Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Управление энергией 

Концепция перехода к устойчивому развитию и региональная энергетическая политика

В.Н. Бусаров

 

Устойчивое развитие России во многом обусловлено устойчивостью развития энергетики, которая является системообразующей отраслью любого региона. От правильности выбранной стратегии инвестиций в энергетику зависит устойчивость развития региона и чистота окружающей среды в широком ее понимании.

 

Современное состояние экономики России, структурная перестройка отраслей деятельности во всех регионах, высокий фактор неопределенности в финансовой и инвестиционной политике делают практически невозможным централизованное планирование развития систем энергоснабжения. В этой связи представляется целесообразным вернуться к идее плана ГОЭЛРО (принятого 2 октября 1921 г.), переосмыслив его применительно к ситуации в энергетике на данный момент и с учетом имеющихся в регионах энергетических мощностей, опыта их эксплуатации, современных технологий электрификации и теплоснабжения потребителей (от частного дома до крупного производства).

 

В работе с потребителями особенно важно показать все возможные варианты энергоснабжения при максимальном использовании местных ресурсов — естественно, с технико-экономическими и экологическими оценками этих вариантов.

 

Создание Единой энергосистемы СССР было несомненным достижением. С максимальной выгодой использовалось чередование суточного хода нагрузок в разных часовых поясах страны, обеспечивалось надежное и бесперебойное снабжение всех потребителей электроэнергии при минимальных возможных расходах топлива. Были разработаны и осуществлялись программы электрификации и газификации страны. Все это осталось вне зоны интересов современных крупных концернов, поскольку их основная цель - борьба за внешние рынки энергоносителей.

 

В настоящее время наблюдается неуклонный рост цен на топливо непосредственного использования. Монополисты («Газпром», «Росуголь») объясняют свои высокие тарифы соответствующими технико-экономическими показателями добычи и транспорта топлива. В сложившейся ситуации приходится искать пути надежного энергоснабжения потребителей с наименьшей зависимостью от монополистов топливно-энергетического комплекса. Такие пути есть в каждом регионе и, их спектр довольно широк. От моторостроительных предприятий авиационной и других отраслей оборонной промышленности поступают множественные предложения об использовании для производства электроэнергии и тепла новых типов энергетических установок. Да и в разрабатываемых ранее отраслевых документах («Электроэнергетическая программа России на период до 2010 года» и др.) предполагается вариабельность энергоснабжения.

 

Осуществление среднесрочных планов энергоснабжения регионов должно быть рассчитано на современный парк действующего оборудования. К решению проблемы энергоснабжения с наименьшими издержками и экологическими последствиями для регионов могли бы быть привлечены знания и опыт энергоснабжающих компаний и предприятий оборонного комплекса. Существенно расширить возможности надежного энергоснабжения, активного энергосбережения и, во множественных случаях, решения региональных проблем охраны окружающей среды позволит детальное изуч. отдельных технологий у потребителя при разработке региональных программ развития энергетики. Конкретные технологии различных производств каждого данного региона характеризуются конкретным спектром и объемами выбросов и, следовательно, требуют определенных методов их очистки и определенного количества необходимых на это энергетических и материальных затрат. Кроме того, выбросы при сжигании одного и того же топлива оказывают разное воздействие на природу в зависимости от физико-географического положения региона.

 

Сейчас, когда появились разные формы не только собственности, но и основных средств на развитие (собственные средства), важно не упустить шанс действительно выполнить структурную перестройку энергетики, что позволит на деле осуществить широкомасштабное внедрение во многие отрасли и отдельные технологии малой энергетики, о реальности и возможностях применения которой так много написано в последнее время.

 

В принципе все обычно соглашаются и признают, что возможности многочисленных возобновляемых источников энергии (ВИЭ) продемонстрированы достаточно убедительно, но многие из тех, от кого зависит стратегия развития энергетики, все так же не верят, что нетрадиционные источники в состоянии привести к заметному сокращению использования ископаемых видов топлива в ближайшие десятилетия. Мировой опыт подтверждает принцип. возможность широкого внедрения ВИЭ. Так, власти штата Мэн (США) использовали конкурсную систему нормирования цен не только для энергосберегающих технологий, но и для поддержки использования ВИЭ, что позволило увеличить их долю в энергоснабжении с 2% в 1984 г. до 20% (!) в 1991 г. Применение ВИЭ считается рентабельным, если расстояние от потребителя до магистральной ЛЭП составляет 1,6 км (в начале 80-х гг. речь шла о 16 км).

