Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Управление энергией 

Итоги

Нильс Иогансен

 

Неустойчивая ситуация на мировом рынке энергоресурсов заставляет задуматься не только о настоящем, но и о будущем России как великой энергетической державы. Каким быть российскому топливно-энергетическому комплексу (ТЭК) в ХХI веке? О перспективах развития российской энергетики в экслюзивном интервью Итогам размышляет один из ведущих экспертов в этой области - ректор Санкт-Петербургского государственного горного института (технического университета) профессор Владимир Литвиненко.

 

- Владимир Стефанович, пишут, кто владеет энергией, тот владеет миром. Каково энергетическое будущее России - и с позиции экспорта энергоносителей, и с позиции удовлетворения в них потребностей российской экономики?

 

- Мир вступает в эпоху конкуренции м. различными видами топлива. Это повлечет переориентацию отраслей энергетики, использующих только газ, нефть или уголь, и приведет к созданию глобальных энергетических компаний. Топливно-энергетический потенциал (ТЭП) России уникален. Вопрос в том, насколько эффективно он будет использован как на внешнем, так и на внутреннем рынках.

 

В прошлые годы наш ТЭП не позволил нам стать страной с сильной экономикой. За счет наших нефти и газа богатели страны-потребители, которые вели и ведут согласованные действия по снижению цен на первичные энергоресурсы. Да, они конкурируют м. собой, у этих стран разные геополитические интересы. Но они ведут весьма продуманную корпоративную, разностороннюю энергетическую дипломатию, направленную не только на снижение цены на топливно-энергетические ресурсы (ТЭР), но и на снижение объемов потребления за счет повышения эфф. их использования.

 

Основные потребители наших нефти и газа настойчиво навязывают нам сценарии реформирования ТЭК, использования минерально-сырьевой базы (МСБ), позволяющие ослабить энергетическую зависимость от России и других стран-экспортеров. Страны Запада делают все, чтобы навязать России Энергетическую Хартию, ликвидировать созданные многими поколениями российские монополии с последующей их распродажей так называемым эффективным собственникам. Прежде всего это касается Газпрома. А некоторые высокие должностные лица поддерживают навязываемую нам стратегию, направленную на расчленение единой газовой системы на добывающие, транспортные и торгующие компании.

 

Опираясь на мнение российских специалистов и ученых, предупреждающих об ограниченных возможностях невозобновляемых запасов ТЭР, я должен обратить особое внимание на то, что на данный момент весь мир занят поиском новых источников энергии. И эту ситуацию мы должны использовать в интересах России.

 

У страны есть исторический шанс существенно повысить свое влияние на мировые рынки и циклы, происходящие в мировом сообществе, за счет продуманной госполитики использования запасов ТЭР. Продуманные действия государства могут позволить надежно обеспечить топливным сырьем и внутренние потребности, и экспорт энергоносителей в объемах, необходимых для решения не только экономических, но и геополитических задач. Таких системных действий пока в нашем ТЭК нет. Это сказывается на эфф. экономики, а отсутствие государственного балансового регулирования уже создает многозначительные проблемы по обеспечению энергоресурсами отдельных регионов.

 

Создание качественного свободного доступа к электроэнергии, теплому и холодному водоснабжению, газу, медицине, образованию, и выполнение исполнительной властью своих государственных обязанностей могут и должны избавить нас от комплекса неполноценности бедной, слаборазвитой страны. При этом наша исполнительная власть на фоне высокого внешнеполитического имиджа, созданного президентом России, фактически не имеет понятной государственной политики в ТЭК, не использует этот потенциал для продуманной модернизации энергетики страны, возрождения экономики с одновременным проведением таких реформ, как тарифно-ценовые, ресурсные, кредитно-финансовые, энергосберегающие и другие.

 

Нашей экономике требуются срочные продуманные преобразования как в компаниях ТЭК, так и в органах исполнительной власти. Наш ТЭК на данный момент является инструментом для сохранения неэффективной экономики, а он должен быть самым главным рычагом и преимуществом при строительстве общества с гармоничным развитием всех отраслей экономики - от сырьевых до высокотехнологичных.

 

- Когда будет утверждена энергетическая стратегия России?

