Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Управление энергией 

Развитие энергосбережения в бюджетной сфере

В. А. Степаненко, председатель правления

 

энергосервисной компании Экологические Системы

 

Доклад на семинаре Комплексное решение энергетических и экологических

 

проблем предприятий и муниципалитетов

 

г. Ялта, 2-6 июня 2003 г.
Введение

 

Четыре года назад волей случая наша компания начала эксперимент в одном из небольших медицинских учреждений - Запорожском кардиологическом диспансере.

 

Датские коллеги попросили найти достойный объект для пилотного проекта, который они собирались финансировать.

 

Мы предложили главврачу диспансера стать нашим подопытным объектом и получили согласие.

 

Забегая вперед, скажу, что датский проект так и не начался - шли долгие переговоры, затем в Дании сменилось правительство и до Украины деньги так и не дошли.

 

Нашей компании отступать было некуда, и мы начали шаг за шагом выполнять ранее выданные обещания.

 

Мы сделали маленький аудит и поставили простой диагноз - нужен ремонт, все течет. Затем на три здания диспансера мы поставили компьютерную систему мониторинга расхода энергоресурсов (16 счетчиков - 7 счетчиков электроэнергии, 3 - горячей воды, 3 - на отопление и 3 - на холодную воду).

 

Ремонтировались сети, менялись санбачки, ставились энергосберегающие лампы и забатарейные экраны, уплотнялись окна. Закончился ремонт, и началась борьба со следующими потерями, нужно было перевоспитать персонал и научить рационально использовать энергоресурсы. На все стали устанавливаться нормы.

 

Мы все писали на магнитный диск нашего компьютера - он (АСКУЭ) стал глазами и ушами нашего эксперимента.

 

История борьбы за снижение энергозатрат, как кардиограмма, разворачивалась перед нашими глазами.

 

Основную роль играл персонал кардиодиспансера во главе со старейшим врачом нашей области - Александром Фомичом Тонконоговым. Его воля и терпение были стержнем нашего проекта.
Итоги эксперимента

 

Мы доказали себе и нашему облздравотделу, что Указ Президента Украины №662/99 выполним. Хорошо работают простые методы на основе расчетливого плана под управлением специалистов.

 

Ничего особенного, никаких подвигов, будничная работа. Но нужны деньги.

 

Окупаемость вложений, в среднем, 2-4 года - так же, как и за рубежом, в тех проектах, которые нам известны.

 

Потенциал снижения энергозатрат на 25-30% достижим реально, это мы подтвердили в ходе эксперимента.

 

Энергосбережение (ЭС) в бюджетной сфере - это энергосбережение в зданиях. Здравоохранение, вузы и детские садики, интернаты и казармы, тюрьмы и административные здания - механизм подобия проектов в инженерном плане здесь огромен.
Объем рынка ЭС

 

В бюджетной сфере нашего региона энергозатраты в денежном выражении составляют 35% - эта цифра относительно стабильна уже на протяжении 10 лет.

 

Наша структура бюджетных ассигнований на покрытие энергозатрат сложна и непрозрачна настолько, что остается тайной не только для разведок всего мира, но и для самих руководителей бюджетной сферы.

 

Иерархия ассигнований в области включает средства централизованного бюджета, областного, муниципальных образований и, собственно, средства самих учреждений, которые не понятно, откуда берутся. Каждый чиновник знает свою часть пирога, но пирог в целом остается невидим.

 

Но итоговые платежи организациям проследить все-таки можно и суммарные объемы платежей за энергозатраты по области в целом находятся в интервале 400-500 млн. гривен ежегодно. Если исходить из полной окупаемости вложений на достижение экономичности 25% от существующих уровней потребления на интервале четырех лет, то объем рынка ЭС бюджетной сферы Запорожской области составляет не менее 125 млн. гривен.

