Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Теплоизоляция и экономия энергии 

Энергетический кризис в Калифорнии

ТЕЗИСЫ ДОКЛАДА

 

Члена Правления РАО “ЕЭС России”, начальника департамента корпоративной стратегии

 

В.Ю. Синюгина
Справка
В 1992 г. Конгрессом США был принят Закон об энергетической политике, который стал началом развития конкурентных отношений в сфере электроэнергетических компаний. В результате принятия этого закона 24 штата США, среди которых была и Калифорния, начали циклы реформирования в сфере электроэнергетики. Примерный объем годового потребления в Калифорнии составляет более 250 млрд. кВтч. Установленная мощность генерирующих компаний, расположенных в штате - около 55 млн. кВт. В Калифорнию осуществляется импорт электроэнергии из соседних штатов – с Севера и Юго-востока. В 1996 г. губернатором штата Калифорния был подписан пакет законов, определяющих главные направления реформирования электроэнергетики. В результате принятия Закона произошли следующие преобразования: три вертикально-интегрированные компании продали большинство принадлежавших им генерирующих мощностей компаниям, специализирующимся на эксплуатации электростанций, превратившись в три распределительные компании. Созданы две новые независимые организации – Калифорнийская Энергетическая Биржа и Независимый Системный Оператор. Магистральные сети остались в собственности распределительных компаний, но были переданы в оперативное управление Независимому Системному Оператору. Основные виды договорных отношений на рынке Калифорнии: потребители могут покупать электроэнергию у распределительных компаний, через биржу у сообщества генерирующих компаний, заключать прямые контракты. Согласно законодательству, распределительные компании и генерирующие компании, выделенные из вертикально-интегрированных, обязаны осуществлять куплю-продажу электроэнергии только через Биржу. Формируемая на энергетической бирже конкурентная стоимость определяется на основе заявок производителей, потребителей и распредкомпаний. стоимость прямых контрактов м. производителями и потребителями является договорной. Оплата передачи и распределения осуществляется по регулируемым тарифам, формируемым по принципу “затраты плюс”. Розничным потребителям устанавливаются фиксированные тарифы. Регулирование тарифов, правил, контроль за деятельностью субъектов рынка осуществляет Федеральная Энергетическая Комиссия и Региональная Энергетическая Комиссия штата Калифорния.
Кризис: развитие, первопричины, меры
Летние месяцы в США традиционно характеризуются повышением цен в часы пик. Однако, летом 2000 года, поскольку цены оставались высокими, регулирующие органы вынуждены были вмешаться. В течение нескольких месяцев оптовые цены в Калифорнии выросли с 3 до 16 центов за кВтч. В большинстве других штатов США цены на электроэнергию оставались стабильными. Логика развития кризиса была следующей. В результате резкого роста нагрузки и снижения импорта электроэнергии в штат выросли оптовые цены на электроэнергию. В то же время розничные тарифы остались без изменения, так как регулирующие органы отказывались реагировать на изменение оптовых цен. Росла задолженность распределительных компаний перед генерирующими компаниями (к январю 2001 г. она составила 12 млрд. долл.). Генерирующие компании внутри и вне штата стали отказываться поставлять электроэнергию неплатежеспособным покупателям. При этом, в связи с нежеланием обострять ситуацию перед Президентскими выборами, реакция со стороны регулирующих органов, Правительства штата практически отсутствовала. Осенью 2000 г. ФЭК начала расследование возможных причин кризиса и стала искать пути выхода из сложившейся ситуации. но эти циклы происходили неактивно и к декабрю-январю ситуация на рынке стала критической. Уровень резервов мощности достиг минимально допустимых показателей (1,5 %).В итоге, в середине января в штате начались веерные отключения. Основные первопричины электроэнергетического кризиса в Калифорнии:

 

Во-первых, это сохранение регулируемых (фиксированных) розничных тарифов при введении конкуренции на оптовом рынке.

 

Во-вторых, это недостаток генерирующих мощностей внутри штата (не хватает порядка 5-6 млн. кВт мощности). Это объясняется двумя основными причинами: жесткими ограничениями по строительству новых энергетических объектов (имеются заявки на строительство примерно 9 млн. квт мощностей), ограниченностью переходного периода, обозначенного в законодательстве штата 2002 годом, и неопределенностью дальнейших изменений правил работы рынка в Калифорнии.

 

Третье - это рост спроса на электроэнергию, который вызван общим подъемом экономики в штате, ростом населения, и нестандартными погодными условиями (летом 2000 г. температура увеличилась на 5-7 градусов по сравнению со средними показателями этого периода в предыдущие годы). Также лето 2000г. характеризовалось малым количеством осадков, что привело к недостатку мощностей гидроэлектростанций. Соседние штаты, традиционно экспортирующие электроэнергию в Калифорнию, использовали мощности для собственных нужд и сократили экспорт.

