Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Теплоизоляция и экономия энергии 

Думы об АЭСКО

Тарновский М.В.,
директор ЧЭФ ОптимЭнерго

 

АЭСКО обеспечила нам общение единомышленников-профессионалов, но мы ждем от неe большего, а именно протекции наших профессиональных интересов и помощи в становлении нового бизнеса. А его состояние сейчас таково, что мы вынуждены делать полезную и сложную работу за гроши и не брезговать такой малоквалифицированной работой, как наладка котлов, паспортизация и нормирование.

 

Для того, чтобы владеть ситуацией на ниве энергосбережения нам необходимо, как на любом рынке, определять динамику потенциала нашего рынка, разрабатывать собственные стратегии продвижения своего продукта, знать кому и за сколько мы можем продать результаты своего труда.

 

Давайте разберемся с объемами рынка, кто наш покупатель, что он должен у нас покупать и почем. Что должно им двигать в решении воспользоваться нашими услугами? Что необходимо предпринять, чтобы подвигнуть потенциальных заказчиков к нужному им и нам решению? Рынок наших услуг по официальным и не весьма официальным источникам у нас измеряется сотнями миллионов долларов, которые улетают в трубу, вытекают из труб и т.д. Следует ли из этого, что и всему нашему делу труба? Напротив. Но при таких деньгах нас не заказывают ни киллерам, ни на выполнение работ. Стоило бы разобраться, почему у нас, что-то не так, как в той сказке Кит и Кот, и все наоборот.

 

Первое и самое главное, что двигает любой бизнес это экономический интерес.

 

Например, выгодно ли вкладывать в энергосбережение со сроком окупаемости 1 год, когда есть более доходный и быстро окупаемый бизнес в 3-4 месяца? Разумеется нет.

 

Потому, что нет самих гарантий получения экономичности энергии, как и нет достоверных методик оценки экономии.

 

Мы все хотим, чтобы у нас было больше понимающих и заинтересованных заказчиков. На на данный моментшний день в энергосбережении экономически не заинтересованы производители и поставщики энергоносителей. Тарифы устанавливаются на единицу отпускаемого энергоресурса, а не на энергоуслугу, как таковую. Калькулируется в тарифе не услуга энергоснабжения, а лишь ее количественное выражение в гигакалориях, кубометрах, киловаттчасах. Это то же самое, что оценивать деятельность госпиталя по килограммам скормленных пациентам пилюль. Но пока снижение объемов продаж снижает прибыль производителей и поставщиков энергии. То же самое с предприятиями, ответственными за водоснабжение потребителей. Принятая система установления тарифов тормозит энергосбережение. Я не встречал продавца, ратовавшего за снижение объемов продаж своего товара. Дайте принцип. возможность или заставьте производителя и поставщика энергоресурсов предлагать и сбывать товар, который можно оценивать качественно и ситуация с энергосбережением в Украине изменится к лучшему. Без ущерба для своей финансовой деятельности энергокомпания сможет сосредоточиться на качественной стороне энергоснабжения. Надо ли пояснять, что результатом внимания к качеству энергоснабжения станет повышение уровня проплат. Потребителю продадут не кубометры и гигакалории, а комфорт, обеспеченный соответствующей температурой в помещении, или горячей водой в ванной все 24 часа в сутки. Желающих оплачивать такие условия будет, согласитесь, больше.

 

Другим неблагоприятным фактором является агрессивный агресс. маркетинг фирм, поставляющих энергоресурсы, при котором некоторой наличной суммой руководство предприятия подвигается к решению о закупках все большего количества энергоресурсов, что уже находится в противоречии не только с абстрактным энергосбережением, но и конкретными интересами предприятия. некоторым руководителям (это не горе-руководители, это горе для предприятия) бесполезно тратить деньги выгоднее, чем заплатить энергосервисной компании меньшие деньги и получить большую пользу для предприятия.

 

Выше названы только два обстоятельства, которые существенно сужают наш рынок.

