Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Управление энергией 

Новая страница 1

Тихоненко Ю. Ф., ГУП г. Москвы «Московское агентство по энергосбережению»

 

Юрий Федорович Тихоненко родился в 1953 году. Окончил Московский инженерно-строительный институт имени Куйбышева. По специальности - инженер-строитель. Проблемами энергосбережения в промышленности и городском хозяйстве занимается с 1978 года. В 1999-м назначен начальником отдела энергосбережения Мосгосэнергонадзора. А с декабря 2001 года является директором государственного унитарного предприятия Московское агентство по энергосбережению. Женат. Имеет дочь.

 

-Юрий Федорович, в январе 2003 года исполняется 10 лет с момента создания вашего агентства. Самое время подводить итоги, намечать планы на будущее...

 

- Московское агентство по энергосбережению возникло по инициативе Правительства Москвы. Оно объединило усилия всех предприятий и специалистов, работающих в этом направлении в столице. Мы осуществляем контроль за эффективностью использования топливно-энегетических ресурсов, занимаемся разработкой программ энергосбережения, предлагаем экономические модели стимулирования экономичности тепла, топлива. Наше агентство является инициатором создания законодательной базы на уровне Москвы, которая бы способствовала бережному расходованию энергоресурсов. Но базовой наш конек - развитие энергоаудита.

 

- На Западе энергоаудит уже давно получил широкое распространение. а как обстоят дела с внедрением его у нас?

 

- Энергоаудит - первый шаг на пути создания всеобъемлющей системы энергосбережения в будущем. Это - своеобразный диагноз объекта - по которому можно будет уже назначать курс лечения. Идет выявление энергорасточительных учреждений, предприятий, жилых домов, выясняются первопричины, почему происходит перерасход энергетических ресурсов. на данный момент мы проводим энергоаудит по промышленному сектору. И потенциал для экономичности энергоресурсов, особенно в жилищно-коммунальной сфере весьма велик.

 

- Не могли бы вы назвать конкретные цифры?

 

- Пожалуйста. По различным экспертным оценкам резервы экономичности топливно-энергетических ресурсов в ЖКХ составляют от 20 до 40 процентов. Расход энергии для отопления одного квадратного метра в энергоэффективном доме, сооруженном и оборудованном с учетом последних научных достижений в 5 раз меньше, чем в обычном.

 

- на данный момент мы привыкли считать рубли, а не гигакалории. И тем не менее, каков возможный экономический эффект от внедрения энергосберегающих технологий?

 

- Жилой сектор столицы расходует около 27 миллионов гигакалорий для обогрева домов. Допустим, мы научились экономить чуть более 30 процентов энергоресурсов, потребляемых москвичами. То есть, около 10 миллионов гигакалорий. Стоимость одной гигакалории - порядка 350 рублей, а 10-ти миллионов - 3,5 миллиарда рублей. Таков потенциальный экономический эффект энергосбережения в одном только ЖКХ! А все - таки есть так же бюджетная сфера: школы, больницы. Промышленность.

 

- Я знаю, что существуют определенные нормативы энергопотребления.

 

- Сейчас в Москве реализуется программа обязательных энергетических обследований, нацеленная на исполнение 10-й статьи федерального закона Об энергосбережении. Это касается тех предприятий и учреждений, которые потребляют в год свыше 6 тысяч тонн условного топлива. Совместными усилиями мы изыскиваем резервы для экономии.

 

- Но одной инициативы властей, одних призывов активно внедрять энергосберегающие технологии недостаточно. Нужна инициатива снизу. Экономическая заинтересованность, наконец...

 

- Энергосберегающие проекты должныбыть заманчивы для инвесторов. В Москве есть финансовые учреждения, которые готовы инвестировать деньги в эту сферу поскольку надеются на быстрый возврат вложенных средств. Но возникает ряд проблем...

 

- Каких?

 

- Не проработана правовая сфера, нет четких правил игры. С одной стороны - невысокий уровень управленческой культуры отдельных руководителей, непонимание ими важности внедрения энергосберегающих технологий. С другой - необходимо экономически стимулировать цикл энергосбережения. И конечно же, использовать и административный ресурс. Власти города не могут занимать пассивную позицию в решении этой проблемы, поскольку Москва лимитируется по уровню потребления топлива. Да и запасы энергоресурсов в России не безграничны.

 

- Есть ли у столицы своего рода энергозависимость от какого-то одного вида топлива?

 

- Мы потребляем, в основном, газ. Возможности закупки этого топлива на внутреннем рынке ограничиваются. В чем тут причина? Не берусь судить. Замечу лишь, что у поставщиков газа есть обязательства перед зарубежными партнерами, есть интересные и выгодные предложения от других потенциальных потребителей.

 

- Внедрение энергосберегающих технологий идет не столь активно, потому что тарифы на энергоресурсы относительно невысоки. Не так ли?

