Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Управление энергией 

Предложения по концепции закона

Общие положения законопроекта «о теплоснабжении»

 

Настоящая концепция законопроекта «О теплоснабжении» разработана исходя из необходимости совершенствования действующей системы нормативно правового регулирования теплоснабжения в свете структурных преобразований, происходящих в электроэнергетике. Принятие пакета законопроектов о реформировании электроэнергетики, а так же рассмотрение в Государственной Думе проектов федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики», «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления» и «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон Российской Федерации «Об общих принципах организации законодательных исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации» предполагает изменение старых и формирование новых правовых основ экономических и производственных отношений в теплоснабжении. В настоящее время не есть единого Федерального законодательного акта определяющего принципы, условия и порядок ведения деятельности в сфере теплоснабжения.

 

Законопроект создаст правовую базу регулирования основных отношений в сфере теплоснабжения, для достижения следующих целей:

 

- Организации и функционирования надежного, качественного и экономически оправданного (доходного) теплоснабжения потребителей;

 

- Обеспечение экономически доступного для потребителей теплоснабжения;

 

- Обеспечение экологически чистой среды обитания;

 

Предметом правового регулирования законопроекта являются гражданско-правовые отношения, складывающиеся на стадиях производства, распределения и потребления тепловой энергии, и отношения связанные с регулированием на всех уровнях исполнительной власти деятельности по организации и функционированию теплоснабжения

 

Действие закона должно распространяться на все субъекты, задействованные в цикле организации и функционирования теплоснабжения.
Существующая ситуация в отрасли, предпосылки для разработки и принятия законопроекта

 

Централизованное теплоснабжение в нашей стране исторически является основным способом обеспечения потребителей тепловой энергией. Существующая практика хозяйствования в отрасли за последние 15 лет привела к практически полной потере преимуществ централизованного теплоснабжения и комбинированной выработки над другими видами обеспечения потребителей тепловой энергией. На на данный момент износ основных фондов теплоснабжающих организаций составляет от 60-80 %. Учет амортизации основных фондов в тарифе уже не покрывает инвестиционных затрат даже для простого воспроизводства. Технологические потери и затраты на транспорт тепла составляют более 40 % в себестоимости тепловой энергии. В целом по стране замены требует каждый пятый километр теплосетей, хотя в некоторых регионах речь идет уже о каждом третьем.

 

В настоящее время теплоснабжающие организации не смогут самостоятельно осуществить необходимое техническое перевооружение СЦТ, так как они ограничены регулируемыми тарифами на тепло, ориентированными, прежде всего на низкую платежеспособность основных потребителей, а не на воспроизводство и улучшение качества теплоснабжения. Свою роль играет и рост опережающими темпами (по сравнению с ростом тарифов) затрат на топливо, оборудование и т.д. деятельность по теплоснабжению во множественных регионах является планово-убыточной и дальнейшее замораживание ситуации способно привести к катастрофическим последствиям. Только в отопительном сезоне 2002-2003 было нарушено теплоснабжение в 65 населенных пунктах (без тепла осталось 333 057 человек). Для улучшения ситуации необходимо решение на федеральном уровне ряда принципиальных вопросов, касающихся создания условий для экономически оправданной деятельности по теплоснабжению, привлечению инвестиционных ресурсов для модернизации и развития существующих СЦТ, введения адекватных ситуации методов регулирования и распределения полномочий м. регулирующими органами (различных уровней исполнительной власти).
Концептуальные положения законопроекта «О теплоснабжении»

 

