Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Теплоизоляция и экономия энергии 

Русские и медведи

С. Лесков

 

На этой неделе вступает в силу многострадальный Киотский протокол, который так долго мариновала Россия. В этих играх Россия была похожа на засидевшуюся в девках невесту, которую давно никто не приглашал на танец и которая вдруг получила принцип. возможность покуражиться над женихами. Потешила самолюбие - и сделала, как требовали и ждали. Но главные проблемы начинаются не в момент обмена кольцами, а после первой брачной ночи.

 

Почему-то, когда я думаю о Киотском протоколе, представляю Сибирь. Размером Сибирь в 24 раза больше Англии. И никто толком не знает, сколько в Сибири богатств. Холода в Сибири жуткие, а реки полноводные. так же в Сибирь можно ссылать каторжников. Для европейского человека Русь и Сибирь - синонимы. В титулах Ивана Грозного значилось: повелитель земли Северной. Все в Сибири должно соответствовать ее размерам и противоречиям. И в первую очередь этому соответствуют, конечно, люди.

 

Главное отличие России от Европы - безбрежные вечномерзлые пространства. Мы свято верим, что наши богатства, свежесть и белизна не кончатся никогда. Любые загрязнения будут покрыты вечными снегами. Поэтому Киотский протокол кажется нам игрой разума оторвавшихся от родимой почвы и сошедшихся с Западом либералов. Немцу карачун, а русскому - здорово. О каких углекислых газах можно всерьез говорить на таких пространствах? Все переварим! А потепление - и вовсе подарок, это всяким итальянцам париться сильнее не хочется.

 

Но вряд ли советник Илларионов, который сравнивал Киотский протокол с ГУЛАГом и столь пылко критиковал его, что стал похож на самурая, хлебнувшего саке и готового к сеппуку, был движим этим патриотическим почвенничеством. Скорее, не нравился протокол Илларионову по другой причине. Как истый шестидесятник, он видит историческую миссию русского человека в покорении природы, в прорыве к новым рубежам и сотворении романтического подвига. Киото же ставит экологические шлагбаумы на пути экономического роста. Но кто думал об этой экологии, когда брали целину и ставили Братск?! Отказ от пространства - это утрата величия империи.

 

Напротив, многим оппонентам советника ничего не нужно. принцип. возможность торговать атмосферными квотами, значит воздухом, что мало отличается от торговли природными ресурсами, для них - манна небесная. Ничего не делаешь, а деньги - текут! Киото - дар небес, пусть и загрязненных.

 

И все же Киотский протокол может стать для России чем-то вроде окна, которое рубил в Европу Петр. Это чуть ли не единственный случай, когда Россия на полных правах допущена в европейское собрание и будет вынуждена соблюдать его правила. И это поневоле цивилизует не только российские нравы, но и российскую экономику, которая живет по собственным пугающим мир законам. Едва ли не впервые не только Россия заинтересована в Европе, но и Европе без России не обойтись. Пока Россия не ратифицировала протокол, Европа, несмотря на внутренние потуги, не могла снизить выбросы углекислого газа - они подскочили так же на 2 процента. Даже Украина, энергетика которой на 60% стоит на атоме, нам не конкурент. Механизмы совместного осуществления, предусмотренные Киотским протоколом, могут принести России инвестиции и высокие технологии для реанимации обветшавшего энергетического комплекса. По многим оценкам, реформа глубоко осевшего ЖКХ без денег Киото немыслима. Климат - это новое окно для нашего вхождения в Европу, которое замыслено давно, но никак не состоится.

 

Что касается аргумента о том, что экологичность воспрепятствует росту экономики, то он справедлив только в том случае, если экономика не изменится. Так и бояре при Петре жаловались, что чугуна на колокола не хватит. на данный момент на новотроицком заводе Уральская сталь по сравнению с 1990 годом объем производства вырос на 20% при снижении потребления топлива на 30%. значит даже по нашему опыту уменьшение выбросов не является помехой росту производства. Ключевая цифра: общая энергоэффективность российской экономики в 4,5 раза ниже, чем в Европе. И в 3,5 раза ниже, чем в столь же холодной Скандинавии. Нам надо научиться экономить энергию, иначе по-людски не заживем.

