Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Управление энергией 

Новая страница 2

Международные проекты в области изменения климата движутся от пилотной стадии к стадии кредитования

 

Галанов В.Ф., ОГУП Энергосбережение

 

цикл, связанный с Конвенцией по глобальному изменению климата, постепенно переходит в практическую плоскость. Международные проекты в области изменения климата движутся от пилотной стадии к стадии кредитования.

 

Тема Киотского протокола на данный момент у всех на слуху, однако, вряд ли многие осознают свою непосредственную причастность к этой проблеме. Многим она кажется далекой, очевидно по этой причине в большинстве регионов до климатической проблемы пока руки не доходят... А м. тем проблема изменения климата действительно имеет глобальный характер, представляет интерес практически для всех, включая политиков, экологов, предпринимателей, представителей власти и неправительственных организаций.
Думай глобально - действуй локально

 

Рамочная конвенция об изменении климата (РИК) и следующие за ней соглашения, в том числе и протокол, составленный в Киото в 1997 году, определили четкие границы для каждой из стран, подписавших эти документы. на данный момент Россия имеет определенный запас по отношению к лимиту выбросов, установленному Киотским протоколом. Этот запас обусловлен чрезвычайными политическими, экономическими и социальными усилиями, изменившими стратегию развития страны, конверсией производственных мощностей, в том числе военно-промышленного комплекса и энергетики.

 

В обеспечении достойного развития современной цивилизации Россия является крупнейшим экологическим партнером.

 

На территории Российской Федерации сосредоточено около 23 % всех лесов планеты, Россия производит фактически 17 % всего объема парниковых газов, а Челябинская область входит в пятерку самых эффективных, с этой позиции регионов.

 

Квоты на выбросы парниковых газов были установлены Киотским протоколом исходя из фактического уровня выбросов 1990 года.

 

Например, обязательства стран на период 2008-2012 годов в процентах от уровня 1990 года выглядят следующим образом: США - 93 %, дефицит составит 9 000 млн т СО2, Канада - 94 %, Япония - 94 %. Для стран Западной Европы - 92 %. При этом затраты на сокращение одной тонны выбросов парниковых газов для этих стран составляют: США и Канада примерно 20..50, Япония 100...300, Европа 60...200 долларов США.

 

Чтобы выполнить обязательства индустриального развития, страны должны затратить десятки миллиардов долларов на соответствующие мероприятия.

 

Существует принцип. возможность сокращения затрат за счет использования механизмов, предусмотренных Киотским протоколом. Например, за счет торговли квотами, значит правами на выбросы парниковых газов. В частности, Российская Федерация может предложить до 3 млрд. т СО По имеющимся оценкам, стоимость одной тонны в 2008-2012 годах ненамного превысит 10 долларов за тонну. В этом плане крайне важным представляется определение стратегических положений по использованию накопленного преимущества России в ограничении парниковых выбросов, создание институциональных основ для реализации имеющихся возможностей.

 

В основу национальной законодательной базы по обеспечению возможности торговли квотами можно положить следующее правило: собственность на квоту для торговли или обмена допустимым объемом выбросов парниковых газов образуется у того, кто несет издержки за мероприятия по сокращению выбросов.

 

В частности, для компаний энергетического комплекса - это снижение выбросов, прежде всего, из-за мероприятий по энергосбережению, применение энергоносителей, дающих меньший выброс на единицу генерируемой энергии. Для муниципалитетов и регионов - это снижение выбросов предприятиями и коммунальным хозяйством за счет соответствующих мер при бюджетном финансировании. Кроме того, в собственности государства, регионов, муниципалитетов и компаний должен находится объем стоков парниковых газов, организованный за счет специальных мер по лесопосадкам и содержанию леса. Возможная правовая схема регулирования проблем, связанных с собственностью на допустимые квоты выбросов парниковых газов, представлена в Концепции Закона Российской Федерации Об ограничении выбросов газов, создающих парниковый эффект.

 

Для регионов более важна российская, внутренняя часть глобального цикла. В том числе формирование законодательной базы, разграничение полномочий м. центром и регионами по климатической деятельности. Эта работа началась, например, в Комитете по экологии Государственной думы РФ, в некоторых аналитических и исследовательских организациях, в частности, в Российском отделении Всемирного фонда дикой природы. Российские регионы начинают проявлять собственные инициативы.

 

Вероятно, пока рано говорить о разработке и принятии региональных законов о регулировании выбросов парниковых газов или о развертывании крупномасштабной инвестиционной деятельности. но пилотные, экспериментальные шаги представляются весьма уместными для того, чтобы не упустить время и занять лидирующие позиции.

 

В этом плане на данный момент ведется работа в двенадцати территориях России, в том числе и в Уральском регионе.

 

В соответствии с проектом Synergy - Восточная сеть Центров протекции климата - в Челябинской области проводится работа по подготовке к представлению потенциальным инвесторам десяти проектов, снижающих выбросы парниковых газов.

 

В общем виде это могут быть, прежде всего, двухсторонние проекты и программы, международные экологические и гуманитарные фонды, инвестиции ведущих компаний, заинтересованных в продолжении своих энергоэффективных и энергосберегающих технологий. По опыту восточноевропейских стран именно эти каналы и приносят практические результаты. Так, правительство Голландии выделило около 40 млн долларов США на проекты совместного осуществления по программе ERUPT, из которой уже финансируются климатические проекты в Румынии, Польше, Чехии. Аналогичные программы существуют в Швейцарии, Норвегии, Финляндии и других странах.

