Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Управление энергией 

О реформе ЖКХ

Егоров А.Л.
Введение

 

В начале 90-х годов были заявлены две основные цели новой жилищной политики: доступность жилья и бездотационность жилищно-коммунального хозяйства.

 

Реформа ЖКХ началась с бесплатной приватизации жилья и на этом, по сути, и застыла. Приватизации жилищных расходов не произошло. Поставщики жилищно-коммунальных услуг по-прежнему ориентированы на взаимодействие не с потребителями, а с бюджетом. И это будет продолжаться, пока хотя бы 20% средств поставщики будут получать не от потребителей. Государство не справляется со взятыми на себя обязательствами. Результат очевидно плачевен. Коммуникации изношены, дома ветшают. Никто не уверен, что небольшие средства, выделяемые на капремонт, будут с толком использованы.

 

ДЕЗы не хозяйствуют, от жилья отчуждены не только наниматели, но и собственники. Население когда-то безболезненно пережило отказ от дотирования цен на картошку, в результате же многолетнего иждивенчества абсолютно все воспринимают увеличение собственной доли платежей, как грабеж. Горожане настолько привыкли к иждивенчеству, что даже собственники жилья согласны образовать товарищество собственников и взять на себя ответственность за свою собственность исключительно при условии передачи им городом приносящей доход недвижимости.

 

Но крайне не желательно сказать, что 10 лет реформы прошли зря. Разработаны основные направления, отрабатывается нормативная база. У реформы есть множество достижений и, всего один, но решающий недостаток - некомплексность принятых решений.
Достижения реформы ЖКХ

 

Приватизация жилья обеспечила оживленный вторичный рынок жилья. Нет проблем с обменом квартир, сняты барьеры для перемены места жительства. Приватизация комнат сделала порог так же ниже.

 

Но приватизация жилья без приватизации жилищных расходов не создала ответственного собственника.

 

Повсеместно происходит цикл разделения функций заказчика и подрядчика, что позволило приватизировать деятельность по техническому обслуживанию. В Москве едва ли не все 100% жилья обслуживаются частными предприятиями.

 

Но заказчиками остались по-прежнему государственные унитарные предприятия (ДЕЗы), являющиеся монополистами каждое на своей территории в границах муниципального района. Эффективность же конкурсов по подбору организации по техническому обслуживанию весьма сомнительна. Можно представить себе сколь угодно богатым выбор кандидатов на роль слесаря-сантехника, но навряд ли есть богатый выбор свободных от работы подрядных организаций, одна другой лучше. Финансовые отношения м. государством и государственными же предприятиями традиционно неформальные, что позволяет по-прежнему обходиться без договорных обязательств и договорной дисциплины в жилищной сфере. В результате главным стимулом, влияющим на работоспособность ДЕЗов, по-прежнему остается административный ресурс.

 

Доля расходов населения в оплате жилищно-коммунальных услуг за семь лет выросла с 4% до 50-60%.

 

Но в психологии плательщика ничего не изменилось, доля платежей на жилье в семейном бюджете в среднем невелика. Не изменилось и качество оказываемых услуг. Для бюджета расходы на эксплуатацию жилья по-прежнему непомерно велики. На капитальный ремонт средств выделяется гораздо меньше, чем на дотации “по площадям”. В результате дальнейшее увеличение платежей встречает возмущение: за что больше-то платить, за холодные стены и дырявые трубы?

 

Не известна структура цены жилищных услуг. Постоянно слышен вопрос: а что такое 100%? Даже в отчетах путаница. То ли это величина бюджетных расходов в сумме с платежами потребителя, то ли это некая расчетная величина, какую хотели бы получать обслуживающие предприятия? Редко в каких регионах эта величина утверждена, постоянно корректируется, приводится ее структура по видам услуг и, соответственно, администрация готова к ответам на естественно возникающие вопросы, а аппетиты монополистов загодя ограничены.

