Промышленная резка бетона: rezkabetona.su
На главную  Управление энергией 

Новая страница 1

В настоящее время в энергетическом балансе России, удельный вес нефти, природного газа и угля суммарно составляет более 90%, причем в последнее десятилетие наблюдается опережающее увеличение доли одного источника - природного газа.
В ближайшие годы будет продолжаться тенденция ухудшения горно-геологических условий добычи углеводородных ресурсов и ужесточения экологических стандартов при сжигании традиционного топлива во всех отраслях национальной экономики. Исходя из этого, с большой вероятностью можно предполагать, что уже после 2010 года все большую часть прироста потребностей в топливе и энергии необходимо будет обеспечивать за счет мероприятий по энергосбережению. Следует подчеркнуть, что энергосберегающие мероприятия - это не только внедрение технологий, позволяющих увеличить эффективность использования традиционных энергоносителей, но также и диверсификация энергобаланса за счет использования альтернативных источников энергии.
В стратегическом плане среди альтернативных источников энергии наиболее важную роль будут играть нетрадиционные возобновляемые источники энергии (далее - НВИЭ): торф, биомасса, энергия малых рек, ветра, геотермальных источников, солнца и т.д.
Использование НВИЭ полностью вписывается в признанную Россией концепцию устойчивого развития, которое, по определению, должно обеспечивать сбалансированное решение задач социально-экономического развития и сохранения благоприятного состояния окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения жизненных потребностей нынешнего и будущего поколений.
В настоящее время доля НВИЭ в энергобалансе страны составляет 1,5 % и в этом отношении Россия существенно отстает от индустриальных стран (в 2000 году в энергобалансе стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития, доля НВИЭ составляла 4,1%).

 

Существующие объемы производства энергии на базе НВИЭ не соответствуют реальным потребностям различных отраслей экономики во множественных регионах России. В то же время имеются объективные ресурсные, социально-экономические и экологические предпосылки для широкомасштабного использования торфа, биомассы и других видов НВИЭ.
С экономической позиции в ряде регионов наиболее эффективно использовать именно торф, себестоимость добычи которого весьма низка. Энергопотенциал торфа превышает доказанные извлекаемые запасы нефти и сопоставим с соответствующими запасами природного газа. Запасы торфа только на разрабатываемых месторождениях позволяют довести объем его добычи эквивалентный 7% от объема ежегодно потребляемого угля.
Валовой энергетический потенциал других видов НВИЭ на три порядка превышает современный уровень потребления энергии в национальной экономике России, но с учетом технических и экономических ограничений реально можно освоить примерно 0,3 млрд. ту.т. /год. В настоящее время экономический потенциал НВИЭ составляет фактически 1/3 от суммарного ежегодного потребления нефти, природного газа и угля в стране.
Географически отдельные виды НВИЭ распределяются неравномерно, однако, они весьма часто дополняют друг друга и что самое главное - уже на на данный моментшний день способны заместить значительную часть традиционного топлива в наиболее энергодефицитных регионах (север европейской и азиатской частей России, большая часть Дальневосточного экономического района). Кроме того, многие виды НВИЭ (торф и биомасса, ветровая и солнечная энергия) отлично подходят для комбинированного использования как совместного (например, солнечно-ветровая энергетика, совместное сжигание торфа и биомассы), так и с использованием традиционных энергоносителей (например, ветро-дизельные энергоустановки).
Россия имеет многолетний опыт в области научных исследований и практического освоения различных видов НВИЭ. В настоящее время в стране действует несколько десятков предприятий, производящих оборудование для использования НВИЭ. В то же время фактические объемы производства этого оборудования существенно ниже реальных потребностей в нем.
Как демонстрирует опыт зарубежных стран, развитие производства нетрадиционных энергетических установок - важный социально-экономический фактор, позволяющий решать проблему обеспечения занятости населения и поддерживать цикл конверсии предприятий военно-промышленного комплекса.
С экологической позиции использование НВИЭ безусловно предпочтительнее прямого сжигания традиционных углеводородных ресурсов. Особенно это относится к ветровой, солнечной и малой гидроэнергетике. При энергетическом использовании торфа, биомассы, высокоминерализованных геотермальных вод имеются определенные экологические проблемы, но они достаточно эффективно решаются за счет утилизации образующихся отходов (в сельском хозяйстве и других отраслях экономики).
В соответствии с некоторыми сценариями Энергетической стратегии России на период до 2020 года, удельный вес торфа и других видов НВИЭ в структуре внутреннего потребления всех первичных источников энергии к 2020 году составит 4,2 %. Это не способствует устойчивому развитию России и только усугубит отставание нашей страны от ведущих индустриальных стран.
Нетрадиционные возобновляемые источники энергии необходимо рассматривать как стратегический ресурс нашего государства. Учитывая их разнообразие и специфические особенности, данные энергоресурсы должны иметь самостоятельную нишу в перспективной национальной энергетической политике. Надо ставить более амбициозные задачи по перспективному освоению НВИЭ. К 2020 году их доля в национальном энергобалансе должна составить как минимум 6-7%. В ближайшие годы географически наиболее широко используемыми видами НВИЭ должны стать торф, биомасса (отходы), и энергия ветра.
Опыт ведущих индустриальных стран демонстрирует, что использование НВИЭ на промышленном уровне невозможно без государственной поддержки, причем со стороны как законодательной, так и исполнительной ветвей власти.
По итогам состоявшегося обсуждения участники научно-практической конференции рекомендуют:
Федеральному Собранию Российской Федерации:
Разработать проект федерального закона О нетрадиционных возобновляемых источниках энергии в котором классифицировать виды энергетических источников, относящихся к нетрадиционным возобновляемым, определить параметры и границы деятельности малой энергетики, урегулировать вопросы разграничения полномочий м. федеральными, региональными и муниципальными органами власти по управлению НВИЭ и определить права собственности на различные виды соответствующих энергетических ресурсов.
Положения закона О нетрадиционных возобновляемых источниках энергии необходимо привести в соответствие с Федеральным законом Об энергосбережении, с законодательством в области природопользования и охраны окружающей среды, а также налоговым законодательством.
В статью 85 главы ХI Бюджетного кодекса Российской Федерации внести следующие изменения и дополнения: государственная поддержка нетрадиционной энергетики и фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу в сфере освоения нетрадиционных возобновляемых источников энергии.
Раздел VIIII части II Налогового кодекса дополнить специальной главой Система налогообложения для производителей и потребителей нетрадиционных возобновляемых источников энергии.
Поручить Комитету Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию создать рабочую группу по разработке системы комплексной государственной поддержки широкомасштабного производства и использования нетрадиционных возобновляемых источников энергии.

