Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Теплоизоляция и экономия энергии 

Малая энергетика

Алла Прохорова

 

Споры заинтересованных сторон о том, является ли единая энергетическая система страны благом, доставшимся нам в наследство от советской власти, или пережитком прошлого, от которого нужно немедленно избавиться, не прекращаются на протяжении нескольких лет. Столько же времени обсуждается проблема: создавать ли достойного конкурента нашему дорогому и всеми любимому РАО ЕЭС России в лице малой и нетрадиционной энергетики или же это подорвет энергетическую безопасность государства. Пока депутаты Государственной думы, государственные чиновники, ученые-энергетики продолжают спорить по данной проблеме, вопрос начал решаться стихийно.
Верхи - не могут, низы - не хотят

 

Создалась прямо-таки классическая революционная ситуация: верхи - не могут, низы - не хотят. С одной стороны - РАО ЕЭС России, которое в своей программе энергосбережения провозгласило принцип широкого управления спросом потребителей и с восторгом претворяет его в жизнь весьма немудреным способом - цены - вверх, рубильник - вниз. С другой стороны - все потребители, от простых граждан до крупнейших промышленных предприятий, пытающихся выползти из-под пресса РАО ЕЭС России, создавая автономные системы энергообеспечения (закупая, кто небольшие дизельные электрогенераторные установки, кто - мощные газотурбинные установки).

 

К настоящему моменту стихийное развитие альтернативной энергетики породило такое количество проблем, что, на наш взгляд, возникла острая необходимость их правового решения. Как справедливо заметил Владимир Гусев, возглавлявший комитет по промышленности, строительству, транспорту и энергетике в Государственной думе прежнего созыва, Основная цель принятия нормативного акта состоит в том, чтобы, уловив тенденции, придать сложившимся в какой-то сфере общественным отношениям характер системы. А сложившиеся к настоящему моменту отношения требуют прежде всего законодательного оформления следующих вопросов: закрепление равных прав всех производителей электроэнергии; обязательная покупка электроэнергии, произведенной на малых электростанциях, централизованной энергосистемой; обязательное лицензирование деятельности в сфере нетрадиционной и малой энергетики; стандартизация и сертификация оборудования, методов и средств производства, преобразования, передачи, накопления и распределения нетрадиционной и малой энергетики; определение нормативных экологических параметров для оборудования малой и нетрадиционной энергетики; сохранение дотаций на завоз энергоресурсов для регионов страны, не обеспеченных ими, за счет централизованного энергоснабжения; предоставление налоговых и таможенных льгот для комплектующих продуктов и запасных частей к энергооборудованию, импортируемому на территорию Россию и т. д.
Из истории вопроса

 

Не следует полагать, что проблема законодательного подтверждения статуса малой энергетики возникла внезапно в конце 90-х годов. так же в 1993 году в Министерстве топлива и энергетики Российской Федерации была разработана Концепция развития и использования возможностей малой и нетрадиционной энергетики в энергетическом балансе России (далее - Концепция). Именно в этой Концепции было четко определено, какие энергообъекты относить к малой, а какие к нетрадиционной энергетике. До этого стандартизованных и общепринятых понятий не существовало.

 

При этом в Концепции, к разработке которой были привлечены ведущие специалисты в области энергетики, отмечалось, что для реализации поставленных задач необходимо создать нормативно-правовую базу отрасли.

 

Почему же вопрос о законодательном регулировании малой и нетрадиционной энергетики до сих пор не решен?

 

При решении этого вопроса столкнулись представители двух точек зрения. Одна из них предполагает самостоятельное существование малой и нетрадиционной энергетики, создание независимых локальных энергосистем, которые смогли бы создать конкурентную среду в электроэнергетике. Сторонниками этой позиции выступают региональные власти и производители.

 

Другая точка зрения, которую поддерживают, несмотря на существующие внутренние разногласия, РАО ЕЭС России и Министерство энергетики РФ, заключается в том, что страна должна сохранить единую энергосистему, т. е. малая и нетрадиционная энергетика должна стать ее составной частью.