 

Четвертое – это рост издержек производителей, который вызван ростом цен на газ (в 6 раз). Помимо объективных причин повышения цен на газ можно предположить, что существовали манипуляции со стороны поставщиков газа, которые, пользуясь всеобщей неразберихой в части резких скачков цен на электроэнергию, стали завышать цены на газ. Также повышение издержек связано с введением в 2000 г. дополнительного налога на защиту окружающей среды для генерирующих компаний. Существенную роль в развитии кризиса сыграли недостатки в организации рынка электроэнергии в Калифорнии. Первое - неэластичность спроса по цене. При увеличении оптовых цен на электроэнергию величина спроса практически не меняется. На рынке были запрещены механизмы хеджирования ценовых рисков (фьючерсные, форвардные контракты). На рынках электроэнергии других стран и штатов США механизмы страхования активно используются для снижения ценовых рисков. Существует также ряд недостатков в организации рынка, способствующих злоупотреблениям участников рынка. Не предусмотрены механизмы контроля за деятельностью генерирующих компаний. Одна четверть электрогенераторов в Калифорнии в декабре 2000 г. были отключены. При этом проверки обоснованности снижения нагрузки на электростанциях оставались невозможными. Наличие льгот для отдельных групп потребителей и их использования для спекуляции на рынке. Например, для предприятий алюминиевой промышленности государством были установлены низкие цены на электроэнергию для поддержки отрасли. В период роста цен эти предприятие приостановили производство, поставляя закупленную электроэнергию на оптовый рынок по конкурентным ценам. Степень открытости информации о торгах на Калифорнийской Бирже достаточно низкая. У распределительных компаний осталась доля собственности в генерации. И, следовательно, осталась принцип. возможность извлекать прибыль на производстве электроэнергии, при значительных потерях на продаже потребителям (из-за фиксированных розничных цен). Руководством штата, Федеральной Энергетической Комиссией был предложен ряд мер по выходу из кризиса. Среди них: повышение розничных тарифов для населения (9%) и коммерческих организаций (7-15%); введение пределов оптовых цен в размере 15 центов за кВт/ч; были снижены ограничения на строительство новых станций; губернатор штата и Федеральная Энергетическая Комиссия приняли решение о смене Наблюдательного Совета на Энергетической Бирже и у Системного Оператора, с включением в его состав членов, не являющихся участниками рынка; будут проведены, по возможности, проверки генерирующих компаний на обоснованность их закрытия на ремонт и сокращение выработки; федеральная энергетическая комиссия отменила распоряжение для распределительных компаний покупать электрическую энергию только через биржу и рекомендовала заключать долгосрочные двусторонние контракты; для предотвращения кризиса в штате был создан фонд в размере $ 400 млн. для покупки государством (через Департамент Водных ресурсов) электроэнергии на оптовом рынке и перепродаже ее распределительным компаниям (по цене закупки); была получена договоренность руководством штата на заключение с 39 поставщиками долгосрочных контрактов на срок от 6 месяцев до 10 лет. Средняя стоимость этих контрактов составляет 6,9 центов за кВт/ч; правительство штата выпустило облигации для покрытия долгов распределительных компаний. В установленные сроки эти распределительные компании должны будут расплатиться с государством по своим обязательствам. В случае невыполнения этих условий Правительство штата может выкупить акции компаний по льготным ценам.
Выводы
растущей экономике требуется растущая энергетика; отсутствует прямая связь м. кризисом и либерализацией; при формировании рынка требуется избегать внутренних противоречий и следовать законам экономики; при реформировании российской электроэнергетики следует учесть следующие положения: - рынок должен быть единым – чем больше частей рынка действуют по собственным правилам и на основе собственной системы взаимоотношений “производитель-потребитель” – тем больше возможностей манипулирования для участников рынка (это может обеспечиваться единой ценовой заявкой на рынке “на сутки вперед” и на рынке резервов, отсутствии границы м. оптовым и розничным рынком); розничные цены не могут формироваться вне взаимосвязи с оптовыми (розничные цены могут определяться оптовой ценой и платой за услуги по передаче, распределению и сбыту электроэнергии); необходимо исключить конфликты интересов при формировании участников рынка (это можно осуществить через разделение видов деятельности путем реструктуризации РАО “ЕЭС России”); должна быть обеспечена прозрачность и стабильность правил работы рынка и организации торгов; при либерализации необходимо изменение характера и повышение эфф. государственного регулирования.

 



Рішення. Системный подход. АСКУЭ ОАО. Разработка комплексных программ.

На главную  Теплоизоляция и экономия энергии 





0.0103
 
Яндекс.Метрика