 

Русская душа, как Кощеева смерть в яйце, вернее всего сокрыта в русских сказках. Какая из них выражает русское экологическое сознание? Может быть, Маша и медведи? Изгадило человеческое дитя среду обитания, нашкодило, повеселилось, как на пикнике, - и героем, прыжками убралось восвояси. Заметим, безо всякой для себя прибыли. Медведи смотрели на Машу с недоумением, как мы смотрим на Киото.

 

Глобальное потемнение

 

Андрей Илларионов,

 

17 марта в Известиях опубликована статья Т. Блэра Изменение климата и помощь Африке: решения могут показаться дорогими, но неудача обойдется дороже, посвященная главным темам, выносимым Британией на саммит группы восьми летом нынешнего года.

 

Ее тезисы относительно климатических изменений не новы. Они уже неоднократно воспроизводились - в речи в Лондоне 14 сентября 2004 г., в аналитической статье в журнале Экономист 1 января 2005 г., в выступлении на Давосском экономическом форуме 27 января с.г. Вместе с ними воспроизводились и неточности, ошибки, подмены. Раньше они распространялись на английском языке, теперь - на русском.

 

Потепление наступает - в этом нет сомнений. С 1900 года средняя температура уже поднялась на 0,7 градуса.

 

Сомнения есть. Но не в том, что температура поднялась, хотя, вероятно, ее повышение и было более скромным. А в том, что наблюдаемое потепление имеет монотонный поступательный характер.

 

Температура планеты подвержена циклическим колебаниям различного характера, интенсивности и длительности. С годовым ходом температуры знаком каждый. Меньше известны температурные циклы длительностью 11 лет, 60-70 лет, несколько сотен лет, около тысячи лет, 20 тысяч лет, 40 тысяч лет, 100 тысяч лет (циклы Миланковича). Долголетняя температурная кривая напоминает спираль сложной формы. Поэтому линейная экстраполяция любого ее отрезка ведет к несуразностям.

 

Заявлять о существовании долговременного однонаправленного тренда повышения температуры, опираясь на данные исторически сравнительно короткого периода, некорректно. Это все равно что по данным февраля-апреля спрогнозировать повышение температуры в мае-июле. А получив фактические данные, удостовериться в своей кажущейся правоте и торжественно провозгласить дальнейшее повышение температуры в оставшиеся месяцы года.

 

Некоторые ученые сомневаются, что причиной этих изменений стала человеческая деятельность. Но подавляющее большинство в этом убеждено.

 

Со времен Коперника аргумент о большинстве в научной дискуссии не считается убедительным.

 

Правота утверждения об антропогенном характере нынешнего потепления могла бы быть подтверждена (причем косвенно) только доказательством того, что нынешняя температура находится на абсолютном историческом максимуме. но это не так. В геологической истории Земли температура бывала выше на данный моментшней на 10-15 градусов.

 

Даже в исторические времена климат планеты был теплее нынешнего. Десять веков назад в Скандинавских горах граница возделывания зерновых была на 300 метров выше современной. Две тысячи лет назад на Британских островах люди выращивали виноград. Только сейчас в результате таяния ледников в Альпах обнаруживаются остатки дорог, построенных там римлянами.

 

Кажется, никто в здравом уме не утверждает, что причиной этих потеплений стало сжигание человечеством угля, нефти, газа. Но если потепления прошлого, причем более масштабные, чем современное, были вызваны не антропогенными, а природными факторами, то в чем уникальность современного, более скромного потепления? Ничего необычного, а тем более катастрофического в нынешнем потеплении нет.

 

Если уровень моря и дальше будет повышаться, наводнение будет угрожать сотням миллионов человек.

 

Вопрос о повышении уровня Мирового океана остается предметом научной дискуссии. По одним оценкам, уровень моря с 1900 г. повысился на 5-15 см, по другим - снизился на 2-3 см, по третьим - остался на прежнем уровне. Самые смелые прогнозируют его повышение на 30-50 см до конца ХХI века. Много это или мало?

 

За предшествующие 18 тысяч лет уровень Мирового океана поднялся на 120 метров (в среднем на 70 см каждые сто лет). В течение пяти тысяч лет он повышался со средней скоростью 1,5-2 метра за столетие. Другими словами, подъем уровня моря происходил в десять-двадцать раз быстрее, чем согласно максимальным оценкам для ХХ века, и вдвое-вчетверо быстрее, чем по наиболее радикальным прогнозам для ХХI века.

 

Получается, что с антропогенной эмиссией углекислого газа повышение уровня моря если и идет, то медленнее, чем без нее.