 

Вследствие этих разногласий в Государственной думе в течение нескольких лет проходили слушания различных проектов законов: О малой энергетике, О нетрадиционной энергетике, О малой и нетрадиционной энергетике и др. Некоторые из этих проектов законов не только рассматривались, но даже и принимались в первом и втором чтениях, но, как это часто у нас бывает, ни один из них так и не был окончательно принят. Это наглядно демонстрирует, насколько серьезно эти проблемы затрагивают групповые интересы крупнейших участников российского рынка энергетики (РАО ЕЭС, Газпром, федеральные органы власти в лице Министерства энергетики РФ и региональные администрации).
За и против

 

Мы встретились с некоторыми участниками сводной рабочей группы по созданию Концепции, и участниками обсуждения законов о развитии малой и нетрадиционной энергетики в Государственной думе, чтобы обсудить проблему создания и принятия нормативно-правовой базы в этой области. И, что характерно, среди них не нашлось ни одного откровенного противника малой и нетрадиционной энергетики, и противников узаконивания их существования.

 

Бушуев Виталий Васильевич, директор Института энергетической стратегии

 

- Нужен ли отдельный закон о малой и нетрадиционной энергетике и почему?

 

- Мне бы не хотелось противопоставлять проблемы энергосбережения и проблемы малой энергетики, ориентированной на использование местных энергетических ресурсов. Прежде всего, не следует понимать энергосбережение как задачу экономичности везде и во всем, экономичности любой ценой, даже ценой потери качества продукции. Мне представляется, что энергосбережение и малая энергетика это две стороны одной медали. Речь должна идти об оптимизации использования электроэнергии, а не о преобладании одного направления развития энергетики над другим.

 

и в настоящее время подготовлен проект программы, которая объединяет эти два направления развития отрасли, и называется он Энергоэффективность экономики.

 

В этом проекте наряду с развитием большой энергетики России предусматривается развитие малой энергетики, создание локальных энергосистем, что особенно важно для отдаленных районов, куда невыгодно прокладывать высоковольтные линии электропередач (а в некоторых случаях это вообще невозможно). Поэтому самостоятельный закон, стимулирующий развитие малой энергетики, необходим, особенно для нетрадиционной энергетики, которая, в силу своей маломасштабности, экономически уступает большой энергетике.

 

- В чем же вам видятся преимущества малой электроэнергетики?

 

- Во-первых, следует отметить психологический аспект: производство электроэнергии вплотную приближено к потребителю, который чувствует ответственность за состояние электростанции и за использование электроэнергии. Характерный пример такого хозяйского подхода к местным электростанциям демонстрирует Чечня, где во время боевых действий не было разрушено ни одной малой электростанции. Местные жители их защищали как зеницу ока. Или другой пример, в Челябинске в областной больнице решили восстановить старую котельную и переоборудовать ее для производства электроэнергии. Это было сделано с целью получить независимость от местных энергетиков, которые в сентябре, в самый пиковый операционный сезон, не включают в больнице отопление, потому что у них это не запланировано. малая энергетика обеспечивает независимость потребителя.

 

Во-вторых, подкупает быстрая окупаемость небольших энергетических установок - два-два с половиной года. В настоящее время инвестор гораздо охотнее вложит деньги в проект, который окупается за такое короткое время. А вот в строительство крупных электростанций реально вкладывать деньги может только государство или весьма крупный инвестор.

 

Самое разумное, на мой взгляд, это ориентировать отрасль на использование централизованных и локальных энергетических систем и в каждом конкретном случае рассматривать наиболее приемлемое их сочетание. Для одних потребителей (или регионов) необходимы крупные поставщики электроэнергии. Например, для алюминиевого комбината в Красноярске необходим такой крупный производитель электроэнергии, как Саяно-Шушенская ГЭС. А для других - небольших предприятий или неэнергоемких производств - вполне достаточно электроэнергии от небольших местных электростанций.

