Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Управление энергией 

Концепция развития системы тепло

Настоящая концепция развития системы теплоснабжения мун. Кишинэу (называемая в дальнейшем «Концепция») разработана по заданию Примэрии муниципия Кишинэу на основании материалов, подготовленных группой специалистов научно-исследовательских, проектных и производственных организаций [1-8].

 

При составлении данного варианта Концепции учтены результаты обсуждений проблемы теплоснабжения, состоявшихся на проведенных в При-мэрин муниципия Кишинэу рабочих совещаниях специалистов различных организаций, и результаты аналитического анализа состояния энергетического комплекса мун. Кишинэу, происшедших изменений и наметившихся тенденций в его развитии. Приняты во внимание зарубежный опыт в области систем теплоснабжения и возможности его использования в условиях мун. Кншинэу с учетом реальных экономических условий, намечаемых перспектив развития экономики и мер по решению социальных проблем, связанных с необходимостью улучшения энергоснабжения. ВВЕДЕНИЕ

 

В последние годы произошли изменения в управлении экономикой Республики Молдова, сделаны шаги по развитию рыночных отношений, проведена частичная реструктуризация энергетического комплекса и осуществлена приватизация ряда энергетических предприятий. В настоящее время продолжается интенсивный поиск новых форм управления энергокомплексом, которые в наибольшей мере отвечали бы изменившимся условиям и обеспечили успешное функционирование и развитие систем энергоснабжения.

 

Проблемы энергоснабжения мун. Кишинэу являются частью общих проблем энергетики Республики Молдова. Их успешное решение в значительной мере зависит от состояния энергетики республики и тех тенденций и изменений, которые наблюдаются в энергокомплексе в целом.

 

Происшедшие изменения в экономике и час тичная реструктуризация отраслей оказались весьма болезненными для энергетического комплекса.

 

Снижение уровня материального производства привело к сокращению объемов потребления топливных и энергетических ресурсов. Это,, ухудшило экономическое состояние энергопредприятий. Попытки энергоснабжающих организаций улучшить свое финансовое положение за счет повышения тарифов не дали положительных результатов, а наоборот - привели к дальнейшему спаду производства и снижению платежной способности потребителей как в производственной, так и в социальной сфере.

 

Не дало ожидаемых результатов и создание ряда промежуточных структур. Появление множественных посредников и так называемых оптовых покупателей и продавцов-поставщиков энергоресурсов привело к дополнительному удорожанию топлива и энергии, что усугубило и без того трудное экономическое положение в энергокомплексе и в энергоснабжении потребителей.

 

Потребители, столкнувшись с новыми условиями энергоснабжения - высокими тарифами и во множественных случаях с низкими показателями качества энергоресурсов, вынуждены сами, в силу возможностей, решать проблемы энергоснабжения, строить локальные энергоисточники и сети.

 

Успешно работавшие в прошлом и существующие в настоящее время системы централизованного снабжения электрической и тепловой энергией оказываются в ряде случаев невостребованными, а потому приходящими в упадок. Этот цикл особенно прогрессирует в системах теплоснабжения.

 

Огромные средства, ранее вложенные в системы централизованного теплоснабжения, оказываются недоиспользуемыми и не дают соответствующей отдачи.

 

В связи с этим все большие трудности возникают с поддержанием систем теплоснабжения в требуемом техническом состоянии и их развитием.

 

В существовавших ранее формах управления централизованными системами энергоснабжения различными видами энергоносителей, соблюдалась прямая связь производитель (он же поставщик) энергоресурсов - потребитель и обратная финансовая связь потребитель - производитель.

 

В последние время созданы промежуточные самостоятельные структуры, которые разорвали эти прямые связи и отдалили производителей теплоэнергии от потребителей. В прямой контакт с потребителями вступают не непосредственные производители энергоносителей, а посредники. Они же осуществляют сбор платежей и решают, в первую очередь, свои собственные финансовые проблемы, а оплату за полученные у производителей энергоносители производят по остаточному принципу. В этой ситуации производители энергоносителей для оплаты топлива вынуждены брать соответствующие кредиты, обслуживание которых в условиях нарастающих дебиторских задолженностей создает так же более тяжелую ситуацию.

 

В итоге постоянно нарастает несбалансированная разность объемов кредиторской и дебиторской задолженностей, что ведет в результате к банкротству подобной системы централизованного энергоснабжения.

 

Практика разрыва прямых финансовых отношении производителей товаров (в данном случае энергоносителей) и потребителей не имеет ничего общего с рыночными отношениями. Подобная практика привела и приводит к дискредитации систем централизованного энергоснабжения. Потребитель должен иметь право и условия выбирать поставщика энергоресурсов и энергоносителей по прямым договорам. Поставщиком теплоэнергии выступает ее производитель или же уполномоченная производителем организация.

 

Сооружение локальных котельных и автономных систем энергоснабжения, в частности теплоснабжения, является попыткой предпринимателей, которые производят энергоносители, выйти на прямые финансовые взаимоотношения с потребителями без посредников. Если их отделить от потребителей какими-либо посредническими звеньями, они по принципам управления становятся схожими с системами централизованного энергоснабжения.

 

Преимущество автономных систем остается в этом случае только в части сниженных потерь в теплосетях, так как источники приближаются к потребителям, хотя суммарные затраты могут оказаться выше, чем в системе централизованного теплоснабжения.

 

Централизованные системы не потому плохие, что они централизованные, а потому, что в такое положение их поставили посреднические и коммерческие структуры.

 

Локальные и автономные системы энергоснабжения имеют право на жизнь там, где они экономически оправданны с позиции меньших потерь при передаче и других конкретных факторов.

 

Выбор тех или иных технических решений должен основываться на сравнениях вариантов при сопоставимых условиях с учетом необходимости максимально эффективного использования топливных ресурсов и всех других факторов - экономических, экологических, стратегических и во взаимосвязи с повышением эффективности энергоснабжения по всем видам энергоносителей (топливо, газ, электроэнергия, тепловая энергия, вода). Объективно тарифы должны устанавливался на одну из фиэических единиц энергии, к которой приводятся остальные, например, килокалория или киловатт-час. В качестве наиболее универсальной может рассматриваться джоуль или килоджоуль.

 

При решении проблем теплоснабжения мун. Кишинэу необходим учет того, что за последние годы значительно изменилась структура потребления энергии потребителями в муниципии. Объемы потребления тепловой энергии сдвинулись в сторону увеличения доли потребления населением (до 85%). Экономические агенты и ряд бюджетных организаций уже построили или строят автономные котельные.

 

В связи с этим изменились и задачи управления энергокомплексом в муниципии. Резко возросла ответственность муниципалитета как представителя населения в системе. Муниципалитеты из-за большой доли расхода на энергию в коммунальных услугах заинтересованы в том, чтобы:

 

- снизить затраты в бюджете на решение проблем теплоснабжения населения, муниципальных учреждений и организаций, и затраты экономических агентов, что обеспечит рост экономики;

 

.- привести состояние энергокомплекса к современным требованиям, действующим в цивилизованных странах, сократить энергоемкость, потери в энергокомплексе, достигнув европейских норм и стандартов;

 

- обеспечить выполнение планов и обязательств по программам устойчивого развития территорий с учетом необходимости снижения нагрузки на экологию, включая требования и международных соглашений;

 

- обеспечить повышение роли местного самоуправления на базе автономности местных властей, продвижение экономической инициативы в дальнейшем развитии муниципия.

 

Все это требует организации стратегического планирования в энергокомплексе, разработки программы развития энергокомплекса на краткосрочный и долгосрочный период и плана конкретных действий по реализации указанной Программы. •

 

Центральными являются вопросы топливных ресурсов. Необходим учет того фактора, что на данный момент топливо и часть объемов электроэнергии импортируются (из России, Украины, Румынии и др.). К местным ресурсам можно отнести лишь возобновляемые источники энергии (солнечная, ветровая, геотермальная), биомассу, отходы промышленного производства, и энергосбережение.

 

Цель настоящей Концепции состоит в том, чтобы на основании анализа сложившейся ситуации и происходящих циклов, с учетом перспектив развития и решения экономических и социальных вопросов сформулировать основные направления работ по решению проблем теплоснабжения мун. Кишинзу, поддержания и развития технических систем, обеспечения дальнейшего снижения затрат и тарифов, повышения качества энергоносителей, повышения эффективности использования топливных ресурсов, осуществления комплекса мер по энергосбережению, использования новых научно-технических разработок и современных технологий, создания установок и систем возобновляемых источников энергии, снижения экологического влияния объектов теплоэнергокомплекса, совершенствования форм и структуры управления для обеспечения эффективного и устойчивого функционирования систем теплоснабжения, развития международного сотрудничества и создания условий для использования передового мирового опыта в области энерготеплоснабжения и участия зарубежных организаций в решении стоящих перед мун. Кишинэу проблем в данной области. ОБЩИЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

В настоящей концепции будут использоваться следующие термины и определения.

