![]() | |
![]() ![]() |
На главную Управление энергией ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ТЕПЛОСНАБЖЕНИИ
TechInvestLab.com
Рабочая версия 1.1
18.07.2003
Обсуждаемое в настоящее время законодательство о теплоснабжении не может и не должно определять целевую структуру отрасли. Теплоснабжение характеризуется следующими чертами, отличающими его и от обычных отраслей, и от так называемых “естественных монополий”: Существенно конкурентная отрасль с постоянно растущим давлением на традиционных сетевых поставщиков. Отрасль, в сильной степени зависящая от технологического прогресса. Отрасль с принципиальной невозможностью применения единообразных решений к регионам с различными климатическими, экономическими и социо-культурными условиями. Отрасль, зависящая от не поддающегося достоверному долгосрочному прогнозированию демографического и экономического развития муниципальных образований.
законодательство федерального уровня о теплоснабжении должно: Предоставлять общие институциональные рамки и задавать единые принципы формирования, идентификации и взаимодействия субъектов на местных тепловых рынках, включая правила деятельности и полномочия органов местного самоуправления. В соответствии с Конституцией РФ, устанавливать возможные случаи ограничения прав и свобод граждан, включая право на предпринимательскую деятельность в области теплоснабжения. Предоставлять способы и механизмы разрешения конфликтов в связи с деятельностью на рынке тепла.
В остальном эффективное и надёжное теплоснабжение в каждом населённом пункте может быть сформировано только конкурентным рынком, существенную роль на котором будут играть структуры местного самоуправления, представляющие интересы жителей территорий. С учётом на данный моментшнего состояния правовой неопределённости в отрасли, передача правомочий на уровень муниципий и переход к конкурентному рынку по единым правилам должны предусматривать переходный период, обеспечивающий защиту интересов как потребителей, так и поставщиков тепла.
С учётом сказанного выше, подходы к формированию законодательства о теплоснабжении можно разделить на четыре раздела: Институциональная структура и основы правоотношений сторон. Методы неценового государственного регулирования. Методы ценового государственного регулирования. Правомочия уровней государственной власти и разрешение конфликтов.
Институциональная структура и основы правоотношений сторон
Субъектами правоотношений в теплоснабжении являются потребители (жители квартир и юридические лица, в том числе промышленные предприятия), владельцы жилья и нежилых помещений, собственники теплогенерирующих и теплотранспортных мощностей (теплогенерирующие и теплотранспортные предприятия), поставщики топлива и оборудования, сервисные и ремонтные предприятия, органы местного самоуправления, органы власти субъектов федерации, федеральные власти. Квалифицированные участники системы теплоснабжения
Квалифицированный участник системы теплоснабжения – либо производитель тепловой энергии, либо лицо, отвечающее следующим условиям: Имеет в собственности или полномочен распоряжаться на иных законных основаниях оборудованием для передачи и(или) потребления тепловой энергии и(или) теплоносителя. Получает тепловую энергию и(или) теплоноситель от квалифицированного участника. Оснащён оборудованием, необходимым для учёта количества потреблённой тепловой энергии (потерь тепловой энергии), расхода теплоносителя и(или) изменения физ. характеристик теплоносителя Находится в условиях, позволяющих учитывать влияние его деятельности на систему теплоснабжения (гидравлические режимы и качество теплоносителя). Находится в условиях, позволяющих учитывать влияние его деятельности на теплопотребление иных потребителей в непосредственно примыкающих помещениях.
Управляющий теплоснабжением здания
Основной проблемой на настоящий момент является отсутствие в жилищно-коммунальном секторе (в основном в многоквартирных домах) квалифицированного участника системы теплоснабжения, способного выступать полноправной стороной в отношениях с теплогенерирующими и теплотранспортными предприятиями.
Для решения этой проблемы предлагается введение института управляющих теплоснабжением зданий.
Назначение управляющего теплоснабжением здания
Обязанность ТСЖ или собственников помещений заключить договор с управляющим теплоснабжением здания возникает из закона.
Управляющий теплоснабжением здания может быть назначен: По договору с товариществом собственников жилья (ТСЖ). По договору с владельцами более 75% квартир или иных помещений в здании (договору с собственниками помещений), с учётом помещений, находящихся в муниципальной собственности. По договору с органом местного самоуправления (муниципалитетом). По решению суда.
Управляющий может не назначаться, если все собственники помещений в здании являются квалифицированным участниками системы теплоснабжения.
Если здание не присоединено к системе централизованного теплоснабжения, назначение управляющего возможно только по договору с ТСЖ или с собственниками помещений.
Если здание не присоединено к системе централизованного теплоснабжения, присоединение может быть осуществлено (при наличии такой возможности) либо если все собственники помещений в здании являются квалифицированным участниками, либо при наличии управляющего теплоснабжением здания.
К назначению управляющего по договору с муниципалитетом прибегают в случае неназначения управляющего собственниками помещений или ТСЖ в течение 5-и месяцев со дня введения соответствующего закона в действие.
Назначения управляющего через суд может требовать теплогенерирующее или теплотранспортное предприятие в случае неназначения его иными путями в установленные сроки.
Муниципалитет проводит конкурс на управляющих теплоснабжением зданий для зданий, не назначивших собственного управляющего в установленный срок. Муниципалитет вправе выбрать любое количество управляющих для обеспечения потребностей населённого пункта. Материалы проведённого конкурса, включая заявки всех претендентов, подлежат публичному раскрытию.
Сведения о результатах конкурса доводятся до собственников помещений не позднее, чем за один месяц до истечения срока назначения ими управляющих самостоятельно. В случае невыполнения этого условия предоставленный собственникам срок продляется на один месяц со дня их уведомления.
В уведомлении указывается информация о предполагаемом управляющем для данного здания, сведения о выигранном им конкурсе, ценах на его услуги (или механизме определения этих цен) минимум на три года, и о месте, где можно ознакомится с материалами проведённого конкурса.
Договор с управляющим теплоснабжением здания
Договор с выбранными собственниками помещений или ТСЖ управляющим заключается ими на срок не менее 2-х лет.
Разрыв договора и замена выбранного собственниками помещений или ТСЖ управляющего производится на условиях договора, заключённого м. ними, с учётом условий закона.
Договор с управляющим, выбранным муниципалитетом или назначенным по суду, заключается на срок от 2-х до 4-х лет, в соответствии с условиями проведённого муниципалитетом конкурса или с решением суда. Такой договор может предусматривать штрафные санкции для владельцев квартир за разрыв договора в течение срока его действия.
Прекращение договора с управляющим по любым причинам возможно с уведомлением всех сторон не менее чем за три месяца. В случае неназначения собственниками помещений или ТСЖ нового управляющего по истечении этого срока, муниципалитет вправе выбрать управляющего для дома из числа победителей проведённого конкурса.
В случае внезапного прекращения управляющим деятельности по причине неплатёжеспособности или иным аналогичным причинам, муниципалитет вправе назначить временного управляющего на срок до 3-х месяцев, в течение которых новый управляющий должен быть назначен собственниками помещений или ТСЖ. В случае неназначения нового управляющего по истечении этого срока, муниципалитет вправе выбрать управляющего для дома на постоянной основе из числа победителей проведённого конкурса.
Исполнение обязанностей управляющим теплоснабжением здания
Управляющий теплоснабжением здания действует в интересах потребителей и собственников помещений.
Управляющий вправе совмещать свою деятельность с оказанием иных услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства (водоснабжение и канализация, вывоз мусора, техническое обслуживание). На оказание таких услуг управляющим заключаются иные договора, в соответствии с действующим законодательством.
Управляющий полномочен принимать решения по техническим аспектам обеспечения теплового комфорта в доме, выбирать теплогенерирующие и теплотранспортные предприятия, поставщиков топлива и оборудования для теплоснабжения. Назначенный муниципалитетом управляющий обязан выбирать любых контрагентов на конкурсной основе, проводя конкурсы самостоятельно или по результатам конкурсов, проводимых муниципалитетом.
