Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Управление энергией 

Рынок энергоаудита

РАЗВИТИЕ. СОСТОЯНИЕ. ПЕРСПЕКТИВЫ

 

Владимир Скобарев,

 

Виталий Сучков.

 

Анализ развития, состояния и перспектив рынка энергоаудита. который мог бы быть полезным в первую очередь для аудируемых лиц и потенциальных пользователей результатами энергоаудита, - вот базовой лейтмотив этой статьи.

 

Появление и эволюция рыночной экономики в России в 90-х годах прошлого и начале нынешнего столетия сделало насущной необходимостью и объективной реальностью становление нового направления коммерческой деятельности - услуг по независимой публичной экспертизе в различных областях технико-экономической деятельности: финансовому, энергетическому, экологическому аудиту.

 

С нашей точки зрения, единственной не входящей в противоречие с законом трактовкой определений является следующая: энергетическое обследование может быть обязательным и добровольным, добровольное энергетическое обследование – это энергоаудит.

 

Несмотря на естественные различия в применяемых приемах и методах, объясняемые разницей в природе объектов аудита, по нашему мнению, упомянутые виды аудита имеют много общего в части, связанной с существом отношений, возникающих на рынке независимой публичной экспертизы как коммерческого вида деятельности. По различным причинам к настоящему моменту наибольшее развитие получил финансовый аудит. На рынке финансового аудита действует несколько тысяч аудиторских фирм, обслуживающих десятки тысяч клиентов. По некоторым оценкам, [1] объем этого рынка в России только за первую половину 2002 года составляет око-ло 3 млрд. руб. Имеется большой опыт специального законодательного регулирования этого вида деятельности. Поэтому в дальнейшем, рассматривая проблемы энергоаудита, мы будем иметь в виду опыт, накопленный финансовым аудитом, как смежным видом деятельности. В первую очередь хотелось бы остановиться на понимании целей и задач энергоаудита. Поскольку во множественных источниках (как официальных, так и неофициальных) понятия энергетические обследования и энергоаудит используются как близкие, попробуем проследить, как эти понятия определяются на законодательном и нормативном уровне.
Терминология; энергетические обследования и энергоаудит

 

На законодательном уровне понятие энергетических обследований вводится аналитической статьей 10 Федерального закона от 3 апреля 1996 г. № 28-ФЗ Об энергосбережении: Энергетические обследования проводятся в целях оценки эффективного использования энергетических ресурсов и снижения затрат потребителей на топливо- и энергообеспечение. Обязательным энергетическим обследованиям подлежат организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если годовое потребление ими энергетических ресурсов составляет более шести тысяч тонн условного топлива или более одной тысячи тонн моторного топлива. Энергетические обследования организаций, если годовое потребление ими энергетических ресурсов составляет менее шести тысяч тонн условного топлива, проводятся по решению органов исполнительной власти субъектов Российской федерации, ответственных за координацию работ по эффективному использованию энергетических ресурсов. Порядок и сроки проведения энергетических обследований определяются Правительством Российской Федерации.

 

данный закон определил цель энергетических обследований и ввел понятие обязательного энергетического обследования.

 

Правила проведения энергетических обследований организаций (далее по тексту - Правила), введенные в действие Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 25 марта 1998 г. [2], дают следующие определения:

 

Энергетическое обследование - обследование потребителей ТЭР с целью установления эфф. использования ими ТЭР, определения резервов экономичности ТЭР и выработки экономически обоснованных мер по снижению затрат на топливо- и энергообеспечение.

 

Энергоаудит - добровольное энергетическое обследование, проводимое по инициативе потребителя ТЭР.

 

С нашей точки зрения, единственной не входящей в противоречие с законом трактовкой вышеприведенных определений является следующая: энергетическое обследование может быть обязательным и добровольным, добровольное энергетическое обследование - это энергоаудит. Сделать этот акцент представляется необходимым, так как некоторые авторы [3] считают, что термин энергетические обследования не применим к случаям, когда работа проводится на добровольных началах, и на этой базе делают вывод о том, что энергетическое обследование проводится органами Госэнер-гонадзора с выдачей соответствующего предписания.

