Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Теплоизоляция и экономия энергии 

Программа развития коммунальной теплоэнергетики Иркутской области

С.В. Щепина, заместитель председателя

 

Комитета по жилищной политике Иркутской области
Проблемы коммунальной теплоэнергии и программа ее реформирования

 

Кризисное состояние коммунальной теплоэнергетики Иркутской области обусловлено высоким уровнем затратности этой отрасли, отсутствием экономических стимулов и простых, доступных для муниципалитетов вариантов решения проблемы снижения издержек на производство тепловой энергии. Высокая степень износа основных фондов по теплогенерирующему и теплосетевому оборудованию, низкий уровень эксплуатации, неэффективная работа предприятий коммунальной теплоэнергетики – все эти факторы вызывают разбалансированность экономики отрасли. Изменение ситуации в сторону повышения экономической и энергетической эфф. требует значительных капитальных вложений, и инвестирование должно носить плановый и системный характер.

 

на данный моментшнее финансовое состояние предприятий коммунальной теплоэнергетики области фактически полностью исключает системный подход к решению проблемы обеспечения качественного теплоснабжения потребителей за счет собственных средств и средств местных бюджетов. Следовательно, формирование и реализация областной программы реформирования коммунальной теплоэнергетики является той базовой базой, в рамках которой возможно систематизировано реализовывать мероприятия по техническому перевооружению отрасли с достижением максимальной экономической эфф. и реальным улучшением качества теплоснабжения населения и объектов социальной сферы.

 

Система муниципального теплоснабжения является самым крупным потребителем топлива в топливно-энергетическом комплексе области, практически вся территория которой находится в суровых климатических условиях: расчетные отопительные температуры на юге близки к -40 оС, на севере достигают -50 оС, продолжительность отопительного сезона составляет 240–270 суток, среднегодовые температуры отрицательны.

 

Суммарное нормативное теплопотребление ЖКХ области (без потерь тепла в сетях и у абонентов) равно примерно 25 700 тыс. Гкал в год, из них около 87% приходится на отопление, 13% – на горячее водоснабжение. Обеспеченность всех зданий централизованным отоплением в целом по области составляет около 73%, по городам – около 87%, по районам – около 40%.

 

Обследования муниципальных котельных области показали, что основными причинами снижения экономичности действующих котельных установок являются: использование неподготовленного угля, отсутствие систем водоподготовки, большая доля ручного труда, отсутствие приборов технологического контроля, низкий уровень обслуживания.

 

Нерегулярные и редкие наладки тепловых сетей, несвоевременное решение вопросов их реконструкции привели к тому, что тепловые сети большинства населенных пунктов разрегулированы. Это выражается в завышенных по сравнению с расчетными расходах сетевой и подпиточной воды, недостатке располагаемых напоров у конечных потребителей, сливах сетевой воды, завышении температуры обратной воды.

 

Проблемы теплотехнического характера обостряются так же и отсутствием резервирования источников тепловой энергии по электроснабжению и водоснабжению. Резервное питание теплоисточника повышает устойчивость работы основного технологического оборудования, а его отсутствие в аварийной ситуации увеличивает вероятность отключения котельной и размораживания систем теплопотребления.

 

Основные цели и задачи реформирования

 

Областная государственная целевая программа развития коммунальной теплоэнергетики Иркутской области (далее – Программа) разработана на основе Концепции развития и реформирования коммунальной теплоэнергетики Иркутской области.

 

Программа направлена на реконструкцию и техническое перевооружение полностью выработавших свой ресурс, экономически неэффективных систем теплоснабжения городов и населенных пунктов Иркутской области. Основная цель реализации этих мероприятий заключается в переводе коммунальной теплоэнергетики из технически отсталой и экономически убыточной остаточной сферы народного хозяйства в современную высокотехнологичную отрасль со сбалансированной экономикой. Коммунальная энергетика должна приобрести качественно новые свойства:

 

– устойчивость функционирования системы теплоснабжения населения в режиме самоокупаемости;

 

– исключение возможности возникновения значительных техногенных аварий;

 

– способность к саморазвитию и самосовершенствованию;

 

– способность эффективно и рационально использовать собственные ресурсы области с применением энерго-, ресурсосберегающих технологий;

 

– способность самостоятельно адаптироваться к изменяющимся внешним условиям;

 

– стать инвестиционно-соблазнительной отраслью.

