Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Теплоизоляция и экономия энергии 

ЭКОНОМИЯ КАК ДВИГАТЕЛЬ РЕФОРМЫ

А.П.Ковальчук, Департамент ЖКХ и энергетики

 

г. Ростова-на-Дону

 

Программа ресурсосбережения Ростова-на-Дону была принята в апреле 1998 года на основании решения Городской Думы О жилищно-коммунальной реформе на территории г. Ростова-на-Дону. ресурсосбережением в жилищно-коммунальной сфере Ростова мы занимаемся чуть больше года.

 

При составлении программы мы исходили из того, что заниматься ресурсосбережением в его классическом понимании нам так же рано, и то, что постулат федеральной программы реформирования отрасли звучит как - снижение непроизводительных затрат в ЖКХ. А вот что касается обоснованных экономически и технически затрат, - то они должны увеличиваться, исходя из того, что и жилищный фонд, и инженерная инфраструктура ЖКХ эксплуатируется до 100 % - ного износа и аварийного состояния.

 

Поэтому 2-годичный отрезок нашей работы по выполнению ресурсосбережения мы обозначим следующим образом: I этап - ликвидация непроизводительных затрат в энергокомплексе ЖКХ города.

 

Анализ существующего состояния энергокомплекса ЖКХ показал, что: не определена поадресная база потребления тепловой энергии, электроэнергии, водоснабжения; фактическое удельное потребление первичных энергоносителей (топлива, электроэнергии, воды) по всем теплоснабжающим предприятиям города выше нормативных показателей; фактическое потребление тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения ж/фондом города выше на 25-30 % установленных нормативов; потери при транспортировке тепловой энергии по разводящим сетям, находящимся на балансе служб заказчиков районов и в контурах потребителей (по утверждению теплоснабжающих организаций), достигают 40 %; договоры энергоснабжающих организаций с потребителями почему-то защищают только права этих предприятий, а права потребителей остались за текстом.

 

Приведенное положение и определило программу нашей работы в минувшем году. Во-первых, мы провели инвентаризацию всех потребителей энергетических услуг муниципального жилищного фонда и бюджетополучателей города и его районов.

 

Результатом такой работы явилось установление лимитов потребления энергоресурсов. В цикле установления лимитов сокращено потребление электроэнергии в местах общего пользования муниципального жилищного фонда на 15,7 % (11,0 млн. кВт·ч), составлен и подписан сторонами новый вариант договора на потребление электроэнергии муниципальными потребителями.

 

Департаментом ЖКХ и энергетики Ростова разработаны и внедрены энергетические паспорта всех потребителей муниципальной сферы (8760 объектов). Составление энергопаспортов выявило много весьма интересных моментов.

 

Если считать полностью достоверными данные потребления, рассчитанные в энергопаспортах, то теплоснабжающие предприятия выставляют городу счета на потребленную тепловую энергию на 130 %, а анализ потребления объектов, оснащенных узлами учета тепловой энергии, показывают, что эта величина составляет 70 % от данных энергопаспортов.

 

Данные расчетов потребления тепловой энергии по энергопаспортам показали, что мы оплачиваем около 450000 Гкал в год, которые мы не должны потреблять (72,6 млн. руб. в ценах действующих тарифов).

 

Данные энергопаспортов показали, что действующая удельная величина тепловой энергии на отопление 1 кв.м. занижена по городу от 20 до 40 %, а по счетам выставляемым теплоснабжающими организациями, она составляет величину, применяемую в г. Норильске, значит фактически в 2 раза выше.

 

Оказалось, что ростовчане потребляют горячей воды не 105 л/сутки на человека, а 140 литров по данным теплоснабжающих организаций и 98 л/сутки по данным показаний узлов учета тепловой энергии.

 

Данные паспортизации объектов потребления заставили нас пересмотреть свои позиции в отношении тарифов на тепловую энергию, глубже вникнуть в проблемы схем теплоснабжения, организации работы особенно муниципальных теплоснабжающих предприятий и служб заказчиков районов по подготовке муниципальных объектов к эксплуатации в зимний период.