 

Внедрение ВИЭ по сравнению с другими источниками энергии происходит быстрее, значит интервал времени от планирования до осуществления проектов для них значительно короче. В США, например, установка из ветроагрегатов мощностью 300 МВт монтируется всего за 8 месяцев (против 2-4 лет, необходимых для строительства ТЭС той же мощности), что обеспечивает гибкость в энергоснабжении, позволяет сократить капиталовложения и, как следствие, уменьшить себестоимость энергии.

 

Большие возможности для создания самостоятельных энергоснабжающих компаний появляются в связи с успешным внедрением парогазовых (ПГУ) и газотурбинных (ГТУ) установок. По данным фирмы ASEA BROWN BOVERI (ABB), в последние 2-3 года мощность ПГУ, заказываемых ежегодно во всем мире, достигла 25 млн. кВт.

 

Одновременно за рубежом сформировалась тенденция развития децентрализованного производства электроэнергии владельцами частных электростанций малой и средней мощности с широким применением высокоавтоматизированных установок для комбинированного производства электроэнергий и тепла (ТЭЦ).

 

Среди них также наибольшее распространение получили теплофикационные ГТУ и ПГУ единичной мощностью от 0,2 до 40 МВт, создаваемые на базе современных газовых турбин с начальной температурой газов 1100-1300°С.

 

Уже сейчас при развитии региона потребителю энергии можно предлагать разные варианты энергоснабжения. Фермер, например, предпочтет заплатить за дом дороже, зная загодя, что в будущем у него не будет проблем с расходами на топливо и с его доставкой.

 

Особое внимание следует уделить энергетическим установкам на биогазе, на основе которых может быть обеспечено не только бесперебойное газо- и теплоснабжение, но и различные варианты электрификации села. Навоз, канализационные стоки, отходы — бытовые, переработки сельскохозяйственной и пищевой промышленности, кожевенных предприятий, лесопильных производств и др. образуются постоянно и доставляют администрации любого региона немало хлопот, экологических и финансовых проблем по их устранению. Вместе с тем, они составляют местный энергоресурс, поскольку во множественных регионах России разработаны, опробованы и внедрены способы и установки различной мощности для извлечения биогаза из отходов и выработки тепла и электроэнергии, причем изготовление этих установок не требует больших материальных затрат. В условиях дефицита и высоких цен на топливо эти установки позволяют экономить топливо непосредственного использования, практически снимают проблемы его транспорта и помогают освободиться от свалок, занимающих большие земельные площади, и от убивающих все живое навозных потоков. В последнее время стало известно о выполняемых за рубежом исследованиях, посвященных созданию низкотемпературных генераторов на биохимическом электролите. При этом КПД низкотемпературных генераторов уже сейчас оценивается в 80-85% (теоретически до 95%). Генераторы могут работать на природном газе (в том числе на нефтяном, на сбросных газах нефтеперегонных заводов, на метане, образующемся в результате предварительной дегазации угольных пластов), и на биогазе, получаемом в цикле переработки сельскохозяйственных и других отходов. Расширяются возможности применения и других нетрадиционных источников энергии, вплоть до использования мускульной силы животных.

 

В настоящее время сохраняется опасность диктата монополии производителя электроэнергии и тепла в регионе, поскольку у потребителя пока практически нет возможности выбирать ист. энергоснабжения, объем и режим энергопотребления, тариф на электроэнергию и тепло и др. (Правда, уже имеется прецедент, когда Президент Калмыкии К.Илюмжинов закупил для республики ветровые электростанции. Ясно, что в условиях самофинансирования российские менеджеры получают большую самостоятельность в выборе источника энергоснабжения.)

 

В печати появляются публикации, выдающие сомнения работников отрасли в необходимости появления настоящего рынка электроэнергии и тепла: все - таки рыночная экономика станет катализатором развития малой энергетики, и на рынке тепла и электроэнергии может произойти столкновение интересов АО «Энерго» и АО «Росстройгазификация» и стоящих за ними РАО «ЕЭС России» и РАО «Газпром».

