Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Управление энергией 

Парадокс российского ТЭКа

- Что это за поручения?
- В. Х. Мне как бюрократу не положено лезть вперед батьки: пока Владимир Путин не поставит подпись, было бы нехорошо разглашать текст распоряжения. К тому же он пространен по объему. Могу лишь сказать, что в документе около 20 пунктов по различным аспектам деятельности нефтяных компаний, РАО ЕЭС и Газпрома. Например, министерствам поручается подготовить механизм формирования гибких ст * вывозных таможенных пошлин на энергоносители. Или - внести уточнения в федеральную программу энергосбережения. Предстоит разработать методологию расчета тарифов на транспортировку газа по магистральным трубопроводам.
- Что подразумевает распоряжение под устойчивостью ТЭКа?
- В. Х. ТЭК - важнейший резерв национального богатства, но он же - одна из причин нашей бедности. Природа этого парадокса в том, что значительные и пользующиеся высоким спросом в мире природные ресурсы России просто дороги для бедной российской экономики. Сделай их дешевле внутри страны, они начнут уходить зарубеж. Сделай дороже, они разорят промышленность и население. Перекрой отток зарубеж, увеличь налоги и пошлины на выгодный экспорт, бюджет станет заложником ТЭКа, и ухудшение ситуации в отрасли приведет к новому финансовому краху всю страну. Вот так мы живем на данный момент. Это - не эволюция и уж, тем более, - не прогресс. Пока ТЭК выполняет только фискальную функцию, обеспечивая треть доходов консолидированного бюджета. А должно быть так, чтобы он прежде всего был сталовым хребтом в промышленной политике.
- значит фискальную роль ТЭКа вы начисто отрицаете?
- В. Х. Не передергивайте. Конечно о состояние госказны крайне не желательно забывать. Те же пошлины на экспорт нефти и газа - форма ренты, которую платят нефтяники и газовики за использовании природных ресурсов России. Эту функцию крайне не желательно возводить в ранг единственно возможной. Прежде всего необходима оптимальная интеграция ТЭКа в цикл экономической реструктуризации и модернизации экономики. Почему везде в мире высокие цены на энергию ведут к росту сбережений, внедрению новых технологий, а в России оборачиваются дополнительным бременем для бюджета? Потому что в России нет регулируемой государством технологии, вынуждающей и обязывающей предприятия беречь национальные богатства. Сохранение существующего уровня потребления энергоресурсов при стагнации в области энергосбережения и сдерживания внутренних цен, означает прямое бюджетно субсидирование экономики. Это - субсидирование застоя. Лучше субсидировать предприятия, компенсируя им затраты на энергосбережения, чем их постоянное расточительство. По оценкам экспертов, Россия может выйти на рост валовой продукции в 1,5-2 раза в течении 10 лет. Этот подъем не может быть обеспечен без резкого снижения энергоемкости.
- Почему стратегия исходит из 20 летнего периода?
- В. Х. А масштаб задачи таков. Стратегия - сохранение энергетической независимости российских предприятий, устойчивое обеспечение населения экономикой, энергоресурсами, повышение эфф. использования топливной энергии. На это должно быть направлено решение задач макроэкономического регулирования в области налоговой и таможенной политики.
- А на что-то сиюминутное вы ориентируетесь?
- В. Х. О насущных делах и тактических задачах мы тоже. мы достаточно хорошо описываем цели и задачи, которые предстоит решать когда-то и кому-то, но весьма часто теряем на мелочах - делах, которые нужно делать на данный момент, не оставляя на потом. В этом плане важнейшая задача 2000 года, задача стратегическая - повышение уровня мунитизации расчетов в отраслях ТЭК. С одной стороны, есть чем похвастать. Если взять начало прошлого года, то, скажем, в РАО ЕЭС уровень денежных расчетов за отгруженную продукцию составлял 15%, а в конце года - 40%. В Газпроме уровень денежных расчетов за отгруженную продукцию вырос с 20 - 32%. В компании Транснефть удельный вес денежных расчетов гораздо выше. но это прошлые успехи. К сожалению, в январе 2000 г. был отмечен слом тенденции. В дальнейшем нам не удастся переломить это, пока короткосрочный, но весьма негативный цикл, то о реальном финансовом обеспечении деятельности ТЭК говорить будет просто невозможно.
- Какой уровень денежной составляющей в расчетах естественных монополий правительство и МВФ признают успехом?
- В. Х. К концу года надо выйти на уровень монетизации в 70-75%.
- А правительство готово аккуратно расплачиваться с Газпромом и РАО ЕЭС за бюджетников?
- В. Х.. Конечно, начинать надо с государства, все - таки оно об этом говорит и формулирует задачи. Доля бюджетных предприятий на энергопотребление не самая высокая, но то, что потребляется, должно находится под постоянным контролем и сам цикл потребления должен быть усовершенствован. Необходима строгая увязка бюджетных назначений, внебюджетных источников, которые есть у получателей, с казначейской регистрацией всех контрактов на поставку топливно-энергетических ресурсов. А так же в казначейском исполнении и контролем за бюджетными расходами по всей цепочке получателей бюджетных средств. Эта задача стоит на повестке дня достаточно давно. В 2000 г. настало время не говорить об ее актуальности, а решать. Следующая задача, задача минимум - не дать расти задолженности за потребляемую энергию. Один из инструментов ее реализации - санкции к неплательщикам за энергопотребление.
- А что делать со списком неотключаемых потребителей, которые правительство запрещает обесточивать?
- В. Х. Право не быть отключенным - не индульгенцией на бесконтрольное потребление тепла и света, по принципу - нам столько нужно. Принцип должен быть один - сколько может себе позволить государство. Неотключаемость должна означать две простые вещи - фиксированный натуральный объем потребления и гарантированный объем оплаты этого потребления. Задача максимум в рамках ликвидации неплатежей - сокращение задолженности за электроэнергию, которая накопилась за прошлые годы. Хотелось бы эту задачу решить как можно скорее, уже в этом году. Без решения проблемы долгов мы не сможем говорить о тарифной политике и обсуждать изменение уровня тарифов в ТЭКе. До тех пор, пока 108 млрд. рублей висят в виде дебиторской задолженности потребителей Газпрому, примерно столько же долгов накоплено по РАО ЕЭС, цены и тарифы на энергоресурсы будут далеки от реальности. В каждом тарифе присутствует воздух накопленных долгов, поэтому разговор о том, что тарифы должны покрывать издержки, вообще некорректен. Эти издержки - следствие накопившейся задолженности. Тарифная политика, ликвидация задолженности и неплатежей должны идти параллельно. Это тоже стратегия. Без этого политика в области энергосбережений превращается в аврал, тушение вечных пожаров, вспыхивающих то на Камчатке, то в архангельской области. В спешке не принято считать. В этом - одна из самых главных наших бед. Мы привыкли, что наши ресурсы таковы, что в любом случае их хватит чтобы заткнуть очередную дыру. Мы забываем простую истину: беден не тот, у кого мало средств, а тот, кто не использует малого, чтобы быть богаче.

 



Оценка рентабельности проекта когенерации. Электроотопление. Концепция перехода к устойчивому развитию и региональная энергетическая политика. Турбогенератор малой мощности.

На главную  Управление энергией 





0.0045
 
Яндекс.Метрика