 

Изменение климата - это непредсказуемые явления: бури, шторма, засухи.

 

Если изменение климата непредсказуемо, то надо прекратить действия по его предотвращению - в лучшем случае они будут бессмысленными.

 

В то же время точность метеорологических прогнозов в последнее время заметно повысилась. В августе-октябре прошлого года миллионы человек могли в режиме реального времени наблюдать за движением тропических ураганов в Карибском море, потому что были об этом загодя предупреждены.

 

Наконец, засушливость климата, усиливается при похолодании и уменьшается при потеплении. Все катастрофические засухи в России (в 1891 г., 1922-1923 гг., 1927-1928 гг., 1933 г., 1946 г., 1964 г., 1972 г.) произошли , когда температура была ниже современной на 0,9-1,6 градуса. За время нынешнего потепления на территории России не зафиксировано ни одной засухи, сопоставимой с ними по масштабам. А количество осадков в засушливых регионах юга и юго-востока России возросло в среднем на 45 мм в год, или на 9%.

 

Глобальное потепление сопровождалось увеличением дождей и прекращением засухи в сахельской Африке, унесшей в прохладные и сухие 1970-1980-е годы миллионы жизней.

 

Так что для множественных районов мира потепление климата - это предсказуемое ослабление засушливости, повышение урожайности сельскохозяйственных культур, спасение от голода. Г-н Блэр хочет с этим бороться?

 

Сочетать ускоренный экономический рост со снижением эмиссии газов, вызывающих парниковый эффект, вполне возможно. Экономика Великобритании в 1990-2002 годах выросла на 36%, а выделение парниковых газов за тот же период удалось сократить на 15% - благодаря передовой общественной политике...

 

Что касается первого утверждения, это невозможно. По крайней мере на нынешнем уровне технологического развития. Что касается второго, это не совсем так.

 

По данным официальной статистики, британский ВВП в 1990-2002 гг. вырос не на 36%, а на 32,2%. Среднегодовые темпы увеличения ВВП в 2,4% в год и ВВП на душу населения в 2,0% в год могут быть признаком ускоренного экономического роста лишь на фоне склеротически стагнирующего Евросоюза.

 

Сокращение выделения т.н. парниковых газов на 14,9% получено путем корректировки эмиссии на величину их поглощения на территории страны и трансграничного переноса. Сама же эмиссия была уменьшена, но не на 14,9%, а на 10,4%. Причем произошло это во многом за счет значительного сокращения выделения метана, закиси азота, гидрофторуглеродов и перфторуглеродов. Что же касается углекислого газа, то его эмиссия снизилась всего на 3,2%.

 

Но даже такое скромное сокращение происходило лишь до 1995 г. С 1995 г. рост эмиссии углекислого газа возобновился. За 7 лет он составил 1,5%, в 2003 г. - так же 1,6% (при росте ВВП на 2,2%). Это неплохой результат, но он весьма далек от тех чудес, в которые нас хотят заставить поверить.

 

Бывает и по-другому. В 1996 г. при росте экономики на 2,8% эмиссия углекислого газа возросла на 4,4%. Почему? Да потому что годовая температура оказалась на 0,8 градуса ниже средней многолетней, и практичные британцы предпочли обогрев собственных жилищ соблюдению нелепых ограничений.

 

Но если таким оказалось поведение климатически озабоченных жителей весьма небедной Британии, страны со среднегодовой температурой плюс 10,2 градуса, то как должны поступать граждане не слишком богатой России - страны со среднегодовой температурой минус 3,4 градуса и нередкими отклонениями от нее (в том числе, естественно, и вниз) на 1,5-2 градуса? российская температура ниже британской не только в среднем по стране, но и практически в каждом ее регионе (за исключением лишь Астраханской области, Дагестана и Краснодарского края).

 

Прагматизм в деле эмиссии углекислоты демонстрировали и власти Соединенного Королевства. Пока Т. Блэр пропагандировал успехи передовой общественной политики, его собственное правительство добивалось от руководства Евросоюза повышения для Британии предельных потолков эмиссии.

 

Действовать нужно уже сейчас. Восьмерка должна выступить организатором этого дела... Решать, что делать с климатическими изменениями, нужно срочно, и мы надеемся достичь глобального консенсуса в этом вопросе. Следует также добиться лучшего понимания, к каким экономическим последствиям приведут эти изменения.

