, следует серьезно рассмотреть вопрос о повторном включении некоторых видов деятельности в этих областях в программу работы ЕЭК в области энергетики.

 

7 Кроме того, в результате реформ ЕЭК 1997 года была значительно урезана программа работы в области электроэнергии. В ней были сохранены лишь виды деятельности, связанные с объединением электроэнергетических систем, включая проект ИСЮВЕ по оказанию технического содействия в области объединения электроэнергетических систем.

 

7 Во всем регионе ЕЭК дуют ветры изменений. Правительства стран Центральной и Восточной Европы, и Центральной Азии принимают меры к реформированию, реструктуризации и в ряде случаев приватизации их секторов электроэнергетики. Правительства стран Западной Европы и Северной Америки принимают активные меры по открытию и либерализации электроэнергетических рынков.

 

7 Кроме того, многие страны с экономикой переходного периода стоят перед проблемой устаревшей, крайне энергонеэффективной и технологически отсталой инфраструктуры. В ряде случаев энергосистемы характеризуются низким уровнем надежности, частыми отказами и нехваткой мощностей. Торговле и обмену электроэнергией м. странами СНГ и Запада, и м. Юго-Восточной Европой и Западной Европой препятствует несовместимость по техническим и иным аспектам.

 

7 Барьеры в торговле электроэнергией связаны не только с техническими, но также с политическими моментами. На них влияют социально-политические соображения и обеспокоенность в отношении самообеспеченности и безопасности пост * . Более активная программа ЕЭК в области электроэнергетики могла бы отвечать интересам всех стран ЕЭК и, в частности, стран Восточной Европы.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Организация работы:

 

Межгосударственная структура

 

Комитет по устойчивой энергетике (Основной вспомогательный орган): внесение вклада в согласование политики и практики в области энергетики; распространение информации и обмен мнениями/опытом по наилучшей практике; оценка новых тенденций и вопросов, относящихся, в частности, к ценообразованию на энергию, безопасности энергоснабжения и окружающей среде; разработка норм, классификаций и руководящих принципов.

 

Специальная группа экспертов по углю и тепловой энергии: оценка/анализ и обмен мнениями/опытом по вопросам реструктуризации промышленности, рыночной адаптации и охраны окружающей среды, включая чистые технологии использования угля, связывания углерода, и технологии использования ископаемых видов топлива с нулевыми выбросами; оценка социально-экономических последствий, международного опыта и извлеченных уроков в области закрытия
шахт/предприятий.

 

Специальная группа экспертов по расширению европейского объединения энергосистем: оценка и поощрение объединения электроэнергетических систем, обменов и торговли электроэнергией.

 

Специальная группа экспертов по гармонизации терминологии энергетических запасов/ресурсов: согласование терминологии для расчета и оценки всех крупных традиционных запасов и ресурсов энергоносителей с помощью применения системы кодификации для твердых горючих ископаемых и минерального сырья.

 

Совместная целевая группа по энергетическим/экологическим аспектам реформирования цен на энергию в целях устойчивого развития: разработка руководящих принципов в области установления цен на энергию и отмены систем (потребительских) субсидий.

 

Рабочая группа по газу: осуществление деятельности, относящейся к ресурсам природного газа, развитию инфраструктуры и рынка; подготовка крупных региональных исследований, таких, как исследование в области подземного хранения газа.

 

Специальная группа экспертов по ресурсам природного газа: анализ и обмен информацией по запасам/ресурсам природного газа и другим вопросам в этой области, таким, как геологические/геофизические методы разведки природного газа; подготовка цифровой международной карты месторождений природного газа в Европе на КД-ПЗУ.

 

Специальная группа экспертов по поставкам и использованию газа: оценка и обмен информацией по методам управления и диагностики, и технологического прогресса в области газотранспортных систем; оценка технических и экологических норм и стандартов в области газораспределительных сетей и газового оборудования.

 

Совместная целевая группа по энергетике/транспорту по проекту Голубой коридор: оценка экономических и технических возможностей создания транспортной инфраструктуры и транспортных коридоров для транспортных средств, работающих на газе.

 

Консультативный/Исполнительный совет Газового центра: разработка стратегических направлений для программы работы и утверждения бюджета Газового центра.

 

Целевая группа ГЦ по осуществлению Директивы ЕС по газу: оценка и обмен мнениями/опытом, в том числе с Комиссией ЕС по вопросам осуществления Директивы по газу и норм ЕС, и их последствий для стран Центральной и Восточной Европы.

 

Целевая группа ГЦ по Gate 2010; тарифы на транспорт газа: оценка и разработка рекомендаций по вопросам согласования правил транспортировки газа в Европе с целью оптимизации эфф. транспортировки и сведения к минимуму барьеров в трансграничной торговле.

 

Целевая группа ГЦ по безопасности пост * природного газа: оценка рисков, связанных с поставками природного газа и, при необходимости, разработка предложений по снижению таких рисков.

 

Руководящий комитет проекта Энергетическая эффективность - ХХI: разработка, направление и мониторинг деятельности по осуществлению Проекта, направленного на поощрение мер в области энергоэффективности, в частности, в интересах стран с экономикой переходного периода; обеспечение общего руководства и контроля в отношении других видов оперативной деятельности в области энергоэффективности, таких как проекты ЮНФ/ЮНФИП и РЕНЕУР.

 

Целевая группа экспертов по инвестициям в области энергоэффективности - ЮНФ/ЮНФИП: руководство осуществлением деятельности и решение оперативных вопросов в отношении разработки проекта инвестиций в энергоэффективность в целях смягчения изменения климата, финансируемой Фондом Организации Объединенных Наций.

 

Субрегиональные межправительственные органы, ИСЮВЕ и СПСЦА:

 

Рабочая группа по проекту - Энерго: руководство осуществлением проекта Рациональное и эффективное использование энергетических и водных ресурсов в Центральной Азии, финансируемого по линии Счета развития и осуществляемого под эгидой Специальной программы для стран Центральной Азии (СПСЦА).

 

Группа по проекту объединения электроэнергетических систем стран Юго- Восточной Европы: осуществление общей координации и контроль за осуществлением проекта по объединению электроэнергетических систем в Юго- Восточной Европе под эгидой Инициативы стран Юго-Восточной Европы (ИСЮВЕ) и Пакта стабильности.

 

Источник: www.vernadsky.ru

 



СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА. Многоэтажные жилые здания. Интернет-технологии в информацио. АСКУЭ ДВАДЦАТЬ ПЕРВОГО ВЕКА.

На главную  Теплоизоляция и экономия энергии 





0.0082
 
Яндекс.Метрика