Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Управление энергией 

Теплоснабжение Риги

М. Дубсон , заместитель руководителя службы информационного обеспечения ,
Е. Пестов , руководитель группы службы информационного обеспечения , RIGAS SILTUMS ,
г . Рига , Латвия

 

Акционерное общество « RIGAS SILTUMS » на данный момент ЖЖ обеспечивает теплоснабжением город Ригу ( население 800 тыс . чел ). Около 30% тепловой энергии производится на собственных теплоисточниках , 70 % закупается на двух ТЭЦ Латвэнерго . Источники теплоснабжения объединены в основном в единую сеть , но работают каждый на свою зону , т . к . это оправдано гидравлическими режимами . Проведена большая работа по объединению локальных сетей левого берега в единую сеть от центрального теплоисточника . Небольшие котельные , которые подключаются к общей сети , либо закрываются ( это , как правило , экономически выгодно , недавно закрыли несколько котельных мощностью до 30 Гкал / ч ), либо используются как резервные или пиковые . Там , где это оправдано , работают локальные котельные , которые переведены на газ и полностью автоматизированы . Сейчас работают 11 таких котельных , и четырьмя из них имеется принцип. возможность управления с помощью системы диспетчеризации .

 

В условиях рынка все направлено на то , чтобы снизить затраты на выработку тепловой энергии и полностью удовлетворить потребности клиента . И если в нашу компанию обратился клиент , желающий подключиться , то предприятие обеспечит его теплом любым способом ( подключит к тепловым сетям или построит локальную котельную - в зависимости от экономических расчетов ), но как правило « RIGAS SILTUMS » предложит более выгодные условия , чем самостоятельное строительство клиентом своего источника . Иначе мы потеряем клиента , а этого компания не может себе позволить . Мы понимаем , что , потеряв промышленную нагрузку ( большинство производств закрылось ), дальше терять клиентов крайне не желательно - это тупик . Поэтому , мы 5 лет не повышаем тарифы на тепло ( при уровне инфляции около 4-5 % в год ) и решаем свои проблемы за счет внутренних резервов : в 2 раза сократили численность персонала , закрыли ЦТП и сократили обслуживающий их персонал , внедрили ряд мероприятий по повышению надежности и срока службы тепловых сетей , жестко выдерживаем температурный и гидравлический режимы и т . д .

 

Сейчас « RIGAS SILTUMS » обслуживает магистральные и внутриквартальные тепловые сети , т . е . от источника до дома , а если владелец дома ( юридическое лицо - домоуправление или кооператив ) заключил с компанией договор на обслуживание , то и индивидуальные тепловые пункты ( ИТП ) с внутренними системами теплоснабжения зданий . Изначально предприятие обслуживало только магистральные тепловые сети до ЦТП , но в 1996 г . состоялось объединение отдельных теплоснабжающих организаций в АО « RIGAS SILTUMS » . Новая организация взяла на обслуживание и внутриквартальные сети , что , наверное , и позволило избежать межведомственных войн , привлечь инвестиции и преодолеть кризис .

 

Тепловые сети

 

Надежность теплоснабжения зависит от порядка в тепловых сетях . Иногда это не требует больших вложений , а эффект ощутим сразу . Например , часть магистральных сетей в Риге была затоплена грунтовыми водами , и трубы коррозировали весьма быстро , поэтому мы поставили современные автоматические дренажные насосные станции и осушили сети . Это дало колоссальный экономический эффект , т . к . ежегодно на перекладку уходили огромные средства , а так же снизились тепловые потери . на данный момент на магистральных сетях происходит не более 6 отключений в год на весь город ! При этом первопричины разрывов анализируются , и при замене ( ремонте ) обязательно внедряются соответствующие необходимые мероприятия по защите трубопровода . Более того , каждый район на основании своих статистических данных планирует мероприятия по защите теплосетей от коррозии , и с их учетом проводит перекладку . , по кусочкам заменяются старые тепловые сети на современные с использованием современных материалов : это трубы для бесканальной прокладки изготавливаемые в Латвии . Когда сети будут заменены полностью , гидравлические испытания проводиться не будут . В связи с ликвидацией ЦТП и установкой автоматизированных узлов у абонентов , значительно снизилась подпитка и улучшилось качество сетевой воды . Поэтому расход подпитки в тепловых сетях сократился с 500 тонн / ч , до 70-80 тонн / ч , качество сетевой воды улучшилось с 1 мгэкв ./ л до 0,120-0,80 мг - экв ./ л .