 

Система снабжения тепловой энергией - совокупность оборудования по производству, передаче и надежному снабжению потребителей тепловой энергией;

 

Централизованная система снабжения тепловой энергией (SC) - большая система, предназначенная для снабжения большого количества потребителей тепловой энергией и питающаяся от множественных источников;

 

Производитель тепловой энергии - экономический агент, для которого одной из основных целей является производство тепловой энергии непосредственно или путем когенерации, т.е. производство тепловой и электрической энергии, вовлечение возобновляемых и нетрадиционных источников тепловой энергии;

 

Тепловая электроцентраль (СЕЛ - совокупность оборудования, предназначенного для совместной выработки электрической и тепловой энергии;

 

Тепловая аентоаль (СТ) - совокупность оборудования, предназначенного для производства тепловой энергии;

 

Поставщик тепловой энергии (ДЕТ) - предприятие или организация, отпускающая тепловую энергию потребителю. В качестве поставщика могут выступать производители тепловой энергии, и любые экономические агенты и юридические лица, поставляющие непосредственно потребителям тепловую энергию и получающие непосредственно от потребителя оплату за поставленную тепловую энергию;

 

: Потребитель тестовой энергии - физическое или юридическое лицо, которое использует тепловую энергию;

 

Тепловые сети (RT) - совокупность оборудования по передаче и распределению тепловой энергии;

 

Магистральные тепловые сети (RM) - сети, которые обеспечивают передачу первичного теплоносителя от источника тепловой энергии до центрального теплового пункта (РТС) - пункта подготовки горячей воды и распределения энергоресурсов;

 

Распределительные тепловые сети (RD1 -внешние (RDE) и внутренние (RDI) распределительные сети;

 

Индивидуальный тепловой пункт (PTI) - пункт местной подготовки вторичного теплоносителя;

 

Тепловой пункт производства тепловой энергии (PTR) - пункт местной подготовки горячей воды и вторичного теплоносителя в соответствии с требуемым качеством;

 

Насосная промежуточная станция (SP) - совокупность оборудования по поддержанию гидравлического режима в тепловых сетях. 2.ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ СИСТЕМЫ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ

 

Целью системы является качественное и надежное снабжение потребителей теплом и горячей водой по доступным ценам.

 

В функцию системы входят:

 

Поставка топлива и других видов первичной энергии в систему энергокомплекса по минимально возможным ценам.

 

Своевременное заключение контрактов и накопление топлива и энергии на генерирующих объектах.

 

Эффективное преобразование топлива и энергии в тепловую и электрическую энергию в зависимости от спроса на рынке.

 

Продажа электрической и тепловой энергии потребителям с обеспечением требуемых и нормативных параметров по контракту.

 

Сбор оплаты за проданную энергию с учетом обеспечения контрактных параметров.

 

Возврат денежных средств производителям энергии, и оплата услуг других организаций.

 

Накопление денежных средств для закупки топлива и первичной энергии.

 

Поддержание всей системы в рабочем состоянии.

 

Инвестирование в совершенствование системы каждым ее участником.

 

1 Снижение затрат и энергосбережение каждым участником системы для получения прибыли и снижения стоимости производимого тепла и энергоносителей.

 

СОСТОЯНИЕ СИСТЕМ ПРОИЗВОДСТВА
И ПЕРЕДАЧИ ТИПОВОЙ ЭНЕРГИИ

 

Тепловые сети мун. Кишинэу были спроектированы и сооружены для централизованного снабжения тепловой энергией. Спроектированный режим предусматривал производство тепла согласно графику при температуре 150-70°С и горячей воды при температуре 70°С.

 

Регулирование параметров тепловой энергии осуществляется генерирующими источниками в централизованном порядке путем изменения температуры и поддержания неизменного расхода теплоносителя.

 

Передача теплоносителя осуществляется с помощью промежуточных насосных станций через магистральные тепловые сети к центральным тепловым пунктам, где через внешние распределительные сети (RDE) теплоноситель подводится к индивидуальному теплопункту (PTI), в котором готовится вторичный теплоноситель для внутреннего теплооборудования. В центральных теплопунктах (РТС) подготавливается и горячая питьевая вода, которая через отдельные RDE транспортируется к каждому потребителю.

 

В местных системах (SL) отсутствуют магистральные теплосети (RM) и промежуточные насосные станции, имеются генераторы тепловой энергии, как правило (СТ), теплоцентрали, и один центральный тепловой пункт (РТС). От РТС передача первичного теплового агента и горячей питьевой воды осуществляется через отдельные внешние распределительные сети к потребителям.

 

В случае обеспечения тепловой энергией целого блока или группы квартир отпадает необходимость в централизованных теплопунктах (RTCJ и внешних сетях (RDE). В данном случае имеем теплоцентрали, внутренние теплосети (RDI) с автономным теплоснабжением.

 

В генерирующих источниках теплоэнергия производится путем непосредственного сжигания в теплоцентрали топлива или путем когенерации в теплоэлектроцентрали (СЕТ), где производится и электроэнергия. В качестве топлива используется природный газ, мазут и уголь, которые полностью импортируются.

 

В централизованной системе (SC) используются природный газ и как запасной вид топлива - мазут.

 

Д местной системе (SL) используются природный газ, мазут и уголь.

 

В автономных системах используется природный газ. В пригородных зонах и в крестьянских хозяйствах используются также древесные и сельскохозяйственные отходы.

 

Предприятия энергосектора по производству электро- и теплоэнергии создавались в основном в 50-80-х годах и наращивали мощность последовательно по мере развития Кишинэу.

 

Основные мощности были созданы в 50-60-х годах на теплоэлектроцентрали № 1 (установленная мощность 54 МВт и 394 Гкал/час}, а в 60-80-х годах - на СЕТ-2 (240 МВт и 1200 Гкал/час). Отдельные котельные были построены для снабжения паром медицинских учреждений и жилого массива в южной части города (ЮРВК) и теплоэнерги-ей - западной части города (Скулянская районная водогрейная котельная). В начале 90-х годов начато строительство Восточной районной водогрейной котельной.

 

Небольшие котельные были построены в разное время в отдельных анклавах (Агроуниверситет, Костюженская больница, Ковровый комбинат и Автобусный парк и ряде сел, впоследствии вошедших в муниципий Кишинэу).

 

Развитие промышленности в 70-80-х годах потребовало строительства котельных различного назначения на производственных предприятиях, часть из них строилась в кооперации и обслуживает несколько предприятий и социально-жилищный сектор вокруг себя (АО Франзелуца, АО Кедру, Аэропорт, АО Пиеларт и др.).

 

После ухудшения положения в экономике города, остановки ряда предприятий, длительного отсутствия инвестиций в энергосектор и других факторов резко ухудшилось качество централизованного теплоснабжения. Это привело к строительству значительного количества автономных, индивидуальных котельных установок с последующим отключением от централизованного теплоснабжения.

 

Выявлено, что потребляют природный газ для теплоснабжения в муниципии более 110 экономических агентов, в том числе более 50 имеют котельные с давлением пара более 0,7 атм. Общая тепловая мощность составляет около 4200 Гкал/час, в т.ч. СЕТ-1 - 394 Гкал/час, СЕТ-2 - 1200 Гкал/час, АО Термоком - 1330 Гкал/час, производственно-отопительные котельные - 550 Гкал/час, новые водогрейные автономные котельные - 60 Гкал/час.

 

Рынок тепловой энергии обеспечивается в основном СЕТ-1, СЕТ-2, Западной и Южной теплоцентралями. Общая тепловая производительность • составляет 905 Гкал/час в режиме когенерации и 1930 Гкал/час - на водогрейных котлах. Кроме того, население потребляет газ для отопления - 500-800 Гкал/час (оценочно), или 15% от общего потребления газа населением (все данные на 1.02.2000г.).

 

40% мощности сосредоточено на СЕТ-1 и СЕТ-2, 12-13% - на производственных котельных, так же 35% рассредоточено по котельным,- входящим в систем АО Термркф, и 1,5% ; приходится на новые автономнее котельные.