 

Логическим продолжением работ на основе данных энергопаспортов является выполнение ресурсосберегающих мероприятий в настоящее время: проводится модернизация и замена электроприводов и насосных агрегатов с учетом фактических гидравлических нагрузок потребителей, внедрение регулируемых частотных электроприводов, что дает до 30 % экономичности в потреблении электроэнергии в теплоснабжении; на 70 муниципальных и ведомственных котельных города внедрена стабилизационная обработка воды комплексонатами, позволяющая снизить себестоимость выработки тепловой энергии на 10 - 12 %. В 1999 году планируется внедрение такой технологии дополнительно на 50 котельных; разработаны новые нормативы потребления тепловой энергии на отопление ж/фонда, что позволит снизить бюджетные ассигнования в 1999 году на 38,0 млн. руб.; проводятся работы по снижению тепловых потерь в контурах потребителей муниципального ж/фонда на 3058 объектах города, что позволит получить экономию не менее 10 % объемов потребления тепловой энергии на отопление; выполняются мероприятия по организации в трех районах города пилотных объектов по подготовке к эксплуатации в зимний период 1999-2000 гг.; разработаны и согласовываются новые правила подготовки жилищно-коммунального хозяйства города к сезонной эксплуатации, в которых акцентировано внимание на проведении энергосберегающих работ и мероприятий; проведена подготовка к проведению работ в 1999 году по приборному энергоаудиту для определения базовой величины потерь в разводящих тепловых сетях, тепловых вводах и контурах потребителей, что позволит более целенаправленно проводить работу по их снижению и уточнению затрат в стоимости тарифов; осуществляется контроль за модернизацией и реконструкцией, изменением схем теплоснабжения по муниципальным теплоснабжающим предприятиям, организацией локальных теплоисточников в Железнодорожном и Советском районах города; совместно с крупнейшим производителем тепла в донской столице - Ростовтеплосетью- проводятся работы по снижению объемов потребления тепловой энергии на отопление муниципальных и жилых объектов на 150 тыс. Гкал/год, что дает экономию бюджетных средств в размере 12 млн. руб.; осуществляется контроль за работой по приемке внутридомовых теплосетей на баланс муниципальных теплоснабжающих организаций; выполняются работы по внедрению автоматической системы отключения освещения в местах общего пользования муниципального жилищного фонда; совместно с ММПП Водоканал организована работа по внедрению регулируемого частотного электропривода. Установка его на насосных станциях позволит сократить через 2-3 года потребление электроэнергии в МППО Водоканал на 150 млн.кВт. В настоящее время проводятся работы с условием их полного окончания в июле-августе 1999 г. по трем объектам с экономическим эффектом 1,6 млн. руб. в год. Также с МППО Водоканал разработана программа санации водоводов питьевой воды и канализации протяженностью 39,5 км, что позволит сократить число аварий и повысить надежность водоснабжения города; начата работа по замене светильников уличного освещения с внедрением натриевых ламп освещения, дающих до 30 % экономичности в потреблении электроэнергии. Проводится работа по реконструкции сетей уличного освещения с учетом 30 % отключения светильников в период с 24.00 до 5.00 часов, что позволяет экономить до 25 % электроэнергии;

 

Департаментом ЖКХ и энергетики постоянно проводится работа по контролю за исполнением лимитов потребления энергоресурсов бюджетополучателями, их корректировке и уточнениям. Введение лимитирования потребления энергоресурсов и их корректировка позволит сократить бюджетное финансирование на 13 млн. руб.

 

Работы, проводимые в районах города по закрытию температурных контуров потребителей, особенно жилищного фонда на более чем 3000 объектах, проведение качественной промывки внутридомовых сетей позволит сократить на 10 - 12 % тепловые потери и сократит потребление тепловой энергии на отопление на 150 -160 тыс. Гкал. (12 - 15 млн. руб.).