 

Следовательно, требуется программа конкретных действий по отладке системы взаимодействия поставщиков и потребителей энергоносителей, когда энергосбережение будет в первую очередь выгодно энергоснабжающим организациям. Только при такой схеме можно будет повернуть потоки денежных средств, которые на данный момент уходят за границу Украины (на оплату импорта топлива) на создание инфраструктуры энергосбережения. Для разрушения стены неприятия энергосбережения необходимо внедрение экономических стимулов – двуставочных тарифов, которые должныбыть стабильными на протяжении достаточно длительного времени.

 

Прорыв в области тарифообразования обеспечит повышение спроса на услуги в энергосбережении и снимет негативное влияние факторов, тормозящих энергосбережение в национальном масштабе. Внедрение экономического механизма будет намного эффективнее возни с административным регулированием энергосбережения инспекциями и Комитетом. Управление энергосбережением чиновниками от энергосбережения пока ничего, кроме вреда не принесло. Хороший пример тому ограничение зарплаты аудиторов, работающих в бюджетной сфере. Благодаря такой заботе о сохранении бюджета, последний будет только истощаться по причине неэффективного использования энергоресурсов. Опасность подобных государственных решений весьма высока. Причина тому - экспроприация всех интересов в рамках деятельности КРУ, налоговой милиции и прочих фискалов.

 

Западные эксперты увлеклись разработкой для Украины типовых технических мероприятий в пилотных проектах, но не могут понять, что прежде всего следует насаждать систему энергетического менеджмента, в том числе и через преодоление необразованности и заблуждений украинских чиновников. технические мероприятия станут делом техники. А пока вся работа по энергосбережению свелась к бюрократии: от составления на всех уровнях администрирования неосуществимых программ энергосбережения до никому не нужной принудительной паспортизации и нормирования. Какому из предприятий энергетический паспорт помог сэкономить энергоносители или деньги?

 

Только баланс интересов всех участников цикла получения, распределения и потребления энергии придаст естественную гармонию рынку энергосервисных услуг, на котором сосредоточен наш интерес и могут быть реализованы наши высокие возможности.

 

Оценивая результаты последнего круглого стола с ассоциацией городов Украины и так же раз изучив сообщение Новосельцева о проектах международной помощи и их развитии, наша фирма в момент тайм-аута от активной деятельности проанализировала их результаты.

 

Начнем анализ общих проблем реализации энергосберегающих проектов на примере идущих в Киеве проектов Повышение энергоэффективности теплоснабжения объектов бюджетной сферы г. Киева и Модернизация объектов Киевэнерго.

 

В соответствии с муниципальным проектом на нужды модернизации тепловых пунктов выделено около 28 млн. долларов США.

 

Названный проект не вызывает заинтересованности местных теплоснабжающих организаций, внимание которых сосредоточено на перспективе освоения 290 млн. долларов США на наращивание энергетических мощностей котельных и ТЭЦ.

 

По нашему мнению, несогласованность проектов может привести к тому, что успех одного проекта будет обрекать другой на провал. В крайнем случае, их общая эффективность окажется в любом случае меньшей. Одновременное финансирование модернизации, наращивания генерирующий мощностей (supply side) и программы энергосбережения у потребителей (demand side) приведет к тому, что часть средств будет неоправданно использована на наращивание генерирующих мощностей. Подобный негативный опыт уже имеет Польша и, думаем, не стоит повторять ее ошибок.

 

Распределение внимания и, соответственно, средств м. supply side и demand side в Киеве вызывает у нас недоумение, так как выделение тех же 290 млн. долларов на энергосбережение у потребителей, по нашим оценкам, намного выгоднее. Такое утверждение базируется на общеизвестном положении о том, что вложение средств в достижение заданного энергосбережения у потребителя в три раза эффективнее, чем создание эквивалентной генерирующей мощности.

 

Внимание к возможностям энергосбережения у потребителя тем более важно, если учесть, что во всех проектах используются кредитные средства, но возврат кредита можно обеспечить только за счет потребителей тепловой энергии.

 

Вышеописанная ситуация подтверждает, что в Украине отсутствует представление о концепциях энергосбережения, наличие которых ответственно за определение приоритетов среди самих мероприятий и распределение имеющегося финансирования.

