Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Управление энергией 

Отложенный спрос на энергоэффективность

- не в полной мере используется нормативно-правовая база для финансового обеспечения программ;
- слабо действует система государственного управления энергосберегающей отраслью.

 

Установление потенциала энергосбережения в регионе должно проводится на основе принятого прогноза его социально-экономического развития на перспективу, регионального топливно-энергетического баланса, достижений научно-технического прогресса в отраслях экономики и социальной сфере региона. Другими словами, каждый регион должен установить свою долю от общего потенциала энергосбережения России, который достигает 30% объема добываемых топливно-энергетических ресурсов. Решение этой задачи требует привлечения широкого круга высококвалифицированных специалистов всех отраслей народно-хозяйственного комплекса региона для системного анализа энергоиспользования.

 

Инвестиционная соблазнительность региональной программы энергосбережения непосредственно связана с масштабами ее энергоэффективности, финансово-экономическими и экологическими показателями.

 

Инвестиционные энергосберегающие проекты должны удовлетворять следующим основным требованиям:
- иметь четко выраженную энергосберегающую направленность, предусматривать разработку и выпуск энергоэффективных технологий и оборудования, и их внедрение на предприятиях и в организациях, осуществляющих добычу, производство, переработку и потребление энергоресурсов;
- представляться финансово-устойчивыми, рентабельными хозяйствующими субъектами, имеющими перспективу развития, себестоимость базовой продукции которых может быть снижена при повышении эфф. использования энергии;
- отражать энергосберегающую сущность создаваемого проекта, содержать обоснования его научно-технических преимуществ по сравнению с аналогами и экономическую целесообразность для потребителей;
- базироваться на лучших отечественных и зарубежных разработках;
- содержать обоснование экономической и коммерческой эффективности, окупаемости инвестиций и необходимых гарантий. Важнейшим звеном при разработке региональных программ энергосбережения является обоснованное определение капитальных вложений на реализацию входящих в нее инвестиционных энергосберегающих проектов.

 

При оценке экономической эфф. проектов по энергосбережению используются действующие в настоящее время в Российской Федерации нормативные документы по определению финансово-экономической эфф. на различных этапах инвестиционного цикла:
- на этапе разработки обоснования инвестиций (СП 11-101-9 ;
- на этапе разработки ТЭО и проекта (СНиП 11-01-9 ;
Методические рекомендации по оценке эфф. инвестиционных проектов и отбору их для финансирования, утвержденные Госстроем России, Минэкономики России, Минфином России, Госкомпромом России (№ 7-12/47 от 31.03.94 г.), разработанные применительно к российским условиям с учетом международного опыта.

 

Финансово-экономический анализ проводится на основе денежных потоков с использованием критериев, применяемых в странах с рыночной экономикой и рекомендуемых нормативными документами в РФ, - внутренняя норма прибыли, чистая современная стоимость, период окупаемости капитальных вложений. В аналитической статье 14 Федерального Закона Об энергосбережении определены условия стимулирования энергосбережения.

 

Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.1998 г. № 588 организациям бюджетной сферы разрешено оставлять в своем распоряжении сэкономленные денежные средства на срок окупаемости энергосберегающих мероприятий плюс один год.

 

Из основных направлений государственного регулирования цен на топливо и тарифов на электро- и теплоэнергию на цели энергосбережения можно использовать:
- учет в регулируемых ценах (тарифах) на продукцию (услуги) естественных монополий экономически обоснованных затрат производителей и потребителей на энерго- и газосбережение. При разработке региональной программы энергосбережения необходимо совместно с РЭК региона и ФЭК России решать вопросы учета в тарифах на электрическую и тепловую энергию и в ценах на газ экономически обоснованные затраты на энергосбережение, как это предусмотрено аналитической статьей 14 Федерального Закона Об энергосбережении;
- создание дополнительных стимулов к энергосбережению, в том числе путем разработки и введения в действие дифференцированных цен и тарифов на поставляемые потребителям энергетические ресурсы;
- предоставление на определенное время льготных, или предельных цен на газ и тарифов на электроэнергию и тепловую энергию предприятиям с энергоемким производством, выпускающим конкурентоспособную продукцию, с компенсацией выпадающих доходов энергетиков и газовиков долевым участием энергоснабжающих компаний в прибылях от реализации продукции смежников.

 

Из указанных выше направлений государственного регулирования цен и тарифов на энергоресурсы наиважнейшим в современных условиях является реализация тарифной и ценовой политики на энергетические ресурсы, основанной на существующей нормативно-правовой базе.

 

Это, во-первых, реализация законности указанного выше требования об учете экономически обоснованных затрат на энергосбережение в регулируемых ценах и тарифах на энергетические ресурсы.

 

На этой проблеме следует остановиться более подробно, поскольку она на на данный моментшний день является нерешенной. Известно, что государственное регулирование в электроэнергетике проводится в соответствии с Федеральным Законом О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации в том числе и в целях:
- формирования конкурентной среды в электроэнергетическом комплексе для повышения эфф. его функционирования и минимизации тарифов;
- создания экономических стимулов для использования в производственных циклах энергосберегающих технологий.

 

Одним из принципов, на которых основывается государственное регулирование тарифов, является и создание условий для привлечения в отрасль инвестиций.

 

законодательная база для осуществления энергосбережения на двух уровнях - федеральном и региональном подведена, но она бездействует с 1996 г.

 

базовой причиной такого положения считается отсутствие методических проработок по учету в тарифах на энергетические ресурсы обоснованных затрат на осуществление энергосберегающих проектов и программ. Эта причина как раз и устраняется доведением инвестиционных энергосберегающих проектов региональных программ энергосбережения до уровня ТЭО или бизнес-плана.

 

Оценка размера тарифной надбавки для компенсации затрат на энергосбережение не составляет труда и может быть выполнена и по укрупненным показателям.

 

В трехлетний период во всех субъектах Российской Федерации произошли резкие повышения цен на топливо (в Архангельской области только в текущем году они выросли в два раза в Приморском крае с 1999 г. в 3,6 раза, а тарифы на электрическую и тепловую энергию и того больше) и тарифов на энергоносители, осуществленные не без участия администрации регионов.

 

Отсюда видно, что в на данный моментшней самоедской экономике энергетический ресурс, самоокупаемый и валютообеспечивающий, не имеет возможности для повышения эфф. энергоиспользования потратить на себя 5-10% от тарифов, возрастающих в то же время в разы.

 

На федеральном уровне система управления энергосбережением не создана. Разработка и реализация государственной политики энергосбережения поручена Минэнерго России. Координация работ по реализации рассматриваемых программ была возложена соответственно на Минэнерго России, Госкомсевер России и Минсельхозпрод России с участием администраций регионов.

 

Практика работ по энергосбережению демонстрирует явную недостаточность отправления только функций координации со стороны федеральных органов и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации без личного участия их первых руководителей в решении задач рационального использования энергетических ресурсов и развития энергетических услуг для населения.

 

Источник: http://www.energosber.74.ru

 



Финансирование третьими сторонам. Развитие электроэнергетики в Дании. Перспективы внедрения когенерации. Реформа тарифообразования и жили.

На главную  Управление энергией 





0.0048
 
Яндекс.Метрика