Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Управление энергией 

Даешь ГОЭЛРО-2

Самые дотошные акулы пера оставили вопросы на вторую часть мероприятия - пресс-конференцию главы энергетической монополии Анатолия Чубайса. Вместо запланированных двух часов она длилась на полчаса больше, но поскольку главный ньюс-мейкер отвечал на вопросы весьма подробно, основательно и охотно, то и через два с половиной часа дюжина любознательных корреспондентов так же толпилась у микрофонов. Однако, как заметил главный PR-мен холдинга Андрей Трапезников, который весьма любезно, но твердо завершил общение журналистов со своим шефом, дефицит - понятие не только энергетическое, но и временное.

 

О дефиците электроэнергии на конференции говорили много. С этим понятием отечественная энергетика не сталкивалась давно: впавшая в летаргию российская экономика и упавший до минимума уровень жизни населения высвободили энергетические мощности. На знаменитом графике линии, отображающие динамику располагаемой мощности и динамику спроса на нее, пересекались в районе 2008-2009 гг.: именно в этот период прогнозировался дефицит. Прогнозы, судя по всему, сбываются. но никто - ни Правительство страны, корректировавшее Энергетическую стратегию России в 2003 году, ни РАО ЕЭС России (и в этом признался руководитель холдинга) - не ожидали такого бурного роста энергопотребления. В московском энергорайоне, например, упомянутые линии на графике пересеклись уже два года назад.

 

Минувшая зима была беспрецедентна по уровню температур, длительности морозов и территории, которую они охватили: синоптики не припомнят такого с предвоенного 1940 года. Она обнажила проблему по целому ряду регионов, 16 из них преодолели исторический максимум энергопотребления, зафиксированный так же в советские времена. Среди них Московская, Ленинградская, Тюменская, Кубанская энергосистемы, и энергосистемы Дагестана, Чечни и Ингушетии. Причем, в последних это превышение не на проценты, а в разы.

 

Во-первых, это поставило в разряд насущных проблему надежности электроснабжения. А во-вторых, заставило скорректировать ход реформы. Если раньше идеологи преобразований говорили о необходимости идти последовательно: сначала реформировать отрасль, а уж потом привлечь в нее инвестиции, то на данный момент стало ясно: эти циклы уже надо вести одновременно. Цель реформы неизменна, - констатировал Анатолий Чубайс, - а тактика ее завершения требует пересмотра.

 

Вкратце состояние, в котором пребывает цикл реформирования, можно охарактеризовать так. Разделены вертикально интегрированные компании, созданы самостоятельные сетевые, генерирующие, энергосбытовые компании, выделены в отдельную структуру система диспетчерского управления отрасли. Полным ходом идет цикл межрегиональной интеграции: оптовые и территориальные генерирующие, межрегиональные электрораспределительные компании консолидируют активы по видам бизнеса. Они постепенно выходят на фондовый рынок.

 

На Юге России создается межрегиональная сетевая компания, которая объединит сетевые комплексы восьми субъектов РФ: Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Ингушетии, уже пять лет находящиеся под управлением ОАО Кавказская энергетическая управляющая компания, и Дагестана, Калмыкии, Чечни и Ставрополья.

 

Начали функционировать или готовы к этому механизмы оптовых рынков - электроэнергии, системных услуг, мощности, - и розничный рынок электроэнергии.

 

Менеджеры РАО ЕЭС считают, что последний этап реформы должен стать ее инвестиционной фазой.

 

В 2005-2006 гг. в РАО ЕЭС объем инвестиций измеряют цифрой в 5 млрд. долларов в год. За три следующих года его необходимо утроить, считает Чубайс. Общая логика здесь такова: бюджетные инвестиции должны направляться в монопольные сектора (диспетчирование, сети) и гидроэлектростанции, частные - в конкурентные (тепловая генерация).

 

Согласно закону, в уставном капитале Федеральной сетевой компании и Системного оператора доля государства должная увеличиться до 75 процентов, в ГидроОГК, объединяющей все гидроэлектростанции страны, - до 50-ти. Всего же для выкупа государством акций этих компаний необходимо 204 млрд. руб. В РАО ЕЭС подготовлен перечень объектов, в которые будут вложены эти средства в случае положительного решения государства о выкупе акций упомянутых компаний.