 

В то же время суточное потребление газа составляет 43% на ТЭЦ, 22,8% • на котельных АО Термоком, 19% - производственными котельными (без стекольных заводов), 14% - населением.

 

Тепловые сети муниципия Кйшинэу состоят из 540 км магистральных сетей (RM) (двухтрубные) и 520 км тепловых (RDE) и горячей воды (четырех-трубные), 491 центрального теплового пункта (РТС) и 22 насосных промежуточных станций (SPJ. Большинство распределительных теплосетей (RT) имеют возраст более 25 лет и выполнены по старым технико-экономическим концепциям (трубы с двухслойной изоляцией, установленные в бетонных каналах).

 

С географической точки зрения, теплосети представляют 8 островных зон: Чокана, Рышкань, Пошта Веке, Чентру, Ботаника, Телечентру, Ску-лень и Буюкань. Первые пять соединены в общую тепловую сеть с одной или двумя линиями и питаются от СЕТ-1 и СЕТ- Зона Телечентру снабжается от Южной теплоцентрали, зоны Скулень и Буюкань - от Западной теплоцентрали, тепловые сети которой присоединены к тепловым сетям ТЭЦ только для того, чтобы снабжать обработанной водой и осуществлять подпитку сетей.

 

Основным принципом создания централизованной системы снабжения тепловой энергией была ориентация на промышленный сектор с установкой источников энергии и мощное развитие тепловых сетей в промышленных зонах с соединением с сельскими зонами, большинство которых дотировались, снабжались этим сектором.

 

Отсутствие источников тепловой энергии в сельских зонах, деградация промышленного сектора, массовое отключение этого сектора и социального сектора создали довольно тяжелую ситуацию.

 

Пренеорегаются необходимость поддержания и развития теплосетей, и температурный график 150-70°С. Старение и разрушение оборудования для поддержки гидравлического режима привели к значительном/снижению теплового носителя, транспортируемого к потребителю.

 

Установка индивидуальных теплопунктов (PTI) и счетчиков теплоэнергии привела к снижению отдачи, увеличению гидравлического сопротивления и дополнительным транспортным расходам.

 

Трудности поддержания и модернизации распределительных внутренних сетей исключают принцип. возможность их гидравлического регулирования, что,, приводит к неполадкам в снабжении тепл'овой энергией квартир жилых блоков.

 

Постоянные стоки в подвалах блоков, фактически сниженный объем тепла и отсутствие требуемых условий внутреннего распределения привели к повышению уровня подземных вод, к образованию антисанитарных зон, появлению сырости на внутренних поверхностях стен, гниению окон и быстрому разрушению жилых помещений.

 

Деградация теплосетей, отсутствие государственного и менеджериального интереса к поддержанию и развитию их, огромный ущерб во всех звеньях системы централизованного теплоснабжения (SC), неправильная тарифная политика, образование промежуточных структур для сбора оплаты и неплатежеспособность потребителей привели систему к банкротству.

 

Производство и распределение тепла оказались у разных собственников, имеющих разные задачи и интересы.

 

Практически полностью утеряно планирование развития энергохозяйства, что привело к перекосу на рынке потребления и производства теплоэнергии. Потребление тепловой энергии снижается, а мощности постоянно наращиваются. При условии нестабильных пост * газа в Республике Молдова и в г. Кишинэу наращиваются мощности чисто газовых котельных, а отдельные микрорайоны строятся только с использованием газа для отопления. Отсутствие возможности использовать резервное топливо ставит этот сектор в полную зависимость от объемов поступающего газа. Учитывая санкции, введенные РАО Газпром в феврале и марте 2000 г., это может создать многозначительные проблемы в административных и жилищных секторах, усиленно осуществляющих бессистемный переход на единственный вид топлива, и значительно ухудшает экономическое положение участников системы централизованного теплоснабжения (теплоэлектроцентрали, районные котельные, распределительные сети и ее абоненты). Отсутствие взаимодействия м. участниками производства, распределения и потребления тепловой энергии приводит к неплатежам и соответственно усугубляет тяжелое положение в экономике энергосектора. Все участники цикла экономически не отвечают перед потребителем, произвольно снижают параметры подаваемого тепла, отключают горячую воду и нарушают другие условия пост * своей продукции.

 

Потребитель потерял веру в надежность, качество и беспрерывность централизованного теплоснабжения. Ведомственная раздробленность энергосектора не позволяет сделать цикл пост * тепла надежным и обеспечить прозрачность затрат на его производство, сделать обоснование тарифов понятным потребителю, и все это приводит к полной деградации централизованного теплоснабжения.

 

В настоящее время в энергетическом комплексе Республики Молдова создалась сложная ситуация. В речение длительного времени в энерго комплекс не вкладывались инвестиции в достаточ: ном объеме, выросли цены на энергоносители, изменились структуры управления, у множественных объектов появились новые владельцы, главным образом участвующие в сервисном обслуживании энергетических предприятий, начали действовать рыночные законы.

 

В то же время менеджеры предприятий так же не в полной мере осознали необходимость изыскивать возможности для более эффективного использования потенциала предприятий, не развивают сферу услуг, не используют возможности развития сопутствующих производств.

 

Получ. доходов от сопутствующей деятельности помогло бы выделять средства на модернизацию оборудования, повышение технического уровня и создание более надежных и гибких систем производства и распределения энергии в муниципии Кйшинэу. Большая часть основного оборудования в секторе производства энергии физически и морально устарела, что приводит к значительному перерасходу топлива и затрат на обслуживание.

 

Современные системы производства энергии позволяют довести использование потенциала топлива до 85-93% в различных схемах. Действующее оборудование и схемы на теплоэлектроцентралях и в котельных централизованного теплоснабжения позволяют использовать топливо на 35-50%, причем совместное производство электро- и теплоэнергии имеется только на СЕТ-2 и в зимний период на СЕТ-1.

 

Основное оборудование на Западной и Южной котельных Кйшинэу работает только в зимний период, а на Восточной практически не используется. Одним из факторов, повлиявших на нынешнюю ситуацию, является то, что все вышеперечисленные предприятия были построены и модернизированы на теплофикационные режимы работы, а электроэнергия поставлялась централизованно с Молдавской ГРЭС и других источников. К сожалению, за последние годы уже при изменившихся обстоятельствах положение существенно не изменилось, и предприятия пошли по пути повышения тарифов на электрическую и тепловую энергию, пользуясь монопольным положением на рынке. Это привело к бегству потребителей с рынка централизованного электро- и теплоснабжения: начались установка дизель-генераторов, строительство автономных котельных, оснащение коттеджей, квартир и отдельных домов котлами индивидуального пользования. Уменьшение рынка потребления,, повлекло увеличение условно-постоянных затрат на производство и распределение энергии в Кйшинэу. Рост стоимости энергии привел к росту неплатежей, что тоже резко ухудшает экономическое положение предприятий энергосектора.

 

При незначительном изменении объема переданной теплоэнергии тарифы возросли в 12 раз (с 1 января 2001 года в 14 раз), а неплатежи - в 20 раз (без учета аккумулирования). В дальнейшем положение в энергосекторе будет улучшаться, долги уменьшаться. Через 5-7 лет необходимо вывести из разряда действующих котлоагрегаты на СЕТ-1 и Южной районной водогрейной котельной, что при отсутствии больших инвестиций приведет к срыву обеспечения теплом части многоэтажного социально-жилищного сектора и к опасности его разрушения.

 

В условиях рыночной экономики участникам энергосектора необходимо заботиться не только о своих интересах, но и об интересах партнера. В противном случае конфликт интересов приведет к ухудшению положения во всем комплексе.

 

Энергокомплекс следует рассматривать как единое целое, при этом продвижение энергии от импортеров энергоносителей через производство, распределение до конкретных потребителей энергии должно сопровождаться движением денежных средств от потребителей к поставщикам энергии. сущ- щее положение способствует снижению затрат каждого участника цикла из-за конфликта их интересов.

 

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
И ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ

 

Долгосрочная стратегическая цель - это создание системы теплоснабжения, способной снабжать на высоком уровне, по низким ценам и с наименьшим негативным влиянием на окружающую среду.

 

необходимо выполнить технические, технологические и организационные мероприятия для того, чтобы обеспечить минимальные значения удельного потребления топлива для производства теплоэнергии, сокращения тепловых потерь в теплосетях и внедрения новых научных прогрессивных разработок.

 

Краткосрочная цель состоит в сохранении и развитии нынешней системы в период экономического кризиса, характеризуемого функционированием системы централизованного теплоснабжения в невыгодных режимах, с огромными перерасходами и неспособностью потребителей полностью оплатить потребляемую теплоэнергию.