 

Система программных мероприятий

 

Решение задач, выделяемых программой, требует проведения комплекса мероприятий, вытекающих из анализа положения дел в коммунальной теплоэнергетике Иркутской области. Эти мероприятия направлены на:

 

– реконструкцию и модернизацию объектов коммунальной теплоэнергетики;

 

– реализацию единой ценовой, технической, кадровой политики в коммунальной теплоэнергетике.

 

Реконструкция и модернизация объектов коммунальной теплоэнергетики

 

Анализ существующей ситуации демонстрирует, что дисбаланс м. затратами на теплоснабжение и объемами возмещения этих затрат есть как вследствие низких доходов населения и ограниченных дотационных возможностей местных бюджетов, так и в вследствие недопустимо высоких непроизводительных расходов в муниципальном теплоснабжении. Ликвидация непроизводительных затрат путем проведения мероприятий по реконструкции систем теплоснабжения городов и населенных пунктов области приведет к ликвидации дисбаланса и станет основным способом достижения поставленных программой целей и задач.

 

Мероприятия по реконструкции и модернизации существующих теплоисточников следует разделить на два направления. Первое направление связано с реконструкцией котельных, мощность которых превышает 2 Гкал/ч. Для этой категории котельных основная цель мероприятий состоит в снижении себестоимости производимой тепловой энергии. Для котельных, мощность которых менее 2 Гкал/ч, основные мероприятия должныбыть направлены на обеспечение теплоисточников надежным и экономичным котельным и котельно-вспомогательным оборудованием.

 

Мероприятия по реконструкции тепловых сетей и внутренних систем теплоснабжения должныбыть в первую очередь направлены на ликвидацию возможных очагов крупномасштабных аварий с размораживанием системы теплоснабжения населенного пункта и аварийным отключением значительного числа потребителей. В рамках этих мероприятий необходимо провести работы, направленные на ликвидацию потерь теплоносителя (и сокращения подпитки), оптимизацию и наладку режимов работы теплосети, сокращение потерь тепла при транспортировке. Немаловажным при этом является выполнение мероприятий по защите тепловых сетей от коррозии, наладка и реконструкция внутренних систем теплопотребления.

 

Для получения максимальной экономической эфф. от реализации цикла мероприятий предусматривается внедрение двухконтурных схем в котельных, закрытых систем теплоснабжения, пластинчатых теплообменников, балансировочных клапанов, ЦТП и ИТП.

 

При проведении работ по реконструкции объектов теплоснабжения городов и населенных пунктов области предполагается обязательная установка приборов контроля и учета тепловой энергии.

 

Внедрение в коммунальную теплоэнергетику высокоэффективного, современного котельного и котельно-вспомогательного оборудования делает целесообразным выделение объектов для реализации пилотных проектов. Реализация пилотных проектов позволит сформировать демонстрационно-испытательные полигоны, дающие принцип. возможность в реальных условиях опробировать оборудование, и выявить наиболее перспективные для эксплуатации в условиях Иркутской области технические и технологические решения. В рамках программы предусматривается реализация следующих пилотных проектов:

 

– установка механизированных котлов разработки ИСЭМ СО РАН теплопроизводительностью до 2 Гкал/ч;

 

– установка системы учета и регулирования расхода тепловой энергии для централизованного теплоснабжения;

 

– строительство автоматизированной котельной на сырой нефти.

 

Недостаток средств, необходимых для внедрения высокоэффективного котельного, котельно-вспомогательного оборудования и специализированной техники, который отмечается в бюджетах муниципальных образований, делает актуальным внедрение системы лизинга с применением различных методик привлечения финансовых потоков. Лизинговые операции должны предусматривать следующие направления:

 

– лизинг высокоэффективного оборудования;

 

– лизинг специализированной техники и механизмов;

 

– лизинг автоматизированных систем управления.

 

Внедрение системы лизинга позволит:

 

– внедрить в необходимом количестве средства контроля качественных и количественных технологических параметров, непосредственно влияющих на расход топливных ресурсов;

 

– внедрить современные информационные технологии, необходимые для оперативной обработки получаемой информации и принятия адекватных управленческих решений на основе оперативного анализа технологических циклов;

 

– обеспечить предприятия ЖКХ современной специализированной техникой;

 

– внедрить современные высокоэффективные технологии и оборудование, приспособленные для использования наиболее дешевых для каждой территории топливно-энергетических ресурсов в сфере ЖКХ.

