Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Управление энергией 

Вестник ФЭК России

Ежемесячный журнал

 

Издается с 1997 г. Москва № 2, февраль 2002 г.

 

Свидетельство о регистрации

 

№ 017210 от 20 февраля 1998 года

 

Выдано Комитетом РФ по печати

 

Редакционный совет:

 

Сахарнов Ю.В.

 

(председатель)

 

Прокопенко Ю.П.

 

(главный редактор)

 

Бойко Н.Д.

 

Борисов Н.Н.

 

Задорожнюк И.Е.

 

Кузовкин А.И.

 

Кутовой Г.П.

 

Макачеев В.А.

 

Побочий С.Ю.

 

Устюжанин Г.С.

 

Учредитель:

 

Некоммерческое Партнерство
Аналитический Совет Топливно- Энергетичексого Комплекса

 

Редакция:

 

Прокопенко Ю.П. - главный редактор

 

Задорожнюк И.Е. - зам. главного редактора

 

Побочий С.Ю. – web - редактор

 

Жеребцов И.А. - художник

 

Великанова Л.Н. - корректор

 

Редакция не несет ответственности за достоверность рекламной информации.

 

Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

 

Адрес редакции:

 

117437, г. Москва,

 

ул. Волгина д.31 корп.3

 

тел: (09 336-37-00

 

факс: (09 336-34-77

 

E-mail: vestnikpro@mtu-net.ru

 

www.mtu-net.ru/vestnikfek

 

КУТОВОЙ Г.П.

 

ЕДИНЫЙ ТАРИФНЫЙ ОРГАН: ШАГИ СТАНОВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ

 

Ставится задача пересмотра законодательной базы относительно полномочий регуляторов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Сложность ее решения заключается и в том, что как раз в 2002 году естественные монополии переходят к очередному этапу реформ. В энергетике это создание Федеральной сетевой компании, сетевого системного оператора, администратора торговой системы рынка. На железнодорожном транспорте произойдет отделение министерских функций от хозяйских, значит наряду с МПС появится общеотраслевой холдинг. должныбыть сделаны первые реальные шаги по созданию рынка газа. Все это возможно при экономически взвешенной и юридически обеспеченной ценовой политике и введении графика тарифного регулирования, которое останется за государством, но не в форме диалога чиновника и производителя, а на уровне Комиссии (а в дальнейшем ЕТО), организующей прения состязающихся сторон; при этом Комиссия принимает и объявляет свое решение публично. Тарифы на электроэнергию должны определяться и вырабатываться в центре, но на тепловую энергию и на локальные монополии (статус которых предстоит четко прописать) – на местах. В этом же ключе будут решаться вопросы регулирования строительства портов, терминалов, неэнергетических монополий и т. д. Что касается соотношения ЕТО с регуляторами в регионах, то принцип вертикали должен быть сохранен. Регулирующему органу его полномочия делегируются с учетом множества факторов, а интенсивный поиск оптимального соотношения жесткости и гибкости в этом деле должен вырабатываться совместно.

 

Реформирование Российской энергетики

 

Морозов Е. Г.

 

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 г.

 

В «Энергети­ческой стратегии предлагается ряд конкрет­ных мер, в том числе связанных с повышением цен на природный газ на внутреннем рынке в 2,5 раза к 2003 году и так же в 1,4 раза к 2005 году. Для подачи газа потребителям и обеспечения его транзита потребуется существенное развитие Единой системы газоснабжения и строительство газотранс­портных систем в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Перс­пективные уровни добычи нефти в России будут оп­ределяться в основном такими факторами, как уро­вень мировых цен, налоговые условия в нефтедобы­че и нефтепереработке, научно-технические дости­жения в разведке и разработке месторождений, и качеством разведанной сырьевой базы и сроками вво­да новых месторождений, особенно в новом высокоперспективном Восточно-Сибирском регионе. Для подачи сырья на нефтеперерабатывающие за­воды, на экспорт и для обеспечения транзита нефти (в первую очередь — прикаспийских государств) по­требуется модернизация и развитие систем трубопро­водного транспорта, в том числе и строительство но­вых магистральных нефтепроводов на Севере и на юге Европейской части России, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Опережающее развитие получит и атомная энер­гетика. При предложенной в «Стратегии» цено­вой и налоговой политике государства до 80-90% необходимых инвестиций в ТЭК могут быть сфор­мированы за счет собственных источников хозяй­ствующих субъектов и только 10-20% должен со­ставить заемный и акционерный капитал.

 

Суханов О. А., Макеечев В. А.