 

В Москве при платежах населения за техническое обслуживание всего в 70 копеек за кв.м. (12.5% от полной оплаты) население в принципе неинтересно ДЕЗу. За что москвичи платят при столь ничтожной ставке, сказать невозможно. Проживание в пятиэтажке без лифта и мусоропровода стоит практически столько же, сколько и в новостройке. Можно сказать, что живущие в “хрущобах” дотируют потребителей жилищных услуг в новостройках, так же, как деревенские жители дотируют горожан.

 

Московские власти, жалея москвичей, взяли практически полностью на бюджет жилья, благоустройство территории, ее санитарное и, наконец, что невиданно для других регионов, консьержек в подъездах и видеонаблюдение за посетителями. На этом фоне предложение перевести на полную оплату жителями хотя бы труд дворников и уборщиц (мытье лестничных клеток до двери их квартир и уборка мусора, выброшенного ими из окон) встречает у власти неизменное отторжение. Даже давно высказанное властью намерение ввести полную оплату обслуживания лифтов и тем самым обнаружить хоть какое-то преимущество проживания в пятиэтажках, оказалось отложено.

 

Повышение доли платежей населения Москвы в общих расходах на жилищно-коммунальные услуги отразилось в основном в увеличении ст * за отопление, горячее и холодное водоснабжение. При этом население не имеет ни счетчиков, ни, что неизмеримо существенней, регуляторов потребления тепловой энергии, идущей на отопление. Нет и не предвидится в квартирах индивидуальных счетчиков горячей и холодной воды. Население повышением доли платежей за воду и тепловую энергию выводится напрямую на естественных монополистов, а будет ли власть выполнять свою функцию протекции прав потребителей после того, как бюджетные отношения власти с монополистами прекратятся, неизвестно. При этом население старых пятиэтажек и девятиэтажек и новых таких же по тепловым характеристикам домов так же не подозревает, что вскоре уравниловка кончится и придется полностью расплачиваться за расточительные по потреблению тепловой энергии проекты домов, выбранные властью без их ведома и спроса. Средств в бюджете на реконструкцию этих домов не предвидится. Все ушло и уходит на дворников, уборщиц, консьержек, слесарей, аппарат ДЕЗов и тому подобное.

 

Малоимущие горожане защищены от повышения цен на жилищно-коммунальные услуги. Их собственные расходы не должны превышать доли доходов, определенной федеральным стандартом. Регионы имеют право за свой счет снижать эту долю. Дополнительно действует правило: если доход меньше прожиточного минимума, платежи ограничены половиной минимальной зарплаты.

 

Ныне малоимущие получают дотации пропорционально потреблению услуг наравне с достаточно состоятельными и, кроме того, субсидии. И то и другое направляется поставщикам услуг. Для расчета субсидий фактически везде созданы специальные государственные учреждения - Центры жилищных субсидий. Редко в каких регионах эту деятельность поручили уже имеющимся отделам социального обеспечения. Конторы развернуты, средства на их выделяются без меры, так как не заданы критерии эфф. их деятельности. Идеологами реформы ЖКХ не определено, какие категории населения целесообразно обслуживать через эти конторы, не ограничен разумно набор жилищных услуг, подлежащих субсидированию. Перед новой службой поставлена грандиозная задача – суметь обслужить от 25% до 50% населения. Пока ЦЖС обслуживают в основном пенсионеров и безработных, обслуживая их дополнительно к тому, что они получают через иные, традиционные, службы и проедая до четверти средств, выделяемых на субсидии. При дальнейшем уменьшении дотаций конторы будут обслуживать всех бюджетников дополнительно к бухгалтериям и кассирам на их службе. На следующем этапе в конторы пойдут наемные рабочие и служащие частных предприятий и сами предприниматели. Но никто не замечает абсурдность всей этой затеи по обеспечению субсидиями едва ли не всего населения России.