При наличии подключения здания к системам централизованного теплоснабжения, управляющий обязан оборудовать здание системами учёта тепловой энергии и(или) теплоносителя, или заключить договор с поставщиком услуг учёта.
Управляющий разрабатывает и доводит до сведения потребителей и собственников помещений план проведения работ по модернизации систем теплоснабжения и вентиляции здания, теплоизоляции ограждающих конструкций.
Оплата услуг управляющего теплоснабжением здания
Оплата услуг управляющего не менее чем на три года (или механизме определения цен на его услуги) должныбыть включены в договор м. собственниками помещений или ТСЖ и управляющим. При проведении муниципалитетом конкурса на управляющих теплоснабжением зданий, включение сведений об оплате или механизме определения цен не менее чем на три года должныбыть включены в условия конкурса.
Оплата услуг управляющего теплоснабжением здания осуществляется отдельным платежом или указывается отдельной строкой в счёте за жилищно-коммунальные услуги.
Компенсация затрат управляющего теплоснабжением здания осуществляется отдельным платежом или указывается отдельной строкой в счёте за жилищно-коммунальные услуги.
В случае заключения управляющим отдельного договора с поставщиком услуг учёта, плата за эти услуги осуществляется отдельным платежом или указывается отдельной строкой в счёте за жилищно-коммунальные услуги.
Оборот товаров и услуг
Оборот теплоносителя
Отношения м. квалифицированными участниками в системе централизованного теплоснабжения строятся на основе оборота одного вида товара – теплоносителя. Для теплоносителя, являющегося предметом покупки-продажи, устанавливаются подлежащие измерению характеристики: температура, объём, давление,
в прямом и обратном трубопроводах, и ряд дополнительных параметров, характеризующих его качество (наличие примесей и пр.).
Оборот теплоносителя возможен только м. квалифицированными участниками системы теплоснабжения.
Местом поставки товара является граница присоединения оборудования, принадлежащего или управляемого квалифицированными участниками. Граница присоединения оборудования должна быть оснащена приборами учёта, если иное не определено соглашением м. участниками.
Оборот тепловой энергии
В отдельных случаях, при наличии технической возможности, отношения м. квалифицированными потребителями могут быть построены на основании купли-продажи тепловой энергии. Оборот тепловой энергии может быть организован только при передаче тепла через теплообменники, находящиеся в собственности или управлении сторон договора, и при отсутствии перетока теплоносителя м. оборудованием, находящимся в собственности (управлении) сторон.
Обеспечение теплового комфорта в помещениях
Квалифицированные участники системы теплоснабжения заключают с неквалифицированными потребителями договора на обеспечение теплового комфорта в помещениях. В частности, такие договора заключаются управляющими теплоснабжением зданий с собственниками помещений.
Отношения в системах децентрализованного теплоснабжения
Децентрализованные системы теплоснабжения могут строиться: собственниками помещений для обеспечения собственного теплопотребления, или управляющим теплоснабжением здания, или третьими лицами по договору с собственниками помещений или с управляющим.
При эксплуатации децентрализованных систем м. собственниками помещений и управляющим (в случае наличия) заключается договор обеспечения теплового комфорта в помещениях. Виды правоотношений
В системах централизованного теплоснабжения возникают правоотношения по поводу: Строительства, реконструкции и прекращения деятельности теплогенерирующих мощностей. Строительства, реконструкции и прекращения деятельности теплотранспортных мощностей. Задания режимов работы теплогенерирующих мощностей (в том числе задания режимов работы при когенерации). Задания режимов работы теплотранспортных мощностей. Присоединения и отключение теплогенерирующих мощностей к тепловым сетям. Присоединения и отключение теплотранспортного или иного оборудования квалифицированных участников к тепловым сетям. Поставки теплоносителя. Обеспечения теплового комфорта в помещениях неквалифицированных потребителей. Установки и обслуживания приборов учёта.
Особенности договоров присоединения оборудования квалифицированных участников к тепловым сетям
Квалифицированный участник (включая производителя тепловой энергии), осуществляющий присоединение к своим сетям сетевого или теплопотребляющего оборудования иных квалифицированных участников, вправе требовать заключения договора присоединения на срок не менее 3-х лет, и предусматривать санкции за его расторжение присоединяющимся участником ранее оговоренного срока. Если конфигурация системы теплоснабжения не позволяет определить направление перетока теплоносителя м. объединяемыми сетями (если направление перетока зависит от режимов работы системы), требования по срокам договора и штрафным санкциям могут быть предъявлены сторонами друг к другу на взаимной основе.
Договора могут также определять ответственность сторон за порчу качества (физико-химических характеристик) и потери теплоносителя. Особенности договоров поставки теплоносителя
Поставщик теплоносителя вправе требовать заключения договора поставки теплоносителя на срок не менее 3-х лет, и предусматривать санкции за его расторжение покупателем ранее оговоренного срока.
Поставщик теплоносителя вправе требовать по суду заключения договора поставки теплоносителя или назначения управляющего теплоснабжением здания в отношении любых лиц, присоединённых к сетям поставщика, по истечении 5-и месяцев со дня введения в действие соответствующего законодательства.
Договор поставки теплоносителя может предусматривать подачу заявки на требуемую мощность и(или) пропускную способность сети в период с 1 сентября по 1 ноября каждого календарного года и штрафные санкции за превышение потребления над заявленным уровнем. Особенности договоров обеспечения теплового комфорта в помещениях
При централизованном теплоснабжении управляющий теплоснабжения здания устанавливает время начала отопления здания по требованию не менее 25% владельцев квартир в здании и устанавливает время окончания отопления здания по требованию не менее 75% владельцев квартир в здании.
Договор обеспечения теплового комфорта в помещениях должен предусматривать право жителей дома самостоятельно определять температурный режим в своих квартирах с учётом ограничений, вытекающих из взаимовлияния температурных режимов в прилегающих помещениях и необходимости соблюдения требований безопасного и надёжного функционирования систем теплоснабжения и вентиляции.
Договора могут также определять ответственность собственников помещений за порчу качества и потери теплоносителя.
Оплата по договору обеспечения теплового комфорта в помещениях складывается из компенсации затрат управляющего теплоснабжением здания и вознаграждения управляющего.
Информация обо всех договорах управляющего: приобретения тепловой энергии и(или ) теплоносителя, приобретения услуг учёта; приобретения иных товаров и услуг для выполнения обязанностей по договору,
включая информацию обо всех затратах по этим договорам, подлежит раскрытию всем потребителям и собственникам помещений
Затраты по управляющего теплоснабжением здания подлежат оплате собственниками помещений. Затраты разносятся на собственников помещений по данным индивидуальных приборов учёта, или, при их отсутствии, пропорционально метражу принадлежащих им помещений. Для услуг горячего водоснабжения допустимо, по выбору управляющего, разнесение затрат пропорционально числу потребителей – физ. лиц. Принципы разнесения затрат определяются управляющим единообразно для всех собственников помещений.
Договор должен предусматривать разграничение ответственности за оборудование. Субсидии
Субсидии, выделяемые из бюджетов всех уровней на оплату теплоснабжения жилья, подлежат адресному распределению на специальные счета граждан – получателей субсидий. Средства субсидий со специальных счетов граждан могут быть направлены управляющим теплоснабжением здания, или, для граждан - квалифицированных участников системы теплоснабжения – тем участникам системы теплоснабжения, у кого они осуществляют покупку теплоносителя. Право получать от граждан средства целевых субсидий имеют организации любых форм собственности.
Схема местного теплоснабжения
Схема местного теплоснабжения:
Содержит существующие и планирующиеся к строительству теплоисточники и теплотрассы.
Содержит правила задания режимов работы теплоисточников и сетей.
Содержит порядок присоединения потребителей.
Содержит указание о сроке вступления в силу и сроке действия (пересмотра).
Включает процедуры проведения конкурсов по выбору теплогенерирующих и теплотранспортных компаний.