 

Теперь подробнее о проблемах реализации энергосберегающего проекта в столичной бюджетной сфере. Если кратко, то суть проекта связана с внедрением современных индивидуальных тепловых пунктов на объектах бюджетной сферы и переходом от качественного к количественному способу регулирования тепловой сети.

 

Сама природа системы централизованного теплоснабжения с качественным регулированием отпуска тепловой энергии в зависимости от температуры наружного воздуха является источником следующих проблем, осознание которых должно не сопровождать проект, а предшествовать ему: При качественном способе регулирования перетопы потребителей (и, соответственно, перерасход топлива) наиболее велики в переходные периоды отопительного сезона, когда минимальная температура теплоносителя по условиям горячего водоснабжения составляет не ниже 70° С, в то время как для отопления достаточно 40 - 50° С), т.к. тепловые пункты, оборудованные элеваторными узлами, имеют фиксированный расчетный расход теплоносителя из внешних тепловых сетей, и отдельные элементы системы гидравлически взаимосвязаны; одновременное функционирование в гидравлически связанной системе устаревших тепловых пунктов, настроенных на работу по качественному методу регулирования, и новых тепловых пунктов с регуляторами расхода теплоносителя в зависимости от температуры наружного воздуха, т.е. работающих по количественному методу регулирования, приводит к нарушению гидравлического режима тепловых сетей; без системы автоматического регулирования температуры теплоносителя и перепада давления на источнике теплоснабжения (котельной или тепло распределительной станции) идет спонтанное перераспределение теплоносителя м. абонентами; перераспределение потоков теплоносителя приводит к тому, что количество теплоэнергии, которое было сэкономлено на объекте, оборудованном современным автоматизированным теплопунктом, затрачивается на перетоп потребителя с элеваторным узлом. при снижении отпуска теплоэнергии источником ниже необходимого, регуляторы расходов на современных тепловых пунктах откроются на пропуск максимального расхода теплоносителя из внешних тепловых сетей, в результате чего абоненты с элеваторными узлами останутся без необходимого для их работы перепада давления, за чем последует снижение расходов теплоносителя внутри систем отопления при одновременном понижении его температуры.

 

Таким образом, возникнет конфликтная ситуация, когда комфортность одних потребителей достигается за счет значительного ухудшения условий отопления других.

 

Инициаторы проекта хорошо представляли экономические выгоды бюджета и ист. возврата кредитных средств, но упустили из виду что из-за особенностей устройства системы отопления, системный эффект остается недостижимым.

 

Поскольку экономия первичного топлива на источнике проблематична без дополнительных мер на нем, следовало бы в рамках данного проекта рассматривать одновременно supply side и demand side.

 

С нашей точки зрения, столичный проект искусственно вписан в условные административные рамки, отражающие позицию муниципалитета заинтересованного исключительно в снижении платежей по бюджету. По-видимому, проект – детище городской администрации, использовавшей ошибочные исходные посылки и не обладающей знанием особенностей поведения централизованной системы теплоснабжения, несмотря на то, что он разработан уважаемой нами АРЕНА-ЭКО.

 

Реальный экономический эффект в системе теплоснабжения связан со снижением платежей за топливо, а не с уменьшением платежей бюджетных организаций теплоснабжающим предприятиям. Поэтому проекты ЕБРР и МБ должны были бы ориентироваться на эффект в рамках системы, а не в рамках отдельной административной части этой системы.

 

Системный эффект по стоимости первичного топлива будет значительно ниже предполагаемого, который базируется на стоимости теплоэнергии по одноставочному тарифу с учетом постоянных затрат теплоснабжающей организации, не снижающихся при внедрении проекта. Поскольку создавшийся недостаток денежных средств надо будет восполнить, то это будет реализовано повышением одноставочного тарифа и, следовательно, реальная экономия средств будет так же меньше. Западные специалисты это повышение будут трактовать в свою пользу тем, что пересчитают количество экономичности тепловой энергии в новых ценах и провозгласят более быструю окупаемость проекта, хотя фактические платежи будут говорить об обратном. В связи с этим, городам Украины для повышения энергетической эфф. систем централизованного теплоснабжения нужны иные результаты иного проекта.

