Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Теплоизоляция и экономия энергии 

Ключевые вопросы стратегии устойчивой энергетики в регионе ЕЭК Дискуссионный документ

Дискуссионный документ, подготовленный секретариатом

 

Европейская экономическая комиссия
Комитет по устойчивой энергетике
Десятая сессия, 31 октября - 2 ноября 2000 года
(Пункт 7 предварительной повестки дня)

 

I. ВВЕДЕНИЕ

 

На своей девятой сессии, состоявшейся в ноябре 1999 года. Комитет по устойчивой энергетике принял решение внести вклад в подготовку и проведение ежегодной сессии Комиссии ООН по устойчивому развитию в 2001 году (КУР- . КУР-9 будет посвящена вопросам устойчивости, связанным с энергетикой и транспортом.
В частности, Комитет по устойчивой энергетике решил продолжить подготовку:
i) Форума высокого уровня поустойчивей энергетике на конкурентном рынке: консолидация партнерства, который будет проведен во время работы десятой сессии Комитета;
ii) Декларации и/или заявления, включая рекомендации по вопросу об устойчивом развитии энергетики, которые будут представлены на КУР-9 в качестве вклада ЕЭК;
iii) создать Межправительственную целевую группу на основе субрегионального представительства с целью руководства деятельностью по этому вопросу, которая будет проводиться в период м. девятой и десятой сессиями Комитета.

 

Комитет также утвердил круг ведения Межправительственной целевой группы, который включает следующие цели:
определить ключевые проблемы энергетической политики, с которыми сталкиваются страны ЕЭК в цикле перехода к более устойчивому энергетическому будущему, с учетом выводов и рекомендаций, содержащихся в исследовании Оценка мировой энергетики (ОМЭ) и в других источниках;
определить последующие шаги для дальнейшего обсуждения этих вопросов на уровне национальных директивных органов и на межправительственном уровне;
предложить Комитету по устойчивой энергетике обсудить программу работы по некоторым избранным вопросам;
организовать Форум высокого уровня широкого круга заинтересованных сторон;
подготовить заявление/декларацию для представления на КУР-9.

 

После своего учреждения Межправительственная целевая группа приняла решение прежде всего определить и оценивать ключевые проблемы устойчивости энергетики, стоящие в регионе ЕЭК, а затем отобрать две из них для подробного анализа и предпринятия последующих действий.
Целевая группа провела определение и оценку следующие пяти направлений в области энергетической политики;
-обеспеченность энергией и безопасность энергоснабжения;
-энергоемкость и энергоэффективность;
-цены на энергоносители, субсидирование и интернализация экстернальностей;
-чистые ископаемые виды топлива, новые и возобновляемые источники энергии иНИОКР;
-открытие рынка, либерализация и экономическая эффективность.

 

Эти пять направлений полностью соответствуют областям, определенным Специальной межправительственной группой экспертов открытого состава по энергетике и устойчивому развитию, учрежденной Комиссией по устойчивому развитию, в целях ориентации подготовительных мероприятий к КУР- По сути они представляют собой подмножество в комплексе проблем, выявленных Специальной группой экспертов. Выбор этих областей вполне понятен, поскольку их важность варьируется в значительной степени м. странами и регионами мира. В каждом регионе и субрегионе, в зависимости от уровня его экономического развития и присущих ему обстоятельств, имеется собственный конкретный комплекс вопросов и проблем, связанных с устойчивым развитием и использованием энергии.
После проведения оценки упомянутых выше пяти приоритетных направлений деятельности Целевая группа постановила отобрать две проблемы для более тщательного анализа и проработки. Были выбраны следующие проблемы:
энергоемкость и энергоэффективность; и
цены на энергоносители, субсидирование и интернализация экстернальностей. По мнению членов Целевой группы, эти две проблемы имеют на на данный моментшний день особую важность для региона и наиболее подходят для плодотворного обсуждения в рамках структуры и программы работы ЕЭК. Кроме того. Целевая группа постановила построить работу Форума высокого уровня на основе рассмотрения этих двух направлений.
Цель данного документа - дать общую оценку пяти основным проблемам в области устойчивости энергетики, которые, по мнению членов Целевой группы, требуют рассмотрения с различной степенью глубины, с тем чтобы страны ЕЭК могли достигнуть прогресса на пути к более устойчивым структурам развития энергетики и использования энергии. Две выбранные области для специального изучения и принятия последующих мер являются темой сопутствующего доклада под названием Поощрение эффективного использования энергии и интернализация экстернальностей

 

I I. ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ЭНЕРГИЕЙ И БЕЗОПАСНОСТЬ ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ

 

i) Обеспеченность коммерческой энергией
В отличие от фактически 2 млрд. людей в развивающихся странах, которые не имеют доступа к электричеству или коммерческой энергии, практически все жители стран ЕЭК пользуются этими благами. вопрос обеспеченности коммерческой энергией значительно менее актуален для стран ЕЭК в целом, чем для развивающихся стран; в любом случае эта проблема не носит острый характер для всех стран ЕЭК. Вместе с тем в этой проблеме имеется два аспекта, заслуживающих особого рассмотрения.
1 Во-первых, ряд наименее экономически развитых переходных стран в настоящее время испытывает трудности в области обеспечения непрерывного и бесперебойного снабжения населения коммерческой энергией. В энергоснабжении часто происходят сбои. В ряде случаев электроэнергия подается лишь в течение нескольких часов в сутки. В других случаях политическое разделение и конфликты привели к разрыву объединенных энергосистем, а в ряде случаев энергетической инфраструктуре был нанесен урон в результате военных действий.
1 Во-вторых, потенциально не исключена принцип. возможность дальнейшего ухудшения экономического положения в ряде стран с переходной экономикой до такой степени, когда возникнет проблема обеспеченности энергией. Страны центральной и восточной Европы и центральной Азии все так же находятся в цикле глубокой структурной трансформации. В отличие от стран центральной Европы их экономическое положение по-прежнему остается трудным и в ряде случаев непредсказуемым.
1 цикл реформ для всех стран с переходной экономикой оказался сложным; в цикле перехода возникли многозначительные социально-экономические проблемы. Совокупный уровень производства в большинстве переходных стран по-прежнему находится ниже показателей 1989 года, т.е. до переходного периода. Кроме того, углубляется разрыв в размере доходов как внутри стран, так и м. странами.
1 Несмотря на значительный прогресс, достигнутый странами с переходной экономикой, их энергетическая инфраструктура в целом устаревает и зачастую является более отсталой в технологическом отношении, менее эффективной и более экологически опасной по сравнению с энергетической инфраструктурой западных стран ЕЭК. Их ENERGY/2000/4 page 5 неблагоприятное историческое наследие и нынешнее сложное экономическое положение затрудняют сохранение и поддержание существующей инфраструктуры, и сдерживают модернизацию и инвестиции в новые проекты. Хотя эти проблемы со временем будут решены, в некоторых случаях все так же возможно дальнейшее ухудшение энергетической инфраструктуры до той степени, когда может произойти дальнейшее падение уровня обеспеченности энергообслуживанием.