 

Пути достижения этих целей:

 

• экономия тепловой энергии в местахс отопи тельным оборудованием;

 

- реконструкция внутренних распределительны сетей с автоматическим теплоснабжением с вертикальными трубопроводами, поддержание стабильной температуры в квартирах и замена индивидуальных термопунктов (PTI) термопунктами по производству тепла (РТР);

 

- при сохранении существующих центральных теплопунктов (РТС) необходимо восстановление двухтрубной системы подачи теплой воды потребителям от РТС с непрерывной ее циркуляцией в замкнутом контуре через теплообменники в РТС;

 

- внедрение новой идеологии производства и транспортировки теплоэнергии путем производства первичного теплоносителя с постоянной температурой и переменной подачей и с зонным регулированием;

 

- максимальное использование существующих тепловых мощностей на основе когенерации;

 

- замена больших теплоцентралей (котельных) новыми установками когенерации в зонах с увеличенной плотностью потребления и автономными, современными установками в зонах со сниженной плотностью (на основе технико-экономических обоснований);

 

- реконструкция, оптимизация и частичная децентрализация тепловых сетей, монтаж мини-ТЭЦ и автономных теплоцентралей (при выполнении предварительных технико-экономических расчетов);

 

- вовлечение возобновляемых и вторичных энергоресурсов, сельскохозяйственных, промышленных и бытовых отходов;

 

- создание стратегических и сезонных резервов топлива для обеспечения нормальной деятель-) ности централизованной (SC) и локальных систем (SL) теплоснабжения со стороны государства, местных органов управления или производителей теплоэнергии;

 

- организационная реструктуризация централизованной (SC) и локальной (SL) систем (по технологическому принципу, с исключением оптового I поставщика) и их перевод в собственность и владение местных публичных органов;

 

- снижение тарифов на теплоэнрегию;

 

- внедрение опыта, современных технологий, оборудования и новых материалов, которые приведут к сокращению потерь на различных этапах производства, передачи, распределения и использования энергоресурсов;

 

- формирование законодательной базы функционирования в условиях рыночной экономики м. генерирующими источниками и магистральными и распределительными сетями, сетями общего пользования с различными формами собственности.

 

Развитие систем теплоснабжения на основе когенерации предусматривает:

 

- расширение зоны потребления ТЭЦ путем присоединения к ним сетей Скулень и Буюкань;

 

- замену Южной термоцентрали на мини-ТЭЦ на базе газотурбинной установки ориентировочно 15-25 МВт и установку мини-ТЭЦ в других зонах;

 

- привлечение инвестиций в зонах максимальной децентрализации для сооружения новых современных ТЭЦ с комбинированным циклом.

 

Существующая система должна быть перепроектирована для того, чтобы обеспечить новые требования идеологии снабжения теплоэнергией с частичной децентрализацией, реконструкцией распределительных сетей (RDE) снабжения горячей I водой и модернизацией центральных теплопунктов (РТС), изменением режимов работы промежуточных насосных станций (SP), реконструкцией внутренних распределительных сетей (RDI) и при необходимости заменой индивидуальных тепло пунктов (РТ на пункты производства тепловой энергии (PTR).

 

Оптимизация системы теплового обслуживания предусматривает прямое вовлечение потребителя в цикл подготовки тепла и горячей воды. Централизованным порядком производится тепло-энергия в режиме когенерации, со сниженным теплопотенциалом, который передается в теплопункты (PTR) каждого потребителя, где параметры теплоэнергии будут доводиться до желаемых им с учетом требований по качеству.

 

Для того чтобы передавать теплоэнергию потребителям с минимальными установленными потерями, необходимо, чтобы температура теплоносителя была такой, при которой транспортные расходы и тепловые потери в целом были минимальны.

 

Для выбора оптимальных температур для транспортировки, с зональным регулированием теплопотенциала и выполнения гидравлического расчета внешних сетей в условиях изменения требований со стороны потребителей и транспортных требований необходимо создать математическую модель и базу данных как составные части муниципальной информационной системы с техническими, конструкционными и оперативными параметрами и технической паспортизацией блоков, снабжаемых тепловой энергией,

 

Модель позволит делать перерасчет теплосетей в условиях частичной децентрализации SC, определения пунктов монтажа мини-СЕТ или автономных СТ как общественной или приватизированной собственности.
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ,
ПОТРЕБЛЕНИЕ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ И ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА

 

Основной проблемой, общей для всех систем централизованного теплоснабжения (SC) Восточной Европы, является принцип распределения, основанный на постоянной подаче теплоносителя и отсутствии индивидуального управления (контроля) над теплом, которое подается каждому блоку.

 

Для того чтобы оптимизировать эту систему, необходимо производить тепловую энергию в режиме когенерации, передавать ее с необходимым постоянным тепловым потенциалом, с полным уравновешиванием гидравлического режима в тепловых сетях и теплового режима по зонам, с внедрением регулируемых устройств с электрическим приводом с преобразователями частоты в целях сокращения потребления электроэнергии в промежуточных насосных станциях (SP).

 

Частичная децентрализация централизованной системы (SC) означает сооружение зональных СЕТ на основе технико-экономических обоснований и комплекса автономных модульных теплоцентралей (СТ) или мини-СЕТ, реконструкцию внутренних распределительных сетей, сохранение магистральных сетей (RM) с промежуточными насосными станциями (SP) и внешних распределительных сетей, по которым сохраняется принцип. возможность резервирования теплоснабжения и подачи теплоносителя в периоды пиковых нагрузок и аварийных режимах.

 

Производство тепловой энергии в режиме когенерации, энергосбережение и увеличение эфф. использования потребителем дополнительных возобновляемых низкопотенциальных источников позволит значительно снизить потребление энергии, предоставляемой производителем, снизить тарифы и увеличить платежеспособность населения и гарантирование своевременной оплаты услуг.

 

С целью снижения сжигания органического топлива начать внедрение тепловых насосов, систем газовых двигателей (дизель-генераторов) -тепловой насос и солнечных коллекторов для отопления и производства горячей воды. Все это потребует научного и проектного обеспечения, которое необходимо реализовать с привлечением научных и проектных сил страны.

 

Основной теплоснабжающей централизованной системы являются магистральные трубопроводы (от генерирующих источников до центральных тепловых пунктов). Контрольный пакет этого подразделения должен принадлежать муниципальным властям. Во-первых, в больших объемах производятся работы на коммуникациях на территории города с необходимостью согласования со всеми службами. Во-вторых, невозможно инвестирование развития города без учета ситуации с коммуникациями (возможностями, рисками и т.д.). В-третьих, магистральные трубопроводы АО Тер-моком должны обеспечивать бесперебойность теплоснабжения города. Генерирующие тепловую энергию объекты должны получить неограниченный технический доступ к магистралям, причем должен поощряться подвод к районному комплексу трубопроводов тепла не менее чем от двух независимых источников.

 

Необходимо передать на баланс СЕТ-2 трубопровод, подсоединяющий к газовой магистрали, замену газовых счетчиков и счетчиков тепловой энергии.

 

Чтобы остановить цикл массового разрушения и сохранения централизованной системы (SC), требуется изменить методологию установления цен на поставку теплоэнергии, доставленной централизованным образом, которая исходит из режима когенерации, требуется новая менеджериальная политика, при которой обслуживание теплосетей и транспортировка теплоносителя будут выполняться специализированным предприятием с небольшим количеством работников.

 

Путем заключения прямых договоров м. производителем и потребителями, с одной стороны, м. производителем и транспортировщиком

 

- с другой, будут обеспечиваться своевременная оплата и накопление соответствующих сумм без

 

посредников.

 

Необходимо снизить расходы на обслуживание административного персонала, создание условий труда и внедрение системы оплаты согласно конечным результатам.

 

Для создания заинтересованности потребителей в снижении потерь тепла в блоках с централизованным теплоснабжением необходимо снизить тарифы на потребляемую энергию в результате экономичности топливных ресурсов, уменьшения потерь теплоэнергии при производстве, передаче и распределении тепловой энергии, необходимо всячески поддерживать использование возобновляемых и вторичных источников энергии.

 

Необходимо решить технические, экономические и тарифные задачи в целом для всей энергосистемы, которые будут осуществляться на базе оптимизации и технико-экономических обоснований по критерию минимума интегральной стоимости тарифа на энергию, учитывая возможности оплаты и перспективы развития муниципальной и национальной экономики. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ

 

Организовать инвентаризацию систем учета от подачи газа до потребления тепла и электроэнергии на всех предприятиях энергокомплекса с целью обеспечения теплового баланса и снижения потерь на всех элементах системы. Создать информационную систему сбора показателей всех приборов учета и других параметров системы с регистрацией показателей с целью определения нарушений в системе теплоснабжения и определения ответственности за эти нарушения.