 

- Энергетическая стратегия на ближайшую перспективу относится к важнейшим вопросам развития страны. Этот документ должен разъяснить, какими политическими инициативами и подходами должно руководствоваться правительство при принятии решений, касающихся ТЭК. Нефтяникам, газовикам, угольщикам, энергетикам, транспортникам, да и регионам в целом этот документ обеспечил бы видение своего развития на перспективу. Если мы понимаем, что наш ТЭК - это наше преимущество, то мы должны иметь в стране документ, позволяющий это преимущество реализовать с целью повышения качества жизни за счет оптимального использования уникального ресурсного энергетического потенциала страны. Такого документа на данный момент нет. Почему? Да потому что у нас нет понятной экономической стратегии развития. Наша сырьевая страна все так же не имеет основ государственной политики в области минерального сырья и недропользования. Как мы можем без этих двух базовых документов определить вектор направленности и темпы развития ТЭК, создать соответствующее ресурсное обеспечение газовой, нефтяной, угольной и других отраслей? Что у нас будет с внутренним потреблением, что будет с ресурсосбережением в укладе нашей экономики, в какую сторону Транснефть должна развивать транспортную сеть и под какие объемы, и так далее? Энергетическая стратегия может появиться при профессиональном подходе, с расчетом всевозможных вариантов, но при обязательном знании динамики ресурсного, включая финансового, обеспечения газовой, нефтяной, атомной отраслей. Для этого необходимо срочно утвердить одобренные президентом на заседании Президиума Госсовета в феврале прошлого года и доработанные правительством основы госполитики в области минерального сырья и недропользования.

 

- Почему же мы, сырьевая страна, расположенная на больших территориях с суровым климатом, не имеем энергетической стратегии?

 

- На мой взгляд, причина в том, что наши ведомства пытаются действовать в том же стиле и с той же тактикой, что и 15-20 лет назад, забалтывая, что называется, любую проблему. Изменить эту ситуацию возможно только за счет создания функциональных ведомств. все - таки главные федеральные функции - это формирование стратегии развития подведомственных отраслей, программ, регулирование и контроль за исполнением принятых решений. Без этого не происходит формирования нормального делового климата в экономике. По этой причине обществу и ТЭК энергетическая стратегия крайне необходима. А исполнительной власти, которая привыкла работать, уповая на рыночное саморегулирование, этот документ как раз и не требуется. Если же мы строим не просто непонятное государство с непонятной экономикой, прикрываясь демократией, либерализацией, конкуренцией, а строим общество с социально ориентированной рыночной экономикой и пониманием, что экономику мы можем поднять только за счет мобилизации огромнейших внутренних резервов, то мы должны иметь план действий по стратегическим вопросам развития страны.

 

- Каков, на ваш взгляд, должен быть энергетический баланс м. различными видами ресурсов? все - таки пишут, что Газпром добывает все меньше газа и чуть ли не на грани банкротства. Как вы оцениваете предпринимаемые новым руководством Газпрома меры по выполнению главной задачи компании - стабилизации добычи газа?

 

- Россия в основном поддерживает сбалансированность в области спроса и предложения на энергетических рынках. но на данный моментшнее благополучие - временный фактор на фоне резкого сокращения объемов строительства и ввода объектов производственной и социальной сферы в отраслях ТЭК. У нас неэффективная структура топливно-энергетического баланса (ТЭБ) страны. Наверное, мы не должны копировать подход к формированию ТЭБ, принятый у других стран, но учитывать мировые тенденции мы обязаны.

 

Россия обеспечена энергетическими ресурсами и не зависит от зарубежных рынков. В структуре потребления энергоресурсов доля нефти и нефтепродуктов составляет 21 процент, угля - 16,6 процента, удельный вес газа вырос до 49,3 прцентажа и фактически до 65 процентов в котельно-печном топливе. Доля газа в топливном балансе электростанций объединенных энергетических систем в Европейской части страны уже составляет от 70 до 85 процентов. После августовского кризиса снижение оптовой цены на газ на внутреннем рынке до 11 долларов за 1 тыс. куб. м привело к росту потребления газа в летний период. Доля газа в ТЭБ страны высока, и ее необходимо снижать за счет эффективного госрегулирования.

