Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Теплоизоляция и экономия энергии 

Мазут как топливо

Я.М.Щелоков

 

Мазут обладает рядом несомненных качеств как топливо:

 

Высокая теплотворность -9500 ккал/кг.

 

Малое золы -0,3-0,5%.

 

принцип. возможность получения светящегося пламени, обеспечивающего высокий радиационный теплообмен в топочном пространстве.

 

принцип. возможность организации при определенных условиях, его сжигание в малых по габаритам топках.

 

Но мазут, как топливо, имеет ряд серьезных недостатков:

 

Нестабильный состав каж­дой партии мазута - от близкого к нефти до преимущественно в виде высоковязких крекинг-остатков. В последнем случае быстро закоксовываются форсунки, затягивается цикл горения.

 

Повышенные требования к технике безопасности. Например, температура вспышки не выше 100-120°С.

 

Высокое серы, около 3,5%>

 

Высокая температура засты­вания +(25-30 °С).

 

Высокая цена, особенно в последнее время.

 

Но, на наш взгляд, наиболее существенные недостатки мазута следующие: неудобство в эксплуатации, вызванное многоступенчатостью в подготовке мазута к использованию: разогрев, слив, организация хранения без расслоения на мазут и воду, разогрев и перемешивание в баках, транспортировка по трубопроводам, дополнительный по­догрев перед форсунками, распыл, сжигание, предотвращение коррозионных циклов в котлах и экологических последствий по составу выбросов в атмосферу и по сливу замазученных вод, обеспечение требований техники безопасности. И по каждому этапу подготовки и использования должно быть обеспечено высокое качество исполнения. Это требование не допускает исключений.

 

Высокозатратный механизм использования мазута:

 

- только норматив тепловых потерь на собственные нужды более 10% (у природного газа - 3%);

 

- затраты электроэнергии на перекачку;

 

- дополнительный персонал на слив мазута, организацию его хранения и т.д.;

 

- повышенные температуры для дымовых газов за котлом, для снижения их коррозионной активности и др.

 

То есть мазут требует к себе ответственного, квалифицированного и трезвого отношения на всех этапах его использования.

 

Подготовка мазута к сжиганию

 

Подготовка мазута к использованию опять начинается с одной из самых важных операций - разогрев его в цистернах и слив для хранения. Разогрев в этом случае производится подачей свежего пара в слой мазута с помощью штанг или гибких металлических рукавов. При этом происходят большие утечки пара и обводнение мазута. Причем основная часть влаги попадает в мазут в период зачистки цистерн. За это время мазут обводняется на 2-4,5%. Основные показатели работы устройств при разогреве мазута марки М-100 свежим паром с параметрами 12 ати и 280°С (объем цистерны 50 м3, температура воз­духа-10°С):

 

- Обеспечение оптимальной температуры для слива не ниже 60°С при общем расходе пара на цистерну около 2,7 тонны при про­должительности слива - 5,5 часов.

 

В случае применения пара с более низкими параметрами его расход увеличивается на 15-20%.

 

В этом случае большую часть топлива до начала зачистки цистерны рек. сливать в основные мазутные резервуары. А обводненный мазут при зачистке цистерны сливать в специальный промежуточный бак. В этом случае количество конденсата, подаваемого с топливом в основные мазутные резервуары, можно сократить в 2-5 раз, т.е. уменьшить обводненность до 0,5-1,0%. Такое разделение топлива по влажности позволит дифференцирование подойти к вопросу организации его сжигания. Вода в мазуте влияет на эффективность его использования. В случае подачи в форсунки плохо перемешанного обводненного мазута наблюдаются пульсации горения, которые приводят и к срыву пламени. Наблюдается также перерасход топлива за счет недожога.

 

Вместе с тем при сжигании мазута с хорошо диспергированной в нем водой, при ее содержании 5-10% и даже более, усиливается эффективность распыливания, повышается устойчивость горения, снижается вредных выбросов (оксиды азота, углерода и др). Поэтому при подготовке мазута к сжиганию следует обеспечить:

 

- невысокое (до 3%) воды в мазуте;

 

- глубокое перемешивание воды с мазутом;

 

- необходимые температуры подогрева мазута.

 

О снижении содержания воды было сказано выше. При невысокой степени обводнения необходимое перемешивание мазута можно обеспечить при реализации циркуляционного его подогрева. В этом случае топливо из резервуара подается насосом в специальный внешний подогреватель и затем подогретым возвращается в резервуар. При наличии подогревателей внутри бака, достаточна организация рециркуляция мазута в баке перед подачей его к форсункам.

 

Желателен дополнительный подогрев мазута перед форсунками, особенно при механическом распыливании. Но при этом следует следить за тем, чтобы трубы теп­лообменника обеспечивали необ­ходимую паровую плотность, для избежания дополнительного обводнения мазута.

 

Параметры температурного режима при подогреве мазута приведены в табл.1.

 

На всех этапах подготовки мазута должна быть обеспечена принцип. возможность замера и контроля его температуры.

 

Мазутопроводы

 

Для исключения забивания мазугопроводов и особенно форсунок следует предусматривать установку фильтров грубой и тонкой очистки. Должен быть обеспечен 100% запас по их пропускной способности.

