Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Управление энергией 

Доклад руководителя Департамента государственного энергетического надзора и энергосбрежения Минэнерго России

Пожалуй впервые за последние годы мы реально ощутили дефицит энергетических ресурсов. Я имею в виду события, которые произошли этой зимой (вы о них хорошо знаете, но может быть не все). Я, как член оперативной группы, которая фактически всю зиму занималась вопросами оперативного регулирования пост * топлива, ликвидацией аварийных ситуаций и т.д., могу Вам сказать одно: эта беда коснулась, к сожалению, не только Приморья. Просто в прессе Приморье звучало чаще. На самом деле первый удар холодов, который был в этом году за Уралом, нанёс ощутимые потери и принёс много бед и в других регионах: в Чите осталось без отопления 40 тысяч человек, в Красноярске, рядом с углём - 25 тысяч, в Приморье- 26 тысяч. Я думаю, дальше можно не продолжать.

 

Впервые мы ощутили дефицит пока что одного ресурса - угля. Но это только благодаря тому, что западнее Урала было относительно тепло. Только в этом причина.

 

подтвердилось то, что было обозначено Энергетической стратегией, то о чем говорилось со множественных трибун: что в ближайшем будущем нас ждёт дефицит и серьёзный дефицит топливно-энергетических ресурсов. К сожалению, нас ждёт кризис. Это опасная тенденция.

 

В Энергетической стратегии, которая одобрена Правительством РФ, сделан главный вывод о том, что без активной практической работы по энергосбережению и активной государственной политики по энергосбережению не удастся в ближайшие годы сбалансировать производство и потребление топливно-энергетических ресурсов. К сожалению, итоги работы в целом по России в этом направлении за последние годы крайне не желательно назвать удовлетворительными. Достаточно сказать, что общий показатель энергоёмкости внутреннего валового продукта, к сожалению, продолжает увеличиваться и только в 2000 году он наконец-то стабилизировался и чуть-чуть снизился. Программа энергосбережения, которая работала эти два года, дала весьма небольшой результат.

 

На мой взгляд, Правительством принято неплохое решение в части резкого сокращения количества федеральных программ разного наименования и разных приоритетов. Вы знаете, что до недавнего времени существовали и ещё существуют президентские программы и федеральные программы разных уровней. Всего их было около 20 Главная беда всех этих программ в том, что практически ни одна из них не финансировалась. Да, там содержались неплохие идеи. Это полностью относится и к ФЦП Энергосбережение России, которая была принята в 1998 году.

 

Правительство, наконец-то, приняло решение о резком сокращении количества программ. На на данный моментшний день их осталось 5 Думаю, что это количество по мере рассмотрения конкретных программ ещё уменьшится примерно в 2 раза. Конечно, программа энергосбережения осталась. Все прекрасно понимают, что без неё никак нельзя. Она изменила название и стала называться Энергоэффективная экономика. Мы завершили работу над этой программой и уже в этом месяце представим ее в Правительство. Надеемся, и это гарантировано уже, что начиная с 2002 года Программа будет финансироваться в том числе и из федерального бюджета.

 

Итак, несколько слов о том, что всё-таки удалось сделать. За три года было сэкономлено 26 млн. тонн условного топлива, но это всего лишь 40% от тех заданий, которые были предусмотрены предыдущей программой. К сожалению, финансирование этой программы осуществлялось, в основном, либо субъектами федерации, либо самими предприятиями. Финансирование из федерального бюджета составляет на на данный момент менее 1% от общей суммы. Хотя и сама-то сумма для России в целом весьма и весьма незначительна - 15 млрд. рублей. Для примера скажу, федеральный бюджет на оплату потребления энергоресурсов для своих собственных потребителей ежегодно тратит 32 млрд. рублей. Вот уровень для сравнения, который существовал по той программе. Естественно, мы не могли не учитывать того, что в предыдущей программе, так же как и в законе об энергосбережении, содержалось весьма мало практических механизмов реализации. Исходя из этого была пересмотрена программа, и мы представляем её Правительству. Надеюсь, что в мае месяце (с доработками) она будет принята.

 

