Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Управление энергией 

ПЯТЬ ШАГОВ К ТЕПЛУ И СВЕТУ

Аналогичная судьба постигла средства на энергосбережение. Попытки среагировать на чрезвычайно серьезный вызов для страны на ближайшие годы (энергообеспечение) закончились тем же. От заложенных средств после последней бюджетной ночи остались «рожки да ножки». За несколько часов или из голоса в зале не просто меняются цифры, а решаются принципиальные вопросы государственной политики.

 

Но принятие бюджета — это лишь начало бюджетных испытаний. Настоящие же начинаются после его принятия и вступления в силу ...

 

СМЕНА БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ, Виктор Пинзеник, ЗЕРКАЛО НЕДЕЛИ, май, 2006 г.

 

Пар в свистке

 

Накануне президентских выборов 2004 года наблюдался интересный физический эффект – был достигнут абсолютный минимум активности в сфере энергосбережения Украины за последние 14 лет. Ожидание результатов выборов отвлекало внимание депутатов, политиков, собственников, руководителей предприятий и финансистов от проблем со снижением энергетических затрат во всех базовых сферах хозяйствования Украины. Они как бы переносили на потом решение этих проблем. Всё туже сжималась пружина ожидания перемен в самой отсталой по энергоэффективности стране в мире – в Украине.

 

Смена власти и новое оранжевое правительство, без сомнения, вдохнуло новую жизнь в энергосбережение нашей страны. Особенно ярким было решение новой власти о ликвидации Госкомэнергосбережения Украины. Хотя статьи в газетах, обещания с трибун и круглые столы с призывами к возрождению украинского энергосбережения, наперебой сменяя друг друга, кричали об одном и том же – мы потребляем весьма много энергии, больше всех в мире - это нужно менять.

 

По количеству обещаний и намерений, декларируемых в период 2005 – 2006 гг., оранжевая власть затмила все 10 лет предыдущей говорильни об энергосбережении в Украине – даже я поверил этим обещаниям.

 

В бюджет - 2006 прямо заложили 600 миллионов гривен на цели энергосбережения – об этом тоже много кричали газеты и телевидение, этот шаг говорил о решительности намерений новой власти. Ещё 1200 миллионов гривен в бюджете - 2006 теоретически можно было направить на энергосберегающие проекты в жилищно – коммунальной сфере. Но этого не произошло.

 

В телевизионных передачах, газетах, в выступлениях политиков, на каждой конференции в течение полутора лет мы занимались повальным самобичеванием, говоря об энергетической отсталости Украины от всего мира и ближайших соседей, об энергетической безопасности, об энергетической зависимости и надвигающемся кризисе - и ничего не делали. И кризис не замедлил себя ждать.

 

Газовый кризис начала 2006 года ещё раз поднял проблему энергосбережения на недосягаемую высоту внимания в обществе. Прозвучали громкие и раздражённые указания президента и премьер-министра о безусловном снижении энергозатрат для всей Украины на 10% в 2006 году, как абсолютной необходимости для власти и бизнеса. Я уже писал о непродуманности таких “крутых” заявлений – у новой власти просто нет 15 миллиардов долларов для снижения энергопотребления на 10 % в такой энергоёмкой стране, как Украина. Так быстро и просто такие дела не делаются.

 

Научитесь, наконец, считать, господа. Энергосбережение – это не выборы, не Майдан - это расчётливая необходимость заново перестроить вконец запущенное предыдущей властью украинское хозяйство - самое энергонеэффективное в мире. Энергосбережение – это много, колоссально много труда – и ума. И ещё нужны время и деньги.

 

Мы все на данный момент с большой тревогой ждём 1 июля или 1 сентября - повышения цен на газ на границе России с Украиной до 230 долларов. Но пройдёт время и опять будут и 1 сентября, и 1 января – на 230 долларах стоимость газа не остановится. Мы все - таки сами выбрали европейский путь развития Украины – с его ценами, капитализмом и взаимовыручкой. Второй газовый кризис не замедлит себя ждать, он станет далеко не последним. На самом деле, весь мир сейчас находится в полоске штиля перед новым шквалом мирового энергетического кризиса, растянутым на два следующих десятилетия – как же нам быть.

 

Вот, теперь, спустя полтора года после прихода к власти, министр финансов Украины признаёт, что ждать нечего – в бюджете – 2006 денег на украинское энергосбережение нет. Напомню – их не было и в оранжевом бюджете - 200 Слова у власти опять и опять упрямо расходятся с делом и крайне не желательно об этом молчать.