 

При том, что идеологи реформы ЖКХ взялись охватить жилищной благотворительностью любого, кто обратится, малоимущие должны заплатить федеральную долю, даже если у них на еду не хватает. Редко в каком регионе подходят дифференцированно в определении доли платежей, резко снижая ее для тех, чей уровень доходов значительно ниже прожиточного минимума.

 

Начался с Москвы и подхвачен в других регионах перевод на прямые расчеты за тепловую энергию населения с поставщиками. Пока только за тепловую энергию. В Москве охвачено этим начинанием около 2 миллионов квартир. Эта московская новация во всех отчетах фигурирует как достижение реформы ЖКХ.

 

Но для этого пришлось увеличить число контор по расчету платежей, в ДЕЗах расходы на те же операции не уменьшились, дополнительные расходы заложены в тарифы. Пока их оплачивает бюджет, но впоследствии потребители могут заинтересоваться во сколько обходится им оформление так же одной квитанции. Единственный аргумент, оправдывающий дополнительные расходы: государственное предприятие-поставщик (ГУП “Мосгортепло”) не может получить деньги за тепловую энергию с государственного предприятия-потребителя (ГУП ДЕЗ).

 

Но самое неприятное последствие этой московской новации - управляющая организация, единственно в ведении которой находятся все внутридомовые коммуникации и иные конструктивные элементы дома, отлучена от ресурсосбережения. цикл перевода жителей напрямую под диктат монополистов завершается. Жители так же могли бы выбрать более эффективного управляющего, теперь это делать уже незачем, в будущем останется выбирать лишь дворника.

 

Повсеместно создаются единые расчетно-кассовые центры, которые коммунальные платежи и рассчитают, и примут, и пошлют их немедленно куда надо. В одних городах эту работу поручают Центрам жилищных субсидий, в других берутся за эту работу незагруженные организации, с деньгами до этой поры дела не имеющие, в третьих создают заново самостоятельные организации.

 

Можно не сомневаться, что при наличии современной техники эти функции может блестяще выполнять одна-единственная на весь город или даже Россию организация.

 

Но навряд ли деятельность по расчету требует монополизации. Рассредоточены по группам плательщики, рассредоточены поставщики, по крайней мере в миллионном городе. Рабочее место расчетчика - простенький персональный компьютер с печатающей машинкой. Каждый ДЕЗ в городе уже давно научился все рассчитывать сам или нашел фирму, на которой размещает заказ по приемлемой для себя договорной цене. При желании возможно печатать набор разных квитанций или научить Сбербанк рассылать платежи по счетам, пользуясь одной специальным образом изготовленной квитанцией. Сбербанк можно научить и безбумажной технологии по обмену информацией с ДЕЗами. И никто не сказал, что введение новой монопольной структуры снизит совокупные расходы. В Петербурге, например, установлена стоимость - 10%.

 

Повсеместно приняты программы ресурсосбережения. Принят Федеральный Закон “Об энергосбережении”. Более чем в 30 регионах приняты соответствующие региональные законы.

 

Но редко в каких программах ресурсосбережения присутствует экономическое их обоснование и хотя бы простейший экономический критерий - срок окупаемости. В частности, этого нет в московских программах. Без экономической целесообразности ресурсосбережение может оказаться дороже ресурсопотребления. И в отсутствие экономических критериев никто не докажет обратное. программы, не имеющие экономического критерия окупаемости, могут быть только бюджетными, никакой банк под такую программу денег не даст.

 

Повсеместно в программах ресурсосбережения есть весьма дорогостоящий раздел - оборудование домов коммерческими узлами учета. Именно домов, до индивидуального учета в квартирах ни в одной программе дело не доходит. Простое логическое рассуждение демонстрирует пустую расточительность подобного мероприятия. Семь узлов учета в семи домах покажут в сумме то же самое, что и один узел учета в ЦТП, за вычетом потерь в подводящих трубах. Трубы коротки, потери в них и малы и постоянны. Никакой дополнительной информации семь домовых приборов учета при их непрерывной работе не дают. Все полезное будет получено в течение одной недели. Но эту информацию можно получить при однократном измерении и в 100 раз дешевле. Единственное рациональное объяснение этого расточительного мероприятия - непринцип. возможность получить информацию о показаниях коммерческих узлов учета, установленных в ЦТП. недавно председатель Госстроя А..Шамузафаров публично заметил, что эти домовые узлы учета за ненадобностью разворовываются. кража таких узлов учета вреда приносит гораздо меньше, чем кража гайки с железнодорожного рельса.

