Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Управление энергией 

Тарифная политика в газовой отрасли

Олег Жилин, заместитель председателя ФЭК России
Журнал Экономика России: ХХI век № 11

 

Рыночные изменения весьма слабо коснулись внутреннего рынка газовой отрасли. Цены на газ в России значительно отличаются от цен на другие виды топлива и цен на европейском и среднеазиатском рынках. С чем это связано?
первопричины инерционности газового сектора

 

Газ занимает доминирующие позиции в энергетике России и, особенно, в ее европейской части. В обществе бытует мнение, что повышение цен на газ болезненно отразится на социальном положении населения и доходах промышленности.

 

У ОАО Газпром, в отличие от МПС и РАО ЕЭС России, имеются дополнительно большие финансовые ресурсы от продажи газа на внешнем рынке. Так, выручка достигает 769 млрд. руб., в том числе экспорт - 527 млрд. руб. Из этих средств финансируются инвестиционные программы Газпрома по освоению новых месторождений, в том числе для поставки газа на внутренний рынок. Это наглядно просматривается по ценам. Средневзвешенные цены на газ на внутреннем рынке России в 2002 г., как ожидается, составят 19,8 долл. Они отличаются от цен:

 

- продажи газа на границе Западной Европы - в 5 раз;

 

- пост * среднеазиатского газа на границе Казахстан-Россия - в 2 раза;

 

- мазута в летний период - в 3 раза, в зимний - в 4-5 раз;

 

- угля в - 1,5-2 раза.

 

Отклонения цен на газ на внутреннем рынке от ближайших рынков и цен на другие виды топлива в России является на на данный моментшний день главным антирыночным фактором всей экономики. Заниженные цены на газ искажают не только цены на электроэнергию и тепло, а далее и транспортные тарифы, но и, как следствие, стоимость продукции всех отраслей. В итоге нарушается объективность отраслевых цен, пропорций и всех основных макроэкономических показателей страны. Если в отношении субсидирования населения это так же можно оправдать низким жизненным уровнем, то логичных объяснений причин финансирования металлургической, нефтеперерабатывающей, агрохимической и множественных других высокодоходных отраслей за счет газовой - просто нет. Реальное воздействие и ущерб от низких цен на газ этими факторами не ограничивается. Так:

 

- Деформируются топливные балансы. Электростанции и тепловые котельные, работающие на угле и мазуте, вместо создания более совершенных систем по подготовке и сжиганию традиционных видов топлива, в стремлении получить дополнительные доходы добиваются перехода на газ. Спрос на газ перерос в ажиотажный;

 

- Под давлением низких цен на газ продукция угольных предприятий не находит сбыта. Часть предприятий останавливается, другая - вынуждена продавать уголь по ценам, близким к нулевой рентабельности. В целом же угольная отрасль разоряется;

 

- Газовая пауза, построенная на низких ценах на газ, законсервировала энергетику России на уровне конца 70-х годов. Аналогичная ситуация наблюдается и в отраслях экономики, использующих газ как сырье и топливо;

 

- Отсутствие работы по топливо- и энергосбережению, использование топлива с потерями в 65-68% в большой энергетике, 70-75% в коммунальной тепловой энергетике сочетаются с затратной системой ценообразования, при которой все потери оплачиваются промышленными предприятиями и организациями. Население же при этом страдает от нестабильности тепло- и электроснабжения.

 

Россия располагает большим количеством газовых месторождений малой и средней мощности, в том числе в регионах с высокой плотностью населения. но в условиях наличия дешевого газа с Уренгоя разрабатывать эти месторождения становится нерентабельно. Главная проблема независимых производителей не в отсутствии допуска к транспортной системе, а в конкуренции на внутреннем рынке со стороны дешевого газа Газпрома. По этим причинам они требуют предоставить право продажи газа на экспортных рынках Газпрома. Выполнение их требования однозначно повлечет за собой снижение экспортных цен и потери валютной выручки России. Повышение же цен на внутреннем рынке, напротив, способствовало бы росту добычи газа у независимых производителей.

 

В то же время появление независимых производителей газа, которые не имеют возможности экспортировать его в дальнее зарубежье с целью компенсации убыточных внутренних цен, весьма проблематично. Капитал не потечет туда, где нет возможности его наращивать. Это, соответственно, тормозит развитие производительных сил в отрасли.

 

По ряду экспертных оценок, нефтяные компании, добывающие попутный газ, могли бы увеличить его поставки вдвое. Мощности газоперерабатывающих заводов для этих целей имеются. но дешевый газ является одним из главных тормозов инвестиционного цикла.

