Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Управление энергией 

Энергосбережение в Свердловской области

Н.И.Данилов, Первый заместитель Председателя
правительства Свердловской области

 

Необходимость внедрения энергосберегающих технологий была осознана в Свердловской области как властными структурами, так и хозяйствующими субъектами уже давно. Область является одним из крупнейших в России потребителей энергоресурсов, что соответствует ее статусу региона, занимающего лидирующие позиции по объемам производства. Ежегодно в области потребляется около 35 млрд. кВтч электроэнергии и около 80 млн. Гкал тепловой энергии. Накопленный опыт энергосбережения позволяет считать, что до 20% этого количества энергии можно сэкономить за счет наведения порядка в энергопотреблении без значительных инвестиций.

 

О большом перерасходе энергоресурсов говорит высокая доля энергетической составляющей в себестоимости продукции, и уровень удельного потребления энергии в бюджетном и коммунальном секторах. Через энергосбережение просматривается путь к повышению конкурентоспособности продукции предприятий области.

 

В 1997 году задачи различных организаций и фирм по энергосбережению были намечены в масштабной программе Энергосбережение в Свердловской области на период до 2005 года, утвержденной постановлением правительства области. Мероприятия, предусмотренные программой, были структурированы по направлениям деятельности и по годам. Для осуществления значительной доли мероприятий планировалась поддержка из областного бюджета. В цикле исполнения (прошло уже два года) программа уточняется, в ее поддержку выпущен ряд распорядительных (от указов губернатора) и нормативных документов.

 

В настоящее время правительством области подготовлен и направлен в Областную думу проект закона Об энергосбережении. Большое место в законе занимают механизмы финансирования работ по энергосбережению. Среди них: выделение целевых средств из бюджетов всех уровней; средства специализированных фондов; средства от экономичности в результате внедрения энергосберегающих проектов; средства от устанавливаемой правительством области для реализации конкретного проекта энергосберегающей тарифной составляющей; средства от санкций за нерациональное использование энергетических ресурсов; налоговые кредиты на определенный период организациям, реализующим энергосберегающий проект.

 

В качестве основных направлений деятельности в сфере энергосбережения можно обозначить следующие: широкое внедрение энергетического аудита с целью получения достоверной информации о потерях при использовании энергоресурсов; внедрение комплекса мер, стимулирующих организации и предприятия к энергосбережению; развитие производства энергосберегающего оборудования на предприятиях области с использованием, прежде всего, высокого потенциала конвертируемых оборонных предприятий; развитие сектора услуг по внедрению энергосберегающих технологий; демонстрация эфф. энергосбережения и популяризация передовых технологий и оборудования.

 

В 1998 году территориальное управление (ТУ) Свердловгосэнергонадзор и три специализированные организации, имеющие лицензии на проведение энергоаудита, обследовали 33 потребителя ТЭР. Энергетические обследования проведены на 21 предприятии сельского хозяйства, 5-ти промышленных предприятиях, в 4-х энергоснабжающих организациях, на предприятии общественного транспорта, в лечебном учреждении и в среднем специальном учебном заведении. Выявленные в результате аудита резервы оценены в 32784 тыс. руб.

 

Энергетические обследования проводились в соответствии с правилами, утвержденными Минтопэнерго РФ, и Методикой проведения энергетических обследований организаций, разработанной ТУ Свердловгосэнергонадзор и согласованной с правительством Свердловской области.

 

Стоимость выполняемых работ в соответствии с решением Комитета цен правительства Свердловской области определялась в основном на договорной основе, а в организациях, финансируемых из бюджетов всех уровней, энергетические обследования проводились бесплатно.