 

Учитывая наш потенциал по газу, он может и должен играть большую роль в энергобалансе при условии, что КПД его использования будет увеличен вдвое, и, соответственно, вдвое будет сокращено потребление газа. По этому пути идут все развитые страны. Необходимо развитие газотурбинных электрогенерирующих установок с поднятием КПД электростанций с 32 до 58 процентов и ТЭЦ - с 35 до 80 процентов. Газ должен преобразовать и бытовую энергетику. Мы должны знать, что на данный момент наша экономика крайне энергоемкая. На единицу ВВП мы тратим в 5-6 раз больше, чем в развитых европейских странах, и в 12-16 раз больше, чем в Америке и Японии. Одно из основных мест в перспективных балансах развитых стран занимают нефтепродукты и уголь. Мы же, имея огромные запасы угля, снизили его долю в своем балансе. Совершенствование структуры ТЭБ должно быть направлено на снижение доли газа в энергопотреблении до уровня 1990 года - 42 процента, угля - 20 процентов, нефти и нефтепродуктов - 30 процентов. Для этого необходимо разработать концепцию формирования ТЭБ, ориентированную на развитие угольной промышленности, атомной энергетики и более широкое использование мазута и местных видов топлива.

 

В стране должна быть восстановлена система управления экономикой через топливно-энергетическую балансовую политику. При этом государство должно проводить скоординированную политику развития всех отраслей ТЭК, исключающую принцип. возможность решения проблем одной отрасли за счет другой. Объемы необходимого для нашей страны газа как для внутреннего потребления, так и для экспорта установлены не расчетным методом, а директивно правительством, по базе, на уровне 700 млрд. куб. м. При этом Газпром должен обеспечить добычу не менее 530 млрд. куб. м в год. Эта цифра должна быть просчитанной и аргументированной.

 

Последние годы добыча газа в России в основном обеспечивалась за счет основных месторождений - Медвежьего, Уренгойского, Ямбургского. на данный момент они имеют падающую добычу, и ежегодное снижение отбора по ним составляет 20-30 млрд. куб. м. Фактическая добыча в 2002 году составила 516 млрд. куб. м. Мероприятия, проводимые в настоящее время Газпромом, позволят вывести на максимальную производительность так же одно уникальное месторождение - Заполярное, и объем добычи будет стабилизирован.

 

Газпром - это крупная транснациональная компания, и главная сфера ее деятельности -высокотехнологичное производство, требующее профессионального инженерного обслуживания. Технологическое оборудование, включая газопровод, имеет серьезный износ, и требуются огромные инвестиции для того, чтобы добытый газ доставить до потребителя. Это проблема огромного масштаба, но у правительства есть только единственный рецепт - реструктуризация Газпрома. А решение этих проблем, по мнению большинства ученых и специалистов, - в сохранении Единой системы газоснабжения (ЕСГ). все - таки это народное достояние, и оно в квалифицированных руках и отлично работает. Зачем же нужна так же какая-то реструктуризация?

 

- А что вы думаете о перспективах добычи газа на полуострове Ямал, на арктическом шельфе? Каковы необходимые инвестиции?

 

- Полуостров Ямал и шельф Карского моря, как мне известно, являются зоной стратегических интересов Газпрома. Компенсация падения добычи по основным месторождениям в ближайшие годы будет обеспечиваться за счет Заполярного месторождения с объемом отбора газа до 100 млрд. куб. м в год. Газпрому уже на данный момент необходимо заниматься оптимизацией разработки истощенных месторождений, и глубокозалегающих низкопродуктивных пластов. Есть и другая проблема вовлечения месторождений Ямала - строительство новых магистральных газопроводов. Стоимость такого проекта будет составлять не менее 70 млрд. долларов. Такой масштабный проект для повышения коммерческой эфф. в условиях регулируемых цен на газ на внутреннем рынке требует господдержки и специального налогового режима, по аналогу БТС.

 

- Как, по вашему мнению, должны строиться взаимоотношения м. Газпромом и независимыми производителями газа?