 

ПОСТАНОВКА И ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧИ ОПТИМАЛЬНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭНЕРГОСИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ РЫНКА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ

 

Известные постановки задач оптимизации режимов энергосистем связаны с предположением, что система, для которой выполняется решение задачи оптимизации, находится под единым административным управлением. В рыночной экономике, когда в пределах одной энергосистемы может действовать большое число независимых предприятий, данное условие выполняется только в пределах отдельных малых частей системы. Оптимизация функционирования системы на уровне взаимодействия м. независимыми компаниями может осуществляться в этих обстоятельствах только при учете взаимоотношений м. ними в ры­ночных структурах. Для этого надо выполнить два основных требования: принятый при постановке задачи критерий оптимальности должен являться объективным показателем эфф. системы в рамках решаемой задачи; модель должна, с одной стороны, учитывать самостоятельность функционирующих в пределах системы предприятий, которые являются поставщиками и потребителями электроэнергии, и, с другой стороны, полностью отражать технологический цикл производства, передачи и распределения электроэнергии, определяемый характеристиками генерирующего и сетевого оборудования.

 

Волохов А. В.

 

ТАРИФНЫЙ ПОЛИГОН

 

6 декабря 2001 г. было объявлено о 35-процентном росте тарифов в 2002 году как о вопросе решенном. Итоговые ци­фры оказались существенно ниже той планки в 35%, которая зафиксирована в докладе Минэкономразвития. Что произошло в этот период - м. декабрь­скими и январскими решения­ми? Изменился баланс сил.

 

Энергетические рынки

 

Жилин О. Ф.

 

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ РЫНКА ГАЗА В РОССИИ

 

Признавая наличие рынка газа, необходимо отметить, что особенностью его функционирования в Российской Федерации является деятельность на нем сбытовых организаций, отделенных от добычи, транспорта и распределения газа.

 

Оператором оптовой торговли газа «Газпрома» и независимых производителей газа выступает «Межрегионгаз», реализация же газа конечным потребителям производится региональными компаниями по реализации газа. Субъектами федерального оптового рынка газа могут быть «Газпром» и независимые от него производители газа, в том числе нефтяные компании, в качестве потребителей могут выступать ГРО, Регионгазы, оптовые покупатели и крупные потребители газа; в составе данного рынка может развиваться сектор торговли по свободным, нерегулируемым ценам. Что касается индексации цен на газ, то в соответствии со среднесрочной программой Правительства РФ, утвержденной в 2001 году, цены должны расти с темпом 20-23% в год в реальном исчислении.

 

Синютин П. А.

 

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ

 

В системе регулирования рынка энергоснабжения важное место занимает муниципальный уровень, фактически выпавший как из правового поля, так и организационно не связанный с ФЭК России и РЭК. Элементы указанного уровня сами представляют законченные системы, характеризующиеся единством и целостностью управленческой и организационной структуры; они решают специфические задачи в составе подсистемы соответствующего уровня власти в стране.

 

Волкова Е. А., Макарова А. С., Урванцева Л. В., Шульгина В. С.

 

ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ СТРУКТУРЫ ТОПЛИВОСНАБЖЕНИЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЧАСТИ РОССИИ

 

В пониженном сценарии топливоснабжения потребность в первичных энергоресурсах будет расти медленно относительно уровня 1998 г. – на 13,6% к 2010 г. и 21% к 2020 г., а при благоприятном сценарии значительно быстрее – соответственно на 24 и 45%. В целом по стране доля ТЭЦ превышает долю КЭС (37,2% по сравнению с 31,2%) и примерно в такой же пропорции (37,8% и 30,6%) соотносятся мощности ТЭС, запроектированные на использование газомазутного и твердого топлива. В последние годы эти ТЭС потребляли весьма значительные объемы газомазутного топлива: на ТЭЦ – до 75% и на КЭС – до 40% от их суммарного топливопотребления. Однако, в связи с тяжелой ситуацией в газовой промышленности именно в этот период ОАО «Газпром» предлагает заметно снизить потребление газа в электроэнергетике – на 30 млрд. куб. м к 2003 году. Комплекс системных мер и перевод части электростанций с газа на уголь в сумме лишь могут обеспечить стабилизацию общего расхода газа электростанциями примерно на уровне, ожидаемом в 2000 г. достигаемая за счет этих мер экономия (10 млрд. куб. м в 2001 г., 15 – в 2002 г. и 18 млрд. куб. м в 2003 г.) позволяет только компенсировать рост потребления газа электростанциями, предусмотренный базовым вариантом развития электроэнергетики. Условием роста роли газомазутных ТЭС является массовое внедрение прогрессивных технологий – их доля должна стремительно увеличиваться: от 2% в 2000 г. до фактически 54% в 2020 г. Это позволит существенно повысить эффективность топливоиспользования на ТЭС и сократит средневзвешенный удельный расход топлива на ТЭС на 2-4% к 2010 г. и 20-22% к 2020 г.