 

В соответствии с постановлением правительства Свердловской области от 15.11.98 года ТУ Свердловгосэнергонадзор разработало и представило в областную энергетическую комиссию проект областной программы проведения обязательных энергетических обследований на 1999 год, которая была утверждена министром топлива, энергетики, связи и коммунального хозяйства Свердловской области. Программа предусматривает проведение энергетических обследований на шестидесяти энергоемких (с годовым потреблением более 6 тыс. т условного топлива или 1 тыс. т моторного топлива) предприятиях области и устанавливает лицензированные организации-энергоаудиторы, имеющие право на участие в реализации данной программы.

 

В условиях дефицита бюджета с целью сокращения разбазаривания энергоресурсов областные власти вынуждены прибегать и к таким непопулярным мерам, как введение лимитов потребления энергетических ресурсов для бюджетных учреждений и организаций. С этой целью в соответствии с указом губернатора были разработаны и внедрены типовые Энергетический паспорт организации бюджетной сферы и Энергетический паспорт муниципального образования. Методика заполнения паспортов учитывает индивидуальные характеристики объектов и местные климатические условия. На основе паспортов создается единая база для планирования расходов бюджетных организаций за коммунальные услуги. Параллельно в области проводится по единой форме (технический паспорт котельных) паспортизация теплоисточников. Все это станет основой деятельности по реконструкции систем энергоснабжения муниципальных образований.

 

Свердловская область обладает высоким промышленным потенциалом, и правительство, формируя программы энергосбережения, ставит одновременно задачу загрузки освобождающихся производственных мощностей в результате выпуска оборудования для энергосберегающих технологий. Жесткая конкуренция, создаваемая поставляемым в регион импортным оборудованием, заставляет местных производителей разрабатывать и выпускать оборудование, обладающее высокими потребительскими качествами.

 

Среди предприятий-производителей можно отметить управление Энергогазремонт предприятия Уралтрансгаз (газовые котельные в блочном исполнении, газовые воздушные нагреватели, газовые инфракрасные нагреватели, установки Самум и др.), НПО автоматики и его дочернее предприятие Региональный центр энергосбережений (агрегатная автоматика для ГРС, котельных, дизельных электростанций, модульные автоматические системы регулирования теплопотребления, средства учета энергоресурсов, промышленные контроллеры и др.), АО Уральская электротехническая компания (пластинчатые теплообменники, модульные индивидуальные теплопункты и др.) и многие другие предприятия. На 1999-2000 годы правительство ставит задачу расширения перечня выпускаемого в регионе для целей энергосбережения оборудования и в первую очередь импортозамещающего оборудования.

 

Текущая ситуация в энергосбережении характеризуется тем, что в соответствии с соотношением тарифов и затрат базовой объем инвестиций и, соответственно, энергосберегающих мероприятий связан с тепловой энергией. При этом в настоящее время область проходит через фазу массовой установки приборов учета тепловой энергии. Сюда направлены основные усилия многочисленных предприятий и фирм, предлагающих свои услуги потребителям.

 

Однако уже на следующем этапе произойдет существенное увеличение относительного объема работ, связанных с установкой автоматических систем регулирования потребления тепловой энергии. Средства учета помогут потребителю самому (без вмешательства поставщика, часто являющегося монополистом) решать, сколько энергии взять на отопление и для других целей. Местные производители уже на данный момент предлагают такое оборудование, и именно оно в последние два года отмечается наградами и дипломами на региональных выставках по энергосбережению.

 

В области остро стоит проблема эффективного использования топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) с учетом экономических факторов. Около 100% (79 млн. Гкал) тепловой энергии в области производится в 3600 котельных. Из них более 2000 работают на угольном топливе, которое завозится, в основном, из других регионов, в том числе из Казахстана. Это определяет высокий уровень тарифов на тепло. С другой стороны, загруженность газопроводов в области составляет 30% от проектной, что связано с недостаточным уровнем газификации и отсутствием у потребителей высокоэффективных газоиспользующих установок. Перевод устаревших котельных на газ повышает их КПД, увеличивает объемы вырабатываемого тепла и позволяет значительно снизить тариф на отпускаемую тепловую энергию.