 

На на данный моментшний день исключительно благодаря технической помощи европейских и американских правительственных и неправительственных организаций в Украине начинает складываться инфраструктура рынка энергосервисных услуг. Заслугой внешней технической помощи является не только взращивание субъектов рынка энергосервисных услуг, но и финансовая поддержка продвижения энергоэффективных проектов.

 

Возможно, отсутствие финансового обеспечения собственной позиции Украинской стороны лишает последнюю инициативы и снижает эффективность внешней технической помощи. И если в части подготовки национальных кадров для энергосбережения в Украине заслуги USAID и TASIS неоспоримы, то в части продвижения энергоэффективных проектов результаты более чем скромные.

 

Многообещавший проект УкрЭСКО, похоже, плавно идет ко дну, хотя из статьи Жовтянского это не так.

 

Один из самых успешных проектов USAID Энергоэффективность промышленности Украины, в результате которого возникло несколько частных ЭСКО, не получил ожидаемого продолжения. Это связано с тем, что предприятия, получившие помощь в виде приборов и оборудования, не пожелали развивать энергетический менеджмент и сотрудничать с вновь образованными ЭСКО и тем самым свели на нет все усилия USAID. Самого главного – повсеместного внедрения системы энергетического менеджмента не состоялось. Из восьми учрежденных ЭСКО активно работает не более четверти.

 

Программы технической помощи и разработка инвестиционных проектов инициируются администраторами, слабо координируются специалистами и отвлекают средства, достойные лучшего применения, а результатом этой дорогой работы чаще всего становятся бесполезные бумаги.

 

Проект PADCO по реформированию тарифов, на который мы возлагали большие надежды, таковым не является вообще, так как он опаздывает даже по сравнению с разработками Рабиновича по двуставочному тарифу для предприятий теплоснабжения. Вместо тарифной реформы предусматривается стандартный проект по энергоэффективности коммунальных предприятий Луцка и Хмельницкого, которые проглотят подарки USAID, как их проглотили без особой пользы для себя 24 предприятия Украины.

 

Вынужден повториться, что без механизма экономической заинтересованности в энергосбережении энергоснабжающих организаций энергосбережение будет Клондайком на бумаге в газетных статьях г-на Жовтянского (один из читателей назвал статью плачем Ярославны, весьма трогательным и настолько же безрезультатным).

 

Что делать для того, чтобы оживить рынок энергосбережения?

 

АЭСКО должно инициировать делегирование во властные структуры своих членов с конкретными полномочиями советников и наблюдателей для внедрения двуставочных тарифов на все без исключения энергоносители. В таких советниках и наблюдателях нуждается: Администрация Президента; Кабинет Министров; Верховная Рада; Госкомитет по энергосбережению; Ассоциация городов Украины; Украинский союз промышленников и предпринимателей.

 

После законодательного и нормативного обеспечения перехода на двуставочных тариф в наблюдении и консалтинге будут нуждаться уже местные администрации и энергоснабжающие компании, спрос на наши услуги возрастет. То, что без нашего участия невозможно изменение состояния в практическом энергосбережении, я уже убедился.

 

Необходимо решить следующие вопросы.

 

Запустить экономический рычаг энергосбережения – внедрить двуставочные тарифы и обеспечить переход на калькуляцию энергоуслуги, как товара для энергоснабжающих организаций..

 

Добиться обязательности энергоаудитов естественных монополистов в энергетике.

 

Добиться обязательности энергетического менеджмента как обязательной структуры управления энергопотреблением на предприятиях всех форм собственности.

 

Ответственность за вопросы энергоэффективности в государственном масштабе возложить на поставщиков энергоуслуг. Они должны получать задания от правительства и инициировать все необходимые для их выполнения Указы. они нам закажут столько работы, что центры энергоменеджмента будут работать в три смены, готовя специалистов для предприятий и для ЭСКО.