 

РЫНОК ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗОК (Дайджест статьи Е. Титовой в журнале «Профиль». 27 августа 200

 

По данным МПС, на данный момент большинство маршрутов — 44% — приходится на пря­мое сообщение (работа на нескольких доро­гах внутри страны), 39% — на экспортное и только 17% — на местное (работа внутри одной дороги, например Московской). В настоящее время на рынке ощущается дефицит полувагонов и цистерн. В то же время известно, что в 2000 году доходы МПС от грузовых пе­ревозок составили около 8 млрд. долл. Но если сейчас не принять карди­нальных мер, то к 2010 году, по данным МПС, 58% подвижного состава вырабо­тает ресурс. В перспективе к 2005 году, по прогно­зам МПС, объем перевозок силами ком­паний-операторов возрастет до 277 млн. тонн (22% от общего объема). Ожидает­ся, что компании, согласно заключенным с МПС договорам на операторскую дея­тельность, приобретут в собственность 140 тыс. вагонов (23% всего эксплуатиру­емого в стране парка). В итоге к 2010 го­ду, времени окончания реформ, парк по­движного состава РАО «Российские же­лезные дороги» и операторов должен сравняться и составить около 300 тыс. единиц у каждой из сторон.
Опыт регионов

 

Мохов В. Б.

 

МОСКВА ГОТОВА РАЗВИВАТЬ ЭНЕРГЕТИКУ СТРАНЫ

 

Васильев В. А.

 

ТЮМЕНСКАЯ ЭНЕРГОСИСТЕМА В ОСЕННЕ – ЗИМНИЙ МАКСИМУМ 2001/2002

 

В 2002г. практически будут выполнены все запланированные работы по ремонтам на электростанциях и тепловых сетях и на 86% выполнены работы в электрических сетях области. Темпы разви­тия Нижневартовской ГРЭС будут зависеть от ха­рактера развития оптового рынка электрической энер­гии в Тюменской области, на Урале и в Восточной Сибири. Есть основания надеяться на то, что электроэнер­гетика в области не станет препятствием в дальней­шем развитии промышленности, сельского хозяйства и других отраслей и будет способствовать повыше­нию бытового комфорта.

 

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО РАСЧЕТУ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА ОТ ВЫВОДА ОАО «Лебединский ГОК» НА ФОРЭМ

 

За рубежом

 

Рикардо Г. Розас

 

(перевод Михиной Ю.)

 

КРАХ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СЕКТОРА В МЕКСИКЕ
Энергосбережение и аудит

 

Матвеев Н. И.

 

О НЕКОТОРЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПОЛИТИКИ
В «СУРГУТНЕФТЕГАЗЕ»

 

Стабильная добыча и рост объе­мов поставки нефти и газа возмож­ны лишь при условии ввода в раз­работку новых месторождений и за­лежей. Поэтому на мелких удаленных месторождениях наиболее приемле­мым вариантом использования газа является утилизация на собственные нужды, в том числе выработка элек­троэнергии на ГТЭС. Для сокращения затрат на при­обретение электроэнергии, и с вводом в эксплуатацию новых от­даленных, низкодебитных место­рождений в ОАО Сургутнефтегаз разработана программа по строи­тельству одиннадцати ГТЭС и ре­конструкции трех компрессорных станций (замена электропривода на газовую турбину) с перспективой до 2007 года.

 

Студеникин М. Г.

 

ПРАВОВАЯ БАЗА ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ОБСЛЕДОВАНИЙ

 

Литвак В. В., Лукитие Б. В., Яворский М. И.

 

КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА В ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИИ

 

Коммунальная энергетика

 

Егоров Н. Г.

 

ЭНЕРГОРЕФОРМА: ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ

 

Для обеспечения независимости предприятий коммунальной энергетики от давления местных органов власти (во взаимоотношениях по задолженности за потребленную электроэнергию) целесообразно в перспективе через аренду с выкупом (после попр * в законодательство по приватизации) передать сети в собственность местных энергоснабжающих организаций. Но в настоящее время эти действия преждевременны, так как статус муниципального (государственного) имущества защищает распределительные и кабельные сети от обращения на них взыскания по долгам перед РАО ЕЭС России.

 

Беляев В. В.

 

КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ – ТОЖЕ ТОВАР

 

Дополнительную информацию можно получить по адресу:

 

www.mtu-net.ru/vestnikfek

 



Экономь. Введение. Типы ветродвигателей. Использование биомассы.

На главную  Управление энергией 





0.0065
 
Яндекс.Метрика