 

ii) Энергетическая безопасность
1 Вопрос о безопасности энергоснабжения на данный момент стоит не так остро, как в 70-х и начале 80-х годов, но проблема энергетической безопасности и наличия будущих источников энергии по-прежнему остается в центре внимания правительств. За несколькими исключениями, страны ЕЭК в значительной степени зависят от импорта энергоносителей, главным образом углеводородного топлива, и эта зависимость, как ожидается, в будущем будет усиливаться. Кроме того, страны ЕЭК в полной мере осознают возможные пагубные последствия, которые могут иметь недостаток энергии и резкие колебания цен на энергоносители.
1 Западные страны в период 1973-1974 годов и 1970-1980 годов испытали на себе такие скачки цен, которые имели глубокие экономические последствия. Со своей стороны страны с переходной экономикой страдают от нестабильности глобальных экономических рынков и повышения мировых цен на энергоносители после краха в 1989 году прежней централизованной плановой экономики и политической системы. Кроме того, на на данный моментшний день они пока так же не полностью адаптировались и приспособились к новым реальностям энергетического рынка.
1 Зависимость западноевропейских стран от импорта нефти, которая на на данный моментшний день составляет около 50%, по всей видимости, составит к 2010 году около 60%. Для центральной и восточной Европы (за исключением Российской Федерации) зависимость от импорта нефти, которая в настоящее время превышает 80%, может достигнуть к 2010 году около 90%. Поэтому в отсутствие четко скоординированных мер по компенсации возрастающей зависимости от импорта нефти страны - члены ЕЭК, по всей видимости, будут в большей степени уязвимы для последствий возможных перебоев в поставках нефти на мировом рынке или в отношении других рисков и кризисов по сравнению с предыдущим периодом, даже несмотря на то, что в настоящее время они значительно лучше подготовлены для преодоления этих негативных явлений.
1 На на данный моментшний день около 30% общемирового потребления нефти обеспечивается ближневосточными странами. К 2010 году их доля, вероятнее всего, увеличится до 40%. Страны Ближнего Востока располагают избыточными мощностями, и производители могут задействовать их при невысоких затратах и в относительно короткие сроки. Кроме того, две трети установленных мировых запасов нефти сосредоточены на Ближнем Востоке, при этом их освоение не связано с большими затратами. Поэтому зависимость от пост * нефти из ближневосточного региона со временем будет неизбежно возрастать. Ближневосточный регион в течение длительного времени страдает от войн и политической нестабильности, а это факт, который крайне не желательно полностью сбрасывать со счетов при определении энергетической политики. ,
1 Как и в предыдущий период, цены на энергоносители на мировых рынках продолжают определяться, по крайней мере частично, уровнем цен на нефть, на которые оказывала и продолжает оказывать влияние Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК). Более того, общемировая зависимость от пост * нефти из стран ОПЕК, согласно современным прогнозам, к 2010 году возрастет приблизительно до 50%. Разумеется, это не означает, что ОПЕК сможет успешно манипулировать ценами, поскольку уровни цен на энергоносители зависят от множества факторов; это - урок, который ОПЕК извлекла из своего прошлого опыта. Кроме того, не все члены ОПЕК имеют одни и те же интересы, что связано с различиями в их производственных мощностях, объемах запасов, возможностях освоения поступлений и предпочитаемых сроках их получения. Далее, страны - импортеры нефти могут ограничить возможности производителей в отношении повышения цен с помощью ряда мер, таких, например, как повышение ставки налогообложения нефти. Тем не менее, несмотря на все эти факторы, ОПЕК со своей неуклонно растущей долей рынка будет и впредь способна влиять на цены на нефть в предстоящие годы.
1 Проблема безопасности снабжения газом может в долгосрочной перспективе приобрести большую остроту, чем сейчас. До на данный моментшнего дня потребители газа в Европе имели принцип. возможность обеспечивать газоснабжение в стабильных условиях, основанных на долгосрочных контрактах по принципу бери или плати. но ожидаемый стремительный рост потребления природного газа неизбежно приведет к резкому повышению зависимости от импорта в Европе. Общий объем импорта в страны западной Европы, по-видимому, возрастет с приблизительно 35% потребления природного газа до около 45% к 2010 году, даже с учетом предполагаемого значительного расширения добычи Норвегией. Зависимость от импорта стран центральной и восточной Европы, за исключением Российской Федерации, по всей видимости, возрастет к 2010 году приблизительно с 65% до 85%.
2 В дополнение к этому в течение следующих нескольких лет произойдут значительные изменения в правовой, регулирующей и политической базе, обеспечивающей функционирование рынка, по мере того как правительства активизируют меры по открытию и либерализации рынков природного газа. Это должно будет способствовать укреплению новых и более гибких форм контрактных договоренностей, новых форм и путей поддержки реализации новых крупных проектов по освоению запасов газа, и стимулировать дальнейшую интеграцию в области добычи и переработки, цикл слияния и приобретения компаний и создания стратегических альянсов. В настоящее время трудно с достаточной точностью предсказать возможные последствия этих тенденций для безопасности энергоснабжения.
2 Мировые запасы газа относительно обширны, но распределены весьма неравномерно. Около 40% общемировых запасов сосредоточено в Российской Федерации, и вместе с Ираном на них приходится более 50% мировых запасов. С учетом постепенного истощения запасов газа в Северном море повышение спроса в долгосрочной перспективе нужно будет компенсировать за счет пост * газа из других районов, таких, как Россия, Каспийское море, Северная Африка и, возможно, в конечном счете Иран, которые будут находиться на все большем удалении от нынешних центров потребления. Эта тенденция будет сопряжена с колоссальными инвестициями и будет не только способствовать повышению цен, но также и повысит степень уязвимости газовых пост * . Риск возникновения перебоев в поставках газа в результате аварий или погодных условий даже при их непродолжительном воздействии может возрасти.
2 Вопрос безопасности пост * газа воспринимается по-разному в различных регионах Европы. Большинство стран в западной Европе в настоящее время снабжается из целого ряда источников, в том числе внутренних. но дело, обстоит иным образом в странах центральной и восточной Европы, что обусловлено историческими и географическими особенностями. Практически весь импортируемый газ поступает из Российской Федерации, которая пока выступала устойчивым и надежным поставщиком природного газа как в центральную и восточную Европу, так и в страны западной Европы. С момента начала пост * 30 лет назад не отмечалось сколь-либо значительных перебоев. Вместе с тем диверсификация источников снабжения является одним из путей повышения странами их энергетической безопасности. Политика диверсификации помогает смягчить или свести к минимуму пагубные последствия возможных перебоев с поставками из отдельного источника.
2 С позиции энергетической безопасности уголь не вызывает прямых опасений. В мире имеются обширные запасы угля, и источники пост * диверсифицированы. Поставки осуществляются из политически стабильных регионов. общемировая инфраструктура хорошо развита; уголь можно хранить, и организация новых пост * не повлечет проблем. Кроме того, опыт первого и второго нефтяного кризисов показал, что цены на уголь в меньшей степени реагировали на повышение цен на нефть, чем в случае природного газа. Поэтому чисто с позиции энергетической безопасности уголь не вызывает особых опасений.
2 Тем не менее с использованием угля связаны другие проблемы, которые в долгосрочном плане могут сказаться на энергетической безопасности. Доля угля на энергетическом рынке медленно сокращается из-за экологических проблем, стоящих перед отраслью. На угольные электростанции все так же приходится 40% мировой выработки электроэнергии. но экологические требования, связанные с внедрением чистых угольных технологий и сокращением выбросов С02, ограничивают финансовые возможности движения в этом направлении ряда стран, особенно стран, находящихся на переходном этапе. В переходных странах, где уголь является основным источником электричества, для перевооружения тепловых электростанций потребуются гигантские капиталовложения. Будущая доля угля в топливной структуре будет зависеть от того, насколько быстро могут быть внедрены чистые угольные технологии, и от будущей эволюции мер политики в области изменения климата. .
2 В целом оптимальный путь сохранения энергетической безопасности лежит через повышение диверсифицированности и расширения разнообразия доступных потребителям видов топлива. Хорошо сбалансированная топливная структура является самым надежным методом для стран обеспечить энергетическое спокойствие, в то время как чрезмерная зависимость от какого-либо отдельного источника или вида энергии, в особенности если речь идет об импорте, может усилить уязвимость страны по отношению к непредвиденным событиям. Вместе с тем в настоящее время на рынке действует множество факторов, таких, как экологические, финансовые ограничители и, в частности, наличие коммерческих технологий, которые зачастую ограничивают или даже снижают, хотя и весьма медленно, разнообразие видов энергии на рынке. Динамика технического развития и политика, проводимая правительствами в течение последующих 20 лет, будут определяющими факторами для структуры энергопотребления в XXI веке.