 

Ни в Федеральном Законе “Об энергосбережении”, ни в большинстве региональных не предусматривается ни действенных экономических стимулов и экономических механизмов, ни эффективных административных воздействий, гарантирующих, что применение этих Законов обеспечит снижение расходов на ресурсопотребление. В нескольких региональных законах введены полезные новации, ни в одном они не присутствуют полностью.

 

Уже в самых ранних документах о реформе ЖКХ указывается, что товарищества собственников жилья (ТСЖ) должны стать преобладающей формой управления жилыми домами. Принят Федеральный Закон “О ТСЖ”, во всех без исключения регионах приняты соответствующие или законы или разделы в программах реформы ЖКХ.

 

Но несмотря на то, что доля приватизированного жилого фонда давно перевалила за 50%, а число домов, где собственники квартир составляют большинство, более трети, ТСЖ практически не образуются. В Москве, например, из 10 тысяч домов ТСЖ взяли в управление 18 И даже из этих ста восьмидесяти большая часть в новостройках, где самоуправление жильцам практически навязывается.

 

Можно с уверенностью сказать, что преобладающей формой управления ТСЖ в России не будут, так же как и во всем мире. И тому есть вполне объективная причина - управление одним домом, как бы он велик ни был, порождает большие удельные издержки на администрирование, чем управление достаточно большим жилым массивом. При развитой конкуренции профессиональные управляющие организации смогут предложить и более высокое качество и меньшую цену, чем самодеятельность случайно взявшихся за это дело жильцов.

 

Сказанное выше, однако, не означает, что товариществами собственников жилья не надо заниматься. Непременно надо и весьма настойчиво, потому что ТСЖ наряду с ЖСК и ЖК на на данный момент лучшая модель местного самоуправления и гражданского общества, которых у нас пока нет; - единственная пока альтернатива монополии ДЕЗов; - единственная пока устойчивая форма самоорганизации жителей, в рамках которой жители способны эффективно контролировать качество услуг и организованно предъявлять претензии власти по части их стоимости.
Предложения для коррекции реформы ЖКХ

 

Объективный анализ достижений реформы ЖКХ демонстрирует, что пока так же не решена ни одна кардинальная проблема реформы. Мы считаем, что крайне не желательно разделять реформу на этапы, каждый из которых посвящен какой-либо одной проблеме. Иначе каждому следующему этапу достанутся пороки предыдущих. Каждый шаг реформы должен быть комплексным или спланирован так, что изменение в одной сфере ЖКХ вызывает продвижение реформы в других. В реализации реформы ЖКХ так же есть поле для дискуссий и предложений. Предлагаем рассмотреть следующее:

 

К полной оплате всех жилищных услуг предлагается переходить, переводя на полную оплату отдельные услуги поочередно, начиная с тех, что наиболее легко регулируются и контролируются населением.

 

Простое постепенное пропорциональное увеличение доли платежей населения по всем видам услуг, как это было принято в Москве и большинстве иных регионов, ничего иного, кроме раздражения, у населения не вызывает.

 

Успехи продвижения по этому пути известны лишь власти, применение эти достижения имеют лишь в отчетах о проведении реформы ЖКХ, да в межбюджетных отношениях для регионов-реципиентов.

 

Если же выводить на полную оплату отдельные виды услуг, то при той же доле платежей населения от общей суммы оплаты жилищных услуг, достигается эффект продвижения реформы одновременно в нескольких направлениях.

