Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Теплоизоляция и экономия энергии 

Отчего пробуксовывают реформы ЖКХ

Тазрет Елоев, Лариса Прохорская

 

18 мая в Государственном Кремлевском Дворце состоялось Всероссийское совещание руководителей и специалистов строительного и жилищно-коммунального комплексов с участием глав регионов и мэров городов. Тема его - «Десятилетие жилищных реформ как основа дальнейших преобразований в жилищной сфере Российской Федерации».
Были зачитаны приветствия от Государственной Думы и Совета Федерации.
Доклады сделали председатель Госстроя РФ А. Ш. Шамузафаров, мэр Москвы Ю. М. Лужков и выступили первый вице-премьер правительства Москвы, руководитель Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города В. И. Ресин, президент Чувашской Республики Н. В. Федоров, губернаторы Саратовской и Омской областей Д. Ф. Аяцков и Л. К. Полежаев, мэр г. Череповца М. С. Ставровский, глава Угличского муниципального округа Э. М. Шереметьева и другие.
Участники совещания посетили стройки, предприятия стройиндустрии и жилищно-коммунальной сферы Москвы и Московской области.

 

Председатель Госстроя России А. Ш. Шамузафаров подвел итоги десятилетней реализации реформ, в качестве позитивов отметив создание правовых и организационных основ жилищной политики, выработку приоритетов и механизмов ее реализации. В собственности граждан на данный момент 64 прцентажа жилищного фонда. Создан рынок жилья - ежегодно 1,5-2 прцентажа квартир вовлекается в его оборот. Основную роль в финансировании жилищного строительства на данный момент играют частные и индивидуальные застройщики. Развивается ипотечное жилищное кредитование. Созданы правовые основы демонополизации жилищного хозяйства. Во множественных городах услуги ЖКХ выполняются на конкурсной основе. Отмечены позитивные тенденции в инвестиционно-строительной деятельности и перестройке технической базы.

 

но для стройкомплекса страны ключевой остается проблема преодоления «перекосов», допущенных ранее в ЖКХ-С начала 1994 года население оплачивало лишь 2 прцентажа от стоимости предоставленных этой сферой услуг. С тех пор доля расходов населения в покрытии затрат на услуги ЖКХ возросла более чем в 20 роз и на начало этого года составила 62,3 прцентажа по установленным ставком и тарифом, но с учетом предоставленных льгот и субсидий - лишь 39 процентов. Недофинансировоние отросли в 2000 году составило 20 процентов. Государством профинансирован лишь 41 процент от общей потребности в бюджетных дотациях ЖКХ.

 

Важнейшими задачами программы «Реформирование и модернизация ЖКХ Российской Федерации» А. Ш. Шамузафаров назвал осуществление поэтапных изменений, начинаемых с реализации антикризисных мероприятий, направленных на решение первоочередных задач.

 

Первоочередными являются подготовка и принятие решений, которые будут отражены в бюджетах на 2002 год, чтобы не допустить новых коммунальных катастроф, причиной которых стал высокий уровень (около 60 процентов) износа сетей и генерирующих мощностей. Если в начале 90-х годов в расчете на 100 километров сетей происходило 15-20 аварий, то в 2000-м - 70 но сетях водоснабжения и канализации и до 200 - но магистралях теплоснабжения. Число аварий начинает расти по экспоненте.

 

Председатель Госстроя РФ обозначил следующие пути выхода из сложившейся ситуации.

 

Первое. Это финансовое оздоровление жилищно-коммунальных предприятий посредством реструктуризации их задолженности и доведения тарифов до экономически обоснованного уровня; жесткое выполнение установленных стандартов реформирования ЖКХ; переход от дотирования предприятий и предоставления категориальных льгот к субсидированию малообеспеченных семей и ликвидации перекрестного субсидирования тарифов.

 

Второе. Это формирование инвестиционной соблазнительности коммунальной инфраструктуры путем создания эффективных и прозрачных процедур тарифного регулирования коммунальных предприятий - естественных локальных монополистов, экономически заинтересовывающих их в сокращении затрат и ресурсов; развитие деятельности по управлению муниципальными объектами сферы ЖКХ с привлечением частного бизнеса но условиях концессионных соглашений.

 

Третье. Это обеспечение государственной поддержки цикла модернизации объектов коммунальной инфраструктуры с предоставлением бюджетных средств, в основном, на возвратной основе, формирование финансовых инструментов предоставления государственных и муниципальных гарантий привлекаемым инвестициям.

