Главная
Популярное
Как лазер освоил профессию сварщика
Как «пассивный дом» обходится без отопления
Что такое маркировка продукции
В чем значение насосов для промышленности, в каких отраслях какие насосы обычно используют
Как использовать солнечную энергию для теплоснабжения индивидуальных домов
Как получают искусственные алмазы
Почему энергосбережение важно для промышленности
Различные виды металлообрабатывающих станков и преимущества
Энергия ветра - неисчерпаемый источник
Для чего нужны биотехнологии в молочной промышленности?
Трубопроводная арматура
Разделы
Водоснабжение
Энергоучет
Управление энергией
Теплоизоляция и экономия энергии
Энергетические ресурсы
Энергопотребление
Твердое топливо
Энергоэффективность
История
Выпрямление синусоидальных токов
|
На главную Управление энергией Вестник ФЭК России
Издается с 1997 г. Москва № 2, февраль 2002 г.
Свидетельство о регистрации
№ 017210 от 20 февраля 1998 года
Выдано Комитетом РФ по печати
Редакционный совет:
Сахарнов Ю.В.
(председатель)
Прокопенко Ю.П.
(главный редактор)
Бойко Н.Д.
Борисов Н.Н.
Задорожнюк И.Е.
Кузовкин А.И.
Кутовой Г.П.
Макачеев В.А.
Побочий С.Ю.
Устюжанин Г.С.
Учредитель:
Некоммерческое Партнерство
Редакция:
Прокопенко Ю.П. - главный редактор
Задорожнюк И.Е. - зам. главного редактора
Побочий С.Ю. – web - редактор
Жеребцов И.А. - художник
Великанова Л.Н. - корректор
Редакция не несет ответственности за достоверность рекламной информации.
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.
Адрес редакции:
117437, г. Москва,
ул. Волгина д.31 корп.3
тел: (09 336-37-00
факс: (09 336-34-77
E-mail: vestnikpro@mtu-net.ru
www.mtu-net.ru/vestnikfek
КУТОВОЙ Г.П.
ЕДИНЫЙ ТАРИФНЫЙ ОРГАН: ШАГИ СТАНОВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ
Ставится задача пересмотра законодательной базы относительно полномочий регуляторов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Сложность ее решения заключается и в том, что как раз в 2002 году естественные монополии переходят к очередному этапу реформ. В энергетике это создание Федеральной сетевой компании, сетевого системного оператора, администратора торговой системы рынка. На железнодорожном транспорте произойдет отделение министерских функций от хозяйских, значит наряду с МПС появится общеотраслевой холдинг. должныбыть сделаны первые реальные шаги по созданию рынка газа. Все это возможно при экономически взвешенной и юридически обеспеченной ценовой политике и введении графика тарифного регулирования, которое останется за государством, но не в форме диалога чиновника и производителя, а на уровне Комиссии (а в дальнейшем ЕТО), организующей прения состязающихся сторон; при этом Комиссия принимает и объявляет свое решение публично. Тарифы на электроэнергию должны определяться и вырабатываться в центре, но на тепловую энергию и на локальные монополии (статус которых предстоит четко прописать) – на местах. В этом же ключе будут решаться вопросы регулирования строительства портов, терминалов, неэнергетических монополий и т. д. Что касается соотношения ЕТО с регуляторами в регионах, то принцип вертикали должен быть сохранен. Регулирующему органу его полномочия делегируются с учетом множества факторов, а интенсивный поиск оптимального соотношения жесткости и гибкости в этом деле должен вырабатываться совместно.
Реформирование Российской энергетики
Морозов Е. Г.
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 г.
В «Энергетической стратегии предлагается ряд конкретных мер, в том числе связанных с повышением цен на природный газ на внутреннем рынке в 2,5 раза к 2003 году и так же в 1,4 раза к 2005 году. Для подачи газа потребителям и обеспечения его транзита потребуется существенное развитие Единой системы газоснабжения и строительство газотранспортных систем в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Перспективные уровни добычи нефти в России будут определяться в основном такими факторами, как уровень мировых цен, налоговые условия в нефтедобыче и нефтепереработке, научно-технические достижения в разведке и разработке месторождений, и качеством разведанной сырьевой базы и сроками ввода новых месторождений, особенно в новом высокоперспективном Восточно-Сибирском регионе. Для подачи сырья на нефтеперерабатывающие заводы, на экспорт и для обеспечения транзита нефти (в первую очередь — прикаспийских государств) потребуется модернизация и развитие систем трубопроводного транспорта, в том числе и строительство новых магистральных нефтепроводов на Севере и на юге Европейской части России, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Опережающее развитие получит и атомная энергетика. При предложенной в «Стратегии» ценовой и налоговой политике государства до 80-90% необходимых инвестиций в ТЭК могут быть сформированы за счет собственных источников хозяйствующих субъектов и только 10-20% должен составить заемный и акционерный капитал.