 

Недостаточную определенность с терминологией в рассматриваемой области иллюстрирует и Постановление Правительства Москвы О Городской программе по энергосбережению на 2001-2003 годы в г. Москве от 9 октября 2001 года № 912-ПП, которое предлагает Управлению государственного энергетического надзора по г. Москве проводить энергоаудит законченных строительством и реконструкцией жилых зданий с внесением соответствующих изменений в энергетический паспорт зданий. Здесь энергоаудит анализируется фактически как обязательное мероприятие.

 

На наш взгляд, с методологической точки зрения, было бы правильно отождествить понятия энергетические обследования и энергоаудит, допуская для каждого из них как обязательную, так и добровольную форму. Следует отметить, что аналогичный подход, заключающийся в отсутствии специального термина для обязательной формы финансового аудита, давно используется на практике и закреплен в Федеральном законе от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ Об аудиторской деятельности. Использовать же единый термин вместо двух тождественных пока не представляется возможным, так как оба они широко распространены на практике.

 

Приняв предлагаемую терминологию для дальнейшего изложения, возвратимся к рассмотрению задач энергоаудита (энергетических обследований).
Задачи энергоаудита (энергетических обследований)

 

Процитируем пункты Правил, имеющие отношение к изучаемому вопросу.

 

По завершении энергетических обследований или энергоаудита энергоаудиторы оформляют следующую документацию: отчет о проведенном энергетическом обследовании или энергоаудите; энергетический паспорт предприятия (организации), включая инструментально подтвержденный топлив-но-энергетический баланс; программу (рекомендации) по повышению эфф. использования ТЭР, снижению затрат на топливо- и энергообеспечение и внедрению энергосберегающих мероприятий. В дополнение к указанным документам региональные управления Гос-энергонадзора и управлениям Гос-энергонадзора в субъектах Российской Федерации при проведении энергетических обследований или энергоаудита вправе выдавать предписания о необходимости устранения нарушений при нерациональном использовании ТЭР в соответствии с действующим законодательством.

 

В результате энергетического обследования или энергоаудита должна быть дана оценка эфф. использования ТЭР в организации, раскрыты первопричины выявленных нарушений в их использовании, определены имеющиеся резервы экономичности ТЭР, предложены технические и организационные энергосберегающие решения с указанием прогнозируемой экономичности в физическом и денежном выражении, и оценкой стоимости их реализации. В ходе энергетического обследования или энергоаудита бюджетных организаций проверяется соответствие запрашиваемых лимитов ТЭР фактически потребляемым или обоснованность по установлению величин этих лимитов.

 

В десятидневный срок после согласования с заказчиком энергоаудитор передает полный отчет о проведенном энергетическом обследовании или энергоаудите на утверждение в региональное управление Госэнер-гонадзора либо управление Гос-энергонадзора в субъекте Российской Федерации по месту нахождения обследуемого потребителя ТЭР., ГОСТ Р 51379-99 Энергосбережение. Энергетический паспорт промышленного потребителя топливно-энергетических ресурсов. Основные положения. Типовые формы определяет энергетический паспорт промышленного потребителя топливно-энергетических ресурсов: нормативный документ, отражающий баланс потребления и содержащий показатели эфф. использования ТЭР в цикле хозяйственной деятельности объектами производственного назначения, и содержащий энергосберегающие мероприятия:

 

Энергетический паспорт потребителя ТЭР разрабатывают на основе энергетического обследования, проводимого с целью оценки эфф. использования ТЭР, разработки и реализации энергосберегающих мероприятий. Разработку и ведение паспорта обеспечивает потребитель ТЭР. Методические рекомендации по заполнению и ведению энергетического паспорта разрабатывают энергоаудиторы и согласовывают с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными для государственного надзора за эффективным использованием ТЭР. Энергетические обследования эфф. использования ТЭР проводят: потребители ТЭР (собственные внутренние обследования); энергоаудиторские организации, работающие по контракту; органы, осуществляющие надзор и контроль за эффективностью использования ТЭР. Правила проведения энергетических обследований потребителей ТЭР устанавливает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный для государственного надзора за эффективностью использования ТЭР.

