Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Управление энергией 

Организованная система оптовой торговли

На территории Российской Федерации действует организованная система оптовой торговли- федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии и мощности – ФОРЭМ. Через ФОРЭМ перераспределяется около 34% производимой в Российской Федерации электроэнергии.

 

На оптовом рынке есть ряд проблем, связанных с существованием барьеров выхода на оптовый рынок и непрозрачностью деятельности коммерческого и технологического операторов рынка.

 

Попытки расширить состав участников ФОРЭМ за счет крупных потребителей электрической энергии натолкнулись на серьезное противодействие регионов и РАО ЕЭС России, поскольку при существующих больших масштабах перекрестного субсидирования уход на ФОРЭМ крупного потребителя ведет к объективному росту тарифов для остальных потребителей регионального АО-энерго.

 

Экономические противоречия м. участниками оптового рынка при отсутствии диспетчерской дисциплины его участников, дефицит топлива на электростанциях, обусловленный неплатежами, привели к существенным отклонениям от общепринятых принципов экономического распределения нагрузки, к увеличению удельных расходов топлива и потерь электроэнергии в сетях энергосистем. В условиях избытка генерирующих мощностей вместо отбора лучших (дешевых) мощностей и вывода из эксплуатации неэффективных произошло нерациональное распределение нагрузки м. всеми производителями электроэнергии, и до настоящего времени, более эффективные электростанции РАО имеют в среднем меньшую нагрузку (40-43%), чем станции региональных энергосистем (48-50%), что приводит к дискриминации независимых участников рынка.

 

Экспорт электроэнергии

 

Монополизация РАО ЕЭС России экспортных пост * , несмотря на вынесенное Комиссией МАП России решение и предписание, законность которых подтверждена судами всех инстанций, сохраняется и по настоящее время.

 

Розничный рынок

 

На розничных рынках, помимо АО-энерго, также функционируют муниципальные (в сфере ЖКХ) энергоснабжающие организации, осуществляющие производство и сбыт электро- и теплоэнергии для населения и бюджетных организаций.

 

Старое законодательство, регулирующее отношения по энергоснабжению, и отсутствие в тот момент отраслевого законодательства, правил электро- и теплоснабжения ограничивало принцип. возможность потребителей электроэнергии выбирать поставщика энергии и предоставляло принцип. возможность энергоснабжающим организациям ущемлять права и интересы контрагентов.

 

Следует также отметить, что РАО ЕЭС России являясь управляющей компанией выпуская внутренние приказы, обязывает руководителей зависимых энергоснабжающих организаций выполнять требования, в ряде случаев противоречащие антимонопольному законодательству.

 

Система тарифного регулирования в энергетике

 

Существующая в энергетике система государственного тарифного регулирования неэффективна с позиции антимонопольного законодательства по следующим основаниям:

 

сохраняющееся в энергетике перекрестное субсидирование, несмотря на то, что оно запрещено Федеральным законом О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, ставит промышленность (производителей) в неконкурентоспособное положение как на территории России (различие в тарифах на розничных рынках и высокие барьеры выхода на оптовый рынок, создают диспропорцию в издержках производителей), так и за ее пределами (бремя перекрестного субсидирования лежит на промышленности);

 

сдерживание объективного роста цен на энергию приводит к убыточности ряда производителей энергии, а с другой стороны контроль формирования издержек и финансовых потоков вертикально-интегрированных энергокомпаний, осуществляющие и другие непрофильные виды деятельности затруднен в силу перераспределения средств м. видами деятельности (перекрестное субсидирование м. видами деятельности).

 

Пунктом 2 статьи 7 Закона О конкуренции установлена обязанность органов исполнительной власти согласовывать акты, предоставляющие льготы отдельным хозяйствующим субъектам. но в настоящее время отсутствует порядок, регламентирующий вопросы рассмотрения антимонопольным органом (его территориальными управлениями) указанных актов и вынесения решений.