 

В-третьих, созданием локальных энергетических сетей решается проблема конкуренции.

 

- Зачем же все-таки нужен закон?

 

- Поскольку энергообеспечение страны (и промышленности, и населения) - проблема государственного масштаба, точно так же, как и проблема энергобезопасности, то роль государства в определении правил, по которым должна развиваться электроэнергетика, является ключевой, и было бы неразумным отдавать эту важнейшую в экономике отрасль на откуп частным лицам, не заинтересованным в стратегическом развитии энергетики. Поэтому целесообразно разработать закон, обязывающий администрацию районов развивать малую энергетику, т. е. определить процент малой энергетики в регионе. Это будет стимулировать рост спроса на оборудование для малых электростанций, соответственно, предприятия, выпускающие это оборудование, смогут перейти на его серийное производство, что позволит снизить себестоимость и цены и сделать малые электростанции не просто выгодными, а весьма выгодными.

 

Ильин Анатолий Афанасьевич, президент Российской ассоциации малой и нетрадиционной энергетики

 

- Почему проблема малой энергетики стала такой актуальной?

 

- Интерес к данной проблеме обусловлен не только тем, что значительная часть территории нашей страны лишена централизованного энергоснабжения, но и стремлением уйти от диктата естественных монополистов, непомерных затрат на транспортировку, использовать более дешевые местные ресурсы.

 

Следует отметить, что в Советском Союзе в развитии электроэнергетики делался упор на строительство гигантских гидроэлектростанций, атомных электростанций, и на строительство протяженных линий высоковольтных передач и трансформаторных станций. но при функционировании гигантских электростанций и при передаче электроэнергии на большие расстояния имели место громадные потери электроэнергии, что в конечном итоге сильно снижало эффективность производства в отрасли.

 

Знакомство же с опытом развития энергетики за рубежом убеждает в необходимости наряду с крупными централизованными энергосистемами развивать локальные энергосистемы в регионах, используя для этих целей самые различные виды топлива.

 

Современное положение дел в электроэнергетике только укрепляет в этом мнении. Так, многие крупные электростанции, несмотря на высокие тарифы на электроэнергию, находятся в плачевном состоянии. У них нет средств на ввод новых мощностей, на обновление устаревшего оборудования, а иногда даже на проведение текущего ремонта и профилактических работ. А что касается строительства новых крупных электростанций, то об этом в настоящее время и говорить не приходится. Найти частного инвестора, который вложил бы огромные деньги в осуществление проекта и затем ждал добрый десяток лет, когда окупятся его затраты, невозможно. Такие проекты, осуществляются при активной финансовой поддержке государства, что в настоящее время также невозможно.

 

На этом фоне преимущества малой и нетрадиционной энергетики очевидны. На сооружение ее объектов нужны, сравнительно небольшие средства, которые могут предоставить частные предприниматели. Объекты малой энергетики быстро окупаются, особенно, если они работают на местных ресурсах.

 

- Какие проблемы малой энергетики должныбыть решены при принятии закона в первую очередь?

 

- Малая энергетика нуждается в законодательной защите - это не подлежит сомнению. Во-первых, предприниматели весьма неохотно вкладывают средства в проекты, законодательный статус которых не определен. Во-вторых, и это весьма важно, все излишки электроэнергии, произведенные на частной электростанции, должны покупаться централизованной энергосетью в обязательном порядке. В противном случае производство электроэнергии частными предпринимателями на электростанции малой мощности может стать абсолютно невыгодным, и идея погибнет на корню.

 

Кроме того, хотелось бы, чтобы в законе была определена ответственность региональной администрации перед населением за обеспечение электроэнергией в полном объеме и по стандартам местных условий, и ее права и обязанности по созданию региональных энергосетей, значит в законе должна быть отражена финансово-экономическая сторона вопроса.