Закон должен определять общие принципы организации экономических отношений и основы государственной политики в теплоснабжении, в том числе организацию и координацию инвестиционной деятельности (технической политики), инвестиционную политику государства, мониторинг теплового хозяйства, информационное обеспечение. Техническая база должна быть прописана в подзаконных и иных нормативных актах, ссылки на которые должныбыть определены в законе. Закон должен определять меры государственной поддержки (в т.ч. налоговые преференции и льготы) организации и функционирования теплоснабжения. Закон должен быть увязан с принятым законодательством по реформированию электроэнергетики, с принимаемыми законодательными актами по реформированию и функционированию ЖКХ, с законодательными актами по реформированию местного самоуправления. Закон должен четко и однозначно определять полномочия и сферы компетенции федеральных, региональных и местных органов власти по регулированию деятельности в теплоснабжении. Федеральный закон должен определять направление (схему) изменений организационных структур управления и организации теплоснабжения населенных пунктов в связи с изменением отношений собственности в отрасли, в т.ч. в условиях переходного периода реформы электроэнергетики. Нормы закона должны быть универсальны и инварианты, либо предусматривать модификацию правоотношений применительно к каждой модели (схеме, типу) систем теплоснабжения. Закон должен определять требования к субъектам теплоснабжения, условия и порядок лицензирования, условия и порядок отзыва лицензии. Закон должен предусматривать положения о функционировании и управлении теплоснабжением в кризисных ситуациях (аварийных ситуациях), в ситуациях, когда теплоснабжающая организация не способна справиться со своими обязательствами. Закон должен определять особенности функционирования комбинированных тепловых источников, участвующих в конкурентном рынке электроэнергии. Закон должен определять особенности функционирования пиковых и резервных источников тепловой энергии. Закон должен закреплять принципы ценообразования на тепловую энергию, в т.ч. особенности ценообразования на энергию от источников, участвующих в конкурентном рынке электроэнергии. Закон должен зафиксировать принципы взаимоотношений теплоснабжающих организаций с льготными и социально-значимыми категориями потребителей. должныбыть отражена недопустимость перекрестного субсидирования в тепловой энергии. Закон должен закреплять принципы экономической доходности, в деятельности по производству, передаче и распределению тепловой энергии. Потребление тепловой энергии должно быть регламентировано и экономически ориентировано на рациональный выбор режимов потребления и источника по критерию наименьших затрат и Производство тепловой энергии должно быть регламентировано и экономически ориентировано на рациональный выбор режимов производства источника и функционирования системы централизованного теплоснабжения по критерию наибольшей экономической эффективности. Учитывая высокую социальную значимость теплоснабжения, закон должен предусматривать гарантии надежного обеспечения потребителей тепловой энергией. Закон должен закрепить основные положения и условия договора теплоснабжения, определяющие принципы взаимоотношений сторон при его заключении, исполнении и расторжении. должныбыть определены принципы, условия и порядок прекращения отпуска тепловой энергии потребителям. В законе должныбыть отражены принципы не дискриминационного подключения потребителей к тепловым сетям, и предусмотрена принцип. возможность введения протекционистских мер протекции производителей от ухода потребителей и снижения тепловой нагрузки. Закон должен закреплять принципы стимулирования потребителей к применению энергосберегающих технологий, в т.ч. за счет повышения качества учета потребленной энергии. Закон должен определять меры по стимулированию развития нетрадиционных (альтернативных) источников тепла, более дружественных к окружающей среде. Закон должен закреплять основы гражданско-правовой ответственности регулирующих органов, потребителей и субъектов, задействованных в теплоснабжении.
Возможные основные разделы, статьи законопроекта. Краткое изложение основных моментов.

 

Общие положения

 

o Предмет регулирования, сфера применения настоящего закона

 

o Корреспондирующее законодательство

 

o Определение основных понятий

 

Основы организации теплоснабжения в РФ

 

Технологическая основа теплоснабжения

 

Перечень и состав субъектов теплоснабжения, их технологические взаимосвязи Экономическая основа теплоснабжения

 

o Принципы (энергетическая безопасность, бесперебойность, экономическая доходность и т.д.) и основы экономических взаимоотношений субъектов теплоснабжения. Регулируемые и конкурентные отношения в теплоэнергетике. Производство тепловой энергии

 

o Типы источников тепловой энергии. Система приоритетов по выработке тепловой энергии у ТЭЦ.