 

- Если помните, в советскую эпоху тариф на электроэнергию для населения у нас составлял 4 копейки, для промышленных предприятий - 2 копейки. Промышленность находилась в более комфортных условиях по сравнению с коммунальным сектором. на данный момент картина диаметрально противоположная. Население платит меньше, а промышленность больше. Хотя тарифы у нас и теперь относительно невысокие. И рост их существенно отстает от инфляции. В определенном смысле - это сдерживающий фактор для развития энергосбережения.

 

- Но у нас и рост доходов населения не опережал инфляцию.

 

- Согласен. Невысокие тарифы в какой-то мере оправдываются откровенно низкими зарплатами значительной части наших жителей. И если сопоставить долю расходов в семейном бюджете, которая шла на коммунальные платежи в советские времена, и сейчас, то несомненно - она увеличилась. А вот доля расходов на энергоресурсы в себестоимости промышленной продукции за эти годы упала. И на данный момент необходимо поднимать тарифы в первую очередь - для промышленности.

 

- В обозримом будущем Россию ожидает вступление в ВТО, обязательным условием которого является вытягивание внутренних тарифов на энергоносители на уровень мировых. И если мы в ближайшие годы не решим проблему энергосбережения, то последствия будут тяжелыми: и для ЖКХ, и для промышленности, и учреждений бюджетной сферы...

 

- В первую очередь, вступление в ВТО ударит по карману рядового гражданина. Это будет суровым испытанием для тех регионов, которые получают дотации из центра. Но трагедии из этого делать не следует. В России постоянно идет рост цен на энергоносители, и они постепенно приближаются к мировым. Возьмем цены на газ. На мировом рынке тысяча кубометров газа стоит 90 долларов. У нас 17 долларов. 1 киловатт час электроэнергии на мировых рынках стоит около 4 центов. У нас - 2,7 цента. Другое дело - если мы попробуем сопоставить уровень доходов в России и за рубежом. Разница получится несоизмеримая... Что касается промышленности, то я думаю, она переживет этот трудный момент и получит принцип. возможность выходить со своей продукцией на мировой рынок. И это компенсирует рост цен на энергоресурсы. А для бюджетной сферы, для населения - единственный путь сглаживания этого цикла - это энергосбережение.

 

- Звучит красиво, но мы, как платили за потребленный энергоресурс - тепло, газ - по нормативам, так и продолжаем это делать. И для семейного бюджета множественных москвичей эта нормативная оплата весьма кусается.

 

- Нормативы на на данный моментшний момент искусственно завышены для того, чтобы компенсировать низкую стоимость энергоресурсов. Необходимо создать условия для оценки фактического потребления энергоресурсов в каждой квартире. появится мотивация к экономии. В первую очередь необходимо установить теплосчетчики.

 

- А кто этим должен заниматься?

 

- Та организация, которая поставляет энергоресурс, должна обеспечить потребителя приборами учета. Вы же не приходите на рынок со своими весами. Там у каждого продавца - собственные. Это - его забота, а не покупателя. Что касается тепла. Если в квартире три стояка, то в ней должныбыть и три теплосчетчика, если стояк один - то и счетчик один. Все должно решаться в индивидуальном порядке. Но прежде чем начать устанавливать такие счетчики, нужно подсчитать, во что обойдется их установка городу, определить порядок их обслуживания, оплаты и так далее. Чтобы не получилось так: счетчики поставили, а платим по-прежнему - по нормативам. И человек на данный момент вправе потребовать: Создайте мне условия, чтобы я платил по факту потребления тепла, воды и так далее... И многие справедливо возмущаются: Почему летом я должен платить за отопление?

 

- В 1970-х годах в США огромное количество людей обратилось в суды с исками на монополистов, которые необоснованно завышали тарифы. И две трети исков были выиграны. В результате монополии были вынуждены оборудовать все отдельной квартиры приборами учета. Я не призываю наших граждан поступать подобным образом, но проблему протекции прав потребителей в сфере ЖКХ надо решать безотлагательно.

 

- У нас есть Конституция, Гражданский кодекс, Закон о защите прав потребителя. И любой человек может потребовать от энергоснабжающей организации, чтобы она определила реальный объем потребляемых ресурсов в его квартире.

 

- Но поставщики ресурсов жалуются на отсутствие недорогих отечественных приборов учета.

 

- на данный момент в столице несколько научно-производственных объединений разработали и изготовили счетчики поквартирного учета тепловой энергии, другие приборы и оборудование, позволяющее экономить энергоресурсы. С большинством руководителей этих предприятий я встречался в этом кабинете. И многие недоумевали: Зачем мы ломали головы, израсходовали немалые средства, перестраивали производство? Мы рассчитывали, что наша продукция будет пользоваться широким спросом, а на деле - она никому не нужна... И обидно за таких энтузиастов.

 

- Некоторые эксперты утверждают, что если бы нам удалось наладить систему приборного учета, то можно было бы снизить потребление энергоресурсов и платежи по ним. Примерно на 40 процентов. Возможно ли такое на самом деле?