 

Если рассматривать это бизнес отдельно, то он попал бы в первые 30 мест по объему в денежном выражении. Он практически лежит под ногами.
Что мешает

 

Мешают старые правила. Система, отлично зарекомендовавшая себя при социализме, встала непреодолимым тормозом в капиталистический период. Сейчас мы живем в зазеркалье.

 

Ухитрились, нашли деньги на ЭС - срезать лимиты.

 

В соседних больницах утечки рекой - им лимиты добавить.

 

Ты получил экономию - молодец, хвалю. Деньги у тебя я забираю, потому, что в другом месте течет.

 

Да, мы все знаем, где течет и как нужно беречь. Но денег нет.

 

Круг порочно замыкается потому, что мы живем уже давно в новом времени, но по старым правилам.
Опыт Запада

 

Уже третий год наша компания накапливает опыт ЭС в бюджетной сфере. От инженерных аспектов к финансовым, от законодательных и правовых - к нормативным и методическим аспектам. Мы переводим законы и книги, статьи и выступления. Благодаря Интернету, к нам стекаются ручейки чужого опыта.

 

Что стало ясно - корысть на Западе стала основой для преобразований в энергетическом плане. благодаря новым правилам ЭС в бюджетной сфере Запада стало привлекательным для инвестиций; за право работать в этом бизнесе идет борьба м. банками, страховыми компаниями, инвестиционными фондами и агентствами. Лучшие из промышленных компаний гордятся, если получили хотя бы кусок этого пирога; ЭС в бюджетной сфере Запада - это огромный и вечный бизнес. Это огромный рынок услуг и оборудования, где потоки капитала сделали свое дело - комфорт и уровень энергозатрат у них стремительно удаляется не в лучшую для нас сторону.

 

Несколько изобретений Запада: экономия энергозатрат проводится бухгалтерскими методами, отражаются в плане счетов и аккумулируются для дальнейшего использования; срок действия проекта - 10 лет; деньги берут в банке в кредит; четкие правила раздела прибыли м. всеми участниками. Там не нужно бояться заработать и получить деньги; взаимозаинтересованный союз бизнеса и власти. Бизнес сам готовит правила для игры - власть их утверждает и контролирует. бизнес объединен в профессиональные и корпоративные союзы - одиночки к пирогу не допускаются. Хочешь играть - играй по правилам. принцип перфоманс-контрактинга - расчеты осуществляются из будущей экономии;
возвратимся к началу

 

а) В Украине срок действия любого проекта - 1 год. Годовой срок окупаемости убил наше ЭС. Есть Постановление КМУ №2183 от 1999 года, где, для проектов с окупаемостью более года, разрешено использовать базу экономичности на интервале 3 лет.

 

Нам неизвестен хотя бы один случай применения этого положения на практике.

 

б) Банки денег для проектов энергоэффективности в бюджетной сфере не дают - даже разговаривать не хотят. Бюджетная сфера считается заведомо невозвратной для инвестиций.

 

в) Правил раздела получаемой экономичности нет вообще. Нет даже определения тех лиц, которые имеют право участвовать в разделе получаемой экономии.

 

г) Наша бухгалтерия и слышать не хочет о ежемесячной проводке в счетах фактической экономичности энергозатрат. Да так же о разделении по видам энергоресурсов и по мероприятиям, которую эту экономию принесли.

 

Зато она умеет считать затраты. Вот поэтому в Украине ЭС - это расходная, а не доходная статья бюджетов всех уровней.

 

д) Союз бизнеса и власти в Украине - даже подумать страшно - коррупцией пахнет. Но в нашем случае это является ключевым постулатом для развития ЭС в бюджетной сфере. Если хотите, первым и главным, необходимым условием.

 

е) В нашей Запорожской области отдельных имущественных комплексов, учреждений и организаций насчитывает более 3500 тысяч.

 

У нас есть около 300 маленьких компаний, чей бизнес, так, или иначе, связан с ЭС - услуги, поставки оборудования, монтаж, наладка, сервис и гарантийное обслуживание.