Схема местного теплоснабжения является законодательным актом выборных органов местного самоуправления.
Создание схемы местного теплоснабжения является полномочием (но не обязанностью) органов местного самоуправления. Федеральное законодательство определяет общие требования к схеме теплоснабжения, к процедуре её разработки и применения. Органы федеральной власти и органы власти субъектов федерации не вправе накладывать дополнительных ограничений на местные схемы теплоснабжения, за исключением нормативов, содержащихся в федеральных законах.
Решение о разработке схемы местного теплоснабжения может быть принято органом местного самоуправления или иным лицом. В случае принятия решения о разработке схемы теплоснабжения иным лицом, схема выносится на утверждение органов местного самоуправления в соответствии с его уставом.
Разработка схемы местного теплоснабжения осуществляется публично. Лицо, инициировавшее разработку схемы, объявляет об этом в средствах массовой информации и обеспечивает размещение объявления об этом, и публичное раскрытие проектов схемы.
Внесение изменений в действующую схему местного теплоснабжения осуществляется на тех же принципах, что и разработка схемы.
Разработка схемы местного теплоснабжения должна в обязательном порядке предусматривать процедуру сбора предложений поставщиков тепловой энергии, теплотранспортных предприятий, промышленных потребителей, застройщиков жилого фонда, местных властей
и иных заинтересованных лиц по: строительству, реконструкции или закрытию теплоисточников; строительству реконструкции или закрытию теплотрасс; строительству новой, сокращению или увеличению существующей нагрузки.
Срок сбора предложений не может составлять менее 2-х месяцев. Лицо, инициировавшее разработку схемы, в обязательном порядке обеспечивает публичное раскрытие всех полученных предложений.
Лицо, инициировавшее разработку схемы, формирует проект схемы местного теплоснабжения и обеспечивает его публичное раскрытие для обсуждения. Срок обсуждения проекта не может составлять менее 2-х месяцев.
Утверждение проекта схемы местного теплоснабжения производится в соответствии с уставом муниципального образования, иными документами, регламентирующими деятельность выборных органов местного самоуправления.
Вне зависимости от того, кем были предоставлены предложения, легшие в основу схемы, строительство новых теплогенерирующих и теплотранспортных мощностей с привлечением бюджетных средств или гарантий (от бюджетов всех уровней) производится исключительно на конкурсной основе. При проведении конкурса следование утверждённой схеме местного теплоснабжения включается в число условий конкурса. Наличие только одного участника конкурса не является препятствием для признания его состоявшимся.
Строительство предусмотренных схемой местного теплоснабжения теплогенерирующих и теплотранспортных мощностей, осуществляемое на деньги частных инвесторов, осуществляется на конкурсной основе только при наличии нескольких претендентов на право строительства.
Лицо, построившее предусмотренные схемой местного теплоснабжения теплогенерирующие или теплотранспортные мощности, вправе требовать присоединения к существующим сетям и теплоисточникам в соответствии с действующей схемой.
Потребитель вправе требовать присоединения к существующим сетям и теплоисточникам в соответствии с действующей схемой местного теплоснабжения.
Присоединение теплоисточников, теплосетей и потребителей, не предусмотренных действующей схемой местного теплоснабжения, осуществляется на договорной основе.
Органы местного самоуправления несут ответственность за следование схеме местного теплоснабжения и установленным в ней процедурам. Отказ от участия в схеме местного теплоснабжения
Вне зависимости от того, что зафиксировано в схеме местного теплоснабжения, квалифицированный участник системы централизованного теплоснабжения, являющийся потребителем тепловой энергии или управляющим теплоснабжением здания, вправе отказаться от покупки теплоносителя из системы централизованного теплоснабжения. Такой отказ сопровождается уплатой штрафных санкций, определяемых договором о покупке теплоносителя, существующим м. сторонами, с учётом исполнения сторонами иных обязательств по этому договору.
Отказ от покупки теплоносителя может быть произведён: С отказом от присоединения к сетям централизованного теплоснабжения. Такой отказ сопровождается уплатой штрафных санкций, определяемых разрываемым договором о присоединении к сети, с учётом исполнения сторонами иных обязательств по этому договору. Без отказа от присоединения к сетям централизованного теплоснабжения. В этом случае отказавшийся от покупки теплоносителя участник продолжает оплачивать мощность теплоисточников и сетей в соответствии с договором о присоединении к сети, существующим м. сторонами.
Квалифицированным участникам системы централизованного теплоснабжения, являющимся потребителями тепловой энергии или управляющими теплоснабжением здания, отказывающимся от покупки теплоносителя из системы централизованного теплоснабжения, газосбытовые организации вправе устанавливать нерегулируемые цены на газ.
Если квалифицированный участник, ранее отказавшийся от присоединения к сетям централизованного теплоснабжения, выражает желание присоединиться вновь к сетям и теплоисточникам в соответствии с действующей схемой местного теплоснабжения, такое присоединение и покупка теплоносителя в дальнейшем осуществляются по нерегулируемым ценам. Техническое и экологическое регулирование
Техническое регулирование в области теплоснабжения производится в соответствии с целями и требованиями российского законодательства о техническом регулировании. В частности, не допускается утверждение иначе чем через технический регламент, являющийся федеральным законом, каких-либо обязательных стандартов и требований (включая требования к надёжности и безопасности), иных нормативных документов, регламентирующие технические и организационные ограничения на технологические циклы и оборудования, применяемые в теплоснабжении.
Должна быть определена равная оплата загрязнения окружающей среды для всех видов установок, сжигающих топливо, не зависящая от масштабов установки. Ставки оплаты загрязнения окружающей среды устанавливаются органами местного самоуправления для фактически находящихся на их территории энергетических установок, и поступают в местный бюджет. Оплата за загрязнение должна быть основана на фактических выбросах в окружающую среду и близости к местам проживания людей, и не может дискриминировать или предоставлять привилегии каким-либо технологиям, конкретным организациям или категориям граждан. Лицензирование и страхование
В соответствии с Федеральным Законом “О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ”, “к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, …… регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием”.
В настоящее время лицензируется только деятельность по эксплуатации тепловых сетей (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Для регулирования деятельности в области теплоснабжения в распоряжении государства и органов местного самоуправления имеются методы технического регулирования, конкурсного выбора поставщиков для выполнения государственных и муниципальных заказов, надзора и контроля за выполнением работ. Поэтому принятие нового законодательства о теплоснабжении не требует расширения списка лицензируемых видов деятельности и может включать принятие поправки к ФЗ “О лицензировании….”, исключающей упомянутый выше вид деятельности.
Одной из мер государственного регулирования, заменяющей лицензирование, является введение обязательного страхования ответственности управляющих теплоснабжением зданий. Информация о наличии страхового покрытия у управляющего в течение всего времени его деятельности подлежит публичному раскрытию. Раскрытие информации
Публичное раскрытие всей информации, подлежащей раскрытию в соответствии с законодательством о теплоснабжении, осуществляется путём размещения материалов в интернете.
Ценовое регулирование
Цены (тарифы)
На рынке теплоснабжения формируются следующие основные виды цен: Цены на присоединение к системам теплоснабжения. Цены на теплоноситель. Цены на транспортировку теплоносителя. Цены на обеспечение теплового комфорта в помещениях. Цены на оказание услуг коммерческого учёта.
Для цен на теплоноситель могут быть установлены раздельная плата за мощность установленного теплогенерирующего оборудования и плата за фактически отпущенный теплоноситель.
Для цен на транспортировку теплоносителя могут быть установлены раздельная плата за пропускную способность теплосетевого оборудования и плата за фактически переданный теплоноситель.
Установление раздельной платы за мощность (пропускную способность) и фактический объём производится по желанию соответствующего производителя товара (услуги).