 

Вдумаемся в текст: вначале предлагается действовать, причем срочно, затем - решить, что именно надо делать, и лишь в конце разобраться с последствиями того, с чем требуют бороться уже сейчас. Рациональный образ поведения рекомендует последовательность действий прямо противоположную.

 

Вначале предлагается понять суть проблемы, разобраться с возможными последствиями, уточнить размеры потенциального ущерба, рассмотреть возможные варианты его минимизации, изучить способы адаптации, разработать план действий, оценивать его стоимость, сопоставить ее с размерами потенциального ущерба и лишь далее - при отсутствии других, более насущных потребностей и иных, более эффективных способов использования ограниченных ресурсов - предпринимать действия.

 

Если с пониманием последствий глобального потепления так же следует разбираться, то экономическая плата за меры по противодействию ему понятна уже сейчас. По мнению участников недавней конференции в британском Экзетере, они составят от 12 до 47 трлн долларов (при размерах мирового ВВП в 2004 г. около 40 трлн долларов). В ходе борьбы против природных колебаний климата (в том числе более комфортных для человечества) имеет смысл задуматься о том, является ли такая деятельность самой необходимой и эффективной.

 

Повышение среднегодовой температуры в Англии происходит не в первый раз. По крайней мере в пяти случаях v ее повышения превышала нынешнюю. Такое было в 1698-1712 гг., 1726-1738 гг., 1772-1781 гг., 1817-1828 гг. и 1895-1904 гг. Если бывшие премьер-министрами Соединенного Королевства Г. Болинброк, Р. Уолпол, Ф. Норт, Р. Дженкинсон, Р. Солсбери, А. Балфур имели бы безрассудность начать борьбу с парниковыми газами (а заодно и с паром, паровыми машинами, пароходами, паровозами, паровыми молотилками, автомобилями, сжиганием угля, нефти, газа и т.п.), то трудно сказать, как могла бы сложиться их личная и политическая судьба. Но зато можно смело предположить, какой не оказалась бы история их отечества. Ни мастерской мира, ни владычицей морей, ни бастионом демократии Англия уже ниразу бы не стала.

 

АНДРЕЙ ИЛЛАРИОНОВ: Я - СОВЕТНИК, А НЕ СОГЛАШАТЕЛЬ

 

В.Агламишьян

 

Через месяц после своей отставки с поста представителя президента в большой восьмерке Андрей Илларионов впервые назвал первопричины своего ухода. В интервью корреспонденту Известий Варваре Агламишьян советник президента признался, что не сошелся с действующей властью по вопросу Киотского протокола. И что будет ее критиковать и дальше.

 

известия: Вас называют штатным критиком в Кремле. Вы намерены критиковать власть и дальше?

 

Андрей Илларионов: Проблема не во мне. Проблема в изменении характера дискуссии в стране, в появлении все новых и новых тем, обсуждение и даже затрагивание которых воспринимается как критика. Если провести анализ моих комментариев января 2001 года и декабря 2004 года, то принципиальной разницы не обнаружится.

 

У меня роль не штатного критика, а штатного аналитика. У меня даже в должностной инструкции так написано: советник анализирует и советует. В отличие от подпевал президента и лизоблюдов президента работа советника как раз заключается в предоставлении таких советов, которые могут и не совпадать, а часто и должны не совпадать, по крайней мере в краткосрочной перспективе, с тем, что иногда выдается как мнение президента. Советник президента - это не толмач президента. Не интерпретатор. Не соглашатель. В этом ценность советника. Если он будет давать советы, которые совпадают с мнением и позицией власти, то его надо немедленно увольнять.

 

известия: После того как вас лишили статуса представителя в восьмерке, вы не собираетесь покинуть и пост советника?

 

Илларионов: Такое решение может быть принято двумя людьми: мной и президентом. Когда это решение будет принято, один из нас или мы оба проинформируем об этом общественность.

 

известия: Почему президент отправил вас в отставку с поста представителя в восьмерке?

 

Илларионов: Я неоднократно обращался к президенту с просьбой об освобождении меня с этой должности. Тому есть несколько причин. Есть формальные - я на этой должности находился уже фактически 5 лет - дольше, чем кто-либо из моих зарубежных партнеров. На моих глазах сменились по два-три-четыре личных представителя руководителей других стран, так что я стал даже старожилом, таким своеобразным дуайеном шерповского корпуса. И конечно, рано или поздно эта работа должна была закончиться.