 

Приведенные цитаты показывают мультизадачный характер энергоаудита. но они недостаточно четко структурируют объект энергоаудита. Это приводит к тому, что большая часть работ, посвященных задачам энергоаудита, не затрагивает такую, на наш взгляд, важную его функцию, как подтверждение достоверности документов, описывающих энергетическое состояние предприятия. Попробуем рассмотреть задачи энергоаудита на основе аналогии с финансовым аудитом.

 

Основная задача финансового аудита - это проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности. За подготовку бухгалтерской отчетности отвечает сама проверяемая организация. Эта отчетность может быть подготовлена проверяемой организацией самостоятельно или с привлечением специализированных бухгалтерских (аудиторских) фирм. Проверка делается для подтверждения достоверности отчетности. Результаты проверки проверяемая организация представляет заинтересованным пользователям.

 

Аналогом бухгалтерской отчетности в случае энергоаудита может быть энергетический паспорт предприятия. но существенным отличием энергетического паспорта от бухгалтерской отчетности, со структурной точки зрения, является наличие в нем не только объективной информации о состоянии проверяемых параметров, но и предложений по их улучшению.

 

Безусловно, задача выработки рекомендаций по итогам аудиторской проверки стоит и перед финансовым аудитом, но выработка подоб- ных рекомендаций в этом случае -задача аудитора, а не клиента. Подобные рекомендации не являются элементом бухгалтерской отчетности. А при необходимости аудиторской оценки предложений, выработанных клиентом самостоятельно, это является специальной аудиторской задачей.

 

нам представляется, что важнейшими задачами энергоаудита должны стать: подтверждение достоверности констатирующей части энергетического паспорта предприятия; экспертиза энергосберегающих мероприятий, описанных в энергетическом паспорте. При этом (как указано в п. ГОСТ Р 51379-9 подготовка паспорта может осуществляться различными организациями.

 

указанные соображения представляются нам важными, так как многие авторы не разделяют задач подготовки и проверки энергетических паспортов, возлагая их в комплексе на энергоаудиторов. На первый взгляд такой подход в интересах энергоаудиторского сообщества. но в условиях, когда рынок энергоаудита только формируется, механизмы государственного принуждения к проведению обязательного энергоаудита практически не работают, а стоимость комплексной услуги весьма высока, представляется разумным раскрыть перед проверяемыми предприятиями принцип. возможность снизить затраты на энергоаудит, взяв на себя работу по

 

нам представляется, что важнейшими задачами энергоаудита должны стать: подтверждение достоверности «констатирующей» части энергетического паспорта предприятия; Экспертиза энергосберегающих мероприятий. При этом (как указано в п. ГОСТ Р 51379-9 подготовка паспорта может осуществляться различными организациями.

 

подготовке паспортов. Это будет способствовать расширению рынка энергоаудита.

 

Подобное деление задач энергоаудита важно и с методической точки зрения, так как для подтверждения достоверности данных констатирующей части паспорта и экспертизы предлагаемых мероприятий должны использоваться разные приемы и методы. Необходимо также обязать энергоаудиторов в своих отчетах четко и недвусмысленно высказывать свое мнение по указанным вопросам.
Участники рынка энергоаудита и отношения м. ними

 

ГОСТ Р 51379-99 определяет организацию-энергоаудитора как юридическое лицо (организация, кроме государственных надзорных органов), осуществляющее энергетическое обследование потребителей ТЭР и имеющее лицензию на выполнение этих работ.