 

Создать совместно с проектными организациями базу данных по всем объектам потребления тепловой энергии и базу данных по производству, транспортированию и распределению тепла м. потребителями.

 

7.МЕРЫ ПО УЛУЧШЕНИЮ ТЕПЛОИЗОЛЯЦИИ ЗДАНИЙ

 

Эффективность использования тепловой энергии зависит не только от технических систем генерации и передачи тепловой энергии к потребителям, но и от технического состояния технологического оборудования потребителей и соответствующих зданий. В соответствии с расчетами тепловые потери одного здания в среднем распределяются следующим образом: окна - 35%, стены - 30%, лестничные площадки - 10%, остальное - канализация, подвалы, потолки. Проекты существующих зданий не соответствуют критериям минимальных потерь для отопления и не дают гарантию на качественную тепловую изоляцию.

 

Основным критерием выбора сооружения и типа здания, при прочих равных условиях, должен быть минимальный срок окупаемости инвестиций, вложенных в здания и их системы снабжения электрической и тепловой энергией, водой и канализацией. Одновременно с большим ростом цен на импортируемое топливо возросли и расходы на отопление и снабжение горячей водой. В то же время большинство материалов для строительства являются местными. Необходимо пересмотреть не только нормативы сооружения, но и улучшения конструкций существующих зданий.

 

Большое количество солнечных дней в Республике Молдова (250-300 в год) позволяет максимально использовать солнечную энергию для отопления и горячего водоснабжения. В этих целях крыши зданий, стены и другие элементы должны быть спроектированы так, чтобы совмещались функции элементов конструкций и гелио-теплоустановок.

 

Внимание должно быть уделено использованию тепла канализационных (вод зданий с помощью тепловых насосов.

 

С помощью тепловых насосов целесообразно осуществлять также дополнительный отбор тепла от теплоносителя в обратных магистральных теплопроводах теплосетей. Снижение температуры в возвратных трубопроводах до уровня окружающей среды позволит изготавливать эти трубы из пластмассы и допускать их размещение непосредственно в земле, без каналов и теплоизоляции либо с облегченной изоляцией. Расходы на эксплуатацию тепловых насосов будут полностью окупаться за счет сокращения потерь и потребления энергии на> передачу теплоносителя.

 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

 

Централизованная система (SC) снабжения тепловой энергией имеет прямое влияние на окружающую среду из-за теплового загрязнения, выбросов продуктов сгорания, сточных вод, загрязнения подземных вод, акустического и эстетике-визуального загрязнения. Избыточное тепловое загрязнение обусловливается повышенными потерями тепла вдоль трасс и массовыми утечками теплоносителя.

 

Для соблюдения экологических требований необходима реализация комплекса мер по устранению причин, приводящих к превышению установленных нормативов.

 

Деградация системы централизованного теплоснабжения создала такую ситуацию, когда население произвольно начало монтаж автономных котлов на уровне отдельной квартиры или многоэтажного жилищного блока. Эти действия имеют ряд негативных последствий:

 

- Сети снабжения жилищных блоков природным газом не были спроектированы для такого повышенного потребления;

 

- В зимние месяцы, когда население максимально потребляет природный газ, давление газа снижается до погашения пламени и в отсутствии надзора может привести к реальной пожарной ситуации;

 

- В жилищных блоках отсутствуют дымоходы, а вытяжные трубы не позволяют осуществлять эвакуацию газов. Одной из возможностей является установка дымоходов на внешней стене жилищного блока. но это является неприятностью для жильцов и эстетическим визуальным загрязнением среды;

 

В большинстве случаев газы выводятся через стену без трубы непосредственно в жилой зоне, что ухудшает санитарное состояние жилья.

 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ
УВРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ

 

Энергокомплекс представляет собой единую систему, состоящую из взаимозависимых элементов

 

• Приобретение топлива и электроэнергии;

 

• Производство электрической и тепловой энергии;

 

• Транспортирование энергии к получателям;

 

• Распределение энергии у получателей;

 

• Продажа энергии экономическими агентами друг другу и потребителям;

 

> Coop и аккумулирование денежных средств, полученных от потребителей;

 

• Распределение полученных средств на системы, закупку топлива и инвестиции в систему.

 

Основные участники системы теплоснабжения

 

• Отраслевые поставщики энергоносителей и электроэнергии;

 

• Экономические агенты государственной, муниципальной и частной собственности - производители тепловой и электрической энергии;

 

> Экономические агенты, транспортирующие и распределяющие энергию;

 

• Услугодатель • экономический агент, который предоставляет потребителям коммунальные услуги;

 

• Потребители коммунальных услуг: управляющий жилищным фондом - муниципальное предприятие (МП) по эксплуатации жилищного фонда, ЖСК, Ассоциация совладельцев в кондоминиуме, общество владельцев приватизированных квартир, собственник жилья, арендатор нежилых помещений и наниматель жилого помещения и др.;

 

• Физические лица, представляющие МП и ведущие учет и распределение стоимости услуг м. потребителями;

 

• Физические лица, представляющие услугодателя и контролирующие, как ведется учет и распределение стоимости услуг;

 

• Банки, собирающие оплату за коммунальные услуги;

 

• АО ИНФОКОМ - получатель и распределитель денежных средств, полученных за коммунальные услуги.

 

Управляющее воздействие в настоящее

 

В настоящее время управляющее воздействие на энергокомплекс оказывают и Правительство, и Министерство экологии, строительства и благоустройства территории, и Министерство энергетики, и примэрия муниципия Кишинэу, и руководство отраслевых экономических агентов (Молдова-газ, Молдэлектрика, Union Fenosa и т.д.). В результате осуществляется множество затрат, но нет положительного результата.

 

Необходимо четко определить, кто за что несет ответственность и какие имеет полномочия. Функции муниципалитетов в энергетическом [ менеджменте можно подразделить на следующие:

 

а) потребитель энергии - это обеспечение энергией муниципальных зданий; зданий, которыми управляют муниципальные предприятия; предприятий, которые оказывают муниципальные услуги;

 

б) производитель и поставщик энергии, в том числе производство, транспортирование и распределение тепловой энергии; организация производства энергии от возобновляемых источников;

 

в) регулятор и инвестор в энергокомплекс, в том числе путем реализации функций по планам застройки города; экологии и благоустройству; инфраструктуре; транспортному планированию; местным нормам и сборам:

 

стным нормам и сборам;

 

г) ист. мотивации путем развития поощрительных программ за энергосбережение за счет утепления зданий; создание кондоминиумов; аккумулирование тепловой энергии; использование солнечной энергии; использование тепловых насосов; автоматизация подачи тепловой энергии в ЦТП и в дома.

 

Ключевую роль в управлении системой теплоснабжения играет примэрия

 

В основном к полномочиям и обязанностям примэрии относятся:

 

Определение стратегии развития системы теплоснабжения мун. Кишинэу.

 

Защита интересов потребителя перед ественными монополиями:

 

• Примэрия отстаивает минимальные тарифы на продажу тепловой, электрической энергии, газа и воды населению и экономическим субъектам путем контроля финансового состояния монополистов;

 

• Предотвращает нарушения экологических параметров окружающей среды путем введения экономических барьеров (местных сборов) на пути техногенного воздействия на атмосферу, воду, почву и другие элементы среды;

 

• Оказывает поощрение конкуренции среди поставщиков тепловой энергии с целью снижения конечной её цены (тарифа).

 

Изыскание инвестиций в энергокомплекс муниципия и определение задач, местоположения и технических условий для инвесторов.

 

Организация работы по сокращению затрат на тепловое потребление:

 

• Создает и управляет системой поощрения по

 

энергосбережению;

 

• Обеспечивает контроль прозрачности и снижения расходов теплоснабжающих организаций;

 

• Определяет ответственность всех участников теплоснабжающей системы на территории муниципия Кишинэу;

 

• Реорганизует систему ответственности теплоснабжающих организации за подачу отопления, горячей и холодной воды в многоэтажные дома и систему поощрения населения за предварительную или своевременную оплату за оказываемые услуги.

 

Реорганизация системы управления жилищ-но-коммунальным хозяйством (проведение жилищ-но-коммунальной реформы) с целью создания четкой ответственности за взаимоотношения м. потребителем и поставщиками услуг при общем снижении затрат на муниципальных предприятий и определение их ответственности за отопление, подачу горячей и холодной воды.