 

В первую очередь целесообразно перевести на полную оплату техническое обслуживание. Ожидаемые последствия:

 

возникает естественное поле для конкуренции финансово независимых от власти управляющих организаций;

 

возникает максимальная дифференциация стоимости проживания в зависимости от качества жилья;

 

снимается проблема со стимулированием самоорганизации разного рода общественного жилищного самоуправления - жилищные услуги, входящие в техническое обслуживание, контролируются населением наиболее эффективно, а при полной их оплате добровольные контролеры найдутся сами собой;

 

отпадают все проблемы с финансированием (дотированием) ТСЖ.

 

Если в каком-либо регионе так же далеки от полной оплаты технического обслуживания, как в Москве (12,5%), то для получения быстрого эффекта при постепенном увеличении суммарных платежей необходимо переводить на полную оплату отдельные виды услуг, входящие в техническое обслуживание. Перевод на полную оплату любого вида услуг имеет существенное самостоятельное значение:

 

при полной оплате обслуживания лифта и мусоропровода для малоимущих жителей становится очевидным преимущество пятиэтажек;

 

при полной оплате услуги дворников и уборщиц ТСЖ и ЖСК могут их нанимать самостоятельно, взяв под полный контроль поддержание чистоты в доме; в нищих домах жители могут отказаться и от мусоропровода и от уборщицы, взявшись поддерживать чистоту в доме самостоятельно;

 

при полной оплате освещения мест общего пользования имеет смысл рассчитываться по счетчику и применять способы экономичности электроэнергии, например, выключать свет в подъездах, когда там никого нет.

 

Конкуренцию в сфере управления муниципальным жилым фондом предлагается вводить в полном масштабе немедленно, не дожидаясь достижения полной оплаты техобслуживания.

 

Для того чтобы подтолкнуть управляющие компании к конкуренции, необходимо первоначально предоставлять им в управление территории минимального экономически оправданного размера. так же никто не взялся определить этот минимум. ЖСК, например, успешно управляют домом в 500 квартир и жители небогатого дома согласны полностью оплачивать это управление. Можно ввести понятие “кванта территории” – группы домов, обслуживаемых одним ЦТП, минимальная для управления территория будет составлять 1-3 “кванта”. При введении полной платы жителей за капитальный ремонт минимальной будет территория, на которой сбор платы за капитальный ремонт будет достаточен, чтобы вести его без субсидий и кредитов.

 

Считается, что оптимальным для управления является число жителей 30 – 50 тысяч. Управляющая компания в цикле конкуренции должна завоевать право управлять такой территорией.

 

Для частной управляющей компании вопрос разделения функций заказчика и подрядчика является несущественным; управляя небольшим фондом, ей выгоднее быть заказчиком, при большом фонде может оказаться выгоднее иметь свою службу эксплуатации.

 

Для свободы конкуренции границы районов должныбыть сняты для управляющих организаций.

 

Районная и городская власти после передачи управления жильем частным компаниям займутся своим исконным делом – защитой прав избирателей, оставив управление жильем профессионалам.

 

В ресурсосбережении в первую очередь предлагается полностью решить проблему сбережения воды.

 

Самое доступное и эффективное ресурсосбережение реализуется именно при экономичности расхода воды, потому что в руках у потребителей уже есть регулятор. Но не будет водосбережения, пока не будет индивидуальных водосчетчиков и индивидуальных по ним расчетов.

 

Почти во всех регионах увлечены установкой счетчиков на дом, оставив установку индивидуальных счетчиков на усмотрение самих жителей. Но неизвестен тот пороговый уровень платежей, после которого житель сочтет необходимым установить счетчик и пройти все процедуры, необходимые для перехода на расчеты по нему. Кроме того, в большом количестве домов без капитального ремонта трубопроводов индивидуальные счетчики вообще установить невозможно.