 

I I I. ЭНЕРГОЕМКОСТЬ И ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ

 

2 Для стран ЕЭК характерны весьма различные показатели энергоемкости, определяемой как удельные энергозатраты на производство единицы валового внутреннего продукта. Эти различия обусловлены показателями плотности населения, расстояниями м. городскими центрами, климатическими условиями и промышленной структурой и в ряде случаев это не связано с энергоэффективностью.. но в определенной степени различия в энергоемкости м. странами все же определяются уровнями энергоэффективности.
2 Эти расхождения основываются на целом комплексе причин, таких, как историческое наследие, различные темпы освоения новых энергоэффективных технологий, темпы внедрения этих технологий, возможности извлечь преимущество из новых технологий, и общий уровень цен на энергию. Они также могут определяться различиями в циклах принятия решения и позициях менеджеров, государственных властей и широкой общественности по проблемам энергосбережения и o энергоэффективности.
2 Как бы то ни было, различия в энергоемкости м. западными странами значительно менее существенны по сравнению с разрывом м. западными странами и странами с экономикой переходного периода. Уровни энергоемкости экономики стран центральной и восточной Европы и СНГ на порядок превышают показатели в западных странах. Поэтому сокращение энергоемкости их экономики путем улучшения энергосбережения и энергоэффективности представляет собой важнейшую задачу для стран центральной и восточной Европы и СНГ.

 

i) Страны с переходной экономикой
2 С момента начала цикла реформ в 1989 году странам переходного периода (за некоторыми исключениями) не удалось добиться устойчивого улучшения энергоемкости. Это объясняется глубоким экономическим спадом, структурой экономики, в которой в значительной мере преобладают тяжелые, товаропроизводительные и энергоемкие отрасли, и от систем энергопотребления, которые характеризуются относительной жесткостью и пониженной возможностью адаптации к ценовым сигналам и переходу на другие виды топлива. Кроме того, странам переходного периода весьма трудно инвестировать средства и осуществлять модернизацию их инфраструктуры, тем самым повышая энергоэффективность, ENERGY/2000/4 page 10 в условиях, когда экономика переживает весьма тяжелый период, когда цены на энергию невозможно просто поднять до экономически оправданных уровней по социально-экономическим причинам, когда остро стоит проблема неплатежей за энергию и когда трудно получить средства для финансирования.
3 Для сбережения энергии также нужны средства. Этот цикл требует капиталовложений. Отсутствие капиталов, неудовлетворительное функционирование финансовых рынков и ограничения, связанные с нехваткой наличных средств, сдерживают прогресс в этой области.
3 Оценки показывают, что сокращение наполовину разрыва по энергоэффективности м. странами западной и восточной Европы, включая страны СНГ, позволило бы сберечь 600 млн. т н.э., из которых 90% пришлось бы на долю ископаемых видов топлива. Это примерно равнозначно годовому объему импорта нефти западной Европы и более чем в три раза превышает годовой объем импорта природного газа. Кроме того, это позволило бы сократить на 20-25% вредные выбросы SOi, NOx и С02 в центральной и восточной Европе.
3 Странам переходного периода центральной и восточной Европы и СНГ на данный момент предоставляется уникальный исторический шанс повысить общую энергоэффективность их экономики и эффективность производства и использования энергии. В этих странах полным ходом идут циклы глубоких преобразований как на макро-, так и отраслевых уровнях, включая техническое перевооружение и модернизацию их энергетической инфраструктуры и мощностей. Поэтому правительства, частный сектор и отдельные граждане с помощью таких факторов, как инвестиции, выбор топливной структуры энергетики, уровень цен на энергоносители для конечных пользователей, и темпы, тип и внедрение новых технологий, могут оказывать влияние на темпы повышения энергоэффективности и решение связанных с энергетикой экологических проблем.
3 В условиях на данный моментшнего мира повышение эфф. производства и потребления энергии в странах переходного периода выступает экономическим и экологическим императивом. Тем самым переходные страны могли бы не только ослабить взаимосвязь м. экономическим ростом и спросом на энергию, но также отсрочить необходимость освоения новых дополнительных источников энергоснабжения.