 

В области действует программа массового перевода котельных различной мощности на природный газ. При этом используются производимые в области блочные автоматизированные газовые котельные мощностью от 0,5 до 8 –МВт. КПД котлов, установленных в этих котельных, не ниже 92%, в состав котельных входят блоки водоподготовки. Себестоимость выработки тепловой энергии на блочных автоматизированных газовых котельных составляет 80 руб. за 1 Гкал. Для сравнения, тепло с угольной котельной отпускается по тарифам от 250 до 600 руб. за 1 Гкал. Эффект можно проиллюстрировать следующим примером - ввод в эксплуатацию в 1998 году двух газовых мини-котельных в Управлении пожарной службы ГУВД области привел к снижению затрат на теплоснабжение на 67% или экономичности бюджетных средств в размере 253 тыс. руб.

 

Задача популяризации энергосбережения решается в области различными способами. Проводятся региональные специализированные выставки, конференции и семинары. В течение второй половины 1998 года и в начале 1999 года были проведены следующие мероприятия по энергосберегающей тематике: ежегодная выставка Энергосбережение-99 в КОСК Россия, 18.05.99 г. - 20.05.99 г. (организатор - ЗАО Уральские выставки); семинар-презентация датских фирм в рамках Дней Дании на Урале (31.05.99 г. - 1.06.99 г.); областная конференция Энергосбережение - основа подъема экономики (15.09.98 г.), организованная ТУ Свердловгосэнергонадзор совместно с Союзом промышленников и предпринимателей Свердловской области и Союзом машиностроительных предприятий Свердловской области; областная специализированная конференция по системам учета энергии в д/о Зеленый мыс (20.04.99 г. - 22.04.99 г.); международная конференция Проблемы энергосбережения в регионе и специализированная выставка Энергетика, ресурсы, город в экспоцентре (26.04.99 г. - 28.04.99 г.).

 

Был проведен также и ряд других мероприятий.

 

Традиционно в выставках наряду с местными производителями участвуют предприятия из других регионов России, и зарубежные фирмы. Участники конференций и выст * имеют принцип. возможность посетить демонстрационные зоны Екатеринбурга и принять участие в тематических рабочих семинарах.

 

Созданию демонстрационных зон и объектов как средству пропаганды энергоэффективных технологий в области уделяется большое внимание. Среди таких зон можно отметить Управление Энергогазремонт, где для получения тепловой энергии и электроэнергии применено газоиспользующее оборудование, Сухоложский асбоцементный завод с паровой котельной и установленной в ней паровой турбиной, Экспериментально-производственный комбинат Уральского технического университета и др. Претендует на статус демонстрационной зоны муниципальное образование город Краснотурьинск, для которого характерен комплексный подход к проблеме энергосбережения.

 

Решающую роль в распространении идеологии и опыта энергосбережения в Свердловской области играют издаваемые под патронажем правительства и с участием ТУ Свердловгосэнергонадзор специализированные журналы: Вестник энергосбережения (ежеквартальный) и Энергетика региона (ежемесячный), которые становятся рупорами энергосберегающей политики в Свердловской области.

 

С этой же целью ТУ Свердловгосэнергонадзор начало издание серии справочных пособий (брошюр) по различным разделам энергосбережения под общим названием Библиотечка энергосбережения. В феврале 1999 года вышли из печати первые три выпуска.

 

Для повышения профессионализма при выполнении работ по энергосбережению в области выпущен указ губернатора, обязывающий бюджетные организации иметь в своем штате аттестованного специалиста по энергосбережению. Курсы по подготовке и аттестации таких специалистов организованы в Уральском государственном техническом университете (УГТУ-УПИ). Условия для бюджетных организаций - льготные.

 

Несмотря на значительные успехи, достигнутые в Свердловской области в сфере энергосбережения, соразмеряя достигнутое с масштабом стоящей задачи, мы считаем, что находимся в начале пути. Для эффективного движения по нему мы готовы поделиться нашим опытом и с благодарностью примем опыт Москвы и других регионов.