Несколько слов о том, что она будет из себя представлять. В ней два принципиальных раздела: энергоэффективность в сфере производства и вторая часть - энергоэффективность в сфере потребления. На первой я останавливаться не буду, а вот вторая часть - энергоэффективность в сфере потребления состоит из шести разделов. Мы туда включили энергоэффективность энергоёмких отраслей в промышленности, энергоэффективность в сельском хозяйстве, энергоэффективность жилищно-коммунального хозяйства - самый принципиальный вопрос, энергоэффективность транспорта, энергосбережение в федеральной бюджетной сфере и энергосбережение в отраслях топливно-энергетического комплекса. Мы предполагаем (расчётные цифры с учётом финансирования из бюджета, начиная с 2002 года) обеспечить суммарную экономию в 2002-2005 годах (конкретно программа разработана только на три года и это понятно, потому что трудно сейчас заглянуть дальше- и экономическое положение довольно неустойчивое, и цены пляшут значительно на энергетические ресурсы (им ещё предстоит пройти довольно тяжёлый путь реструктуризации). мы конкретно разработали только первую часть. Вторая - до 2010 года - сделана как более общая. Так вот, в первой части мы предусматриваем 143 млрд. руб. Я называл Вам цифру по старой программе за три предыдущих года, могу напомнить - 26 млрд. руб. Вот такими темпами мы закладываем движение вперёд. Конечно Вас интересуют, в большой степени вероятности, не общие цифры, а что-то конкретное. И прежде всего, как в федеральной программе отражены и отражаются региональные аспекты, наиболее важная часть программы, которую мы ввели. Мы добавили новый раздел. Называется он Энергосбережение в регионах. Да, и на уровне региона мы предполагаем использовать тот же отраслевой принцип формирования этих программ, тот, который есть и в базовой программе. Кроме того, мы определили базовые регионы, где должны формироваться основы практической работы по энергосбережению. Таких регионов определено в программе 1 Конечно, включая Свердловскую область. Кроме того туда попали Нижегородская, Московская, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийск, Краснодар, Вологодская, Архангельская и некоторые другие. Вы можете сказать: как туда попасть? Как попасть региону в эту программу? Принцип попадания чисто прагматичный. Мы оцениваем готовность региона по всем параметрам. Примерно по таким, о которых сейчас сказал Николай Игоревич Данилов. Это - нормативная база, которая создана в области или в регионе, это - защищённость статей бюджета, в которых выделяются соответствующие деньги на энергосбережение, это - наличие конкретных проектов, разработанных до уровня ТЭО. И всё это позволит попадать в эту программу. Сроки я уже сказал. Программа в первом чтении будет дана в Правительство в апреле. Вы можете сказать, что никто из регионов ничего не давал. На самом деле материалов более чем достаточно. Дело в том, что ещё в рамках корректировки программы, которую вели в 1999-2000 годах, у нас имеется значительный практический набор работ по многим регионам. И это мы используем. Но это вовсе не означает, что сейчас будет зажжён красный цвет после того, как мы её сдадим в Правительство, и на этом всё прекратится. На самом деле (я и вас призываю к этому) мы продолжаем сбор материалов, проектов от регионов. Практически это дело сведётся к титульным спискам, которые предстоит сформировать, поскольку предусматривается финансирование. Пока мы определили, что только на финансирование энергосбережения в бюджетной сфере мы предполагаем цифру в 1 млрд. рублей (ежегодно), удастся больше - хорошо, но это - минимальная цифра. В целом соотношение средств, которые будут выделяться централизованно, и собственных средств нами определено как 20% централизованных и 80% собственных. Вот какие параметры определены нами на данный момент в программе.

 

И ещё я хотел бы в заключение остановиться на двух особенно важных подпрограммах. Это жилищно-коммунальное хозяйство и бюджетная сфера. Именно этим двум направлениям будет отдан приоритет и в финансировании, и в разработке, и в самой федеральной программе. В настоящее время мы ведем работу с Госстроем по коммунальной энергетике. Наши специалисты подсчитали, что отечественная коммунальная энергетика может вполне конкурировать по вводу мощностей с большой энергетикой. 22 млн. кВт электрической энергии можно на данный момент взять на тех же котельных. Вдумайтесь: 22 млн. кВт на парогазовых и паровых котельных! Вспомните, что мы во времена СССР вводили в год 12, максимум 15 млн. кВт. Значительная цифра.

 

Несколько слов о законе. Все мы дружно критиковали действующий закон. Он действительно рамочный, лозунговый. Мы проанализировали опыт работ по этому закону и сформулировали 17 попр * к нему. Я считаю, что если все эти поправки будут приняты, он из рамочного превратится в закон прямого действия. Каково на данный момент состояние прохождения этого закона? Закон получил полную поддержку (я имею в виду поправки) Министерства экономики, Министерства науки, Министерства промышленности, Института сравнительного правоведения при Правительстве РФ. Нам остаётся пройти Министерство юстиции, а потом Правительство на очередном своём заседании должно его рассмотреть и представить в Думу. В плане работ Думы он тоже уже есть. в этом году мы попытаемся сформировать более чётко нормативную базу (законодательную). К сожалению, серьёзно отстаёт практическая нормативная база, я имею в виду прежде всего наши ГОСТы. Здесь упомянули уже некоторые, в частности энергетические паспорта. На на данный моментшний момент внесены изменениям по показателям энергоэффективности в 237 ГОСТах. Это весьма мало. По нашей оценке изменения должны претерпеть 1,5 тысячи ГОСТов. Надеемся, что будет соответствующее финансирование, которое поможет более быстро решать эти вопросы.

 

В 17 поправках, предлагаемых для внесения в закон, мы постарались использовать принцип кнута и пряника. Пряник заключается в том, что предложены налоговые, таможенные и другие льготы на энергосбережение, введение защищённых статей бюджета, включение в затраты всех энергетических мероприятий, включая энергетический аудит, расходов на эти цели. Более подробно расписан механизм для бюджетной сферы реализация + 1 год. В качестве кнута используются административные наказания. И они точно так же предусмотрены. Они есть в Административном Кодексе, но будут детализированы в Законе об энергосбережении. К сожалению, без этого крайне не желательно и эти административные рычаги будут использованы в поправках к закону в полном объёме.

 

Источник: http://www.mte.gov.ru/

 



Проект. Предисловие главного редактора. Юрий Ехануров не стал экономить. Рынок нефти.

На главную  Управление энергией 





0.0065
 
Яндекс.Метрика