 

Организационное улучшение структуры управления

 

Для кардинального решения проблем теплоэнергетического сектора муниципия Кишинэу необходима координация управления и осуществления политики в этой области с организациями, обеспечивающими снабжение потребителей и другими видами энергии и энергоносителей, в частности природным газом, твердым топливом, электроэнергией, водой.

 

Организации по производству энергии, передаче и распределению по многим причинам оказались в разных условиях и состояниях, в первую очередь различны нормы прибыли. В результате некоторые из предприятий энергокомплекса, которые функционируют в том же технологическом цикле, находятся в состоянии банкротства, в то время как другие - в удовлетворительном или даже хорошем финансовом состоянии, имея большую прибыль. Благоприятная ситуация последних - временная, так как из-за повышенных тарифов за услуги, являющихся составной частью полного тарифа на энергию, последний повышается, что ведет к сокращению потребления энергии и снижению уровня благосостояния населения.

 

Как средство предлагается создание координационного органа по энергетике в виде организации на правах акционерного общества АО Киши-невэнерго или другого управляющего органа, цели которого будут координирование деятельности предприятий, энергокомплекса, производящих энергию, и организаций по снабжению водой и природным газом, контроль их влияния на муниципальную экономику путем установления тарифов на таком уровне, который обеспечил бы развитие экономики и улучшение материальной и социальной ситуации населения.

 

В состав АО Кишиневэнерго должны войти первые лица от организаций - экономических агентов, участвующих в снабжении энергией, водой и природным газом, и представители потребителей. АО Кишиневэнерго будет создавать структуры и рабочие группы, в которых будет работать и часть штатных служащих, функции которых будут состоять в анализе экономического развития муниципия, цен на воду, энергию, топливо и материалы, экономической ситуации соответствующих организаций и платежеспособности потребителей. Его деятельность будет согласована с высшим руководством муниципия.

 

Возможно создание единой энергоснабжающей компании, в которой потребители будут акционерами, причем они должны иметь контрольный пакет.

 

С целью обеспечения теплом проблемных районов необходимо создать 3-4 мини-электростанции с комбинированным ц. сжигания топлива. Одновременно привлечь инвесторов для реконст рукции генерирующих тепло- и электроэнергию объектов, в том числе в настоящее время не задействованных в единой системе тепловых сетей города (котельные АО Пиеларт и др.). Провести агресс. маркетинг и увеличить объемы продаж централизованного тепла.

 

Одним из важнейших вопросов успешного управления работой теплоэнергетического комплекса является организация схемы финансовых потоков за поставленную и потребленную тепловую энергию.

 

В настоящее время основные производители тепловой энергии продают ее промежуточной организации АО Термоком, которая отпускает тепловую энергию потребителям фактически через другую промежуточную организацию • Инфоком, которая непосредственно вступает в финансовые отношения с потребителями, представленными в виде различных групповых организаций, экономических агентов, юр. или физ. лиц. Фактически АО Термоком поставляет теплоэнергию и отвечает за техническое состояние сетей и качество поставляемых теплоносителей. но денежные средства за потребленные энергоресурсы собирает V потребителей организация-посредник Инфоком , которая перечисляет деньги в АО Термоком, а АО Термоком отчисляет положенную часть средств производителям тепловой энергии.

 

Такая схема взаимоотношений м. производителями теплоэнергии и потребителями не отвечает современным требованиям и условиям рыночных отношений.

 

Необходимо задействовать схему прямых до говорных отношений производитель тепловой энергии - потребитель в части пост * теплоносителей и обратную, также прямую, схему финансовых потоков 'потребитель - производитель тепловой энергии. Все остальные необходимые для обслуживания такой схемы организации будут на правах экономических агентов, оказывающих необходимые производителю энергоносителей услуги в решении его главной задачи - осуществлять качественную, надежную и недорогостоящую поставку тепловой энергии и горячей воды.

 

В такой схеме могут работать децентрализованные системы и автономные источники пост * тепловой энергии.

 

1 МЕНЕДЖМЕНТ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО
ФИНАНСОВЫХ ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ

 

1 Резервы действующей системы теплоснабжения в муниципии Кишинэу и мероприятия по их использованию для улучшения финансового положения отрасли

 

В настоящее время менеджментом тепловой энергии в мун. Кишинэу в области закупки топлива, производства тепловой энергии, её распределения, сервиса системы у потребителя, учетом и сбором платежей за тепловую энергию, разработкой нормативов занимаются множество организаций и предприятий, акционерные и частные компании различных ведомств, министерства, Примэрия и т.д.

 

Отсутствуют законодательные рамки, в которых должны действовать все экономические агенты. Действующее законодательство, ведомственные положения в энергетике (бывш. Молдглавэнерго) и в коммунальном хозяйстве (бывш. Минжилкомунхоз) устарели и не соответствуют нынешним реалиям.

 

Это привело к тому, что единый цикл закупки топлива, производства энергии, распределения и потребления ее разорван как по материальному потоку, так и по обратному денежному потоку (от потребителя к закупке топлива и поддержанию системы в рабочем состоянии).

 

Более того, на отдельных этапах существующие монопольные связи позволяют диктовать свои условия, зачастую разрушая действующую систему. Так, перекрывая подачу газа на СЕТ-1, СЕТ-2, котельные АО Термоком и АО Молдова-газ фактически заставляют потребителя отказаться от централизованного теплоснабжения и перейти на индивидуальное газовое, увеличивая свой рынок и свои доходы.

 

Так же действует компания Union Fenoza, отключая насосные АО Термоком во время сезона подачи горячей воды, стимулируя переход на электрические бойлеры.

 

Такие действия монополистов заставляют потребителя делать инвестиции в соответствующие системы, увеличивая свои затраты на коммунальные услуги (стоимость электроэнергии более чем в 4 раза выше стоимости горячего водоснабжения (ГВС) от централизованной системы теплоснабжения (ЦТ), что, в свою очередь, увеличивает затраты оставшихся потребителей централизованного тепла.

 

Растет и число автономных котельных, которые строятся без предварительной проработки в кварталах, насыщенных централизованными трубопроводами, в том числе где они только что заменены на современные предварительно изолированные пенополиуретаном за счет кредита Европейского Банка реконструкции и развития.

 

Это,, увеличивает выбросы дымовых газов в атмосферу, нарушает экологию, причем в основном в центральной части города. На автомобильные выбросы взимается налог, такой же налог или сбор необходимо ввести и на выбросы из оборудования, работающего на газе и других видах топлива, установленного на котельных, в домах и квартирах, отключенных от ЦТ. Эти средства, как и средства из других источников, могут составить Фонд поддержки централизованного отопления.

 

Он может использоваться и генерирующими предприятиями ЦТ (СЕТ и котельными), которые, не имея оборотных средств, не могут накопить альтернативные объемы топлива, делать необходимые инвестиции в снижение себестоимости и тарифов на тепловую энергию.

 

В последнее время активно пропагандируется идея разрушения централизованного теплоснабжения и строительства автономных котельных. Видимый эффект при этом действительно есть, если не сравнивать стоимость проданной энергии с затратами топлива на выработку энергии (при совместном производстве тепловой и электрической энергии и только тепловой).

 

Расчеты показывают, что объем продаж при сжигании одинакового количества топлива для комбинированной выработки электрической и тепловой энергии в 2,1 раза больше, чем при сжигании его в котельной для выработки только тепла. Для СЕТ г. Кишинэу в отопительный сезон объем продаж энергии достигает 1,95 лея при сжигании 1 куб. м природного газа, а на Скулянской котельной он составляет 0,9 лея. перевод отопления на автономные котельные кроме первоначальных огромных затрат на капиталовложения приводит и к удорожанию при эксплуатации. Для Кишинэу это ежедневные потери дохода в 5 млн. леев в сутки, или 500 млн. леев за отопительный сезон.

 

Как показано выше, в коммунальном хозяйстве, да и в энергетике в Республике Молдова снизился технический уровень по сравнению не только с западными странами, но и со странами СНГ (Россия, Украина), Прибалтикой. Практически в этой области не финансируются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИ-ОКР). Действует Схема теплоснабжения города Кишинева, разработанная так же в 1983 г. (небольшая последняя корректировка проводилась в 1991 году). Многие широко применяемые технические решения не используются, а выделяемая техническая помощь и кредиты используются без учета достижений и тенденций в мировой практике.