 

Были и первопричины принципиального характера. Как вы знаете, я выступал, в том числе публично, против ратификации Россией Киотского протокола. После того как такое решение все же было принято, выполнение мною обязанностей шерпы стало невозможным. В этом случае мне пришлось бы не только согласиться с этим решением, но и в качестве шерпы участвовать в создании киотской системы у нас в стране и в распространении киотизма по всему миру. Делать то, что наносит огромный ущерб собственному народу, является, с моей точки зрения, преступлением. Поэтому я искренне благодарен президенту за то, что он освободил меня от соучастия в этом.

 

известия: А почему вы молчали целый месяц и только сейчас согласились говорить о причинах отставки?

 

Илларионов: Во-первых, я полагаю, что более правильно было бы комментировать кадровые решения не тем, кого они касаются, а тем, кем они принимаются. Понятно, что самому президенту это делать не обязательно. Но для этого есть президентская пресс-служба. Вместо информационного вакуума, породившего нелепые слухи и предположения, необходимо было дать соответствующие пояснения.

 

Во-вторых, я некоторое время был в отпуске, а затем в командировке. Поскольку до сих пор так никто и не дал вразумительных разъяснений, приходится их делать самому.

 

известия: Это было кому-то выгодно - объявить об отставке именно так - без комментариев?

 

Илларионов: Думаю, было лень. Хотя и не исключаю, что была попытка представить загодя согласованное решение в качестве демонстрации якобы наказания. И она была рассчитана не столько на меня, сколько на других сотрудников администрации президента, а также, возможно, и других сотрудников органов власти.

 

известия: Вы считаете, что выполнили свои задачи в восьмерке?

 

Илларионов: Программа в основном была выполнена к июню 2002 года, когда премьер-министр Канады Ж. Кретьен, председательствовавший на саммите в Кананаскисе, от имени семерки пригласил президента России Владимира Путина к полноценному участию в клубе. же и я обратился со своей просьбой об отставке. Президент попросил меня продолжить выполнение своих обязанностей. Саммит 2003 года во французском городке Эвиане начался уже в полноценном восьмерочном формате. Осенью 2003 года, когда одним из важнейших вопросов обсуждения на восьмерке стала ратификация Россией Киотского протокола, я поделился своей позицией по этому поводу с президентом. Честно предупредил, что в случае ратификации Киотского протокола исполнение мною обязанностей шерпы станет невозможным. И просил учесть это соображение при дальнейших кадровых решениях. Как известно, осенью 2004 года Россия ратифицировала протокол.

 

известия: О чем вам крайне не желательно было рассказывать на посту шерпы?

 

Илларионов: Сейчас это уже можно сказать. В 2000-м и 2001 годах обсуждалось не столько участие России в восьмерке, сколько принцип. возможность исключения нашей страны из формата 7+ Речь шла о том, что страна, претендующая на право быть членом восьмерки, по определению не могла занимать такую безответственную позицию в отношении выплаты собственного долга, какую пытались занять российские власти.

 

Как вы помните, - в 2000-м и начале 2001 года - российское правительство пыталось убедить семерку и других кредиторов Российской Федерации, что мы не в состоянии платить долги Парижскому клубу. была проведена серьезная работа, в результате которой было принято решение о возобновлении платежей. В начале апреля 2001 года краткосрочная задолженность по платежам была ликвидирована, и Россия вышла на оригинальный график платежей. А через год с небольшим, убедившись в солидности российских властей, партнеры пригласили нас в полноформатную восьмерку.

 

известия: Вы все время говорите: восьмерка. Но вот только что в Лондоне состоялась встреча финансовой семерки, и российский министр финансов вновь не участвовал во всей программе. Значит, программа все же недовыполнена?

 

Илларионов: Вы правы, в Лондоне прошла семерка. Министры финансов развитых государств с самого зарождения этого элитарного клуба обладали определенной автономностью от их собственных глав государств и правительств. И решение о расширении своего подклуба министры финансов принимают самостоятельно. В любом случае к новичку-кандидату там предъявляется своя система критериев и требований. В 2000 году я предложил программу вхождения России в финансовую семерку в течение 4-5 лет. Минфин счел, что может это сделать по-другому.

 

известия: Почему вы против Киотского протокола?