По истечении переходного периода в 5 лет никакие цены на рынке теплоснабжения не подлежат государственному регулированию. В течение переходного периода устанавливаются принципы установления регулируемых тарифов для перечисленных выше видов цен. Регулирование тарифов на мощность и пропускную способность
Предельные тарифы на мощность и пропускную способность рассчитываются производителем товара (услуги) ежегодно на основании утверждённой федеральным тарифным органом методики. Методика должна принимать во внимание условно-постоянные издержки на поддержание мощности (пропускной способности) и не может зависеть от прогноза фактического потребления (передачи).
Фактические тарифы на мощность (пропускную способность) определяются производителем в размере, не превышающем предельные тарифы. Фактические тарифы подлежат публичному раскрытию не позднее 1 сентября каждого года и действуют с 1 ноября текущего года по 1 ноября следующего года. Договора квалифицированных пользователей могут предусматривать подачу заявки на требуемую мощность и(или) пропускную способность сети в период с 1 сентября по 1 ноября каждого календарного года, с последующей оплатой заявленной мощности по объявленным тарифам и штрафами за превышение потребления над заявленным уровнем. Регулирование тарифов на фактически отпущенный товар (услугу)
В течение переходного периода устанавливаются стартовые предельные тарифы по всем видам регулируемых цен. Запрещается устанавливать разные уровни стартовых предельных тарифов для разных видов клиентов производителей товаров (услуг).
Ежегодный рост предельного тарифа в течение переходного периода возможен максимум на величину, равную наибольшей из величин: Официальный годовой индекс инфляции. Годовой рост регулируемых цен на газ для нужд электрогенерации. Годовой рост налоговой нагрузки на регулируемый тариф.
В случае отмены государственного регулирования цен на газ, рост цен на газ перестаёт учитываться.
Использование конкретной величины мультипликатора для определения предельного тарифа выбирается производителем.
Предельный тариф на каждый год публично раскрывается производителем товара (услуги) в начале года.
Производитель обязан ежегодно раскрывать тарифы, по которым он безусловно обязуется осуществлять продажу товара (услуги) – публичная оферта. Публичная оферта может предусматривать несколько уровней тарифов в зависимости от особенностей поставки товара (оказания услуг) – тарифное меню.
Фактические тарифы в размере не выше предельного тарифа на данный год могут устанавливаться производителем товара (услуги) в цикле переговоров с клиентами. Государственное регулирование не может препятствовать заключению договоров по ценам, отличающимся от цен публичной оферты (не выше предельного тарифа).
Обременение государственной собственности
Для предприятий любых организационно-правовых форм, на момент вступления в силу законодательства полностью (на 100%) принадлежащих государству или органам местного самоуправления, собственником могут быть определены иные, отличные от описанных выше, принципы регулирования цен. Эти принципы должны позволять прогнозирование цен на весь переходный период и быть публично раскрыты.
При дальнейшей приватизации таких предприятий объявленные для них принципы регулирования цен продолжают действовать до завершения переходного периода.
Будет раскрыто в следующей версии
Законодательство о теплоснабжении
Подходы к формированию
TechInvestLab.com
Рабочая версия 2.0
21.07.2003
Введение
Обсуждаемое в настоящее время законодательство о теплоснабжении не может и не должно определять целевую структуру отрасли. Теплоснабжение характеризуется следующими чертами, отличающими его и от обычных отраслей, и от так называемых “естественных монополий”: Существенно конкурентная отрасль с постоянно растущим давлением на традиционных сетевых поставщиков. Отрасль, в сильной степени зависящая от технологического прогресса. Отрасль с принципиальной невозможностью применения единообразных решений к регионам с различными климатическими, экономическими и социо-культурными условиями. Отрасль, зависящая от не поддающегося достоверному долгосрочному прогнозированию демографического и экономического развития муниципальных образований.
законодательство федерального уровня о теплоснабжении должно: Предоставлять общие институциональные рамки и задавать единые принципы формирования, идентификации и взаимодействия субъектов на местных тепловых рынках, включая правила деятельности и полномочия органов местного самоуправления. В соответствии с Конституцией РФ, устанавливать возможные случаи ограничения прав и свобод граждан, включая право на предпринимательскую деятельность в области теплоснабжения. Предоставлять способы и механизмы разрешения конфликтов в связи с деятельностью на рынке тепла.
В остальном эффективное и надёжное теплоснабжение в каждом населённом пункте может быть сформировано только конкурентным рынком, существенную роль на котором будут играть структуры местного самоуправления, представляющие интересы жителей территорий. С учётом на данный моментшнего состояния правовой неопределённости в отрасли, передача правомочий на уровень муниципий и переход к конкурентному рынку по единым правилам должны предусматривать переходный период, обеспечивающий защиту интересов как потребителей, так и поставщиков тепла.
С учётом сказанного выше, подходы к формированию законодательства о теплоснабжении можно разделить на четыре раздела: Институциональная структура и основы правоотношений сторон. Методы неценового государственного регулирования. Методы ценового государственного регулирования. Правомочия уровней государственной власти и разрешение конфликтов.
Институциональная структура и основы правоотношений сторон
Субъектами правоотношений в теплоснабжении являются потребители (жители квартир и юридические лица, в том числе промышленные предприятия), владельцы жилья и нежилых помещений, собственники теплогенерирующих и теплотранспортных мощностей (теплогенерирующие и теплотранспортные предприятия), поставщики топлива и оборудования, сервисные и ремонтные предприятия, органы местного самоуправления, органы власти субъектов федерации, федеральные власти. Квалифицированные участники системы теплоснабжения
Квалифицированный участник системы теплоснабжения – либо производитель тепловой энергии, либо лицо, отвечающее следующим условиям: Имеет в собственности или полномочен распоряжаться на иных законных основаниях оборудованием для передачи и(или) потребления тепловой энергии и(или) теплоносителя. Получает тепловую энергию и(или) теплоноситель от квалифицированного участника. Оснащён оборудованием, необходимым для учёта количества потреблённой тепловой энергии (потерь тепловой энергии), расхода теплоносителя и(или) изменения физ. характеристик теплоносителя Находится в условиях, позволяющих учитывать влияние его деятельности на систему теплоснабжения (гидравлические режимы и качество теплоносителя). Находится в условиях, позволяющих учитывать влияние его деятельности на теплопотребление иных потребителей в непосредственно примыкающих помещениях. Управляющий теплоснабжением здания
Основной проблемой на настоящий момент является отсутствие в жилищно-коммунальном секторе (в основном в многоквартирных домах) квалифицированного участника системы теплоснабжения, способного выступать полноправной стороной в отношениях с теплогенерирующими и теплотранспортными предприятиями.
Для решения этой проблемы предлагается введение института управляющих теплоснабжением зданий.
Назначение управляющего теплоснабжением здания
Обязанность ТСЖ или собственников помещений заключить договор с управляющим теплоснабжением здания возникает из закона.
Управляющий теплоснабжением здания может быть назначен: По договору с товариществом собственников жилья (ТСЖ). По договору с владельцами более 75% квартир или иных помещений в здании (договору с собственниками помещений), с учётом помещений, находящихся в муниципальной собственности. По договору с органом местного самоуправления (муниципалитетом). По решению суда.
Управляющий может не назначаться, если все собственники помещений в здании являются квалифицированным участниками системы теплоснабжения.
Если здание не присоединено к системе централизованного теплоснабжения, назначение управляющего возможно только по договору с ТСЖ или с собственниками помещений.
Если здание не присоединено к системе централизованного теплоснабжения, присоединение может быть осуществлено (при наличии такой возможности) либо если все собственники помещений в здании являются квалифицированным участниками, либо при наличии управляющего теплоснабжением здания.
К назначению управляющего по договору с муниципалитетом прибегают в случае неназначения управляющего собственниками помещений или ТСЖ в течение 5-и месяцев со дня введения соответствующего закона в действие.
Назначения управляющего через суд может требовать теплогенерирующее или теплотранспортное предприятие в случае неназначения его иными путями в установленные сроки.
