Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Теплоизоляция и экономия энергии 

Кризис диктует свои правила игры

Франция во многом является эталоном проведения продуманной единой политики в области энергетики и экономики. Эта страна - пионер электроэнергетики в мире: так же в 1877 году П.Н.Яблочков наладил освещение некоторых общественных заведений в Париже. К началу ХХ века во Франции начато строительство ГЭС, а усилиями М.Депре (1843-191 создана единая энергосистема, причем на средства семейства Ротшильдов.

 

Пристальное внимание государства к вопросам энергетики объяснялось нехваткой у Франции энергетических запасов. За исключением гидроресурсов, страна была не в состоянии удовлетворить потребности экономики за счет собственного сырья. Поэтому зависимость от внешних источников возрастала непрерывно, вплоть до кризиса 70-х годов. Только государственное регулирование экономики позволило полностью ее перестроить и ликвидировать последствия кризиса.

 

Следует сказать, что с 1946 года как производство, так и снабжение энергией осуществлялось государственными корпорациями. Размеры инвестиций и цены на внутреннем энергетическом рынке также устанавливались государством. Вопросы энергетики занимали почетное место в парламентских дебатах.

 

Заслуживает внимания правовая основа государственного регулирования энергетики во Франции. Согласно конституции 1958 года и действующему законодательству все подземные минеральные богатства являются национальным достоянием, и права на их использование принадлежат государству. Закон о монополии государства на импорт и распределение нефти был принят так же в 1928 году и действует до сих пор. Закон стимулировал национальную нефтепереработку, геологическую разведку и разработку нефтяных месторождений за рубежом. Согласно закону государство контролировало ввоз нефти и нефтепродуктов через выдачу лицензий. Законом же был создан Национальный фонд нефтепродуктов - в размере трехмесячного потребления. Законом предусматривалась транспортировка нефти исключительно под национальным флагом.

 

По мнению профессора Вашингтонского университета Харви Фейгенбаума, система государственного регулирования энергетики Франции защищала интересы компаний в ущерб потребителю. В частности, это выражалось в более высоких ценах на первичные энергоресурсы на французском рынке, нежели на рынках других стран-импортеров. Вместе с тем такая ситуация способствовала и усилению конкуренции: рынок Франции стал весьма привлекателен для нефтяных компаний Европы и Америки.

 

На энергетический сектор в 70-е годы приходилось 12 процентов всех государственных инвестиций во Франции. Первостепенной задачей энергетической политики становилось обеспечение стабильных пост * энергоресурсов из-за рубежа и централизованное снабжение энергией экономики, чтобы сохранить ее конкурентоспособность. Решение этой задачи подразумевало стимулирование инвестиций в энергосберегающие технологии, развитие производства энергии за счет внутренних ресурсов. А поскольку в результате нефтяного кризиса 1973 года цены на нефть к концу года возросли примерно в пять раз, то выход из кризиса виделся в снижении энергоемкости и сокращении потребности в нефти. Сама по себе задача оказалась весьма сложной, так как энергоемкость французской промышленности и до кризиса была сравнительно невелика. Конкретные антикризисные меры, предпринятые в 1974 году, были выражены в парламентском законе, в котором, в частности, оговаривались введение летнего времени, установление максимальной температуры в общественных зданиях, ограничение объема двигателей выпускаемых автомобилей и т.д.

 

При Министерстве промышленности и науки был создан новый орган - Агентство по экономичности энергии. Одной из основных его задач стала пропаганда экономичности энергии в быту и на производстве. Агентством была установлена специальная премия за экономию энергоресурсов.

 

Высокоцентрализованное управление экономикой во Франции позволило сосредоточиться на реализации крупнейшей в Европе и мире атомной программы. Согласно расчетам, АЭС должны были заменить нефть в электроэнергетике, заменой нефти в коммунальном хозяйстве становился газ, в промышленности - каменный уголь.

 

Второй нефтяной кризис - в 1979 году - поставил Францию на грань национальной катастрофы. Главной причиной всех невзгод французской энергетики в 70-е годы была зависимость от внешних источников энергоресурсов. В долгосрочной перспективе проблема могла решаться за счет бывших колоний. Франкоговорящие страны Африки были введены в единую франковую зону и опутаны множеством договоров об особых правах бывшей метрополии на разработку недр и т. п. Франция активно проникала на Ближний Восток, особенно тесно сотрудничая в 60-е годы с Ираком и Саудовской Аравией, пыталась наладить отношения с Алжиром и активно занимала антиизраильскую позицию.