 

Илларионов: В России, как, впрочем, и во множественных странах мира, опасность Киотского протокола и действий, направленных на борьбу с так называемым глобальным потеплением, серьезно недооценивают. Нет никаких свидетельств того, что те небольшие изменения климата, которые наблюдались в течение последнего столетия, каким-либо существенным образом выходят за границы естественных колебаний климата, наблюдавшихся на нашей планете в течение тысячелетий и миллионов лет. Повышение глобальной температуры воздуха на 0,6 градусов Цельсия в течение XX века несопоставимо по сравнению с колебаниями температуры в пределах 10-15 градусов за столетие, наблюдавшимися в историческом прошлом нашей планеты. Действия, направленные на ликвидацию якобы первопричины нынешнего весьма незначительного потепления являются не только бессмысленными, но и чрезвычайно опасными.

 

известия: Чем протокол угрожает России?

 

Илларионов: Меры, предлагаемые на данный момент британским и другими европейскими правительствами, означают необходимость сокращения экономического потенциала России примерно на 70-80% по сравнению с 1990 годом. Единственный способ сокращения эмиссии углекислого газа - прекратить использование энергии. Но энергия потребляется экономикой и нашим жилищным хозяйством. прекращение потребления энергии означает прекращение экономической активности и вообще нормальной жизни общества.

 

известия: В таком случае чем вы объясняете решение России о присоединении к Киотскому протоколу?

 

Илларионов: Ошибкой. Стратегическим просчетом. На языке Библии это называется продажей права первородства за чечевичную похлебку. А на современном языке - отдачей фамильного серебра за горстку нарезанной бумаги.

 

Экономика несвободна и непрозрачна

 

Заявления Андрея Илларионова, сделанные в 2004-2005 годах

 

08.02.2005 (на пресс-конференции О пользе информации)

 

- Что касается Юганскнефтегаза, то у страны, которая хочет строить
солидное будущее, есть только один способ - возвращение компании
собственнику. Более того, я уверен, что это произойдет рано или поздно. Потом историки будут рассматривать передачу Юганскнефтегаза бывшим собственникам как небольшой элемент восстановления прав собственности.

 

28.12.2004 (на пресс-конференции, посвященной итогам 2004 года)

 

- Продажа Юганскнефтегаза мистичной компании Байкалфинансгруп, и все операции по объединению Газпрома и Роснефти можно назвать аферой года. До этого мы наблюдали такие действия у наперсточников, но теперь мы видим, что этим занимаются компании со 100-процентным государственным капиталом.

 

- При выбранной модели экономического развития удвоение ВВП в ближайшие 8-10 лет нам не грозит. Удвоение ВВП возможно только при последовательном проведении либеральной политики.

 

11.11.2004 (на презентации образовательной программы)

 

- Дело ЮКОСа надо прекращать, если мы хотим остановить экономический спад. Избиение лучшей национальной нефтяной компании начинает иметь экономические последствия.

 

08.11.2004 (на экономической конференции в Гонконге)

 

- Российская экономика несвободна и непрозрачна.

 

- Россия сбилась с пути устойчивого экономического роста и осталась позади Гонконга. Сейчас ситуация только ухудшается.

 

25.04.2004 (на сессии МВФ и Всемирного банка)

 

- Договор (Киотский протокол. - Известия) похож на Госплан, ГУЛАГ, Освенцим с позиции сокращения экономического потенциала страны.

 

Киотский протокол может принести России миллиарды долларов

 

Маргот ВАЛЬСТРЕМ

 

19-20 февраля в московском Центре международной торговли состоится международный форум Перспективы участия России в глобальных рыночных механизмах Киотского протокола и привлечения инвестиций в энергоэффективные проекты, организованный совместно Российским союзом промышленников и предпринимателей и некоммерческой организацией Национальное углеродное соглашение. К настоящему времени Киотский протокол к рамочной Конвенции ООН об изменении климата ратифицировала 121 страна. Активное участие в мероприятии принимает Европейская комиссия.

 

Киотский протокол - слишком хороший шанс для России, и его было бы обидно упустить. Киотский протокол принесет стране деньги, поможет модернизировать промышленность и обеспечит устойчивое развитие сельского хозяйства.