Муниципалитет проводит конкурс на управляющих теплоснабжением зданий для зданий, не назначивших собственного управляющего в установленный срок. Муниципалитет вправе выбрать любое количество управляющих для обеспечения потребностей населённого пункта. Материалы проведённого конкурса, включая заявки всех претендентов, подлежат публичному раскрытию.
Сведения о результатах конкурса доводятся до собственников помещений не позднее, чем за один месяц до истечения срока назначения ими управляющих самостоятельно. В случае невыполнения этого условия предоставленный собственникам срок продляется на один месяц со дня их уведомления.
В уведомлении указывается информация о предполагаемом управляющем для данного здания, сведения о выигранном им конкурсе, ценах на его услуги (или механизме определения этих цен) минимум на три года, и о месте, где можно ознакомится с материалами проведённого конкурса.
Договор с управляющим теплоснабжением здания
Договор с выбранными собственниками помещений или ТСЖ управляющим заключается ими на срок не менее 2-х лет.
Разрыв договора и замена выбранного собственниками помещений или ТСЖ управляющего производится на условиях договора, заключённого м. ними, с учётом условий закона.
Договор с управляющим, выбранным муниципалитетом или назначенным по суду, заключается на срок от 2-х до 4-х лет, в соответствии с условиями проведённого муниципалитетом конкурса или с решением суда. Такой договор может предусматривать штрафные санкции для владельцев квартир за разрыв договора в течение срока его действия.
Прекращение договора с управляющим по любым причинам возможно с уведомлением всех сторон не менее чем за три месяца. В случае неназначения собственниками помещений или ТСЖ нового управляющего по истечении этого срока, муниципалитет вправе выбрать управляющего для дома из числа победителей проведённого конкурса.
В случае внезапного прекращения управляющим деятельности по причине неплатёжеспособности или иным аналогичным причинам, муниципалитет вправе назначить временного управляющего на срок до 3-х месяцев, в течение которых новый управляющий должен быть назначен собственниками помещений или ТСЖ. В случае неназначения нового управляющего по истечении этого срока, муниципалитет вправе выбрать управляющего для дома на постоянной основе из числа победителей проведённого конкурса.
Собственники помещений в здании, управляющий теплоснабжением которого назначен в соответствии с законодательством, имеет права и несёт обязательства, вытекающие из законодательства, вне зависимости от того, подписали ли они индивидуальные договора с управляющим.
Исполнение обязанностей управляющим теплоснабжением здания
Управляющий теплоснабжением здания действует в интересах потребителей и собственников помещений.
Неисполнение управляющим обязательств, вытекающих из заключённого им договора или из законодательства, является основанием для применения к нему санкций, оговоренных договором, или для судебного преследования.
Управляющий вправе совмещать свою деятельность с оказанием иных услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства (водоснабжение и канализация, вывоз мусора, техническое обслуживание). На оказание таких услуг управляющим заключаются иные договора, в соответствии с действующим законодательством.
Управляющий полномочен принимать решения по техническим аспектам обеспечения теплового комфорта в доме, выбирать теплогенерирующие и теплотранспортные предприятия, поставщиков топлива и оборудования для теплоснабжения. Назначенный муниципалитетом управляющий обязан выбирать любых контрагентов на конкурсной основе, проводя конкурсы самостоятельно или по результатам конкурсов, проводимых муниципалитетом.
При наличии подключения здания к системам централизованного теплоснабжения, управляющий обязан оборудовать здание системами учёта тепловой энергии и(или) теплоносителя, или заключить договор с поставщиком услуг учёта.
Управляющий разрабатывает и доводит до сведения потребителей и собственников помещений план проведения работ по модернизации систем теплоснабжения и вентиляции здания, теплоизоляции ограждающих конструкций.
Оплата услуг управляющего теплоснабжением здания
Оплата услуг управляющего не менее чем на три года (или механизме определения цен на его услуги) должны быть включены в договор м. собственниками помещений или ТСЖ и управляющим. При проведении муниципалитетом конкурса на управляющих теплоснабжением зданий, включение сведений об оплате или механизме определения цен не менее чем на три года должныбыть включены в условия конкурса.
Оплата услуг управляющего теплоснабжением здания осуществляется отдельным платежом или указывается отдельной строкой в счёте за жилищно-коммунальные услуги.
Компенсация затрат управляющего теплоснабжением здания осуществляется отдельным платежом или указывается отдельной строкой в счёте за жилищно-коммунальные услуги.
В случае заключения управляющим отдельного договора с поставщиком услуг учёта, плата за эти услуги осуществляется отдельным платежом или указывается отдельной строкой в счёте за жилищно-коммунальные услуги. Оборот товаров и услуг
Оборот теплоносителя
Отношения м. квалифицированными участниками в системе централизованного теплоснабжения строятся в основном на основе оборота одного вида товара – теплоносителя. Для теплоносителя, являющегося предметом покупки-продажи, устанавливаются подлежащие измерению характеристики: температура, объём, давление,
в прямом и обратном трубопроводах, и ряд дополнительных параметров, характеризующих его качество (наличие примесей и пр.).
Оборот теплоносителя возможен только м. квалифицированными участниками системы теплоснабжения.
Местом поставки товара является граница присоединения оборудования, принадлежащего или управляемого квалифицированными участниками. Граница присоединения оборудования должна быть оснащена приборами учёта, если иное не определено соглашением м. участниками.
Теплосетевые предприятия вправе как осуществлять покупку теплоносителя и перепродавать его подключённым к их сетям квалифицированным потребителям, так и оказывать только услуги по транспортировке теплоносителя иных собственников по тепловым сетям.
Оборот тепловой энергии
В отдельных случаях, при наличии технической возможности, отношения м. квалифицированными потребителями могут быть построены на основании купли-продажи тепловой энергии. Оборот тепловой энергии может быть организован при передаче тепла в теплообменниках, и должен предусматривать подлежащее измерению изменение параметров теплоносителя, принадлежащего покупателю тепловой энергии.
Обеспечение теплового комфорта в помещениях
Квалифицированные участники системы теплоснабжения заключают с неквалифицированными потребителями договора на обеспечение теплового комфорта в помещениях. В частности, такие договора заключаются управляющими теплоснабжением зданий с собственниками помещений.
Отношения в системах децентрализованного теплоснабжения
Децентрализованные системы теплоснабжения могут строиться: собственниками помещений для обеспечения собственного теплопотребления, или управляющим теплоснабжением здания, или третьими лицами по договору с собственниками помещений или с управляющим.
При эксплуатации децентрализованных систем м. собственниками помещений и управляющим (в случае наличия) заключается договор обеспечения теплового комфорта в помещениях. Виды правоотношений
В системах централизованного теплоснабжения возникают правоотношения по поводу: Строительства, реконструкции и прекращения деятельности теплогенерирующих мощностей. Строительства, реконструкции и прекращения деятельности теплотранспортных мощностей. Задания режимов работы теплогенерирующих мощностей (в том числе задания режимов работы при когенерации). Задания режимов работы теплотранспортных мощностей. Присоединения теплогенерирующих мощностей к тепловым сетям и отключения теплогенерирующих мощностей от тепловых сетей. Присоединения теплотранспортного или иного оборудования квалифицированных участников к тепловым сетям и отключения теплотранспортного или иного оборудования от тепловых сетей. Поставки теплоносителя. Транспортировки теплоносителя иных собственников по тепловым сетям. Обеспечения теплового комфорта в помещениях неквалифицированных потребителей. Установки и обслуживания приборов учёта.
В связи с высокой специфичностью оборудования, используемого для теплоснабжения, законодательство может предусматривать обременение обязательствами по заключаемым договорам имущественных комплексов. При таком обременении переход активов к иным собственникам (в результате банкротства или обычных хозяйственных сделок) невозможен без передачи вслед за активами и обязательств, вытекающих из заключённых договоров. Особенности договоров присоединения оборудования квалифицированных участников к тепловым сетям
Квалифицированный участник (включая производителя тепловой энергии), осуществляющий присоединение к своим сетям сетевого или теплопотребляющего оборудования иных квалифицированных участников, вправе требовать заключения договора присоединения на срок не менее 3-х лет, и предусматривать санкции за его расторжение присоединяющимся участником ранее оговоренного срока. Если конфигурация системы теплоснабжения не позволяет определить направление перетока теплоносителя м. объединяемыми сетями (если направление перетока зависит от режимов работы системы), требования по срокам договора и штрафным санкциям могут быть предъявлены сторонами друг к другу на взаимной основе.
