Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Управление энергией 

О ПРОБЛЕМАХ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

In report are considered some aspects heatprovision in Irkutsk and region.

 

Теплоснабжение Иркутска осуществляется от новой Иркутской ТЭЦ, 5 достаточно мощных электрокотельных, и 196 котельных промышленных, коммунальных и других. В Иркутске проживает 600 тыс. человек. Интересно посмотреть структуру производства тепла в самом городе, потому что это нехарактерно для других районов. Производство тепла в электрокотельных в городе составляет 19% т.к. у нас дешевая электроэнергия. В советское время электрокотельные строились как временные. Если говорить об энергосбережении, то, у нас все началось в 1996 г. в рамках проекта TACIS, который назывался Экологически чистое энергоснабжение региона озера Байкал. В эту работу была включена работа Техническая политика и шаги по совершенствованию системы теплоснабжения города. На перспективу, если мы посчитаем потери в системах горячего водоснабжения, теплоснабжения от внедрения дополнительной изоляции зданий, и ликвидируем сверхнормативные теплопотери в сетях, то к 2010 г. уже не потребуется вводить новые энергетические мощности. Более того, можно закрыть наиболее низкоэкономичные котельные.

 

Это было до дефолта. Мы оценили экономичность некоторых энергосберегающих методов. Здесь показаны сроки окупаемости оснащения зданий системами автоматизации и измерений. Сроки получались достаточно хорошие. Хорошие сроки получались даже по изоляции верхних и нижних перекрытий зданий, но что касается изоляции всех зданий, то там уже требовались большие капитальные вложения. Известно, что энергосбережение - это эффективный путь развития теплоснабжения. Альтернатива этому пути только одна - продолжать расточительно тратить тепловую энергию, до 70% выбрасывать ее просто так. И второй путь - это энергосбережение.

 

В отношении системы тарифов тоже понятно, что с одноставочной системой тарифов не создается никаких стимулов, чтобы решать такие вопросы. Далее нам удалось сделать ТЭО проекта реконструкции системы теплоснабжения одного из районов Иркутска - НовоЛенино. Район этот большой, присоединенная нагрузка около 300 Гкал/час. Три источника. Одна котельная на угле. Для Всемирного банка было выполнено ТЭО весьма щепетильно и подробно. Мы делали это с группой шведских специалистов и Иркутским энергетическим центром. Мы успешно прошли конкурсный отбор во Всемирном банке на получ. кредита. На первом этапе реализации проекта были построены 32 здания и 44 тепловых пункта, которые работают уже четвертый отопительный сезон. должен подчеркнуть, что проект был задуман как комплексный, т.е. это не только тепловые пункты здания, это и необходимая конструкция на минимальном уровне тепловых сетей, источников тепла и в системе управления и измерения тепла, и обуч. персонала. Группа ездила в Швецию, изучала технологии, сейчас они успешно эксплуатируют эту систему. Какой получился эффект? Хороший. В цикле нам удалось устроить мониторинг зданий, которые были оборудованы новыми тепловыми пунктами. Были точно такие же здания, оставленные как раньше. Исследования дали интересные результаты. Экономия тепла - 27%, снижение тепловой нагрузки на 20% и т.д. После того, как кредит из нашего банка был взят, и первый этап был запущен и выполнен, несмотря на то, что Всемирный банк весьма настойчиво предлагал, только год назад перестал предлагать кредит, наша областная администрация побоялась брать этот кредит. Они весьма долго думали, но все же отказались. Поэтому выполненным оказался только первый этап этого проекта. В настоящее время, выплачен последний взнос в счет кредита. С кредитом рассчитались, правда, приходилось устраивать реструктуризацию задолженности, но, тем не менее, сейчас кредит вернули.