 

должен ещё раз напомнить – в бюджете маленькой Беларуси на этот и четыре следующих года заложено по 900 миллионов долларов на каждый год на энергосбережение и замещение импорта природного газа собственными источниками топлива и энергии на 25% от существующего уровня к 2010 году. И я убеждён, что это поруч. Президента Беларуси будет выполнено. Убеждён ещё и потому, что финансирование на эту пятилетку соразмеримо с поставленными целям. А ещё потому, что две предыдущие пятилетки подряд в Беларуси на деле выполнялись намечаемые планы - каждую пятилетку обеспечивался рост ВВП Беларуси на 40% при нулевом росте энергозатрат. За 10 предыдущих лет бюджетные ассигнования Беларуси на цели энергосбережения составили 1 250 миллионов долларов. Суммарные бюджетные ассигнования на цели энергосбережения в Украине за 10 предыдущих лет были в 80 раз меньше, чем в Беларуси.

 

У нас, в Запорожской области и в городе, разговоров об энергосбережении за прошедшие полтора года не сосчитать. Приезжал президент, создавалась демонстрационная зона, строились концепции и программы, но поверьте - на деле не делается ничего. Три раза собиралась, но так и не разу не собралась областная комиссия по энергосбережению. В бюджете денег на энергосбережение тоже нет. Их нет даже на энергетический аудит бюджетной сферы. Крайних, как не сыскать, зимой будем мёрзнуть. Промозглый холод зимой в здании Запорожской гособладминистрации стал нормой в последние годы. Что можно сказать о власти, которая не может согреть даже себя?

 

Похоже, что в новой оранжевой власти наивно верят, что детей находят в капусте, а энергосбережение Украины можно развивать без денег. А может, всё понимают и знают, но врут – вот это будет страшновато? Прошло полтора года, а точнее уже и все два – стало ясно, что без денег начать работы в энергосбережении Украины в 2006 году опять не удастся.

 

Весь пар опять ушёл в свисток.

 

Чего не хватает энергосбережению в Украине

 

У нас есть фактически всё – идеи, знания, кадры, центры энергосбережения (по количеству их вдвое больше, чем в России), энергосберегающие компании, заводы – изготовители, компании – продавцы энергосберегающего оборудования, отделы по энергосбережению в гособладминистрациях при каждой области. У нас есть программы по энергосбережению в государстве, областях, в каждом городе и энергопаспорта фактически на каждом предприятии. У нас уже есть счётчики и областные инспекции по энергосбережению, даже энергетическую экспертизу нам осуществляют как платную услугу эти государственные областные инспекции по энергосбережению.

 

На бумаге числится даже национальная информационная сеть по энергосбережению - НЕСИН (NECIN). Это всё у нас было и есть – мы этим гордимся. Вот только энергосбережения в Украине пока нет – видно ещё немного, ещё чуть-чуть чего-то не хватает.

 

Давайте вместе взглянём, чего у нас не хватает.

 

Прежде всего, у нас нет политической цели в сфере энергосбережения страны на текущее десятилетие – короткой и ясной для всех, как, например, в Беларуси, не говоря уже о США. Цели, которую можно проверить, взвесить, пощупать. Цели, декларированной в основных государственных документах, которая бы не менялась с приходом новой волны любителей власти, Цели, с которой были бы солидарны большинство политических партий Украины. Цели, по которой каждый год можно сверять достигнутое. этой цели у нас не было никогда. Были призывы, было всё, что угодно – комплексная государственная программа энергосбережения на 676 страницах, энергетическая стратегия на 130 страницах с приложениями. Ясной политической цели в истории энергосбережения Украины пока ещё не было.

 

У нас нет стратегии энергосбережения, особенно нет модели для реализации в условиях перманентного общемирового энергетического кризиса. Хотя каждая страна Центральной и Восточной Европы уже разработала и вписала в орнамент своих высших политических императивов стратегию энергоэффективности своего государства. Кроме Украины. Любителям сладенького рекомендую почитать раздел 7 новой энергетической стратегии Украины, в апреле утверждённой Кабинетом министров.

 

загодя набирайтесь терпения и сил разобраться в этом винегрете пожеланий и деклараций – я не смог.

 

У нас нет работоспособных законов, обеспечивающих развитие энергосбережения в рыночных условиях. Нет, на бумаге законы есть - нет ни одного работоспособного. Новой законодательной власти нужно прямо признать, что всё нужно начать сначала – с самого нуля.

