![]() | |
![]() ![]() |
На главную Управление энергией Город с позиции видеоэкологии
Профессор-физиолог, академик Российской академии наук Василий Антонович Филин – основатель нового перспективного научного направления, известного как визуальная экология, он автор так называемой теории саккад. Деятельность организованного им Московского центра видеоэкологии имеет поистине планетарный масштаб – выступая на международных конференциях, ученый заставляет жителей городов задуматься о создаваемых ими объектах инфраструктуры: так ли уж они полезны для нас? Подробный рассказ о видеоэкологии как науке можно найти в одноименной книге профессора, мы же на страницах журнала коснемся лишь небольшой ее части, затрагивающей специфику городского освещения.
Теория саккад
Скорость саккад постоянна, она соответствует естественным биоритмам организма. Зрительные образы подсознательно фиксируются мозгом. При этом постоянная смена картинки действует успокаивающе, а ее однообразие, накапливаясь, раздражает подсознание. В этом секрет неосознанной соблазнительности огня и того чувства комфорта, которое каждый человек испытывает, выбравшись из города в лес.
В свою очередь, существуют так называемые гомогенные структуры, характерные бесконечным однообразием форм. Что предпочитают биологические формы жизни, очевидно: в ледяных или песчаных пустынях ее фактически нет.
Визуально экологическая катастрофа
Каноны искусства издавна предусматривали при создании домов и предметов быта использование метрической системы, основанной не на миллиметрах, а на долях т. н. золотого сечения. Декоративные элементы, имитирующие природные растительные формы, использовались во всех архитектурных стилях – от готики до модерна. Гигантский опыт формирования комфортной визуальной среды, который архитектура накопила на протяжении тысячелетий, был в одночасье перечеркнут в ХХ веке конструктивистами.
Идея конструктивистов построить новый, рациональный мир, составленный из гигантских геометрических объемов, вызвала мировой бум. Потом волна схлынула, оставив на песке небоскребы, промышленные объекты и застройку небогатых районов.
Конструктивизм предвосхитил, а функционализм 2-й половины ХХ века окончательно сформировал т. н. объекты массовой застройки – типовые здания-коробки. Иначе говоря, гомогенные структуры, которые тиражируются в миллионах воплощений.
Один английский коллега В. А. Филина в свое время исследовал энцефалограммы людей, подвергнутых нехитрому тесту. Испытуемым показывали различные архитектурные объекты. Так вот, когда человек созерцал железобетонное здание типовой застройки – неважно, жилое или промышленное, – его энцефалограмма не слишком отличалась от энцефалограммы переживающего припадок эпилептика. По статистическому опросу, проведенному в нашей стране, 72% жителей т. н. спальных городских районов мечтают о переезде, из них 35% откровенно заявляют о том, что место им не нравится. В то же время в цикле расселения коммуналок, находящихся в исторических центрах Москвы и Санкт-Петербурга, наблюдается любопытный феномен: многие не хотят уезжать из более комфортной визуальной среды на окраины, даже если им предлагаются лучшие условия. По тем же статистическим данным, обе столицы лидируют как наиболее посещаемые туристами, а в отношении самых непривлекательных городов России пальма первенства принадлежит крупным промышленным центрам – Тольятти, Экибастузу, Тюмени.
К чему же приводит легкомысленное отношение к визуальному облику городов? Из-за этого наблюдается колоссальная миграция населения из промышленных центров. Это одна из главных причин того, что у статистического большинства полностью отсутствуют эстетические ценности. Наконец, это одна из главных причин роста преступности. Возможно, кто-то усомнится в справедливости последнего утверждения. Но вот пример. В древности на Кавказе существовал обычай: преступника увозили высоко в горы и на неделю оставляли одного – созерцать и раскаиваться. визуальный комфорт на людей действовал настолько сильно, что большинство ниразу больше не нарушало законов общества.