 

ii) Западные страны
3 С момента резкого снижения цен на сырую нефть в середине 80-х годов в западных странах произошло заметное замедление темпов повышения энергоэффективности, что связано с рядом причин. Цены на энергию в реальном выражении на данный момент ниже, чем в период 1973-1985 годов. Многие из недорогостоящих мер по энергосбережению и повышению энергоэффективности были востребованы в период высоких цен на энергоносители, другими словами, они уже реализованы. В определенной степени арсенал наиболее рентабельных энергоэффективных технологий был также взят на вооружение или использован в полной мере. Наряду с этим правительства и общественность в целом потеряли общий интерес и стали уделять меньше внимания необходимости содействия энергоэффективности.
3 Само по себе замедление темпов снижения энергоемкости в западных странах вовсе не обязательно представляет собой серьезную проблему с экономической точки зрения, все - таки энергия имеется в изобилии и цены на ее невысоки. Поэтому зачем сберегать и экономить энергию после достижения определенного экономического порогового уровня?
3 Необходимость дальнейшего снижения энергоемкости в западных странах обусловлена скорее экологическими, нежели экономическими причинами. Во множественных случаях оптимальным методом решения связанных с энергетикой экологических проблем является снижение уровня энергопотребления и энергоемкости экономики путем повышения эфф. производства и использования энергии. В этом и заключается суть данной проблемы для западных стран. Чтобы устойчивое развитие стало реальностью, необходимо ускорить прогресс в области энергоэффективности, несмотря на уже достигнутые в западных странах ЕЭК высокие уровни энергоэффективности.
3 Такой подход радикально отличается от положения в странах с переходной экономикой, где сбережение и экономия энергии стимулируются экономическими и экологическими факторами. В этих странах по-прежнему имеется гигантский экономический потенциал снижения энергоемкости, что целесообразно даже лишь по экономическим причинам, не говоря уже об экологических соображениях.

 

IV. ЦЕНЫ НА ЭНЕРГИЮ, СУБСИДИРОВАНИЕ И ИНТЕРНАЛИЗАЦИЯ ЭКСТЕРНАЛЫЮСТЕЙ

 

i) Отступление
3 В начале 70-х годов теория пределов роста достигла пика своей популярности. Широко и активно обсуждалась и дебатировалась концепция дефицита. В этот период высказывались опасения в отношении истощения таких мировых природных ресурсов, как ископаемое топливо. Утверждалось, что если мировое потребление ископаемых видов топлива и других природных ресурсов не будет взято под контроль, то это может привести к серьезному ограничению глобальных перспектив экономического роста или, того хуже, - к катастрофическим последствиям для всего человечества.
3 Спустя 30 лет эта дискуссия возвратилась к исходной точке. Такой природный ресурс, как ископаемое топливо, более не анализируется как ограничитель экономического роста. на данный момент ограничивающим фактором является естественная природная среда: воздух, вода, земля и экосистема планеты. Проблема состоит не в дефиците ископаемого топлива, а скорее в его избытке или квазинеограниченности запасов. Такое изобилие и относительно низкие цены способствуют росту потребления и тем самым ставят под угрозу здоровье человека и экосистему планеты.
4 В рыночной системе в условиях изобилия сырья/ресурсов и отсутствия опасений в отношении их дефицита цены на эти ресурсы, устанавливаются на основе размера издержек добычи или стоимости замещения. Эти цены, определяемые рыночными механизмами, редко отражают социальные и экологические факторы (так называемые внешние издержки), сопровождающие производство и потребление сырья/ресурсов).
4 В этом и заключается проблема, лежащая в основе дебатов по вопросам цен на энергоносители, субсидирование и интернализацию внешних социальных и экологических издержек. В сущности, вопрос ставится так, что цены на энергию являются чрезмерно низкими, поскольку они не отражают всех затрат, а именно затрат, сопряженных с проблемами здоровья и деградации окружающей среды, которые связаны с энергетикой. Кроме того, эта проблема осложняется тем, что в условиях отсутствия особого дефицита энергии и ископаемых видов топлива цены на них являются низкими или умеренными, что ведет к росту потребления и темпов деградации окружающей среды.
4 Очевидно, что такой взгляд не встречает полной поддержки в развивающихся странах, в которых около 2 млрд. человек лишены доступа к коммерческой энергии или электроэнергии. С их позиции наличие энергии в определенной степени ограничено и цены на энергию высоки, по крайней мере в сравнении с уровнем доходов домашних хозяйств.

 

ii) Цены на энергию
4 В условиях рыночной экономики цены на энергию играют весьма важную роль в поддержании баланса м. спросом и предложением, и в содействии эфф. экономики. Поэтому в качестве первого шага важно, чтобы цены на энергию как минимум отражали экономические затраты, т.е. затраты на производство, передачу, распределение и использование энергии. Если цены на энергию покрывают экономические издержки, то экономическая эффективность будет возрастать.
4 но это условие может быть недостаточным для создания предпосылок перехода к устойчивому энергетическому будущему. Как уже упоминалось ранее, энергетика вносит существенный вклад в возникновение проблем, связанных со здоровьем и состоянием окружающей среды. Эти социальные или внешние издержки, неадекватно отражены в рыночных ценах. Без принятия новых, дополняющих мер обеспечение устойчивого будущего энергетики может быть в определенной степени поставлено под сомнение.
4 на данный момент в западных странах ЕЭК цены на энергию в целом, соответствуют или близки к экономическим уровням, отражающим затраты на ее производство, передачу, распределение и потребление. По сути курс на либерализацию энергетических рынков, поощряемый Европейским сообществом (ЕС), будет способствовать укреплению этой тенденции,
4 В переходных странах наблюдается несколько иная картина. В бывших странах центральной и восточной Европы и Советском Союзе, экономика которых была плановой, цены на энергию были ниже уровней цен в других регионах мира. В результате распада прежней системы централизованного планирования и перехода к рыночным принципам цены на энергию в большинстве стран с переходной экономикой значительно возросли. но в целом они существенно ниже экономических уровней. Кроме того, во множественных странах в значительной степени сохраняется система перекрестного субсидирования через тарифные структуры, поощряющие домашние хозяйства.
4 С этими ценовыми диспропорциями приходится мириться, по крайне мере на данный момент, из-за того, что повышение цен на энергоносители может негативно отразиться на темпах инфляции, размере доходов домашних хозяйств и уровне занятости в уязвимых отраслях. Кроме того, с ними также приходится пока мириться из-за неспособности множественных домохозяйств контролировать качество или количество потребляемой энергии и отсутствия или неадекватности соответствующей системы социального страхования для поддержания наименее обеспеченных слоев общества.
4 Затраты на энергию составляют значительную долю расходов домашнего хозяйства. Кроме того, доходы домашних хозяйств даже в наиболее продвинутых странах с переходной экономикой характеризуются низким уровнем в сравнении с западными странами. Поэтому ограниченные возможности домохозяйств приобретать энергию по высоким ценам (например, по международным или рыночным ценам) сдерживают возможности правительств по повышению цен на энергию до экономически оправданных уровней и полной либерализации цен. Тем не менее в долгосрочной перспективе цены на энергию должны как минимум отражать экономические уровни или стоимость замещения.