 

o Технические и экономические принципы функционирования ТЭЦ (как предприятий-производителей электрической и тепловой энергии) на потребительских энергетических рынках с учетом закона «Об электроэнергетике»

 

o Особенности функционирования пиковых и резервных источников тепловой энергии

 

Передача тепловой энергии

 

Субъекты, осуществляющие передачу тепловой энергии. Технологические и экономические принципы передачи тепловой энергии Юридические, экономические и технические принципы подключения потребителей к тепловым (и газовым) сетям – не дискриминационные условия доступа к сетям общего пользования

 

Вопрос: Нужно ли предусматривать объединение на уровне оперативного управления распределительных и магистральных сетей разных собственников ? Учет тепловой энергии

 

Метрологические и экономические принципы измерения и учета количества, качества и режима потребления тепловой энергии и теплоносителей на источниках тепла и у потребителей с учетом технологических особенностей российских систем теплоснабжения (открытая схема, т.е. неравенство расходов в подающих и обратных трубопроводах и т.п.) Поставка тепловой энергии потребителям Субъекты, поставляющие тепловую энергию. Основные принципы организации поставки тепловой энергии (любой добросовестный потребитель имеет право ..). Точки поставки. Определение потребителей (собственники объектов или эксплуатирующие субъекты).

 

Вопрос: Поставщик – Единый закупщик, Источник, Сети, Иное ?

 

Вопрос: Должна ли быть «защита» источников и поставщиков от ухода потребителей к другим альтернативным или собственным источникам тепловой энергии ? Гражданско-правовой характер договора теплоснабжения

 

Вопрос: Договор – публичный, двусторонний, многосторонний, и т.д. ? Условия и порядок заключения договора теплоснабжения Порядок заключения договора теплоснабжения с социально-значимыми категориями потребителей (школы, больницы, МО и МЧС и т.д.) Целевое субсидирование и дотирование.

 

Вопрос: Необходимо ли закреплять какую либо схему или обязательства по прекращению перекрестного субсидирования ? Порядок и условия прекращения подачи теплоносителей в системах централизованного теплоснабжения, и горячей воды населению, детским учреждениям, школам, больницам, объектам МО и МЧС , другим бюджетным организациям. Техническое регулирование и диспетчеризация ТЭЦ и систем централизованного теплоснабжения

 

Кто, как и в каких пределах осуществляет техническое регулирование и диспетчеризацию (управления режимами производства и передачи тепловой энергии) СЦТ

 

Принципы технического регулирования и диспетчеризации (принцип минимальной стоимости для потребителя, принцип максимальной загрузки ТЭЦ или иное )

 

Принципы технического регулирования и диспетчеризации ТЭЦ, работающих в комбинированном режиме

 

Вопрос: Необходимо ли закреплять жесткие полномочия и ограничения по системе приоритетов в управлении режимами производства и передачи тепловой энергии ?

 

Система государственного регулирования и контроля в теплоснабжении

 

Принципы и методы государственного регулирования и контроля в теплоснабжении

 

Полномочия федеральных органов власти по вопросам регулирования.

 

o установление основ государственной политики в области теплоснабжения

 

o определение экономических и технологических основ теплоснабжения

 

o установление особенностей налогообложения, финансирования, предоставление льгот и дотаций

 

o формирование принципов и методик тарифообразования

 

o утверждает примерные договора поставки

 

o и т.д. Полномочия органов управления Субъектов Федерации

 

o контроль организации и ведения теплоснабжения

 

o определение региональной политики использования видов первичных и не традиционных энергоресурсов в теплоснабжении

 

o регулирование тарифов

 

o и т.д. Полномочия органов местного самоуправления

 

o прогнозирование развития

 

o согласование, утверждение схем теплоснабжения

 

o организация теплоснабжения

 

o регулирование тарифов

 

o и т.д. Инвестиционная политика государства в теплоснабжении

 

o Цели инвестиционной политики

 

o Методы инвестиционной политики в теплоснабжении Другие меры государственной поддержки развития и функционирования теплоснабжения, в т.ч. альтернативных (нетрадиционных) источников тепловой энергии и тепловых сетей

 

Снижение налогов на землю занятую под объекты теплоснабжения Снижение налогов на топливо для источников теплоснабжения Установления нормы доходности на вложенный капитал Экономическое стимулирование развития комбинированной выработки, и усиления экологической безопасности. Государственная поддержка малообеспеченных и социально-значимых потребителей тепловой энергии

 

Вопрос: нужно ли прописывать основные принципы поддержки малообеспеченных и социально-значимых категорий потребителей ?