Договора могут также определять ответственность сторон за порчу качества (физико-химических характеристик) и потери теплоносителя. Особенности договоров поставки теплоносителя
Поставщик теплоносителя вправе требовать заключения договора поставки теплоносителя на срок не менее 3-х лет, и предусматривать санкции за его расторжение покупателем ранее оговоренного срока.
Поставщик теплоносителя вправе требовать по суду заключения договора поставки теплоносителя или назначения управляющего теплоснабжением здания в отношении любых лиц, присоединённых к сетям поставщика, по истечении 5-и месяцев со дня введения в действие соответствующего законодательства.
Договор поставки теплоносителя может предусматривать подачу заявки на требуемую мощность и(или) пропускную способность сети в период с 1 сентября по 1 ноября каждого календарного года и штрафные санкции за превышение потребления над заявленным уровнем. Особенности договоров обеспечения теплового комфорта в помещениях
При централизованном теплоснабжении управляющий теплоснабжения здания устанавливает время начала отопления здания по требованию не менее 25% собственников или арендаторов помещений в здании и устанавливает время окончания отопления здания по требованию не менее 75% собственников или арендаторов.
При этом фактическое отопление помещений может не быть связано с оплатой услуг по отоплению. Договора могут предусматривать оплату в течение фиксированного или изменяющегося календарного периода, обусловленного климатическими условиями и иными причинами.
Договор обеспечения теплового комфорта в помещениях должен предусматривать право жителей дома самостоятельно определять температурный режим в своих квартирах с учётом ограничений, вытекающих из возможностей контроля за теплопотреблением отдельных квартир, взаимовлияния температурных режимов в прилегающих помещениях и необходимости соблюдения требований безопасного и надёжного функционирования систем теплоснабжения и вентиляции.
Договора могут также определять ответственность собственников помещений за порчу качества и потери теплоносителя.
Оплата по договору обеспечения теплового комфорта в помещениях складывается из компенсации затрат управляющего теплоснабжением здания и вознаграждения управляющего.
Информация обо всех договорах управляющего: приобретения тепловой энергии и(или ) теплоносителя, приобретения услуг учёта; приобретения иных товаров и услуг для выполнения обязанностей по договору,
включая информацию обо всех затратах по этим договорам, подлежит раскрытию всем потребителям и собственникам помещений
Затраты по управляющего теплоснабжением здания подлежат оплате собственниками помещений. Затраты разносятся на собственников помещений по данным индивидуальных приборов учёта, или, при их отсутствии, пропорционально метражу принадлежащих им помещений. Для услуг горячего водоснабжения допустимо, по выбору управляющего, разнесение затрат пропорционально числу потребителей – физ. лиц. Принципы разнесения затрат определяются управляющим единообразно для всех собственников помещений.
Договор обеспечения теплового комфорта должен предусматривать разграничение ответственности за оборудование, находящееся в собственности и распоряжении сторон, право доступа к оборудованию в квартирах, санкции за внесение изменений в систему теплоснабжения и вентиляции, порчу оборудования. Субсидии
Субсидии, выделяемые из бюджетов всех уровней на оплату теплоснабжения жилья, подлежат адресному распределению на специальные счета граждан – получателей субсидий. Средства субсидий со специальных счетов граждан могут быть направлены управляющим теплоснабжением здания, или, для граждан - квалифицированных участников системы теплоснабжения – тем участникам системы теплоснабжения, у кого они осуществляют покупку теплоносителя. Право получать от граждан средства целевых субсидий имеют организации любых форм собственности.
1.1 Муниципальная собственность
Муниципальные предприятия в области теплоснабжения могут существовать в любой правовой форме (АО, ООО, МУП). Если законодательством предусмотрено конкурсное заключение договоров на выполнение каких-либо функций в области теплоснабжения, муниципальные предприятия вправе принимать участие в конкурсах на общих основаниях.
Вся информация о договорах, заключённых муниципальными предприятиями (предприятиями, доля собственности государства или местного самоуправления в которых составляет более 50%) не может составлять коммерческой тайны и подлежит публичному раскрытию.
Органы местного самоуправления обязаны по требованию любого лица в течение полугода с момента такого требования объявить конкурс на осуществляемые муниципальными предприятиями производство товаров и оказание услуг в области теплоснабжения.
Требования к схеме
Схема местного теплоснабжения разрабатывается для территориального образования (поселения), являющегося субъектом местного самоуправления, и отвечает следующим условиям: Содержит существующие, планирующиеся к строительству, реконструкции или закрытию, теплоисточники и тепловые сети. Содержит указание на источники финансирования планируемого строительства или реконструкции теплоисточников и тепловых сетей. Содержит правила задания режимов работы теплоисточников и тепловых сетей. Содержит порядок присоединения потребителей. Содержит указание о сроке вступления в силу и сроке действия (пересмотра). Включает процедуры проведения конкурсов по выбору теплогенерирующих и теплотранспортных компаний.
В утверждённую схему местного теплоснабжения могут быть включены только те теплоисточники и тепловые сети, которые: реально существуют и функционируют, либо в отношении которых принято решение органами местного самоуправления о финансировании (гарантировании финансирования) строительства, подтверждённое местным законом о бюджете, либо в отношении которых выражено намерение частного инвестора осуществить строительство, подтверждённое договором или иным документом.
Схема местного теплоснабжения может быть разработана силами специалистов местных теплоснабжающих организаций, или заказана подрядчику, специализирующемуся на разработке таких документов.
При наличии технических возможностей создания единой (взаимосвязанной) системы местного теплоснабжения на территории нескольких субъектов местного самоуправления, для них может быть разработана единая схема.
Разработка схемы местного теплоснабжения
Схема местного теплоснабжения является законодательным актом выборных органов местного самоуправления. Федеральное законодательство определяет общие требования к схеме теплоснабжения, к процедуре её разработки и применения. Органы федеральной власти и органы власти субъектов федерации не вправе накладывать дополнительных ограничений на местные схемы теплоснабжения, за исключением нормативов, содержащихся в федеральных законах.
Создание схемы местного теплоснабжения является полномочием (но не обязанностью) органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления обязаны рассмотреть вопрос о разработке схемы, и принять решение о разработке схемы местного теплоснабжения или об отказе от такой разработки. Решение о разработке схемы теплоснабжения может быть принято в инициативном порядке иным заинтересованным лицом, в этом случае схема выносится на утверждение органов местного самоуправления в соответствии с уставом местного самоуправления или иным регламентирующим эту процедуру документом. При наличии нескольких альтернативных схем, разработанных в инициативном порядке, все они должныбыть проанализированы выборным органом местного самоуправления.
Разработка схемы местного теплоснабжения осуществляется публично. Лицо, инициировавшее разработку схемы, объявляет об этом в средствах массовой информации и обеспечивает размещение объявления об этом, и публичное раскрытие проектов схемы.
Внесение изменений в действующую схему местного теплоснабжения осуществляется на тех же принципах публичности, что и разработка схемы.
Разработка схемы местного теплоснабжения должна в обязательном порядке предусматривать процедуру сбора предложений поставщиков тепловой энергии, теплотранспортных предприятий, промышленных потребителей, застройщиков жилого фонда, местных властей и иных заинтересованных лиц по: строительству, реконструкции или закрытию теплоисточников; строительству реконструкции или закрытию теплотрасс; строительству новой, сокращению или увеличению существующей нагрузки.
Включение в схему существующих теплоснабжающих мощностей обеспечивается на этапе разработки схемы или на этапе рассмотрения её органом местного самоуправления в соответствии с установленной процедурой.