 

iii) Субсидирование
4 Системы субсидирования производства и потребления энергии могут оказать воздействие на предложение энергии и спрос на нее путем снижения затрат на производство энергии, повышения номинальной цены, получаемой энергопроизводителями, и/или снижения цены, выплачиваемой энергопотребителями. Субсидии могут быть прямыми и косвенными, но в обоих случаях они искажают ценовые сигналы и снижают эффективность экономики.
5 Однако, несмотря на их негативные последствия, правительства часто прибегают к использованию субсидий для достижения конкретных социально-экономических целей. Субсидии применяются для развития отечественного производства энергии в целях обеспечения энергетической безопасности, снижения затрат на энергию для малодоходных домашних хозяйств, поощрения освоения и использования новых и возобновляемых источников энергии, содействия осуществлению энергоэффективных технологий и мер, и протекции уязвимых отраслей и их базы занятости.
5 В любой данный момент времени правительство одновременно реализовывает целый ряд стратегических задач при помощи столь же разнообразного арсенала политических инструментов. Поэтому по вопросу субсидий сложно давать слишком конкретные рекомендации. В целом можно сказать, что к субсидированию не следует прибегать, в особенности в области ископаемых видов топлива, но в некоторых ENERGY/2000/4 page 15 ситуациях их применение может быть оправданным; такое политическое решение правительств может вызвать наименьшее количество возражений. В данном случае речь может идти о предоставлении временных субсидий для повышения эфф. использования энергии в целях поощрения развития устойчивых форм энергоснабжения. Возможно, это та цена, которую приходится платить за обеспечение более устойчивого энергетического будущего.
5 В течение последнего десятилетия объем государственного субсидирования энергопроизводящих отраслей, и потребителей постепенно идет на спад. Эта тенденция наиболее ярко проявляется в странах, где была проведена реструктуризация энергетических отраслей и энергетические рынки были либерализованы или находятся в цикле либерализации. К ним относятся переходные страны центральной и восточной Европы и СНГ. Например, объем государственного субсидирования угольной промышленности в России в 1998 году составил 27% от себестоимости, по сравнению с 83% в 1992 году. Тем не менее в ряде стран с переходной экономикой секторы электроэнергии, центрального отопления, газа и угля по-прежнему в значительной степени дотируются.

 

iv) Налогообложение энергии
5 Введение налогов и сборов на энергопотребление в целях получения дохода или содействия достижению энергетических и/или экологических целей по-прежнему является темой широких дискуссий и обсуждений. Селективное налогообложение энергопотребления традиционно является одним из популярных среди правительств инструментов повышения доходов. По целому ряду причин предпочтительным объектом выступает бензин, налоги на который составляют около 25% от цены в Соединенных Штатов и до 60-70% в западной Европе. Тенденция обложения налогом энергопотребления также распространяется на страны, находящиеся на переходном этапе. В Польше, Венгрии и Чешской Республике налоги на бензин достигают 50-65% от его цены.
5 но в последние годы характер полемики по вопросу о налогообложении потребления энергии несколько изменился и ее акцент сместился в сторону необходимости изменения структур энергопотребления путем интернализации затрат на охрану окружающей среды, а не просто увеличения государственных доходов. Эта тенденция наиболее ярко просматривается в отношении проблемы изменения климата, где поощряется введение налогов на ископаемое топливо, исходя из содержания в нем углерода, потенциально приводящего к выбросам СОг. Несколько стран, а именно Дания, Нидерланды, Финляндия, Норвегия, Швеция и Италия, уже ввели механизмы налогообложения в зависимости от содержания в топливе углерода, с тем чтобы дестимулировать использование топлива с высоким м углерода. Другие страны повышают общий уровень налогов на энергию, с тем чтобы стимулировать снижение потребления энергии.
5 Одна из трудностей, связанных с формированием общей позиции в отношении налогов на энергопотребление, касается глубоких различий м. странами в структуре и ставках налогов. Например, Комиссия Европейского союза неоднократно пыталась выработать общую позицию по вопросу налогообложения потребления энергии в рамках ЕС, но эти попытки наталкивались на определенные трудности. Проблема заключается не только в различиях в уровне и структуре налогообложения, но также связана и с тем, что страны имеют весьма неодинаковые структуры топливного баланса и энергетики, что так же более усложняет интенсивный поиск общего подхода. Кроме того, любое налогообложение, затрагивающее промышленные затраты, в отсутствие согласованной международной политики, неизбежно ставит вопрос о международной конкурентоспособности и внешней торговле.
5 В этот трудный переходный период для всех стран восточной Европы и СНГ, как представляется, было бы преждевременным ставить вопрос налогов на энергопотребление в качестве самого первоочередного (возможно, за исключением стран центральной Европы). Имеется целый ряд экономических и социальных проблем гораздо большей политической важности, которые необходимо решить в первую очередь и лишь затем переходить к серьезному обсуждению налогов на потребление энергии. В большинстве случаев цены на энергоносители значительно ниже экономически оправданного и мирового уровней. В ряде стран по-прежнему стоит проблема неплатежей за поставки электроэнергии и природного газа. По-прежнему выделяются государственные субсидии в целях предупреждения слишком быстрого закрытия ряда секторов энергетики, где занято значительное число работников. Для реструктуризации энергетических отраслей и адаптации их к рыночным механизмам и условиям требуются крупные капиталовложения.

 

V. ЧИСТЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ ВИДЫ ТОПЛИВА, НОВЫЕ И ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ И НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ

 