 

Пора уже определиться в своих отношениях с жителями в части оплаты индивидуально расходуемых ресурсов, руководствуясь единственно справедливым принципом: вода, и холодная и горячая, должна полностью оплачиваться потребителями не по нормативам и ставкам, а по установленным тарифам и показаниям водосчетчиков. Расчеты по нормативам фактически означают уравниловку, оправданную лишь при полном отсутствии учета расхода воды, приближенного к потребителю. При завышенных и средних нормативах экономные жители дотируют расточительных, при заниженных бюджет вынужден дотировать сверхнормативное потребление практически всех жителей.

 

Коль скоро на всех ЦТП установлены водомеры, то уже пора отменить ставки оплаты безучетного потребления и вводить оплату по показаниям центральных счетчиков, разделенным на количество проживающих. Безусловно, должныбыть устранены протечки на подводящих трубах и в подвалах. Устанавливать домовые водосчетчики нет необходимости.

 

Варианты стимулирования установки индивидуальных счетчиков могут быть разными.

 

Вариант Город добивается, чтобы жители устанавливали квартирные водосчетчики за свой счет.

 

Каждый потребитель, установивший счетчик, расплачивается по его показаниям. Остальные платят по показаниям центрального счетчика за вычетом показаний счетчиков индивидуальных. Тарифы увеличиваются до тех пор, пока 70% населения не установят счетчики. Если в доме трубы настолько изношены, что не позволяют установить счетчики, жителям предлагается оплатить капитальный ремонт трубопроводов.

 

Вариант Город берет на себя организацию установки водосчетчиков во всех квартирах.

 

Устанавливается правило, что поставщики воды имеют право получать деньги полной мерой исключительно за измеренное количество товара, а покупатель (конечный потребитель, прежде всего) имеет право оплачивать лишь минимальную санитарную норму водопотребления, если ему не предъявлен чек с означенным количеством проданного товара.

 

В осуществление этого принципа законодательная власть региона должна положить предел дальнейшему увеличению тарифов для населения до принятия мер по массовой установке индивидуальных счетчиков. А Водоканал, так же как и любой другой продавец на рынке, сам обеспечивает измерение, т.е. установку индивидуальных водосчетчиков. Финансирование установки производится, как обычно, за счет потребителя при соответствующем увеличении тарифа. Если потребитель установил счетчик сам, тариф соответственно снижается. При отказе от счетчика действует расчет по максимально возможному расходу воды исходя из сечения трубы.

 

Тариф выводится на уровень себестоимости после 100% установки квартирных водосчетчиков.

 

Перевод на полную оплату тепловой энергии на отопление предлагается осуществлять дифференцированно в зависимости от типа здания, сроков его постройки и возможности жителей регулировать потребление тепловой энергии.

 

Учитывая необходимость значительных капитальных вложений в энергосбережение при отоплении, перевод отопления на полную оплату должен происходить для базовой массы городского жилья в последнюю очередь.

 

Жители не должны расплачиваться за непродуманные решения власти, поселившей их в дома с тепловыми характеристиками, рассчитанными на практическую бесплатность тепловой энергии. В идеале власть прежде должна сделать то, что жителям самим не под силу - провести реконструкцию здания, доведя его энергопотребление до современных нормативов, и дать жителям принцип. возможность регулировать потребление и расплачиваться в точности за полученное количество тепловой энергии.

 

Но уже сейчас необходимо перейти на полную оплату тепловой энергии в современных зданиях, отдельной квартиры в которых поступают в свободную продажу, приобретены людьми, сознательно выбирающими дом, имеющими принцип. возможность загодя ознакомиться с его техническими характеристиками. Оснащение этих домов термостатами на батареях и побатарейными датчиками, позволяющими вести поквартирный учет потребления тепловой энергии, будет оплачено самими жильцами после того как они поймут необходимость этого технического усовершенствования.

 

Чтобы реформа ЖКХ была принята населением, предлагается всемерно поддерживать все формы жилищного самоуправления, а не единственно товарищества собственников жилья.