Суханов О. А., Макеечев В. А.
ПОСТАНОВКА И ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧИ ОПТИМАЛЬНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭНЕРГОСИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ РЫНКА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ
Известные постановки задач оптимизации режимов энергосистем связаны с предположением, что система, для которой выполняется решение задачи оптимизации, находится под единым административным управлением. В рыночной экономике, когда в пределах одной энергосистемы может действовать большое число независимых предприятий, данное условие выполняется только в пределах отдельных малых частей системы. Оптимизация функционирования системы на уровне взаимодействия м. независимыми компаниями может осуществляться в этих обстоятельствах только при учете взаимоотношений м. ними в рыночных структурах. Для этого надо выполнить два основных требования: принятый при постановке задачи критерий оптимальности должен являться объективным показателем эфф. системы в рамках решаемой задачи; модель должна, с одной стороны, учитывать самостоятельность функционирующих в пределах системы предприятий, которые являются поставщиками и потребителями электроэнергии, и, с другой стороны, полностью отражать технологический цикл производства, передачи и распределения электроэнергии, определяемый характеристиками генерирующего и сетевого оборудования.
Волохов А. В.
ТАРИФНЫЙ ПОЛИГОН
6 декабря 2001 г. было объявлено о 35-процентном росте тарифов в 2002 году как о вопросе решенном. Итоговые цифры оказались существенно ниже той планки в 35%, которая зафиксирована в докладе Минэкономразвития. Что произошло в этот период - м. декабрьскими и январскими решениями? Изменился баланс сил.
Энергетические рынки
Жилин О. Ф.
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ РЫНКА ГАЗА В РОССИИ
Признавая наличие рынка газа, необходимо отметить, что особенностью его функционирования в Российской Федерации является деятельность на нем сбытовых организаций, отделенных от добычи, транспорта и распределения газа.
Оператором оптовой торговли газа «Газпрома» и независимых производителей газа выступает «Межрегионгаз», реализация же газа конечным потребителям производится региональными компаниями по реализации газа. Субъектами федерального оптового рынка газа могут быть «Газпром» и независимые от него производители газа, в том числе нефтяные компании, в качестве потребителей могут выступать ГРО, Регионгазы, оптовые покупатели и крупные потребители газа; в составе данного рынка может развиваться сектор торговли по свободным, нерегулируемым ценам. Что касается индексации цен на газ, то в соответствии со среднесрочной программой Правительства РФ, утвержденной в 2001 году, цены должны расти с темпом 20-23% в год в реальном исчислении.
Синютин П. А.
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ
В системе регулирования рынка энергоснабжения важное место занимает муниципальный уровень, фактически выпавший как из правового поля, так и организационно не связанный с ФЭК России и РЭК. Элементы указанного уровня сами представляют законченные системы, характеризующиеся единством и целостностью управленческой и организационной структуры; они решают специфические задачи в составе подсистемы соответствующего уровня власти в стране.
Волкова Е. А., Макарова А. С., Урванцева Л. В., Шульгина В. С.
ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ СТРУКТУРЫ ТОПЛИВОСНАБЖЕНИЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЧАСТИ РОССИИ
В пониженном сценарии топливоснабжения потребность в первичных энергоресурсах будет расти медленно относительно уровня 1998 г. – на 13,6% к 2010 г. и 21% к 2020 г., а при благоприятном сценарии значительно быстрее – соответственно на 24 и 45%. В целом по стране доля ТЭЦ превышает долю КЭС (37,2% по сравнению с 31,2%) и примерно в такой же пропорции (37,8% и 30,6%) соотносятся мощности ТЭС, запроектированные на использование газомазутного и твердого топлива. В последние годы эти ТЭС потребляли весьма значительные объемы газомазутного топлива: на ТЭЦ – до 75% и на КЭС – до 40% от их суммарного топливопотребления. Однако, в связи с тяжелой ситуацией в газовой промышленности именно в этот период ОАО «Газпром» предлагает заметно снизить потребление газа в электроэнергетике – на 30 млрд. куб. м к 2003 году. Комплекс системных мер и перевод части электростанций с газа на уголь в сумме лишь могут обеспечить стабилизацию общего расхода газа электростанциями примерно на уровне, ожидаемом в 2000 г. достигаемая за счет этих мер экономия (10 млрд. куб. м в 2001 г., 15 – в 2002 г. и 18 млрд. куб. м в 2003 г.) позволяет только компенсировать рост потребления газа электростанциями, предусмотренный базовым вариантом развития электроэнергетики. Условием роста роли газомазутных ТЭС является массовое внедрение прогрессивных технологий – их доля должна стремительно увеличиваться: от 2% в 2000 г. до фактически 54% в 2020 г. Это позволит существенно повысить эффективность топливоиспользования на ТЭС и сократит средневзвешенный удельный расход топлива на ТЭС на 2-4% к 2010 г. и 20-22% к 2020 г.