 

Перспективы развития национальной энергетики стали заметной темой избирательной кампании 1981 года. Политика, принятая в 1973 году, оказалась объектом постоянной критики со стороны и левых, и правых. В 70-е годы ширилось движение зеленых, коньком которых был рост атомной энергетики. Основой энергетической программы зеленых стали децентрализация управления энергетикой и переход на более мягкие источники энергии. Потакание требованиям зеленых имело место и после выборов: сразу же было остановлено сооружение АЭС в Плогоффе (Бретань), а 5 строек АЭС заморожено до консультаций с местными властями.

 

В 1981 году парламент Франции утвердил новую энергетическую политику. Она, в частности, включала разработку каждым регионом собственного энергетического плана, создание региональных энергетических агентств, занимающихся освоением местных ресурсов и внедрением средств экономичности энергии, изменение юр. процедур принятия решений о сооружении новых энергетических предприятий с целью обеспечения большей роли общественного мнения.

 

В октябре 1981 года опубликована Программа энергетической независимости. Цель ее реализации - сокращение роли импортных энергоресурсов на 50 процентов до 1990 года. В программе заявлялось, что энергетическая политика есть важнейший фактор, определяющий экономический рост. Следовательно, необходима такая стратегия развития экономики, при которой уменьшается зависимость темпов роста экономики от количества потребляемой энергии.

 

Жискар д'Эстен делал упор на увеличение производственных мощностей, Миттеран - на управление потреблением энергии. Реализация программы означала в первую очередь переход к реальной экономичности энергии. Также предусматривалась координация энергетической и промышленных программ. Мероприятия по энергосбережению создавали, по предварительным расчетам, 300 тысяч новых рабочих мест.

 

В 1982 году была проведена дальнейшая централизация управления энергетикой: Агентство по экономии, Комиссариат солнечной энергетики и др. стали отделами французского Агентства по управлению использованием энергии. Цель создания агентства - стимулирование внедрения рациональных способов потребления энергии. Бюджет агентства на 1982 год составил 1,4 млрд. франков, из них 25 процентов резервировались на практическую реализацию НИОКР. Юридический статус агентства - государственная производственная и коммерческая организация. Программа предусматривала и финансовые рычаги воздействия на экономику: стимулирование энергосберегающих инвестиций в промышленность и государственное регулирование в отдельных отраслях энергетики.

 

В начале 80-х годов Франция столкнулась с перепроизводством электроэнергии, так как была возобновлена программа строительства АЭС. К 1989 году 71 процент энергии Франции вырабатывался на атомных станциях. Это сказалось и на внутреннем энергетическом балансе: доля электроэнергии в общем потреблении в 1982 году составляла 37,6 прцентажа против 31,6 в 1974 году.

 

Франция активно начала экспортировать электроэнергию, тем более что данный рынок был практически свободен от иностранной конкуренции. Рынок электрооборудования был также весьма благоприятным: 80 процентов реализации этого оборудования пришлось на французские фирмы.

 

80-е годы принесли новые проблемы: из-за резких колебаний цен на рынке первичных энергоресурсов предприниматели стали осторожничать с вложениями средств. Капитальные вложения в новое оборудование могли не оправдаться из-за конъюнктурных изменений. В результате в отраслях, где энергоемкость производства была невелика изначально, предприниматели стали обращать внимание на снижение трудоемкости производства в ущерб энергоэффективности.

 

Поэтому государству пришлось принимать меры для изменения структуры энергопотребления. Национальная компания Карбонаж де Франс в 1983 году создала собственную кредитную сеть для льготных займов в области внедрения углепотребляющего оборудования. Создан ею и гарантийный фонд для уменьшения риска предприятий, берущих кредиты.

 

Подводя итоги развитию французской энергетики в 70-е - 80-е годы, следует заметить, что в условиях жесточайшего сырьевого дефицита, проводя политику снижения энергозатратности производства, Франции удалось справиться с кризисом. В значительной мере это объясняется жесткой централизованной системой управления энергетикой и неоконсервативной стратегией развития энергетики и производства.

 



CLIVET. ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ. Кто в ответе за энергосбережение. Программное обеспечение и оборуд.

На главную  Теплоизоляция и экономия энергии 





0.0052
 
Яндекс.Метрика