Срок сбора предложений не может составлять менее 2-х месяцев. Лицо, инициировавшее разработку схемы, в обязательном порядке обеспечивает публичное раскрытие всех полученных предложений, вне зависимости от того, включаются ли они в проект схемы.
Лицо, инициировавшее разработку схемы, формирует проект схемы местного теплоснабжения и обеспечивает его публичное раскрытие для обсуждения. Срок обсуждения проекта не может составлять менее 2-х месяцев.
Утверждение проекта схемы местного теплоснабжения производится в соответствии с уставом муниципального образования, иными документами, регламентирующими деятельность выборных органов местного самоуправления.
Схема местного теплоснабжения, охватывающая территорию нескольких субъектов местного самоуправления, утверждается всеми участвующими выборными органами местного самоуправления.
Разработка схемы местного теплоснабжения осуществляется за счёт средств местного бюджета (в случае принятия решения о разработке органами местного самоуправления), или за счёт организации, принявшей решение о разработке схемы в инициативном порядке.
Реализация схемы местного теплоснабжения
Вне зависимости от того, кем были предоставлены предложения, легшие в основу схемы, строительство новых теплогенерирующих и теплотранспортных мощностей с привлечением бюджетных средств или гарантий (от бюджетов всех уровней) производится исключительно на конкурсной основе. При проведении конкурса следование утверждённой схеме местного теплоснабжения включается в число условий конкурса. Наличие только одного участника конкурса не является препятствием для признания его состоявшимся.
Строительство предусмотренных схемой местного теплоснабжения теплогенерирующих и теплотранспортных мощностей, осуществляемое на деньги частных инвесторов, производится на конкурсной основе только при наличии нескольких претендентов на право строительства.
Лицо, построившее предусмотренные схемой местного теплоснабжения теплогенерирующие или теплотранспортные мощности, вправе требовать присоединения к существующим сетям и теплоисточникам в соответствии с действующей схемой.
Потребитель вправе требовать присоединения к существующим сетям и теплоисточникам в соответствии с действующей схемой местного теплоснабжения.
Присоединение теплоисточников, теплосетей и потребителей, не предусмотренных действующей схемой местного теплоснабжения, осуществляется на договорной основе.
Отказ от строительства или реконструкции (финансирования строительства или реконструкции) объектов, включённых в схему местного теплоснабжения, может быть обжалован в судебном порядке лицом (лицами), интересы которых оказались нарушенными в результате такого отказа.
Органы местного самоуправления несут ответственность за следование схеме местного теплоснабжения и установленным в ней процедурам. Отказ от участия в схеме местного теплоснабжения
Вне зависимости от того, что зафиксировано в схеме местного теплоснабжения, квалифицированный участник системы централизованного теплоснабжения, являющийся потребителем тепловой энергии или управляющим теплоснабжением здания, вправе отказаться от покупки теплоносителя из системы централизованного теплоснабжения. Такой отказ сопровождается уплатой штрафных санкций, определяемых договором о покупке теплоносителя, существующим м. сторонами, с учётом исполнения сторонами иных обязательств по этому договору.
Отказ от покупки теплоносителя может быть произведён: С отказом от присоединения к сетям централизованного теплоснабжения. Такой отказ сопровождается уплатой штрафных санкций, определяемых разрываемым договором о присоединении к сети, с учётом исполнения сторонами иных обязательств по этому договору. Без отказа от присоединения к сетям централизованного теплоснабжения. В этом случае отказавшийся от покупки теплоносителя участник продолжает оплачивать мощность теплоисточников и сетей в соответствии с договором о присоединении к сети, существующим м. сторонами.
Квалифицированным участникам системы централизованного теплоснабжения, являющимся потребителями тепловой энергии или управляющими теплоснабжением здания, отказывающимся от покупки теплоносителя из системы централизованного теплоснабжения, газосбытовые организации вправе устанавливать нерегулируемые цены на газ.
Если квалифицированный участник, ранее отказавшийся от присоединения к сетям централизованного теплоснабжения, выражает желание присоединиться вновь к тепловым сетям и теплоисточникам в соответствии с действующей схемой местного теплоснабжения, такое присоединение и покупка теплоносителя в дальнейшем осуществляются по нерегулируемым ценам. Техническое регулирование
Техническое регулирование в области теплоснабжения производится в соответствии с целями и требованиями российского законодательства о техническом регулировании. В частности, не допускается утверждение иначе, чем через технический регламент, являющийся федеральным законом, каких-либо обязательных стандартов и требований (включая требования к надёжности и безопасности). Запрещается принятие иных нормативных документов, регламентирующих технические и организационные ограничения на технологические циклы и оборудование, применяемые в теплоснабжении. Экологическое регулирование
Должна быть законодательно введена равная оплата загрязнения окружающей среды для всех видов установок, сжигающих топливо, не зависящая от масштабов установки. Ставки оплаты загрязнения окружающей среды устанавливаются органами местного самоуправления для фактически находящихся на их территории энергетических установок, и поступают в местный бюджет. Оплата за загрязнение должна быть основана на фактических выбросах в окружающую среду и близости выбросов к местам проживания людей, и не может дискриминировать или предоставлять привилегии каким-либо технологиям, конкретным организациям или категориям граждан. Лицензирование и страхование
В соответствии с Федеральным Законом “О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ”, “к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, …… регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием”.
В настоящее время в теплоснабжении лицензируется только деятельность по эксплуатации тепловых сетей (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Для регулирования деятельности в области теплоснабжения в распоряжении государства и органов местного самоуправления имеются методы технического регулирования, конкурсного выбора поставщиков для выполнения государственных и муниципальных заказов, надзора и контроля за выполнением работ и оказанием услуг. Поэтому принятие нового законодательства о теплоснабжении не требует расширения списка лицензируемых видов деятельности и может включать принятие поправки к ФЗ “О лицензировании….”, исключающей упомянутый выше вид деятельности из числа лицензируемых.
Одной из мер государственного регулирования, заменяющей лицензирование, может являться введение обязательного страхования ответственности управляющих теплоснабжением зданий. Информация о наличии страхового покрытия у управляющего в течение всего времени его деятельности подлежит публичному раскрытию. Раскрытие информации
Публичное раскрытие всей информации, подлежащей раскрытию в соответствии с законодательством о теплоснабжении, осуществляется путём размещения материалов в интернете.
Ценовое регулирование
На рынке теплоснабжения формируются следующие основные виды цен: Цены на присоединение к системам теплоснабжения. Цены на теплоноситель. Цены на транспортировку теплоносителя. Цены на обеспечение теплового комфорта в помещениях. Цены на оказание услуг коммерческого учёта.
Для цен на теплоноситель может быть установлена раздельная плата за мощность установленного теплогенерирующего оборудования и плата за фактически отпущенный теплоноситель.
Для цен на транспортировку теплоносителя могут быть установлены раздельная плата за пропускную способность теплосетевого оборудования и плата за фактически переданный теплоноситель.
Установление раздельной платы за мощность (пропускную способность) и фактический объём товара (услуг) производится по желанию соответствующего производителя товара (услуги).
Теплосетевые предприятия, осуществляющие перепродажу теплоносителя квалифицированным потребителям, вправе самостоятельно определять принципы ценообразования на теплоноситель, вне зависимости от того, по каким принципам они оплачивают теплоноситель своим поставщикам.
По истечении переходного периода в 5 лет никакие цены на рынке теплоснабжения не подлежат государственному регулированию. В течение переходного периода устанавливаются принципы установления регулируемых тарифов для перечисленных выше видов цен.
В течение переходного периода теплосетевые предприятия, осуществляющие перепродажу теплоносителя, взимают с покупателей средний взвешенный по всем подключённым к связанной тепловой сети источникам тариф за мощность (если он установлен источниками) и фактически отпущенный теплоноситель Регулирование тарифов на мощность и пропускную способность
Предельные тарифы на мощность и пропускную способность рассчитываются производителем товара (услуги) ежегодно на основании утверждённой федеральным тарифным органом методики. Методика должна принимать во внимание условно-постоянные издержки на поддержание мощности (пропускной способности) и может зависеть только от заявок на мощность (пропускную способность), а не от прогноза фактического потребления (передачи).