 

В российской энергетике сложилась специфическая ситуация. У нас есть более чем 50-процентный от используемых запас мощностей по генерации электроэнергии. При таком запасе масштабные инвестиции вряд ли придут на создание новых. В то же время при наличии 65% потерь топлива мог бы сработать фактор привлечения инвестиций для реконструкции в целях обеспечения экономичности топлива. Приведение цен на газ к паритету с другими видами топлива и ценами на газ на близлежащих рынках является важнейшим шагом в развитии рыночных реформ. Одновременно с индексацией цен на газ должна активно развиваться торговля газом по свободным ценам. Наряду с ресурсами независимых производителей газа в ней должны учитываться объемы газа, добываемого Газпромом.

 

Газ по свободным ценам должен подаваться неэффективным пользователям, новым потребителям газа, потребителям, запрашивающим дополнительные объемы для наращивания мощностей, экспортно-ориентированным предприятиям. Необходимо будет создать торговые площадки, данные по ценам с которых станут индикаторами для ежегодного пересмотра цен.

 

Формирование конкурентного рынка в области торговли газом в России входит также в задачи Европейского сообщества. Это отражено в докладе комиссии ЕС Газовая безопасность ЕС (Брюссель, 199 .

 

Повышение цен на газ до уровня цен на другие виды топлива и цен на ближайших рынках Средней Азии и Западной Европы с учетом вычета транспортной составляющей неизбежно будет сопровождаться развитием цикла выявления реальной стоимости газа на внутреннем рынке России. Обоснование, как и до какого уровня повышать внутренние цены на газ, является базовой составляющей для разработки концепции развития рынка и, соответственно, программы реформирования товаропроводящей сети. При этом крайне не желательно руководствоваться только пожеланиями иностранных партнеров о том, что для вступления в ВТО необходимо поднять на более высокий уровень цены на энергоресурсы, в том числе и на газ. Насколько справедливо подобное требование?

 

Известно, что при близких по уровню ценах на нефть по всем региональным рынкам мира цены на бензин в США в 2,5 раза ниже аналогичных цен в Западной Европе. Тем не менее, никто из членов ВТО не ставит вопрос об этом.

 

Наряду с неприятием подобной политики двойных стандартов мы должны видеть, что необоснованно высокие темпы роста цен на газ приведут к появлению избытка газа на внутреннем рынке, что в условиях стабилизации добычи газа в стране, безусловно, повлечет превышение его предложения над спросом на рынках Западной Европы. В итоге необоснованно высокие темпы повышения цен на газ в России могут вызвать снижение:

 

- платежной дисциплины на внутреннем рынке;

 

- цен на российский газ на рынках Европы;

 

- выручки от экспорта.

 

Пути преодоления сложившейся ситуации

 

Но возвратимся к проблемам либерализации внутреннего рынка газа. Очевидно, что прозрачность деятельности на этом рынке главного монополиста, базирующаяся на четком разделении естественно-монопольных и потенциально-конкурентных видов деятельности, создаст основу для формирования условий для реализации газа по свободным нерегулируемым ценам.

 

Локомотивом развития нерегулируемого сектора торговли газом должен стать сам Газпром. Формула развития довольно проста: свободные цены в обмен на свободную мощность газотранспортной системы. Действительно, строить альтернативную транспортную систему дорого, да и вряд ли нужно. Действующая система газопроводов может перекачать около 700 млрд. м3 при на данный моментшней добыче в 655 млрд. м Запас мощностей достаточный. Правда, есть узкие места. Например, предельная загрузка мощностей в районе Сургута, технические проблемы с наращиванием объемов подачи в Северо-Западный регион страны и др. Но эти вопросы разрешимы, если Газпром завершит формирование единого Трансгаза, а государство перейдет от регулирования оптовых цен к регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа.

 

Основной задачей единого Трансгаза должна быть не просто перекачка газа, а предоставление услуг по транспортировке газа, его хранению, замещению, резервированию мощностей, распределению и т. д.

 

Система газопроводов в России и ближнем зарубежье изначально строилась по сетевому принципу и в рыночных механизмах фактически является товаропроводящей системой, т. е. способной доставить от производителя к потребителю необходимый товар в нужном ассортименте, требуемого качества, в нужный период времени. Это большое благо. Многие западные системы, и в первую очередь американские, построены по так называемому лучевому принципу, где газ течет по строго выделенному лучевому каналу, и нет возможности его изменить. Единая система газоснабжения России и ближнего зарубежья за счет наличия множества перетоков может транспортировать газ по различным маршрутам, производить его внутренние замещения, экономить за счет сокращения маршрутов транспортировки, резервировать мощность и при необходимости перераспределять газ м. регионами, в том числе при изменении температурных условий.

 

Технические возможности газотранспортной системы открывают огромные перспективы по работе с независимыми производителями газа практически на всем рыночном пространстве, включая поставки на экспорт в дальнее зарубежье.

 

В интересах государства сохранить монополию на внешнюю торговлю через организованную сбытовую сеть Газпрома (есть долгосрочные обязательства Газпрома и Газэкспорта, которые надо неукоснительно выполнять). но это не означает, что в системе экспортных пост * не может быть использовано квотирование, где уполномоченный государством поставщик обеспечивает реализацию газа независимых производителей с регулируемыми государством квотами.