 

Внедрение противозатратных механизмов в коммунальную теплоэнергетику невозможно без организации действенной системы учета и контроля. Предусматривается постепенно на основе инструментальных энергетических обследований разработать для всех систем теплоснабжения населенных пунктов и городов области: энергопаспорта теплоисточников, тепловых сетей и теплопотребителей; нормы потребления ими топлива, электрической и тепловой энергии, нормы потерь энергии и теплоносителя в сетях, нормативный уровень себестоимости производства теплоэнергии; рекомендации по проведению комплекса мероприятий, необходимых для достижения нормативных показателей.

 

Взаимодействие администрации области и администраций муниципальных образований строится в рамках сохранения существующей системы распределения административной ответственности м. уровнями власти за состояние муниципальной теплоэнергетики и заключается в формировании единой ценовой, технической и кадровой политики в коммунальной теплоэнергетике. Целью этого взаимодействия является оказание содействия органам местного самоуправления в решении задач, связанных с обеспечением надежного и качественного теплоснабжения населения и повышением при этом экономической эфф. производства и распределения тепловой энергии. В рамках достижения целей, установленных настоящей программой, государственная поддержка коммунальной теплоэнергетики может осуществляться следующими способами:

 

– оказание финансовой помощи на ссудно-возвратной основе для проведения реконструкции и технического перевооружения предприятий муниципальной теплоэнергетики; использование системы финансового лизинга оборудования;

 

– оказание технической помощи в подготовке и реализации проектов реконструкции;

 

– организация цикла обучения и повышения квалификации персонала муниципальных теплоэнергетических предприятий для формирования кадрового состава, способного грамотно эксплуатировать современное высокотехнологичное оборудование; оказание консультативной помощи теплоснабжающим предприятиям; обеспечение их технической, нормативной и правовой литературой;

 

– научно-техническое и организационное сопровождение пилотных проектов и их тиражирование с учетом накопленного опыта;

 

– назначение экспертиз тарифов на теплоснабжение, учитываемых в оплате коммунальных услуг.

 

Для этого администрация области обеспечивает системный подход в рамках организации проведения указанных мероприятий и осуществляет:

 

– взаимодействие и координацию усилий федеральных, областных и местных органов власти, организаций, учреждений для реализации мероприятий программы;

 

– единой областной аварийно-диспетчерской службы; создание и хранение аварийного технического запаса материалов и оборудования; формирование аварийных бригад, обеспеченных техникой и оборудованием для ликвидации аварий;

 

– создание областной централизованной службы для обеспечения топливом объектов коммунальной теплоэнергетики;

 

– эксплуатацию реконструированных объектов по согласованию с администрациями муниципальных образований, областным специализированным теплоэнергетическим предприятием.

 

Система централизованного теплоснабжения – это сложный технологический комплекс, объединяющий в себе теплоист. (котельная), систему транспортировки тепла (тепловые сети) и систему распределения тепловых потоков м. потребителями (тепловые вводы). Полноценный контроль и управление технологическими и экономическими параметрами системы может быть осуществлен только за счет внедрения современных информационных технологий.

 

В рамках программы предусматривается создание программных продуктов единого формата для обеспечения автоматизированными рабочими местами специалистов службы ремонта и эксплуатации, экономиста абонентской службы теплоснабжающего предприятия, службы заказчика, управляющей компании.

 

Программное обеспечение позволит:

 

– контролировать работу тепловых сетей и теплоисточника;

 

– проводить расчеты, необходимые для режимной наладки сети без привлечения специализированных организаций;

 

– систематизировать проведение расчетов с потребителями.

 

Кроме того, вместе с программными блоками предприятия пользователи обеспечиваются необходимой нормативной документацией, база которой будет постоянно обновляться.

 

Формирование материально-технической базы государственных областных унитарных предприятий ЖКХ является достаточно сложной задачей как в финансовом, так и техническом плане. В настоящее время на территории области периодически возникают аварийные ситуации, ликвидация которых силами муниципальных предприятий ЖКХ невозможна. Необходима координация действий и оказание помощи при ликвидации очаговых аварий силами областных государственных предприятий ЖКХ. Для выполнения задач необходимо проведение следующих мероприятий:

 

– целевые субсидии областным государственным унитарным предприятиям для приобретения специализированной техники и оборудования;

 

– создание территориальных филиалов областного теплоэнергетического предприятия для эксплуатации систем теплоснабжения после проведения реконструкции, особенно в городах и районах;

 

– организация производства наиболее востребованных видов теплоэнергетического оборудования (котлов, теплообменников, задвижек);

 

– создание базы для ремонта теплоэнергетического оборудования (задвижек, насосов, электродвигателей, тягодутьевого оборудования, ПМЗ, КИПиА средств электрохимической защиты).