 

Кстати, у нас нет и ниразу не было дееспособной нормативной базы энергосбережения, эшелонированной по хозяйственным отраслям, регионам и муниципалитетам. Хоть бы кто-то, хоть раз почитал российские ГОСТы по энергосбережению или Московские городские строительные нормы – МГСН – и сравнил с нашими. Есть отдельные осколки нормативной базы, созданной фактически бесплатно энтузиастами от энергосбережения, понемногу и как получалось. Получилось, как всегда…

 

У Украины нет бюджетной политики энергосбережения, особенно в долгосрочном аспекте – на 5 -10 лет. Её нет в государстве, нет в регионах, нет в муниципалитетах. Её практически нет у субъектов хозяйствования. К чести оранжевой власти, она первая робко начала движение в эту сторону, но уже скоро её ноги пошли в разные стороны, а руки начали совершать движения врозь с головой. Тезис о том, что платить нужно даже за любовь, а за энергосбережение и тем более – не воспринимается нашей властью. Они всё ещё думают, что кто-то проплатит за них. Они хотят жить в европейском капитализме, а за энергоносители платить по–социалистически, деньгами Москвы. Города и регионы тоже терпеливо и настойчиво ждут подачек на энергосбережение от Киева – они так воспитаны существующей бюджетной политикой в Украине. Мало у нас тех, кто плюнул на Киев и взялся за работу сам.

 

В Украине нет тарифной политики энергосбережения. Наиболее мощный из всех известных стимуляторов развития энергосбережения, прекрасно испытанный многими европейскими странами, не действует в Украине. И я подозреваю, что НКРЭ – базовой регулятор тарифной политики в стране – не подозревает о своей огромной роли в развитии энергосбережения в Украине. Этой тарифной политики энергосбережения нет в государстве, нет в регионах и в муниципалитетах. Мощнейший двигатель энергосбережения нашей страны стоит без движения и без топлива, а если сказать прямо – без руля, ума и воли.

 

Этот список можно ещё и ещё продолжать – например, нет экономической и инвестиционной политики энергосбережения Украины. У нас нет политики финансирования проектов с расчётами за кредиты из будущей экономии, политики инвестирования проектов на возвратной основе. У нас нет политики привлечения внешнего капитала для энергоэффективной реконструкции всей украинской экономики по-польски – на десятки миллиардов долларов сразу. У нас уже есть Пинзеник, но ещё нет Бальцеровича.

 

Есть мнение, что настоящее энергосбережение в Украине ещё и не начиналось. Сейчас после выборов эстафету власти возьмут новые люди – и в парламенте, и в правительстве, в областях и городах по всей Украине. Они должны понимать, что происходило и происходит с энергосбережением в Украине и статья именно об этом.

 

Я назвал её ПЯТЬ ШАГОВ К ТЕПЛУ И СВЕТУ.

 

Кто и какие шаги должен сделать

 

Новый парламент - шаг №1

 

Необходимо в программном документе на весь период созыва парламента обозначить долгосрочные политические цели в энергосбережении Украины, например, обеспечение роста ВВП при снижении энергозатрат от базы 2005 года. Ещё одной, крайне необходимой для Украины политической целью является снижение импорта природного газа на 30 миллиардов кубических метров до 2015 года. За основу можно принять политические цели, декларируемые в Энергетической стратегии США.

 

Парламент должен создать и утвердить стратегию энергоэффективности Украины. Основой такого документа могут стать рекомендации Секретариата Энергетической Хартии.

 

За все годы существования парламента Украины энергосбережение не имело своего лобби. Необходимо создать в новом парламенте отдельный комитет по энергоэффективности, в задачи которого вошло бы системное создание нового блока законов Украины в сфере энергоэффективности для условий рыночной экономики, и реконструкции регуляторной политики и инфраструктуры исполнительной власти в этой сфере.

 

Новый комитет должен сделать аудит существующих законов и сформировать основы новой государственной бюджетной политики энергосбережения, выработав рекомендации для региональных и муниципальных ветвей законодательной власти.

 

И одной из главных задач законодательной власти является формирование информационной политики энергосбережения в Украине – раб, осознавший, что он раб – уже не раб. Мы 10 последних лет находимся в глубокой изоляции от соседей в ближнем и дальнем зарубежье, которые ушли далеко вперёд в реконструкции своих экономик на основе энергоэффективности.

 

Если рассказать народу Украины, что в соседней Германии мощность действующих ветроэлектростанций уже сейчас покрывает 60% потребления Украины – многое сдвинется даже в самых недоверчивых головах. Если в каждом городе и по всей стране регулярно рассказывать о том, сколько энергии и денег и где мы потеряли за прошлый месяц, благодаря бездействию власти и конкретного чиновника – будет меньше ни к чему не обязывающей болтовни и больше результатов.