 

- Газпром должен учитывать потребности страны в газе и рассматривать расширение возможностей ЕСГ с учетом перспективных возможностей независимых производителей. В проекте энергетической стратегии объем добычи оценен к 2020 году на уровне 700 млрд. куб. м в год. Из них Газпром - 530 млрд. куб. м в год. Доля новых газодобывающих компаний и крупных нефтяных компаний оценена в 170 млрд. куб. м газа в год без реальной связи с ресурсными возможностями. С учетом Восточной Сибири, Красноярского края и Дальневосточного региона добычу следует оценивать к 2020 году на уровне 220-230 млрд. куб. м в год. Проблема эффективного использования имеющихся ресурсных возможностей России по газу, а это 35 процентов мировых запасов, в значительной степени будет зависеть от создания реальной конкурентной среды на рынке ТЭР и решения проблем развития газотранспортной системы. Для этого необходимо: во-первых, сформировать и задействовать внятно изложенную политику государства; во-вторых, создать площадку для диалога Газпрома, правительства, независимых производителей газа; в-третьих, создать механизмы для реального участия производителей газа в развитии, расширении и реконструкции газотранспортной инфраструктуры.

 

Понятно, что необходимо налаживать нормальные условия для появления и развития новых независимых производителей газа, включая газовую часть нефтяных компаний. Но без разумной ценовой политики на газ говорить об этом рано. Крайне редкие на данный момент в стране пуски в эксплуатацию новых газовых месторождений из праздника превращаются в большую проблему, связанную с окупаемостью вложенных средств и низкой ценой у потребителя, установленной государством Газпрому. А без решения этого вопроса в энергостратегии можно писать любые цифры. Но верная из них не будет ни одна. Крупные нефтяные компании подождут осваивать газоконденсатные и газовые месторождения, а другие независимые либо будут лишены лицензий, либо экономически уничтожены. У Газпрома не будет инвестиций на обеспечение добычи.

 

- Должна ли Россия сохранять дотации на газ? И если да, то для кого - населения, бюджетных потребителей, энергетики, промышленности, экспортноориентированных отраслей? Каков баланс благоприятных и неблагоприятных последствий консервации цен на газ ниже себестоимости?

 

- Существующая политика субсидирования отраслей промышленности и населения за счет низких внутренних цен на газ ведет к деградации и неоправданному росту энергоемкости экономики. Низкая стоимость природного газа заставляет прямо на скважинах сжигать нефтяной попутный газ, именно она остановила разработку малых месторождений, расположенных непосредственно в промышленно развитых районах. Она разорила угольную отрасль и выдавила мазут на зарубежные рынки. Сейчас она сдерживает приемку дешевого по международным меркам среднеазиатского газа, выталкивая его в Турцию и транзитом на Украину.

 

Рынок на то и рынок, чтобы отразить в цене в первом случае - разницу в свойствах, а во втором - затраты на транспортировку товара до различных секторов рынка. Отсюда можно сказать, что повышение цен на газ в стратегическом плане прежде всего нужно российским потребителям. Оно необходимо для повышения эфф. российской экономики, разворачивания энергосбережения, и в первую очередь в самих отраслях ТЭК, восстановления до нормального состояния топливных балансов, прекращения обогащения наших западных конкурентов за счет опосредованной торговли дешевым газом через демпинг удобрений, металла, целлюлозы. Безусловно, оно нужно и для стабилизации добычи газа.

 

- Достаточны ли усилия национальных энергетических компаний по разведке новых месторождений? Как их стимулировать, что должно сделать государство для того, чтобы разведанные запасы росли?

 

- базовой задачей госрегулирования отношений в недропользовании является обеспечение воспроизводства МСБ, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущего поколений. Структура ТЭБ России резко отличается от структур других стран. Необходимо учитывать, что в соответствии с государственной энергетической политикой общая потребность России в первичных энергоресурсах будет расти медленно и только к 2010 году достигнет уровня 1995 года, а затем, к 2020 году, повысится на 5 процентов. При этом прогнозируется снижение удельной энергоемкости ВВП. Но не следует забывать о том, что основные месторождения газа, которые позволяли в прошедшее десятилетие активно развивать газовую промышленность, находятся в стадии падающей добычи с выработанностью от 50 до 80 процентов. Все новые месторождения более сложные по геолого-климатическим условиям и не могут быть вовлечены в разработку при текущем уровне цен.