 

Развитие конкуренции за счет независимых производителей

 

Энергетической стратегией России до 2020 г. предусматривается существенный рост добычи газа независимыми производителями газа. понятно, что эта задача не может быть решена, если вопросы тарифной политики в газовой отрасли не будут полностью отработаны и не будут иметь обязательного статуса, а в Концепции развития газового рынка не найдут отражения необходимые преобразования внутри газовой отрасли.

 

Однако вряд ли следует государству навязывать эти преобразования административными методами. Государство должно создать условия для реализации этих преобразований. Безусловно, крайние меры как со стороны государства, так и со стороны монополии не могут быть конструктивными.

 

Объективными предпосылками к организации конкурентного газового рынка в России являются:

 

- наличие развитой газовой инфраструктуры, обеспечивающей множественность выбора м. поставщиками и потребителями;

 

- создание организованного оптового рынка газа с двумя его секторами (регулируемым и нерегулируемым);

 

- доступ к транспортной инфраструктуре и баланс (лимиты) пост * газа на регулируемый рынок под контролем государства;

 

- публичная долгосрочная тарифная и ценовая политика;

 

- законодательная поддержка.

 

В рамках новой конкурентной организации рынка поставщики и покупатели должны получить принцип. возможность уравнивать свои интересы за счет минимизации рисков поставки (развития инфраструктуры) и ценовых рисков (фьючерсный рынок контрактов). В основе развития конкурентного рынка газа лежит транспортная инфраструктура.

 

Газификация регионов и развитие газораспределительной отрасли

 

В настоящее время в сфере газораспределения назрели две крупные проблемы. Это характерная для большинства регионов России раздробленность газораспределительных организаций и неурегулированность множества имущественных вопросов. Все это приводит к снижению надежности газоснабжения, более низкой финансовой эфф. деятельности ГРО.

 

В целом Российская Федерация по соотношению протяженности газораспределительных сетей к протяженности магистральных газопроводов серьезно уступает странам Европы и США, что указывает на необходимость проведения газификации ряда районов. Учитывая низкую инвестиционную соблазнительность строительства газораспределительных сетей, финансирование ведется за счет выделяемых в бюджетах всех уровней целевых средств и средств Газпрома.

 

Законодательная поддержка структурных преобразований в отрасли

 

С другой стороны, политика государства в области ценообразования в газовой отрасли состоит в том, что стоимость на газ будет расти опережающими темпами по отношению к инфляции. Так, целевой индекс роста на 2003-2005 гг. достигает 35% в год. Это означает, что стоимость на природный газ за ближайшие три года увеличится фактически в 2,5 раза. Что, скорее всего, приведет к снижению возможности региональных бюджетов в полной мере финансировать запланированные работы по газификации территории.

 

В этих условиях на уровне регионов РФ должныбыть предусмотрены меры, которые позволят получать необходимые для упомянутых, по сути социальных, инвестиций источники финансирования. Первым шагом в этом направлении является установление специальных надб * для финансирования программ газификации регионов к тарифам на услуги газораспределительных организаций. Другим, не менее эффективным шагом является возмездная передача находящихся в муниципальной собственности или в собственности субъектов Российской Федерации газораспределительных сетей в собственность ГРО.

 

Когда же организация-собственник региональной газораспределительной системы является специализированной организацией, осуществляющей эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения, и оказывает услуги, связанные с подачей газа потребителям, и не является государственным или муниципальным предприятием, то возникает проблема компенсации ее затрат по обслуживанию объектов газораспределительной системы, построенных за счет бюджетных средств.

 

Сложившаяся практика несения газораспределительными организациями (ГРО) прямых убытков или попытки противозаконного включения данных затрат в тариф за услуги по транспортировке газа становятся тормозом в развитии эффективных рыночных отношений в сфере газоснабжения.

 

В соответствии с действующим законодательством проблема может иметь несколько решений. Ключевым является вопрос о намерении органов власти - собственников имущества - сохранить его в государственной (муниципальной) собственности, стремясь извлечь определенный внебюджетный доход от использования этого имущества, либо продать (передать в лизинг) его коммерческим структурам (специализированным организациям), увеличивая доходную часть бюджета и создавая дополнительный ист. для финансирования строительства новых объектов газификации.

 

Взаимозависимость газораспределения с муниципальной экономикой привела к колоссальной ресурсозатратности, а дотационность большинства МУПов - это уже стратегические потери экономики. В связи с этим в ФЭК России разработаны предложения по тарифной поддержке замены неэффективных собственников с целью развития газораспределения и, как следствие, развития инфраструктурных условий для перехода к конкурентному рынку газа.

 

Источник: http://www.fecrf.ru

 



Происходящее в сфере реформирования ЖКХ. Мир страдает нефтяной зависимостью. Освещение города. Принцип действия ветродвигателей.

На главную  Управление энергией 





0.0051
 
Яндекс.Метрика