 

Правила дают следующие определения:

 

Энергоаудитор - юридическое лицо, осуществляющее энергетические обследования и энергоаудит потребителей ТЭР и аккредитованное на выполнение указанных видов работ в установленном порядке. Право на проведение энергетических обследований потребителей ТЭР предоставляется: энергоаудиторам, аккредитованным на выполнение этих работ в установленном порядке; региональным управлениям Госэнергонадзора и управлениям Госэнергонадзо-ра в субъектах Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным Департаментом государственного энергетического надзора и энергосбережения Министерства энергетики Российской Федерации. Энергоаудитор должен отвечать следующим требованиям: обладать правами юридического лица; иметь необходимое инструментальное, приборное и методологическое оснащение; располагать квалифицированным и аттестованным персоналом; иметь опыт выполнения работ в соответствующей области деятельности; иметь аккредитацию на право проведения энергетических обследований в установленном порядке; быть зарегистрированным в органах госэнергонадзора. 7.4 Энергетические обследования потребителей ТЭР, полностью финансируемых из федерального и местного бюджетов, производятся, региональными управлениями Госэнергонадзора и управлениями Госэнергонадзора в субъектах Российской Федерации; при этом расходы, связанные с энергетическими обследованиями, включаются в смету затрат региональных управлений Госэнергонадзора и управлений Госэнергонадзора в субъектах РФ.

 

7.5 Энергетические обследования потребителей ТЭР, частично финансируемых из федерального и местного бюджетов, могут производить региональные управления Госэнергонадзора или энергоаудиторы. В случае проведения энергетических обследований управлениями Госэнергонадзора, указанная работа выполняется ими за свой счет на величину, пропорциональную доли бюджетного финансирования потребителя ТЭР, а оставшаяся часть затрат оплачивается обследуемым потребителем. В случае выполнения энергетических обследований энергоаудиторами, потребитель ТЭР оплачивает выполненные ими работы.

 

7.6 Энергетические обследования потребителей ТЭР, не имеющих бюджетного финансирования, производятся за их счет на основании заключенных договоров.

 

8.1 В пределах срока, установленного п. настоящих Правил, потребители ТЭР вправе самостоятельно определять время проведения энергетического обследования и энергоаудита по согласованию с органами госэнергонадзора, если это не установлено отраслевыми программами, либо графиками проведения энергетических обследований и энергоаудитов и программами

 

Ближайшие перспективы развития рынка энергоаудита всецело связаны с государственной политикой в продвижении обязательного энергоаудита, расширении круга проверяемых объектов и введения децственных механизмов ответственности проверяемых субъектов за уклонение от обязательного энергоаудита.

 

проведения обязательных энергетических обследований субъектов Российской Федерации, и самостоятельно выбирать исполнителя по его проведению из числа энергоаудиторов, аккредитованных установленным порядком, либо региональных управлений Госэнергонадзора и управлений Госэнергонадзора в субъектах Российской федерации.

 

Правилами также определено, что организации, финансируемые из бюджетов всех уровней, подлежат обязательным энергетическим обследованиям независимо от объема потребления топливно-энергетичес-ких ресурсов. Периодичность проведения обязательных энергетических обследований потребителей ТЭР -не реже одного раза в пять лет.

 

участники рынка энергоаудита (энергетических обследований) - это проверяемые организации и проверяющие - органы Госэнергонадзора и коммерческие энергоаудиторы. При этом права коммерческих энергоаудиторов на работу частично ограничиваются только в случаях проверки организаций, полностью финансируемых из бюджета.

 

Ближайшие перспективы развития рынка энергоаудита, на наш взгляд, всецело связаны с государственной политикой в продвижении обязательного энергоаудита, расширении круга проверяемых объектов и введения действенных механизмов ответственности проверяемых субъектов за уклонение от обязательного энергоаудита. Это подтверждается и опытом финансового аудита. Бурное развитие этого рынка началось после выхода Указа Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2263 Об аудиторской деятельности в Российской федерации. Данным указом и последую щими нормативными актами были определены объекты обязательного аудита и меры ответственности за уклонение от него. Этот указ сыграл большую роль в осознании необходимости финансового аудита субъектами рынка. Огромное число предприятий-клиентов прошло путь от представления об аудите как о ненужной, дорогостоящей, навязанной государством услуги до осознания его необходимости как для акционеров, так и для менеджмента. Соответственно если в первое время основным заинтересованным в развитии финансового аудита пользователем его результатов было государство, то сейчас результаты аудита интересуют в первую очередь настоящих и потенциальных акционеров и инвесторов. Надо констатировать, что в области энергоаудита (энергетических обследований) действенные механизмы и стимулы для проведения обязательных проверок государство так же не выработало. В этой работе важнейшую роль могут сыграть государственные структуры на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований. В этой связи интересен опыт Правительства г. Москвы, как говорилось выше, обязавшего проводить энергоаудит законченных строительством и реконструкцией жилых здании с внесением соответствующих изменений в энергетический паспорт зданий и на шедшего административные механизмы контроля за выполнением этого решения. В цикле этой работы заметно и появление круга заинтересованных негосударственных пользователей энергоаудита зданий. Таковыми в первую очередь являются инвесторы и заказчики строительства, которых интересует реальная картина с энергосбережением в построенных подрядчиками зданиях.

