Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Управление энергией 

Можно ли удержать тарифы на электроэнергию и тепло

Эти тарифы, а следом за ними и все иные цены зависят от стоимости затраченного топлива на выработку одного киловатта электроэнергии и одной гигакалории тепла. значит на данный момент вопросы экономичности работы энергетических объектов–это не какие-то абстрактные вопросы, они касаются практически каждого.

 

К сожалению, концепция реструктуризации РАО ЕЭС России не дает четкой картины того, что надо сделать, чтобы удержать тарифы. Авторы пишут лишь то, что будет создан рынок электроэнергии, тарифы на электроэнергию сначала значительно возрастут, а затем должны стабилизироваться.

 

По словам замминистра энергетики РФ В.Кудрявого, фактически предлагаемый вариант реформы в электроэнергетике строится на модели соревнования по ценам. Но это принцип середины прошлого века.

 

В современном мире принято конкурировать по трем параметрам: по стоимости энергии, эфф. использования топлива и экологии. Как отразится реформа на производстве и потреблении тепловой энергии? Ответов на эти вопросы в концепции практически нет.

 

А для Самарской области знать это особенно важно, так как все ее энергоисточники–ТЭЦ, и проектировались они главным образом для обеспечения теплом объектов промышленности и ЖКХ. Где место ГРЭС, ЦОК, ПОК, БТЭЦ в пространстве будущего рынка тепловой энергии? Этот вопрос, и что делать с излишними мощностями в ОАО Самараэнерго? необходимо подробно рассматривать в губернии, а затем предлагать для ознакомления и проработки правительству и РАО ЕЭС России.

 

По словам председателя Федеральной энергетической комиссии Георгия Кутового, который высказался на последнем заседании ФЭК в Самаре, с тарифами у нас не все в порядке, и неэкономичных станций ложится тяжелым бременем на экономику. Дело Министерства экономического развития и торговли и правительства–принять совместно с РАО ЕЭС России программу закрытия этих станций либо программу их модернизации. О низких тарифах речь идти не может, когда надо содержать оборудование (причем технически устаревшее), амортизация которого составляет более 50 процентов.

 

В мировой практике в энергетике давно осуществляют переход на газовые турбины. Особенно это выгодно для ТЭЦ. k использования газа здесь, как минимум, в два раза выше, чем на наших ТЭЦ, где применяются паровые котлы. Да и вспомогательное оборудование ТЭЦ на данный момент в мире другое: пластинчатые теплообменники вместо трубчатых, электроприводы с частотным приводом, тепловые насосы и т.д..

 

В стране, по словам советника Президента РФ по экономическим вопросам А.Илларионова (из выступления на парламентских слушаниях в Совете Федерации), треть мощностей по производству электроэнергии–излишняя. Примерно такая же картина и в плане учета потребления тепловой энергии. Заводы создают на данный момент свои наиболее экономичные энергоисточники, занимаются утилизацией тепла и энергосбережением. По крайней мере нефтеперерабатывающие предприятия энергией себя обеспечивают. В связи с постепенным уходом промышленных потребителей с рынка тепловой энергии снизилась эффективность централизованного теплоснабжения, а следовательно, на данный момент невозможно использовать в полной мере преимущества комбинированной выработки электроэнергии и тепла на ТЭЦ. Необходим новый подход к использованию топлива в губернии с учетом интересов энергетики, промышленности и ЖКХ. Концепция развития теплоэнергетики, способствующей созданию рынка тепла, должна быть разработана областной администрацией с привлечением не только специалистов-энергетиков, но и ученых, специалистов по энергосбережению, специалистов администраций городов и районов. К слову сказать, для того чтобы город мог влиять на тарифы через внедрение энергосберегающих мероприятий, он должен знать свой тариф, а не общий для энергосистемы. он будет в состоянии решить, куда направлять средства в первую очередь–на строительство нового энергоисточника, на строительство теплотрассы или на модернизацию ТЭЦ.