5 Энергоснабжение необходимо на данный момент и будет необходимо в будущем для удовлетворения потребностей человека и для обеспечения экономического развития, причем его объем в последующих десятилетиях будет расти. В нынешних и прогнозируемых рыночных условиях в базовой своей массе энергообслуживание будет обеспечиваться за счет ископаемого топлива. Прогнозы ряда организаций показывают, ENERGY/2000/4 page 17 что нефть, природный газ и уголь, по всей видимости, и впредь будут составлять основу глобальных систем энергоснабжения на протяжении большей части XXI века. За исключением гидроэнергии, на альтернативные ископаемому топливу энергоносители к середине следующего столетия вряд ли придется более 20% общего объема энергопост * .
5 Хотя улучшения в области энергосбережения и энергоэффективности могут замедлить темпы повышения спроса на энергоуслуги, они не могут полностью ликвидировать этот спрос. Поэтому вопрос о том, каким образом обеспечить энергоснабжение на необходимом уровне, сводя в то же время к минимуму пагубное воздействие энергетики на окружающую среду, включая выбросы ПГ, не утратит своей актуальности и в будущем.
5 Вообще говоря, ответ на этот вопрос заключается в улучшении качества структуры топливного баланса, при этом, в принципе, существуют три пути различной степени сложности решения этой задачи.
6 Первый вариант состоит в изменении структуры баланса ископаемых видов топлива путем перехода на более экологически чистые виды ископаемого топлива, такие, как природный газ. Действительно, газ становится предпочитаемым видом топлива, и, как ожидается, спрос на него в грядущие годы значительно возрастет. Он характеризуется гибкостью в использовании, обладает более высокими экологическими показателями по сравнению с другими видами ископаемого топлива, его запасы относительно обширны, и при этом поставки газа в среднесрочном плане считаются гарантированными и надежными.
6 за счет природного газа можно было бы удовлетворить растущий спрос на энергию в течение следующих нескольких десятилетий и тем самым улучшить состояние окружающей среды. но с позиции устойчивости этот вариант может выступать в качестве лишь временного решения и сыграть дополняющую роль в усилиях по снижению воздействия на экологию, в особенности выбросов ПГ. При сжигании природного газа также выделяются ПГ, хотя, нужно признать, и в значительно меньшем объеме, чем при сжигании угля и нефти. Кроме того, несмотря на то, что запасы природного газа весьма обширны в настоящее время, они все же конечны и едва ли будут способны удовлетворить рост мирового спроса на энергию в более долгосрочной перспективе. Поэтому энергосистемы, фактически полностью ориентированные на газ, хотя и обеспечат временное решение в среднесрочном плане, даже если речь идет о нескольких десятилетиях, вряд ли могут считаться устойчивыми в более долгосрочном плане.
6 Второй вариант заключается в переходе на атомную энергию и полном отказе от ископаемых видов топлива в структуре энергобаланса. С 1973 года атомная энергия вносит значительный вклад в удовлетворение растущего спроса на электроэнергию и снижение зависимости от нефти в энергетике в регионе ЕЭК. но с начала 80-х годов произошло резкое сокращение заказов на строительство атомных электростанций, что в определенной степени было связано с обеспокоенностью населения и политическими дебатами в отношении возможностей появления и последствий аварий, отсутствия адекватных методов удаления ядерных отходов и стоимости самих атомных электростанций, включая стоимость вывода их из эксплуатации.
6 Ряд европейских стран (например, Дания, Италия, Австрия, Швеция и Германия) заняли твердую позицию против строительства новых атомных электростанций, в то время как другие страны (например, Франция, Украина) настроены более благоприятно по отношению к ядерной энергетике. Место, которое ядерная энергетика будет занимать в будущем, возможно, будет более ясно или очевидно после 2010 года с выводом из эксплуатации нескольких ядерных реакторов, совершенствованием новых технологий и корректировкой общеэкономических затрат, возможно, в сторону понижения.
6 В любом случае атомная энергия будет и впредь оставаться потенциальной альтернативой для выработки электричества в более долгосрочном плане, даже если в настоящее время ее перспективы характеризуются значительной неопределенностью. Фактически, будущая роль ядерной энергетики, о каких бы намерениях или целях ни шла речь, представляется весьма неопределенной. Чем дольше будет сохраняться такое положение, тем более ограниченными будут варианты выбора и тем менее гибким и менее диверсифицированным станет в будущем сектор энергетики. Это неизбежно отразится не только на безопасности окружающей среды, но и на энергоснабжении. Хотя атомная энергетика вовсе не обязательно должна быть предпочитаемым вариантом для каждой страны, отказ от этого варианта для всех стран в совокупности может привести к потере важного элемента гибкости и диверсифицированности в энергоснабжении.
6 Третий вариант - это расширение освоения возобновляемых энергоресурсов. К ним относятся солнечная, ветровая, приливная энергия, энергия биомассы, и геотермальные и гидроресурсы (в том числе малые гидроэлектростанции). Возобновляемые источники энергии вызывают наибольший интерес у правительств из-за их устойчивой природы и характеристик. Европейский союз в своей стратегии освоения возобновляемых источников энергии, как это определено в программе ALTENER. призывает к увеличению рыночной доли возобновляемых источников энергии в общем объеме спроса на энергию с 4% в 1991 году до 8% в 2005 году. В последней Белой книге Европейской комиссии по энергетической стратегии и соответствующем Плане действий был определен новый целевой уровень: 12% к 2010 году.
6 Во исполнение обязательств, принятых в соответствии с Рамочной конвенцией Организации Объединенных Наций об изменении климата (РКИКООН) и Киотским протоколом, также было начато осуществление других масштабных программ и инициатив по содействию освоению возобновляемых источников энергии. Эти программы ориентированы, в частности, на фотоэлектроэнергетику, энергию ветра, биомассы и гидроэнергетику. Так, например, администрация Соединенных Штатов Америки в апреле 1999 года опубликовала Комплексный план конкуренции в электроэнергетике, в котором поддерживается идея установления федеральной нормы, регламентирующей выработку энергии на основе возобновляемых источников, в соответствии с которой к 2010 году 7,5% от продаж электричества всеми энергопредприятиями должно покрываться за счет возобновляемых, но негидроэлектрических источников энергии.
6 В политических кругах растет поддержка возобновляемых источников энергии, при этом крепнет надежда на то, что возобновляемая энергия станет панацеей при решении мировых экологических проблем. Разрабатываются далеко идущие программы и цели; выдвигаются новые инициативы на региональном и национальном уровнях; растет число механизмов финансирования проектов. Быстро развиваются гелио- и ветряные технологии; устанавливаются мощные системы ветряных турбин с использованием технологий второго поколения; мощности ветряных электростанций увеличиваются в среднем на 20% в год; с 1990 года объем продаж фотоэлектрического оборудования растет приблизительно на 5% в год.
6 Несомненно, возобновляемая энергия расширит свою рыночную долю в общем объеме энергопотребления уже в наше время, однако, несмотря на эту обнадеживающую перспективу, возобновляемые источники, помимо гидроэлектроэнергии, едва ли будут вносить значительный вклад в удовлетворение энергопотребностей в обозримом будущем. Несмотря на то, что энергию солнца, ветра и биомассы можно с успехом осваивать в отдельных районах при благоприятных условиях, их широкое использование будет и впредь сдерживаться экономическими и, в определенной степени, экологическими причинами. Действительно, стоимость возобновляемой энергии за последние десять лет резко снизилась, но в большинстве стран она пока так же не может конкурировать с традиционными энергоносителями для выработки электричества. Например, в Швейцарии электричество, выработанное на гелиоустановках, стоит в 4-5 раз дороже по сравнению с другими источниками.
6 Многие проектные предложения связаны с неопределенностью и ограничениями. Необходимость вьделения больших площадей будет по-прежнему сдерживать осуществление крynномаштaбных программ использования ветряной и солнечной энергии. Входе недавнего исследования, проведенного Пасифик нордвест лаборатори в США, был сделан вывод о том, что для покрытия 20% потребностей США в электроэнергии с использованием ветра в качестве источника энергии потребуется территория, эквивалентная площади Бeльmи и Нидерландов вместе взятых
7 Даже потенциал гидpoэлeктрoэнepгии по обеспечению непрерывно растущего спроса на электричество ограничен. В регионе ЕЭК в целом гидроэлектроэнергетические ресурсы характеризуются практически полной освоенностью (или достижением пределов использования). Подходящие участки становится все сложнее выявлять по причинам, связанным с гидрологическими условиями, конкуренцией с альтернативными видами земле- и водопользования, и из-за негативного отношения общественности к нарушению естественной среды в результате возведения гидротехнических сооружений.