 

Следующим шагом стала борьба за жесткое соблюдение температуры обратной сетевой воды . Это позволило существенно снизить расходы теплоносителя , разгрузить теплоисточники , произвести наладку гидравлических режимов и отпала надобность в строительстве новых тепловых сетей .

 

Основные ремонтные работы , как и капитальные , выполняются подрядными организациями , которые определяются загодя в ходе тендера . « RIGAS SILTUMS » содержит небольшую ремонтную службу , но если ремонтная служба не может самостоятельно локализовать аварию , то привлекаются подрядные организации , которые постоянно находятся в готовности , т . к . заинтересованы работать и зарабатывать .

 

В рамках концепции развития города , « RIGAS SILTUMS » произвело ликвидацию ЦТП , с переходом на двухтрубную независимую схему с ИТП в каждом доме . Внутриквартальные сети , особенно там , где они имели большой износ и имели большие теплопотери , переложили на новые - бесканальные . Проектом предусматривалась установка в жилых домах автоматизированных тепловых узлов и приборов учета тепловой энергии .

 

Тепловые пункты

 

Решение о переходе на независимую схему присоединения потребителей было принято на уровне мэрии . После долгого изучения вариантов дальнейшего развития системы теплоснабжения и схем присоединения потребителей , их достоинств и недостатков была принята концепция , и решение мэрии обязало всех потребителей перейти на независимую схему в течение 5 лет . далее велась разъяснительная работа : всем жителям раздавали цветные брошюры , где была схема , и пояснялись преимущества , сравнительные характеристики и т . д .

 

Конечно , установка ИТП требовала вложения средств . Для этого « RIGAS SILTUMS » был взят кредит под гарантию Рижской Думы у местных банков . Стоимость тепловых пунктов была разделена м. жильцами домов и разнесена на пять - десять лет , , кредит оплачивают жильцы в виде ежемесячной платы за тепловой пункт в размере 2-5 долл . США на квартиру , в зависимости от количества квартир и стоимости ИТП ( стоимость ИТП колеблется от 5 до 9 тыс . долл .). А здания ЦТП распродали или сдали в аренду , теперь там магазины , пункты обслуживания населения и т . п . Обслуживание ИТП оплачивается отдельно . Владелец дома ( обязательно - юридическое лицо ), он же - в ладелец ИТП , заключает договор на обслуживание ТП и внутренних систем здания с любой организацией , даже частной . на данный момент большинство жителей города заключили договора с « RIGAS SILTUMS » , которое на эти деньги содержит соответствующий персонал , т . к . это не входит в основную деятельность . Контроль за ежегодной промывкой теплообменников осуществляют контролеры предприятия « RIGAS SILTUMS » . Внутренние системы заполняются только сетевой водой .

 

На тепловые узлы был объявлен конкурс и выбраны 3-4 фирмы - поставщика , которые эти узлы поставляли уже в сборе . Все ТП изготовлены на базе пластинчатых теплообменников , в каждом ТП обязательно установлен узел учета .

 

Учет тепла

 

Установка узлов учета - мероприятие не менее важное и необходимое , чем вышеперечисленные , поэтому в утвержденном мэрией перспективном плане развития города была четко сформулирована необходимость в первую очередь установить счетчики учета тепловой энергии . Установка счетчиков тепловой энергии на домах велась за счет средств АО « RIGAS SILTUMS » .

 

Наличие узлов учета позволяет навести порядок в расчетах за тепловую энергию . И если раньше потребленное тепло определялось расчетным методом , и тянулась бесконечная череда судов , то после того , как были установлены около 8000 теплосчетчиков ( на каждый дом ) - суды прекратились , споров с жильцами нет . Счетчики покупались по конкурсу ( что заметно снизило цену ), все одинаковые ( это упростило обслуживание ) в счет кредита , и принадлежат они АО « RIGAS SILTUMS » . Плата за обслуживание заложена в тариф за Гкал .

 

После установки счетчика учета тепловой энергии на дом , все внутренние потери в доме оплачивают жильцы , что стимулирует их к установке квартирных счетчиков на горячую воду , утепление стен и окон . так же при эксплуатации ЦТП на них устанавливались счетчики учета расхода горячей воды , это позволяло оперативно определять утечки в системе горячего водоснабжения по параметрам расхода горячей воды в ночное время (1,5-2 м 2 на 1000 человек ).