 

Основы ценообразования в теплоснабжении

 

Принципы ценообразования (тарифообразования) с учетом законов «О естественных монополиях» и «О местном самоуправлении»

 

Принципы формирования нормативной себестоимости производства и передачи тепловой энергии

 

Особенности разнесения затрат/ценообразования при комбинированной выработке

 

Особенности ценообразования на тепловую энергию ТЭЦ, участвующих в конкурентном рынке электроэнергии

 

Учет потерь при ценообразовании на тепловую энергию

 

Исключение перекрестного субсидирования в ценообразовании на тепловую энергию

 

Особенности осуществления хозяйственной деятельности в сфере теплоснабжения

 

Порядок разработки и основные принципы планирования систем теплоснабжения

 

Условия и порядок создания теплоснабжающих компаний различных форм собственности

 

Требования и условия резервирования теплоснабжения социально значимых объектов (школ, больниц, объектов МО и МЧС и т.д.)

 

Особенности вывода объектов теплоснабжения из эксплуатации Экспертизы, связанные со строительством объектов теплоснабжения

 

Лицензирование теплоснабжающих организаций, контроль за их работой. Порядок лишения лицензий.

 

Особенности ведения учета доходов, продукции и затрат по видам деятельности в сфере теплоснабжения Особенности страхования объектов теплоснабжения и деятельности в сфере теплоснабжения

 

Организация теплоснабжения в условиях чрезвычайных ситуаций. Условия и объемы ограничения прав собственников (в условиях угрозы безопасности и т.д.)

 

Гражданско-правовая ответственность субъектов теплоснабжения

 

Гарантии надежного обеспечения потребителей тепловой энергией.

 

Права, обязанности и ответственность потребителей тепла, включая их особенности для населения, промышленных организаций ( в т.ч. в части входа/выхода на/с рынка тепла), в том числе за самовольное вмешательство в работу отопительных и установок горячего водоснабжения, что повлекло нарушение работы в теплоснабжении. Права, обязанности и ответственность поставщиков энергии

 

Ответственность властных структур за разработку и выполнение комплексных схем энергоснабжения.

 

7.Организация теплоснабжения в условиях реформирования электроэнергетики

 

Функционирование систем теплоснабжения в условиях реформирования АО-энерго

 

Особенности переходного периода реформирования электроэнергетики

 

Основные вопросы и развилки, требующие принципиального решения

 

Принципы и методика установления тарифов на тепловую энергию для ТЭЦ работающих в комбинированном режиме и участвующих в конкурентном рынке (при свободной цене на электрическую энергию. Какая схема продажи энергии потребителям (единый закупщик, сети, ТЭЦ). Кто и как продает энергию потребителю ? Каков характер договора теплоснабжения (двусторонний договор, публичный договор, трехсторонний договор и т.д.) ? Вводим ли управления режимами загрузки источников в СЦТ по принципу экономической оптимизации ? Даем ли принцип. возможность продавать тепловую энергию по гибкому тарифному меню ? Существует ли необходимость «защиты» (временной или постоянной) ТЭЦ от ухода потребителей тепловой энергии ? Вводим ли механизмы стимулирования модернизации теплоисточников и теплосетей ? Стимулируем ли развитие «нетрадиционной» тепловой энергетики ? Стимулируем ли развитие учета энергии у потребителей ? Фиксируем ли обязательные нормы (нормативы) в тарифе на развитие, ремонт и т.д. ? Изменяем и фиксируем ли механизм дотирования и субсидирования с запретом на перекрестное субсидирование ? Есть ли необходимость выравнивания тарифов для ТЭЦ и муниципальных котелен (в рамках одной ТЭЦ) ? Нужно ли объединять тепловые сети ? Как относиться к тепловым ОПП ? Будут ли присутствовать прямые договора м. потребителем и поставщиком/источником Может ли быть единым закупщиком сторонняя организация, как для нее формируется вознаграждение.

 



ВРЕМЯ ВЫСОКИХ ЭНЕРГОЗАТРАТ. Финансирование третьими сторонам. Развитие электроэнергетики в Дании. Перспективы внедрения когенерации.

На главную  Управление энергией 





0.0063
 
Яндекс.Метрика