 

С принятием 2 апреля 2002 г. Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и Правил государственного регулирования и применения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (№22 , появилась необходимость в разработке порядка рассмотрения и согласования федеральным антимонопольным органом (его территориальными управлениями) установления льгот на электрическую и тепловую энергию для потребителей.

 

Несмотря на неоднократные обращения МАП России в Федеральную энергетическую комиссию с предложением о разработке программы поэтапной ликвидации перекрестного субсидирования и о включении представителей МАП России в состав рабочей группы по методическим указаниям по установлению тарифов, ФЭК России так и не отреагировал.

 

Общие проблемы развития конкуренции на рынке

 

функционирование производственного комплекса в электроэнергетике в последнее десятилетие характеризуется постоянно ухудшающимся состоянием основных производственных фондов, средний износ которых превышает 60 процентов (по данным Министерства энергетики Российской Федерации) и не компенсируется за счет технического перевооружения, реконструкции и вводов новых мощностей;

 

существенно снизилась эффективность капитального строительства. принцип. возможность получения значительных инвестиционных ресурсов за счет их принудительного включения в тарифы для конечных потребителей освобождает акционерные общества электроэнергетики от необходимости поиска потенциальных инвесторов, снижает требовательность к отбору эффективных проектов. Кроме того, финансирование электроэнергетики через регулируемые тарифы перекладывает весь инвестиционный риск на потребителей электроэнергии, сокращает их собственные инвестиционные возможности по модернизации производства, что не способствует энергосбережению, преодолению экономического спада и восстановлению конкурентоспособности российской промышленности;

 

монополизированность, а соответственно, непрозрачность структуры хозяйственной деятельности в рамках РАО “ЕЭС России”. Конфликт интересов возникает при функционировании оптового рынка, когда РАО ЕЭС России, имеющее собственные генерирующие мощности, одновременно контролирует оперативно - технологическое управление оптового рынка, циклы отбора состава генерирующих мощностей и распределения нагрузки м. всеми производителями, работающими на этом рынке. Недискриминационный характер выполнения операторских функций и повышение доверия участников оптового рынка к механизмам его функционирования требуют разделения функций владельца генерирующих мощностей, оператора оптового рынка и технологического оператора. Кроме того, в долгосрочном плане РАО ЕЭС России объективно не заинтересовано в появлении на оптовом рынке новых генерирующих мощностей конкурирующих компаний, поскольку выход на оптовый рынок новых, более эффективных электростанций вытесняет мощности этого акционерного общества и ведет к снижению его доходов;

 

высокая степень вмешательства в хозяйственную деятельность региональных энергокомпаний (АО-энерго) со стороны местных органов власти, что довольно часто приводит к сдерживанию развития конкуренции на рынке электроэнергии (создании административных барьеров по выходу на оптовый рынок) и отсутствии единой политики (в том числе, тарифной) на территории Российской Федерации;

 

Реформирование электроэнергетики

 

Министерство активно участвовало в разработке программы реформирования электроэнергетики и в настоящее время занимается реализацией Плана мероприятий первого этапа реформирования электроэнергетики, являясь также ответственным исполнителем по ряду пунктов Плана мероприятий.

 

Основной задачей проводимых реформ в электроэнергетике является развитие конкуренции в потенциально конкурентных сферах деятельности - генерация и сбыт электроэнергии, в тех регионах, где это технологически и экономически реализуемо, что создаст условия более эффективной хозяйственной деятельности в сфере генерации, передачи и сбыта электроэнергии.

 

В течение первого этапа не проводиться полная либерализация рынка электроэнергии, что позволит избежать одномоментное совмещение двух сложных циклов – реструктуризации предприятий и либерализации рынка для уменьшения возможных рисков, связанных с реформированием электроэнергетики для экономики страны в целом. Запускается конкурентный оптовый рынок в объеме продаж 15% производимой электростанциями электроэнергии, что позволит уже на первом этапе отработать модель конкурентного оптового рынка.

