Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Управление энергией 

В

В.Ю. КУДРЯВЦЕВ, ведущий инженер службы перспективного развития(АО СВЕРДЛОВЭНЕРГО)

 

Данный доклад является полезным и своевременным материалом, призывающим ускорить принятие решений по обострившимся в последнее время проблемам теплоснабжения. Обеспечение теплом в России – стране с холодным климатом – одно из обязательных для жизнедеятельности условий и, следовательно, является делом государственным.

 

Что понимать под системой теплоснабжения?

 

На мой взгляд в этой связи можно говорить о трех системах, которые логически связаны друг с другом и формируют единый комплекс.

 

Система государственных требований к теплоснабжению (нормативные документы: СНиПы, ГОСТы и т.п.) и контроля их исполнения (государственные органы: Энергонадзор, Госгортехнадзор и др.).

 

Система управления имущественным комплексом теплоснабжения и его развитием:

 

· теплоэнергетика в составе региональных энергетических компаний,

 

· теплоэнергетика жилищно-коммунального хозяйства (муниципальная),

 

· теплоэнергетика прочих ведомств (в том числе находящаяся в частной собственности).

 

Техническая система производства и доставки тепла потребителям:

 

· мощные централизованные системы теплоснабжения, сформировавшиеся в основном на базе источников тепла региональных энергокомпаний и промышленных потребителей в крупных городах,

 

· системы теплоснабжения в небольших населенных пунктах, характеризующиеся многообразием форм - от полностью централизованных, до набора полностью автономных (набор индивидуальных источников тепла).

 

Имеется также система государственного регулирования тарифов на тепловую энергию (региональные энергетические комиссии).

 

Основная проблема государства по теплоснабжению - непринцип. возможность обеспечения тепловой энергией потребителей (полностью или частично) вследствие высокого технического износа систем теплоснабжения и недостатка средств на закупку топлива для производства тепла.

 

Причинами возникновения данной проблемы стали:

 

· низкая дисциплина платежей за тепловую энергию, в том числе и организаций, финансируемых за счет федерального бюджета,

 

· неудовлетворительный менеджмент в новых условиях хозяйствования,

 

· коррупция,

 

· низкая эффективность работы государственных контрольных органов,

 

· в среднем низкие тарифы на тепловую энергию.

 

Как преодолевать кризис в условиях рыночных преобразований?

 

Все права и инструменты по устранению причин кризисного состояния находятся в руках государства: привлечение к ответственности виновных, проведение кадровой политики, регулирование тарифов. Никаких дополнительных структур для этого не требуется. Нужны скоординированные действия в рамках основных направлений политики государства.

 

Из всех мероприятий по выходу из кризиса наиболее чувствительно для будущего теплоэнергетики - регулирование тарифов. То, что тепловая энергия не является рыночным товаром – миф. Просто это специфический рынок: или я покупаю тепло (горячую воду, горячий воздух) у кого-то, или сам его произвожу. На российском рынке тепловой энергии уже вовсю конкурируют поставщики оборудования для теплоснабжения. Покупатели – промышленные предприятия и коммерческие организации, цены на тепловую энергию для которых уже достигли конкурентных. С начала 2002 г. после повышения цен их список если не утроился, то, по крайней мере, удвоился.

 

У этих потребителей вопросы теплоснабжения решены или будут решены в ближайшее время (или они свернут свой бизнес). Таков рынок. Он удовлетворяет спрос, значит ту потребность, которая оплачивается по приемлемой для поставщика цене. Это – естественно для рыночных условий хозяйствования. Рынок не требует вмешательства государства.

 

Вопрос в том, к чему приведет такое невмешательство?

 

Главный враг мощных централизованных систем теплоснабжения – перекрестное субсидирование, значит перенос части затрат по теплоснабжению населения и бюджетных организаций на плечи промышленных потребителей.

 

Введенные с начала 2002 г. тарифы практически для всех промышленных потребителей тепла в Свердловской области превысили расчетные конкурентные цены от собственных котельных на природном газе (по моей оценке – около 300 руб./Гкал). Опыт перехода на собственное производство тепла уже имеется, и для множественных потребителей тепла он оказался успешным (справились с эксплуатацией теплоисточников). Мы стоим перед угрозой полного перехода промышленности на теплоснабжение от собственных котельных!

 

Но этим дело, скорее всего, не кончится. все - таки и тарифы на электроэнергию с начала 2002 г. для промышленных потребителей от сетей

 

6 35 кВ достигли 1 руб. 20 коп. за 1 кВт ч. При расчетном конкурентном тарифе на электроэнергию от дополнительно устанавливаемой на имеющейся котельной ГТУ 1 руб./кВт ч (собственная оценка) вполне очевиден интерес и к самостоятельному производству электроэнергии промышленными предприятиями.

 

система теплоснабжения и следом за ней система электроснабжения находятся на грани необратимых изменений (если уже не перешли эту грань)!

 

Последствия данных циклов, на мой взгляд, имеют две стороны.

 

Отрицательная: стихийное развитие с наиболее вероятным неоптимальным расходованием природных ресурсов, государственных средств, с повышенными ущербами для окружающей среды и здоровья людей.

 

Положительная: выявление действительно востребованной структуры систем теплоснабжения и электроснабжения по рыночным законам, а не по законам принудительной экономики социалистического периода.

 

Какие нужны действия государства, чтобы уменьшить отрицательные и увеличить положительные результаты этих циклов?

 

Во-первых, не бояться рынка, а использовать его преимущества, прежде всего свободные денежные ресурсы.

 

Во-вторых, не запрещать строительство индивидуальных источников тепла, а повысить эффективность управления имуществом, ныне находящимся в государственной собственности, в том числе и энергетических компаний, производящих тепловую энергию с доведением их цен до уровня конкурентоспособных. Лучший способ – продать (конечно, по достойной цене), а деньги вложить в другие реформы (например, армии).

 

В-третьих, исключить практику перекрестного субсидирования при регулировании тарифов на тепловую энергию.

 

В-четвертых, пересмотреть нормативы по использованию природных ресурсов (земли, воздуха, воды) и по загрязнению окружающей среды. При этом необходимо реально добиваться их соблюдения.

 

В-пятых, повысить доходы населения, которое и является конечным потребителем всей энергии, будь то тепло, пища или любой другой продукт. Именно это позволит содержать и развивать любые системы, в том числе и системы теплоснабжения.

 

Источник: www.ucit.orbita.ru

 



Водосчетчики. Новая страница 1. Энергия морских волн. Энергетика Москвы и проблемы ком.

На главную  Управление энергией 





0.0039
 
Яндекс.Метрика