Фактические тарифы на мощность (пропускную способность) определяются производителем в размере, не превышающем предельные тарифы. Фактические тарифы подлежат публичному раскрытию не позднее 1 сентября каждого года и действуют с 1 ноября текущего года по 1 ноября следующего года. В случае установления тарифа на мощность (пропускную способность), договора квалифицированных пользователей должны предусматривать подачу заявки на требуемую мощность и(или) пропускную способность сети в период с 1 сентября по 1 ноября каждого календарного года, с последующей оплатой заявленной мощности по объявленным тарифам и штрафами за превышение потребления над заявленным уровнем. Регулирование тарифов на фактически отпущенный товар (услугу)
В начале переходного периода устанавливаются стартовые предельные тарифы по всем видам регулируемых цен на фактически отпущенный товар (оказанные услуги).
Ежегодный рост предельного тарифа в течение переходного периода возможен максимум на величину, равную наибольшей из величин: Официальный годовой индекс инфляции. Годовой рост регулируемых цен на газ для нужд электрогенерации. Годовой рост налоговой нагрузки на регулируемый тариф.
В случае отмены государственного регулирования цен на газ, рост цен на газ перестаёт учитываться.
Использование конкретной величины мультипликатора для определения предельного тарифа выбирается производителем.
Предельный тариф на каждый год публично раскрывается производителем товара (услуги) в начале года.
Производитель обязан ежегодно раскрывать тарифы, по которым он безусловно обязуется осуществлять продажу товара (услуги) – публичная оферта. Публичная оферта может предусматривать несколько уровней тарифов в зависимости от особенностей поставки товара (оказания услуг) – тарифное меню. Обязательство поставщиков публиковать цены публичной оферты действует и по истечении переходного периода регулирования цен.
Фактические тарифы в размере не выше предельного тарифа на данный год могут устанавливаться производителем товара (услуги) в цикле переговоров с клиентами. Государственное регулирование не может препятствовать заключению договоров по ценам, отличающимся от цен публичной оферты (не выше предельного тарифа). Кроссубсидирование
Запрещается установление разных уровней тарифов на мощность (пропускную способность) и стартовых предельных тарифов для разных видов клиентов производителей товаров (услуг).
Производителям и поставщикам услуг не возбраняется установление разных цен для разных клиентов, с учётом ограничений, установленных для переходного периода.
Дифференциация цен (тарифов) для клиентов, присоединённых к сетям разной пропускной способности, осуществляется за счёт разницы цен за пропускную способность и фактические услуги по передаче. Обременение государственной собственности
Для предприятий любых организационно-правовых форм, на момент вступления в силу законодательства о теплоснабжении полностью (на 100%) принадлежащих государству или органам местного самоуправления, собственником могут быть определены иные, отличные от описанных выше, принципы регулирования цен. Эти принципы должны позволять прогнозирование цен на весь переходный период и быть публично раскрыты.
При дальнейшей приватизации таких предприятий объявленные для них принципы регулирования цен продолжают действовать до завершения переходного периода.
Правомочия уровней государственной власти и разрешение конфликтов.
Органы местного самоуправления обязаны: Проводить конкурсы на управляющих теплоснабжением зданий для зданий, не назначивших собственного управляющего в установленный срок. Назначать управляющего теплоснабжением здания по договору с органом местного самоуправления в случае неназначения управляющего собственниками помещений или ТСЖ в установленный законом срок. Назначать временного управляющего теплоснабжением здания на срок до 3-х месяцев. Проводить конкурсы на осуществляемые муниципальными предприятиями производство товаров и оказание услуг в области теплоснабжения в случае предъявления такого требования. Рассмотреть вопрос о разработке схемы местного теплоснабжения или об отказе от такой разработки. Нести ответственность за следование схеме местного теплоснабжения и установленным в ней процедурам. Проводить конкурсный выбор поставщиков для выполнения муниципальных заказов. Публично раскрывать информацию, подлежащую раскрытию в соответствии с законодательством о теплоснабжении.
Органы местного самоуправления вправе: Выделять адресные субсидии на оплату теплоснабжения жилья. Утверждать схемы местного теплоснабжения в случае самостоятельной разработки или вынесения схемы на рассмотрение иным лицом. Предоставлять на конкурсной основе бюджетные средства или гарантии для строительства новых теплогенерирующих и теплотранспортных мощностей. Устанавливать принципы, правила и ставки оплаты загрязнения окружающей среды с учётом ограничений, установленных в законодательстве о теплоснабжении. Осуществлять надзор и контроль за выполнением работ и оказанием услуг. Устанавливать стартовые предельные тарифы по всем видам регулируемых цен на фактически отпущенный товар (оказанные услуги) в теплоснабжении. Определять принципы регулирования цен для предприятий, полностью (на 100%) принадлежащих органам местного самоуправления.
Органы тарифного регулирования при местном самоуправлении исполняют функции апелляционных инстанций, в которых могут быть опротестованы действия потребителей и любых лиц, осуществляющих деятельность по теплоснабжению. В переходный период могут быть опротестованы действия, связанные с установлением тарифов на товары и услуги. По истечении переходного периода могут быть опротестованы действия, связанные с несоблюдением установленных законодательством мер неценового регулирования. Правомочия органов власти субъекта федерации
Органы власти субъекта федерации обязаны: Проводить конкурсный выбор поставщиков для выполнения заказов субъекта федерации в области теплоснабжения.
Органы власти субъекта федерации вправе: Выделять субсидии органам местного самоуправления на оплату теплоснабжения жилья. Предоставлять на конкурсной основе бюджетные средства или гарантии для строительства новых теплогенерирующих и теплотранспортных мощностей. Осуществлять надзор и контроль за выполнением работ и оказанием услуг, исполнением своих обязанностей органами местного самоуправления. Определять принципы регулирования цен для предприятий, полностью (на 100%) принадлежащих субъекту федерации.
Органы тарифного регулирования субъекта федерации исполняют функции апелляционных инстанций, в которых могут быть опротестованы решения органов местного самоуправления в отношении действий потребителей и любых лиц, осуществляющих деятельность по теплоснабжению. В переходный период могут быть опротестованы решения, связанные с установлением тарифов на товары и услуги. По истечении переходного периода могут быть опротестованы решения, связанные с несоблюдением установленных законодательством мер неценового регулирования. Полномочия федеральных властей
Федеральные власти обязаны: Осуществлять разработку и утверждение технических регламентов в сфере теплоснабжения в соответствии с действующим законодательством. Проводить конкурсный выбор поставщиков для выполнения государственных заказов в области теплоснабжения.
Федеральные власти вправе: Выделение субсидии региональным и местным бюджетам на оплату теплоснабжения жилья. Предоставлять на конкурсной основе бюджетные средства или гарантии для строительства новых теплогенерирующих и теплотранспортных мощностей. Осуществлять надзор и контроль за выполнением работ и оказанием услуг, исполнением своих обязанностей органами власти субъектов федерации и органами местного самоуправления. Устанавливать правила обязательного страхования ответственности управляющих теплоснабжением зданий. Утверждать методики установления предельных тарифов на мощность и пропускную способность. Определять принципы регулирования цен для предприятий, полностью (на 100%) принадлежащих государству.
Федеральный орган тарифного регулирования исполняет функции апелляционной инстанции, в которой могут быть опротестованы решения органов субъекта федерации в отношении действий потребителей и любых лиц, осуществляющих деятельность по теплоснабжению. В переходный период могут быть опротестованы решения, связанные с установлением тарифов на товары и услуги. По истечении переходного периода могут быть опротестованы решения, связанные с несоблюдением установленных законодательством мер неценового регулирования.
![]() ![]() ![]() ![]() На главную Управление энергией 0.0035 |
|