 

Источник: www.prom.ru

 

Областная программа Энергосбережение в Свердловской области на период до 2005 года

 

Штагер В.П. Заместитель председателя

 

правительства Свердловской области

 

Вопросы экономичности энергетических ресурсов стояли перед обществом во все времена. С повышением уровня развития цивилизации эта актуальная проблема все больше обостряется, перерастая в кризис всей экономики. Характерным примером такого явления стал энергетический кризис в начале 70-х годов в Европе. В настоящее время в России также наблюдается энергетический кризис, который обусловлен неплатежеспособностью предприятий и населения. Во множественных городах до 50% бюджета уходит на возмещение затрат на жилищно-коммунальные услуги, из них порядка 50% - это затраты на отопление, до 30% - на горячее водоснабжение. С постепенным переходом на 100%-ную оплату услуг ЖКХ население не в состоянии будет оплачивать данный вид услуг. Не лучше обстоят дела и в промышленном секторе. Предприятия не в состоянии освоить все возрастающие тарифы на тепловую и электрическую энергию. Одним из выходов в сложившейся ситуации является проведение мероприятий по сокращению потребления энергетических ресурсов, рациональному их использованию. В апреле 1996 г. был принят федеральный Закон Об энергосбережении, являющийся основным документом по реализации политики энергосбережения, но этот документ скорее продекларировал остроту проблемы, нежели указал пути ее реализации. В Свердловской области до настоящего времени основным документом по энергосбережению был указ губернатора О первоочередных мерах по реализации политики энергосбережения в Свердловской области, принятый 31 января 1996 г. Во исполнение данного указа правительством области была разработана областная программа Энергосбережение в Свердловской области на период до 2005 года (постановление правительства Свердловской области от 29.07.97 № 664-п). В основу программы были положены: постановление правительства Российской Федерации от 02.11.95 № 1087 О неотложных мерах по энергосбережению; федеральный Закон Об энергосбережении; указ губернатора Свердловской области О первоочередных мерах по реализации политики энергосбережения в Свердловской области от 31.01.96 № 18; соглашение о взаимном сотрудничестве м. правительством Свердловской области и российским акционерным обществом Газпром; рамочная Конвенция ООН по предотвращению изменения глобального климата, подписанная и ратифицированная Россией. Структурно программа энергосбережения состоит из следующих разделов: общей части, нормативно-правовой базы, перечня основных направлений энергосбережения, программного блока, информационно - образовательного блока и приложений. В первом разделе сформулированы цели и задачи программы, ожидаемые результаты, основные принципы построения и управления, и приведена схема управления энергосбережением Свердловской области. Особое внимание уделено принципу возвратности средств финансирования мероприятий по энергосбережению, стимулированию производителей, потребителей и поставщиков энергии, и компаний, занимающихся решением практических вопросов энергосбережения. Нормативно-правовая база содержит перечень первоочередных нормативно-правовых актов, которые должныбыть разработаны и приняты как на федеральном, так и на региональном уровнях. Эта часть программы заканчивается развернутым перечнем конкретных направлений работ, который может развиваться и дополняться. Основная часть программы энергосбережения - программный блок, включающий организационно-технические мероприятия, мероприятия по энергосбережению в промышленности, энергосберегающих организациях, строительном комплексе, жилищно-коммунальном хозяйстве, на транспорте, в сельском хозяйстве, перечень проектно-конструкторских и научно-исследовательских работ в области энергосбережения, и перечисление первоочередных объектов создания демонстрационных зон высокой энергетической эффективности. Главный особенностью построения программного блока является принцип. возможность разработки на его основе детальных годовых программ энергосбережения и оптимизации направлений энергосбережения. Информационно-образовательный блок содержит два основных вида этой деятельности: подготовку и переподготовку специалистов всех уровней по энергосбережению, пропаганду идей энергосбережения. Отдельными приложениями представлены целевые и территориальные программы энергосбережения.