 

VI. ОТКРЫТИЕ РЫНКОВ, ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ.

 

7 на данный момент правительства более чем когда-либо озабочены не только энергоснабжением своего населения, но и обеспечением энергией экономики с возможно наименьшими затратами, и максимально эффективным ее использованием.
7 Это вовсе не означает , что цель правительств заключается в максимально возможном снижении цен на энергию для конечных потребителей; цель здесь иная: обеспечить энергоснабжение экономики при наименьших по возможности затратах. Во множественных странах энергоносители, в частности нефтепродукты, облагаются потребительскими налогами либо с тем, чтобы повысить доходы правительства, либо с тем, чтобы дестимулировать энергопотребление по экологическим соображениям. Поэтому с позиции эфф. важное значение имеет не конечная стоимость для потребителей, а то, была ли энергия произведена, получена и потреблена максимально эффективным образом (т.е. с наименьшими затратами).
7 В широких кругах признается, что наиболее эффективный путь повышения экономической эфф. состоит в децентрализации и либерализации энергетических рынков со свободно устанавливаемыми рыночными ценами. Недавние технологические, институциональные и социальные изменения во множественных странах способствовали принятию мер в этом направлении.
7 Тенденция к реструктуризации и либерализации рынков и отраслей не является уникальной особенностью, присущей лишь энергетическому сектору. Она отражает общемировую тенденцию снижения степени вмешательства государства в функционирование рынка. Она связана с либерализацией рынков, приватизацией государственных предприятий и глобализацией конкуренции.
7 Тенденция к более открытым и либерализованным энергетическим рынкам наиболее ярко выражена в Северной Америке, в странах северной Европы и Соединенном Королевстве. Эта тенденция зарождается в западноевропейском регионе. С принятием Европейским союзом директив по электроэнергии, природному газу, по крайней мере, 32% рынка электроэнергии и 28% рынка природного газа в странах ЕС будут открытыми к концу 2003 года. Судя по динамике развития этого цикла в последнее время, установленные в этих директивах целевые показатели в области открытия рынков будут в значительной степени перекрыты.
7 Эта тенденция к либерализации будет, по всей видимости, также усиливаться в странах центральной Европы с переходной экономикой, где в большинстве случаев основные законы о либерализации будут, по-видимому, приняты к 2005 году. Странам восточной Европы и Центральной Азии также со временем придется адаптировать свое законодательство и рыночные структуры для учета изменений в других регионах Европы.
7 На на данный моментшний день неясно, каким образом либерализация рынков может отразиться на реализации других целей государственной политики, таких, как обеспечение энергобезопасности и охрана окружающей среды. Либерализация рынков, вероятнее всего, приведет к повышению спроса на энергию и обострению связанных с энергетикой экологических проблем, а не к их ослаблению. Поэтому правительствам предстоит решить важнейшую политическую дилемму.
7 Либерализация действительно выступает наиболее эффективным способом повышения эфф. и международной конкурентоспособности экономики, но вовсе не обязательно являются оптимальным инструментом содействия достижению экологических целей. Поэтому, возможно, правительствам придется одновременно принимать и дополняющие меры политики, поддерживающие меры по развитию рынка. Однако, к сожалению, эти меры не так легко перевести в практическую плоскость. Зачастую не так просто разработать и заручиться консенсусом в отношении оптимального сочетания политических мер, которые позволили бы одновременно достичь ряд целей и обеспечивать устойчивость выбранной модели развития.
7 Тенденция к приватизации, дерегулированию и либерализации рынков также порождает опасение в отношении концентрации экономической мощи. По всему миру идет цикл слияний и приобретений компаний и образование стратегических альянсов. Многие из них происходят в отраслях, которые были традиционно закрытыми и жестко регулировались или находились под контролем крупных государственных компаний, но на данный момент они становятся открытыми для конкуренции. Похоже, что принцип, согласно которому небольшие компании лучше приспособлены для рыночной деятельности, на данный момент не столь популярен, чем в прошедшие годы.
8 В этом заключается определенный парадокс. С одной стороны, разработчики политики правительства осуществляют дерегулирование и либерализацию с целью активизации конкуренции на рынке, а с другой - рыночные условия во множественных случаях диктуют агломерацию или концентрацию капитала и трудовых ресурсов в так же более крупных хозяйственных единицах.
8 Возможно, происходит возрождение олигопольной конкуренции в широком или глобальном масштабе, т.е. несколько крупных компаний ведут конкуренцию на обширном рынке. Такая ситуация уже наблюдается в нефтяной промышленности и, возможно, является предвестником будущих перспектив в секторах природного газа и электроэнергии в регионе ЕЭК.
8 Опасения в отношении либерализации, возможно, наиболее остры в центральной и восточной Европе. Это связано с тем, что в странах с переходной экономикой, может быть, так же не созрели предпосылки для либерализации; эти страны находятся в особых условиях и получили в наследство многозначительные проблемы, а их внутреннему энергетическому сектору, который часто анализируется как стратегическая отрасль, угрожает иностранное доминирование. По этим причинам правительства стран с переходной экономикой при рассмотрении возможностей открытия их энергетических рынков должны учитывать целый комплекс дополнительных, особых факторов.