 

Хотелось бы отметить, что указанные документы отводят органам Госэнергонадзора в первую очередь надзорную функцию, оставляя коммерческим организациям основную часть рынка энергоаудита. В этой связи хотелось бы обратить внимание, что при финансовом аудите результаты аудиторской проверки аудитор передает клиенту, а уже сам клиент в соответствии с действующим законодательством доводит эти результаты (аудиторское заключение) до сведения заинтересованных пользователей. Такая практика повышает степень доверия м. аудитором и клиентом, снимает ненужные опасения, что весьма важно особенно на начальной стадии развития рынка. В связи с тем, что в настоящее время Правила требуют от самих энергоаудиторов передачи результатов энергоаудита в органы Госэнергонадзора, было бы целесообразно при разработке обязательного для применения энергоаудиторами документа (напомним, что Правила таковым не являются) учесть опыт финансового аудита.
Выбор энергоаудитора

 

Приведенный выше п. 8.1 Правил устанавливает право проверяемой организации выбирать энергоаудитора самостоятельно.

 

Опыт финансового аудита демонстрирует, что даже наличие государственной лицензии не является гарантией необходимого качества аудиторских услуг. Известно немало случаев предъявления к аудиторам претензий со стороны клиентов и контролирующих государственных органов. Безусловно, и наличие аккредитации энергоаудитора является необходимым условием, но ещё далеко не гарантирует качество услуг по энергоаудиту.

 

Поэтому можно порекомендовать организации перед принятием решения о привлечении того или иного энергоаудитора собрать как можно больше информации о нем.

 

Коммерческий энергоаудитор должен быть аккредитован в порядке, установленном Положением об аккредитации энергоаудиторов в органах Госэнергонадзора Министерства энергетики Российской Федерации, введенным приказом № 10 от 16 февраля 2001 г. Департамента государственного энергетического надзора и энергосбережения Министерства энергетики Российской Федерации О проведении обязательных энергетических обследований на предприятиях и в организациях. В положении определены критерии аккредитации, порядок ее проведения и требования к аккредитуемым.

 

Следует отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128 О лицензировании отдельных видов деятельности энергоаудит (энергетические обследования) не является лицензируемым видом деятельности.

 

Опыт финансового аудита демонстрирует, что даже наличие государственной лицензии не является гарантией необходимого качества аудиторских услуг. Известно немало случаев предъявления к аудиторам претензий со стороны клиентов и контролирующих государственных органов. Безусловно, и наличие аккредитации энергоаудитора является необходимым условием, но так же далеко не гарантирует качество услуг по энергоаудиту.

 

На наш взгляд, одной из проблем, сдерживающих развитие энергоаудита, является отсутствие системной законодательной и нормативной базы, определяющей этот вид деятельности и основные требоваия к работе на этом рынке, хотя на данный момент есть немало документов, регламентирующих те или иные аспекты энергоаудита.