 

Иркутская область - это достаточно суровый район, перепадами температур от -40 до -500С в отопительный период. В системе теплоснабжения Иркутской области присутствует и коммунальная энергетика. Это 1500 котельных, 2700 км трасс тепловых сетей, из которых больше 57% принадлежат коммунальщикам. У нас все сложнее, чем в других регионах, потому что у нас используется на ТЭС и котельных уголь. В результате чего КПД лежит в пределах от 32 до 60% вместо указанного в паспорте. Несколько слов о коммунальном теплоснабжении. Я думаю, что это характерно не только для Иркутской области, а для всей нашей страны. По факту подачи тепла системы отопления получают 60, 50, 70 процентов, а расход воды - в 6, 7 раз превышает расчетные значения. все разрегулировано, имеют место утечки сетевой воды. Когда происходили циклы передачи муниципальной собственности, то системы долгое время оставались бесхозными, что и привело к такому уровню их технического состояния. Поменялись даже графики, со 150-130 градусов перешли на графики 95-70, выбросили все элеваторные узлы и стали работать с непосредственным подсоединением. Понятно, что сети у них стали не пропускать это количество воды, потому что расчетные расходы существенно увеличились. Для того, чтобы все это вернуть в нормальное состояние нужны огромные средства. Тем не менее, если посчитать экономический эффект от ликвидации этих сливов воды, причем тут часто мазутные котельные с весьма дорогим топливом, т.е. получаются сроки окупаемости весьма смешные.

 

Вообще я вижу три основные первопричины, которые характеризуют сложившуюся ситуации. Первое - это тарифы. Одноставочные, не стимулируют, ценовые сигналы неправильные даются, а тарифы теплоснабжающим коммунальным предприятиям часто устанавливаются даже ниже, чем себестоимость тепла. Население платит 30-50%, бюджетная сфера вообще не платит. Как выходить из этой ситуации я не знаю. Если бы мы рассчитывали тарифы как двуставочные, то, по крайней мере, мы могли бы учитывать, на сколько и сколько употребить, чтобы использовать установленные мощности потребителем. Чем больше число часов, тем меньше экономически обусловленный тариф на тепло. При одноставочном тарифе мы этого делать не можем. Потребитель не заинтересован снижать заявленную тепловую нагрузку и т.д. Тарифы АО «Энерго» - средние по региону, тоже ни о чем не пишут. Мы считали по городам, получаются тарифы разные. ниразу не будет город заниматься своим энергосбережением при таком тарифе, если на самом деле у него себестоимость гораздо больше.

 

Что у нас получилось? Экономия делится как бы на две части. Часть экономичности лежит как бы выше норм СНиПа, а часть - ниже, потому что когда начинаешь делать оценки по СНиПу, либо оценки по методике Европейского сообщества, и самое главное по мониторингу зданий, то получается, что снижение теплопотребления зданий ниже, чем по СНиПовским нормативам. Экономия тепла при установке приборов автоматизации, измерения в зданиях составила: по нашим экспертным оценкам - 21-23%; по методике Европейского сообщества - 28% и по мониторингу зданий - чуть больше 28%. Мы в этом году разработали концепцию теплоснабжения Иркутска. У нас средний тариф 150 руб/Гкал по городу, а средний тариф по Иркутсктеплоэнерго, т.е. по коммунальной части теплоснабжения Иркутска - 468 руб. Так вот уже при тарифе 150 руб/Гкал идет достаточно много мероприятий. Это и балансировочная плата, теплосчетчики, шаровая арматура, автоматические регуляторы, отопления, водоснабжения. Создали координационный совет при мэрии, который возглавляет вице-мэр, для того, чтобы он мог принимать решения. Он уже начал свою деятельность. В системе управления мы предлагаем установить систему договорных отношений. У нас два производителя тепловой энергии Иркутскэнерго и Иркутсктеплоэнерго. м. ними есть договор, а договоров администрации с этими организациями нет. Значит, система договорных отношений не работает. И третье - это создание в городе единой теплоснабжающей организации в системе централизованного теплоснабжения. Сейчас они разделены. Мы уже обсуждаем вопрос, какой должна быть эта компания. Мы склоняемся даже к тому, что, возможно, это должно быть акционерное общество. Мы так же не знаем, как решить этот вопрос. на данный момент директор «Иркутсктеплоэнерго» все вопросы должен согласовывать с другой организацией. Теплоснабжение при такой несогласованности становится невозможным.

 

Источник: www.ostu.ru

 



Паевые инвестиционные фонды. Вторая водородная бомба. Проект распоряжения. Предисловие главного редактора.

На главную  Управление энергией 





0.0077
 
Яндекс.Метрика