РЫНОК ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗОК (Дайджест статьи Е. Титовой в журнале «Профиль». 27 августа 200
По данным МПС, на данный момент большинство маршрутов — 44% — приходится на прямое сообщение (работа на нескольких дорогах внутри страны), 39% — на экспортное и только 17% — на местное (работа внутри одной дороги, например Московской). В настоящее время на рынке ощущается дефицит полувагонов и цистерн. В то же время известно, что в 2000 году доходы МПС от грузовых перевозок составили около 8 млрд. долл. Но если сейчас не принять кардинальных мер, то к 2010 году, по данным МПС, 58% подвижного состава выработает ресурс. В перспективе к 2005 году, по прогнозам МПС, объем перевозок силами компаний-операторов возрастет до 277 млн. тонн (22% от общего объема). Ожидается, что компании, согласно заключенным с МПС договорам на операторскую деятельность, приобретут в собственность 140 тыс. вагонов (23% всего эксплуатируемого в стране парка). В итоге к 2010 году, времени окончания реформ, парк подвижного состава РАО «Российские железные дороги» и операторов должен сравняться и составить около 300 тыс. единиц у каждой из сторон.
Мохов В. Б.
МОСКВА ГОТОВА РАЗВИВАТЬ ЭНЕРГЕТИКУ СТРАНЫ
Васильев В. А.
ТЮМЕНСКАЯ ЭНЕРГОСИСТЕМА В ОСЕННЕ – ЗИМНИЙ МАКСИМУМ 2001/2002
В 2002г. практически будут выполнены все запланированные работы по ремонтам на электростанциях и тепловых сетях и на 86% выполнены работы в электрических сетях области. Темпы развития Нижневартовской ГРЭС будут зависеть от характера развития оптового рынка электрической энергии в Тюменской области, на Урале и в Восточной Сибири. Есть основания надеяться на то, что электроэнергетика в области не станет препятствием в дальнейшем развитии промышленности, сельского хозяйства и других отраслей и будет способствовать повышению бытового комфорта.
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО РАСЧЕТУ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА ОТ ВЫВОДА ОАО «Лебединский ГОК» НА ФОРЭМ
За рубежом
Рикардо Г. Розас
(перевод Михиной Ю.)
КРАХ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СЕКТОРА В МЕКСИКЕ
Матвеев Н. И.
О НЕКОТОРЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПОЛИТИКИ
Стабильная добыча и рост объемов поставки нефти и газа возможны лишь при условии ввода в разработку новых месторождений и залежей. Поэтому на мелких удаленных месторождениях наиболее приемлемым вариантом использования газа является утилизация на собственные нужды, в том числе выработка электроэнергии на ГТЭС. Для сокращения затрат на приобретение электроэнергии, и с вводом в эксплуатацию новых отдаленных, низкодебитных месторождений в ОАО Сургутнефтегаз разработана программа по строительству одиннадцати ГТЭС и реконструкции трех компрессорных станций (замена электропривода на газовую турбину) с перспективой до 2007 года.
Студеникин М. Г.
ПРАВОВАЯ БАЗА ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ОБСЛЕДОВАНИЙ
Литвак В. В., Лукитие Б. В., Яворский М. И.
КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА В ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИИ
Коммунальная энергетика
Егоров Н. Г.
ЭНЕРГОРЕФОРМА: ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ
Для обеспечения независимости предприятий коммунальной энергетики от давления местных органов власти (во взаимоотношениях по задолженности за потребленную электроэнергию) целесообразно в перспективе через аренду с выкупом (после попр * в законодательство по приватизации) передать сети в собственность местных энергоснабжающих организаций. Но в настоящее время эти действия преждевременны, так как статус муниципального (государственного) имущества защищает распределительные и кабельные сети от обращения на них взыскания по долгам перед РАО ЕЭС России.
Беляев В. В.
КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ – ТОЖЕ ТОВАР
Дополнительную информацию можно получить по адресу:
www.mtu-net.ru/vestnikfek
Экономь. Введение. Типы ветродвигателей. Использование биомассы. На главную Управление энергией 0.0065 |
|