 

Основными принципами настоящей программы являются:
приоритет повышения эфф. использования топлива и энергии над увеличением объемов добычи и производства; сочетание интересов потребителей, поставщиков и производителей топлива и энергии; первоочередность обеспечения выполнения экологических требований к добыче, производству, переработке, транспортировке и использованию топлива и энергии; удовлетворение обоснованных потребностей населения в топливе и энергии, защите среды обитания и жизнедеятельности человека; обязательность учета юридическими лицами производимых или расходуемых ими энергетических ресурсов, и учета физическими лицами получаемых энергетических ресурсов; сертификация топливно-, энергопотребляющего, энергосберегающего и диагностического оборудования, материалов, конструкций, транспортных средств, и энергетических ресурсов; заинтересованность производителей и поставщиков энергетических ресурсов в применении эффективных технологий; открытость программы по составу участников, направлениям энергосбережения, отраслевым и территориальным подходам; осуществление мероприятий программы за счет собственных средств либо на возвратной основе; представление льгот по проектам энергосбережения на конкурсной основе.

 

Основными целями настоящей программы являются:
повышение эфф. использования энергетических ресурсов на единицу валового внутреннего продукта Свердловской области; сокращение удельных расходов энергоресурсов (водных ресурсов) без ущемления интересов населения и промышленных предприятий, в том числе внедрение в малых регионах источников получения энергоресурсов, независимых от централизованных источников; снижение финансовой нагрузки на бюджет области за счет сокращения платежей за топливо, тепловую и электрическую энергию; улучшение финансового состояния предприятий области за счет снижения платежей за энергоресурсы и, соответственно, дополнительное пополнение бюджета области за счет налоговых поступлений; создание экономических, технических и организационных условий для эффективного использования энергетических ресурсов, стимулирования проведения энергосберегающей политики производителями и потребителями энергии на основе экономической заинтересованности; создание условий для реализации жилищно-коммунальной реформы. Цели программы будут достигаться путем внедрения эффективных технологий и разработки эффективных финансово-экономических механизмов производства, транспортирования и потребления энергетических ресурсов, проведения мероприятий по энергосбережению, внедрения систем учета. В результате осуществления основных мероприятий программы должно быть достигнуто снижение потребления энергоресурсов на 20-30% от общего потребления энергоресурсов в области в настоящее время, и улучшению экологической обстановки в области.

 

Основные направления энергосбережения:
энергоаудит. Проведение энергетических обследований организаций; энергоучет. Внедрение централизованных систем учета энергоресурсов на промышленных предприятиях. Оснащение приборами учета жилого фонда и организаций бюджетной сферы; регулирование энергопотребления. Внедрение систем регулирования потребления энергоресурсов от источника их производства до конечного потребления; тепловая изоляция зданий; модернизация систем централизованного теплоснабжения; модернизация энергоосветительных установок; реконструкция промышленных вентиляционных установок; модернизация компрессорно-воздушного хозяйства; модернизация топливных и электрических печей; применение газорасширительных, газо-, паро-, турбинных энергоустановок; использование вторичных энергоресурсов, местных топливных ресурсов; развитие малой нетрадиционной энергетики; модернизация энергетического оборудования.

 

Основные направления энергосбережения в организациях бюджетной сферы.
Программу энергосбережения в бюджетных организациях предусматривается реализовать в два этапа.

 

Первый этап 1997 - 1999гг. Энергетические обследования организаций бюджетной сферы: приведение в соответствие фактических и расчетных объемов потребления энергетических ресурсов и воды. Внедрение в организациях бюджетной сферы и в жилом фонде приборов учета энергетических ресурсов и воды. Очередность внедрения приборов учета определяется объемами потребления тепловой энергии (свыше 1000 Гкал в год - в первую очередь 1997-1998гг., менее 1000 Гкал в год - 1998-1999 гг). Проведение малозатратных мероприятий по утеплению строений.