 

Ныне значительные усилия исполнительной и законодательной власти прилагаются лишь на решение задачи стимулирования создания и поддержки ТСЖ. При этом порой из поля зрения выпадают даже ЖСК. В любой отчетной статистике упоминаются лишь ТСЖ, всяческие льготы прописываются лишь для ТСЖ. Но ЖСК, существующие уже более 30 лет, с 1991 г. практически ничем не отличаются от ТСЖ.

 

ЖСК накопили за это время массу положительного и отрицательного опыта, научились выживать без дотаций и субсидий, не требуя для себя никаких преимуществ и преференций сверх того, что получают столь же малоимущие жители, проживающие в приватизированных квартирах муниципальных домов.

 

Самой верной политикой в отношении собственников жилья было бы утверждение равных прав и обязанностей всех собственников жилья в отношении собственности и равных прав с жителями, проживающими в муниципальном фонде, по иным платежам.

 

Ныне решающее значение для стимулирования создания ТСЖ придается вопросу наделения вновь создаваемого ТСЖ приносящей доход недвижимостью. Но, если даже не говорить о моральной стороне этой меры (без достаточных оснований передается собственность, принадлежащая всем горожанам), возникает вопрос, чем власть будет соблазнять жителей домов, которым не может быть придан такой ист. дохода.

 

ЖСК давно уже столкнулись с тем, что им приходится по мелочам платить за многое, за что не платят не организованные в ТСЖ собственники. Члены ЖСК и ТСЖ должны дополнительно платить за банковские услуги, земельный налог, всевозможные иные налоги, возникающие по причине заключения договорных отношений с поставщиками жилищных услуг. Если же они захотят перейти на договорные отношения с поставщиками тепловой энергии, то их платежи могут возрасти вдвое и втрое.

 

Значительно дешевле и, в перспективе, эффективнее было бы обеспечение равенства, ликвидация дополнительного бремени, возникающего исключительно по причине оформления сообщества собственников, ТСЖ или ЖСК. Они и так взваливают на себя добровольную нагрузку по содержанию создаваемого ими правления. если перевести на полную оплату жителями техническое обслуживание, включая расходы на управление и банковское обслуживание, ТСЖ и ЖСК, в принципе, могли бы продемонстрировать даже экономическое преимущество организованности, конкурируя не только с государственными ДЕЗами, но, может быть, и с коммерческими структурами.

 

Как демонстрирует опыт создания ТСЖ на бывшем муниципальном фонде, так же весьма долго единственными самодеятельными жилищными организациями, способными охватить своим влиянием большую часть населения, будут объединения не собственников жилья, а потребителей жилищных и общественных услуг: общины, домкомы, общества нанимателей и тому подобное.

 

Если органы власти всерьез заинтересованы в развитии контроля потребителей за качеством жилищных услуг, они должны поддержать эти объединения, в том числе и материально, помогая им помещениями, оргтехникой, оплатой расходов, минимально необходимых для жизнедеятельности организации, хотя бы до тех пор, когда у жителей созреет понимание жизненной необходимости самоорганизации и они сами будут в складчину оплачивать организационные расходы.

 

Предлагается проводить повышение жилищных платежей так, чтобы бюджетники, как правило не были вынуждены обращаться за субсидиями.

 

Нужно озаботиться не только увеличением доли платежей населения в оплате жилищных услуг но и соответствующим ростом доходов плательщиков. Субсидии в принципе должны охватывать не более 25% населения.

 

Само собой напрашивается первое правило субсидирования: субсидии от государства должны получать лишь те, кто не подпадает ни под какую иную программу содержания за счет бюджета. Если жилищные платежи выросли настолько, что за субсидиями обращаются бюджетники, не обремененные неординарными тяготами и несчастьями, зарплата бюджетников должна быть соответственно повышена. Прирост зарплаты должен превышать прирост платы за жилищные услуги, чтобы компенсировать рост цен на иные услуги и товары, который произойдет при увеличении платы за жилищные услуги. Одиноко живущие пенсионеры, пенсия которых меньше стоимости “продовольственной корзины” или незначительно ее превышает, вообще должныбыть освобождены от оплаты субсидируемых жилищно-коммунальных услуг.