 

Поэтому можно порекомендовать организации перед принятием решения о привлечении того или иного энергоаудитора собрать как можно больше информации о нем. В первую очередь необходимо убедиться, что вы имеете дело с организацией, опыт и масштаб деятельности которой соответствует масштабу и сложности задачи, которую предстоит решить. Для этого следует посетить офис энергоаудиторской компании, ознакомиться с ее учредительными документами, документами по аккредитации, бухгалтерским балансом. Положение данной компании на рынке и информационная открытость также являются плюсом. Частично эту информацию можно получить из рейтингов аудиторских и консультационных компаний, ежегодно публикуемых ведущими изданиями (Эксперт, Известия, Профиль).

 

Безусловно, дополнительным положительным фактором для выбора данного энергоаудитора является наличие у него полиса страхования профессиональной ответственности при оказании услуг. Отметим, что в финансовом аудите обязательность такого страхования введена законодательно.

 

Правила устанавливают требования к наличию методического обеспечения проведения энергетических обследований и энергоаудита:

 

Методическая документация, разрабатываемая для проведения энергетических обследований в организациях РАО ЕЭС России, ОАО Газпром, нефтяных и топливных акционерных обществах и компаниях, проходит обязательное согласование в Департаменте государственного энергетического надзора и энергосбережения Минэнерго России, а методическая документация для проведения энергетических обследований других предприятий (организаций) утверждается в Департаменте государственного энергетического надзора и энергосбережения Минэнерго России.

 

Перед проведением энергетического обследования энергоаудитор составляет техническое задание (программу) на выполнение работ в соответствии с выбранной методикой и согласовывает ее с обследуемым потребителем ТЭР и соответствующим управлением Госэнергонад-зора.

 

Кроме того, некоторые компоненты методического обеспечения могут быть установлены ГОСТами и другими документами.

 

Поэтому клиент должен убедиться, что энергоаудитор в своей работе руководствуется методиками, утвержденными в установленном порядке, имеет принцип. возможность использовать необходимое для этого оборудование и программное обеспечение. При этом не обязательно иметь все необходимое в собственности. Зачастую дорогостоящее оборудование используется на базе аренды или договора с другой организацией.
Проблемы развития энергоаудита как вида деятельности

 

На наш взгляд, одной из проблем, сдерживающих развитие энергоаудита, является отсутствие системной законодательной и нормативной базы, определяющей этот вид деятельности и основные требования к работе на этом рынке, хотя на данный момент есть немало документов, регламентирующих те или иные аспекты энергоаудита. В первую очередь это относится к документам (ГОСТам, методическим указаниям. Правилам), касающимся технических аспектов проведения измерений и оценки состояния энергетических систем предприятий.

 

Рискнем и здесь напомнить об опыте финансового аудита. Ключевым моментом является наличие федерального закона от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ Об аудиторской деятельности, который обобщил весь опыт развития аудита в новейшей российской истории, стал плодом компромисса м. интересами различных участников рынка.

 

, этот Закон Об аудиторской деятельности определяет правила (стандарты) аудиторской деятельности как единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, и к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

 

Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются на: федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, обязательные для исполнения аудиторскими организациями и аудиторами за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер; внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях; правила (стандарты) аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Отметим, что аудиторские стандарты являются и неотъемлемой частью международной аудиторской практики, которая обобщена в Международных стандартах аудита.

 

Представляется, что подобный подход мог бы стать базой для становления нормативно-правовой базы и в энергоаудите. Тем более что он позволяет не ждать принятия соответствующих актов со стороны государства, а начать эту работу снизу, с энергоаудиторских фирм. В этой работе могут быть полезны принципы, изложенные в таких стандартах по финансовому аудиту, как Аудиторские доказательства, Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, Документирование аудита, Планирование аудита, Существенность в аудите, Аудиторские заключения по финансовой (бухгалтерской) отчетности, Внутрифирменный контроль качества аудита, и других.

 

Закон Об аудиторской деятельности вводит институт аккредитованных профессиональных аудиторских объединений (АПАО) и определяет его основные цели. Такие объединения индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций создаются в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях обеспечения условий аудиторской деятельности своих членов, протекции их интересов, действуют на некоммерческой основе, устанавливают обязательные для своих членов правила (стандарты) осуществления профессиональной деятельности и профессиональной этики, осуществляют систематический контроль за их соблюдением, получают аккредитацию в уполномоченном федеральном органе. Фактически законодательно закреплено формирование саморегулируемых организаций (СРО) аудиторов в этом виде деятельности.