 

В сложившихся условиях, как подчеркнул докладчик, необходимо завершить переход к 100-процентной оплоте населением услуг ЖКХ не позднее 2003 года. Это повлечет рост числа получателей субсидий в 3-4 раза, о финансирование программы к 2004 году обойдется в сумму около 30 миллиардов рублей. Уже в 2002 году сумма субсидий должно составить при выполнении федеральных стандартов 20 миллиардов рублей. Модернизация объектов жилищно-коммунального хозяйства в регионах станет возможной за счет экономичности бюджетных расходов но него в результате перехода но 100-процентную оплоту населением услуг ЖКХ и упорядочения механизма предоставления льгот и субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг. Все эти средства (прогнозируемые в объеме 218 миллиардов рублей но 2002-2005 годы) должныбыть направлены на модернизацию объектов, переселение граждан из ветхих и аварийных домов. Отличительная черта новых подходов к реформированию отрасли - вся экономия от преобразований в ЖКХ должна быть оставлена ему же. Выступающие отметили, что в целом реформа ЖКХ идет по стране. но ее общий итог, особенно по отдельным регионом, плачевный. Это подтвердило ситуация не только на Дальнем Востоке, но и в республике Соха-Якутия, но Камчатке и множественных других субъектах федерации. Среди основных причин негативных последствий устаревшее, неэффективно работающее энергетическое оборудование и инженерные коммуникации, огромная задолженность предприятиям ЖКХ за услуги, в том числе со стороны государство, малый доход населения на фоне растущей стоимости оплоты услуг, низкая заработная плато самих работников ЖКХ, неспособность обеспечить должное качество предоставляемых услуг. Негативно сказывается непредсказуемость меняющихся в течение года тарифов но энергоносители и бесхозяйственность в системе их учета и расходования, неучет при выработке стандартов климатических, географических и экономических условий развития отдельных регионов. Игнорирование этих проблем чревато цепной реакцией аварий по регионом.

 

Тем не менее, кок отметил президент Чувашской Республики Н. В. Федоров, есть в стране положительный опыт решения накопившихся проблем, и не только в Чувашии, он призвал обобщить и распространить этот опыт, пока не востребованный государством. Источником необходимых инвестиций в ЖКХ могут стать целевые отчисления от налога но имущество. Нужны средство и научно обоснованные новые подходы для развития эффективно работающей коммунальной энергетики. Пока же надо приостановить бесхозяйственность в расходовании энергоресурсов с помощью технологического аудита, исключить преступное отношение к жилому фонду со стороны населения, соблюдать жесткую вертикаль власти в исключении убытков за счет предоставления федеральных льгот отдельным категориям и перейти на адресную поддержку граждан. Нужно единая нормативная база и законодательная политика по регулированию тарифов, новые решения и целевые программы по реабилитации жилищного фонда и инженерной инфраструктуры.

 

Мэр Москвы Ю. М. Лужков в своем докладе отметил, что за десять лет сделано немало для реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Оплата услуг его жителями столицы доведена до 50 процентов, малоимущим слоям населения оказывается социальная поддержка. Но если спросить граждан, влияет ли это но качество обслуживания, то в ответ можно встретить удивленный взгляд. 70 лет советской власти вдалбливали в головы людям, что плата за жилье и услуги ЖКХ символическая. м. тем, бесплатного жилья не бывает.

 

Затраты на тепло, воду, электроэнергию велики, у конкретного потребителя нет стимулов сокращать их. но несправедливо перекладывать всю оплату но граждан. Надо менять саму философию, ибо по тому, какая ситуация в ЖКХ, в обществе судят о власти. Чем меньше будем тратить средств но ЖКХ, тем больше их достанется другим отраслям хозяйства. Прежде чем всерьез взяться за реформирование ЖКХ, нужны обоснованные, точные расчеты.

 

По словам столичного градоначальника, беспокоит износ сетей и генерирующихся мощностей, которые зачастую становятся причиной аварий в тепло- и водоснабжении, канализационных системах. Если не принять срочных и кардинальных мер, вероятность аварий в ближайшие годы вырастет во много раз, что может привести к катастрофе. Другого ожидать никак нельзя. На ремонт сетей ежегодно требуется выделять 4-5 процентов бюджетных средств, о на практике выходит 0, В Москве ситуация лучше, на ремонт и замену старых сетей направляется больше средств. И все-таки проблема остается острой.