 

Второй этап 1999 - 2003гг. Проведение комплекса мероприятий по снижению объемов потребления энергетических ресурсов в организациях бюджетной сферы: замена осветительных приборов на менее энергоемкие; утепление перекрытий и стеновых панелей; замена оконных и дверных блоков; внедрение систем регулирования потребления топливно-энергетических ресурсов и другие.

 

Потенциал энергосбережения Свердловской области.
Общее потребление топливно-энергетических ресурсов в Свердловской области составляет около 23,6 млн т условного топлива. Исходя из общепринятого положения, подтверждаемого и западными экспертами, заключающегося в том, что реализация малозатратных мероприятий со сроком окупаемости до 2-3 лет ведет к снижению затрат энергоресурсов в пределах 20%, величину экономичности можно оценивать в пределах 4,5-5 млн т условного топлива.

 

Финансирование и реализация межрегиональных и отраслевых программ.
Финансирование межрегиональных и отраслевых программ энергосбережения осуществляется за счет целевых средств федерального бюджета; целевых средств областного бюджета; собственных средств организаций. Примером реализации таких программ являются конверсионные программы: Конверсия - топливно-энергетическому комплексу, Конверсия - жилищно-коммунальному хозяйству. Финансирование данных программ было проведено через предоставление организациям инвестиционного кредита из федерального и областного бюджетов (постановления правительства Свердловской области от 28.01.97 № 64-п, от 03.04.97 № 262-п).

 

Финансирование и реализация областных программ.
Финансирование областных программ осуществляется за счет целевых средств областного бюджета; целевых средств фонда реинвестирования; целевых средств муниципальных бюджетов; части средств, получаемых потребителями от экономичности энергетических ресурсов в результате внедрения энергосберегающих проектов. Концентрация средств для финансирования муниципальных программ энергосбережения осуществляется на специальных текущих счетах муниципальных образований. В настоящее время принят ряд постановлений правительства области, предусматривающих финансирование ряда программ по установке систем учета энергоресурсов в учреждениях бюджетной сферы. Это прежде всего учреждения здравоохранения (постановление правительства области от 13.08.96 № 659-п), образования (постановление правительства области от 25.02.97 № 158-п). Для установления средств учета в муниципальном жилом фонде на 1998 г. в областном бюджете планируется отдельная строка, оцениваемая в 0,1% балансовой восстановленной стоимости муниципального жилого фонда на 01.01.97.

 

Управление комплексом программных работ.
Программа энергосбережения по своему характеру является стратегическим пакетом проблемно ориентированных проектов развития, направленных на перевод сложной системы производства и потребления энергии региона из одного состояния, не удовлетворяющего современным требованиям, в другое, более эффективное. Для успешного выполнения и дальнейшего развития программы наиболее подходящим инструментом является система управления проектами, широко применяемая в мировой практике. Программа должна создавать условия, позволяющие сочетать интересы ее участников в направлении намеченных приоритетов. Она является многопроектной средой с различным статусом проблем и проектов: важнейшие проблемы, требующие срочных действий; проблемы, нуждающиеся в дополнительной проработке; проблемы, решаемые в ходе регулярного планирования; региональные, районные, городские, отраслевые проекты, проекты отдельных предприятий и т. д. Поэтому для достижения поставленных целей необходима система управления, структура которой будет разрабатываться и оптимизироваться при формировании нормативно-правовой базы энергосбережения в области. Планирование, контроль и координацию реализации программы осуществляет правительство Свердловской области через областную энергетическую комиссию, Свердловгосэнергонадзор, областной энергетический центр с привлечением научно-исследовательских, проектных организаций и технических вузов. В настоящее время идет формирование рабочих групп по отдельным направлениям реализации программы, следовательно, дело за конкретными проектами и конкретными результатами.

 



Влияние генерирующей мощности ми. Способы переработки биомассы. Аккумулирующие гидроэлектрически. Заключение.

На главную  Управление энергией 





0.0072
 
Яндекс.Метрика