 

А зная тарифы на тепло в каждом конкретном городе, можно рассчитать средний тариф на тепло в энергосистеме. Затем, в зависимости от баланса электромощностей, тариф на тепло может быть индексирован. Когда город знает свой тариф, он, следовательно, в состоянии решать вопросы по его снижению через энергосбережение и за счет создания рынка в теплоэнергетике.

 

Для оптимального развития рыночных отношений и снижения тарифов, тепловые сети должны принадлежать одному хозяину–потребителю тепла, т.е. муниципалитету. В этом случае не должно быть никаких перекупщиков. Производители тепла поставляют свой продукт в тепловые сети, в том числе в те, которые принадлежат энергосистеме. ТЭЦ, независимые котельные и вновь строящиеся высокоэффективные энергоисточники должны конкурировать м. собой.

 

Такой порядок вещей упростит коммерческие расчеты м. поставщиками тепла и муниципалитетом (так как для этих целей достаточно приборов учета на трубопроводах, идущих от энергоисточника), упростит решение вопросов по договорам в отношении качества подаваемой энергии (выдерживание температуры и давления, и все будут знать, откуда появляется ржавая вода–от источника или тепловых сетей).

 

Рынок тепла, организованный в городе, привлечет внебюджетные инвестиции, обязательными условиями которых являются:

 

возврат вложенных средств, что обеспечивается быстрой окупаемостью мини-ТЭЦ и надежностью оплаты за тепло, которую гарантирует население; энергоист. является собственностью инвестора на срок, определенный в его договоре с муниципалитетом. При такой схеме город будет полностью владеть вопросами теплоснабжения, знать баланс отпускаемой и потребляемой тепловой мощности, перспективный план застройки. Он должен выдавать застройщикам и технические условия. значит появится дополнительная статья, пополняющая бюджет.

 

Прозрачность тарифов и рынок тепла позволят энергетикам сделать население своим союзником, т.к. оно сможет вкладывать собственные средства в конкретные эффективные источники, гарантирующие дивиденды по акциям. Особенно соблазнительно вкладывать средства, когда энергоист. локальный и обеспечивает конкретную группу домов.

 

В связи с изменившимися условиями, связанными с реструктуризацией РАО ЕЭС России, необходимо пересмотреть и дополнить целевую программу Энергосберегающие области на 1999-2005 гг.

 

В нее должны войти следующие задачи:

 

строительство независимых энергоисточников; создание концепции рынка тепла; описание перспективы развития схемы теплоснабжения городов и районов области и технико-экономический расчет ожидаемых тарифов на тепло; описание вариантов инвестиционных проектов в теплоснабжении и их оценка по окупаемости; экологический аспект развития теплоснабжения; участие в программах энергосбережения РФ и международных программах. Следующие вопросы, на которые мы вправе получить ответы: как должно развиваться централизованное теплоснабжение в области? Что нужно сохранять? Что нужно менять? В каких пропорциях развивать централизованное и децентрализованное теплоснабжение? В Энергетической стратегии России намечен рост доли тепловой энергии, вырабатываемой на электростанциях, с 34% в 1999 году до 45-47% в 2020 году. А все - таки экономия, получаемая за счет развития теплофикации, по мнению множественных авторов документа, часто существенно ниже потерь в тепловых сетях и расходов электроэнергии на перекачку теплоносителя. В Москве, напротив, на перспективу до 2010 года намечено снижение доли производства тепла на централизованных источниках.

 

Нужны новые методы прогнозирования спроса на тепловую энергию и определения экономической целесообразности модернизации старых и строительства новых элементов физической инфраструктуры систем теплоснабжения. Нужны люди, владеющие этими методами. Компаниям, которые будут работать на рынке тепла, потребуется оценивать перспективу, чтобы принимать правильные инвестиционные решения.

 



Возобновляемые источники энергии в Белоруси. Сокращение выбросов парниковых газов. Новая страница 1. Альтернативная энергетика.

На главную  Управление энергией 





0.005
 
Яндекс.Метрика