 

При установке автоматизированных узлов в ИТП борьбу за потери в системе горячего водоснабжения ведет сам жилец . Так как в каждой квартире установлен счетчик учета потребленной горячей воды . Установку счетчика горячей воды в квартире жилец ведет за свои средства , а малообеспеченным в решении данного вопроса оказывает помощь мэрия .

 

Теперь , при помощи учета тепловой энергии у теплоисточника и у абонентов , а так же с помощью системы телеметрии баланс тепла сводится по всему городу , что позволяет достаточно точно рассчитать тепловые потери в сетях ( которые составляют около 18-19%) и выяснить проблемные участки тепловых сетей , а так же исключить ошибки при расчетах за тепло .

 

Потребители

 

Температура в помещениях регулируется автоматикой теплового пункта по температуре наружного воздуха , но если более 50% жильцов на собрании постановили , что нужно повысить температуру или понижать ее в ночные часы или что - либо другое , то автоматика ИТП программируется соответственно , но температура в помещении не может быть менее 18 °С . Температура сетевой воды выдерживается у абонента согласно договору с точностью ± 3 °С по графику 130/70 со срезкой 118 °С .

 

есть такая структура , как энергоуправляющий дома ( это общественная должность , выбирается жильцами ), который обязан пройти обуч. в « RIGAS SILTUMS » . Более того , в « RIGAS SILTUMS » есть бесплатный телефон , по которому принимаются все жалобы и информация от абонентов круглосуточно , поступившие заявки заносятся в единую компьютерную сеть , где прописываются ответственные исполнители и сроки выполнения . Эту информацию может посмотреть и президент « RIGAS SILTUMS » и ответственные работники в структурах « RIGAS SILTUMS » . He выполненная в срок заявка без основания - это предмет разбирательства . мы повернулись к клиенту лицом .

 

Платежи населения на данный момент составляют 98%, а раньше платили 65%. Во - первых , всех дисциплинировал счетчик горячей воды в каждой квартире и счетчик учета тепловой энергии на дом . Во - вторых , после рассмотрения статистических данных , мы выяснили , что малоимущее население , пенсионеры - аккуратные плательщики ( они получают адресную компенсацию , а тариф - один для всех ), и мы принялись за злостных неплательщиков , самыми разными способами : суды , отключения от ГВС и отопления и т . д .

 

Тарифы

 

Все тарифы , в том числе и на тепло , определяются для каждого предприятия специальным государственным органом - регулятором , который выбирается советом министров из числа специалистов сроком на 5 лет . В этот орган предоставляется полная информация по затратам и предложения по тарифу . А он с учетом политических , социальных и экономических аспектов утверждает или изменяет тарифы .

 

Например , тарифы на тепло от ТЭЦ -1 иТЭЦ -2 предприятия « Латвэнерго» разные , т . к . разная себестоимость , и это учтено в тарифах « RIGAS SILTUMS » , которое покупает тепло круглогодично у этих ТЭЦ . Тариф на тепло от « RIGAS SILTUMS » един для всех , независимо от себестоимости тепловой энергии от каждого теплоисточника по городу Рига .

 

Перспективы

 

Сейчас перед нами стоят задачи разработать систему автоматизированного сбора данных со всех счетчиков тепловой энергии , установленных на домах в индивидуальных теплопунктах . Пришли мы к этому постепенно , начав со сбора технологических параметров с тепловых сетей и теплоисточников . И сразу сделали для себя массу открытий . Дальнейшее развитие компании обязательно должно сопровождаться совершенствованием информационной системы . В настоящее время диспетчер « RIGAS SILTUMS » может получить на экране своего компьютера любую информацию по любому теплоисточнику . Создание единого информационного поля от руководства компании до руководителей нижнего звена позволяет перестроить психологию и гибко управлять предприятием . Компьютеризация систем теплоснабжения и обуч. персонала принципам технологического анализа , а так же создание программ , позволяющих оперативно обрабатывать большие объемы , задача сложная и необходимая . Это позволит нашей компании работать более эффективно и иметь экономическую перспективу .

 

Источник http://www.rosteplo.ru

 



Сокровище угольной пыли Бросовы. Сколько стоит установить систему отопления. Опыт выгодного альянса. Энергоэффективность и энергетиче.

На главную  Управление энергией 





0.0052
 
Яндекс.Метрика