 

- Возможно. Но позднее может возникнуть другая проблема: разрушение нашей энергетической отрасли из-за недофинансирования. Поэтому по мере сокращения объемов потребления энергоресурсов тарифы будут потихоньку расти. Но этого бояться не надо. Увеличение тарифов - так же в большей степени будет стимулировать к экономичности энергоресурсов. Размеры платежей могут уменьшаться на первом этапе - за счет упорядочения отношений потребителя и поставщика (имеется ввиду совершенствование оплаты по нормативам, которые должны отражать реальный уровень потребления), на втором - за счет реальной экономичности энергоресурсов.

 

- Я не понимаю, как можно заставить монополиста экономить энергоресурсы. Логика-то простая: больше продал - больше заработал.

 

- У нас привыкли кивать на Запад, поэтому я приведу пример из зарубежного опыта. Той же Америки. Там есть свои энергоснабжающие компании, которые в законодательном порядке обязаны предоставить определенный объем услуг. И они заинтересованы в экономном расходовании энергоресурса. Почему? Да потому что сэкономленная энергия в три раза дешевле, чем вновь созданная. И там энергоснабжающая организация заботится об экономичности энергоресурсов самими потребителями. Сэкономленный ресурс можно выгодно продать другим покупателям.

 

- И здесь мы подходим к другой проблеме - проблеме рационального использования энергоресурсов.

 

- Наша работа как раз и нацелена на то, чтобы все потребители научились рационально использовать электричество, тепло, газ. А это значит, что нам не придется строить новую котельную, прокладывать километры трубопроводов или устанавливать генератор большей мощности.

 

- От этого и экологичность выигрывает, и здоровье москвичей может улучшиться.

 

- Конечно. все - таки в Москве наша энергетика загрязняет воздух достаточно интенсивно.

 

- Что вы вкладываете в понятие энергоэффективный город?

 

- Это не очередное модное веяние, а насущная потребность. Да, Москва со временем просто обязана стать в энергоэффективным городом. И для этого нужно гармонизировать взаимоотношения м. поставщиками и потребителями. значит создать такую среду, в которой бы все стремились рационально расходовать энергоресурсы. И конечно же, Москва не может быть заложником Единых энергетических систем России. Наш город имеет статус субъекта федерации, и должен на законодательном уровне выстраивать систему взаимоотношений со всеми энергоснабжающими организациями. Это касается выработки, распределения, передачи всех видов энергоресурсов. Москве необходим свой закон об энергосбережении, который бы учитывал специфику столицы. И в этом вопросе инициативу должны проявить исполнительная и законодательная власть.

 

- Внедрение энергосберегающих технологий требует определенных финансовых ресурсов. Но существуют все - таки малозатратные способы экономичности энергоресурсов. Например, введение систем автоматизации на ЦТП, теплоизоляция трубопроводов, промывка отопительных систем и так далее. Востребованы ли эти технологии в столице?

 

- У нас достаточно активно производится замена устаревших труб на новые - пенополиуритановые. Вводятся автоматизированные системы регулирования на ЦТП. А вот с промывкой систем отопления дело обстоит сложнее. Эта процедура плановая, входит в комплекс мероприятий по подготовке жилого фонда к зиме. Но зачастую она не производится. Это приводит к дополнительным нагрузкам на ЦТП, излишнему расходованию энергоресурсов. И тут нашим коммунальщикам есть над чем поработать.

 

- так же проблема - оперативная замена поврежденных участков тепловых сетей. Особенно - зимой.

 

- Есть у нас НПО Вектор, московское предприятие, которое разработало систему диагностики сетей, позволяющую загодя определять, на каком участке может произойти ЧП. И сейчас для нас важнее научиться предупреждать возможные аварии, менять в теплое время года устаревшие участки тепловых сетей, чем в мороз латать старье.

 

- Энергоэффективный город невозможно построить без активного привлечения к этой работе ученых, специалистов. Что делается в этом направлении?

 

- В Москве имеется огромный научный потенциал, работающий над проблемами эффективного использования энергоресурсов. И независимо от того, есть на данный момент спрос на этот вид деятельности или нет, наука у нас движется вперед. Но для ученых работа над этой проблематикой - пока что способ самореализации. А нужно создать такие условия, чтобы был реальный спрос на их изобретения, новации, разработки. И если реализовать на данный момент то, что уже ими создано, то в области энергосбережений прогресс был бы очевиден.

 

- Почему же все это не реализуется на практике?

 

- Нас упрекают в отсутствии надлежащего финансирования. Но необходимые деньги, которые можно было бы расходовать на энергосберегающие мероприятия в столице имеются. Это та статья затрат, которая могла бы принести ощутимые доходы. И я полагаю, инициативу в этом вопросе должны проявить органы исполнительной власти при формировании бюджета столицы. В Москве, конечно, много других важных задач, но решение проблемы энергосбережения не может откладываться на завтра. Она должна находиться в поле зрения.

 



Роль государственных органов регулирования в тарифной политике. Альтернативное топливо. Цінність газових цін для уряду. Ъ.

На главную  Управление энергией 





0.0039
 
Яндекс.Метрика