 

Правительству Российской Федерации:
Предусмотреть в проекте федерального бюджета на 2004 год финансирование фундаментальных научных исследований по оценке валового, технического и экономического потенциала нетрадиционных возобновляемых источников энергии и реальной возможности замещения ими традиционного котельно-печного и моторного топлива в различных регионах России на перспективу до 2020 года.
В целях увеличения доли нетрадиционных возобновляемых источников энергии в балансе потребления первичных энергоресурсов до 3-4% к 2010 году и до 6-7% к 2020 году внести соответствующие дополнения в Энергетическую стратегию России на период до 2020 года и Федеральную Целевую Программу Энергоэффективная экономика на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года.
Создать благоприятные условия для торфодобывающих предприятий, производителей нетрадиционного энергетического оборудования и владельцев установок, использующих энергию торфа, биомассы и других альтернативных источников энергии с использованием следующих экономических рычагов:
· прямые субсидии (на первом этапе освоения);
· налоговые преференции инвестиционной и инновационной направленности на федеральном и субфедеральном уровне;
· льготное кредитование владельцев нетрадиционных энергоустановок (возможно создание специального фонда льготного кредитования);
· применение принципа лизинга для желающих приобрести нетрадиционные энергетические установки;
· приоритетное использование электроэнергии и синтетических видов топлива (биогаз, топливные спирты, биодизельное топливо);
В Федеральной Целевой Программе Энергоэффективная экономика на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года предусмотреть увеличение объемов бюджетного финансирования по Разделу Эффективное энергообеспечение регионов, в том числе северных и приравненных к ним территорий на основе использования нетрадиционных возобновляемых источников энергии и местных видов топлива в части, касающейся финансирования НИОКР.
Создать единый научный центр или научно-исследовательский институт, координирующий научную деятельность в сфере освоения нетрадиционных возобновляемых источников энергии.
Для поддержания необходимого уровня бюджетного финансирования освоения нетрадиционных возобновляемых источников энергии следует разработать схему рециркуляции части налогов и пошлин, собираемых в сфере природопользования, традиционной энергетики и при экспортных операциях с углеводородными ресурсами.
Провести международную сертификацию производимого нетрадиционного энергетического оборудования для обеспечения соответствующего выхода на международный рынок.
Рассмотреть вопрос о федеральной поддержке использования торфа для повышения плодородия почв и в качестве продукта для очистки выбросов загрязняющих веществ.
Разработать методику и провести геолого-экономическую оценку геотермальных теплоэнергетических ресурсов для последующего развертывания работ по их комплексному использованию в регионах России, испытывающих дефицит в теплоснабжении.

 

Председатель Комитета А.С. Беляков

 



курса. Национальный проект ГОЭЛРО 2. Перечень сайтов. Москва будет бороться с дефицито.

На главную  Управление энергией 





0.0094
 
Яндекс.Метрика