 

Свыше 70 процентов запасов нефтяных компаний находится на грани рентабельности. Если десять лет назад доля вовлеченных в разработку запасов с дебитом скважин 25 т/сутки составляла 55 процентов, то сейчас такую долю составляют запасы с дебитами скважин до 10 т/сутки, а запасы нефти высокопродуктивных месторождений, дающих около 60 процентов добычи, выработаны более чем на 50 процентов. Доля запасов с выработанностью свыше 80 процентов превышает 25 процентов, а доля с обводненностью в 70 процентов составляет свыше трети разрабатываемых запасов. Продолжают расти трудноизвлекаемые запасы, доля которых уже достигла 55-60 процентов от разрабатываемых.

 

Освоение угольных ресурсов осуществляется темпами, не соответствующими их потенциалу. Развитие добычи и рост потребления угля должны происходить в рациональном сочетании с производством и потреблением других энергоносителей, с учетом запасов каждого из них. Следует признать, что нынешние проблемы угольной отрасли порождены определенной недооценкой ее роли в экономике страны.

 

Для России, с позиции экономических перспектив, была важна общенациональная система управления геологическими исследованиями территории государства. Разрушение государственной геологической службы привело к тому, что геологоразведочные работы сократились в три раза, в результате чего прирост запасов уже не компенсирует спад добычи фактически всех видов полезных ископаемых. Если не будет наведен порядок в финансировании геологоразведочных работ, то в 2005 году они сократятся так же минимум на 30 процентов от уровня 1997 года, а это приведет к снижению прироста запасов до 40 процентов. Поэтому должна быть разработана новая государственная программа, которая бы содержала основные принципы минерально-сырьевой политики государства до 2020-2050 годов с максимально жестким разделением федеральных и территориальных интересов в организационных, экономических и финансовых аспектах.

 

- Как вы относитесь к привлечению в ТЭК России крупных зарубежных игроков, и наоборот - к инвестициям российских компаний в ТЭК других стран?

 

- По итогам семилетнего периода работы только нефтегазодобывающей отрасли страны можно сделать вывод: новые законодательные и нормативные акты недропользования совместно с действующим налоговым режимом не обеспечили благоприятных условий для нормальной работы. В стране перестала действовать некогда стройная и эффективная система государственного учета запасов. Существующая ныне Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых (ГКЗ) по сути является регистрирующим органом, не влияющим на политику воспроизводства запасов. Анализ демонстрирует, что практика реализации проектов на основе СРП одинакова во множественных странах. Там используются те или иные меры протекции национальных интересов при выполнении следующих условий: обязательность конкурсов; на конкурсы выставляются только неосвоенные месторождения; инвестор полностью берет на себя ответственность за все риски, приоритетность развития национальной промышленности; никакие переговоры без конкурса не ведутся.

 

У нас же все наоборот: конкурсы проводятся по нескольким переменным показателям, отсутствуют многозначительные санкции к нанимателю, допускается приватизация компаний-недропользователей и т. п. По экспертной оценке, за семь лет, прошедших после приватизации основных энерготопливных предприятий страны, государство вследствие утраты контроля над ТЭК недополучило около 40 млрд. долларов.

 

Необходимо срочно разработать комплекс внешнеполитических, экономических мер и создать условия для обеспечения доступа российских компаний к недрам государств - продуцентов минерального сырья, прежде всего государств, имеющих задолженность перед Россией. Должна быть государственная поддержка горнодобывающих компаний, вкладывающих собственные средства в разведку полезных ископаемых. Эта поддержка должна включать гибкую систему налоговых льгот и (или) отмену платежей на период окупаемости вложенных средств, права на переоценку основных фондов, на ускоренную амортизацию основных производственных фондов, госгарантии доступа к объектам производственной инфраструктуры; облегченные условия доступа к участкам недр посредством проведения закрытых конкурсов, аукционов для малых и средних нефтегазовых и горнодобывающих предприятий.

 

pdf-версия статьи

 

Источник: http://stra.teg.ru/

 



Искусственная погода в доме. Как вывести рынок электроэнергии из. Ганущак Тези до виступу. Новая страница 1.

На главную  Управление энергией 





0.0308
 
Яндекс.Метрика