 

Размеры подводящих мазутопроводов зависят от расхода топлива (см. табл. .

 

При расчете подводящих паро- и воздухопроводов рек. принимать следующие скорости движения среды (м/с): для насыщенного пара 20-30, перегретого пара 30-60, вентиляторного и компрессорного воздуха - соответственно 10-15 и 15-20.

 

Трубопроводы мазута прокладываются со спутниками-паропроводами в одной изоляции. Обязательно предусматривать принцип. возможность продувки мазутопроводов паром.

 

Сжигание мазута

 

Температурные параметры мазута перед его сжиганием указаны в табл. В котлах для распыла мазута используются паровые (паромеханические) или механические форсунки. Какие требования по их выбору?

 

В настоящее время на котлах чаще всего предусматривается установка механических форсунок. Минимально допустимое давление мазута перед ними - 18 атм. В табл.3 приводятся необходимые размеры сопла форсунки в зависимости от расхода мазута (давление мазута 18 атм).

 

Диаметр выходного сечения мазутного сопла следует прини­мать во избежание засорения и закоксовывания не менее 3 мм, даже если по расчету получено меньшее значение. значит все форсунки с расходом менее 500-550 кг/ч должны иметь сопло не менее 3 мм диаметром, и следовательно должныбыть по своей конструкции паромехаиическими или паровыми с расходом пара до 10% от расхода мазута. v мазу­та из сопла должна быть около 60-80 м/с. В случае применения на во­догрейных котлах паромеханических форсунок следует максимально ограничивать расход пара для избежания сернистой коррозии экранных труб.

 

Из табл. 3 видно также, что при изменении диаметра сопла на 0,5 мм расход мазута увеличивается с 500 до 680 кг/ч, значит фактически на 40%. Поэтому необходима обязательная тарировка форсунок на стенде при подаче воды, что позволяет:

 

- подобрать форсунки, одинаковые по расходу;

 

- обеспечить визуальное качество распыления;

 

-определить угол раскрытия факела;

 

- обеспечить соответствие расхода топлива через форсунку требуемому по параметрам горелки (котла).

 

Скорость воздуха в горелке должна быть около 40 м/с. В этом случае удается избежать химического недожога. Целесообразно при этом обеспечивать высокую степень турбулентности воздушного потока из горелки (применение лопаточных аппаратов). В этом случае обеспечивается отсутствие механического недожога. Целесообразен также и подогрев воздуха до температуры 15б-200°С.

 

Для горелок с расходом мазута 450 - 550 кг/ч длина факела в топке не должна превышать 2,5 м. Если длина факела больше, следует искать причину (распыл плохой, форсунка нетарированная и т.д.). Допускается увеличение визуальной длины факела примерно на 1 м на каждые 200 кг/ч роста расхода топлива через горелку. Мазутный факел не должен ударять в обму­ровку и тем более в поверхности нагрева. Это недопустимо.

 

На мазутных котлах обязательно необходимо обеспечить безнакипный режим работы котлов за счет умягчения воды или обработки ее антинакипином СК-11 Одно только это позволяет снизить расход топлива на 20-25%, сократить объем ремонтных работ.

 

Если на мазутном котле имеются конвективные поверхности нагрева, воздухоподогреватель, то температура уходящих газов не должна быть ниже155- 160 °С с целью избежания сернокислотной коррозии. Недопустимы локальные переохлаждения труб, металлической обмуровки и тд. за счет приеосов холодного воздуха в газоход и т.п. В этих местах неизбежны коррозионные повреждения.

 

Заключение

 

В советское время мазут был нормативно (в СНиП, ОСТ, ГОСТ) прописан как основное, резервное, аварийное, технологическое топливо. В результате появилось большое число объектов, где мазут был единственным и незаменимым топливом. Что и пытаются многие сохранить до сих пор. Но ситуация в корне изменилась:

 

-стоимость на мазут в 3-5 раз выше средней по топливам;

 

-мазут не распределяется, а приобретается на т.н. рынке;

 

- использование его становится многозатратным (большие собственные нужды, высокое серы и т.д.).

 

Поэтому мазут практически по всем своим параметрам не отвечает требованиям, которые должно обеспечивать одновременно основное и резервное топливо. Отсюда следует:

 

- эксплуатация теплоисточников, на которых мазут и основное и резервное топливо не может быть надежной с позиции исклю­чения чрезвычайных ситуаций;

 

- мазут теперь сам требует наличия резервного топлива, а в отдельных случаях и полной его замены на местные виды топлив.

 

В табл. 4 для сравнения приве­дены примерные показатели работы водогрейной котельной с котлами с номинальной мощностью 6,5-10 Гкал/час в зависимости от вида сжигания топлива. Экономические показатели местных видов топлив выше, чем по угольному топливу, да и мазуту, а по экономическим показателям у местных топлив потенциальная вредность (опасность) продуктов сгорания находится практически на уровне опасности продуктов сгорания природного газа.

 

Источник: www.rosteplo.ru

 



Интервью с Томасом Нехаусом. Власть. Концепция создания экопоселения. Проведение энергосберегающей пол.

На главную  Теплоизоляция и экономия энергии 





0.0061
 
Яндекс.Метрика