Что такое хорошо, а что такое плохо
Всего лишь в зависимости от маршрута движения человек может приехать на работу или в состоянии стресса, или в хорошем настроении. И дело тут не в траффике, а в маршруте. В первом случае он двигается по Новому Арбату или по шоссе Энтузиастов, а во втором – выбирает арбатские переулки или Главную аллею Измайловского парка. Оценивая перспективы столичного градостроительства, профессор В. А. Филин отмечает несомненные перемены к лучшему. Последними визуально гармоничными постройками перед эпохой визуально-экологических катастроф, по его мнению, были высотки и дом на Смоленской площади архитектора Жолтовского. Он был последним, кому удалось отстоять прерывистый карниз (знаменитое высказывание мэтра – орнамент устал) и знаменитую угловую башенку, визуально обогащающую перспективу. В эпоху Гришина подобные башенки с архитектурных макетов срезали ножницами, и только в последние годы возродилась традиция необходимых излишеств. Вызывающий много противоречивых откликов так называемый новорусский стиль с многочисленными башенками из стекла и алюминия и чередой разнофактурных фасадов (характерный пример – гостиница Балчуг-Кемпински), по мнению В. А. Филина, является несомненным шагом вперед в отношении оздоровления визуально-экологической обстановки Москвы.
Новая архитектура района Марьино или застройка на Рубцовской набережной, благодаря гармоничной визуальной среде, становится популярной у новоселов, несмотря на неблагоприятные экологические условия. Академик склонен высоко оценивать заслугу в этом Ю. М. Лужкова и его администрации, как и в том, что город постепенно освобождается от наиболее гомогенных объектов, таких, как, например, отель Интурист на Тверской.
Городское освещение: спасение или регресс
В практике современного городского освещения профессор В. А. Филин отмечает ряд несомненных достижений и просчетов. К последним относится бессмысленное подчеркивание гомогенных свойств объекта (например, подсветка агрессивных вертикалей здания Монетного двора на Тульской) и пренебрежение цветовым ритмом (скажем, залитый безжизненным светом натриевых ламп километровый тоннель на пересечении 3-го кольца с Кутузовским проспектом).
Согласно теории саккад, человеческий глаз любит дискретный переход от темного к светлому, ему нужно за что-то зацепиться, и поэтому плавный переход освещения зачастую неприятен. Контраст света и тени, цветовые гармонии – по мнению профессора, эти правила, обязательные для живописца, должны изучать и светотехники. Иначе мы получаем ситуацию с подсветкой пространства под новой эстакадой на проспекте Мира около ВДНХ – интересное архитектурное решение убито безжизненной однородной подсветкой. К числу несомненных удач, когда городскому освещению удается создать благоприятную визуальную среду, В. А. Филин относит подсветку высоток. Световые контрасты выделяют столь нужные глазу архитектурные излишества, и освещение части пешеходных зон на Манежной площади и Старом Арбате. Известно, что, перемещаясь пешком, человек в большей степени смотрит под ноги, нежели вокруг. Если тротуарная плитка представляет собой метрические кафельные квадраты или прямоугольники, это приводит к стрессу, обусловленному длительным созерцанием гомогенных объектов. Если же плитке придать визуально гармоничную форму (напоминающую элементы декоративного орнамента), да так же и хорошо подсветить, число туристов, несомненно, увеличится.
Дифференциация качеств
Вращающийся логотип другой автокомпании, на крыше здания в конструктивном стиле, является примером динамической рекламы. Он переключает взгляд наблюдателя с агрессивных гомогенных конструкций исторического архитектурного памятника. но удачных, с позиции визуальной экологии, рекламных объектов в настоящее время единицы. Преобладают другие, цель которых – максимум светового насыщения на единицу площади. Бегущая реклама, к примеру, настроена не в том режиме, который способствует природному автоматизму саккад. Цвет рекламы, противоречит законам визуальной гармонии.
на данный момент самые насущные задачи Московского центра видеоэкологии – разработка закона об охране и улучшении городской визуальной среды и борьба за пересмотр общегородской политики в области рекламы. Согласно рекламной концепции В. А. Филина, стоимость на рекламные площади должна зависеть от качества рекламы. Художественные советы, которые дают разрешение на монтаж той или иной рекламы, в обязательном порядке должны опираться и на критерии видеоэкологии.
на данный момент у профессора В. А. Филина много учеников и последователей как в столице, так и в других городах – в Костроме, Самаре, Нижнем Новгороде. Их деятельность весьма успешна: городская администрация повсеместно проявляет интерес к конструктивным предложениям видеоэкологов. Особенно в тех случаях, когда можно обойтись без радикальных мер, лишь изменив тактику освещения.
Источник:http://www.illuminator.ru
![]() ![]() ![]() ![]() На главную Управление энергией 0.0028 |
|