Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Управление энергией 

Энергетическая стратегия

Питер Дэвис, консультировавший российских разработчиков Энергетической стратегии Минэнерго РФ, руководит в “Бритиш Петролеум” работами по мониторингу состояния мировой энергетики. В рамках своей профессиональной деятельности он провел анализ большого количества официальных энергетических политик и стратегий разных стран мира. Комментируя свою работу последних лет, западный специалист, рассказал, что проводился не только структурный анализ стратегического планирования энергетики, но и исторический— что планировали, какие были для этого условия, что реализовали и как. На основе проанализированных документов Питер Дэвис сделал вывод: “Универсальной энергетической политики не существует. крайне не желательно создать единую эффективную модель энергетического поведения страны, приемлемую для всех стран.” Однако, существуют определенные ключевые моменты, которые должна отражать энергетическая стратегия любой страны.

 

Питер Дэвис отмечает, что необходимость разработки национальной государственной энергетической политики и формулирование ее основных проблем вытекает из конфликтов, в которые энергетика в своем развитии вступает с целями других политик, как на внешнеполитической арене, так и внутри страны с целями развития других отраслей и секторов экономики.

 

Зарубежные и отечественные аналитики солидарны в том, что рыночные подходы и решения обычно желательны, но далеко не достаточны и эффективны в выработке энергетической стратегии. Международный опыт энергетической политики и либерализации дает уроки, но не предлагает “единственно возможного решения”. По мере совершенствования рыночных структур и перехода от незрелого рынка к его развитым формам прямое государственное регулирование во многом заменяется разными косвенными регуляторами. но совокупная регулирующая роль государства в выработке стратегии энергетического развития неуклонно возрастает.

 

Поэтому, хотя государственная энергетическая политика в этих отраслях все больше реализуется через совместную энергетическую политику государства и бизнеса и политику отдельных энергетических компаний, ее совокупное значение постоянно возрастает. Это подтверждается практикой целого ряда стран, имеющих как индикативные (Франция), так и более жесткие (Норвегия, Нидерланды) 5–7-летние планы социально-экономического и научно-технического развития, которые во многом построены на регулирующей роли структурной, промышленно-энергетической, научно-технической, инвестиционной, кредитно-финансовой, внешнеэкономической, экологической и иных видов политики.

 

В условиях глобализации энергетических рынков при разработке национальной энергетической политики необходимо учитывать: локальные, национальные, региональные и интернациональные аспекты, что должно отражаться во взаимодействии энергетической и международной политики страны. Национальный исторический опыт (в энергетике) определяет необходимость формирования целей и определения планов, и понимание того, что должно контролировать государство.

 

Государственная энергетическая политика должна регулировать принципы распределения ренты (природной), налоги на добычу и роялти, временные ограничение на разработку месторождений, платы производителей и потребителей. Давать ответ на вопрос: имеет ли правительство право на налогообложение использования энергоносителей у потребителя? Отсутствие стандартов затрудняет развитие рынка. Например в США возможна ситуация когда в одном городе существуют два стандарта бензина (а всего их в стране более 5 . даже перевозка одной цистерны бензина из города в город представляет определенные трудности.

 

Вопросы выручки подчас превалируют над другими интересами в сфере энергетики. Колебания цен увеличивают риск, как для поставщиков, так и для потребителей. Вопросы изменения обменных курсов также привносят свою лепту в размер рисков. вопрос прогнозирования и правил получения валютной выручки— неотъемлемая часть энергетической стратегии добывающего государства.

 

П.Дэвис полагает, что Энергетическая политика не должна содержать конкретных цифр, а, в основном, лишь цели, принципы и методы. Единственные цифры, которые он приемлет в подобных документах— это предельный нормативный уровень рентабельности естественных монополий и конкретные параметры в экологическом разделе. Климат изменяется вследствие деятельности человека. Государство вынуждено обращать внимание на эту проблему. Вопрос изменения климата должен быть частью национальной энергетической политики. Но как регулировать эту проблему: государственным контролем или рыночными методами? П.Дэвис как экономист выступает за рыночный подход. Сейчас уже реализовали концепцию торговли квотами на выбросы в атмосферу, но существуют области экологии, где эти методы не работают, и требуется жесткий государственный контроль. Что же касается различных прогнозов развития энергетики, особенно долгосрочных, то из всего имеющегося опыта следует, что их невозможно сделать достоверными. Хотя, из этого не следует, что прогнозированием не нужно заниматься.

 

Питер Дэвис отмечает: “Бритиш Петролеум”, как межнациональная компания, занимающаяся добычей энергоресурсов, убедилась, что не может ни в какой степени прогнозировать динамику цен на нефть. но ей необходимо иметь какие-то критерии для стратегического планирования деятельности. Как вы знаете, текущая стоимость на нефть составляет 25 долларов за баррель. Мы строим свою стратегию исходя из стоимости в 16 долларов за баррель. Да, мы понимаем, что это весьма консервативный подход. Но эта ориентир цены, рассчитанный исходя из себестоимости добычи, которая составляет около 15 долларов. В краткосрочной перспективе контроль ОПЕК привел к сокращению общей добычи, а значит к уменьшению рынка. Это вызывает его нестабильность”.

 

Говоря о зарубежном опыте, необходимо отметить новые перспективы развития сотрудничества в области энергетической политики. Так, 11 ноября 2003 года в Риме состоится саммит, к которому Россия и Европейский Союз готовят концептуальные документы об интеграции в сфере энергетики и создании единого европейского экономического пространства. Стороны договорились подготовить к римскому саммиту обобщающий доклад по энергодиалогу, который предложил бы “конструкцию углубления интеграции в сфере энергетики”. Основой доклада должны стать два похожих документа: Энергетическая стратегия России до 2020 года и Энергетическая стратегия Евросоюза.

 

По словам Виктора Христенко, Евросоюз готов участвовать в финансировании техническо-экономического обоснования по строительству Североевропейского газопровода из России через Балтику в Европу. У Российской Федерации и стран Евросоюза существуют общие проекты, связанные с энергоэффективностью, в том числе в коммунальном секторе. Пока уровень нашей технологии и в целом экономическая ситуация, сказал Христенко, приводят к весьма высоким удельным объемам потребления энергии. В российской стратегии намечена цель— за 20 лет повысить энергоэффективность в два раза. Но, если она не будет расти такими темпами, мы не сможем обеспечить рост экономики— ни природными, ни финансовыми ресурсами. ЕС имеет колоссальный опыт одной из самых энергоэффективных экономик в мире и намерен инвестировать в технологии энергосбережения в России.

 



Совместное Осуществление. Аналітична інформація. Ежегодно Украина теряет генериру. Нидзельский П.

На главную  Управление энергией 





0.0054
 
Яндекс.Метрика