 

Некоторые виды сложных ремонтных работ, требующих сертификации, целесообразно проводить на базе единого областного предприятия, оснащенного всеми необходимыми приборами и ресурсами для поверки и наладки сложного теплотехнического оборудования.

 

Финансовое обеспечение программы и оценка эфф. социально-экономических последствий

 

Существующая система ценообразования в коммунальной теплоэнергетике, основанная на ограничении рентабельности предприятий – поставщиков тепловой энергии, слабо заинтересовывает в снижении затрат, не создает реальных стимулов повышения эфф. их деятельности. В настоящее время снижение затрат приводит к снижению цены отпускаемого тепла и абсолютной величины прибыли, в то время как рост затрат компенсируется ростом цены. В результате предприятия более заинтересованы в росте, а не в снижении затрат. Подобная практика делает невозможным привлечение инвестиционных ресурсов в отрасль коммунальной теплоэнергетики.

 

Для стабилизации функционирования отрасли, повышения экономической рентабельности и надежности теплообеспечения конечных потребителей в программе представлен цикл мероприятий, система финансового обеспечения которых направлена на достижение максимального экономического эффекта в среднесрочной перспективе.

 

Финансирование программы осуществляется за счет средств областного бюджета. Объем финансирования на период с 2002 по 2003 гг. составляет 703,6 млн руб. (в ценах 2001 г.), в т. ч. 2002 г. – 337,6 млн руб., 2003 г. – 365,66 млн руб.

 

Механизм, сроки и этапы реализации программы

 

Для реализации мероприятий программы предусматривается следующая последовательность действий:

 

Проведение энергетических коррозионных и технических обследований объектов коммунальной теплоэнергетики области.

 

Составление технико-экономического обоснования (ТЭО) на основе рекомендаций, полученных после проведенных обследований.

 

Составление плана работ на год.

 

Составление бюджетной заявки на финансирование мероприятий, обоснованных ТЭО.

 

На основе ТЭО разработка проектно-сметной документации и выбор подрядных организаций и поставщиков оборудования.

 

Производство работ.

 

Приемка в эксплуатацию, постановка объекта на государственный учет, разграничение прав собственности, подготовка персонала.

 

Передача эксплуатирующим организациям полного пакета документации и программного обеспечения для управления технологическими и экономическими параметрами объекта.

 

Мониторинг состояния и результатов работы объекта.

 

Объемы работ и финансирования мероприятий по конкретному объекту определяются:

 

– наличием доходных источников областного бюджета;

 

– возможностью привлечения целевых инвестиций;

 

– результатами энергетического, коррозионного и технического обследования объектов;

 

– полученными в ТЭО результатами.

 

Сроки реализации программы – 2002–2003 гг. Реализация в один этап. Ответственным является Комитет по ЖКХ и жилищной политике Иркутской области.

 

Организационное управление программой осуществляется Комитетом по ЖКХ и жилищной политике администрации Иркутской области.

 

Контроль за ее реализацией осуществляется Комитетом по ЖКХ и жилищной политике администрации Иркутской области, главным финансовым управлением администрации области, Комитетом по экономике, губернатором области, Законодательным собранием.

 

Финансовый контроль осуществляется уполномоченными органами в соответствии с бюджетным законодательством.

 

Концепция развития и реформирования коммунальной теплоэнергетики Иркутской области предусматривает проведение мероприятий с учетом областного научно-технического и производственного потенциала и предполагает, что период стабилизации положения в коммунальной теплоэнергетике может занять от 8 до 10 лет. При этом ежегодный объем финансирования должен составлять от 350 до 430 млн руб.(в ценах по состоянию на 1 июля 2001 г.)

 

Источник: www.gkh.ru

 



Кто в ответе за энергосбережение. Программное обеспечение и оборуд. СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА. Многоэтажные жилые здания.

На главную  Теплоизоляция и экономия энергии 





0.0068
 
Яндекс.Метрика