 

В ходе проведения первого этапа реформирования уделяется особое внимание формированию законодательной базы, определяющей рамки дальнейшего функционирования и развития электроэнергетической отрасли.

 

При участии Министерства подготовлен пакет законопроектов по реформированию электроэнергетики, принятый Государственной Думой Российской Федерации.

 

По плану мероприятий подготовлены поправки в Закон “О конкуренции в части определения порядка недискриминационного доступа к услугам естественно-монопольного характера и связанного с ними видов деятельности, которые внесены в Государственную Думу отдельно от пакета законопроектов и приняты вместе с остальными поправками в Закон О конкуренции 18 сентября 2002 г.

 

В настоящий момент разработаны при участии Министерства и приняты также ряд актов Правительства Российской Федерации направленных на реализацию задач и целей поставленных в концепции реформирования.

 

Роль антимонопольного органа в ходе реформирования электроэнергетики

 

Роль антимонопольного органа в ходе проведения реформ в электроэнергетике является одной из определяющих. На начальном этапе, по мере создания конкурентного оптового и розничных рынков, и правил игры на этих рынках (проведение институциональных преобразований) необходимо создать механизмы, стимулирующие добросовестное поведение участников рынка, решить проблемы недискриминационного доступа к услугам естественно-монопольного и инфраструктурного характера участникам рынка. В целях стимулирования конкуренции на рынке разрабатываются механизмы, предотвращающие злоупотребление доминирующем положением, в том числе через принудительное разделение и установление государственного регулирования. Для этого формируется нормативная правовая база реформирования отрасли и ее работы в новых экономических условиях.

 

На последующих этапах реформирования есть необходимость осуществления жесткого антимонопольного контроля действий хозяйствующих субъектов, как на оптовом рынке, так и на розничных рынках электроэнергии. При этом следует совмещение антимонопольного контроля на конкурентных рынках, с государственным регулированием (тарифная политика, лицензирование и т.п.) на рынках где невозможно развитие конкуренции по объективным технологическим условиям. В целях создания равных конкурентных условий осуществления хозяйственной деятельности в проекте федерального закона Об электроэнергетике устанавливается запрет на совмещение производства и передачи, и передачи и сбыта электроэнергии в рамках одного юридического лица, группы лиц и (или) аффилированных лиц.

 

По мере реформирования электроэнергетики будет проведена демонополизация сектора генерации электроэнергии, за счет привлечения в него частного капитала, продажи РАО “ЕЭС России” пакетов акций принадлежащих ему генерирующих компаний при жестком антимонопольном контроле, исключающий принцип. возможность возникновения доминирующего положения отдельных компаний или группы лиц. В связи с принятием Федерального закона Об электроэнергетике необходимо обеспечить методологическую подготовку по контролю за структурными изменениями, которые последуют с принятием пакета законопроектов по реформированию. Необходимо также сформировать и апробировать систему контроля соблюдения антимонопольного законодательства в ходе реформирования с целью выбора наиболее эффективных методов контроля и регулирования.

 

Исключительное внимание деятельности МАП России на первом этапе реформирования необходимо уделить формированию конкурентного оптового рынка электроэнергии. На данном этапе при сохранении в составе Холдинга РАО ЕЭС России генерации и сбыта электроэнергии важным является осуществление антимонопольного контроля согласованных действий данной группы лиц, занимающей доминирующее положение на территории Российской Федерации, вопросам ценообразования на свободной части сектора, отработка методов контроля и пресечения нарушения и многое другое. Успех реформирования и создания конкурентного рынка зависит от создания эффективных механизмов антимонопольного контроля действий участников рынка, создания механизмов стимулирующих появление новых независимых производителей электроэнергии (снижение барьеров выхода на рынок, выработка рекомендации для органов исполнительной власти и др.).

 



Новая страница 1. Глобальное потепление. Отопительные батареи. Как лучше установить GHP в Украине.

На главную  Управление энергией 





0.0686
 
Яндекс.Метрика