 

Не согласен мэр с идеей реформирования российской энергетики, предложенной А. Б. Чубайсом. Государство должно обеспечить потребности страны энергоресурсами. Не верится, что для технического перевооружения этой важнейшей отрасли не хватает денег. Их можно находить, но только если весьма захотеть. Ток, Мосэнерго живет, развивается, давая энергию крупнейшему в стране столичному мегаполису с населением около 16 миллионов человек, где расположены множественные объекты промышленности, науки. В своем доме надо навести элементарный порядок, многие проблемы исчезнут.

 

Реформы ЖКХ крайне не желательно проводить методом шоковой терапии. «Я активный сторонник укрепления тенденции поэтапного решения вопроса, - сказал Ю. М. Лужков. - Сделан уверенный шаг - двигайся дальше, проверяй но деле опыт. Чего греха таить, население не привыкло оплачивать сполна расходы на жилищно-коммунальные услуги, но и предприятия ЖКХ без дотации не работают. Поддерживаю Президента России В. В. Путина, призвавшего к переходу но 100-процентную оплату населением эксплуатационно-коммунальных услуг. Цель правильная, но кок ее реализовать? Только при одновременном повышении благосостояния людей и социальной поддержке малоимущих. Это не политический трюк, о настоятельное требование дня. И здесь слово и дело за Правительством России». платежеспособное население уже на данный момент могло бы плотить за жилье и услуги ЖКХ полностью.

 

Пока не произойдут изменения в системе финансирования, впустую говорить об использовании рыночных механизмов для нормальной работы ЖКХ. Создадим прочную финансовую базу для развития договорных отношений, считает мэр, появятся и экономические стимулы в учете и регулировании объектов потребляемых услуг. Более того, ускорится цикл создания товариществ собственников жилья, кондоминиумов, население потребует качественных коммунальных услуг. А это,, заставит местные власти активнее заниматься регулированием.

 

Выступление первого вице-премьера правительство у Москвы, руководителя Комплекса архитектуры, строительство, развития и реконструкции города В. И. Ресина было посвящено вопросом сооружения современного жилья, тем самыми предоставления людям нормальных коммунальных услуг. Благодаря сохранению и развитию мощного столичного стройкомплекса на данный момент архитекторы, строители, работники промышленности стройматериалов заняты успешной реализацией Генплана развития города до 2020 года, в котором определены и схемы водоснабжения и канализации. Создано градостроительно-правовое пространство, позволяющее решать сложные проблемы, в том числе жилищно-коммунальные. За последние годы введены в эксплуатацию 8 районных тепловых станций, большие объемы по инженерным коммуникациям, крупные гидротехнические объекты, станции аэрации и канализационные насосные, 6 электроподстанций.

 

Несомненно, улучшению жилищных условий москвичей способствует реконструкция пятиэтажного жилфонда. За пять лет из «хрущоб» переселено 75 тысяч человек. Темпы этих робот с каждым годом возрастают.

 

Задача состоит в том, чтобы создать москвичам благоприятную среду обитания. С этой целью из центра предусматривается вывод 82 предприятий промышленности и строительство жилья. В столице, как никогда, возводится много объектов спорта, культуры и отдыха. В условиях рынка жилье стало товаром, подчеркнул В. И. Ресин. Отсюда повышаются требования к архитекторам, строителям, работником науки, решении проблем ЖКХ. В первую очередь предстоит экологической реконструкция городского хозяйства и экономия ресурсов за счет использования нетрадиционных возобновляемых источников энергии. Не менее актуальны также поиск, разработка и внедрение новых материалов.

 

Потенциал столичного стройкомплекса огромен, он востребован, а это главное. Для него строить ежегодно 3,5 миллиона квадратных метров жилья - не предел. Значит, москвичи получат комфортные условия проживания.

 

Мнение всех выступающих - без существенного ускорения темпов реформирования ЖКХ невозможно дальнейшее развитие экономики страны. Решить эту задачу можно, лишь объединив усилия всех уровней власти при активно» вовлечении населения в сферу реформ.

 

Участники совещания приняли резолюцию, которая вместе с рядом внесенных предложений будет изложено на заседании Государственного совета и вынесено на обсуждение правительством РФ в конце мая.

 

Источник: www.gvozdik.ru

 



Мазут как топливо. Решение задач энергосбережения в программе ПРООН. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА О соответ. ПРИЕМЫ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА.

На главную  Теплоизоляция и экономия энергии 





1.3825
 
Яндекс.Метрика