 

Кстати, что проекты пилотной фазы совместного осуществления относятся к деятельности по Конвенции и, в принципе, для них не требуется ратификации Киотского протокола. В настоящее время по всему миру реализуется около 150 таких проектов. В России тоже есть успешные примеры: проект РУСАФОР по выращиванию леса в Саратовской области, РУСАГАЗ по предотвращению утечек природного газа.

 

Сейчас успешные проекты - это фактически безвозмездная помощь. Статус проектов не предлагает передачи квот инвесторам прямо сейчас. Это просто невозможно, поскольку фактически не есть самих квот. В качестве товара могут выступать письменно оформленные обещания сторон о передаче квот в будущем. Понятно, что и стоимость за обещания существенно ниже.

 

Однако и здесь, увы, есть сдерживающие барьеры. Одним из них является несовершенство нашей структуры по приему проектных предложений, мониторинг результатов проектов и отчетность требует определенных средств и, как это принято во всем мире, их покрывает принимающая сторона. Эти затраты во много раз меньше, чем поступающие по проекту фактически безвозмездные средства. Увы, найти эти деньги весьма трудно.
Что же можно сделать в регионе, чтобы привлечь инвесторов?

 

Первый шаг - это инвентаризация выбросов парниковых газов по международной методике. Это позволит определить объем и структуру выбросов, а в конечном итоге - сформировать систему мониторинга за ц. выбросов в регионе. Это ключевой элемент всей системы управления структурой выбросов парниковых газов в регионе.

 

Подобная работа была проведена в Челябинской области в 1999 году. на данный момент предстоит так же раз осмыслить ее и поручить проведение мониторинга конкретной организации, выделив на это соответствующие средства.

 

И хотя в Конвенции не предполагается, что отдельные регионы должны представлять отчетность о выбросах, инвентаризация может стать важной частью пиар-кампании по формированию инвестиционной соблазнительности региона для экологических инвесторов. Для этого результаты инвентаризации и информацию о климатической деятельности в регионе необходимо широко распространять по России и в мире.

 

Очень полезной для развития итогов инвентаризации может стать подготовка региональной климатической программы или хотя бы раздела областной программы энергосбережения, где будут определены наиболее важные направления деятельности по снижению выбросов в регионе. В этом случае регион может показать, что климатические проекты приводят не только к снижению объема выбросов от отдельных источников, но и в целом по региону. Это облегчит привлечение инвесторов и обеспечит дополнительные аргументы для выделения квот в управление региону.

 

Важнейший шаг - формирование портфеля региональных инвестиционных климатических проектов. Проекты необходимо представить потенциальным инвесторам, причем лучше позиционировать их как часть региональной климатической программы, увязывая проекты с общей политикой по снижению выбросов в регионе.

 

И хотя эта работа в области началась, в частности ОГУП Энергосбережение готовит десять климатических проектов, что вообще в регионе сделано и где список потенциальных инвестиционных проектов, остается непонятным.

 

В любом случае для региона может быть предложена следующая схема:
Региональная инвентаризация выбросов парниковых газов и поддержка местных исследований изменений климата.
Составление региональной климатической программы и формирование портфеля проектов - предложений потенциальным инвесторам. Причем широкого спектра проектов: как коммерческих проектов по повышению энергоэффективности, так и менее рентабельных проектов по использованию возобновляемых источников и экологических некоммерческих проектов по адаптации экосистем к новым климатическим условиям.
Активная пиар-кампания по привлечению инвесторов проектов.

 

Не следует, впрочем, питать иллюзии и считать, что открылся некий новый канал благотворительности. Сама процедура подобных проектов предполагает международный контроль за использованием средств и мониторинг полученных результатов. Впрочем, для множественных предприятий, привыкших за последнее десятилетие к нецелевому использованию денег, такой контроль скорее пойдет на благо.

 

Им опять придется заняться экологией, про которую некоторые из них напрочь забыли так же с советских времен. Пора стремиться к мировым стандартам в этой области - эпоха дикого капитализма отбросила нас здесь на десятилетие назад. И если весь мир в XXI веке собирается вступить в эпоху сбалансированного развития, то нам пора наверстывать упущенное, иначе отстанем безнадежно. Киотский протокол дает принцип. возможность ухватиться за подножку уходящего поезда, привлечь инвестиции и оздоровить нашу промышленность за счет снижения энергоемкости производства.

 

Он же стал шансом для разработчиков высоких технологий, для российских производителей оборудования, для инжиниринговых фирм, продукция и услуги которых могут быть востребованы не только в России, но и за рубежом.

 

В общем, перефразируя слова Вольтера, можно сказать, что если бы не было Киотского протокола, то его следовало бы выдумать.

 

Источник: http://www.energosber.74.ru

 



Устойчивая энергетика. Уголь в цене. Структурная политика. Разработка и адаптация нормативной и методической базы энергосбережения в бюджетной сфере Украины.

На главную  Управление энергией 





0.0055
 
Яндекс.Метрика