 

На практике объединения аудиторов существуют и работают в России достаточно давно (с середины 90-х годов XX века) и оказали существенное положительное влияние на становление цивилизованного рынка аудиторских услуг. По нашему мнению, задача создания аналогичных СРО весьма актуальна и для энергоаудита. С позиции клиента, членство энергоаудитора в крупной СРО является дополнительной гарантией качества услуг.

 

можно сделать вывод, что для успешного развития энергоаудита, как вида деятельности, необходимо наличие ряда условий: действенные стимулы для его проведения, установленные государством; наличие у энергоаудиторов качественных и экономически эффективных технических и организационных методик; сертификация и контроль качества услуг; наличие конкуренции на рынке энергоаудита. Хотя для рынка энергоаудита в целом эти условия так же не выполняются, существуют отдельные его сегменты, которые по тем или иным причинам развиваются довольно динамично. Примером может служить рынок энергетических обследований зданий в г. Москве. На наш взгляд, первопричины этого заключаются в том, что здесь в значительной мере выполнены вышеперечисленные необходимые условия.

 

Во-первых, как уже отмечалось, Правительство г. Москвы сделало обязательным проведение энергоаудита жилых зданий с законченным строительством и реконструкцией и нашло административные механизмы контроля за выполнением этого решения.

 

Во-вторых, в распоряжении энергоаудиторских фирм имеется технология функционально полных энергетических обследований с применением диагностических автоматизированных лабораторий, таких, как ВЕМО-2000 или аналогичных, которые усилили инструментальный арсенал, применяемый энергоаудиторами. Она позволяет теперь в полном объеме анализировать потребление и конкретные (в том числе сверхнормативные) потери энергоресурсов, поступающие на объект. Соответствующая методика является в настоящее время единственной, прошедшей утверждение и в Госстандарте, и в Госэнергонадзоре. Важнейшим моментом является высокая степень применения уникальных технологий компьютерной обработки результатов тепловизион-ных съемок, что позволяет резко снизить стоимость работ при одновременном повышении качества результатов.

 

В-третьих, на данном рынке работают энергоаудиторские фирмы, аккредитованные Госэнергонадзором, имеющие финансовые и организа-ционные возможности использовать лаборатории ВЕМО-2000, обеспечившие необходимый уровень планирования, документирования и внутрифирменного контроля качества работ. Одним из участников рынка энергоаудита зданий, к настоящему моменту уже накопившему определенный положительный опыт, является компания ЭНПИ Консалт, считающая энергоаудит перспективным направлением своей деятельности, по итогам которой за первое полугодие 2002 г. она в составе аудиторско-консультационной группы БалЭН занимает четвертое место в рейтинге аудиторско-консультаци-онных групп России.

 

В-четвертых, на рынке имеется ряд энергоаудиторских компаний, способных выполнить энергоаудит зданий на необходимом уровне, и число таких компаний, безусловно, будет расти.

 

Владимир СКОБАРЕВ, канд. техн. наук, директор по аудиту ЭНПИ Консалт, член Совета по аудиторской деятельности при Минфине РФ;

 

Виталий СУЧКОВ, генеральный директор Технологического института энергетических обследований, диагностики и неразрушающего контроля ВЕМО

 

Литература:

 

Л. Кращенко. Сезонный фактор, Эксперт №31, 26 августа 2002 г., с. 69;

 

Правила проведения энергетических обследований. Утверждены Минтопэнерго России 25.03.9 М. СПО ОРГРЭС, 1998 г.;

 

К. Г. Кожевников, А. Г. Вакулко, Энергоаудит МЭИ, 1999 г.

 

Источник: www.npg.ru

 



Новая страница 1. так же раз к вопросу о недобросовестной конкуренции. Когенерация. Развитие энергосбережения в бюджетной сфере.

На главную  Управление энергией 





0.0279
 
Яндекс.Метрика