 

Обеспечить прозрачность расходования средств из всевозможных экологических фондов. Сколько средств вложили в эти фонды горно-металлургические комбинаты и на что их потратили неизвестно.

 

Теперь об отрасли, которую все боятся трогать – газоснабжение.

 

Если не ввести двуставочные тарифы на газоснабжение, то газотранспортная система будет и далее списывать все потери на потребителя, получая прибыли в тех же размерах. До тех пор пока эта священная корова не будет заинтересована в наших услугах, в газоснабжении будет отсутствовать развитие энергосбережения. Газовики должны получать прибыль не за объемы перекачки и истребления газа, а за услуги, которыми пользуются потребители.

 

В США (время примеров из отечественной практики, будем надеяться, впереди) газоснабжающие компании имеют свои ЭСКО, а наши газоснабжающие компании и понятия об этом не имеют. Пора продавать украинскую газовую трубу в обмен на такую газоснабжающую компанию. Потому, что будет интереснее больше газа прокачать на Запад и меньше потерять в Украине, вырученные деньги вложить в энергосбережение здесь и получить дополнительно объемы сэкономленного газа, эквивалентные новому месторождению на Ямале, но за значительно меньшие капиталовложения (без дорогой геологоразведки и проходки скважин)

 

Энергосбережение это не только экономия денег, но и несколько тысяч новых рабочих мест для региона.

 

Действительно рынок энергосбережения в Украине необъятный, но вход закрыт дверью, которая открывается от себя, а у нас все привыкли тянуть только к себе. До тех пор пока все слои общества не поймут, что для получения эффекта энергосбережения на него надо потратиться - все и вся будут стоять на месте.

 

Это то, что я хотел и сказал на собрании АЭСКО

 

Каким мне видится деятельность АЭСКО и ее исполнительной дирекции: Собрания Ассоциации проводить не реже 1 раза в 6 месяцев Членские взносы установить в пределах от 1000 до 2000 грн. в год Исполнительная дирекция выполняет распорядительные функции по продвижению решений собраний АЭСКО. К этим действиям относится направление решений, запросов, писем и др. в интересующие АЭСКО инстанции. Мониторинг решений АЭСКО и обратная связь с контрагентами в государственных и иных инстанциях. Сбор технической и экономической информации, касающейся профильного бизнеса АЭСКО. Подготовка собраний АЭСКО, участие в выставках, представляя при этом всех членов АЭСКО. Первые конкретные шаги АЭСКО

 

4.1 Направить во все ветви власти требование пересмотра тарифов на энергоуслуги и объяснить разницу м. ценой на единицу энергоносителя и понятием энергоуслуги. Не решим этого вопроса – будем влачить жалкое существование, как сейчас. Кстати ДЕРЖБУД двигается по пути внедрения двуставочного тарифа на теплоснабжение, но весьма медленно и робко.

 

4.2 Инициировать изменение системы сбора платежей через создание розничного продавца энергоуслуг. Пусть это не будет понято сразу, но ситуация со сбором платежей будет обостряться и потребует своего решения рано или поздно. В нужное время эта идея должна выстрелить обязательно.

 

4.3 Потребовать от Госкомитета по энергосбережению изменить политику своих территориальных инспекций. Пропагандировать и насаждать необходимо энергетический менеджмент, а не паспорта с нормами. Следует подготовить совместное совещание членов АЭСКО с инспекциями. Причем выступления надо предусмотреть таким образом, чтобы три выступления (Праховник, Степаненко, Тарновский) были первыми. Иначе свадебные генералы, как обычно, на всех заседаниях, важно выступят-выслушают свою речь и отбывают восвояси по якобы государственным делам. Надо чтобы они выслушали все до конца. Никаких технических и иллюстрационных докладов. Три доклада и с одним системным вопросом, и не более. Решим системные вопросы - остальное дело техники и инициативы.

 



Отечественные производители тепл. Финансирование проектов ЭСКО на. Журнал. Автоматизированная система монит.

На главную  Теплоизоляция и экономия энергии 





0.01
 
Яндекс.Метрика