 

Нет сомнений, что происходит потепление климата. За последнее столетие средняя общемировая температура повысилась на 0,6 градуса по Цельсию. По предположениям ученых, к 2100 году температура повысится так же на 1,4-5,8 градуса. Кажущиеся небольшими повышения будут иметь разрушительные последствия, подобные тем, которые мы наблюдали по всему миру в прошлом году. В Европе около 20 000 людей умерли от жары, на юге полыхали лесные пожары, в нескольких странах произошли сбои в энергоснабжении.

 

Научные подтверждения глобального потепления заставили 121 страну ратифицировать Киотский протокол 1997 года. Последней стала 4 февраля Украина. Протокол обязывает эти страны снизить выбросы парниковых газов, образующихся главным образом в результате сжигания ископаемого топлива.

 

После выхода США из протокола для введения его в силу необходимо, чтобы его ратифицировала Россия. Что она от этого выиграет?

 

Во-первых, предотвратит те многозначительные последствия, которые глобальное потепление будет иметь для самой России. Таяние вечной мерзлоты на севере нанесет ущерб инфраструктуре, строениям и железным дорогам. На юго-западе России, где выращивается наибольшая часть урожая, летняя жара и засуха станут более частым явлением.

 

Во-вторых, ратифицировав протокол, Россия продемонстрирует готовность стать главной движущей силой в работе по борьбе с глобальным потеплением, обеспечив себе доминирующее положение.

 

В-третьих, в результате экономического спада в 90-х годах выбросы парниковых газов в России в настоящее время на 30% ниже уровня 1990 года. Протокол требует, чтобы Россия в среднем не превышала эти показатели в течение 2008-2012 годов.

 

В-четвертых, что так же важнее, это означает, что Россия сможет продавать неиспользованные эмиссионные квоты, например, Японии или ЕС, на которые будет оказываться серьезное давление в отношении выполнения ими требований, установленных Киотским протоколом. Суммы могут составить миллиарды долларов.

 

В-пятых, Киотский протокол даст принцип. возможность всем участвующим правительствам добиться снижения выбросов в других странах и рассчитать сокращения в соответствии со своими целями. Российским производителям тепла и электроэнергии, и нефтяным и газовым компаниям предстоит повысить энергоэффективность, чтобы стать конкурентоспособнее и содействовать президенту Владимиру Путину в выполнении амбициозной задачи экономического роста. Киотский протокол может принести этим отраслям российской промышленности прямые инвестиции и новые технологии стоимостью до 10 миллиардов долларов. Поэтому крупные компании и объединения, такие, как Газпром, РАО ЕЭС России и РСПП, высказываются в пользу протокола.

 

Тем не менее российский президент и правительство пока занимают осторожную позицию и щепетильно изучают протокол: не станут ли дальнейшие задачи слишком дорогими для России? Этого не произойдет. Ратифицируя протокол, Россия не берет на себя обязательств в отношении каких-то новых целей. Когда начнутся переговоры об этапе после 2012 года, Россия сможет влиять на эти переговоры как полноправный член Конвенции ООН об изменении климата и протокола к ней.

 

Земля в противогазе

 

В. Агламишьян, К. Фрумкин

 

В среду на Земле вступил в силу Киотский протокол. Он ограничивает промышленные выбросы в атмосферу. Без участия России протокол не мог бы вступить в силу, и сейчас его действие никак не отразится на экономике страны. Но уже через несколько лет, по мнению экспертов, протокол может привести к закрытию предприятий и к замедлению экономического роста в России.
Обсуждение Киотского протокола в России было настолько бурным, что дело доходило до скандалов. Убежденный противник этого документа Андрей Илларионов даже покинул пост представителя президента в большой восьмерке после того, как Владимир Путин подписал этот документ. Да и сам президент был весьма осторожен, говоря о протоколе, и долго отказывался его подписывать. По мнению экспертов, окончательное решение было принято только после того, как России пообещали крупные преференции. Например, поддержку при вступлении во Всемирную торговую организацию.

 

Торговаться по поводу Киотского протокола Россия могла по-крупному. Дело в том, что без нее документ не мог вступить в силу. В соответствии с протоколом его участники должны бороться с выбросами парниковых газов и к 2012 году довести объемы выбросов до уровня 1990 года. По оптимистическим прогнозам Минэкономразвития, нам ничто не угрожает, и Россия даже сможет продавать неизрасходованные квоты за границу. но главный противник Киотского протокола, президентский советник Андрей Илларионов уверен, что в ближайшие 5 лет выбросы газов в России достигнут критического уровня 1990 года, а потом Россия должна будет сама где-то покупать квоты. Меры, предлагаемые на данный момент британским и другими европейскими правительствами, означают необходимость сокращения экономического потенциала России примерно на 70-80% по сравнению с 1990 годом, - заявил Андрей Илларионов Известиям. - Единственный способ сократить эмиссию углекислого газа - прекратить использование энергии.