 

Новое правительство - шаг №2

 

Новое правительство Украины при поддержке парламента должно создать и реализовать экономическую и инвестиционную политику страны, отвечающие поставленным политическим целям. Нужно перечеркнуть не оправдавший себя отраслевой принцип формирования комплексной государственной программы энергосбережения и перейти на проектный принцип формирования целевых программ. Хорошим примером является, например, целевая программа КОГЕНЕРАЦИЯ – 5 000 МВт. Или целевая программа ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ. Такими программами легко управлять, обеспечивать мониторинг их эффективности, персонифицировать ответственность за результаты. Они хорошо структуризуются по регионам и городам, надёжно бюджетируются на возвратной основе для различных схем финансирования, и отвечают принципам типизации проектных решений и реентерабельности проектов.

 

Правительство должно осуществить масштабный энергетический аудит всех базовых отраслей хозяйствования, определив объёмы требуемых инвестиций, приоритеты в финансировании и механизмы гарантий возврата инвестиций в проекты энергоэффективности. Результатом таких инвестиционных энергоаудитов должны стать ТЭО и бизнес-планы государственных инвестиционных проектов и программ.

 

Например, утилизация 8 миллиардов тонн шахтного метана в год позволила бы снизить импорт природного газа в Украину на 4 - 5 миллиардов кубометров. Нашли же США 600 тысяч долларов на разработку ТЭО для своих компаний по использованию шахтного метана в Украине – это очень хороший пример для множественных подобных проектов (торф, бурый уголь, биогаз, биотопливо, биодизель, свалочные, нефтяные и промышленные газы, сбросное тепло, утилизация энергии газов и многое). Не стыдитесь денег – платите за энергосбережение, иначе эти же деньги уйдут на оплату импорта газа. Нам жизненно необходимо снизить потребление природного газа на 30 миллиардов кубометров до 2015 года. Но этот путь ещё никем и ниразу не был протоптан, Украине сейчас, как никогда, нужна эффективная энергоразведка – энергоаудит, вперёд.

 

Правительство как можно быстрее должно определить и реализовать механизмы государственной поддержки собственников, решившихся на масштабные инвестиционные проекты энергоэффективности на своих предприятиях. Особенно весомой должна стать господдержка проектов снижения импорта природного газа в Украину, проектов замещения газа собственными источниками топлива и энергии.

 

Одномоментное сочетание 3 кризисных механизмов – перманентное подорожание газа, уменьшение рынков сбыта продукции и необходимость капиталоёмкой энергоэффективной модернизации основных фондов могут повалить наземь не только отдельные предприятия – могут рухнуть целые отрасли – без господдержки. Кто будет платить налоги в бюджет в этот период? , чтобы выжить, собственники начнут выводить активы за рубеж любыми доступными им способами. Только для того, чтобы спасти свой бизнес.

 

Правительство должно создать и реализовать механизмы объективного мониторинга энергоиспользования в Украине, разрушив многолетнюю ложь и фальсификацию в оценке реального состояния энергосбережения в нашей стране. Также необходимо создать единый Госреестр проектов энергосбережения (с показателями эфф. каждого проекта), пользующихся государственной поддержкой – чтобы не было недомолвок и коррупции.

 

И, наконец, правительство от имени государства само должно стать эффективным собственником и менеджером энергоэффективной реконструкции в принадлежащей ему бюджетной сфере – здесь давно нужно начать широкомасштабные программы финансирования энергоэффективных проектов на возвратной основе с привлечением внешних инвестиций (на возвратной основе из фактической экономии) на этот рынок.

 

Государству, для управления государственными и региональными программами и проектами, предстоит заново создать систему эффективного энергетического менеджмента на центральном и региональных уровнях. Хорошо бы не изобретать велосипедов, а изучив опыт других стран, выбрать и быстро внедрить испытанную временем модель такого менеджмента – например, энергетического менеджмента США.

 

В течение 10 последних лет государственный менеджмент в сфере энергосбережения в законодательной и исполнительной ветвях власти был ниже всякой критики – это необходимо признать.

 

Врачу – исцелись сам.

 

(продолжение следует)

 



Концепция перехода к устойчивому развитию и региональная энергетическая политика. Турбогенератор малой мощности. О новой системе оплаты за жилищно. Предложения участников совещания.

На главную  Управление энергией 





0.0053
 
Яндекс.Метрика