 

VII. ВЫВОДЫ

 

8 В отличие от развивающихся стран фактически все граждане стран ЕЭК имеют доступ к электроэнергии или коммерческой энергии. доступность энергии в странах ЕЭК в целом не вызывает серьезной обеспокоенности, хотя для ряда менее экономически развитых стран эта проблема более актуально.
8 В то время как на данный момент проблема обеспечения безопасности энергоснабжения стоит не так остро, как в 70-х или начале 80-х годов, она по-прежнему насущна для ENERGY/2000/4 page 23 правительств и останется таковой в обозримом будущем. За некоторыми исключениями, страны ЕЭК в значительной мере зависят от импорта ископаемого топлива, и эта зависимость в будущем будет усиливаться.
8 Поэтому странам ЕЭК следует постоянно иметь в виду эти проблемы и взять курс на укрепление энергобезопасности путем реализации мер по энергосбережению и энергоэффективности, расширения структуры топливного баланса, диверсификации источников пост * энергоносителей, включая освоение внутренних запасов, наращивания и поддержания стратегических запасов, поощрения частного сектора к накоплению коммерческих запасов, и содействия научным исследованиям и разработкам в области новых и возобновляемых источников энергии.
8 В странах с переходной экономикой есть колоссальный потенциал снижения энергоемкости и повышения энергоэффективности. Несмотря на множественные проблемы страны центральной и восточной Европы и СНГ имеют уникальную историческую принцип. возможность реализовать этот потенциал. В условиях на данный моментшнего мира решение этой задачи для них является экономическим и экологическим императивом. Самая дешевая энергия - это сбереженная энергия.
8 Несмотря на достижение относительно высоких уровней энергоэффективности, в западных странах необходимо возобновить попытки ускорить прогресс в сфере повышения энергоэффективности, если не по экономическим, то, по крайней мере, по экологическим соображениям. Обеспечение более устойчивого в энергетическом плане будущего может оказаться несколько проблематичным и сомнительным без резкого ускорения прогресса в области энергоэффективности в западных странах ЕЭК.
8 Для повышения общеэкономической эфф. цены на энергию должны как минимум отражать экономические затраты, т.е. издержки производства, передачи, распределения и использования энергии. В этом отношении можно воспользоваться тенденцией к либерализации и открытию энергетических рынков. но для достижения определенных социальных целей, таких, как охрана окружающей среды, вовсе не обязательно полагаться на либерализацию рынка. Хотя либерализация рынков неизменно ведет к повышению экономической эффективности, ее конечное воздействие на другие стратегические цели не ясно. По всей вероятности, правительствам параллельно с осуществлением политики либерализации энергетических рынков потребуется принять дополнительные меры, которые бы способствовали укреплению, а не ослаблению курса на обеспечение устойчивого энергетического будущего.
8 В тех случаях, когда производство и потребление энергии оказывает вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, издержки, которые часто называют экстернальностями, должныбыть в надлежащее время интернализованы либо с помощью регулирования (т.е. командно-административного подхода), либо путем задействования экономических инструментов и фискальных мер. Для наиболее благополучных стран ЕЭК вопрос об интернализации экологических издержек и об оптимальных методах решения этой задачи стоит крайне актуально и имеет чрезвычайную важность.
9 но многим странам восточной Европы и СНГ с переходной экономикой в качестве первого шага необходимо решить следующие задачи: урегулировать проблему неплатежей за энергоносители; обеспечить продолжение рыночных реформ; поднять прежде всего цены на энергоносители до экономически оправданных уровней; ввести в действие соответствующие тарифные структуры для ликвидации системы перекрестного субсидирования; и обеспечить доступ к системе социальной безопасности для тех слоев населения, по которым в наибольшей степени ударит дальнейшее повышение цен на' энергию. Очевидно, что прогресс может и должен быть обеспечен по целому ряду направлений одновременно, но вопрос интернализации социальных и экологических издержек через налогообложение или иные фискальные механизмы не может быть решен прежде, чем будут решены другие проблемы, такие, как повышение цен на энергию до экономически оправданных уровней, достаточных как минимум для того, чтобы скомпенсировать издержки ее производства и использования.
9 Трудно давать какие-либо слишком конкретные рекомендации в отношении субсидирования. В качестве общего правила от субсидий следует отказаться, но в ряде случаев, как, например, для стимулирования энергосбережения и энергоэффективности и поощрения освоения новых и возобновляемых источников энергии, их использование на временной основе может быть оправдано.
9 Много написано о преимуществах и эфф. использования рыночных инструментов, включая фискальные меры, в противовес командно-административному подходу (т.е. регулированию) для содействия защите окружающей среды. Несмотря на это, на на данный моментшний день страны крайне редко берут на вооружение эти инструменты. Особенно непопулярны налоги и сборы, хотя их надлежащее применение способствует решению экологических задач. Особенно трудно выработать общий подход по вопросу о налогообложении энергии, что связано с глубокими различиями в налоговых структурах и уровнях налогов м. странами, серьезными различиями в структуре топливно-энергетического баланса и всего энергокомплекса, и потенциальным воздействием налогообложения на международную конкурентоспособность.
9 На на данный моментшний день возобновляемые источники энергии рассматриваются как перспективный путь решения большинства, если не всех, проблем, связанных с энергетикой. Они считаются наиболее экологически безвредными источниками энергии. Кроме того, нет сомнений, что доля возобновляемых источников энергии в общем объеме энергопотребления в предстоящие годы возрастет, но в обозримом будущем они едва ли смогут заменить в сколь-либо значительной степени ископаемые виды топлива, что обусловлено значительно более высокими расходами на их освоение, необходимостью выделения обширных земельных и водных площадей, а также, как ни парадоксально, экологическими соображениями.
9 Поэтому странам ЕЭК для удовлетворения их энергетических потребностей в течение множественных грядущих десятилетий придется опираться на ископаемое топливо и другие обычные источники энергии. Важное значение в этом контексте имеет неуклонная тенденция к использованию природного газа, который на данный момент является самым популярным топливом. Будучи менее грязным, чем другие виды ископаемого топлива, газ может помочь в обеспечении перехода от нынешней структуры топливного баланса к более устойчивой структуре в долгосрочной перспективе. но природный газ сам по себе не сможет заменить другие обычные источники энергии; кроме того, для стран было бы не весьма разумным чрезмерно полагаться на один единственный вид топлива в удовлетворении своих энергетических потребностей. Поэтому нефти, углю и атомной энергии будет и впредь отводиться важная роль в удовлетворении энергетических потребностей стран ЕЭК.
9 Само по себе важно сосредоточить внимание и ресурсы на совершенствовании технологий производства и использования нефти, угля и атомной энергии, с тем чтобы сделать их менее вредными для окружающей среды. Необходимо с удвоенной энергией проводить разработку и, что так же более важно, внедрение перспективных технологий сжигания угля. в особенности в странах с переходной экономикой. Также важно оставить открытой принцип. возможность разработки более безопасных и дешевых ядерных реакторов. Атомная энергетика необязательно должна являться предпочтительным вариантом для каждой отдельной страны, но исключение этого варианта для всех стран как группы привело бы к потере важного элемента гибкости и диверсификации в энергоснабжении.

 

Источник: www.rosugol.ru

 



Информационно-графическая систем. Тепло. New Page 1. О мерах по улучшению системы уче.

На главную  Теплоизоляция и экономия энергии 





0.0648
 
Яндекс.Метрика