 

Глобальное потепление президентского советника не беспокоит. Повышение температуры воздуха на 0,6 градуса Цельсия в течение XX века несопоставимо с колебаниями температуры в пределах 10-15 градусов за столетие в историческом прошлом планеты, - сказал он.

 

Во вторник Минэкономразвития объяснило, как будет действовать протокол в нашей стране. Чиновники внесли в правительство комплексный план действий по реализации в нашей стране Киотского протокола. Как пояснил замдиректора департамента земельных и имущественных отношений экономики природопользования МЭРТа Всеволод Гаврилов, важнейшим индикатором выполнения Россией требований протокола станет увеличение эфф. использования топлива при производстве электроэнергии. На электростанциях РАО ЕЭС России к 2008 году этот показатель должен вырасти на 8% по сравнению с 2004 годом.

 

МЭРТ воспользовался Киотским протоколом как поводом для закрепления своей политики в отношении естественных монополий. План действий предусматривает появление независимых поставщиков в энергетике и - что особенно важно - в газовой отрасли. В энергоотрасли доля независимых от РАО ЕЭС производителей должна увеличиться к 2008 году фактически в два раза. А не входящие в структуру Газпрома газовые компании должны к этому моменту производить на треть больше, чем сейчас.

 

Безусловным достоинством Киотского протокола является то, что он может заставить Россию наконец-то экономить энергию - все - таки энергоемкость российского ВВП в 10 раз выше японского. Во вторник, накануне вступления протокола в силу, Гринпис России опубликовал доклад, в соответствии с которым потери энергии в России составляют до 40% всего потребления. Это сравнимо с объемом всей экспортируемой из России нефти. К тому же выгоду от Киотского протокола Россия может получать не только благодаря продаже квот. По условиям документа компании-загрязнители могут выбирать: снижать собственные выбросы или вкладывать деньги в международные экологические проекты. Правда, как считает эксперт Института Европы РАН Сергей Рогинко, получить европейские экологические деньги России будет весьма трудно. Одна Украина предлагает таких проектов на сумму, превосходящую потенциальный экологический бюджет всего Евросоюза.

 

Ратификация Киотского протокола до 2012 года будет безопасна для экономики РФ и не будет содержать барьеров для экономического роста, - утверждает Всеволод Гаврилов. Что будет дальше - неизвестно. По словам эксперта, при ратификации протокола Россия сделала специальное заявление, что ее возможное участие в протоколе после 2012 года будут зависеть от дальнейших переговоров.

 

Однако, по мнению Андрея Илларионова, выйти из киотской системы будет не так просто, особенно если Россия успеет продать за рубеж квоты на чистый воздух. В этом случае, - считает президентский советник, - нам могут быть предъявлены обвинения в моральной нечистоплотности как стране, которая получила определенное финансирование на первом этапе действия Киотского протокола и попыталась выйти из него на втором или на последующих этапах. Выйти из Киотского протокола нам будет гораздо труднее. Наш выход может быть обусловлен введением дополнительных санкций и ограничений по сравнению с другими участниками.

 

Россия определила судьбу протокола

 

Киотский протокол накладывает на 106 стран ограничения на выброс в атмосферу парниковых газов. История документа началась в 1992 году, когда 190 государств подписали рамочную конвенцию ООН об изменении климата. Свое новое название он получил после конференции в японском Киото, когда несколько государств - Япония, Канада и США - взяли на себя обязательство сократить выбросы в атмосферу. но дальнейшая судьба Киотского протокола зависела от ратификации в каждой стране. Вступить в действие он мог только после его ратификации Россией, поскольку протокол предусматривает участие стран, чьи выбросы составляют не менее 55% от общемировых. А США, на долю которых приходится 36% мировых выбросов, не ратифицировали документ.

 



Тарифное регулирование в топливн. ИНИЦИАТИВЫ ЕЭК В ОБЛАСТИ ЭНЕРГЕТИКИ. Энергетический кризис в Калифорнии. Энергосервисная компания.

На главную  Теплоизоляция и экономия энергии 





0.0036
 
Яндекс.Метрика