 

Так, только за последнее время полученный грант в 300 тыс. долларов США был использован для разработки стратегии, которая не была одобрена Министерством энергетики, Министерством экономики, Примэрией мун. Кишинэу, Институтом энергетики АН РМ и др., но все равно принимается для реализации, что приведет не только к огромным затратам (410 млн. долларов США), но и к разрушению действующей системы теплоснабжения, разрушению генерирующих тепловую энергию предприятий, да и многоэтажного жилищного фонда.

 

Нерационально использован и кредит в 5 млн. долларов США, полученный от Европейского Банка реконструкции и развития (ЕБРР).

 

Это свидетельствует о том, что в Республике Молдова, в том числе в муниципии Кишинэу отсутствует единая продуманная политика в области теплоснабжения, что ведет к серьезным техническим и социальным последствиям.

 

Серьезным препятствием нормальному управлению тепловой энергией является отсутствие прямой административной и финансовой ответственности существующих бригад при муниципальных предприятиях (МП) за качество, количество поставляемой тепловой энергии в отоплении и ГВС. Это приводит к тому, что потребитель, не имея прямого договора с поставщиком тепловой энергии, зависит от посредника, МП, который управляет, но не несет никакой ответственности за поставку тепловой энергии потребителю и экономически не заинтересован ни в энергосбережении, ни в качественном содержании участка тепловых сетей, находящихся ведома*; А эта часть системы, включая радиаторы в квартире, в большинстве случаев находится под большим давлением сетевой воды (зависимое подключение отопления домов) и является неотъемлемой и важнейшей частью системы циркуляции. Любая несанкционированная врезка, изменение размещения радиаторов, подключение и отключение изменяют гидравлическое сопротивление сети и работу всей системы. Необходимо срочно реорганизовать это звено управления тепловой энергией.

 

К другим серьезным срывам приводит наличие отдельной системы расчета и сбора платежей за тепловую энергию. Это осуществляет АО Инфо-ком. Не контролируя положение у потребителя (строительство встроенных торговых, аптечных и других точек, аренду подвальных и пристроенных к домам помещений, сдачу в аренду квартир, изменение числа жильцов в квартире и т.д.), АО Инфо-ком не несет финансовой ответственности перед поставщиком тепловой энергии. Это приводит к значительным злоупотреблениям, увеличению нагрузки населения по оплате тепловой энергии и соответственно к неплатежам.

 

АО Термоком необходимо объединить коммерческие службы учета и контроля с оформлением платежных документов и придать им статус организации, оказывающих на основе договора услуги производителям тепловой энергии в решении ими задач доставки потребителям энергоносителей, осуществляемой по прямым договорам с потребителями. Это позволит снизить потери денежных средств, быстрее получать оплату за тепловую энергию, уменьшить число лиц, управляющих денежными потоками, и, следовательно, злоупотребления в этой сфере.

 

Значительный перерасход тепловой энергии возникает из-за централизованного управления температурой теплоносителя, что вызывает большие так называемые перетопы, когда в отдельных микрорайонах отапливается окружающая среда за счет открытых форточек, окон и т.д. Это не может не происходить из-за повышенной температуры у генерирующего источника. Отсутствие погодных регуляторов в центральных тепловых пунктах (ЦТП) не позволяет сократить эти потери. Их производство может быть освоено на любом предприятии электронного профиля. Кроме того, работа таких регуляторов позволит получать необходимую температуру сетевой воды на большем расстоянии от источника и снизит затраты электроэнергии на перекачку.

 

Затраты энергии на перекачку определяются как гидравлической схемой ЦТ, так и составом насосов, участвующих в цикле. Анализ работы сетевых насосов на СЕТ-1 демонстрирует, что затраты на перекачку 1 Гкал на 1-й ступени достигают 18 леев (2000 г.).

 

В связи с резким сокращением продаж тепловой энергии (в 3 раза по сравнению с проектными величинами) затраты электроэнергии становятся определяющими в стоимости услуг АО Термоком.

 

Снижение этих затрат возможно за счет применения преобразователей частоты, позволяющих регулировать число оборотов электродвигателя насосов, имеющих пологую характеристику.

 

В сезон отопления 1999/2000 гг. работало 16 насосных станций (НС), и за 2000 г. было затрачено 18,8 млн. кВт.ч на сумму 12,22 млн. леев (около 9 леев на перекачку 1 Гкал). Отсутствие учета часов работы каждого насоса свидетельствует о невозможности для персонала заниматься анализом и сокращением расхода электроэнергии на перекачку 1 Гкал тепла.

 

Определение температурного графика на каждые сутки с целью рационализации расхода тепла связано с величиной затрат на перекачку и количеством включенных насосов.

 

Перерасход тепловой энергии происходит и из-за недостаточной изоляции квартир в зимний период, что предопределено действующими Строительными Нормами и Правилами (СНиП). Плохо изолированы или вообще не изолированы коммуникации в домах, подвалах, на трассах и т.д. Применяемые типы изоляции имеют высокий k теплопроводности и продуцируют большие потери.

 

Необходимо создать систему поощрения за экономию тепловой энергии, что позволит сократить расход энергоносителей по муниципию.

 

необходимо также активизировать работу агресс. маркетинговых служб, а там, где их нет, - срочно создать. Им необходимо проводить рекламные PR-акции с целью увеличения рынка услуг, снижения потерь и другие мероприятия, позволяющие снизить себестоимость тепловой энергии.

 

Значительно снижает стоимость продаваемой тепловой энергии и использование тепла обратного трубопровода. Такое тепло можно использовать напрямую (теплицы, грибницы и другие подобные объекты), и с использованием тепловых насосов, позволяющих повысить температуру теплоносителя на 60 градусов и обеспечить теплом отдельный дом, предприятие или группу домов через ЦТП или другую систему распределения. (k термотрансформации может составлять более 1:7 м. затратами энергии и полученной энергией в результате работы такой системы).

 

Предприятиям энергетики необходимо входить в такие проекты, искать и находить рынок сбыта своей продукции. Это тем более необходимо, 1ак как снижение величины температуры сетевой воды, возвращаемой на теплоэлектроцентраль увеличивает выработку электроэнергии на теплофикационной турбине(СЕТ-1 на 0,6%, на конденсационной турбине, СЕТ-2 на 0,36%), что позволяет снизить себестоимость тепловой энергии, а затем и тарифы на нее. АО Термоком необходимо установить с СЕТ порядок поощрения за снижение температуры возвращаемой сетевой воды.

 

в системе менеджмента необходимо создать систему управления спросом у потребителя, что приведет к значительному снижению перерасхода тепловой энергии.

 

Серьезной проблемой является неполный инструментальный учет тепловой энергии (при её продвижении от сжигания топлива до потребителя) и затрат на собственные нужды в генерирующих, транспортирующих предприятиях, включая насосные станции (НС), распределительные и потребляющие участки продвижения тепловой энергии. Это приводит к отсутствию теплового и массового баланса в целом по системе, ошибкам при учете, платежах и другим негативным последствиям.

 

Необходимо провести инвентаризацию всех участков коммерческого и технологического учета с дополнительной установкой тепловых счетчиков, счетчиков мотор-часов энергоемкого оборудования, счетчиков электрической энергии на всех участках и т.д.

 

Во многом бы улучшился менеджмент путем создания и использования математической модели производства, распределения тепловой энергии, сервиса системы и платежей м. всеми участниками цикла.

 

Анализ мирового опыта демонстрирует, что более эффективно вкладывать финансовые средства в совершенствование действующих систем, используя системы энергосбережения, чем в строительство новых мощностей.

 

10. Энергосбережение

 

Опыт стран, ведущих переоснащение энергетических и коммунальных систем отопления как в СНГ (Россия, Украина и др.), так и в Западной Европе (наилучший опыт по централизованному теплоснабжению имеется в Дании, где работают 6 исследовательских центров), демонстрирует, что на уровне современных технических и управленческих возможностей, возможно, сократить расход топлива фактически в 2 раза.

 

В системе подачи природного газа на ГРС-1 не используется перепад давлений от магистрального трубопровода (давление в летний период равно 35-50 атм) до 12 атм в трубопроводах, подающих природный газ в город.

 

Такая разность давлений позволяет использовать детандер с генератором и вырабатывать электрическую энергию. Кроме того, при дросселировании будет получено значительное количество холода, который может быть использован для сохранения сельскохозяйственной продукции для муниципия.

 

Значительные резервы имеются и при сжигании топлива на теплоэлектростанциях и в районных котельных (новые типы горелок, снижение затрат энергии на собственные нужды, снижение потерь за счет использования возвращаемого конденсата и др.).