 

Из правила первого в дополнение к нему вытекает правило второе: субсидии должны предоставляться нуждающемуся в помощи, а не работодателю. В случае, если работодатель платит зарплату своему работнику такую, что работник, не обремененный неординарными тяготами и несчастьями, вынужден обратиться за жилищной субсидией, работодатель фактически получает за счет бюджета облегчение от забот по выплате зарплаты. Необходимо одновременно с изменением уровня оплаты жилищных услуг соответственно увеличивать минимальную заработную плату.

 

В некоторых небогатых регионах догадались учитывать не только ежемесячный доход обратившихся за субсидией, но и наличие ликвидной недвижимости в виде загородного дома. И это логично. Обладатель загородного дома стоимостью уже более 10 годовых выплат за жилищно-коммунальные услуги в городской квартире не может считаться нуждающимся в вспомоществовании за счет бюджета. На основе этой новации формулируется правило третье: не могут претендовать на социальную помощь граждане, обладающие значительными ликвидными активами. Достаточно учитывать только активы регистрируемые государством, и не только отдельной квартиры и загородные дома, но и автомобили.

 

Субсидия на и капитальный ремонт жилья, принадлежащего частному лицу на праве собственности, сохраняет собственность для его продажи или передачи наследникам. Возникает вопрос: почему за счет бюджета должна сохраняться ликвидность собственности частного лица? Чтоб снять этот вопрос, необходимо ввести правило четвертое: субсидия собственнику жилья предоставляется в кредит под залог его собственности. Введение этого правила не означает насильственного изъятия приватизированного жилья. Если у собственника есть наследники, они ему помогут. Если наследников нет, то предлагаемая мера будет вполне аналогична тому, как сейчас многие одинокие пожилые собственники добровольно передают квартиру на условии полной оплаты содержания жилья частным лицам или государству.

 

Предлагается отказаться от субсидирования структуры доходов и перейти к субсидированию жизненно необходимых потребностей.

 

Необходимо изменить принцип исчисления субсидии, принимая во внимание не процент расходов от доходов, а душевой доход, остающийся после оплаты субсидируемых жилищных платежей.

 

После оплаты субсидируемых жилищных платежей у получателя субсидии должна остаться величина дохода не более заданной региональным стандартом. В качестве федерального стандарта предлагается принять стоимость продуктовой корзины, применяемой для исчисления прожиточного минимума плюс мыло. При душевом доходе менее федерального стандарта субсидию предлагается приравнять к стоимости субсидируемых жилищно-коммунальных услуг.

 

Богатый регион, не нуждающийся в трансфертах, может позволить себе сколь угодно большую величину стандарта регионального, но не более минимальной зарплаты в бюджетной сфере.

 

Для исчисления федеральных трансфертов на оплату субсидий необходимо задаться строго определенным минимальным перечнем субсидируемых жилищных услуг. Предлагается ограничиться в перечне отоплением, холодным водоснабжением в пределах санитарной нормы, газо- и электроснабжением, канализацией, текущим и капитальным ремонтом. Не должны включаться в перечень обслуживание лифта, мусоропровода, горячее водоснабжение, услуги уборщиц и дворников. Иначе, во-первых, субсидирование жилья со всеми удобствами будет фактически субсидироваться за счет жителей, проживающих в домах без удобств. Во-вторых, у людей несостоятельных есть принцип. возможность поменять благоустроенное жилье на жилье с меньшим, но с жизненно необходимым набором удобств.

 

Источник: www.up.mos.ru

 



Критерии выбора теплогенератора для системы автономного теплоснабжения индивидуального жилого дома. Проект строительства демонстрационной ВЭС мощностью 3 МВт на о. Энергоэффективность. Возможность.

На главную  Управление энергией 





0.0054
 
Яндекс.Метрика