 

Переход на принципы рыночной экономики обуславливает необходимость корректировки стратегии и тактики дальнейшего развития теплового хозяйства регионов. Это объясняется целым рядом причин:

 

замедленным темпом роста промышленного теплопотребления из-за стагнации промышленного производства; неизбежным повышением цен на топливо; «муниципализацией» систем инженерного оборудования городов (тепловые сети, котельные); увеличением банковских процентов и соответствующим сдвигом конъюнктуры инвестиций в сторону мапозатратных мероприятий с небольшим сроком окупаемости; резким уменьшением объемов централизованного финансирования строительства объектов теплоснабжения.

 

В последнее время во всех странах идет борьба за сокращение эмиссии парниковых газов, основную долю которых дают энергетические установки на органическом топливе. Одно из направлений решения проблемы парниковых газов — увеличение доли ВИЭ в общемировой структуре энергоснабжения.

 

Потепление климата (рассматриваемое в большинстве случаев как положительный для России фактор) несомненно затронет сферу как потребления электрической и тепловой энергии, так и, естественно, их производства во всех регионах. Потребуется корректировка региональных планов развития, в том числе — планов развития энергосистем, ориентированных, в основном, на уровни потребления электроэнергии и тепла конкретными потребителями, и на конкретные технологии производства с их режимными требованиями, которые приходится учитывать (и делать это на региональном уровне значительно легче). Необходимо детально просмотреть все звенья потребления электроэнергии, тепла и топлива у различных потребителей в регионе, так как только в регионе достоверно известен набор существующих технологий во всех отраслях экономики.

 

Децентрализованный характер и гибкость инвестиций в повышение энергоэффективности у потребителя делает эти инвестиции принципиально перспективными для на данный моментшнего состояния экономики России: инвестиции в энергосбережение у потребителей менее рискованны, чем в строительство новых электростанций.

 

Потребности в энергии зависят от изменяющейся структуры промышленного производства, учесть которую на региональном уровне тоже значительно легче. Это относится также к сельскому хозяйству, к сфере услуг, к транспорту и к жилому сектору.

 

Возрастающая стоимость энергии будет ограничивать бюджет, сдерживать производственную активность до тех пор, пока не появятся инвестиции, имеющие целью снижение затрат на энергию.

 

На региональном уровне может быть решена и широко обсуждаемая проблема платы за выбросы СОз: некоторые районы превратились в место стока «парниковых газов» и потому могут настаивать на оплате утилизации выбросов, поступающих из других регионов.

 

Региональные вопросы охраны окружающей среды должны решаться совместно администрацией регионов, районными энергетическими комиссиями, главными энергетиками предприятий и, естественно, местными органами охраны природы и санэпидемстанциями. весьма важно, чтобы потребителю был предоставлен свободный доступ к экологической информации. Только в регионе (с учетом особенностей его физико-географического положения и экологической емкости природы) можно обеспечить введение разумных природоохранных ограничений и обоснованных нормативов на экологически безопасное ведение хозяйственной и иной деятельности.

 

Переход планирования развития энергетики в основном на принцип самосбалансированности позволит решить и ряд социальных проблем, связанных с демографической и экологической ситуацией в регионе.

 

Развитие энергетики главным образом зависит от определения приоритетных направлений инвестиционной политики. Трудности с финансированием отрицательно сказываются не только на масштабах использования источников энергии — потребители энергии страдают от них в не меньшей степени. В связи с особенностями современного положения в экономике, с одной стороны, и потеплением климата — с другой, имеется (пока еще!) временной лаг в пересмотре структуры энергоснабжения регионов. И именно разумная энергетическая политика и правильное вложение инвестиций в энергетику обеспечат в большинстве районов нормальное функционирование и других отраслей.

 

pdf-версия статьи

 

Источник: http://courier.com.ru

 



Проекты и инициативы для устойчивого развития на Северо. Совместное Осуществление. Аналітична інформація. Ежегодно Украина теряет генериру.

На главную  Управление энергией 





0.0044
 
Яндекс.Метрика