 

По данным АО Термоком, потери при передаче пара потребителям составляли до 60%.

 

Наиболее важным для повышения соблазнительности ЦТ являются обеспечение надежности и улучшение параметров отпускаемой тепловой энергии.

 

Внедрение систем теплового аккумулирования для отопления помещений позволяет решить часть этих задач.

 

Строительство аккумуляторов различного типа эффективно при работе ЦТ и при автономном теплоснабжении.

 

В будущем значение теплового аккумулирования преобразованной энергии (АЭ), используемой при обогреве помещений и производстве горячей воды для бытовых нужд, так же более возрастет.

 

10. Возможности увеличения объема продаж и улучшения качества отпускаемой тепловой энергии

 

Анализ демонстрирует, что значительное время оборудование генерирующих тепловую энергию мощностей не используется. Этот рынок активно занимается газовыми и электрическими компаниями.

 

Не продается горячая вода населению, не используется тепло обратных трубопроводов. Часть котельных города не имеет связи с системой трубопроводов АО Термоком' и тратит топливо, в то время как более эффективные теплоэлектроцентрали не имеют потребителей тепла. Необходимо выполнить экономические расчеты для обоснования протяженности магистральных трубопроводов при определенной величине температуры сетевой воды в подающем трубопроводе и откорректировать температурный график в зимний и летний периоды.

 

С помощью погодных регуляторов на ЦТП можно снизить и перетопы. Такая система позволяет снизить начальную температуру сетевой воды на генерирующем источнике без ухудшения условий отопления у потребителя. При нынешней системе снижение начальной температуры сетевой воды на СЕТ или котельной с целью снижения перетопа и экономичности топлива приводит к снижению температуры воздуха в квартире или помещении потребителя и, как результат, к отказу от оплаты за некачественное отопление.

 

СНиП предполагает температурный график с параметрами сетевой воды у источника на подаче 130°С и на обратном трубопроводе 70°С. Такие параметры по разным причинам в системе энергокомплекса Кишинэу не поддерживаются. Реальные температуры, поддержание которых связано с экономией расхода газа и необходимостью вернуть на СЕТ сетевую воду с температурой около 450C, не позволяют получить необходимый перепад температур в отдаленных от генерирующего тепловую энергию источника (Верхние Буюканы, Телецентр, Верхняя Ботаника). Решить эту проблему можно двумя способами:

 

Повысить начальную температуру.

 

Смонтировать на расчетной длине трубопровода L тепловой насос для подогрева сетевой воды и аккумулятор (при большом расходе - мини-электростанцию).

 

Предлагаемый тип температурного графика свидетельствует о технических возможностях системы г. Кишинэу не только обеспечить комфортные температуры у потребителей действующей ЦТ, но и обеспечить подключение к распределительной системе трубопроводов котельных Аграрного университета, больницы в Костюженах, городка Аэропорта и ряда других объектов, что позволит лучше загрузить мощности по теплу, снизить расход природного газа и увеличить поступление финансовых средств производителям и поставщикам теллоэнергии и горячей воды. увеличение загрузки системы возможно за счет технических мероприятий в действующей системе без ее разрушения.

 

Энергосбережение и внедрение современных технологий являются источником получения дополнительных средств в системе теплоснабжения.

 

Существующий перерасход топлива в действующем энергокомплексе мун. Кишинэу достигает 50%. Снижение этих потерь на 20% позволит получить 8-10 млн. долларов США в год, которые могут быть направлены на финансирование Программы.

 

Всего на выполнение основных мероприятий необходимо около 90 млн. долларов США.

 

за 10 лет она может быть профинансирована за счет энергосбережения.

 

При получении дешевых кредитов или более интенсивном снижении потерь сроки могут быть сокращены.

 

1 НАУЧНОЕ И ПРОЕКТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ ТЕПЛОСНАБЖЕНИИ

 

Совместно с Правительством провести научные исследования и спроектировать дома, группы домов, районы максимального энергоэффективного потребления в виде пилотных проектов. Привлечь для этого финансовые средства международных и местных инвесторов. Для этого создать комплексный отдел при ИЭ АН РМ.

 

Для успешного осуществления концепции развития систем теплоснабжения мун. Кишинэу необходимо использовать лучший накопленный опыт и новые разработки в данной области, имеющиеся как в республике, так и за ее пределами.

 

Теплоснабжение является комплексной проблемой, охватывающей большой спектр вопросов технического, технологического, экономического, тарифного, экологического и социального характера.

 

В данной области необходимы разработка и последующая реализация специальной программы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с выделением соответствующих целевых средств на ее выполнение.

 

Важно сотрудничество в проведении совместных исследований по данной тематике с организациями других стран, которые накопили положительный опыт и выполняют новые научные разработки в энергетике и теплоэнергетике, в частности.

 

В республике имеется ряд научно-исследовательских и проектных организации, которые необходимо привлечь для участия в указанных работах.

 

Важными в новых условиях являются вопросы выполнения проектных работ силами проектных организаций республики. На базе существующих научных и проектных организаций необходимо создать научно-проектную ассоциацию или другую форму объединения усилий специалистов.

 

Необходима также целевая работа по подготовке специалистов, способных выполнять работы в области теплоэнергетики, систем теплоснабжения, информационных систем и управления.

 

Разработанная концепция определяет основные направления работ по поддержанию в рабочеспособном состоянии и развитию системы теплоснабжения мун. Кишинэу.

 

Главными техническими направлениями являются:

 

- сохранение и развитие системы централизованного теплоснабжения в зоне охвата основными источниками тепловой энергии;

 

- развитие на основе технико-экономических обоснований систем децентрализованного и автономного теплоснабжения;

 

- модернизация магистральных и распределительных тепловых сетей, способных обеспечить доставку теплоносителей к потребителям с необходимыми параметрами и бесперебойно;

 

- автоматизация систем теплоснабжения, оснащение измерительными приборами, создание информационных систем управления и контроля.

 

Главные экономические направления:

 

- совершенствование тарифной политики;

 

- сокращение непроизводительных расходов;

 

- организация прямых финансовых отношений м. производителями тепловой энергии и потребителями.

 

Основными организационными мерами являются:

 

- приведение организационно-управленческой структуры в соответствие с технологической схемой обеспечения теплоснабжения;

 

- упразднение посреднических промежуточных непроизводственных структур;

 

- организация новой формы управления энергетическим комплексом мун. Кишинэу.

 

Настоящая концепция является основанием для разработки комплекса конкретных мероприятий и принятия решений по практическому развитию системы теплоснабжения мун. Кишинэу.

 

Литература

 

Концепция развития теплофикации в муниципии Кишинэу. М.Киросак, А.Зубатый, В.Постол эти, Институт энергетики АН РМ. Кишинэу, 2002, стр. 21.

 

Концепция направлений развития и перспективы оптимизации системы теплофикации муниципия Кишинэу. Н.Максим, В.Постолати, А.Гуцу. Кишинэу, 2002, стр. 15.

 

Концепция системы обеспечения тепло-энергией (КСОТ). Фирма AFNand Romany Gaz Group, декабрь 2001.

 

4.Предложения АО ТЭЦ-Г по поводу 'Развития и перспективы оптимизации системы теплофикации в муниципии Кишинэу'. Л.Белински, № 01-11/2-253, 12.10.2001.

 

5.0 разработке Концепции оптимизации и развития системы снабжения теплом муниципия Кишинэу', предложение АО 'ТЭЦ-2* (Михай Черней) №43/1395 от 05.12.2001.

 

6.0 разработке Концепции оптимизации и развития системы снабжения теплом муниципия Кишинэу, предложение АО Термоком (Александру Фтомович) № 37/3569 от 16.11.2001.

 

7.0 разработке Концепции оптимизации и развития системы снабжения теплом муниципия Кишинэу', предложение Жилищного управления (Штефан Оанча) № 01-12/667 от 21.11.2001.

 

8.0 разработке Концепции оптимизации и развития системы снабжения теплом муниципия Кишинэу', предложение АО Апэ-канал Кишинэу' (Константин Бекчиев) №01-2287 от 15.10.2001.

 

В.М.ПОСТОЛАТИЙ, доктор-хабилитат

 

технических наук, член-корреспондент

 

Академии наук, главный научный

 

сотрудник Института энергетики

 

Источник: www.rosteplo.ru

 



Новая страница 1. Необходимость и бремя свободы. Тариф все спишет. Энергетика Севера.

На главную  Управление энергией 





0.0067
 
Яндекс.Метрика