 

Вот они и ходят по кругу, не видя друг друга в упор, врачи с разбитыми санузлами, текущими трубами и энергоаудиторы, сантехники и электрики - без работы. Некому их соединить. Ни на что нет денег.

 

У нас также есть 26 банков и их филиалов.

 

ж) О перфоманс-контрактинге можно не говорить - это технология пока только для развитых стран.
Что делать

 

на данный момент нам яснее видны первопричины неудач проектов, реализованных отдельными энтузиастами. Они и в этих, украинских условиях сумели снизить энергозатраты на отдельных объектах. Но получить за это деньги и благодарность так и не смогли.

 

Десятки демонстрационных проектов в бюджетной сфере, сделанные на деньги Запада, не породили развития, оставшись незаметными островками.

 

В общем, как делать никак нельзя, стало ясно.

 

Я считаю, что вопрос исследован достаточно детально, он даже перезрел. Точно известно, с чего нужно начинать и как достичь результата.

 

В каждом городе и области потери денег в бюджетной сфере достаточно велики, это значимый капитал, но он разбросан по сотням зданий, где есть сотни хозяев. Иерархия подчиненности здесь велика и на страже этих потерь стоят сотни чиновников - от профильных управлений в облгосадминистрациях и муниципалитетах до КРУ и налоговой полиции.

 

Не стоит забывать также о молчаливом оппортунизме энергоснабжающих организаций - это их оборот и доходы мы стремимся уменьшить и любой нормальный человек будет возражать - кто как может.

 

Отсюда ясно, что получить (и присвоить) экономию от снижения энергозатрат в одном, отдельно взятом садике, больнице или университете невозможно даже теоретически.

 

Нужно, используя капиталистические принципы организации работ, действовать на плановой основе: оценить объем рынка в денежном выражении и примерный срок окупаемости вложений; создать (или пригласить) профессиональную команду для:

 

а) создания нормативной и методической базы для обеспечения этого бизнеса;

 

б) создания разрешительной базы до мелочей. Чтобы никакая КРУ затем не мешала работать;

 

в) создать систему мониторинга будущей экономичности на бухгалтерской основе;

 

г) определить всех участников этой игры, их интересы. Создать правила раздела будущей прибыли.

 

д) обеспечит профессиональное управление всем проектом весь период выполнения работ (т.е., на 4-5 лет); запустить подготовленный цикл рядом организационно-распорядительных документов.

 

И неважно, как это то будет называться - энергоаудит, бизнес-план, проектный менеджмент. Главное это: союз бизнеса и власти; профессионализм энергосервиса; привлекательный климат для инвестиций; прозрачные правила раздела будущей прибыли для всех игроков; воссоздание нормативной и разрешительной базы

 

Заканчивая выступление, я должен сказать, что мы объединили силы нескольких компаний для выполнения заказа под ключ в любой области или городе Украины.

 

Мы готовы работать на жесткой и прагматичной бизнесовой основе. Энтузиазм в этой сфере ничего, кроме горького опыта и шишек разочарований не принес.

 

Приложения к докладу

 

Проект распоряжения председателя государственной областной администрации "О практическом выполнении Указа Президента Украины от 16.06.99 р. № 662/99"

 

Краткий анализ выполнения Указа Президента Украины № 662 / 99 "Про заходи щодо скорочення енергоспоживання бюджетними установами, організаціями та казенними підприємствами" на примере проекта в Запорожском областном кардиологическом диспансере

 

Предварительный отчет по энергоаудиту Запорожского областного кардиологического клинического диспансера

 

Графики ежемесячных затрат ЗОККД на энергоресурсы

 

Динамика ежемесячных затрат ЗОККД на энергоресурсы

 



На Украине запахло отключением газа «Газпром» насчитал Украине новый долг и грозит прекратить поставки газа.. Энергетический кризис. Новая страница 1. Глобальное потепление.

На главную  Управление энергией 





0.008
 
Яндекс.Метрика