 

Михайлов Сергей Алексеевич, заместитель руководителя департамента Министерства энергетики РФ

 

- В каком направлении должна развиваться электроэнергетика, и, соответственно, законодательная база в этой области?

 

- Полагаю, что в настоящее время основное внимание должно быть уделено решению проблемы энергосбережения. Все про нее знают, и ничего нового я здесь, не скажу, кроме того что в энергетической стратегии развития России до 2020 года развитие нашей экономики невозможно без энергосбережения. В этой стратегии записано, что Россия к 2020 году должна сберегать ежегодно до 400 миллионов тонн условного топлива для того, чтобы снизить энергоемкость нашей продукции и обеспечить ее конкурентоспособность.

 

У нас на этот счет есть несколько мнений. Когда создавалась Программа по энергосбережению до 2020 года, мы думали, что развитие малой и нетрадиционной энергетики станет составной частью этой программы. но есть и другое мнение, и даже у нас в министерстве, что малая и нетрадиционная энергетика - независимое направление и должна существовать и развиваться обособленно, независимо от Программы энергосбережения. Сторонники такого подхода считают, что должен быть принят самостоятельный закон по малой и нетрадиционной энергетике. Некоторое время назад в министерстве даже рассматривался проект такого закона, но в конечном итоге проект закона, предложенный министерством, был сформулирован не по малой энергетике, а по нетрадиционной, и назывался О государственной поддержке нетрадиционной энергетики. При этом руководствовались тем, что во всем мире именно нетрадиционная энергетика дотируется государством. Этот проект закона был рассмотрен в Государственной думе, но по ряду причин не был поддержан. На тот период времени, когда он рассматривался, было нереально выполнить отдельные положения этого закона, в которых говорилось о государственных дотациях и государственной поддержке в виде льгот для производителей и потребителей оборудования нетрадиционной энергетики.

 

- И все-таки должен ли быть принят отдельный закон о малой энергетике?

 

- Я считаю, что малая и нетрадиционная энергетика должна рассматриваться как составная часть закона по энергосбережению, а не как самостоятельная отрасль энергетики.
Заключение

 

Сколько бы ни пытались сторонники единой энергетической системы поставить под контроль развитие малой и нетрадиционной энергетики, рано или поздно рыночная экономика сделает свое дело - энергетическая монополия будет разрушена.

 

Создание локальных энергетических систем в отдельных регионах и автономных систем энергообеспечения на отдельных предприятиях наглядное тому подтверждение. Возникновение здоровой конкуренции позволяет снизить затраты на производство продукции и обеспечить равные права нашим производителям на мировом рынке.

 

Нам известны замечательные примеры того, как одно только намерение создать собственную электростанцию в корне меняло ситуацию на рынке электроэнергии. Так, руководство Новосибирского оловянного комбината, замученное непосильными тарифами на электроэнергию, приняло решение о строительстве собственной турбинной электростанции и приступило к подготовке проекта. Подобные действия побудили местное руководство РАО ЕЭС России немедленно снизить тарифы. В результате на комбинате заметно уменьшилась себестоимость продукции, которая стала конкурентоспособной не только на внутреннем, но и на мировом рынке, спрос на продукцию комбината позволил повысить объемы производства, что в итоге увеличило прибыли не только комбината, но и энергетиков. И этот пример далеко не единственный.

 

Мы убеждены, что необходимо как можно быстрее узаконить существование формирующейся на наших глазах российской малой энергетики, и не важно, как будет называться закон, ибо стихийное развитие малой и нетрадиционной энергетики порождает большое количество проблем, которые со временем решать будет все труднее и труднее.

 

Источник: archive.expert.ru

 



TRACE MODE в GSM-телемеханике те. Проблема оснащения водосчетчикам. Как сделать дом теплым. С.

На главную  Теплоизоляция и экономия энергии 





0.0194
 
Яндекс.Метрика