 

Есть механизмы привлечения инвестиций и в конкурентную сферу. Эту колоссальную ношу, где объем инвестиционных задач уж точно больше, чем по всем остальным частям отрасли, мы полностью снимаем с государства, - заявил Анатолий Чубайс. Он назвал четыре способы привлечения частных инвестиций в тепловую генерацию. Первый - самый значимый и самый масштабный - это выпуск и размещение дополнительных эмиссий акций оптовых и территориальных генерирующих компаний. Они к такой эмиссии готовы, и РАО ЕЭС гарантирует, что все средства от нее пойдут на конкретные инвестиционные проекты.

 

Следует отметить одну тонкость: чтобы привлечь средства инвестора, бизнес должен быть абсолютно прозрачным, с чистой кредитной историей, выстроенным менеджментом, незыблемыми правами акционеров. на данный момент, утверждает Чубайс, наши компании соответствуют всем этим условиям.

 

Второй способ - через механизм гарантирования инвестиций. Он одобрен Постановлением Правительства в декабре прошлого года. В рамках этой процедуры подготовлен перечень проектов генерации на 2850 МВт. Это шесть конкретных проектов, по которым, как надеются в РАО ЕЭС, уже в третьем квартале этого года пройдут тендеры для инвесторов.

 

Третий механизм - прямые частные инвестиции. В России такие есть, утверждает Чубайс, и уже в начале будущего года первый проект такого рода будут заложен.

 

Ну и, наконец, четвертый механизм - классическое проектное финансирование за счет кредитных средств: состояние финансов и величина компаний такова, что банки вполне могут им ссудить значительные суммы.

 

Уже утвержден перечень первоочередных вводов генерирующих мощностей в объеме более 20000 МВ. Если сравнить фактический объем ввода энергообъектов в 2001-2005 гг. и планы на 2006-2010 гг., то речь идет о росте в 6 раз. Для запуска такой программы необходимо решение Правительства, которое 8 июня ее рассмотрит.

 

Последний штрих к этой картине касается прогноза и аппетитов монополии по поводу роста тарифов. В РАО ЕЭС пишут о 12-процентном росте, Минэкономразвития настаивает на шести. Энергетики приводят аргумент, что эти 12 процентов нужны не для увеличения собственных затрат, а для привлечения инвестиций - такова, по их мнению, стоимость вопроса. Надо сказать, стоимость эта невелика: при уровне инфляции в прошлом году в 11,5 прцентажа и даже при условии, что в ближайшие годы Правительству удастся ее снизить, прирост тарифов не ударит по населению и экономике.

 

Может показаться, что энергетики, мечтая об инвестициях, пекутся исключительно о собственной выгоде. Но стоит заметить, что бум в энергетике влечет развитие смежных отраслей. Прежде всего, это электротехническая промышленность, энергомашиностроение, энергостроительный комплекс. Энергетики своими заказами загрузят сотни российских предприятий. Для развития этой отрасли нужны многозначительные научные разработки, и м. РАО ЕЭС России и Российской Академией наук уже подписано соглашение о разворачивания совместной работы.

 

- Самая первая и очевидная вещь - это снятие ограничений на рост ВВП, - заметил Анатолий Чубайс.

 

- К сожалению, мы вынуждены признать: дефицит электроэнергии (точнее дефицит энергомощностей) уже сейчас стал реальным ограничением для роста экономики в ряде регионов страны. Это, к сожалению, факт. Устранить этот дефицит можно с помощью той программы, о которой идет речь.

 

За этой программой - и бюджетные доходы, и рабочие места, и просто импульс к росту уровня жизни по всей стране. Энергетика вновь, как 85 лет назад, когда был принят план ГОЭЛРО, готова стать локомотивом отечественной экономики.

 



Економічний ефект індивідуальних приладів опалення. Чистый воздух. Организационные аспекты энергосбережения в городском хозяйстве на примере г. Перфоманс контрактинг як джерело фінансування енергозберігаючих заходів у бюджетній сфері.

На главную  Управление энергией 





0.012
 
Яндекс.Метрика