 

Очень много говорится о приборах учета тепловой энергии. Называются заманчивые суммы экономичности денежных средств, в т.ч. и бюджетных. Мы в настоящее время ведем эту работу в таком направлении: предприятие-производитель гарантирует экономию денежных средств, мы же гарантируем оплату за работы и оборудование из сэкономленных средств. Сейчас мы увязываем такую схему на первые 100 узлов учета тепловой энергии.

 

По всем направлениям работы Департамент ЖКХ и энергетики прорабатывает варианты организации производств и сборки оборудования на предприятиях города. Предварительно оговорены условия такой организации по сборке частотно-регулируемого электропривода, узлов учета тепловой энергии, светильников уличного освещения. Производство котельных установок, комплексоната для обработки воды в городе уже налажено.

 

Хотелось бы обратить особое внимание на следующий факт. Мы все понимаем, что идеальным вариантом была бы такая ситуация, когда энергоснабжающие организации имели дело напрямую с потребителями, в том числе и с населением. Никаких посредников. В этом плане мы проводим работу по передаче на баланс муниципальным теплоснабжающим предприятиям внутридомовых тепловых сетей.

 

В настоящее время такая работа закончена по 2-м предприятиям (33 котельных). Этот опыт оказался весьма удачным на малых и средних котельных, замкнутых на 1 - 3 потребителях.

 

должен особо подчеркнуть, что жалоб от потребителей по таким объектам практически нет, подготовка к зиме, промывка, опрессовка ведется теплоснабжающими предприятиями. замыкается цепочка котел-отопительная батарея. Есть хозяин всего цикла, потребитель знает, с кого спрашивать за оплаченную услугу.

 

Еще один момент - в цикле отопительного сезона на котельных (особенно там, где нет ХВО) удельное потребление первичных энергоносителей повышается за счет загрязнения поверхности котлов и тепловых сетей. На 3-х муниципальных теплоснабжающих предприятиях (особенно на ростовском муниципально-унитарном предприятии по содержанию и эксплуатации котельных) на 36 котельных внедрена обработка сетевой и питательной воды комплексонатами. На таких системах снизилось в течение отопительного сезона потребление топлива на 10-12 % от годового и на 8 кВтч на 1 Гкал тепловой энергии. Указанные системы не нуждаются в дополнительных промывках ни котлов, ни тепловых сетей.

 

Один из самых главных вопросов, на который, к сожалению, не обращается должное внимание, - это понимание наших забот, стремление идти навстречу наведению элементарного порядка в ЖКХ со стороны населения.

 

Предварительной мощной информационной атаки у нас не получилось. Активизация такой работы в цикле реформирования ЖКХ и особенно ресурсосбережения реальных, ощутимых плодов так же не принесла.

 

В текущем году Департаментом ЖКХ и энергетики города было проведено 16 выступлений на телевидении, более 20 публикаций в газетах, около 20 выступлений на радио, но все они не принесли ни одного отклика и понимания наших общих проблем. Потребительское отношение к получению услуг ЖКХ, к сожалению, осталось преобладающим. Мы сейчас ищем новые пути - встречи, сходы, обсуждение возникших проблем, пути их решения конкретно с жителями, от которых весьма многое зависит: экономия электроэнергии в местах общего пользования, закрытие температурного контура зданий и их сохранение.

 

Остаются нерешенными и многие проблемы, связанные с правовой базой ресурсосбережения, учетом экономии, дальнейшим использованием сэкономленного, материальной заинтересованностью всех, кто занимается ресурсосбережением и добивается результатов, контролем со стороны потребителей за выработкой и подачей энергоуслуг. Все эти вопросы требуют комплексного решения.

 

Выполнение намеченных на 1999 год ресурсосберегающих мероприятий, по нашим расчетам, позволит сократить расходование бюджетных средств на весьма внушительную для городского бюджета сумму - 80 млн. рублей.

 

Источник: www.prom.ru

 



ПРИЕМЫ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА. О необходимости разработки процедуры верификации. Предпосылки системной катастрофы. Энергетическая стратегия Украины.

На главную  Теплоизоляция и экономия энергии 





0.007
 
Яндекс.Метрика